«ГИМ» — — все сокращения России!

«ГИМ» —  — все сокращения России! Расшифровка

Основание

Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века. Сохранились письма генерал-майораНиколая Чепелевского от 1871 года, в которых он «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял бы свою деятельность к разработке и собиранию материалов»[10].

Академик Константин Бестужев-Рюмин называл народное самосознание высшей целью исторической науки, а создание музея — самым могущественным средством его повышения[11]. В 1871 году граф Алексей Сергеевич Уваров хотел устроить выставку рисунков о российском быте допетровской эпохи[12][13].

Великий князь Александр Александрович в середине 1860-х посетил музей древностей в замке Розенборг, после чего заинтересовался археологией и захотел создать в России нечто подобное[14].

Толчком к воплощению этой идеи послужил успех промышленной выставки к 200-летию со дня рождения Петра I. Среди её экспонатов были археологические находки и исторические реликвии, которые не вписывались в концепцию политехнического музея.

Ветераны Крымской войны присылали памятные вещи в отдел обороны Севастополя. Этим предметам требовалось место для хранения и последующей экспозиции. Николай Чепелевский и генерал-адъютантАлександр Зеленой (по другим данным — граф Уваров)

в январе 1872 года подали цесаревичу Александру записку с предложением создать исторический музей[15][16].

Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Цесаревич обратился с соответствующим прошением к императору Александру II и получил письменное разрешение[14][17].

В открытых источниках расходятся данные о точной дате подписания указа о создании музея Александром II. Достоверно известно, что это случилось в феврале 1872 года, однако в дне нет определённости — в разных источниках называются 3, 8 (21 по старому стилю[8])

, 9[17] и 14 числа[18][19]. Будущий музей решено было назвать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича»[18][20].

По приказу императора для организации музея была создана специальная комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова. В неё вошли Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Сергей Соловьёв, архивист В. Е. Румянцев и Иван Забелин[18][1].

В январе 1873 года была сформулирована общая концепция музея — «служить наглядной историей главных эпох русского государства»[8]. Второго августа 1874 года был утверждён составленный Уваровым Устав музея[2].

Этот документ регламентировал все вопросы пополнения и сохранения фонда экспонатов[13]. Уже тогда разошлись мнения о предмете показа: Чепелевский хотел создать «храм воинской славы», а Забелин и Уваров настаивали на показе общей истории государства.

Историки принадлежали к разным школам, и поэтому Уваров предлагал экспонировать «важнейшие государственные реформы в картинах», а Забелин хотел сделать упор на показ быта и жизни народа[21].

В 1875 году императорская комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. Планы-претенденты должны были соответствовать определённой программе: использовать исконно русские архитектурные детали: шатры, ширинки, закомары и прочее, гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором[22][23].

В августе 1875 года победителями были признаны Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом под названием «Отечество». Члены жюри отметили глубину его проработки: он сопровождался обстоятельными пояснительными записями и демонстрировал глубокие знания о русском зодчестве и его наследии.

Шервуд — внук англичанина и москвич во втором поколении — лучше других претендентов справился с конкурсным заданием. Решающее слово принадлежало Ивану Забелину, и он одобрил «Отечество» и подписал заказ на строительство[24][25].

Изначально организаторы надеялись привлечь частное финансирование и сделать музей общественным, неподконтрольным государству[26]. Несмотря на привлечение спонсоров, в 1874 году общий капитал ГИМ составлял всего 154 тысяч рублей.

Из переписки великих князей Александра Александровича и Сергея Александровича известно, что денежные вопросы велись «с легкомыслием замечательным. Построили здание, которое, ещё не законченное, стоит 1 ½ миллиона, и для этого не имели других средств, кроме 200 тысяч, которые дала казна»[27].

На строительство ГИМ пришлось взять в Московском кредитном обществе ссуду в 1,26 млн рублей. Закрыть кредит удалось только через 28 лет[17][4].

Выбор места

Площадку для строительства музея в апреле 1874 года предоставила Московская городская дума[28]. С 1472 года на этой земле располагался почтовый двор, с 1556-го — Сытный отдаточный двор[29].

В период с 1599-го по 1699-й на его месте находился Земский приказ — ведомство, которое занималось сбором налогов, судебными разбирательствами и руководило ярыжным отрядом[30].

3 ноября 1699 года Земский приказ был расформирован, а его дела были переданы в Стрелецкий и Судный приказы[31]. В 1700 году по поручению Петра I вместо деревянного здания была построена каменная ратуша.

До пожара 1737 года в ней располагались Главная аптека и медицинская канцелярия[32]. Вход украшала каменная голова единорога с настоящим рогом нарвала, приёмный зал расписан фресками.

26 апреля 1755 года в ратуше открыли первый российский университет[34]. Для него здание было перестроено под руководством Дмитрия Ухтомского. На торжественном открытии присутствовали императрица Елизавета Петровна и покровитель Ломоносова граф Шувалов, а среди студентов были Василий Баженов, Денис Фонвизин, Григорий Потёмкин.

Впоследствии университет получил новое здание на Моховой улице, а в ратуше на Красной площади находились сначала Магистрат, потом — губернские присутственные места. В итоге здание выкупила для себя городская Дума[35].

