Основание
Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века. Сохранились письма генерал-майораНиколая Чепелевского от 1871 года, в которых он «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял бы свою деятельность к разработке и собиранию материалов»[10].
Академик Константин Бестужев-Рюмин называл народное самосознание высшей целью исторической науки, а создание музея — самым могущественным средством его повышения[11]. В 1871 году граф Алексей Сергеевич Уваров хотел устроить выставку рисунков о российском быте допетровской эпохи[12][13].
Великий князь Александр Александрович в середине 1860-х посетил музей древностей в замке Розенборг, после чего заинтересовался археологией и захотел создать в России нечто подобное[14].
Толчком к воплощению этой идеи послужил успех промышленной выставки к 200-летию со дня рождения Петра I. Среди её экспонатов были археологические находки и исторические реликвии, которые не вписывались в концепцию политехнического музея.
Ветераны Крымской войны присылали памятные вещи в отдел обороны Севастополя. Этим предметам требовалось место для хранения и последующей экспозиции. Николай Чепелевский и генерал-адъютантАлександр Зеленой (по другим данным — граф Уваров)
в январе 1872 года подали цесаревичу Александру записку с предложением создать исторический музей[15][16].
Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Цесаревич обратился с соответствующим прошением к императору Александру II и получил письменное разрешение[14][17].
В открытых источниках расходятся данные о точной дате подписания указа о создании музея Александром II. Достоверно известно, что это случилось в феврале 1872 года, однако в дне нет определённости — в разных источниках называются 3, 8 (21 по старому стилю[8])
, 9[17] и 14 числа[18][19]. Будущий музей решено было назвать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича»[18][20].
По приказу императора для организации музея была создана специальная комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова. В неё вошли Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Сергей Соловьёв, архивист В. Е. Румянцев и Иван Забелин[18][1].
В январе 1873 года была сформулирована общая концепция музея — «служить наглядной историей главных эпох русского государства»[8]. Второго августа 1874 года был утверждён составленный Уваровым Устав музея[2].
Этот документ регламентировал все вопросы пополнения и сохранения фонда экспонатов[13]. Уже тогда разошлись мнения о предмете показа: Чепелевский хотел создать «храм воинской славы», а Забелин и Уваров настаивали на показе общей истории государства.
Историки принадлежали к разным школам, и поэтому Уваров предлагал экспонировать «важнейшие государственные реформы в картинах», а Забелин хотел сделать упор на показ быта и жизни народа[21].
В 1875 году императорская комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. Планы-претенденты должны были соответствовать определённой программе: использовать исконно русские архитектурные детали: шатры, ширинки, закомары и прочее, гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором[22][23].
В августе 1875 года победителями были признаны Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом под названием «Отечество». Члены жюри отметили глубину его проработки: он сопровождался обстоятельными пояснительными записями и демонстрировал глубокие знания о русском зодчестве и его наследии.
Шервуд — внук англичанина и москвич во втором поколении — лучше других претендентов справился с конкурсным заданием. Решающее слово принадлежало Ивану Забелину, и он одобрил «Отечество» и подписал заказ на строительство[24][25].
Изначально организаторы надеялись привлечь частное финансирование и сделать музей общественным, неподконтрольным государству[26]. Несмотря на привлечение спонсоров, в 1874 году общий капитал ГИМ составлял всего 154 тысяч рублей.
Из переписки великих князей Александра Александровича и Сергея Александровича известно, что денежные вопросы велись «с легкомыслием замечательным. Построили здание, которое, ещё не законченное, стоит 1 ½ миллиона, и для этого не имели других средств, кроме 200 тысяч, которые дала казна»[27].
На строительство ГИМ пришлось взять в Московском кредитном обществе ссуду в 1,26 млн рублей. Закрыть кредит удалось только через 28 лет[17][4].
Выбор места
Площадку для строительства музея в апреле 1874 года предоставила Московская городская дума[28]. С 1472 года на этой земле располагался почтовый двор, с 1556-го — Сытный отдаточный двор[29].
В период с 1599-го по 1699-й на его месте находился Земский приказ — ведомство, которое занималось сбором налогов, судебными разбирательствами и руководило ярыжным отрядом[30].
3 ноября 1699 года Земский приказ был расформирован, а его дела были переданы в Стрелецкий и Судный приказы[31]. В 1700 году по поручению Петра I вместо деревянного здания была построена каменная ратуша.
До пожара 1737 года в ней располагались Главная аптека и медицинская канцелярия[32]. Вход украшала каменная голова единорога с настоящим рогом нарвала, приёмный зал расписан фресками.
26 апреля 1755 года в ратуше открыли первый российский университет[34]. Для него здание было перестроено под руководством Дмитрия Ухтомского. На торжественном открытии присутствовали императрица Елизавета Петровна и покровитель Ломоносова граф Шувалов, а среди студентов были Василий Баженов, Денис Фонвизин, Григорий Потёмкин.
Впоследствии университет получил новое здание на Моховой улице, а в ратуше на Красной площади находились сначала Магистрат, потом — губернские присутственные места. В итоге здание выкупила для себя городская Дума[35].
