IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется Расшифровка

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Уильям Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический.

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

История создания теста iq

Первые систематические тестирования с целью отбора кандидатов для занятия вакантных должностей чиновников различных уровней с наиболее высокими интеллектуальными способностями проводились еще в VII в. н. э. в Древнем Китае. Это было многодневное и многоуровневое тестирование, в результате которого испытуемые должны были показать свои познания в истории и философии, способности к запоминанию и изображению иероглифов, изложению своих мыслей и рассуждений на заданную тему сначала в виде прозы, а затем в форме стихов.

В результате такого испытания лишь 1 человек из 100 получал право занять должность чиновника общей службы. Затем из отобранных чиновников низшего ранга при помощи аналогичных тестов отбирали чиновников более высокого уровня – мандаринов (конкурс также составлял 100 человек на 1 место).

И только каждый сотый мандарин (в процессе еще одного отбора) мог занять место инспектора. Сложность отбора гарантировала, что к управлению государством допускались лишь самые одаренные претенденты, способные самостоятельно решать сложные и нестандартные задачи.

Необходимость в способных чиновниках и советниках всегда остро стояла и в европейских странах. Однако, создать собственную систему отбора там не удалось потому, что власть, чины и посты традиционно передавались по наследству. Одаренным детям и подросткам из низших социальных сословий дорога к образованию и карьере была закрыта всвязи с происхождением.

Однако, развитие психологии как самостоятельного научного направления в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв. привело ученых к теме изучения интеллектуальных способностей людей, принадлежащих к различным полам, сословиям, возрастным группам и даже расам. Наиболее интересным направлением этой области психологии стало изучение способностей детей.

Интересу к данной теме во многом способствовали господствовавшие научные убеждения, что умственные возможности ребенка зависят только от физических параметров черепа.

В 1891 г. французский психолог и юрист, работавший в Сорбонне, Альфред Боне выдвинул идею, что интеллект ребенка зависит от уровня образования и возраста. На протяжении нескольких лет ученый вел экспериментальные исследования, наблюдая за учащимися начальной школы, результаты которых были опубликованы в 1905 г.

Затем Боне поставил перед собой новую цель – обнаружить способ, позволяющий выявить детей, у которых могут возникнуть проблемы с обучением, и дающий возможность прогнозировать их успеваемость на протяжении всего школьного обучения.

В результате этих исследований к началу 30-х гг. ХХ в. Боне удалось разработать систему стандартизированных тестов, определяющих интеллектуальные способности ребенка. Эксперименты по их применению дали высокий результат и стали широко применяться в сфере народного образования для того, чтобы как можно раньше помочь ребенку с выбором того направления обучения, в котором он сможет добиться наибольших результатов.

История создания IQ-тестов связана с именем еще одного ученого немецкого происхождения Ганса Айзенка. В 1954 г. ему пришла мысль о том, как можно усовершенствовать тесты Боне и применять их для измерения коэффициента интеллекта у взрослых людей. Эта система долгое время была наиболее популярной и эффективной оценкой интеллектуальных способностей человека.

Однако, исследования развития интеллекта на этом не закончились. Еще в 1921 г. американский психолог Л. Термен начал широкомасштабный многолетний эксперимент с целью выяснить, каких высот в жизни смогут добиться дети, показывающие наиболее высокие результаты при тестировании.

Для эксперимента были отобраны 1500 кандидатов, набравших при тестировании более 140 баллов. Наблюдение длилось 50 лет и официально завершились к 1971 г. (к этому времени Л. Термен уже скончался). Результаты показали, что ни один из подопытных никаких особенных высот в жизни не добился.

Как подсчитать интеллект | сообщество «тесты для взрослых и детей» | для мам

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн. Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotient коэффициент умственного развития. IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно.

В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование.

Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач – вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов – шкала Бине — Симона – стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине — Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд — Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ – коэффициент интеллекта.

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Как подсчитать интеллект?

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100. Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд — Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых.

