- Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?
- Основные подразделения высших учебных заведений
- В белоруссии
- В россии
- Виды деятельности вузов
- Вузы москвы (университеты и институты) – список 2022
- Вузы россии: список государственных университетов и институтов
- Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)
- Институт
- Категории вузов в россии и их разновидности
- Московский государственный университет и санкт-петербургский государственный университет
- Направления
- Национальные исследовательские университеты
- Опорные университеты
- Примечания
- Профильный (отраслевой)
- Сокращения названий институтов сфу | справочник веб-редактора
- Структура высших учебных заведений
- Федеральные университеты
- Федеральный (фу)
Что лучше выбрать крутой столичный университет или вуз «шаговой доступности»?
Теперь пришла пора вернуться к главному вопросу, заданному в самом начале обзора. Универсального ответа здесь, конечно же, нет.
С одной стороны, лучше выбрать вуз с репутацией и, как следствие, с высоким проходным баллом ЕГЭ (можно посмотреть в этих двух обзорах: часть 1, часть 2) и высокой стоимостью обучение. Это минимизирует риски понять курсе на четвертом, что вы «клево провели время», но как это поможет вам найти нормальную работу не очень понятно.
С другой стороны, можно поискать хороший вуз в вашем городе или вашем регионе, проходной балл там, вероятно, ниже столичного, да и стоимость обучения на внебюджете не 200-300 тыс. руб. в год, как во многих вузах и нашего обзора. Но выбор этого хорошего вуза «шаговой доступности» нужно делать очень и очень ответственно, поскольку плохих (точнее «пустых») среди них гораздо больше, чем хороших, способных сделать вас конкурентными на рынке труда или рынке образования (магистратура).
Поэтому, если не хотите, чтобы по окончанию вуза вашим единственным «прибытком» стал «диплом социальной нормальности», или, проще говоря, «справка, что не дурак» (либо «справка, что не дура»), разберись внимательно с нашим рейтингом вузов «Национальное признание».
Основные подразделения высших учебных заведений
Также при вузе могут существовать колледжи (в этом случае их выпускники получают диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.
При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.
Кроме того, в структуру гражданских высших учебных заведений могут входить специальные подразделения, которые представляют студентам возможность параллельно с обучением по основной специальности пройти также военную подготовку (военная кафедра, факультет военного обучения, военный учебный центр).
В белоруссии
Учреждения высшего образования в Белоруссии могут быть следующих видов:
По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.
Старейшим высшим учебным заведением на территории Республики является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (основана в 1840 году).
В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[17], основанный 30 октября1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[18], образованная 29 января1991 года.
Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[19]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).
В россии
Образовательная организация высшего образования (с 2022), ранее — образовательное учреждение высшего профессионального образования (вуз)[7] — образовательное учреждение, в качестве основной цели своей деятельности дающее высшее образование и осуществляющее научную деятельность. [8].
Название образовательной организации содержит указание на организационно-правовую форму и тип. Следует отметить, что тип образовательной организации зависит от программы, реализация которой является её основной целью. Поэтому образовательная организация высшего образования (ООВО) также может реализовывать иные образовательные программы.
Основные виды высших учебных заведений, существующих в России (по данным на 2022 год):
- Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования[10]. По состоянию на 2022 год в России существует 10 федеральных университетов[11].
- Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.
- Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансыи т. п.).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вид образовательных организаций «Академия», как и «Институт» или «Университет», упразднён. В настоящее время «Академия» не является аккредитационным статусом образовательной организации. С 01.09.2022 года слово «академия» является лишь частью названия организации.
Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
- заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
- учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
- открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
- вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Вузы москвы (университеты и институты) – список 2022
Все вузы Москвы имеющие действующую лицензию на образовательную деятельность.
Специальности 2022 года обновляются представителями вузов и модераторами нашего проекта.
Высшие учебные заведения Москвы отображаются в виде списка, отсортированного по внутреннему рейтингу EduNetwork, с ключевыми параметрами поиска и результатами мониторинга Минобрнауки.
Все университеты Москвы: контакты и график приемной комиссии, специальности и реализуемые профили подготовки, вступительные испытания, стоимость обучения, отзывы студентов, расписание дней открытых дверей, фото и другая информация.