После получения императорского согласия на создание музея его планировали построить у стен Кремля, на месте нынешнего мавзолея[36]. 16 апреля 1874 года Городская дума приняла решение отдать ГИМ место под зданием Земского приказа[35]. В тексте постановления было сказано:
Примечательно, что при этом ради строительства нового музея историческая ратуша была уничтожена. По мнению современников, здание относилось к европейскому стилю и потому не являлось ценным[37].
1 сентября (20 августа по старому стилю) 1875 года прошла церемония торжественной закладки ГИМ, на ней присутствовали цесаревич Александр, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков и депутаты Думы[35].
Залы первого этажа
На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление[20][45].
- Зал № 2. Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит — круглый зал в юго-восточной башне. Изначально в нём экспонировали памятники неолита. Зал декорирован лепниной и орнаментами, скопированными с археологических находок во Владимирской губернии. Декоративный фриз «Каменный век» в верхней части стен написал Виктор Васнецов в 1885 году[18][89][90].
- Зал № 3. Завершение формирования раннепервобытной общины. Мезолит. Эпоха позднепервобытной общины. Неолит — в этом зале начиналась экспозиция памятников металлического периода и бронзы. В оформлении использованы космогонические символы и орнаменты различных культур. Так, например, верх дверного проёма декорирован символом плодородия — свастикой, а также ромбами, характерными для оружия народов Сибири. Лепнина со змеями вокруг окон вдохновлена изделиями кобанской культурыКавказа[18][89].
- Зал № 4. Распад первобытной общины. Энеолит Юга. Бронзовый век — тематику экспонируемой эпохи отражает оформление бронзовых наличников карнизов и арочных проёмов[18][89].
- Зал № 5. Первая половина — третья четверть первого тысячелетия до нашей эры. Скифская эпоха — во время открытия музея этот зал назывался «Памятники металлического периода». Карнизы и арки дверных проёмов декорированы по образцу находок в мерянских и скифскихкурганах, их же повторяет узор мозаики пола[18][89].
- Зал № 6. Восточная Европа и античный мир — по первоначальному проекту этот зал назывался «Древности скифские и сарматские». Ступенчатый свод потолка и узор мозаики пола воспроизводят внутреннее пространство керченской гробницы Куль-Оба IV века до н. э. Рисунки фризов верхней части потолка скопированы с реальных образцов из склепа у горы Митридат, кургана Чертомлык, усыпальницы Анфистерия[18][89].
- Зал № 7. Эпоха Великого переселения народов — изначально этот зал назывался «Первый Киевский» и отражал временной период от 988 до 1054 года. Поэтому отделка зала была выдержана в стиле убранства киевского Софийского собора. В настоящее время экспозиция отражает культуру тех племён, которые впоследствии сформировали уклад жизни в Древней Руси[18][89].
- Зал № 8. Формирование Древнерусского государства — в прошлом «Второй Киевский», этот зал также оформлен в стиле Софийского собора. На стенах воспроизведены орнаменты из Остромирова Евангелия 1056 года и Изборника Святослава 1073-го. После реконструкции 1930-х годов в зале демонстрируются предметы быта восточнославянских племён конца IX — начала XII веков[88].
- Зал № 9. Древнерусский город — изначально назывался «Новгородский», это один из самых богато декорированных залов первого этажа. По проекту Александра Попова и Николая Никитина оформляли зал палехские мастера артели Н. М. Сафронова. Стены и потолок расписаны копиями фресок из церкви Спаса на Нередице, особенно ценными после разрушения оригинала в 1942 году[18].
- Зал № 10. Жизнь Древнерусского государства в период феодальной раздробленности — круглый зал угловой северо-восточной башни, изначально назывался «Владимирским» и был посвящён культуре этого древнего города. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, роспись стен и мозаика скопированы из Успенского собора[18].
- Зал № 11. Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века — последний зал, открытый для посещения в 1883 году, однако оформление было закончено только в 1891-м. В первые годы работы музея зал назывался «Суздальским», поэтому в его оформлении также использованы мотивы Успенского собора. Барельефы на стенах и арках являются слепками резьбы Георгиевского собора Юрьево-Польского[18].
Остальные залы первого этажа не были закончены к 1883 году, из отделки были готовы только мозаичные полы. Реконструкция 1930-х под руководством Бурова не ставила целью создание выразительных интерьеров. В период реставрации 2000-х залы получили оформление согласно изначальному проекту Попова конца XIX века[18].
Интерьеры
Проекты здания и экспозиции разрабатывались одновременно и ориентировались на «археологически-вещеведческую и искусствоведческую направленность». Музей отличала новаторская для своего времени идея группировки археологических памятников по эпохам и векам[12].
Изначально планировалось создание 47 залов, каждый из которых должен был в своём оформлении соответствовать стилю отображаемого периода[20]. Внутри помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал[45].
Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Например, полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора мастерами артелей Захарова и Кампиони[49].
