Тема № 2. теоретические основы экологической экспертизы и овос
Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в стадии разработки, однако её основы в любом случае должны составлять: цели, задачи (основные функции), принципы , типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при её организации и проведении.
Главным моментом является комплексность и разносторонность в рассмотрении данного явления, включающего в себя различные стадии, в том числе ОВОС, государственную и общественную экологическую экспертизу намерений и проектных решений, экоаудит действующих объектов, задачи которого во многом перекрываются с функциями экологического контроля (мониторинга). Понимание этих вопросов важно для формирования основы знаний эколога-эксперта широкого профиля.
Как было указано выше (см. введение), в традиционном (узком) смысле, в соответствии с российским законодательством и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, а также связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Её принято рассматривать как предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов, нормативов, и иных объектов, веществ, материалов, решений и т.д. требованиям экологической безопасности и охраны ОС.
На самом деле это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя:
оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду, а также последствий намерений, планируемой или уже реализованной деятельности,
контрольную проверку обоснованности материалов и документов, её характеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетом результатов оценки экологической ситуации и мнения общественности.
Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельным видом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя три неравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которые вместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологического фактора устойчивого развития.
Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях от возникновения идеи, через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.
Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС на стадии его подготовки (ещё во время пректирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.
В дальнейшем под термином «экологическая экспертиза» в данном пособии будет пониматься только государственная и общественная экспертиза, а оценка воздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные термины виды ЭСХД (ЭО, ЭА и др.) будут рассматриваться как отдельные понятия.
Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в России на стадии разработки, однако её основы безусловно составляют: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящая различия в процедуру при организации и проведении ЭЭ.
Главное ‑ это комплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки и принятия управленческого решения соответствующих узаконенных процедур, в том числе государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектных решений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (для действующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциями сегодняшнего экологического контроля.
Понимание этих вопросов особенно важно для формирования основы знаний эколога-эксперта, поэтому они довольно подробно разбираются в настоящем пособии.
Цели экологической экспертизы и ОВОС в общем виде, принципиально совпадают и по закону заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.
Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы еще несколько шире, например в соответствии с Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается “воплощением предупредительной экологической политики», подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.
При этом ОВОС, в отличии от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям, нацелена прежде всего на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с т.з. экологических показателей. Цель ОЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию.
Задачи экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:
а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);
б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);
в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).
Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует и действует принцип «платности» экологической экспертизы.
Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что «ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ГЭЭ…» (ст. 70).
Закон “Об экологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): “… положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ…”, а также то, что “… правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ”.
Это касается и международно-правовой деятельности: “…несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействительным” Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает, что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами.
При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
Принцип независимости и вневедомственности относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение).
Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз — от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз — от групповых общественных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее сформировавшейся целью — доказать невозможность принятия решения о реализации объекта).
Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы, возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.
Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда.
Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д.
Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадии развития. В законодательстве определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).
Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных «объектовых» групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы.
Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кроме Госкомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много.
Однако только «ведомственный» подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтому для координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством и административно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологической экспертизы.
Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к. таких этапов может быть не менее 4-х (планирование, проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности).
Сложность типизации экспертиз увеличивается тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих в себе экспертные функции: экомониторинг, экологическое обоснование, ОВОС, предварительный экоаудит и собствено ЭЭ (государственная и/или общественная).
Субъектами государственной экологической экспертизы закон определяет «государственные органы и экспертные комиссии…», а в законе “об экологической экспертизе” уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие “специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы” (ст. 13).
Таковыми являются: “федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды — Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ”.
Помимо этого, в определении условий природопользования и, соответственно, их согласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующие органы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):
1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем).
2. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Российской Федерации.
3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в части геологии и использованию недр, а также водных ресурсов).
4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).
5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).
6. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).
7. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство).
8. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Департамент охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России).
9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), с 30.05.98 г. подчиненная Госкомэкологии РФ.
Примечание:
Условия землепользования в обязательном порядке согласуются с основным землепользователем.