Институты Москвы с актуальной информацией для абитуриента. Если в вуз запрещен прием или приостановлено действие аккредитации, то сообщение об этом выводится уже на уровне просмотра списка.
§
§
Вузы россии: список государственных университетов и институтов
Список вузов России — государственных университетов или институтов — упростит подобор учебного заведения для поступления. Основные критерии в форме поиска: предметы ЕГЭ для определенной специальности и проходной балл на бюджет. Окончательно сориентироваться помогут подробные описания вузов, сведения о правилах приема, рейтинги и отзывы.
На страницах раздела вы найдете рейтинги вузов по всем направлениям. Также вы сможете отдать свой голос за лучший институт и университет России по вашему мнению. Учебные заведения, набравшие наибольшее количество голосов, выводятся на главные страницы раздела. Помимо рейтинга посетителей у нас есть и оценка редакции. На основе собственного экспертного мнения мы проставляем оценки всем университетам, институтам и академиям Российской Федерации. С результатами вы можете ознакомиться ниже.
Раздел содержит информацию для тех, кто хочет получить ясное представление о высшем образовании в России. Широкая панорама всех государственных вузов России, расположенных в разных частях огромной страны, детально представляет:
- факультеты каждого из них;
- направления подготовки бакалавриата и магистратуры;
- специальности высшего образования;
- перечислены соответствующие им вступительные испытания и особенности приема в конкретное учебное заведение;
- отмечено наличие обучения по очно-заочной и заочной формам, филиалов;
- наличие бюджетных мест в институтах России;
- стоимость обучения и информация по поступлению на платное отделение;
- указана контактная информация (почтовые и электронные адреса, телефоны приемных комиссий).
Также собраны сведения о негосударственных и коммерческих вузах. Каждый год раздел обновляется. Вы можете ознакомиться с актуальными контактными данными вузов России, свежими правилами приема, новым списком олимпиад и вступительных экзаменов, материалами для подготовки к ЕГЭ текущего сезона. Не остаются незамеченными и изменения, связанные с процессом реорганизации российских высших учебных заведений – всё это своевременно отражается на страницах, отведенных учебным заведениям.
Количество вузов в России
Инфографика Минобрнауки
Глобальные университеты (университеты проекта 5-100)
Указом Президента России от 7 мая 2022 г. № 599 определена цель по выводу российского высшего образования на уровень международной конкурентоспособности – не менее 5 российских университетов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов.
В 2022 году во исполнение указа Президента РФ был запущен Проект по реализации программы повышения конкурентоспособности, т.е. обеспечивающий вхождение не менее 5 российских университетов к 2020 году в топ-100 мировых рейтингов университетов (Проект 5-100).
Конкурс с учетом очень высоких входных требований («на входе» необходимо было присутствие вуза в одном из глобальных рейтингов), что сильно ограничило «пыл» потенциальных интересантов, составил почти 4 заявки на одно место.
В результате конкурсного отбора в этот проект включились 15 российских университетов, к которым в 2022 году добавились еще 6 университетов. В настоящий момент в проекте 5-100 участвует 21 вузов, 5 из которых одновременно имеют статус федеральных университетов, а 13 являются национальными исследовательскими университетами.
Первая группа («Лидеры проекта 5-100»), все они из «первой волны»:
- Высшая школа экономики (ВШЭ) ,
- Университет ИТМО,
- Московский физико-технический институт (МФТИ),
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,
- Новосибирский государственный университет (НГУ),
- Томский государственный университет (ТГУ).
Вторая группа («Середнячки проекта 5-100»), часть из «первой волны», а часть из «второй волны»:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), из «первой волны»,
- Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ им. И. М. Сеченова), из «второй волны»,
- Российский университет дружбы народов (РУДН), из «второй волны»,
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), из «первой волны»,
- Томский политехнический университет (ТПУ), из «первой волны»,
- Тюменский государственный университет (ТюмГУ), из «второй волны»,
- Уральский федеральный университет (УрФУ), из «первой волны».