Помимо интерьеров, Шервуд спроектировал специальные экспозиционные витрины. Они выполнялись из дуба и имели две части: нижнюю закрытую для хранения предметов, и верхнюю со стеклянной крышкой — для демонстрации экспонатов[50].
В период после отставки Шервуда и до 1887 года отделка внутренних помещений музея велась под руководством Анатолия Семёнова и архитектора Александра Попова. Последний был учеником Фёдора Рихтера и давним единомышленником Уварова, автором реконструкции храма Никиты Мученика и палат Аверкия Кириллова.
Попов создал планы общего оформления залов, а также эскизы малых архитектурных форм — окон, мебели, мозаик и башенных шпилей. В результате несколько сотен окон музея стали предметами художественной ценности благодаря уникальному рисунку переплётов в стиле древнерусских слюдяных окон.
Столярные работы по созданию витрин выполняли в мастерской Полякова, там же изготовили дубовые и сосновые двери между залами[49]. Мозаичные полы первого этажа укладывали мастера артели Седова под руководством художника Кругликова[49].
Завершали оформление здания позолоченные металлические скульптуры на шпилях башен. Они были выполнены в форме геральдических символов императорского дома — львов, единорогов и орлов. Прообразами к их эскизам Попову послужили печати и портики храма Василия Блаженного[51][52].
Размах крыльев у орлов составлял три метра. Скульптуры отличала необычная конструкция — они были подвижными и разворачивались лицевой стороной к ветру, а не против него, как обычные флюгеры[53].
Литература
- Потёмкин Е. Л. Высшие чины Российской империи. Биографический словарь (22.10.1721-2.03.1917). — Москва, 2022. — Т. 3, Р-Я. — С. 442. — 597 с.
- Коллектив авторов.Труды Государственного исторического музея. — Москва: Государственный исторический музей, 1987. — Т. 64—66. — С. 5—30.
- Майстровская М. Т.Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / под рецензией Дажиной В. Д., Лаврентьева А. Н.. — Москва: Прогресс-Традиция, 2022. — С. 608—623. — ISBN 978-5-89826-447-5.
- Игумнова Т. Г., Яновский А. Д.Войди в историю: к 130-летию Государственного Исторического музея : путеводитель по выставке. — Художник и книга, 2002. — С. 1858—1885.
- Клосс Б. М.Полное собрание русских летописей. Западнорусские летописи.. — Москва: Языки славянских культур, 2008. — Т. 17. — С. 85—124. — 384 с. — ISBN 978-5-9551-0171-2.
- Коллектив авторов.Мировая история. История России. XVIII-XIX вв. / науч. рец. Черкасов П. П.. — Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2004. — Т. 1. — С. 223. — 320 с. — ISBN 5-94849-644-9.
- Гайдуков, П. Г. Документальное наследие А. В. Орешникова в Государственном историческом музее // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е. А. ; Бородкин Л. И., Яновский А. Д.. — Москва : Этерна, 2022. — С. 179—184. — ISBN 978-5-480-00300-0.
- Датиева Н. С. Исторический музей. Архитектура. Интерьеры.. — Москва: Государственный исторический музей (ГИМ), 2022. — С. 10—31. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-299-3.
- коллектив авторов. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, Рипол-классик, 2001. — Т. 1. — С. 237. — 416 с. — ISBN 5-01-004535, 5-7905-1007-3.
- Россия. Иллюстрированная энциклопедия / под ред. Никифорова Ю. А.. — Москва: ОЛМА медиагрупп, 2006. — С. 226. — 600 с. — ISBN 5-373-00239-9.
- Коллектив авторов.Градостроительство России середины XIX — начала XX века. / под общей ред. Кириченко Е. И.. — Москва: Прогресс-традиция, 2022. — Т. 3. — С. 147. — 616 с. — ISBN 978-589826-333-1.
- Лисовский В. Г.Архитектура России XVII-начала XX века. Поиски национального стиля / под ред. Аптекмана В. — Москва: Белый город, 2009. — С. 274—284. — ISBN 978-5-7793-1629-3.
- Формозов А. А.Иван Егорович Забелин: Очерк жизни и творчества // Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. — Москва: Языки русской культуры, 2001. — Т. 2. — С. 701. — ISBN 5-7859-0171-4.
- Касимовцева Е.Предисловие // Письменные источники в собрании Государственного исторического музея / под ред. Марголина С.. — Москва: М-во культуры РСФСР. Государственный исторический музей, 1958. — Т. 1. — С. 3—5.
- Егоров В. Л. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — С. 249. — 350 с.
- Ухов С. Б., Семёнов В. В., Знаменский В. В.Результаты обследования фундаментов и прогноз развития осадок основания Государственного исторического музея // Вестник МГСУ. — 2006. — № 200. — С. 136—148.
- Сиротина О. А.Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых / под ред. Наумова Г. Р.. — Москва: МГУ им. Ломоносова, 2022. — С. 10—38.
- Пенско Н. А.Основание Московского университета. — Изд-во Московского университета, 1953. — С. 85. — 191 с.
