- ✔ синонимы к слову «работы» — (138) слов
- Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Морфологический разбор слова «агитработу»
- Мягкие согласные в русском языке
- Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
- Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
- Об агитработе — презентация онлайн
- Первая киллер в русской литературе
- Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
- Позиционное оглушение/озвончение
- При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
- Синонимы к слову «работы» (245 слов)
- Фонетика: характеристика ударных гласных
- Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук
- Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
- Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
- Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
✔ синонимы к слову «работы» — (138) слов
Можно найти больше синонимов, нажимая на слова.
деятельность, создание, работа, качество, произведение, материал, повышение, действие, место, функция, функционирование, профессия, изделие, дело, занятие, труд, продукт, обслуживание, вещь, урок, эксплуатация, работы, должность, поделка, жизнедеятельность, нагрузка, служба, ремесло, творение, трудовая деятельность, наряд, упражнение, пост, кампания, публикация, вакансия, халява, сочинение, подработка, предпринимательская деятельность, делание, халтура, вид деятельности, доклад, удаленка, аврал, детище, подряд, опус, видеоработа, служение, писание, напряженная работа, лаба, вакантная должность, вакантное место, пахота, лаб, работенка, субботник, маета, диссертация, вещичка, живой труд, магнум опус, плод трудов, трудовой процесс, арибаито, вещица, исправтрудработа, отправления, пыхтение, работешка, косьба, работища, хозработа, авиахимработы, изоработа, левак, оперработа, агитработа, курсовуха, работка, страда, авиаработа, культработа, лабораторка, плод вдохновения, работишка, справа, вкалывание, гамаль, свободное место, загранработа, ишачание, политработа, профессиональной деятельности, экономработа, сдельщина, сельхозработы, труженичество, фоторабота, электроработа, воскресник, незамещенная должность, первоучинка, пионерработа, политпросветработа, принудработы, профработа, эскорт-работа, авиахимработа, двухсменка, исправработа, клетневание, культпросветработа, мулево, надомничество, партработа, педработа, поддирка, сантехработа, сельскохозработа, спасработы, стройработы, физкультработа, киноработа, многосменка, оргработа, повременка, поденка, разведработа, спецработа, трехсменка, шефработа, сельхозработа, стройработа, трудовой деятельности
Другие слова на букву Р
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
- Средняя частота слова «работы» 209. Количество букв: 6.
- Искалась форма слова «работы»
- Поиск «работы» занял 0.008 сек.
- Добавьте synonyms.su в закладки ( нажав
Ctrl D
), чтобы найти Синонимы.
Вверх ↑
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
- лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.
Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
- я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
- ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: банан — белка,
- [в] — [в’]: высота — вьюн,
- [г] — [г’]: город — герцог,
- [д] — [д’]: дача — дельфин,
- [з] — [з’]: звон — зефир,
- [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
- [л] — [л’]: лодка — люкс,
- [м] — [м’]: магия — мечты,
- [н] — [н’]: новый — нектар,
- [п] — [п’]: пальма— пёсик,
- [р] — [р’]: ромашка — ряд,
- [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
- [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
- [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
- [х] — [х’]: хорек — хищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Морфологический разбор слова «агитработу»
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
- всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
- буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
- часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
- чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
- Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
- Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
- Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
- На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
- При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
- «Т» — в сочетаниях:
- стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
- стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
- нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
- стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
- стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
- нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
- «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
- тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
- тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
- тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
- «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
- здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
- ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
- ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
- здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
- ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
- рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
- рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
- дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
- дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
- «Л» — в сочетаниях:
- «В» — в сочетаниях:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
- Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
- Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
- Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
- Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
- Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
- Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2022
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Об агитработе — презентация онлайн
Об агитработе
ВОЗМОЖНА ЛИ ПОБЕДА КОМАНДЫ
ГРУДИНИНА?