После получения императорского согласия на создание музея его планировали построить у стен Кремля, на месте нынешнего мавзолея[36]. 16 апреля 1874 года Городская дума приняла решение отдать ГИМ место под зданием Земского приказа[35]. В тексте постановления было сказано:

Примечательно, что при этом ради строительства нового музея историческая ратуша была уничтожена. По мнению современников, здание относилось к европейскому стилю и потому не являлось ценным[37].

1 сентября (20 августа по старому стилю) 1875 года прошла церемония торжественной закладки ГИМ, на ней присутствовали цесаревич Александр, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков и депутаты Думы[35].

Залы первого этажа

На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление[20][45].

  • Зал № 2. Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит — круглый зал в юго-восточной башне. Изначально в нём экспонировали памятники неолита. Зал декорирован лепниной и орнаментами, скопированными с археологических находок во Владимирской губернии. Декоративный фриз «Каменный век» в верхней части стен написал Виктор Васнецов в 1885 году[18][89][90].
  • Зал № 3. Завершение формирования раннепервобытной общины. Мезолит. Эпоха позднепервобытной общины. Неолит — в этом зале начиналась экспозиция памятников металлического периода и бронзы. В оформлении использованы космогонические символы и орнаменты различных культур. Так, например, верх дверного проёма декорирован символом плодородия — свастикой, а также ромбами, характерными для оружия народов Сибири. Лепнина со змеями вокруг окон вдохновлена изделиями кобанской культурыКавказа[18][89].
  • Зал № 4. Распад первобытной общины. Энеолит Юга. Бронзовый век — тематику экспонируемой эпохи отражает оформление бронзовых наличников карнизов и арочных проёмов[18][89].
  • Зал № 5. Первая половина — третья четверть первого тысячелетия до нашей эры. Скифская эпоха — во время открытия музея этот зал назывался «Памятники металлического периода». Карнизы и арки дверных проёмов декорированы по образцу находок в мерянских и скифскихкурганах, их же повторяет узор мозаики пола[18][89].
  • Зал № 6. Восточная Европа и античный мир — по первоначальному проекту этот зал назывался «Древности скифские и сарматские». Ступенчатый свод потолка и узор мозаики пола воспроизводят внутреннее пространство керченской гробницы Куль-Оба IV века до н. э. Рисунки фризов верхней части потолка скопированы с реальных образцов из склепа у горы Митридат, кургана Чертомлык, усыпальницы Анфистерия[18][89].
  • Зал № 7. Эпоха Великого переселения народов — изначально этот зал назывался «Первый Киевский» и отражал временной период от 988 до 1054 года. Поэтому отделка зала была выдержана в стиле убранства киевского Софийского собора. В настоящее время экспозиция отражает культуру тех племён, которые впоследствии сформировали уклад жизни в Древней Руси[18][89].
  • Зал № 8. Формирование Древнерусского государства — в прошлом «Второй Киевский», этот зал также оформлен в стиле Софийского собора. На стенах воспроизведены орнаменты из Остромирова Евангелия 1056 года и Изборника Святослава 1073-го. После реконструкции 1930-х годов в зале демонстрируются предметы быта восточнославянских племён конца IX — начала XII веков[88].
  • Зал № 9. Древнерусский город — изначально назывался «Новгородский», это один из самых богато декорированных залов первого этажа. По проекту Александра Попова и Николая Никитина оформляли зал палехские мастера артели Н. М. Сафронова. Стены и потолок расписаны копиями фресок из церкви Спаса на Нередице, особенно ценными после разрушения оригинала в 1942 году[18].
  • Зал № 10. Жизнь Древнерусского государства в период феодальной раздробленности — круглый зал угловой северо-восточной башни, изначально назывался «Владимирским» и был посвящён культуре этого древнего города. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, роспись стен и мозаика скопированы из Успенского собора[18].
  • Зал № 11. Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века — последний зал, открытый для посещения в 1883 году, однако оформление было закончено только в 1891-м. В первые годы работы музея зал назывался «Суздальским», поэтому в его оформлении также использованы мотивы Успенского собора. Барельефы на стенах и арках являются слепками резьбы Георгиевского собора Юрьево-Польского[18].
Другие сокращения:  Сборник тюремных загадок | Пикабу

Остальные залы первого этажа не были закончены к 1883 году, из отделки были готовы только мозаичные полы. Реконструкция 1930-х под руководством Бурова не ставила целью создание выразительных интерьеров. В период реставрации 2000-х залы получили оформление согласно изначальному проекту Попова конца XIX века[18].

Интерьеры

Проекты здания и экспозиции разрабатывались одновременно и ориентировались на «археологически-вещеведческую и искусствоведческую направленность». Музей отличала новаторская для своего времени идея группировки археологических памятников по эпохам и векам[12].

Изначально планировалось создание 47 залов, каждый из которых должен был в своём оформлении соответствовать стилю отображаемого периода[20]. Внутри помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал[45].

Для отделки интерьеров использовались только дорогие материалы. Например, полы Парадных сеней и лестницы выполнены из каррарского мрамора мастерами артелей Захарова и Кампиони[49].

Помимо интерьеров, Шервуд спроектировал специальные экспозиционные витрины. Они выполнялись из дуба и имели две части: нижнюю закрытую для хранения предметов, и верхнюю со стеклянной крышкой — для демонстрации экспонатов[50].