- Лисейцев Д. В., Рогожин Н. М., Эксин Ю. М.Приказы Московского государства XVI-XVII вв. Словарь-справочник / под рецензией Писарьковой Л. Ф., Лаптевой Т. А.. — Москва — Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. — С. 60—61. — 303 с. — ISBN 978-5-8055-0279-9.
- Коллектив авторов. Исторический музей. Шедевры и реликвии. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3—15. — 456 с. — ISBN 978-5-89076-241-2.
- Палтусова И. Н. Дары Российского Императорского Дома Историческому музею. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 5—19. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-223-8.
- Коллектив авторов. Забелинские научные чтения — год 2022-й: Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3. — 440 с. — ISBN 978-5-89076-242-9.
- Коллектив авторов. Государственный исторический музей и отечественная археология. К 100-летию отдела археологических памятников / под рецензией Г. А. Ломтадзе, Н. А. Хайкуновой. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3. — 304 с. — ISBN 978-5-89076-285-6.
- Коллектив авторов. Государственный исторический музей: сокровища истории и культуры / под редакцией В. Л. Егорова, Е. М. Юхименко. — Москва: Государственный исторический музей, Интер-бизнес, 2006. — С. 3. — ISBN 5-89164-164-X.
- Сергиевская И. Г. Легенды и тайны Московского Кремля. — Москва: Вече, 2022. — С. 448. — 560 с. — ISBN 978-5-4444-5543-2.
- Ефимова Л. В., Алёшина Т. С., Самонин С. Ю.Костюм в России : из собрания Государственного исторического музея. XV - начало XX века. — Москва: Арт-Родник, 2000. — С. 25. — 231 с. — ISBN 5-88896-042-X.
- Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. — Москва: Рипол Классик, 1982. — С. 271. — 7 с. — ISBN 9785458318099.
- Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — Москва: Стройиздат, 2001. — С. 28—29. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др.Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — Москва: Искусство, 1983. — С. 403—404. — 504 с. — 25 000 экз.
- Разгонов С. Орлы на башнях: Государственный Исторический музей. Люди и годы. — Москва: Роспэн, 2008. — С. 5—148. — 207 с. — ISBN 978-5-8243-0997-3.
- Коллектив авторов. 150 лет на службе науки и просвещения: сборник материалов Юбилейной международной научной конференции, Москва, 5-6 декабря 2022 г. — Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2022. — С. 1—63. — 528 с. — ISBN 978-5-85209-346-2.
- Жуков К.История Москвы в датах. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2022. — С. 223. — 446 с. — ISBN 978-5-373-04748-7.
- Юхименко Е. М.Исторический музей // Православная энциклопедия. — М., 2022. — Т. XXVIII : «Исторический музей — Йэкуно Амлак». — С. 8—16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
Научно-хранительские отделы
2 января 1914 года помощник председателя князь Щербатов подписал приказ о разделении собрания музея на отдельные фонды. Каждый отдел получил чёткую сферу деятельности и отдельный штат сотрудников[93]. Современная структура музея выделяет 15 отделов:
Отдел археологических памятников — археологические памятники заложили основу всего музея. Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге стал витой браслет бронзового века, найденный в кавказском селении Кобан. Его передал музею граф Уваров в 1881 году, ещё до официального открытия[94][95].
Первые 14 залов экспозиции составлены из фондов этого отдела. Его собрание на 2022 год насчитывает более полутора миллионов предметов и является одним из крупнейших в мире[96].
Отдел дерева и мебели представляет собой коллекцию мебели и различных изделий из дерева с XIII до XX века. Собрание насчитывает более 34 тысяч предметов — от крупных архитектурных деталей и средств передвижения до церковной утвари и лаковых миниатюр.
Отдел драгоценных металлов был основан в 1905 году как Особая кладовая, расположенная в зале экспозиции Тверского княжества. Самую первую коллекцию — 800 экспонатов — передал Пётр Щукин. По его завещанию в 1912 году музею отошло ещё 12 тысяч предметов[6][91][92].
Фонды Отдела древнерусской живописи насчитывает более 5 тысяч икон и 20 тысяч прорисей, в нём также содержится церковная утварь и памятники древнерусской живописи от XII до XVII веков. Начало собрания было положено в конце 1870-х, к началу XX века оно стало одним из крупнейших в мире.
После революции коллекцию перевели в «Отделение религиозного быта», однако спустя 8 лет отдел был закрыт, сотрудники уволены, а руководитель Александр Анисимов осуждён на 10 лет и впоследствии расстрелян. До 1940-х многие иконы и ценные экспонаты были переданы в Гохран и бюро «Антиквариат» для продажи за границу и безвозвратно утеряны.
Коллекцию Отдела изобразительных материалов составляют произведения разных жанров и направленностей, объединённые по историко-культурному принципу: от живописи и графики до плакатов и фото-негативов. Хронология охватывает период с XIII по XX век.
Отдел керамики и стекла основан в конце XIX — начале XX веков, выделен в самостоятельный отдел в 1940-м. Предметный фонд был создан на основе личных коллекций Петра Щукина и Алексея Бахрушина. Собрание насчитывает более 36 тысяч произведений искусства из фарфора, фаянса, стекла и керамики[98].