В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера — Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, высокие баллы в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом — Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы.

Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд — Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 – он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Высокий IQ – высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов, которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145–150, а полный диапазон – между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса – «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект – Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях. Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления – логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

  • Высокий IQ – это любой балл выше 140.

  • IQ гения – более 160.

  • Великий гений – оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Другие сокращения:  Английские сокращения в адресе в названиях домов и улиц

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100. 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

  • До 24 баллов: глубокое слабоумие.

  • 25–39 баллов: тяжелая умственная неполноценность.

  • 40–54 балла: умеренное слабоумие.

  • 55–69 баллов: легкая умственная неполноценность.

  • 70–84 балла: пограничное психическое расстройство.

  • 85–114 баллов: средний интеллект.

  • 115–129 баллов: уровень выше среднего.

  • 130–144 балла: умеренная одаренность.

  • 145–159 баллов: высокая одаренность.

  • 160–179 баллов: исключительная одаренность.

  • более 179 баллов: глубокая одаренность.

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности». Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах, разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста. Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста – их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать. Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла – колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны – по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой – выше.

Среднее значение при этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна, названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире. Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности. Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ. Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100, специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд — Бине баллы в диапазоне 85–115 считаются «средними».

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей.

Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный – способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд — Бине, шкала интеллекта взрослых Векслера, тест Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока — Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким. В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

IQ, уровень ай кью, коэффициент интеллекта: что это, норма по возрасту, как формируется и где применяется

Так что это значит – иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы, но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, – практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени. Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими. Некоторые эксперты, включая писателя Дэниела Гоулмана, предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает.

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются. Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки.

источник econet.ru

Как формируется iq человека?

Теперь, когда стало понятно, что такое IQ, закономерно встает вопрос о том, что влияет на его формирование.

80% интеллектуального потенциала человек наследует от родителей. От генетического фактора зависит и то, в каком направлении будет развиваться его интеллект. По наследству могут передаваться некоторые хромосомные аномалии, которые также могут отразиться на умственных способностях человека.

К задержке умственного развития могут привести заболевания, которые мать перенесла в период беременности, злоупотребление беременной алкоголем, никотином, наркотиками или медикаментами.

На развитие умственных способностей ребенка большое влияние оказывает и средовое окружение. В зависимости от того, в каком окружении ребенок воспитывается, его интеллект может как повыситься, так и понизиться. Наблюдения показывают, что в многодетных семьях интеллект детей ниже, чем в семьях с 1 или 2 детьми.

Отсутствие стимуляции мозга приводит к понижению умственных способностей (дети, выросшие в детских домах, обладают более низкими показателями IQ). В семьях с низким культурным уровнем и социальным статусом дети часто страдают умственной недоразвитостью.

Однако, чтение книг, изучение иностранных языков, тренировка памяти, другие формы стимуляции мозга в совокупности со здоровым питанием и умеренным занятием спортом приводят к повышению интеллектуальных способностей не только детей и подростков, но и людей в более зрелом возрасте.

В середине XX в. некоторые ученые в рамках расистских теорий пытались доказать, что интеллектуальные способности людей, не относящихся к белой расе, изначально ниже. Интересно то, что многочисленные тестирования подтвердили эту теорию. IQ людей, принадлежащей к негроидной расе, в среднем составил 86 баллов, в то время как у европеоидов – 103.

Однако, спустя несколько десятилетий, когда все ступени образования стали доступными для людей с разным цветом кожи, эти теории рухнули: выпускники начальных школ и колледжей независимо от расовой принадлежности стали показывать одинаковые результаты.

На развитие интеллекта большое влияние оказывают музыкальные пристрастия. Британские исследователи пришли выводу, что люди, увлекающиеся классикой или рок-музыкой, отличаются более высоким интеллектом. Наиболее низкий интеллект обнаружен в среде любителей хип-хопа.