В период после отставки Шервуда и до 1887 года отделка внутренних помещений музея велась под руководством Анатолия Семёнова и архитектора Александра Попова. Последний был учеником Фёдора Рихтера и давним единомышленником Уварова, автором реконструкции храма Никиты Мученика и палат Аверкия Кириллова.

Попов создал планы общего оформления залов, а также эскизы малых архитектурных форм — окон, мебели, мозаик и башенных шпилей. В результате несколько сотен окон музея стали предметами художественной ценности благодаря уникальному рисунку переплётов в стиле древнерусских слюдяных окон.

Столярные работы по созданию витрин выполняли в мастерской Полякова, там же изготовили дубовые и сосновые двери между залами[49]. Мозаичные полы первого этажа укладывали мастера артели Седова под руководством художника Кругликова[49].

Завершали оформление здания позолоченные металлические скульптуры на шпилях башен. Они были выполнены в форме геральдических символов императорского дома — львов, единорогов и орлов. Прообразами к их эскизам Попову послужили печати и портики храма Василия Блаженного[51][52].

Размах крыльев у орлов составлял три метра. Скульптуры отличала необычная конструкция — они были подвижными и разворачивались лицевой стороной к ветру, а не против него, как обычные флюгеры[53].

Литература

  1. Потёмкин Е. Л. Высшие чины Российской империи. Биографический словарь (22.10.1721-2.03.1917). — Москва, 2022. — Т. 3, Р-Я. — С. 442. — 597 с.
  2. Коллектив авторов.Труды Государственного исторического музея. — Москва: Государственный исторический музей, 1987. — Т. 64—66. — С. 5—30.
  3. Майстровская М. Т.Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / под рецензией Дажиной В. Д., Лаврентьева А. Н.. — Москва: Прогресс-Традиция, 2022. — С. 608—623. — ISBN 978-5-89826-447-5.
  4. Игумнова Т. Г., Яновский А. Д.Войди в историю: к 130-летию Государственного Исторического музея : путеводитель по выставке. — Художник и книга, 2002. — С. 1858—1885.
  5. Клосс Б. М.Полное собрание русских летописей. Западнорусские летописи.. — Москва: Языки славянских культур, 2008. — Т. 17. — С. 85—124. — 384 с. — ISBN 978-5-9551-0171-2.
  6. Коллектив авторов.Мировая история. История России. XVIII-XIX вв. / науч. рец. Черкасов П. П.. — Москва: ОЛМА-Пресс Образование, 2004. — Т. 1. — С. 223. — 320 с. — ISBN 5-94849-644-9.
  7. Гайдуков, П. Г. Документальное наследие А. В. Орешникова в Государственном историческом музее // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е. А. ; Бородкин Л. И., Яновский А. Д.. — Москва : Этерна, 2022. — С. 179—184. — ISBN 978-5-480-00300-0.
  8. Датиева Н. С. Исторический музей. Архитектура. Интерьеры.. — Москва: Государственный исторический музей (ГИМ), 2022. — С. 10—31. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-299-3.
  9. коллектив авторов. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, Рипол-классик, 2001. — Т. 1. — С. 237. — 416 с. — ISBN 5-01-004535, 5-7905-1007-3.
  10. Россия. Иллюстрированная энциклопедия / под ред. Никифорова Ю. А.. — Москва: ОЛМА медиагрупп, 2006. — С. 226. — 600 с. — ISBN 5-373-00239-9.
  11. Коллектив авторов.Градостроительство России середины XIX — начала XX века. / под общей ред. Кириченко Е. И.. — Москва: Прогресс-традиция, 2022. — Т. 3. — С. 147. — 616 с. — ISBN 978-589826-333-1.
  12. Лисовский В. Г.Архитектура России XVII-начала XX века. Поиски национального стиля / под ред. Аптекмана В. — Москва: Белый город, 2009. — С. 274—284. — ISBN 978-5-7793-1629-3.
  13. Формозов А. А.Иван Егорович Забелин: Очерк жизни и творчества // Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. — Москва: Языки русской культуры, 2001. — Т. 2. — С. 701. — ISBN 5-7859-0171-4.
  14. Касимовцева Е.Предисловие // Письменные источники в собрании Государственного исторического музея / под ред. Марголина С.. — Москва: М-во культуры РСФСР. Государственный исторический музей, 1958. — Т. 1. — С. 3—5.
  15. Егоров В. Л. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — С. 249. — 350 с.
  16. Ухов С. Б., Семёнов В. В., Знаменский В. В.Результаты обследования фундаментов и прогноз развития осадок основания Государственного исторического музея // Вестник МГСУ. — 2006. — № 200. — С. 136—148.
  17. Сиротина О. А.Методы изучения личных и семейных архивов. По материалам фонда Уваровых / под ред. Наумова Г. Р.. — Москва: МГУ им. Ломоносова, 2022. — С. 10—38.
  18. Пенско Н. А.Основание Московского университета. — Изд-во Московского университета, 1953. — С. 85. — 191 с.
  19. Лисейцев Д. В., Рогожин Н. М., Эксин Ю. М.Приказы Московского государства XVI-XVII вв. Словарь-справочник / под рецензией Писарьковой Л. Ф., Лаптевой Т. А.. — Москва — Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. — С. 60—61. — 303 с. — ISBN 978-5-8055-0279-9.
  20. Коллектив авторов. Исторический музей. Шедевры и реликвии. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3—15. — 456 с. — ISBN 978-5-89076-241-2.
  21. Палтусова И. Н. Дары Российского Императорского Дома Историческому музею. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 5—19. — 256 с. — ISBN 978-5-89076-223-8.
  22. Коллектив авторов. Забелинские научные чтения — год 2022-й: Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3. — 440 с. — ISBN 978-5-89076-242-9.
  23. Коллектив авторов. Государственный исторический музей и отечественная археология. К 100-летию отдела археологических памятников / под рецензией Г. А. Ломтадзе, Н. А. Хайкуновой. — Москва: Исторический музей, 2022. — С. 3. — 304 с. — ISBN 978-5-89076-285-6.
  24. Коллектив авторов. Государственный исторический музей: сокровища истории и культуры / под редакцией В. Л. Егорова, Е. М. Юхименко. — Москва: Государственный исторический музей, Интер-бизнес, 2006. — С. 3. — ISBN 5-89164-164-X.
  25. Сергиевская И. Г. Легенды и тайны Московского Кремля. — Москва: Вече, 2022. — С. 448. — 560 с. — ISBN 978-5-4444-5543-2.
  26. Ефимова Л. В., Алёшина Т. С., Самонин С. Ю.Костюм в России : из собрания Государственного исторического музея. XV - начало XX века. — Москва: Арт-Родник, 2000. — С. 25. — 231 с. — ISBN 5-88896-042-X.
  27. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. — Москва: Рипол Классик, 1982. — С. 271. — 7 с. — ISBN 9785458318099.
  28. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — Москва: Стройиздат, 2001. — С. 28—29. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  29. Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др.Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — Москва: Искусство, 1983. — С. 403—404. — 504 с. — 25 000 экз.
  30. Разгонов С. Орлы на башнях: Государственный Исторический музей. Люди и годы. — Москва: Роспэн, 2008. — С. 5—148. — 207 с. — ISBN 978-5-8243-0997-3.
  31. Коллектив авторов. 150 лет на службе науки и просвещения: сборник материалов Юбилейной международной научной конференции, Москва, 5-6 декабря 2022 г. — Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2022. — С. 1—63. — 528 с. — ISBN 978-5-85209-346-2.
  32. Жуков К.История Москвы в датах. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2022. — С. 223. — 446 с. — ISBN 978-5-373-04748-7.
  33. Юхименко Е. М.Исторический музей // Православная энциклопедия. — М., 2022. — Т. XXVIII : «Исторический музей — Йэкуно Амлак». — С. 8—16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.