Третья группа («Аутсайдеры проекта 5-100»):
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ имени И. Канта), из «второй волны»,
- Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), из «первой волны»,
- Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (ННГУ), из «первой волны»,
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет), из «первой волны»,
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), из «первой волны»,
- Сибирский федеральный университет (СФУ), из «второй волны»,
- Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), из «второй волны».
В целях координация деятельности и консолидации усилий в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, а также в сфере научной и инновационной деятельности университетов, участвующих в проекте 5-100, по инициативе Высшей школы экономики в 2022 году была создана Ассоциация «Глобальные университеты», в состав которой сегодня входят все университеты проекта.
Здесь нужно заметить, что есть три признанных международных рейтинга университетов:
На сегодняшний день в топ-500 наиболее этих мировых рейтингов представлено 28 российских университетов, включая институциональные (общие) и предметные (отраслевые) рейтинги. При этом в топ-500 глобальных общих рейтингов Россию представляют 15 университетов, в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов – 19 университетов, а в топ-100 – 11 университетов.
Большинство вузов, участников проекта 5-100, ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления, облегчающие их конкурентную борьбу среди международных научно-образовательных центров.
Вузы проекта 5-100 не реже одного раза в два года (а реально ежегодно) защищают на международном экспертном совете при Министерстве свои дорожные карты по реализации программы повышения конкурентоспособности вуза. Внутри программ лежат масштабные трансформационные проекты, в рамках которых ведется системная модернизация научной, образовательной и других видов деятельности, и проекты по становлению в университете т.н. стратегических академических единиц (ключевых научно-образовательных подразделений с высокой автономией).
Как-нибудь потом разберем ситуацию с глобальными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около полутриллиона рублей в год консолидированного бюджета).
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
- Институт русского языка и культуры;
- НИИ (Научно-исследовательский институт) ядерной физики;
- Астрономический институт;
- Институт регенеративной медицины;
- НИИ механики и другие институты.
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
- Права и национальной безопасности;
- Общественных наук;
- Экономики, математики и ИТ;
- Отраслевого менеджмента;
- Финансов и устойчивого развития и др.
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2022 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Категории вузов в россии и их разновидности
Прежде чем начать говорить о разнообразии российских вузов, скажем, о чем мы не будем говорить. Из нашего обзора полностью исключены все «квазивузы» (не совсем вузы).
Во-первых, это вузы, лишенные государственной аккредитации, т.к. выданный там диплом в нашей стране не влечет никаких юридически значимых последствий для его обладателя.
Во-вторых, филиалы вузов, так как многие из них реализуют программы высшего образования с переводом студентов выпускного курса в головной вуз, или полностью свернули программы высшего образования, сосредоточившись на программах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
По последним данным мы насчитали на территории Российской Федерации около 700 настоящих вузов (точную цифру назвать сложно из-за теологических вузов, инвентаризация которых пока затруднена), имеющих не только образовательную лицензию, но и государственную аккредитацию как минимум части реализуемых образовательных программ.
В названии вуза встречаются различные слова, часть из которых понятны и не нуждаются в комментариях (определение, указывающее на место его расположения, и определение «государственный»), а часть могут быть не очень понятны. Например, федеральный или национальный исследовательский университет, академия, институт и т.д. Постараемся в этом разобраться в данном посте, а об основных типах вузов поговорим в следующем.
Московский государственный университет и санкт-петербургский государственный университет
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет – это два крупнейших в нашей стране вуза (МГУ почти 17 тыс. научно-педагогических работников, а СПбГУ – более 5 тыс. чел.), каждый из которых представляет собой некое академическое государство.
Помимо размеров – это старейшие и одновременно ведущие классические университеты нашей страны, особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом, а ректора назначаются указом президента.
Оба эти университета наделены целым рядом особых прав, например, они вправе проводить дополнительные (к ЕГЭ) вступительные испытания профильной направленности для поступающих на программы бакалавриата и специалитета, могут реализовывать образовательные программы всех уровней высшего образования по всем уровням высшего образования, вправе выдавать выпускникам документы собственного образца, могут присуждать собственные ученые степени и др.
Если говорить образно, то и Московский и Санкт-Петербургский университеты – это с одной стороны «витрина российского высшего образования» (много образовательных свобод и новаций), а с другой стороны – «музей российского высшего образования» (анахронизмов там тоже немало).