Интеллект меняется с возрастом. До 25 лет этот показатель неуклонно растет. Ребенок 5 лет при тестировании набирает 50-75 баллов, 10 лет – 70-80, к 15-20 годам среднестатистический молодой человек достигает нормального IQ. Однако, это не предел. Если человек активно учится и расширяет свой кругозор, то к 25 годам этот показатель может стать выше среднего.

После 25 лет интеллект может снижаться в связи с тем, что активный процесс учебы окончен и мозг человека действует уже в ограниченных рамках профессии. С возрастом накладываются еще и физиологические особенности функционирования мозга. Однако, уникальность интеллекта заключается в том, что его можно развивать на протяжении всей жизни: читать книги, осваивать новые области знаний, решать логические задачи, разгадывать кроссворды и шарады. Это верный и проверенный способ сохранения, а порой и повышения IQ, независимо от возраста.

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков.

Доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта у многих задач некорректно составлены условия либо ошибочны авторские решения. По его мнению, тесты Айзенка выдают высокую оценку людям с «усреднённым» мышлением, в то время как более умный человек с большей вероятностью даст решение, отличное от авторского[44].

Другие сокращения:  ДЕПО - что такое в Большой советской энциклопедии

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский тем не менее в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[45]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

https://www.youtube.com/watch?v=sOKV2wmrSSc

Известный британский марксистМорис Корнфорт критиковал тесты на IQ как метафизичные[46] и направленные на то, чтобы лишить большинство детей полноценного образования из-за их якобы недостаточных для этого умственных способностей[47].

В 2022 году Эдриан Оуэн[en] и Адам Хэмпшир (англ. Adam Hampshire) из канадского Университета Западного Онтарио и Роджер Хайфилд[en] из лондонского Музея науки пришли к выводу, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю, поэтому IQ-тесты непригодны для целей психологических исследований[48].

Максимальный

Наивысший балл по тесту IQ получил Теренс Тао, австрийский математик, создавший теорему Грина-Тао.

Подробнее об уровнях развития по шкале теста коэффициента интеллекта: 

  • до 20 единиц. Люди, страдающие сильной умственной отсталостью. Необучаемы, не поддаются воспитанию. Постоянно под опекой, погружены в себя, находятся в своем мире, не могут о себе позаботиться. По статистике таких людей 0,2% в мире.
  • от 21 до 50 единиц. Страдающие слабоумием, средняя умственная отсталость. Необучаемы, но могут позаботиться о себе. Однако все равно зачастую находятся под опекой других людей. 2% людей.
  • от 51 до 70 пунктов. Люди, имеющие легкую умственную отсталость. Обучаются в специальных учреждениях, могут позаботиться о себе, считаются относительно полными членами общества. 7% людей в мире.
  • от 71 до 80 пунктов. Страдают слабоумием меньшей степени. Чаще всего заканчивают специальные образовательные учреждения, но не отрицается возможность закончить начальные классы в общеобразовательной школе со средними оценками. 10% в мире.
  •  от 81 до 90 единиц. Уровень развития ниже среднего. Обучаются в общеобразовательных учреждениях, но чаще всего не поступают в вузы для получения высшего образования. Работают на предприятиях, где не требуются интеллектуальные умения. Также 10% от всего населения Земли.
  • от 91 до 100 величин. Средний уровень развития. Заканчивают школы и высшие учебные заведения, работают в среднем звене, где нет необходимости в выдающихся умственных способностях. 25% населения.
  • от 101 до 110 величин. Средний уровень интеллекта. Добиваются некоторых высот, но особых успехов не проявляют. Четверть людей на земле с таким уровнем IQ.
  • от 111 до 120 пунктов. Уровень интеллекта выше среднего. Люди с такими показателями трудолюбивы, упорны и постоянно занимаются саморазвитием. 12% людей.
  • от 121 до 130 единиц. Уровень IQ выше среднего. Такие люди являются отличниками в высших учебных заведениях во всех предметах. Работают в разных сферах, показывают высокие результаты работы. Около 6% населения Земли.
  • от 131 до 140 пунктов. Высокий уровень интеллекта. Показателем в этом промежутке обладает Арнольд Шварценеггер и некоторые другие знаменитости. Достигают высот в различных сферах деятельности, развивают мировую науку и творчество. 3% всех людей.
  • более 140 единиц. Гениальные люди с незаурядными способностями, достигают больших высот в науках, изобретениях и теориях. Среди таких людей известный Билл Гейтс — один из основателей Microsoft, Стивен Хокинг — физик-теоретик, космолог и астрофизик и другие выдающиеся личности. 0,2% людей.