Оформление
Задумка проекта «Отечество» возвращала к идеалам древнерусского зодчества. Здание должно было привнести новый дух в Кремлёвский ансамбль и переосмыслить облик Красной площади — из подобия римского форума превратить её в символ народности и перекликаться с Покровским собором[44].
Заимствования приёмов и деталей древнерусского зодчества помогли Шервуду создать образцовый пример русского стиля, популярного во второй половине XIX века в России, согласно тенденции развития историзма[20].
По мнению многих искусствоведов, Шервуд удачно совместил традиционные в русском зодчестве элементы оформления с красным кирпичом. В оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы[27].
Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает два здания на Красной площади[45][46].
Спустя некоторое время между Шервудом и Забелиным возник конфликт из-за разных взглядов на то, как на оформлении музея должны отразиться национальные архитектурные традиции. Забелин заявил, что «Шервуд и Семёнов поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское».
Кроме того, Шервуд начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, отводя первостепенную роль оформлению, а не экспонатам[25]. В 1879 году архитектор был отстранён от строительства, а в 1886-м Забелин отказал ему в должности сотрудника музея[24][47].
Критика проекта встречалась и позднее: многие считали ошибкой снос двухсотлетнего здания Главной аптеки[48]. В 1920-х архитектор Ле Корбюзье советовал вообще убрать здание музея с Красной площади как нарушающее архитектурный облик Москвы[24].
После открытия
Появление музея изменило исторический облик центра Москвы, отчего стало неизбежным дальнейшее обновление города в определённом стиле, — последовали здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды[20].
Граф Уваров, первый директор и один из главных создателей ГИМ, умер через один год после открытия музея. В период с 1883-го по 1908-й годы главным заведующим был Алексей Орешников[3].
Он был ведущим специалистом в области античной и средневековой русской нумизматики, а также древнерусского прикладного искусства. В общей сложности Орешников проработал в ГИМ 45 лет[59].
Пост товарища председателя в эти годы занимал Иван Забелин. По его завещанию в 1908 году музей получил собранные Забелиным коллекции исторических ценностей и всё жалованье, полученное за годы службы[60].
В 1889 году между большим и малым внутренними дворами был построен поперечный корпус для аудитории на 500 мест. Её отличала уникальная акустика и прогрессивное оснащение, например, освещение электричеством[25].
В мае 1894 года музей был переименован в «Императорский российский исторический музей имени императора Александра III»[8][1].
К началу XX века библиотека музея насчитывала около 18 тысяч книг. Фонд пополнили коллекции Московского и Русского археологических обществ, Московского университета и многих частных пожертвователей.
Ежегодное число посетителей составляло около 40 тысяч человек, а число выставочных залов увеличилось до 16-ти[8][3][17].
В 1905 году Пётр Иванович Щукин передал в дар музею собрание своего Музея древностей, насчитывавшее около 300 тысяч предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи). В том же году по завещанию Алексея Петровича Бахрушина музею было передано собрание из около 2 тысяч предметов и 25 тысяч книг[61].
Изначальный проект Шервуда не предусматривал создание запасников музея. На момент его основания создатели не предполагали, что могут понадобиться крупные хранилища для экспонатов. В 1912 году князь Николай Щербатов ходатайствовал о передаче музею соседнего здания Думы.
В 1910 году разобрали лекционный зал в поперечном корпусе. На его месте четыре года спустя были открыты библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. Проект строительства принадлежал Илье Бондаренко[25].
После революции
В 1917 году новой властью музей переименовывается в Государственный Исторический Российский музей (а с 1921 года — Государственный Исторический музей).[64]
Согласно воспоминаниям сотрудников, после 1917 года ГИМ неоднократно предлагали расформировать. Например, сохранилась запись от 28 мая того года в дневнике главы Общества друзей ГИМ Василия Городцова:
В дни революции музей оказался в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея[65][17].
В 1918—1920 годах в фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых, собрание серебра Алексея Александровича Бобринского, серебра, фарфора и стекла Николая Михайловича Миронова, огромный архив Куракиных, нумизматическое собрание и библиотека Павла Васильевича Зубова, библиотеки со специальным подбором книг библиофила и издателя Льва Эдуардовича Бухгейма, историка Геннадия Фёдоровича Карпова и генеалога Леонида Михайловича Савёлова.
В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая библиотека и как филиалы дом Археологического общества на Берсеневской набережной с библиотекой общества, дом московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища в Лиховом переулке с их фондами[61].
Позднее была создана специальная Коллегия по делам музеев под руководством Натальи Седовой-Троцкой. Ведомство критиковало ГИМ за саботаж революционных идей и предлагало разделить его на отдельные самостоятельные музеи. В марте 1921 года вышло постановление о переорганизации его в Музей быта[66].
В том же году была создана комиссия по утилизации музейных ценностей под председательством Льва Троцкого[67]. Тем не менее, за первые 10 лет советской власти собрание ГИМ увеличилось вдвое — за счёт выморочных, конфискованных и национализированных ценностей[68].