Оба рассмотренных университета реализуют программы развития с достаточно серьезными бюджетами, которые ориентированы на модернизацию научно-исследовательской, образовательной и обеспечивающих направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Правительством.
К слову, МГУ – единственный в нашей стране вуз, входящий в сотню ведущих вузов мира по международно признаваемым рейтингам (QS-2022), СПбГУ – входит в 250. Все остальные наши вузы находятся в диапазоне 250 (только Новосибирский госуниверситет по QS-2022 также попадает в 250 – находится на позиции 244). Вообще, эти вузы заслуживают отдельного подробного разговора, что мы обязательно сделаем в как-нибудь дальнейшем.
Поскольку каждый из этих вузов совершенно самодостаточен, плюс неформальное соперничество «северной» (культурной) столицы и Москвы не способствует заметной кооперации двух этих университетов.
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
- медицинские;
- политехнические:
- с большой группой индустриальных направлений;
- узкоспециализированные по отраслям – строительные, металлургические, машиностроительные, электротехнические, авиационные, транспортные, геологоразведочные и др.;
- технологические – по отраслям: пищевое производство, промышленная химия, легкая промышленность и др.;
- гуманитарные:
- юридические;
- педагогические;
- физкультуры и спорта;
- культуры и искусства;
- экономические;
- сельскохозяйственные, ветеринарные (университетов этого направления мало, в основном оно представлено в академиях).
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Национальные исследовательские университеты
Хотя эти вузы также как и федеральные вузы наделены рядом особых прав, например разрабатывать собственные образовательные стандарты, а некоторые даже имеют право сами (без ВАК) присуждать ученые степени, национальные исследовательские университеты (сокращенно НИУ) сильно отличаются от федеральных университетов.
В настоящий момент такая категория на 10 лет установлена (статус присвоен) 29 вузам:
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» ,
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» ,
- Белгородский государственный университет,
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ,
- Иркутский национальный исследовательский технический университет,
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева,
- Казанский национальный исследовательский технологический университет,
- Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва,
- Московский авиационный институт,
- Национальный исследовательский университет «МИЭТ» ,
- Московский государственный строительный университет,
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана,
- Московский физико-технический институт (государственный университет) ,
- Национальный исследовательский университет «МЭИ» ,
- Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,
- Новосибирский государственный университет,
- Пермский государственный университет,
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
- Российский государственный медицинский университет,
- Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина,
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва,
- Санкт-Петербургский горный университет,
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,
- Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН,
- Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,
- Томский политехнический университет,
- Томский государственный университет,
- Южно-Уральский государственный университет,
При этом почти у половины вузов из списка срок «ношения» статуса НИУ истекает в 2022 году, а у остальных – в 2020 году, после чего он может быть отозван.
Национальные исследовательские университеты, в отличие от федеральных университетов:
- среднего размера и не подвергались реструктуризации;
- специализируются (фокусируются) в какой-либо определенной области знания, высокий уровень научных исследований и интеграция их образованием;
- федеральный статус выигрывался в условиях конкурса (по факту почти 1 к 10), на который вуз заходит по своей воле;
- с высокой общеуниверситетской идентичностью и единым уровнем исследований и подготовки;
- с выбираемым ректором, обладающим авторитетом в коллективе.
Почти половина национальных исследовательских университетов (12 из 29) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке (глобальные университеты), поговорим об этом отдельно ниже.
Национальные исследовательские университеты в следующем году (первая волна) и через год (вторая волна) завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад), и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.
Хотя закрытой общей «тусовки» национальных исследовательских университетов, подобно клубу «G-10», Ассоциации глобальных университетов и опорных вузов не сложилось, именно НИУ (вместе с СПбГУ) стали инициаторами и ядром Ассоциации ведущих университетов.
Потом обязательно более подробно разберем ситуацию с национальными исследовательскими университетами, так как этот вопрос того стоит – более 50 тыс. научно-педагогических сотрудников, более полумиллиона студентов и сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся на этом.