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003)[3]. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях.

Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8[4][5][6].

Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем[7][8].

Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое.

Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[5][18][19][20].

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы[5][19].

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ[21].

Другое исследование более 13 000 детей показало[22], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью.

Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий[23]; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ[24]; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена нерепрезентативность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение[25].

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов[10]. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта[11].

Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными[12]. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения[13], так и среди детей[14].

Поиск наследственных причин iq

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute[15]) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями[16][17].

Примечания

  1. Gottfredson L. S.Chapter 1: Logical Fallacies Used to Dismiss the Evidence on Intelligence Testing // Correcting Fallacies about Educational and Psychological Testing / R. F. Phelps (Ed.). — Washington (DC): American Psychological Association, 2009. — ISBN 978-1-4338-0392-5.
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. XIII. — С. 306. — 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. Plomin R., Pedersen N. L., Lichtenstein P., McClearn G. E.Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life (англ.) // Behavior Genetics : journal. — 1994. — May (vol. 24, no. 3). — P. 207. — doi:10.1007/BF01067188. (недоступная ссылка)
  5. 123Neisser et al..Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.). Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (7 августа 1995). Дата обращения: 6 августа 2006.Архивировано 1 июня 2022 года.
  6. Bouchard T. J., Lykken D. T., McGue M., Segal N. L., Tellegen A.Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart (англ.) // Science : journal. — 1990. — October (vol. 250, no. 4978). — P. 223—228. — PMID 2218526.
  7. World Intelligence Network. IQ и генетикаАрхивная копия от 21 ноября 2022 на Wayback Machine
  8. Gosso M. F. et al.The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts (англ.) // Molecular Psychiatry  (англ.) : journal. — 2006. — Vol. 11, no. 9. — P. 878—886. — doi:10.1038/sj.mp.4001868.
  9. Отцы и дети: может ли государство снизить влияние наследственности и статуса родителей?, republic.ru, 8 декабря 2022 г.
  10. Pietropaolo S., Crusio W. E.  (англ.). Genes and cognition (англ.) // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science  (англ.) : journal. — 2022. — Vol. 2, no. 3. — P. 345—352. — doi:10.1002/wcs.135.
  11. Deary I. J., Johnson W., Houlihan L. M. Genetic foundations of human intelligence (англ.) // Human Genetics. — 2009. — Vol. 126, no. 1. — P. 215—232. — doi:10.1007/s00439-009-0655-4. — PMID 19294424.
  12. Chabris C. F. et al.Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives (англ.) // Psychological Science. — 2022. — Vol. 23, iss. 11. — P. 1314—1323. — doi:10.1177/0956797611435528. — PMID 23012269.Открытый доступ