Научно-хранительские отделы

2 января 1914 года помощник председателя князь Щербатов подписал приказ о разделении собрания музея на отдельные фонды. Каждый отдел получил чёткую сферу деятельности и отдельный штат сотрудников[93]. Современная структура музея выделяет 15 отделов:

Отдел археологических памятников — археологические памятники заложили основу всего музея. Экспонатом № 1 в Главной инвентарной книге стал витой браслет бронзового века, найденный в кавказском селении Кобан. Его передал музею граф Уваров в 1881 году, ещё до официального открытия[94][95].

Первые 14 залов экспозиции составлены из фондов этого отдела. Его собрание на 2022 год насчитывает более полутора миллионов предметов и является одним из крупнейших в мире[96].

Отдел дерева и мебели представляет собой коллекцию мебели и различных изделий из дерева с XIII до XX века. Собрание насчитывает более 34 тысяч предметов — от крупных архитектурных деталей и средств передвижения до церковной утвари и лаковых миниатюр.

Отдел драгоценных металлов был основан в 1905 году как Особая кладовая, расположенная в зале экспозиции Тверского княжества. Самую первую коллекцию — 800 экспонатов — передал Пётр Щукин. По его завещанию в 1912 году музею отошло ещё 12 тысяч предметов[6][91][92].

Другие сокращения:  Логотип Daewoo - что означает эмблема и название 🦈

Фонды Отдела древнерусской живописи насчитывает более 5 тысяч икон и 20 тысяч прорисей, в нём также содержится церковная утварь и памятники древнерусской живописи от XII до XVII веков. Начало собрания было положено в конце 1870-х, к началу XX века оно стало одним из крупнейших в мире.

После революции коллекцию перевели в «Отделение религиозного быта», однако спустя 8 лет отдел был закрыт, сотрудники уволены, а руководитель Александр Анисимов осуждён на 10 лет и впоследствии расстрелян. До 1940-х многие иконы и ценные экспонаты были переданы в Гохран и бюро «Антиквариат» для продажи за границу и безвозвратно утеряны.

Коллекцию Отдела изобразительных материалов составляют произведения разных жанров и направленностей, объединённые по историко-культурному принципу: от живописи и графики до плакатов и фото-негативов. Хронология охватывает период с XIII по XX век.

Отдел керамики и стекла основан в конце XIX — начале XX веков, выделен в самостоятельный отдел в 1940-м. Предметный фонд был создан на основе личных коллекций Петра Щукина и Алексея Бахрушина. Собрание насчитывает более 36 тысяч произведений искусства из фарфора, фаянса, стекла и керамики[98].