Опорные университеты
Опорный университет (опорный вуз, в официальных документах Минобрнауки) – как и «глобальный университет», «подзаконная» категория университетов, отсутствующая в федеральном законе об образовании. Эта категория должна дополнить ранее веденные категории национальных исследовательских, федеральных и глобальных университетов на региональном уровне (перекрытие с перечисленными категориями исключалось).
Опорный университет (опорный вуз) в России – это региональный вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.
Изначально обозначались разные цифры целевого количества опорных университетов (от 50 до 150), которое предполагалось сформировать в несколько волн.
На сегодняшний день прошло две таких волны, которые принципиально отличались друг от друга, и Минобрнауки анонсирует еще одну такую волну.
Первая волна (еще в начале 2022 года в бытность министром Д. Ливанова) была ориентирована на создание достаточно крупного опорного университета за счет реорганизации нескольких имеющихся вузов путем присоединения (так было создано 11 вузов, отсеяна была только одна заявка).
Вторая волна проводилась О. Васильевой в начале 2022 года, при этом требования по объединению вузов уже не было (так было отобрано 22 победителя из 86 заявок). Правда только 8 победителей были отнесены в первую группу, которая будет финансово поддержана на федеральном уровне.
Таким образом, в настоящий момент в проекте опорных университетов участвует 33 вуза.
Первая волна (создавались на основе объединения существующих вузов, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):
- Волгоградский государственный технический университет,
- Воронежский государственный технический университет,
- Вятский государственный университет,
- Донской государственный технический университет,
- Костромской государственный университет,
- Омский государственный технический университет,
- Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
- Самарский государственный технический университет,
- Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева,
- Тюменский индустриальный университет,
- Уфимский государственный нефтяной технический университет,
Вторая волна, первая группа (статус придан существующему вузу, с финансовой поддержкой на федеральном уровне):
- Алтайский государственный университет,
- Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова,
- Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова,
- Кемеровский государственный университет,
- Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова,
- Марийский государственный университет,
- Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,
- Петрозаводский государственный университет,
- Псковский государственный университет,
- Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
- Сочинский государственный университет,
- Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина,
- Тольяттинский государственный университет,
- Ульяновский государственный университет.
Вторая волна, вторая группа (статус придан существующему вузу, без финансовой поддержкой на федеральном уровне):
- Владимирский государственный университет имени Столетовых, ,
- Мурманский арктический государственный университет, ,
- Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, ,
- Новосибирский государственный технический университет, ,
- Сибирский государственный медицинский университет, ,
- Тульский государственный университет, ,
- Череповецкий государственный университет,м
- Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. ,
В целях координации при реализации проекта опорных вузов Минобрнауки создана единая площадка для этих вузов, на которой отражаются наиболее значимые события проекта и ведется коммуникация между участниками.
Как университеты перечисленных выше категорий, опорные вузы защитили свои программы развития, обеспечивающие модернизацию всех основных направлений деятельности университета, и теперь ежегодно отчитываются о ее исполнении перед Министерством.
Потом обязательно разберем ситуацию с опорными университетами более предметно, так как вопрос того стоит (немногим менее 40 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов, десятки миллиардов рублей в год консолидированного бюджета и более 30 субъектов Российской Федерации во всех концах страны).
Примечания
- ↑Валгина Н. С., Еськова Н. А., Иванова О. Е., Кузьмина С. М., Лопатин В. В., Чельцова Л. К.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под редакцией В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192, §205. — 480 с. — ISBN 978-5-699-18553-5.Архивная копия от 17 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑Высшее учебное заведение // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine / Авторы Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. – ISBN 978-5-7974-0207-7
- ↑Высшее образование // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 12Высшие учебные заведения // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑Типовой устав высшего учебного заведения, Утверждено Советом Народных Комиссаров Союза ССР, 5/IX 1938 года.
- ↑Профессиональная направленность студентов технического вузаАрхивная копия от 4 июня 2022 на Wayback Machine. — Нестерова Н. Б.
- ↑Сравнительный анализ Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I »Об образовании» и Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации» (в первоначальной редакции)Архивная копия от 29 апреля 2022 на Wayback Machine Подготовлен экспертами компании «Гарант».