Немного статистики
Общие опросы, результаты голосования по ситуации на
23.01.2022:
1. http://твой-выбор2022.рф/
Голосов 2396, Грудинин 55% , Путин 37% , Жириновский
3%
2. http://мой-президент.рф/my-president/grudinin-p-n.html
Голосов 4941, Грудинин 84%, Путин 12%, Жириновский
3%
3. http://president-rf.ru/page/rejting-kandidatov
Голосов 95784, Грудинин 57%, Путин 30%, Жириновский
3%
4. http://npetroff.com/
Голосов 3405, Грудинин 55%, Путин 8%
5. https://pollservice.ru/p/vybory-prezidenta-rossii-201..
Немного статистики
6. http://people.100p.ru/challenger/russia
Голосов 596, Грудинин 76%, Путин 22%
7. https://vk.com/rating_putina
Голосов 579, Грудинин 84%, Путин 16%
8. https://otvet.mail.ru/question/205955615
Голосов 72, Грудинин 50%, Путин 50%
9. http://novosti-online.info/3931-kandidaty-v-prezident..
Голосов 7934, Грудинин 49%, Путин 26%, Жириновский
9%
10. https://vk.com/elect2022
Голосов 4 229, Грудинин 60%, Путин 20%
Статистика на 23.01.2022.
Сайт Хазина http://worldcrisis.ru/crisis/2915364
Голосов 1730, Грудинин 76%, Путин 14%
Сайт персональный Хазина https://khazin.ru/pools
Голосов: 9199, Грудинин 64%, Путин 36%
Сайт работников творческой интеллигенции(экономисты,
писатели, журналисты)
http://maxpark.com/community/13/content/6165547#discuss
Голосов 307, Грудинин 41%, Путин 28%, Жириновский 6%
Сайт российской «Богемы»
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/263743-putin
Голосов: 96, Грудинин 21%, Путин 70%
Возможна ли победа?
Даже по данным ВЦИОМ Грудинин, который, при
объективно слабой узнаваемости (от 20 до 30%), да еще
и в период новогодних праздников стал безусловным
серебряным призёром, получив недосягаемые для
Жириновского и прочих — 7,6%. Соответственно при
росте узнаваемости с 20-30% до 100%, который
неизбежен для кандидата в президенты России в ходе
предвыборной кампании, можно прогнозировать
конечный результат Грудинина от 25 до 45%-47%. Так что
второй тур выборов вполне реален, как бы нас ни
убеждали в обратном даже данные на 100%
государственной организации по статистике.
Для победы на выборах необходимо
чтобы наш кандидат, наша идея, наша
программа победили с большинством
в 50,1% в первом или втором туре.
Общая численность избирателей в РФ
и за её пределами 111 624 248
человек (смотрим на сайте
http://www.cikrf.ru) Т.о. необходимо
чтобы за народного кандидата
проголосовало 55’812’124 человека.
Борьба серьёзная, но победа вполне
Для обеспечения победы считаем
необходимым:
1. Подготовить политически грамотный актив для чего
разработать и провести курс политучёбы с разъяснением
основных положений программы, разобрать основные
вопросы, возникающие в ходе агитационной работы.
2. Занять пикетами на всё вечернее время (с 16-00 до 2000) все 6 наиболее значимых точек города по признаку
проходимости пассажиропотока. Изготовить
агитматериалы и менять экспозиции по принципу
ротации. Агитационная бригада =>
Агитационная бригада
Агитационная бригада должна включать не менее 5
человек, быть обеспечена агитматериалами.
Структура бригады:
1 ответственный за пикет — решает общие
организационные вопросы);
2 регистратора – ведут учет всех событий, пожеланий,
предложений, списки добровольных помощников
найденных по ходу проведения пикета (иметь при себе
дополнительно планшетки с листками для записи
активистов, ручки, прочий инвентарь).
3-4-5 агитаторы (раздача агитматериалов, ответы на
Одиночные пикеты!
Одиночные пикеты не требуют
регистрации. Возьми плакат в штабе
или распечатай сам и иди пикетируй!
Лучше, чтобы с тобой был кто-нибудь
из приятелей, чтобы заснять
интересные моменты или
возможные действия
правоохранительных органов на
камеру
Для обеспечения победы считаем
необходимым:
3. Выстроить территориальные виртуальные и реальные
структуры, поручив им агитацию на своих территориях.