Оформление

Задумка проекта «Отечество» возвращала к идеалам древнерусского зодчества. Здание должно было привнести новый дух в Кремлёвский ансамбль и переосмыслить облик Красной площади — из подобия римского форума превратить её в символ народности и перекликаться с Покровским собором[44].

Заимствования приёмов и деталей древнерусского зодчества помогли Шервуду создать образцовый пример русского стиля, популярного во второй половине XIX века в России, согласно тенденции развития историзма[20].

По мнению многих искусствоведов, Шервуд удачно совместил традиционные в русском зодчестве элементы оформления с красным кирпичом. В оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы[27].

Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает два здания на Красной площади[45][46].

Спустя некоторое время между Шервудом и Забелиным возник конфликт из-за разных взглядов на то, как на оформлении музея должны отразиться национальные архитектурные традиции. Забелин заявил, что «Шервуд и Семёнов поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское».

Кроме того, Шервуд начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, отводя первостепенную роль оформлению, а не экспонатам[25]. В 1879 году архитектор был отстранён от строительства, а в 1886-м Забелин отказал ему в должности сотрудника музея[24][47].

Критика проекта встречалась и позднее: многие считали ошибкой снос двухсотлетнего здания Главной аптеки[48]. В 1920-х архитектор Ле Корбюзье советовал вообще убрать здание музея с Красной площади как нарушающее архитектурный облик Москвы[24].

После открытия

Появление музея изменило исторический облик центра Москвы, отчего стало неизбежным дальнейшее обновление города в определённом стиле, — последовали здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды[20].

Граф Уваров, первый директор и один из главных создателей ГИМ, умер через один год после открытия музея. В период с 1883-го по 1908-й годы главным заведующим был Алексей Орешников[3].

Он был ведущим специалистом в области античной и средневековой русской нумизматики, а также древнерусского прикладного искусства. В общей сложности Орешников проработал в ГИМ 45 лет[59].

Пост товарища председателя в эти годы занимал Иван Забелин. По его завещанию в 1908 году музей получил собранные Забелиным коллекции исторических ценностей и всё жалованье, полученное за годы службы[60].

В 1889 году между большим и малым внутренними дворами был построен поперечный корпус для аудитории на 500 мест. Её отличала уникальная акустика и прогрессивное оснащение, например, освещение электричеством[25].

В мае 1894 года музей был переименован в «Императорский российский исторический музей имени императора Александра III»[8][1].

К началу XX века библиотека музея насчитывала около 18 тысяч книг. Фонд пополнили коллекции Московского и Русского археологических обществ, Московского университета и многих частных пожертвователей.

Ежегодное число посетителей составляло около 40 тысяч человек, а число выставочных залов увеличилось до 16-ти[8][3][17].

В 1905 году Пётр Иванович Щукин передал в дар музею собрание своего Музея древностей, насчитывавшее около 300 тысяч предметов (произведения ювелирного искусства, иконописи, живописи, лицевого шитья, рукописи). В том же году по завещанию Алексея Петровича Бахрушина музею было передано собрание из около 2 тысяч предметов и 25 тысяч книг[61].

Изначальный проект Шервуда не предусматривал создание запасников музея. На момент его основания создатели не предполагали, что могут понадобиться крупные хранилища для экспонатов. В 1912 году князь Николай Щербатов ходатайствовал о передаче музею соседнего здания Думы.

В 1910 году разобрали лекционный зал в поперечном корпусе. На его месте четыре года спустя были открыты библиотека, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. Проект строительства принадлежал Илье Бондаренко[25].

После революции

В 1917 году новой властью музей переименовывается в Государственный Исторический Российский музей (а с 1921 года — Государственный Исторический музей).[64]
Согласно воспоминаниям сотрудников, после 1917 года ГИМ неоднократно предлагали расформировать. Например, сохранилась запись от 28 мая того года в дневнике главы Общества друзей ГИМ Василия Городцова:

В дни революции музей оказался в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея[65][17].

В 1918—1920 годах в фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых, собрание серебра Алексея Александровича Бобринского, серебра, фарфора и стекла Николая Михайловича Миронова, огромный архив Куракиных, нумизматическое собрание и библиотека Павла Васильевича Зубова, библиотеки со специальным подбором книг библиофила и издателя Льва Эдуардовича Бухгейма, историка Геннадия Фёдоровича Карпова и генеалога Леонида Михайловича Савёлова.

В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая библиотека и как филиалы дом Археологического общества на Берсеневской набережной с библиотекой общества, дом московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища в Лиховом переулке с их фондами[61].

Позднее была создана специальная Коллегия по делам музеев под руководством Натальи Седовой-Троцкой. Ведомство критиковало ГИМ за саботаж революционных идей и предлагало разделить его на отдельные самостоятельные музеи. В марте 1921 года вышло постановление о переорганизации его в Музей быта[66].

В том же году была создана комиссия по утилизации музейных ценностей под председательством Льва Троцкого[67]. Тем не менее, за первые 10 лет советской власти собрание ГИМ увеличилось вдвое — за счёт выморочных, конфискованных и национализированных ценностей[68].

