- | учебное пособие «компьютерная деловая игра «бизнес-курс: максимум». введение
- | рекомендации учебно-методических объединений
- | учебное пособие «компьютерная деловая игра «бизнес-курс: максимум». глава 1. общая характеристика программы
- 21-22 марта 2008 г. в г. киров проводилась ii-ая региональная студенческая олимпиада с применением кди «бизнес-курс: корпорация плюс»
- .06.2008В МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась первая олимпиада с применением БК: Максимум!
- 26-28 марта 2008 г. в калуге состоялась межвузовская студенческая олимпиада с использованием кди «бизнес-курс: корпорация плюс», версия 3.
- 30, 31 января и 1 февраля в компьютерном классе нивц мгу им. м.в. ломоносова состоялся первый в 2008 году семинар для преподавателей, методистов и сотрудников высших учебных заведений «использование компьютерных деловых игр серии бизнес-курс в учебном процессе»
- Благодарности
- Обмен мнениями
- Участники и победители олимпиады
| учебное пособие «компьютерная деловая игра «бизнес-курс: максимум». введение
Материалы из учебного пособия «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»
Во всем мире признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть – управление виртуальным экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер.
Компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» уже более 15 лет разрабатываются совместными усилиями лаборатории имитационного моделирования и деловых игр Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса».
За эти годы были созданы и совершенствовались (через ряд последовательных версий) следующие самостоятельные программы данной серии:
- «БИЗНЕС-КУРС: Предприятие»
- «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация»
- «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс»
- «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»
Во всех этих программах пользователь управляет виртуальным предприятием, действующим в условиях конкуренции. В программы заложена интегральная оценка эффективности управления, называемая игровым рейтингом. Задача пользователя – добиться как можно большего значения этого показателя к концу игрового курса.
Конкретные программы отличаются набором возможных управленческих решений и объемом отчетно-аналитической информации, предоставляемой пользователю на каждом шаге игры. Каждая следующая программа (в перечисленном порядке) сохраняет все содержание предыдущей и включает в себя ряд дополнительных моментов, связанных с углублением проблематики управления предприятием.
Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» предназначены для высших учебных заведений экономического профиля, курсов подготовки и переподготовки управленческих кадров, а также – для самообразования лиц разных категорий. Они позволяют развить навыки управления, получить конкретные знания по широкой тематике, связанной с финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Говоря конкретнее, эти программные продукты можно использовать в преподавании (изучении) следующих учебных дисциплин и тем:
- Производственный менеджмент
- Маркетинг
- Финансовый менеджмент
- Бухгалтерский учет
- Финансовая (бухгалтерская) отчетность
- Управленческая отчетность
- Налогообложение и налоговая отчетность
- Финансовая отчетность по международным стандартам (МСФО)
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности
- Антикризисное управление
- Рынок ценных бумаг
Особенность программ серии «БИЗНЕС-КУРС» заключается в том, что вопросы бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения отражены здесь в строгом соответствии с российским законодательством.
Но, может быть, самое важное то, что эти деловые игры показывают комплексную картину деятельности организации и место в ней каждого элемента системы управления. Студенты обычно не получают такой картины в результате изучения отдельных учебных предметов. Здесь же они могут объединить, закрепить и расширить свои знания, выступив в роли руководителя предприятия, видящего картину в целом, обладающего всей полнотой власти в принятии управленческих решений и в то же время условно несущего за них «полную ответственность».
Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» снабжены подробной справочной системой, где не только объясняются специфические правила игры, но и даются детальные объяснения по всем вопросам, носящим общетеоретический характер, т.е. затрагивающих указанные выше учебные дисциплины и темы как таковые.
Можно сказать, что, благодаря справочной системе, данные программы представляют собой своеобразные интерактивные учебники по управлению, учету и финансам с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих пользователей.
Деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» представлены в двух вариантах.
Индивидуальный вариант может использоваться для самообразования и самостоятельных занятий в рамках очных учебных программ, а также при заочном и дистанционном обучении. Здесь пользователь, управляя организацией, один на один конкурирует с компьютером.
Коллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством Администратора игры (преподавателя). Участники коллективной игры разбиваются на команды, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции. Передача информации между компьютерами команд и Администратора осуществляется по локальной сети или через внешние носители.
Побеждает та команда, которая к концу игрового курса добьется наибольшего значения игрового рейтинга.
Желание выйти победителем порождает у участников игры повышенный эмоциональный настрой, который способствует эффективному усвоению навыков и знаний, заложенных в компьютерную программу.
Обычно в коллективной игре участвуют 5-10 команд по 2-3 человека в каждой. Для полноценного проведения игры требуется от 12 до 36 учебных часов. Ее можно проводить как в рамках интенсивных краткосрочных семинаров, так и на протяжении целого семестра с включением в сетку занятий.
Коллективная игра особенно эффективна в сочетании с традиционными формами обучения – лекциями и семинарами. Она позволяет проиллюстрировать и закрепить теоретический материал, существенно оживляет учебный процесс, оставляя незабываемые впечатления у ее участников.
Ныне поддерживаемые компьютерные деловые игры «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» и «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» получили следующие образовательные грифы:
- Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве программного комплекса по управленческим специальностям (май 2022 г.).
- Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве электронного учебного пособия по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» (ноябрь 2009 г.).
В настоящее время эти деловые игры используются в образовательном процессе на экономическом факультете, факультете государственного управления, в московской школе экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в целом ряде других учебных заведений страны. На базе их коллективных вариантов ежегодно проводится около 10 студенческих олимпиад в разных регионах России, причем эти мероприятия организуются по инициативе местных учебных заведений, использующих эти программные продукты в учебном процессе.
В данном учебном пособии дается полное авторское описание наиболее насыщенной деловой игры данной серии – «БИЗНЕС-КУРС: Максимум». До этого элементы программы описывались лишь в рамках ее справочной системы.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей, которые уже знакомы с программой или хотели бы с ней ознакомиться, а также для всех лиц, кого интересуют активные формы обучения и компьютерные технологии в образовании.
Пособие содержит подробные объяснения по всем дисциплинам и темам, перечисленным выше. В конце пособия приводится обширный словарь использованных терминов по финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Все это образует учебный и справочный материал, который может быть полезен не только при работе с данной программы, но и независимо от нее. В этом смысле программа выступает лишь как способ представления в одном месте разнообразной проблематики управления предприятием в современных условиях.
Следует подчеркнуть, что в основе любой компьютерной деловой игры лежит та или иная математическая (имитационная) модель управляемого экономического объекта и его внешнего окружения. Качество игры во многом определяется содержанием ее математической модели, хотя очень важным является и качество программной реализации такой модели.
Математическая модель, лежащая в основе программ серии «БИЗНЕС-КУРС», прошла длинный, эволюционный путь развития, начавшийся с одной научной публикации в 1993 г. [21]. С тех пор модель претерпела многочисленные изменения. Появлялись новые виды управленческих решений, новые отчетно-аналитические разделы, учитывались частые изменения российского законодательства.
Так, в программе «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» дана новая возможность покупать оборудование в лизинг, а также покупать средства производства и продавать продукцию на условиях коммерческого кредита. Одновременно можно проводить операции факторинга. Здесь впервые представлена отчетность по МСФО. В описываемой версии 1.5 данной программы учтены новые (2022 г.) требования Минфина РФ к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Об этом и многом другом будет рассказано в настоящем учебном пособии.
Материалы из учебного пособия «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»
| рекомендации учебно-методических объединений
Компьютерным деловым играм «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» и «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» присвоены следующие грифы:
- Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве программного комплекса по управленческим специальностям.
- Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве электронного учебного пособия по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение».
Материалы:
| учебное пособие «компьютерная деловая игра «бизнес-курс: максимум». глава 1. общая характеристика программы
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Материалы из учебного пособия «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»
Как отмечено во Введении, компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» представлена в индивидуальном и коллективном вариантах. При этом программное обеспечение коллективного варианта включает в себя две самостоятельные программы:
- программу фирмы, экземпляр которой устанавливается на каждый компьютер, за которым располагается команда, участвующая в коллективной игре;
- программу Администратора, через которую осуществляется управление процессом коллективной игры.