  13. Davies G. et al. Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic (англ.) // Mol Psychiatry  (англ.) : journal. — 2022. — Vol. 16. — P. 996—1005. — doi:10.1038/mp.2022.85. — PMID 21826061.
  14. Benyamin B. et al. Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L (англ.) // Molecular Psychiatry. — 2022. — Vol. 19. — P. 253–258. — doi:10.1038/mp.2022.184. — PMID 23358156.Открытый доступ
  15. アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения: 3 марта 2022.Архивировано 7 марта 2022 года.
  16. Information Processing: BGI visit
  17. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
  18. Bouchard Jr, T. J. Genetic and environmental influences on adult intelligence and special mental abilities (англ.) // Human biology; an international record of research : journal. — 1998. — Vol. 70, no. 2. — P. 257—279. — PMID 9549239.
  19. 12Plomin R., Asbury K., Dunn J. Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later (англ.) // Canadian Journal of Psychiatry  (англ.) : journal. — 2001. — Vol. 46, no. 3. — P. 225—233. — PMID 11320676.
  20. Harris, 2009.
  21. Oken E. et al.Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort (англ.) // American Journal of Clinical Nutrition. — 2008. — Vol. 88, iss. 3. — P. 789—796.
  22. Kramer M. S. et al.Breastfeeding and Child Cognitive Development: New Evidence From a Large Randomized Trial (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 5. — P. 578—584. — doi:10.1001/archpsyc.65.5.578. — PMID 18458209.Открытый доступ
  23. Gordon A. G.Breastfeeding, Breast-Milk Feeding, Breast Feeding, and IQ: Unknown and Known Knowns (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 12. — P. 1457—1458. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1457.
  24. Sullivan J. L.Cognitive Development: Breast-Milk Benefit vs Infant Formula Hazard // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Т. 65, вып. 12. — С. 1456. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1456-a.
  25. Der G., Batty G. D., Deary I. J.Results From the PROBIT Breastfeeding Trial May Have Been Overinterpreted (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 12. — P. 1456—1457. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1456-b.
  26. Irwing P., Lynn R. Sex differences in means and variability on the progressive matrices in university students: A meta-analysis (англ.) // British Journal of Psychology  (англ.) : journal. — 2005. — Vol. 96, no. 4. — P. 505—524. — doi:10.1348/000712605X53542. — PMID 16248939.
  27. Jackson D. N., Rushton J. P. Males have greater g: Sex differences in general mental ability from 100,000 17- to 18-year-olds on the Scholastic Assessment Test (англ.) // Intelligence : journal. — 2006. — Vol. 34, no. 5. — P. 479—486. — doi:10.1016/j.intell.2006.03.005.
  28. Liu J., Lynn R. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence (англ.) // Personality and Individual Differences  (англ.) : journal. — 2022. — March (vol. 75, no. 6). — P. 90—93. — doi:10.1016/j.paid.2022.11.002.
  29. Scheiber C., Reynolds M. R., Hajovsky D. B., Kaufman A. S.Gender Differences in Achievement in a Large Nationally Representative Sample of Children and Adolescents (англ.) // Psychology in the Schools  (англ.) : journal. — 2022. — Vol. 52, no. 4. — P. 335—348. — doi:10.1002/pits.21827.
  30. Keith T. Z., Reynolds M. R., Patel P. G., Ridley K. P.Sex differences in latent cognitive abilities ages 6 to 59: Evidence from the Woodcock–Johnson III tests of cognitive abilities (англ.) // Intelligence : journal. — 2008. — Vol. 36, no. 6. — P. 502—525. — doi:10.1016/j.intell.2007.11.001.