- ↑«Образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность»
В Российской Федерации также имеются другие типы образовательных организаций: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования
Статья 23. Типы образовательных организаций. Федеральный закон от 29.12.2022 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 1 сентября 2022, с изм. от 02.07.2021)Архивная копия от 13 января 2021 на Wayback Machine - ↑Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ »Об образовании в Российской Федерации»Архивная копия от 15 августа 2021 на Wayback Machine (2022)
- ↑Указом президента Российской Федерации создана сеть федеральных университетов // 07.05.2008 GZT.ru
- ↑Андрей Фурсенко: Базой для развития высшей школы станут федеральные и национальные исследовательские университеты (http://mon.gov.ru/press/reliz/6718/Архивная копия от 21 февраля 2022 на Wayback Machine).
- ↑Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университетеАрхивная копия от 1 сентября 2021 на Wayback Machine»
- ↑Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»
- ↑Список победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»Архивная копия от 27 марта 2022 на Wayback Machine
- ↑Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 мая 2022.Архивировано 30 апреля 2022 года.
- ↑О продлении до 2020 года государственной поддержки ведущих университетов России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (неопр.). government.ru. Дата обращения: 11 февраля 2022.Архивировано 5 февраля 2022 года.
- ↑Устав Белорусского государственного университета (неопр.). Дата обращения: 24 января 2022.Архивировано 1 сентября 2021 года.
- ↑Устав Академии управления при Президенте Республики Беларусь (неопр.). Дата обращения: 24 января 2022.Архивировано 4 марта 2022 года.
- ↑Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли» (неопр.). Дата обращения: 24 января 2022.Архивировано 4 марта 2022 года.
- ↑Дружилов С.А.Ведущая роль профилирующей кафедры в формировании профессиональной компетенции выпускников технического университета // Успехи современного естествознания. — 2022. — № 5. — С. 69—71. Архивировано 6 июня 2020 года.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
- МГИМО – Московский государственный институт международных отношений не отказался от своего наименования с переходом в «высшую лигу»; к своему известному во всем мире названию-бренду вуз в скобках добавил «университет»: МГИМО (университет) МИД РФ;
- МИСиС – даже первым в России получив статус национального исследовательского технологического университета (НИТУ), вуз сохранил в названии запоминающуюся звучную аббревиатуру: теперь Московский институт стали и сплавов гордо именуется НИТУ «МИСиС».
- ЛЭТИ – бывший Ленинградский электротехнический институт тоже не стал прощаться со слово «институт» в своем современном наименовании, теперь вуз со 135-летней историей знают как Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».
Сокращения названий институтов сфу | справочник веб-редактора
При написании названий институтов СФУ следует придерживаться общепринятых сокращений.
Полное название | Сокращение |
---|---|
Военно-инженерный институт | ВИИ |
Гуманитарный институт | ГИ |
Инженерно-строительный институт | ИСИ |
Институт архитектуры и дизайна | ИАиД |
Институт горного дела, геологии и геотехнологий | ИГДГиГ |
Институт инженерной физики и радиоэлектроники | ИИФиРЭ |
Институт космических и информационных технологий | ИКИТ |
Институт математики и фундаментальной информатики | ИМиФИ |
Институт нефти и газа | ИНиГ |
Институт педагогики, психологии и социологии | ИППС |
Институт управления бизнес-процессами и экономики | ИУБПЭ |
Институт физической культуры, спорта и туризма | ИФКСиТ |
Институт филологии и языковой коммуникации | ИФиЯК |
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии | ИФБиБТ |
Институт цветных металлов и материаловедения | ИЦМиМ |
Институт экологии и географии | ИЭиГ |
Институт экономики, управления и природопользования | ИЭУиП |
Политехнический институт | ПИ |
Торгово-экономический институт | ТЭИ |
Юридический институт | ЮИ |
Во всех названиях союз «и» в аббревиатуре присутствует в виде строчной буквы, кроме названий трёх институтов, при написании которых традиционно эта буква отсутствует: ИКИТ, ИППС, ИУБПЭ.
Если на сайте университета в тексте присутствует много названий институтов, то следует использовать аббревиатуры. Если текст об одном-двух институтах, то при первом употреблении названия следует писать полностью. Исключение — сайты институтов, где собственное название института можно сокращать почти всегда до аббревиатуры.