В 1928 году было выпущено новое «Положение о Государственном историческом музее». Оно включило современность в сферу научных интересов ГИМ и добавило освещение идеологической пропаганды в его деятельность[1].

В 1920—1930-х годах в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев (в частности, из собрания Румянцевского музея, Военно-исторического музея, музея «Старая Москва», Музея 1840-х годов, Музея Отечественной войны 1812 года, монастырей, церквей, национализированных поместий (подмосковных Марфино, Дубровицы, Богучарово Тульской губернии, Надеждино Саратовской губернии) и особняков[61].

К концу 1930-х постоянная экспозиция была открыта в 23 залах и охватывала временной период от древнейших времён до XVIII века[69]. В августе 1935 года со шпилей башен были демонтированы скульптуры[51].

В 1936 году, при подготовке музея к 20-летию советской власти, было уничтожено оформление Парадных сеней и переделаны залы эпох великокняжеского и царского периодов. Расписное генеалогическое древо императорской семьи было закрашено побелкой, во многих залах скололи лепнину и сняли позолоту[71].

С начала 1936 по конец 1937 года оформлением залов первого этажа занимался архитектор Андрей Буров[72]. В дневнике от 1937-го года он писал, что пытался переосмыслить интерьеры «максимально скупыми архитектурными средствами — характером наличников и капителей, определяющим характер эпохи, а также окраской стен».

Современные ему искусствоведы отмечали, что новое строгое оформление облегчило обозрение экспонатов и подчёркивало их важность, а не оттягивало внимание на отделку залов[73]. Вместе с Буровым над переоформлением музея работал художник Лев Жегин[50].

В 1937 году ГИМ был объявлен главным национальным музеем, в его подчинение стали передавать многочисленные филиалы[17].

Послевоенные годы

В 1957 году были открыты залы второго этажа, общая экспозиция стала охватывать период от древнейших времён до начала XIX века[17][71].

К началу 1980-х музей сильно обветшал — за сто лет работы его ни разу не ремонтировали[77]. Ежегодно случалось до 14-ти аварий, когда выходили из строя электрическая или отопительная система, прорывало трубы.

Другие сокращения:  Почему супружество или брак называют «браком»? | Культура | ШколаЖизни.ру

Поскольку при строительстве здание не было разделено деформационными швами на блоки, при осадке отдельные элементы конструкции неравномерно нагружались. Из-за этого в стенах и перекрытиях стали появляться трещины, деформировался пол[40].

Реставрация началась в 1986 году, над ней трудились сотни специалистов[17][78]. Восстановлением архитектурных утерь, полученных зданием в 1936—1937 годах, занимались архитекторы из бюро «Спецпроектреставрация» под руководством Е. В. Журина: С. Н. Алёшина, Н. В. Зеленова, В. Н.

Овчинников, А. А. Савинкина, Е. И. Николаева. Над восстановлением интерьеров работали сотрудники мастерской «Мосреставрация» под руководством Л. А. Баулиной: Л. В. Решетов, А. Н. Замощин, В. Л. Лагутин, М. Г. Чистяков, М. А. Дороднев, В. В. Марковин, Д. Д.

Рахманинов, В. Г. Береснев, С. В. Кормилин, В. Г. Черкасов, В. В. Власкин, В. Г. Козлов, С. С. Лазовский, А. Д. Семенко, Л. В. Новгородский. Из-за недостатка финансирования работы надолго останавливались и были продолжены только по личному указанию премьер-министра России Виктора Черномырдина.