  31. Harness A. et al.Sex differences in working memory (неопр.). ResearchGate. doi:10.2466/PR0.103.5.214-218.
  32. Blinkhorn S.Intelligence: A gender bender (англ.) // Nature. — 2005. — Vol. 438, no. 7064. — P. 31—32. — doi:10.1038/438031a. — Bibcode2005Natur.438…31B. — PMID 16267535.
  33. Shields J.Validity of the Wide Range Intelligence Test: Differential Effects across Race/Ethnicity, Gender, and Education Level (англ.) // Journal of Psychoeducational Assessment  (англ.) : journal. — 2004. — Vol. 22, no. 4. — P. 287—303. — doi:10.1177/073428290402200401.
  34. Kaufman A. S., Kaufman J. C., Liu X., Johnson C. K.How do Educational Attainment and Gender Relate to Fluid Intelligence, Crystallized Intelligence, and Academic Skills at Ages 22–90 Years? (англ.) // Archives of Clinical Neuropsychology : journal. — 2009. — Vol. 24, no. 2. — P. 153—163. — doi:10.1093/arclin/acp015.
  35. Flynn J. R., Rossi-Casé L. Modern women match men on Raven’s Progressive Matrices (англ.) // Personality and Individual Differences  (англ.) : journal. — 2022. — April (vol. 50, no. 6). — P. 799—803. — doi:10.1016/j.paid.2022.12.035.
  36. Schmidt H. et al. No gender differences in brain activation during the N-back task: an fMRI study in healthy individuals (англ.) // Human Brain Mapping : journal. — 2009. — 1 November (vol. 30, no. 11). — P. 3609—3615. — ISSN1097-0193. — doi:10.1002/hbm.20783. — PMID 19387979.
  37. Robert M., Savoie N.Are there gender differences in verbal and visuospatial working-memory resources (англ.) // European Journal of Cognitive Psychology : journal. — 2006. — Vol. 18, no. 3. — P. 378—397. — doi:10.1080/09541440500234104.
  38. Dickens W. T., Flynn J. R.Black Americans Reduce the Racial IQ Gap: Evidence from Standardization Samples (англ.) // Psychological Science : journal. — 2006. — Vol. 17, no. 10. — P. 913—920. — doi:10.1111/j.1467-9280.2006.01802.x.
  39. Mackintosh N. J.IQ and Human Intelligence (англ.). — Oxford University Press, 1998. — ISBN 0-19-852367-X.
  40. 12Ушаков, 2022.
  41. Daniel Goleman. An Emerging Theory on Blacks’ I.Q. Scores
  42. Jensen A. R.The g factor: The science of mental ability (англ.). — Westport, Connecticut: PRAEGER, 1998. — ISBN 0-275-96103-6. : «The peak crime rate occurs in the IQ range from 75 to 90, with the highest rate for violent crime in the IQ range from 80 to 90. … Low IQ is clearly a statistical risk factor» («Пиковая частота правонарушений приходится на диапазон значений IQ от 75 до 90, причём наибольшая частота преступлений против личности приходится на диапазон 80—90. … Низкий IQ определённо является статистическим фактором риска».)
  43. Frey M. C., Detterman D. K.Scholastic Assessment or g? The Relationship Between the Scholastic Assessment Test and General Cognitive Ability (англ.) // Psychological Science. — 2004. — Vol. 15, no. 6. — P. 373—378. — doi:10.1111/j.0956-7976.2004.00687.x. — PMID 15147489.
  44. Светлана КУЗИНА.Тесты на интеллект составлены с ошибками! (неопр.).
  45. Выготский Л.С.Динамика умственного развития школьника в связи с обучением (рус.) : журнал.
  46. То есть, признающие сущность, свойства и возможности предмета изучения (в данном случае, интеллекта человека) законченными, неизменными, не зависящими от условий, в которых предмет находится и может оказаться в будущем.
  47. Морис Корнфорт. Диалектический материализм. — Государственное издательство иностранной литературы, 1956. — С. 63—64.
  48. Ученые доказали бесполезность IQ-тестов (рус.), РИА Новости (20221220T1335 0400Z). Дата обращения 5 декабря 2022.
Другие сокращения:  Департамент Экспериментальных Проектов (ДЭП)