При изменении условий природопользования в процессе проектирования или при истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные согласования этих изменений до представления материалов в территориальные органы государственной экологической экспертизы.
Закон “Об экологической экспертизе”, рассматривая субъекты ЭЭ, впервые определяет понятия “экспертная комиссия государственной экологической экспертизы” (ст. 15) и “эксперт государственной ЭЭ” (ст. 16). Кроме того, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст. 5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).
В учебно-правовой и другой литературе указывается, что субъектами ЭЭ и ОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС.
Подрядчиком (исполнителем) обычно является НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение), объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а также население.
В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широком смысле, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать следующие:
- широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в ГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей;
- представителей научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичную стадию — экологическое обоснование и/или ОВОС ;
- работников государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений, (в т.ч. ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов экологической экспертизы или аудита (ЭА);
- персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА .
Объекты экологической экспертизы и ОВОС как правило совпадают. В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
К предплановыми материалам (работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д.
К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и эколого-экономических зон).
К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.
К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.
Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий (см. раздел 3.3.1). К объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические обоснования сертификатов.
Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты государственной ЭЭ определены в Законе “Об экологической экспертизе”. Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет в качестве них следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, проекты материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на соответствующей территории и т.д. (около 20 типов материалов).
Существенно новым с т.з. объектов ЭЭ является то, что к ним относятся теперь и объекты государственной ЭЭ, ранее уже получившие положительное заключение, в случае: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ), изменения условий природопользования, реализации объекта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти документы, истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ, внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения государственной ЭЭ.
Все вышеуказанные типы объектов ГЭЭ конкретизируются и дополняются принимаемыми подзаконными актами в данной области. Разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке.
Перечень закреплен в Положении “Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ”. Он содержит 33 основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности, производительности, тепловой нагрузки (например ТЭЦ), объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов, позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.
Исследования, проведенные ВНИИприроды, уточняют перечень экологически опасных объектов и видов хозяйственной деятельности (в соответствии с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
1. Объекты ядерно-топливного цикла — установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов ,ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.
2. Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравлические и тепловые электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 МВт пара и более.
3. Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.
4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.
5. Химическая промышленность — химические комбинаты, предприятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов (асбестцементной продукции — мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных материалов — мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий — в объёмах свыше 200 т/год ), стекла,минеральных удобрений, пестицидов и других ядохимикатов.
6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого топлива.
7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.
8. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объёмом 200 т и более.
9. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.
10. Строительная индустрия — предприятия с гидромеханизированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.
11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.
12. Нефте-газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и магистральные водоводы.
13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс.куб.м), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (емкостью 5 тыс.т и более), пестицидов (мощностью 850т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.
14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.
15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и и более.
17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки вагонов.
18. Животноводческие комплексы — свиноводческие (50 тыс.голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс.голов и более), КРС (1200 коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).
19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.
20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод производительностью более 1 куб.м /сек и подземных вод при заборе воды 10 млн.куб. м и более).
21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.
22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.) отходов.
23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения — мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного (областного ) значения.
24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и других промышленных объектов).
25. Космодромы.
Примечание:
На все объекты,расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.
Тема № 4. экологические требования, учитываемые при проведении экологической экспертизы и овос.
Наличие законодательно и административно закрепленных экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации, а также перепрофилированию, модернизации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов хозяйственной и другой деятельности обусловливает необходимость их учета, анализа правильности выполнения при проведении экологической экспертизы и ОВОС.
Однако на практике далеко не по всем видам деятельности эти требования реально учитываются в ходе ЭЭ и ОВОС, что свидетельствует недостаточном пока развитии этого экологического регулятора природопользования. Кроме учета экологических нормативов при проведении ЭЭ и ОВОС, а также экологическом обосновании хозяйственной и иной деятельности приходится также учитывать другие соответствующие требования, в т.ч. к самой нормативной документации, к прединвестиционным материалам, к проектной и градостроительной документации, а также к материалам лицензий, экологическому обоснованию техники, технологии и материалов.
Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное влияние на состояние ОС закреплены, в основном, в разделе VI, а также косвенно ‑ в разделах IV, VII закона РФ «Об охране окружающей природной среды».
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (раздел VI) в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние ОС, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды… (ст.40).
При размещении (ст.41) предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РСФСР и статьей 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативно-правовых документов, при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны ОС, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ) и решения местных органов самоуправления.
Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается соответсвующими органами государственной власти Российской Федерации или субъектов в её составе на основе заключения государственной экологической экспертизы.
При технико-экономическом обосновании проекта, (ст.42) проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду и предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.
Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков.
При строительстве, реконструкции (ст.43) предприятий, сооружений и иных объектов должны применяться утвержденные проекты, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами.
Нарушение требований Закона, а также требований заключения ГЭЭ влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ) с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.
При вводе в эксплуатацию (ст.44) предприятий, сооружений и иных объектов учитываются условия выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом и заключением ГЭЭ, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (в т.ч. ГЭЭ), санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.
Экологические требования при эксплуатации (ст.45) предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (раздел VII) косвенно учитываются в ходе экологических обоснований и ОВОС, а также при проведении ГЭЭ. При проектировании хозяйственных объектов необходимо учитывать правила и меры меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, обеспечивающие установленные нормативы качества окружающей природной среды.
Для этого требуется соблюдение показателей утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств, обеспечение надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, планирования мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводства природных ресурсов.
Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В разрешении, выдаваемом после соответствующего типа проверки, аналогичной по сути государственной экологической экспертизе, устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и согласуются другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.
Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться (также после соответствующего согласования, являющегося специфическим типом ЭЭ) временно согласованные нормативыт (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин.
Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусматриваемых разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, влечет за собой аналогичное запрету проекта ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ), а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.
В наибольшей степени сходным с ГЭЭ, является выдача разрешения на перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов, которая производится также по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (обычно через экспертное подразделение), а также службой санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Экологические требования в сельском хозяйстве (ст.46) аналогичны как при проектировании, так и эксплуатации действующих объектов. И проектанты и эксплуатационники обязаны планировать и выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.
Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха.
Нарушение указанных требований при проектировании, также как и причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой запрет проекта или ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов в соответствии с заключением ГЭЭ по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Экологические требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ (ст.47) предписывают принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ после получения соответствующего заключения ГЭЭ, по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования работ учреждениями банков.
Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации энергетических предприятий, установок и иных объектов (ст.47) осуществляются в соответствии с требованиями статей 40-45 данного закона.
При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны предприниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами.
Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.
При размещении, проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы при наличии соответствующего заключения ГЭЭ по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов (в соответствии с требованиям статьи 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.49 настоящего Закона), должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения.
Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.
При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых отходов. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных, экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования, с ограниченным режимом природопользования.
Экологические требования при использовании радиоактивных материалов (ст.50) касаются как проектирования, так и реализации соответствующих мероприятий, для чего проектировщики, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения предусматривать информирование или немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных для здоровья человека и окружающей природной среды, планировать и принимать меры к ликвидации очагов заражения.
Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению (на основе заключения ГЭЭ) специально уполномоченных на то органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора лишаются права реализации проектов или пользования ими либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков.
Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве (ст.51) учитываются при проектировании и работе многих предприятий, учреждений, организаций. При этом необходимо соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Министерством здравоохранения РФ (ранее ‑ Госкомсанэпиднадзора РФ) совместно с органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ периодически утверждаются списки химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания.
Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Минздрава России. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и ОС.
Правила охраны ОС в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, санэпиднадзора (Минздрава РФ).
Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека химическим загрязнением ОС, влечет за собой запрещение проектируемых и реализуемых мероприятий по производству, хранению, транспортировке, применению соответствующих химических препаратов по решению гос. органов.
Требования охраны окружающей природной среды от вредного биологического воздействия (ст. 52) необходимо учитывать и соблюдать при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду.