В 1928 году было выпущено новое «Положение о Государственном историческом музее». Оно включило современность в сферу научных интересов ГИМ и добавило освещение идеологической пропаганды в его деятельность[1].
В 1920—1930-х годах в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев (в частности, из собрания Румянцевского музея, Военно-исторического музея, музея «Старая Москва», Музея 1840-х годов, Музея Отечественной войны 1812 года, монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино, Дубровицы, Богучарово Тульской губернии, Надеждино Саратовской губернии) и особняков[61].
К концу 1930-х постоянная экспозиция была открыта в 23 залах и охватывала временной период от древнейших времён до XVIII века[69]. В августе 1935 года со шпилей башен были демонтированы скульптуры[51].
В 1936 году, при подготовке музея к 20-летию советской власти, было уничтожено оформление Парадных сеней и переделаны залы эпох великокняжеского и царского периодов. Расписное генеалогическое древо императорской семьи было закрашено побелкой, во многих залах скололи лепнину и сняли позолоту[71].
С начала 1936 по конец 1937 года оформлением залов первого этажа занимался архитектор Андрей Буров[72]. В дневнике от 1937-го года он писал, что пытался переосмыслить интерьеры «максимально скупыми архитектурными средствами — характером наличников и капителей, определяющим характер эпохи, а также окраской стен».
Современные ему искусствоведы отмечали, что новое строгое оформление облегчило обозрение экспонатов и подчёркивало их важность, а не оттягивало внимание на отделку залов[73]. Вместе с Буровым над переоформлением музея работал художник Лев Жегин[50].
В 1937 году ГИМ был объявлен главным национальным музеем, в его подчинение стали передавать многочисленные филиалы[17].
Послевоенные годы
В 1957 году были открыты залы второго этажа, общая экспозиция стала охватывать период от древнейших времён до начала XIX века[17][71].
К началу 1980-х музей сильно обветшал — за сто лет работы его ни разу не ремонтировали[77]. Ежегодно случалось до 14-ти аварий, когда выходили из строя электрическая или отопительная система, прорывало трубы.
Поскольку при строительстве здание не было разделено деформационными швами на блоки, при осадке отдельные элементы конструкции неравномерно нагружались. Из-за этого в стенах и перекрытиях стали появляться трещины, деформировался пол[40].
Реставрация началась в 1986 году, над ней трудились сотни специалистов[17][78]. Восстановлением архитектурных утерь, полученных зданием в 1936—1937 годах, занимались архитекторы из бюро «Спецпроектреставрация» под руководством Е. В. Журина: С. Н. Алёшина, Н. В. Зеленова, В. Н.
Овчинников, А. А. Савинкина, Е. И. Николаева. Над восстановлением интерьеров работали сотрудники мастерской «Мосреставрация» под руководством Л. А. Баулиной: Л. В. Решетов, А. Н. Замощин, В. Л. Лагутин, М. Г. Чистяков, М. А. Дороднев, В. В. Марковин, Д. Д.
Рахманинов, В. Г. Береснев, С. В. Кормилин, В. Г. Черкасов, В. В. Власкин, В. Г. Козлов, С. С. Лазовский, А. Д. Семенко, Л. В. Новгородский. Из-за недостатка финансирования работы надолго останавливались и были продолжены только по личному указанию премьер-министра России Виктора Черномырдина.
Примечания
- ↑ 1234567Энциклопедия, 2001, с. 237.
- ↑ 12Непомнящий Н. Н.100 великих сокровищ России. — Москва: Вече, 2022. — ISBN 9785444472620.
- ↑ 123Черкасов, 2004, с. 223.
- ↑ 12Датиева, 2022, с. 10.
- ↑ 12345Зайцев А.«Расширять свои возможности — обязанность музея». Директор ГИМа Алексей Левыкин о работе главного исторического хранилища страны. (неопр.). Лента.ру (12 декабря 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑ 1234567Государственный исторический музей (неопр.). Портал культурного наследия России “Культура.рф”. Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑ 12345Исторический музей работает бесплатно в день своего 145-летия (неопр.). ТАСС (9 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.Архивировано 11 февраля 2022 года.
- ↑ 123456Государственный исторический музей в Москве (неопр.). РИА Новости (21 февраля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑ 123Депозитарно-выставочный центр ГИМ откроют в »новой» Москве к 150-летию музея (неопр.). Интерфакс (7 февраля 2022). Дата обращения: 14 августа 2022.
- ↑ГИМ, 1987, с. 30.
- ↑Муравьёв В. Б.Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — АСТ, 2022. — 1300 с. — ISBN 978-5-271-38528-5.
- ↑ 1234Майстровская, 2022, с. 612.
- ↑ 12Станюкович Л. Б.Государственный исторический музей и его библиотека (неопр.). Государственная публичная историческая библиотека. Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑ 123Палтусова, 2022, с. 5.
- ↑Альбом, 2006, с. 10.
- ↑Потёмкин, 2022, с. 442.