Примечания

  1. 1234567Энциклопедия, 2001, с. 237.
  2. 12Непомнящий Н. Н.100 великих сокровищ России. — Москва: Вече, 2022. — ISBN 9785444472620.
  3. 123Черкасов, 2004, с. 223.
  4. 12Датиева, 2022, с. 10.
  5. 12345Зайцев А.«Расширять свои возможности — обязанность музея». Директор ГИМа Алексей Левыкин о работе главного исторического хранилища страны. (неопр.). Лента.ру (12 декабря 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  6. 1234567Государственный исторический музей (неопр.). Портал культурного наследия России “Культура.рф”. Дата обращения: 10 октября 2022.
  7. 12345Исторический музей работает бесплатно в день своего 145-летия (неопр.). ТАСС (9 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.Архивировано 11 февраля 2022 года.
  8. 123456Государственный исторический музей в Москве (неопр.). РИА Новости (21 февраля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  9. 123Депозитарно-выставочный центр ГИМ откроют в »новой» Москве к 150-летию музея (неопр.). Интерфакс (7 февраля 2022). Дата обращения: 14 августа 2022.
  10. ГИМ, 1987, с. 30.
  11. Муравьёв В. Б.Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — АСТ, 2022. — 1300 с. — ISBN 978-5-271-38528-5.
  12. 1234Майстровская, 2022, с. 612.
  13. 12Станюкович Л. Б.Государственный исторический музей и его библиотека (неопр.). Государственная публичная историческая библиотека. Дата обращения: 10 октября 2022.
  14. 123Палтусова, 2022, с. 5.
  15. Альбом, 2006, с. 10.
  16. Потёмкин, 2022, с. 442.
  17. 12345678910111213141516Дом, где живёт история: Государственный исторический музей отмечает 145-летие (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (9 февраля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  18. 123456789101112131415161718192021Романюк С.Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — Москва: Центрполиграф, 2022. — 912 с. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  19. Альбом, 2006, с. 11.
  20. 12345678Сутормин В. Н.Вокруг Кремля и Китай-Города / отв. ред. Янцева Л. И.. — Москва: Центрполиграф, 2022. — 478 с. — ISBN 9785457832046.
  21. Альбом, 2006, с. 15.
  22. Сборник, 2022, с. 57.
  23. Бусева, 2001, с. 29.
  24. 123Формозов, 2001, с. 701.
  25. 123456Палтусова, 2022, с. 18.
  26. ГИМ, 1987, с. 5.
  27. 1234Палтусова, 2022, с. 19.
  28. 12Энциклопедия, 2001, с. 238.
  29. Ухов, 2006, с. 136.
  30. Муравьёв В. Святая дорога. Истории московских улиц. — Москва: Изографус, Эксмо, 2003. — 512 с. — ISBN 5-94661-035-X.
  31. Эксин, 2022, с. 61.
  32. Пенско, 1953, с. 85.
  33. Сергиевская, 2022, с. 448.
  34. Жуков, 2022, с. 223.
  35. 123Разгонов, 2008, с. 14.
  36. Разгонов, 2008, с. 17.
  37. Лисовский, 2009, с. 274.
  38. 12Нерсесьян Т.Исторический музей в Москве открыл уникальную выставку (неопр.). Вести (25 апреля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  39. Егоров, 2002, с. 249.
  40. 123Ухов, 2006, с. 137.
  41. 12Лисовский, 2009, с. 282.
  42. Ухов, 2006, с. 140.
  43. Датиева, 2022, с. 19.
  44. Кириченко, 2022, с. 147.
  45. 123Лисовский, 2009, с. 283.
  46. Бусева, 2001, с. 28.
  47. Сборник, 2022, с. 60.
  48. Сергиевская, 2022, с. 449.
  49. 1234Датиева, 2022, с. 23.
  50. 12Майстровская, 2022, с. 623.
  51. 1234Давыдова Н.Львы, единороги, орлы и звезды (неопр.). Известия (12 августа 2009). Дата обращения: 7 ноября 2022.
  52. Разгонов, 2008, с. 19.
  53. 12Разгонов, 2008, с. 145.
  54. 12Олма, 2006, с. 226.
  55. Игумнова, 2002, с. 1885.
  56. Об указе об учреждении Государственного исторического музея
  57. Шедевры, 2022, с. 4.
  58. 12Разгонов, 2008, с. 23.
  59. Гайдуков, 2022, с. 179.
  60. Иван Егорович Забелин (17.09.1820 - 31.12.1908) (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 24 октября 2022.
  61. 123Юхименко Е. М., 2022, с. 8—16.
  62. 12Шедевры, 2022, с. 14.
  63. Трабун Д., Сандалов Ф.Жизнь музейных запасников (неопр.). Афиша. Дата обращения: 14 октября 2022.
  64. История ГИМ.
  65. 12Разгонов, 2008, с. 83.
  66. Разгонов, 2008, с. 92.
  67. Разгонов, 2008, с. 97.
  68. Разгонов, 2008, с. 100.
  69. 123Шедевры, 2022, с. 15.
  70. 12Разгонов, 2008, с. 106.
  71. 123456Датиева, 2022, с. 31.
  72. Либсон, 1983, с. 403.
  73. Михайлова А.1937. Реконструкция (неопр.). Colta.ru (25 марта 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  74. Разгонов, 2008, с. 121.
  75. Разгонов, 2008, с. 136.
  76. Разгонов, 2008, с. 118.
  77. Разгонов, 2008, с. 138.
  78. Чтения, 2022, с. 3.
  79. Храм Василия Блаженного на Красной площади отмечает 455-летие (неопр.). РИА Новости (12 июля 2022). Дата обращения: 24 октября 2022.
  80. Разгонов, 2008, с. 148.
  81. Премии имени И. Е. Забелина (неопр.). Государственный исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  82. Виртуальные туры по Историческому музею на Красной площади запустят в этом году (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (14 апреля 2022). Дата обращения: 10 октября 2022.
  83. Государственный исторический музей открылся для посетителей (неопр.). ТАСС. Дата обращения: 1 июля 2020.
  84. В день рождения Государственного исторического музея испекут 145 »золотых» тортов (неопр.). ТАСС (7 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.Архивировано 11 февраля 2022 года.
  85. Проскурякова Т.Парадный вход в Исторический музей открыт спустя 30 лет (неопр.). Вести (1 июня 2022). Дата обращения: 19 октября 2022.
  86. Разгонов, 2008, с. 147.
  87. Разгонов, 2008, с. 149.
  88. 123Альбом, 2006, с. 20.
  89. 1234567Коллектив авторов. Исторический музей  : путеводитель / под ред. Лемиговой Г. В.. — Москва: Исторический музей, 2022. — 217 с. — ISBN 978-5-89076-306-8.
  90. Разгонов, 2008, с. 153.
  91. 12345678Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный исторический музей” (неопр.). Государственный каталог музейного фонда Российской федерации. Дата обращения: 14 августа 2022.
  92. 12345Лаврентьева М.Тайны секретного хранилища (неопр.). Вечерняя Москва (2 декабря 2022). Дата обращения: 24 октября 2022.Архивировано 1 ноября 2022 года.
  93. Сиротина, 2022, с. 18.
  94. Архотдел, 2022, с. 4.
  95. 12Исторический музей открывает выставку »Портрет музея на фоне истории. Фотографии 1876 - 2022 гг.» (неопр.). Телеканал «Россия – Культура» (1 февраля 2022). Дата обращения: 8 ноября 2022.
  96. Архотдел, 2022, с. 3.
  97. Отдел древнерусской живописи (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  98. Дулькина Т. И.История отдела керамики и стекла Государственного исторического музея: конец XIX в.-1950-е гг. — Москва: Государственный исторический музей, 2002. — 70 с.
  99. 12Сборник, 2022, с. 9.
  100. Сборник, 2022, с. 10.
  101. Сборник, 2022, с. 11.
  102. Сборник, 2022, с. 13.
  103. Сиротина, 2022, с. 36.
  104. Клосс, 2008, с. 85.
  105. Сиротина, 2022, с. 38.
  106. Касимовцева, 1958, с. 3.
  107. Касимовцева, 1958, с. 4.
  108. Сиротина, 2022, с. 10.
  109. Ефимова, 2000, с. 25.
  110. Белогорская, 1982, с. 7.
  111. Отдел рукописей и старопечатных книг (неопр.). Исторический музей. Дата обращения: 8 ноября 2022.
  112. Рубинина М.малоизвестные коллекции фотодокументов как информационный ресурс исторической науки (на примере коллекции фотографий фоддово-экспозиционного отдела ГИМ “Музей В. И. Ленина” // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Воронцова Е.. — 2022. — ISBN 9785040056088.