Составить списки по улицам, домам, подъездам в которых
проводить кроме агитационной работы социологические
замеры.
Для обеспечения победы считаем
необходимым:
4. Подготовить доверенных лиц и наблюдателей на все
участки для голосования.
5. Проводить агитационные встречи доверенных лиц с
коллективами предприятий и учреждений, составить план
охвата этого сектора с обязательной отчётностью о
встречах и их результатах (запись в сетевой структуре,
группе в интернете, вайбере и .т.д.)
6. Проводить сбор наказов избирателей вплоть до самых
простых — составить базу данных которая в дальнейшем
позволит провести статистический анализ самых горячих,
ключевых тем для каждой территории, сферы, группы
населения.
Проведение агитационных «опросов».
Подготовка агитационных групп
Для того чтобы максимально
эффективно охватить всех
избирателей необходимо
подготовить агитгруппы и
одиночных активистов по
определённой схеме:
1
а) люди должны хорошо представлять за что они агитируют и не
противоречить другим агитационным источникам и самим себе (Так
бывает когда человек не до конца представляет основные идеи
агитационной кампании).
б) люди должны работать на определённой территории с
определёнными людьми. Только охватив один участок работы можно
переходить на другой.
в) находя перспективных соратников необходимо им доносить план
работы и предлагать взять на себя часть фронта работы!
г) в обязательном порядке необходимо фиксировать результат
работы по схеме, приведена на листах, которые вам розданы.
Результаты работы разных участков могут быть сведены в единую
таблицу по городу, региону и показать с некоторой достоверностью
охват избирателей пропагандистской работой, планировать задачи,
ликвидировать пробелы в работе.
д) работу по подготовке голосования будет вести КПРФ
(благо, опыт имеется богатый), но необходимо, чтобы на
участках наблюдателями были люди не старше 50 лет,
наиболее опытные и хорошо подготовленные (физически
и морально). Для этого необходимо подготовить актив.
Поэтому на протяжении всей кампании нужно искать тех,
кто будет наблюдателями в день голосования.
е) часть людей смогут взять на себя только очень
небольшие функции — например — расклейку
агитматериалов у себя на подъезде, доме, обойти
знакомых и вывесить на балконах баннеры «За
Грудинина!» Таких людей назначать старшими по дому
(улице в области).
2. Для начала работы определи кто ещё работает в твоём
районе города, в населённом пункте, области. Согласуй с ними
какой участок берёшь на себя, предложи им работать по этой
же схеме.
3. Возьми список своих контактов и выясни кто за кого намерен
голосовать. Сторонников за Грудинина ориентируй на более
активную работу. По сторонникам за Путина и Жириновского
ориентируйся как общая агитработа влияет на их мнение.
4. Сторонников за других кандидатов не нужно
«насиловать правдой», «открывать им глаза». Даже
переубедив одного такого упорного человека ты в итоге
потеряешь возможность найти ещё трёх активных
сторонников за то же самое время. Тем не менее работа с
колеблющимися сторонниками других кандидатов важная
часть работы! Каждый усвоивший аргументацию за
нашего кандидата одновременно и усиливает нас и
ослабляет соперников!
Инструкция-методичка для
рядового активиста
Инструкция-методичка для рядового
активиста
1. Подготовь у себя на компе, а так же на странице в
интернете набор следующих агитматериалов: «Территория
социального оптимизма», «20 пунктов Павла Грудинина»,
…
2. Возьми для себя максимально удобный район города,
близкий к работе или к месту постоянного проживания,
выбери в нём избирательный округ, депутата городского
совета. Определи количество проживающих избирателей
в данном районе. Это можно выяснить на сайте ЦИК
твоего города.