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы.

Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ-тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент)

низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надёжных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог — ЕГЭ)[43].

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали[источник не указан 2240 дней] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных этнических групп.

Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако, по некоторым исследованиям[38], разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растёт во времени. В результате эффекта Флинна средний IQ негроидов в 1995 году соответствовал среднему IQ европеоидов в 1945-м[39], то есть за два поколения.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приёмными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми[40][страница не указана 693 дня].

Разница в 10—15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетённых социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах.

При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например: исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов.

Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности[41].

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований[40][страница не указана 693 дня] обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В бедных странах такие факторы окружающей среды, как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Тест на коэффициент интеллекта. анализ статистики

Я, лазия по просторам тырнета, наткнулась на один из таких тестов, где меня привлек не непосредственно тест (их я за свою жизнь прошла несметное количество), а представленные на графиках сводные результаты прохождения тестов людьми разных возрастов, образования и склада ума.
Здесь я вам предлагаю рассмотреть эти графики, произвести их анализ и вынести исключительно квалифицированные вердикты.
1. График общего распределения и международнего уровня показателей IQ

Из графика видно, что большая часть всего населения земного шара имеет средний коэффициент интеллекта — 90-109 единиц. Условно назовем середнячков «Ни то ни сё».По ~17% имеют коэффициент интеллекта либо выше (110-119), либо ниже (80-89) среднего. Условно назовем их «Выскочками» и «Припудренными» соответсвенно.Примерно по 6% населения имеют высокий (120-129), либо низкий (70-79) IQ, условно назовем их «Вассерманы» и «Ослы» опять же соответсвенно.Ну и ориентировочно по 2% населения — либо гении (>130), либо откровенные идиоты (<70).Итак, рассмотрев изложенные выкладки, попытаемся оценить окружение среднестатистического индивида:5 человек из десяти — в смысле интеллекта Ни то ни Се;2-3 человека из десяти либо Выскочки, либо Припудренные;По одному Ослу и Вассерману; Гении же, либо откровенные идиоты встречаются довольно редко, причем с одинаковой вероятностью — один человек из 50. Понимаете, да? На каждые 50 человек социума приходится 1 гений и 1 идиот. У нашего сообщества примерно 300 человек подписчиков, а значит среди нас в комментах ежедневно можно встретить 6 гениев и 6 идиотов. Готовы сходу назвать ники этих людей?
2. График распределения по отношению к возрастной группе.

Ну тут все довольно-таки понятно даже Припудренным и Ослам: самые умные — молодежь возрастом от 18 до 39 лет. Среднестатистический индивид предпенсионного возраста будет умнее среднестатистического подростка-малолетки (представляю как щас рванет в области пятых точек к местной школоты). В то время, как школьники будут, все же, чуть умнее древних пердунов, терзаемых маразмом, и полувысохших мумий. Не плачьте, маленькие, вы еще не самое дно в смысле интеллекта
3. Распределение относительно уровня образования.

Ну щас рванет у неучей, причем конкретно так рванет Хотя глупо отрицать, что в среднестатистическом случае наличие высшего образования все же говорит о наличие некоего ума выше среднего, ведь только умный человек будет стремиться получать углубленные знания по интересующей его теме, согласитесь?Итак, по графику видно, что среднестатистический человек, имеющий неоконченную вышку за спиной будет умнее среднестатистического Припудренного неуча, и в то же время — глупее среднестатистической Выскочки, законченную вышку имеющего. Ничего интересного, кароч, посему прем дальше
4. Распределение по отношению к области знаний.

Из графика видно, что обладатели технического склада ума: техники и технологи, математики и ITшники — самые умные.Немного отстают от них медики, набирающие баллы в-основном за счет зубрежки, поэтому вклад их интеллекта в общий показатель оценить сложно.Торгаши и управленцы, то есть люди, склонные к психологическому анализу и прикладной психологии, тоже весьма умны, хоть и не так, как медики либо технари Ну и среднестатистический технарь будет в пять раз умнее селюка-колхозана, в 2-3 раза умнее архитектора и дизайнера, и в 9 раз умнее откровенных идиотов, обзванивающих народ впаривая какую-то куйню типа таблеток вечной молодости или матраса, лечащего все болезни. Тупее последних только выпускники ГАПов колледжей, которые, очевидно, все это впариваемое добро и покупают.
Вот таки дела, товарищи мои разлюбезные Ничего особо примечательного мы не прочитали и не увидели: все банально и вполне прогнозируемо, по крайней мере для индивидов уровня Выскочки и выше.Так же как и вполне прогнозируема бомбежка в комментах со стороны индивидов уровня Припудренные и ниже
А вы знаете свой IQ?

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п.

По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.
Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.

Оцените статью
Расшифруй.Ру