Описание программы Администратора приводятся в последней главе 10.
Что же касается программы фирмы, то она практически тождественна программе индивидуального варианта игры. Различий по существу только два:
- в программе индивидуального варианта сам пользователь осуществляет организацию игровых курсов и сценариев (см. п. 1.3.1). В коллективном варианте эти функции переданы программе Администратора (см. п. 10.2);
- рабочая часть программы фирмы дополнена сведениями о конкурентах, участвующих в данной коллективной игре (см. п. 9.7).
Поэтому в дальнейшем, если не оговорено иное, под программой мы будем понимать как программу индивидуального варианта игры, так и программу фирмы в коллективном варианте игры. При этом под пользователем программы в коллективном варианте имеется в виду целая команда – участница игры.
Материалы из учебного пособия «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»
21-22 марта 2008 г. в г. киров проводилась ii-ая региональная студенческая олимпиада с применением кди «бизнес-курс: корпорация плюс»
21-22 марта 2008 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета, при участии Вятского государственного университета, Вятской государственной сельскохозяйственной академии, а также НИВЦ МГУ им. М.В.
Ломоносова, ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» проводилась II-ая региональная студенческая олимпиада. В первый день олимпиады студенты проходили компьютерное тестирование и решали практические задания по специальностям: коммерция (торговое дело), менеджмент организации, экономика и управление на предприятии, маркетинг, финансы и кредит, бухгалтерский учет. Во второй день состоялось соревнование студентов по компьютерной деловой игре «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс», версия 3.
Итоговое распределение мест в игре:
ВУЗ | Команда | Рейтинг | Место |
---|---|---|---|
Вятский государственный гуманитарный университет | Двоеглазова Юлия Быкова Анна Захарова Анастасия | 1193 | I |
Вятская государственная сельскохозяйственная академия | Обухов Дмитрий Рангулов Васил Пластинина Ольга | 993 | II |
Московская финансовая юридическая академия, Вятский филиал | Крюков Артем Вдовиченко Анастасия Водова Мария | 736 | III |
.06.2008В МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась первая олимпиада с применением БК: Максимум!
20 и 21 июня 2008 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана на факультете «Инженерный бизнес и менеджмент» прошла традиционная Всероссийская экономическая олимпиада по экономике «Управление предприятием» среди студентов и аспирантов возрастом до 25 лет. Олимпиада проводилась с применением новейшей компьютерной деловой игры «БИЗНЕС-КУРС: Максимум 1.0».
Открыла олимпиаду декан факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» Омельченко Ирина Николаевна — заместитель председателя оргкомитета олимпиады, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор. Приветственное слово от Сибирской угольной энергетической компании произнес выпускник МГТУ им. Н.Э.
26-28 марта 2008 г. в калуге состоялась межвузовская студенческая олимпиада с использованием кди «бизнес-курс: корпорация плюс», версия 3.
На базе филиала Северо-Западной академии государственной службы в Калуге, при поддержке НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» с 26 по 28 марта была проведена Межвузовская студенческая олимпиада с использованием КДИ «БИЗНЕС-КУРС:
Корпорация Плюс», версия 3. Олимпиада собрала 22 студенческих команды из Санкт-Петербурга, Омска, Улан-Удэ, Самары, Москвы, Саратова, Смоленска, Кирова, Гатчины. Серьезное состязание, которое продолжалось два игровых дня выявило победителей. Выражаем слова благодарности организаторам олимпиады Самылову П.В., Тютину Д.В.
Победителями олимпиады стали:
ВУЗ | Команда | Рейтинг | Место |
---|---|---|---|
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия | Присич Антон Штирцбехер Алексей | 11652 | I |
Восточно-сибирский государственный технологический университет | Кравцов Сергей Худяев Павел | 9697 | II |
Самарский государственный технический университет | Гуровский Павел Николаев Роман | 3466 | III |
30, 31 января и 1 февраля в компьютерном классе нивц мгу им. м.в. ломоносова состоялся первый в 2008 году семинар для преподавателей, методистов и сотрудников высших учебных заведений «использование компьютерных деловых игр серии бизнес-курс в учебном процессе»
На семинаре были рассмотрены компьютерные деловые игры серии БИЗНЕС-КУРС. Обсуждались возможности и варианты их внедрения в учебный процесс в рамках краткосрочных курсов, очно-заочной и дистанционной форм обучения.