3. Выясни какой штаб Грудинина является ответственным
за данный участок работы, согласуй работу с теми, кто
ещё будет работать на данной территории. Возьми
Инструкция-методичка для рядового
агитатора
4. Возьми карту и наметь свой участок работы. Подсчитай
количество многоквартирных домов, количество
подъездов. В каждом подъезде необходимо найти
сторонников, которые разместят на балконах агитбаннеры
«За Грудинина!» Проще всего спросить кто старший по
дому/по подъезду и пообщаться с ними, а они уже могут
помочь найти остальных активистов. Можно просто
спросить кто в подъезде неформальный лидер.
5. В списке контактов телефона, в записных книжках, в
списке друзей в соцсети нужно найти всех тех, кто
доступен для общения. Составь три списка в виде
таблицы: 1) За Грудинина 2) За Путина 3) Остальные.
Лучше распечатать всё это в виде таблицы Еxcel
Пример
За кого
Степень
приверженности
Пойдёт голосовать?
контакты
Примечания.
Петров
За Грудинина
!!!
Х
8-913-009-96-22
активист
Скрипка
За Путина
—
Х
[email protected]
Сосед
Силаев
За Жир.
!!!
Х
Баламошко
—
—
—
кв.12
алконафт
Сидорчук
За Грудинина
!
Х
Кв 231
Баннер на балконе
Львов
За Путина
!
Х
8-983-051-44-21
НОДовец, вменяемый
Дряблый
За Путина
!!!
—
ВК id654967
Упоротый, нет
прописки
6. Личная агитация — либо взять стикеры, нашивки,
эмблемы в штабе, либо распечатать самостоятельно в
любой оперативной полигарфии. Образцы эскизов взять
здесь http://www.politpros.com/agitpunkt/print/ ,
https://vk.com/id29606432?w=wall29606432_6191/all&
z=album-154691892_250548841 или придумать
самостоятельно. Просмотрите ролик о ведении
агитработы. Помните, что лучше делиться своими
словами, чем заучеными фразами — есть причина почему
вы верите Грудинину — вот этим и делитесь. В местах
своего присутствия — ненавязчиво показать свою
политическую принадлежность.
Пройти политучёбу — самостоятельно освоить курс
Некоторые соображения-советы по
компании (что нужно доносить людям,
1. Мы не против Путина. Сам по себе Путин и те, кто в его
особенно
СТОРОННИКАМ
Путина)
окружении могут быть адекватны, патриотичны, и
являются заложниками системы компрадорского
колониального капитализма. Т.о. мы за Путина, но против
олигархов.
2. Путин имеет огромный опыт и политический вес на
международной арене и это неоспоримое преимущество
России. Разумеется преступно и глупо было бы это не
использовать в интересах Родины. Т.о. возможно
предложить П.Н. Грудинину закрепить за Путиным пост
пусть даже Председателя Госсовета, сохранив его статус
национального лидера.
Некоторые соображения по компании
(что нужно доносить людям, особенно
3.сторонникам
Грудинин является кандидатом
Путина) от
«левых» и «правых» — но эта
классификация весьма условна и
надумана. Главная идея и задача
сторонников Грудинина — наведение
порядка в экономике, усиление России,
увеличение благосостояния народа. В
данный момент любые споры и дрязги
на тему «чья теория более верная»
являются разобщающим, а значит и
ослабляющим страну фактором!
Первая киллер в русской литературе
«Методы преподавания литературы в школе должны реформироваться. То, как они существуют сегодня — это что-то невозможное», — замечает Дима. Он сам провел для одноклассников несколько уроков про Достоевского и Чернышевского — попросили завуч и учитель литературы. То, как уроки проходят везде, его раздражает.
Он объясняет: «Как будто литературу не хотят сделать интересной — только натаскивают, отвергая новые форматы. А дети, в свою очередь, отвергают чтение. Например, в рамках программы по желанию учителя можно пройти повесть Лескова „Леди Макбет Мценского уезда“. Главная героиня — первая киллер в русской литературе. Разве эта аннотация не заинтересует человека?».
Дима приводит еще примеры. Одной из подписчиц канала в школе задали «крутое домашнее задание» — придумать темы для тиктоков, которые могла бы снять Татьяна Ларина. «Этого нет в обычной школе, учителя не ищут формат, который ученикам будет интересен».