Структура высших учебных заведений
В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.
Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его учёный совет.
Федеральные университеты
Это также вузы с особым статусом, который в некоторых отношениях приближен к МГУ и СПбГУ. По задумке Правительства РФ федеральные университеты создаются в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны.
В настоящий момент такая категория бессрочно установлена (читай, статус присвоен) 10 вузам:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ),
- Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ),
- Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова (СВФУ),
- Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ),
- Сибирский федеральный университет (СФУ),
- Южный федеральный университет (ЮФУ),
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
У федеральных университетов есть целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе их в качестве места учебы.
Во-первых, это достаточно крупные университеты (численность научно-педагогических сотрудников 9 из 10 больше 1 тыс. чел., а КФУ и ЮФУ – более 4 тыс. чел.), которые организовывались путем присоединения менее сильных вузов к более сильным.
Во-вторых, это обычно вузы полипрофильные, работающие в большинстве областей знания: естественных, точных, социально-гуманитарных науках, а иногда еще в искусстве и спорте. А отсутствие специализации делает их плохо позиционируемыми на рынке образования.
В-третьих, поскольку федеральный статус не выигрывался в условиях конкурса, на который бы вуз заходит по своей воле, а придавался решением учредителя, коллективы имеют на этот счет «свое мнение», что не способствует управляемости.
Во-четвертых, по причине эклектичности при формировании во многих (но не во всех федеральных университетах) слаба общеуниверситетская идентичность, т.е. отдельные структурные подразделения живут своей жизнью, и вы, что называется, куда попадете при поступлении.
В-пятых, поскольку ректор в этих вузах лицо назначаемое, а не избираемое коллективом, есть риск «нарваться» на ситуацию неприятия руководства и связанного с этим противостояния, что не способствует академическим успехам обучающихся. Обратите внимание на публикации в СМИ о смене руководства, в ряде федеральных вузов могло пройти 2-3 таких волны, каждая из которых сильно лихорадит вуз.
Как МГУ и СПбГУ федеральные университеты ведут обучение по собственным образовательным стандартам, имеют они и другие послабления. Некоторые (например, КФУ) получили право самим присваивать ученые степени кандидата и доктора наук.
Ровно половина федеральных университетов (5 из 10) стали участниками конкурсного проекта 5-10, нацеленного на рост конкурентоспособности вуза на международном рынке, т.е. обозначили претензию на членство в «лиге» глобальных университетов, но об этом ниже поговорим отдельно.
Большинство федеральных университетов через год завершают реализацию своих программ развития (два пилотных завершили еще 2 года назад, а три – получили статус позднее остальных), нацеленных на комплексную модернизацию университета, и сейчас готовятся к разработке программ развития на новый 10-летний этап.
Ввиду территориальной удаленности друг от друга федеральные университеты активно взаимодействуют и сформировали в 2022 году ассоциацию федеральных университетов, которую сначала по числу членов назвали «Клуб девяти», или «G-9» После создания Крымского федерального университета и его присоединения к этой Ассоциации ее переименовали в «Клуб десяти», или «G-10».
Как-нибудь потом разберем ситуацию с федеральными университетами более предметно, так как вопрос того стоит – более 25 тыс. научно-педагогических сотрудников, сотни тысяч студентов и около сотни миллиардов рублей в год консолидированного бюджета, а пока ограничимся этим.
Федеральный (фу)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
- СФУ, Сибирский ФУ. Красноярск. 2006.
- ЮФУ, Южный ФУ. Ростов-на-Дону. 2006.
- УрФУ, Уральский ФУ. Екатеринбург. 2022.
- СВФУ им. Аммосова, Северо-Восточный ФУ. Якутск. 2022.
- ДВФУ, Дальневосточный ФУ. Владивосток. 2022.
- САФУ, Северный (Арктический) ФУ. Архангельск. 2022.
- КФУ, Казанский ФУ. Казань. 2022.
- БФУ им. Канта, Балтийский ФУ. Калининград. 2022.
- СКФУ, Северо-Кавказский ФУ. Ставрополь. 2022.
- КФУ им. Вернадского, Крымский ФУ. Симферополь. 2022.
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.