Также должны соблюдаться нормативы предельно допустимых концентраций в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Должны также обеспечиваться условия для экологически безвредного производства, хранения, транспортировки, использования и удаления микроорганизмов и биологических веществ, разрабатываться и осуществляться мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на ОС, здоровье человека и его генетический фонд.
Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия на окружающую природную среду осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ). Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на ОС, нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов микроорганизмов и веществ влечет за собой приостановление или прекращение проектирования или работы предприятий, иных объектов, являющихся источниками данного загрязнения по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области санэпиднадзора (после соответствующей экспертизы).
Требования охраны окружающей природной среды от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст.53) прпредназначены для предупреждения вредного воздействия и устранения интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.
Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов, других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта.
Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем воздействия на окружающую природную среду физических факуторов осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами контроля и надзора РФ (Госкомэкологии, Минздрава, Госатомназдора и др.).
Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими гос. органами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков.
Требования охраны окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов (ст.54) также учитываются при планировании, пректировании и осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.
Складирование и захоронение отходов должно производиться в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, санэпиднадзора (Минздрава РФ). Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов также должно производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами Мнздрава РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния ОС.
Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и реализации деятельности предприятий и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности (ст.55), которые в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций), точно также как и обычные требования ‑ к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных предприятий, сооружений и иных объектов.
В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не допускать, а в случае его возникновения ‑ возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека.
Требования по охране озонового слоя Земли (ст.56) должны соблюдаться как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение обеспечивается: планированием и организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя; регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер ответственности за нарушение указанных требований.
В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.
Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, о чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям.
Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды (после ГЭЭ).
Требование запрета разработк и реализация проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду (ст.57) является одним из наиболее общих и важных экологических требований, касающихся экологической эеспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.
Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК, ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий ‑ ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст.26), предельно допустимых выбросов и сбросов (ст.27), предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст.28), в т.ч. радиационных (ст.29), а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве (ст.30), нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания (ст.31), экологические требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам (ст.32), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст.33) и нормативы санитарно-защитных зон (ст.43).
Фактически процедура нормирования относится к виду послепроектной государственной ЭЭ (экологическому аудиту), хотя данное направление ЭЭ законодательно не определено как таковое и рассматривается как функция экологического контроля. Оно затрагивает кроме объектов промышленности также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики, городское строительство, деятельность, связанную с использованием радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и оборонные объекты.
Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия); обоснования в проектной документиации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия).
Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных таким образом экологических требований к обосновывающим документам, является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет подробно останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст Инструкции прилагается к пособию для самостоятельного изучения.
Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования. Структурированный перечень этих документов приводится в приложении к Программе по данному курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.
Тема № 9. оценка воздействия на литосферу
Основные признаки, характеризующие литосферу и влияющие на деятельность людей, а также, в свою очередь, испытывающие воздействие, включают в себя комплекс факторов, которые подлежат оценке и анализу в процессе разработки ОВОС, поскольку вносят существенный вклад в формирование экологических условий как в естественной, так и в техногенной среде.
В первую очередь необходимо оценивать возможность и силу землетрясений, извержений вулканов и других природных катастрофических процессов, которые относятся к внезапным экстремальным явлениям, но тем разрушительнее их последствия. Разрушение же функционирующего объекта также может вызвать катастрофические последствия для окружающей среды, но уже антропогенного харакетера (например, разрушение АЭС, разрывы нефте- и газопроводов и др.).
Необходимо предвидеть также возможные последствия, связанные с незаметным для человеческого глаза, но опознаваемые по косвенным признакам тектонические движения фундамента земнойц коры, которые могут проявиться в аварийных явлениях на реализованных проектах.
Важным фактором, подлежащим оценке, является литология пород, слагающих данный район, особенно поверхностных, со всеми их свойствами (реакция на физические воздействия, изменения свойств при контакте с водой, химический состав, наличие многолетнемерзлых пород и пр.). Исходные свойства пород предопределяют прогноз их состояния при различных видах воздействия.