- ↑ 12345678910111213141516Дом, где живёт история: Государственный исторический музей отмечает 145-летие (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (9 февраля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑ 123456789101112131415161718192021Романюк С.Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — Москва: Центрполиграф, 2022. — 912 с. — ISBN 978-5-227-04778-6.
- ↑Альбом, 2006, с. 11.
- ↑ 12345678Сутормин В. Н.Вокруг Кремля и Китай-Города / отв. ред. Янцева Л. И.. — Москва: Центрполиграф, 2022. — 478 с. — ISBN 9785457832046.
- ↑Альбом, 2006, с. 15.
- ↑Сборник, 2022, с. 57.
- ↑Бусева, 2001, с. 29.
- ↑ 123Формозов, 2001, с. 701.
- ↑ 123456Палтусова, 2022, с. 18.
- ↑ГИМ, 1987, с. 5.
- ↑ 1234Палтусова, 2022, с. 19.
- ↑ 12Энциклопедия, 2001, с. 238.
- ↑Ухов, 2006, с. 136.
- ↑Муравьёв В. Святая дорога. Истории московских улиц. — Москва: Изографус, Эксмо, 2003. — 512 с. — ISBN 5-94661-035-X.
- ↑Эксин, 2022, с. 61.
- ↑Пенско, 1953, с. 85.
- ↑Сергиевская, 2022, с. 448.
- ↑Жуков, 2022, с. 223.
- ↑ 123Разгонов, 2008, с. 14.
- ↑Разгонов, 2008, с. 17.
- ↑Лисовский, 2009, с. 274.
- ↑ 12Нерсесьян Т.Исторический музей в Москве открыл уникальную выставку (неопр.). Вести (25 апреля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑Егоров, 2002, с. 249.
- ↑ 123Ухов, 2006, с. 137.
- ↑ 12Лисовский, 2009, с. 282.
- ↑Ухов, 2006, с. 140.
- ↑Датиева, 2022, с. 19.
- ↑Кириченко, 2022, с. 147.
- ↑ 123Лисовский, 2009, с. 283.
- ↑Бусева, 2001, с. 28.
- ↑Сборник, 2022, с. 60.
- ↑Сергиевская, 2022, с. 449.
- ↑ 1234Датиева, 2022, с. 23.
- ↑ 12Майстровская, 2022, с. 623.
- ↑ 1234Давыдова Н.Львы, единороги, орлы и звезды (неопр.). Известия (12 августа 2009). Дата обращения: 7 ноября 2022.
- ↑Разгонов, 2008, с. 19.
- ↑ 12Разгонов, 2008, с. 145.
- ↑ 12Олма, 2006, с. 226.
- ↑Игумнова, 2002, с. 1885.
- ↑Об указе об учреждении Государственного исторического музея
- ↑Шедевры, 2022, с. 4.
- ↑ 12Разгонов, 2008, с. 23.
- ↑Гайдуков, 2022, с. 179.
- ↑Иван Егорович Забелин (17.09.1820 - 31.12.1908) (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 24 октября 2022.
- ↑ 123Юхименко Е. М., 2022, с. 8—16.
- ↑ 12Шедевры, 2022, с. 14.
- ↑Трабун Д., Сандалов Ф.Жизнь музейных запасников (неопр.). Афиша. Дата обращения: 14 октября 2022.
- ↑История ГИМ.
- ↑ 12Разгонов, 2008, с. 83.
- ↑Разгонов, 2008, с. 92.
- ↑Разгонов, 2008, с. 97.
- ↑Разгонов, 2008, с. 100.
- ↑ 123Шедевры, 2022, с. 15.
- ↑ 12Разгонов, 2008, с. 106.
- ↑ 123456Датиева, 2022, с. 31.
- ↑Либсон, 1983, с. 403.
- ↑Михайлова А.1937. Реконструкция (неопр.). Colta.ru (25 марта 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑Разгонов, 2008, с. 121.
- ↑Разгонов, 2008, с. 136.
- ↑Разгонов, 2008, с. 118.
- ↑Разгонов, 2008, с. 138.
- ↑Чтения, 2022, с. 3.
- ↑Храм Василия Блаженного на Красной площади отмечает 455-летие (неопр.). РИА Новости (12 июля 2022). Дата обращения: 24 октября 2022.
- ↑Разгонов, 2008, с. 148.
- ↑Премии имени И. Е. Забелина (неопр.). Государственный исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
- ↑Виртуальные туры по Историческому музею на Красной площади запустят в этом году (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (14 апреля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
- ↑Государственный исторический музей открылся для посетителей (неопр.). ТАСС. Дата обращения: 1 июля 2020.
- ↑В день рождения Государственного исторического музея испекут 145 »золотых» тортов (неопр.). ТАСС (7 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.Архивировано 11 февраля 2022 года.
- ↑Проскурякова Т.Парадный вход в Исторический музей открыт спустя 30 лет (неопр.). Вести (1 июня 2022). Дата обращения: 19 октября 2022.
- ↑Разгонов, 2008, с. 147.
- ↑Разгонов, 2008, с. 149.
- ↑ 123Альбом, 2006, с. 20.