Строительство

Проект «Отечество» был совместной работой Владимира Шервуда и Анатолия Семёнова. Шервуд был выпускником Московского живописного училища по классу пейзажа и поэтому не имел статуса архитектора. За техническую сторону проекта отвечал военный инженер Анатолий Семёнов, один из строителей Политехнической выставки 1872 года[20][39].

Здание выполнено в смешанной конструктивной схеме и имеет неправильную прямоугольную форму: средние размеры сторон составляют 115,5 и 55,5 м, площадь застройки — 6500 м²[40].

Согласно сохранившемуся архиву Шервуда, он работал над проектом музея в течение семи лет. За эти годы были четырежды полностью переделаны чертежи фасада и созданы рисунки всех элементов его отделки, а также оформления залов экспозиции. Семёнов разрабатывал композицию технических помещений, библиотеки и аудиторий[41].

В архиве музея сохранились служебные записи Семёнова, из которых следует, что инженерно-геологические условия строительства были очень сложными. Площадка имеет уклон в сторону засыпанного русла Неглинки[40].

Почвы под основанием здания представляют собой неоднородную смесь глин с большим водопритоком и высоким уровнем подземных вод[42]. Для строительства землю укрепили дубовыми лежнями, бутовой кладкой и цементом[25].

Первый камень в основание будущего музея 1 сентября 1875 года торжественно заложил император Александр II[20]. Строители музея пользовались самыми современными технологиями своего времени.

Качество материалов лично контролировал Анатолий Семёнов[25]. Поставки шли из Брянска, Санкт-Петербурга, позднее — из Лотарингии и Дортмунда.

Кирпичная кладка скреплялась цементом, внутренние перекрытия были выполнены из металлических конструкций, а все трубы и провода были убраны в стены[17]. Сложную работу над возведением наружных стен и башен выполняли мастера под руководством подрядчиков Г. И. и И. И. Губониных.

Только в 1876—1877 годах кладку кирпича выполняли 260 каменщиков и более 300 подсобных рабочих[27][43].

С 1879 по 1881 годы строительство было остановлено из-за недостатка финансирования. По той же причине пришлось отказаться от оформления фасада изразцами. Работы возобновили при подготовке к коронации Александра III[27].

Экспонаты

С момента создания музея и до революции 1917 года его фонд пополнялся преимущественно экспонатами из частных коллекций[54]. Среди дарителей были многие знатные семьи: Романовы, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Бахрушины, Боткины.

Знаменитый Барон де Шодуар, Иван Максимилианович передал в дар, через доцента К. С. Кузьминского свои 92 ценные кириллические старопечатные книги.[14][62].

Вдова Фёдора ДостоевскогоАнна Григорьевна передала в дар музею архив книг, писем и фотографий писателя. Впоследствии на основе этих предметов была создана экспозиция «комната Достоевского»[6].

В 1905 году Пётр Щукин подарил ГИМ более 300 тысяч предметов русской живописи, иконописи и прикладного искусства, а также целый архив исторических документов. На тот момент коллекция Щукина превышала число единиц фонда самого музея истории[17][91].

В настоящее время коллекция продолжает пополняться: ежегодно до 15 тысяч предметов поступают в фонды благодаря археологическим экспедициям. Небольшое количество предметов поступают в дар от частных лиц или в ходе специальных закупок[92].

Оцените статью
Расшифруй.Ру