Особое значение имеет оценка воздействия на подземные воды, которые очень часто служат основным источником водоснабжения, особенно бытового. Оценить степень защищенности подземных вод от поверхностного загрязнения поможет анализ геологического строения территории и возможные нарушения целостности перекрывающих пластов, ведущие к проникновению загрязнений во внутрь.
Наконец, заключительным разделом оценки воздействия на литосферу, является геоморфологического строения местности с динамическими тенденциями современных процессов рельефообразования и пролгноз возможного изменения этих тенденций (в сторону усиления или сокращения) под влиянием осуществления данного проекта.
Оценке подлежат процессы водной и ветровой эрозии, карстообразования, многолетнемерзлотные явления, а также процессы, связанные с подтоплением территории, а также их прямые и косвенные последствия для других оцениваемых факторов. Литосфера тоже испытывает прямые и косвенные воздействия изменений других факторов, которые также необходимо выявить и оценить.
Отличительной чертой литосферы как геосферной оболочки является её многокомпонентность, включающая в себя рельеф, поверхностную часть литосферы (собственно геологическую среду) и развитые на территории природные и антропогенные геологические процессы.
Прямые критерии оценки. Наиболее известны геохимические критерии. Их применение основано на сопоставлении существующего загрязнения литосферы с и её компонентов (вместе с подземными водами) с ПДК или фоном с учетом токсичности вещества-загрязнителя (ЗВ).
Таблица 4
Геохимические критерии оценки состояния литосферы
ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы состояния поверхностных вод | ||||||
ПОКАЗАТЕЛИ | I ‑ норма (Н) | II ‑ риск (Р) | III ‑ кризис (К) | IV – бедствие (Б) | |||
Концентрации всех определяемых элементов и соединений | фоновые или ниже ПДК | 1—5 ПДК (2-й и 3-й классы опасности); 1 ПДК (1-й класс опасности) | 5—10 ПДК (2-й и 3-й классы опасности); 1‑5 ПДК (1-й класс опасности) | Более 10 ПДК (2-й и 3-й классы опасности); более 5 ПДК (1-й класс опасности) | |||
Приведеныые в таблице классы состояния литосферы соответствуют:
Н ‑ нормальной степени загрязнения;
Р ‑ малой степени превышения нормы загрязнения;
К ‑ средней степени превышения нормы загрязнения;
Б ‑ катастрофически высокой степени загрязнения.
Подземная гидросфера (подземные воды) также довольно четко регламентирована и оценки её качества устанавливаются по отношению к соответствующим ПДК. Для оценки масштабов техногенного загрязнения подземных вод В.М. Гольдберг предлагает ввести физические точки их отсчета.
Кроме того, для характеристики масштабов загрязнения подземных вод важное значение имеет размер площади (F) области загрязнения. Таким образом, состояние загрязнения подземных вод дается по двум показателям: качеству подземных вод (С) и ранее указанный параметр F.
На этой основе выделяются 4 уровня состояния подземных вод или аналогичных классов их состояний:
- класс нормы (относительное благополучие). В основном качество подземных вод соизмеримо с Се, может превышать его, но не подниматься выше ПДК. То есть: Се С/ПДК, при этом область загрязнения или вообще отсутствует или незначительна по размерам (F 0,5 кв. км);
- класс риска (проявление постоянных тенденций негативных изменений). Качество подземных вод непрерывно ухудшается, оно достигло ПДК или превышает его, но не свыше 3-5 ПДК на отдельных участках (F от 0,5 до 5 кв. км);
- класс кризиса (кризисное сосотяние). Качество подземных вод на больших площадях существенно превышает ПДК (до 10 раз), т.е. ПДК С/ПДК, при этом размеры площадей загрязнения меняются от 5 до 10 кв. км;
- класс бедствия (катастрофическое состояние). Качество подземных вод в зоне загрязнения более 10 ПДК с тенденцией к ухудшению, при этом размеры площади загрязнения более 10 кв. км с тенденцией к увеличению.