- ↑ 1234567Коллектив авторов. Исторический музей : путеводитель / под ред. Лемиговой Г. В.. — Москва: Исторический музей, 2022. — 217 с. — ISBN 978-5-89076-306-8.
- ↑Разгонов, 2008, с. 153.
- ↑ 12345678Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный исторический музей” (неопр.). Государственный каталог музейного фонда Российской федерации. Дата обращения: 14 августа 2022.
- ↑ 12345Лаврентьева М.Тайны секретного хранилища (неопр.). Вечерняя Москва (2 декабря 2022). Дата обращения: 24 октября 2022.Архивировано 1 ноября 2022 года.
- ↑Сиротина, 2022, с. 18.
- ↑Архотдел, 2022, с. 4.
- ↑ 12Исторический музей открывает выставку »Портрет музея на фоне истории. Фотографии 1876 - 2022 гг.» (неопр.). Телеканал «Россия – Культура» (1 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.
- ↑Архотдел, 2022, с. 3.
- ↑Отдел древнерусской живописи (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
- ↑Дулькина Т. И.История отдела керамики и стекла Государственного исторического музея: конец XIX в.-1950-е гг. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — 70 с.
- ↑ 12Сборник, 2022, с. 9.
- ↑Сборник, 2022, с. 10.
- ↑Сборник, 2022, с. 11.
- ↑Сборник, 2022, с. 13.
- ↑Сиротина, 2022, с. 36.
- ↑Клосс, 2008, с. 85.
- ↑Сиротина, 2022, с. 38.
- ↑Касимовцева, 1958, с. 3.
- ↑Касимовцева, 1958, с. 4.
- ↑Сиротина, 2022, с. 10.
- ↑Ефимова, 2000, с. 25.
- ↑Белогорская, 1982, с. 7.
- ↑Отдел рукописей и старопечатных книг (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
- ↑Рубинина М.малоизвестные коллекции фотодокументов как информационный ресурс исторической науки (на примере коллекции фотографий фоддово-экспозиционного отдела ГИМ “Музей В. И. Ленина” // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е.. — 2022. — ISBN 9785040056088.
Строительство
Проект «Отечество» был совместной работой Владимира Шервуда и Анатолия Семёнова. Шервуд был выпускником Московского живописного училища по классу пейзажа и поэтому не имел статуса архитектора. За техническую сторону проекта отвечал военный инженер Анатолий Семёнов, один из строителей Политехнической выставки 1872 года[20][39].
Здание выполнено в смешанной конструктивной схеме и имеет неправильную прямоугольную форму: средние размеры сторон составляют 115,5 и 55,5 м, площадь застройки — 6500 м²[40].
Согласно сохранившемуся архиву Шервуда, он работал над проектом музея в течение семи лет. За эти годы были четырежды полностью переделаны чертежи фасада и созданы рисунки всех элементов его отделки, а также оформления залов экспозиции. Семёнов разрабатывал композицию технических помещений, библиотеки и аудиторий[41].
В архиве музея сохранились служебные записи Семёнова, из которых следует, что инженерно-геологические условия строительства были очень сложными. Площадка имеет уклон в сторону засыпанного русла Неглинки[40].
Почвы под основанием здания представляют собой неоднородную смесь глин с большим водопритоком и высоким уровнем подземных вод[42]. Для строительства землю укрепили дубовыми лежнями, бутовой кладкой и цементом[25].
Первый камень в основание будущего музея 1 сентября 1875 года торжественно заложил император Александр II[20]. Строители музея пользовались самыми современными технологиями своего времени.
Качество материалов лично контролировал Анатолий Семёнов[25]. Поставки шли из Брянска, Санкт-Петербурга, позднее — из Лотарингии и Дортмунда.
Кирпичная кладка скреплялась цементом, внутренние перекрытия были выполнены из металлических конструкций, а все трубы и провода были убраны в стены[17]. Сложную работу над возведением наружных стен и башен выполняли мастера под руководством подрядчиков Г. И. и И. И. Губониных.
Только в 1876—1877 годах кладку кирпича выполняли 260 каменщиков и более 300 подсобных рабочих[27][43].
С 1879 по 1881 годы строительство было остановлено из-за недостатка финансирования. По той же причине пришлось отказаться от оформления фасада изразцами. Работы возобновили при подготовке к коронации Александра III[27].
Экспонаты
С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций[54]. Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Бахрушины, Боткины.
Знаменитый Барон де Шодуар, Иван Максимилианович передал в дар, через доцента К. С. Кузьминского свои 92 ценные кириллические старопечатные книги.[14][62].
Вдова Фёдора ДостоевскогоАнна Григорьевна передала в дар музею архив книг, писем и фотографий писателя. Впоследствии на основе этих предметов была создана экспозиция «комната Достоевского»[6].
В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея истории[17][91].
В настоящее время коллекция продолжает пополняться: ежегодно до 15 тысяч предметов поступают в фонды благодаря археологическим экспедициям. Небольшое количество предметов поступают в дар от частных лиц или в ходе специальных закупок[92].