Свои впечатления участники семинара выразили в анкетах:
- Оригинальный способ обучения и интересная игра.
- КДИ позволяет получать и развивать практические навыки в разных областях экономики.
- БИЗНЕС-КУРС – действенный инструмент как для обучения, так и для коучинга.
- Увлекательный метод активной формы обучения.
- Возможность принятия решений самому, а не скучное «сидение» во время лекций.
- БИЗНЕС-КУРС удачно применяется в дисциплинах: «Практикум по управлению фирмой».
- БИЗНЕС-КУРС — практикум для финансовых менеджеров.
Также был высказан ряд замечаний и предложений. Некоторые из них мы собираемся учесть в будущих версиях программы. Некоторые же уже будут реализованы в ближайшей версии продукта.
В семинаре принимали участие:
- Акчурина Алсу Мунировна, Стерлитамакский филиал БашГУ
- Ибрагимова Гульнара Мунировна, Стерлитамакский филиал БашГУ
- Шугаепов Динис Разимович, Нефтекамский филиал БашГУ
- Хвостов Леонид Александрович, Иркутский ГТУ
- Бережных Мария Валерьевна, Иркутский ГТУ
- Охременко Ольга Александровна, ГОУ СОШ №1355
- Романова Елена Владимировна, МЭСИ
- Голкина Галина Евгеньевна, МЭСИ
- Агапитова Елена Анатольевна, ВятГГУ
- Антоненко Ольга Олеговна, ВятГГУ
- Говоруха Наталья Сергеевна, БелГУ
- Каверзин Игорь Леонидович, АНО Владимирский институт бизнеса
- Рябов Алексей Андреевич, МГУ им. М.В. Ломоносова
- Трофимова Альфия Закиевна, Балаковский Институт Экономики и Бизнеса Саратовского ГСЭУ
- Родионова Светлана Юрьевна, Поволжская академия государственной службы
Семинар организовали и провели ст. н.с. НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова, Докукин А.В. и Белов П.Н.
Благодарности
Благодарим за поддержку в проведении олимпиады заместителя декана факультета ИБМ по международным связям Ерошина Сергея Евгеньевича и директора по стратегии компании «Спортмастер» Постникова Александра Васильевича.
Также выражаем благодарность за непосредственное участие в организации олимпиады заместителю декана факультета ИБМ Иваниловой Анне Михайловне, а также всем руководителям команд подготовивших и приехавших со своими студентами на олимпиаду.
Также благодарность хочется выразить системному инженеру и администратору компьютерных классов факультета ИБМ Шатохину Максиму за помощь в решении технических вопросов проведения олимпиады.
Обмен мнениями
Также прошли беседы разработчиков программы с пользователями. Были выслушаны многочисленные пожелания в части улучшения программы.
Участники и победители олимпиады
В олимпиаде приняли участие 22 команды студентов из 19-ти ВУЗов страны. Среди участников были как матерые «зубры» (из Омска, Гатчины и пр.), так и студенты, только начинающие свою карьеру в роли управляющего виртуальным акционерным обществом, моделируемым игрой БИЗНЕС-КУРС.
Победителями олимпиады стала команда Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского в составе Марченко Ярослава, Микина Алексея и их руководителя Патеюка Александра Григорьевича. Команда продемонстрировала глубокие экономические знания, а также понимание лежащей в основе игры математической модели. Такая подготовка позволила им занять заслуженное первое место. Рейтинг команды равен 20955.
На втором месте оказалась также команда из Омска, а именно команда из Омского государственного университета путей сообщения в составе Шугуровой Алины Амировны, Брежнева Андрея Александровича и их тренера Патеюка Александра Григорьевича.
Третьей была сборная команда из Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Государственного университета «Высшая школа экономики» в составе Голубина Дмитрия и Хивинцева Максима. Ребята достигли 8861 очков рейтинга.
Результаты остальных участников можно найти в приложении №1 к протоколу о проведении олимпиады.