В первой зоне не требуется никаких специальных природоохранных мер, кроме соблюдения требований законодательства и осуществления планового контроля за состоянием подземных вод.
Во второй зоне должны быть предусмотрены ограничительные природоохраные меры.
В третьей, а, в особенности, в четвертой зонах необходимо незамедлительное осуществление специальных защитных мер.
Ресурсные критерии оценки подземных вод. Для подземных вод в качестве критерии оценки их ресурсов рекомендуются следующие основные показатели: модуль эксплуатационных запасов (л/с с кв. км территории), который при необходимости может быть дифференцирован по водоносным горизонтам, используемым для централизованного водоснабжения и величина сработки водоносных горизонтов. Эти показатели наиболее целесообразно использовать на предпроектной стадии работ.
Геодинамическая группа критериев литосферы используется преимущественно для оценки состояния рельефа и развития природных и техногенно активизированных геологических процессов. Для рельефа и подземного пространства можно предложить 2 показателя: площадь и глубину техногенной переработки (нарушенности, освоенности, застроенности), пример использования которых приведен в табл. 5.
Таблица 5
Геодинамические критерии оценки состояния литосферы
ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы экологического состояния территории | ||||||
ПОКАЗАТЕЛИ измененности рельефа | норма (Н) | риск (Р) | Кризис (К) | Бедствие (Б) | |||
Площадь техногенного ре-льефа к площади участка | менее 10 % | 10-25 % | 25-50 % | более 50 % | |||
Техногенный размах рельефа (м) | менее 10 | 10-20 | 20-50 | ‑ | |||
Площади подработанных территорий (%) | более 10 | 10-20 | 20-40 | более 50 | |||
Приведеныые в таблице классы состояния поверхностных вод соответствуют:
Н ‑ благоприятное состояние территории (норма);
Р ‑ ограниченно благоприятное состояние территории;
К ‑ неблагоприятное состояние территории;
Б ‑ катастрофическое состояние территории.
Рекомендованные градации геодинамических критериев оценок состояния литосферы довольно условны (научного обоснования для них пока не существует) и ориентировочны. Они годятся, главным образом, для предварительной оценки измененности рельефа на стадии предпроектных разработок.
Оценка площадей и относительной пораженности территории природными и антропогенными геологическими процессами изложена во множестве публикаций, однако узаконенных, нормированных количественных значений пока не имеет. Обобщение разработок ВСЕГИНГЕО и МГУ позволяет предложить следующую шкалу оценок, представленных в табл. 6.
Таблица 6
Критерии оценки состояния литосферы (рельефа) по развитию геологических процессов
ОЦЕНОЧНЫЕ | Классы геоэкологического состояния территории | ||||||
ПОКАЗАТЕЛИ | I — норма (Н) | II — риск (Р) | III — кризис (К) | IV — бедствие (Б) | |||
Площадная пораженность опасными геологическими процессами (ОГП), в % | менее 5 | 5-25 | 25-50 | более 50 | |||
Сложность инженерно-геологических условий (меры инженерной защиты о ОГП) | несложные (локальные меры) | сложные (меры на огранич. террит.) | весьма сложные (повсеместная защита) | систематические катастрофы (меры не гарант. безопасности) | |||
При практической реализации предлагаемых критериев оценки необходимо учитывать, что ключевым моментом является выделение для каждой территории ведущих, наиболее опасных геологических процессов или их парагенезов. Критерием такого выделения является оценка эколого-экономического ущерба для данной территории при определенных видах техногенного воздействия.
Интегральная оценка измененности геологической среды. В настоящее время существует несколько методических подходов к суммарной (интегральной) оценке состояния геологической среды и степени её измененности.
Первый (градации по степеням покомпонентной измененности) базируется на использовании двурядной матрицы, на которой по вертикальной шкале располагаются анализируемые компоненты геологической среды с разбивкой по степени измененности, а по горизонтальной шкале ‑ группы оценочных критериев.
Все они индексируются, что позволяет на пересечении вертикальных и горизонтальных граф получить искомую оценку состояния каждого компонента геосреды по степени измененности для всех оценочных критериев. На карту выносится индекс, а его расшифровка дается в экспликации.