Самое главное, считает Дима, «внутреннее развитие через общение с одноклассниками и учителями»
Блогер тихо протестует против действующих норм: «Система поощрений в виде оценок и красных аттестатов мало на что влияет. Зазубривают ради оценки, ради того, чтобы сдать ЕГЭ, поступить в университет, получить диплом и дальше-дальше-дальше. Все время какое-то зазубривание. А настоящего стимула нет».
Сейчас, в 10 классе, Дима уже готовится к ЕГЭ. Начал он еще раньше, с репетитором, но теперь он занимается самостоятельно. Своим подписчикам он советует идти не к частным специалистам, а на подготовительные курсы, где все преподаватели знают, что именно требуется на экзамене».
С тем, что подготовка к экзамену предсказуема и методична, Дима смирился: «Думаю, литература, как и некоторые другие предметы ЕГЭ, репрезентована некорректно. Литература многогранна. Один критик так писал о пьесе, другой — иначе. Но составители выбирают одну точку зрения, и получается, что ты все время зазубриваешь, не пытаясь анализировать. На ЕГЭ у тебя нет своего мнения: твое мнение — мнение составителей».
Но литературу юноша сдавать будет точно — это главный экзамен для поступления на филологический. Почти год назад он передумал поступать в театральный и решил пойти на филфак. «В театре актеры делятся со зрителями своими эмоциями, мыслями, но через игру.
Дима планирует совмещать преподавание в школе с исследовательской деятельностью. Заниматься этим он хочет в одном из петербургских вузов — либо СПбГУ, либо НИУ ВШЭ. Он объясняет: «Питер — мое место силы. Чувствую, что мне нужно именно туда».
Изображение на обложке: Iren Moroz / adobe stock // @dimavsedela
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
- перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
- делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
- В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
- в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
- в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
- после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
- после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
- в самом начале слова:
- — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
- — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
- (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
- сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
- своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
- лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
- после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но:
Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.
Синонимы к слову «работы» (245 слов)
занятость, трудоустройство, принудиловка, задача, режим, производительность, усилие, кропотливый, специальность, учёба, задание, поручение, призвание, текучка, трудоёмкий, обучение, изготовление, усовершенствование, стройка, строительство, шабашка, шабашник, изыскание, исследование, разыскание, выполнение, осуществление, исполнение, заработок, приработок, приработка, отлынивание, дармовщина, жизнь, нужда, человек, сектант, проведение, достижение, использование, отчёт, созидание, искусство, уборка, сбор, жатва, урожай, обязанность, роль, амплуа, богослужение, поддержание, документ, досье, махинация, шедевр, синекура, отстранение, прислуживание, увиливание, уход, лучший, пример, подразделение, назначение, ценз, контракт, услуга, договор, спор, разбирательство, суд, тяжба, знакомство, вакация, мастерство, секрет, рукоделие, период, следствие, отторжение, сила, существо, отрасль, промысел, торговля, фабрикат, промышленность, выделка, фабрикация, помещение, севр, комната, предмет, принятие, портфель, гонка, бой, битва, сражение, трудотерапия, улучшение, препарат, потение, заслуга, клюква
Не нашли нужный синоним?
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
- звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];
- Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
- ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
- е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
- я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
- ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
- Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
- Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
- твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
- [б] — [б’]: банан — белка,
- [в] — [в’]: высота — вьюн,
- [г] — [г’]: город — герцог,
- [д] — [д’]: дача — дельфин,
- [з] — [з’]: звон — зефир,
- [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
- [л] — [л’]: лодка — люкс,
- [м] — [м’]: магия — мечты,
- [н] — [н’]: новый — нектар,
- [п] — [п’]: пальма— пёсик,
- [р] — [р’]: ромашка — ряд,
- [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
- [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
- [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
- [х] — [х’]: хорек — хищник.
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
- Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
- При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
- зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
- жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
- шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
- стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
- здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
- сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
- тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
- тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
- дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
- сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
- зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
- сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
- зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
- чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
- чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
- чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
- чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
- !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.