При практическом использовании такого подхода рекомендуется отбраковка второстепеных критериев и выбор определяющих, в ходе чего учитываются только те компоненты геологической среды, на которые ожидается основное антропогенное воздействие. Вариантом этого метода показа суммарной оценки является отражение её не на одной карте, а на нескольких оценочных картах.
Очевидно, что критерии оценки гидрохимической группы целесообразно объединить на одной карте, геологическую основу которой будет составлять либо оценка защищенности от загрязнения первого (поверхностного) водоносного горизонта, либо (в более широком плане) ‑ учет чувствительности территории к техногенному загрязнению.
Критерии оценок остальных групп (инженерно-геологические, геодинамические, ландшафтные, ресурсные) следует показывать на другой карте, геологическую основу которой составляют таксоны типологического, инженерно-геологического районирования с выделением типов строения геологической среды (ГС) на глубину техногенного воздействия.
Второй способ (градации относительной пораженности и измененности) получения суммарных оценок степени геоэкологической измененности территории реализуется через учет коэффициента площадной пораженности и относительной измененности, путем их суммирования по всем рассматриваемым критериям и компонентам среды.
Для каждого вида воздействия определяется площадь пораженности Si по градациям степени измененности. Далее определяется отношение площади пораженности к оцениваемой площади участка (Kpi), определяется для каждого вида воздействия с учетом степени измененности (интенсивности пораженности)
по формуле Gi = Kpi х ni, где ni ‑ интенсивность пораженности (градации). Затем все Gi суммируются и в итоге полученная величина отражает искомую суммарную (интегральную) измененность территории таксона районирования. Такая оценка является относительной, хотя и характеризует вполне определенные (в физическом выражении) участки территории, пораженные тем или иным антропогенным воздействием.
Данные общие методические подходы и правила рекомендуются к использованию при проведении экологических экспертиз, что в равной степени относится как к составителям и разработчикам ОВОС, так и к членам экспертных (в т.ч. общественных) комиссий.
Учитывая всё вышеуказанное, при обосновании и оценке воздействия на литосферу (геологическую среду, включая подземные воды) Регламентом проведения ГЭЭ рекомендуется рассматривать следующее.
1. Геологические и гидрогеологические особенности территории, геологические процессы и явления.
2. Оценка устойчивости грунтов и активности геологических процессов при техногенном воздействии.
3. Прогноз изменений геодинамических условий (изменения напряженности массива пород, возможность деформаций и т.д.).
4. Прогноз последствий теплового воздействия на грунты — изменение термодинамических условий (уровня сезонного протаивания, многолетней мерзлоты, активизация криогенных и других геологических процессов ).
5. Прогноз влияния неблагоприятных геологических явлений и процессов на возможность проявления аварийных ситуаций.
6. Прогноз изменений гидрогеологических условий (усиление или ослабление водообмена, образование новых водоносных горизонтов, смешение вод, изменение уровней подземных вод, напоров, скоростей, направления движения, изменение газового и химического состава и температуры).
7. Прогноз возможного загрязнения и истощения подземных вод при техногенном воздействии .
8. Прогноз воздействия добычи минеральных и сырьевых ресурсов на различные компоненты природной среды.
9. Мероприятия по рациональному использованию недр.
10. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения и истощения.
11. Мероприятия по локализации последствий аварийных ситуаций, нарушающих геологическую среду.
12. Рекомендации по составу и размещению режимной сети скважин для изучения, контроля и оценки состояния горных пород и подземных вод в процессе эксплуатации намечаемого строительства.
13. Предложения по возможно более полному извлечению и комплексному использованию полезных ископаемых из недр, исключающих снижение качества запасов подземных ископаемых на соседних участках и в районе их добычи (в результате обводнения, выветривания, окисления, возгорания и т.д.).
14. Обоснование возможности подземного захоронения вредных веществ и отходов производства.
15. Объем природоохранных мероприятий и оценка стоимости мероприятий по охране геологической среды и мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций.