: «богатырские состязания». конспект занятия по физической культуре для старших дошкольников
ландыш валиева
«Богатырские состязания». Конспект занятия по физической культуре для старших дошкольников
Конспект занятия по физической культуре для детей подготовительной группы.
ФИО педагогического работника дошкольного образования Валиева Ландыш Радиковна
Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) МАДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида «Мозаика»».
Возрастная группа Подготовительная
Методика дошкольного образования Физическая культура
Тема занятия «Богатырские состязания»
Используемая образовательная программа (образовательная система) Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, «Познавательные физкультурные занятия» пособие по физической культуре Т. Б. Сидоровой
Программное содержание Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитательном темпе. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения. Развивать координацию, мелкую моторику, психофизические качества – силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, воображение и творческие способности. Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, чувство коллективизма и сопереживания.
Предварительная работа с воспитанниками Разучить с детьми легенды о богатырях.
Индивидуальная работа с воспитанниками Обратить внимание на детей с неправильной осанкой; при выполнение упражнений подойти индивидуально и исправлять ошибки.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) Гимнастические палки, гимнастическая скамейка (2 шт., резиновые кубики (2 шт., обручи (2 шт., кегли (2 шт., ленточки (на всех детей, диски (по количеству участников, спорткомплекс «Батыр», канат, свисток, кубок.
Структура занятия Вводная часть (длительность 5 минут). Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию физической культуры; ритмическая гимнастика.
Основная часть (длительность 20 минут). Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приё мы: основные виды движений, подвижная игра.
Заключительная часть (длительность 5 минут). Цель: подвести итоги занятия
Использованная литература Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, «Познавательные физкультурные занятия» пособие по физической культуре Т. Б. Сидоровой
Этапы работы.
Вводная часть Звучит музыка про богатырей. Дети входят в зал и строятся в 1 шеренгу. Приветствие.
Инструктор: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня с вами будем богатырями и отправимся в путешествие. Дети, а кто знает, кто такие богатыри?
Тимофей: Я знаю. Богатыри – очень сильные, смелые, ловкие люди.
Алё на: Богатыри защищают от врагов.
Инструктор: Вот и мы сегодня должны с вами, как богатыри, быть сильными, смелыми и ловкими. Выполнять все задания быстро, легко и точно. Вы готовы со мной отправиться в путешествие?
Дети: Да, мы готовы отправиться в путешествие.
Ходьба с заданиями. Нале-во! Шагом марш! Следить за осанкой; соблюдать дистанцию при ходьбе. Дети маршируют 1 круг и берут гимнастические палки.
— ходьба на носках, палку вверх;
— ходьба на пятках, палку вперёд;
— на внешней стороне стопы, палка перед грудью:
— на внутренней стороне стопы, палка перед грудью.
— бег с заданиями.
Инструктор: Бегом марш! Следим за дыханием, за осанкой, соблюдаем дистанцию при беге, смотрим вперёд.
— обычный бег;
— приставными шагами левым боком;
— приставными шагами правым боком;
— обычный бег;
— ходьба: «Шагом марш!» Восстанавливаем дыхание.
Перестроение в три колонны.
ОРУ с гимнастическими палками. (делают под музыку).
I. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках (держать её хватом ближе к концам) опущена вниз.
1. Поднять палку вверх.
2. Опустить палку на плечи.
3. Поднять палку вверх.
4. Вернуться в исходное положение.
ОМУ – руки прямые, спина прямая, смотрим вперёд.
II. Исходное положение – стоя, ноги шире плеч, руки впереди.
1. Поворот вправо.
2. Исходное положение.
3. Поворот влево.
4. Исходное положение.
ОМУ – руки не опускать, поворочаемся больше, ноги не сгибать.
III. Исходное положение – стоя, ноги шире плеч, руки опущены.
1. Наклон, палку держать перед собой.
2. Исходное положение.
3. Наклон, палку держать перед собой.
4. Исходное положение.
ОМУ – голову не опускать, колени не сгибать, наклон больше.
IV. Исходное положение – стоя, палка перед грудью.
1. Приседаем, палку вперёд.
2. Исходное положение.
3. Приседаем, палку вперёд.
4. Исходное положение.
ОМУ – приседаем до конца, смотрим вперёд, спина прямая, следим за дыханием.
V. Исходное положение – сидя, ноги в стороны.
1. Наклон, палку тянем к носочку.
2. Исходное положение.
3. Наклон, палку тянем к носочку.
4. Исходное положение.
ОМУ – наклоняемся больше, носочки оттянуты, спина прямая, ноги не сгибать, руки прямые.
VI. Исходное положение – стоя, палка внизу.
1. Прыжок ноги врозь, палку вверх.
2. Исходное положение.
3. Прыжок ноги врозь, палку вперёд.
4. Исходное положение.
VII. Ходьба на месте. Восстанавливаем дыхание.
Перестроение в шеренгу по одному.
Основная часть Инструктор: Богатыри, перед нами «болото». Мы должны с вами очень быстро и ловко переправиться на другой берег. Для этого м ы разделимся на 2 команды. 1-ая команда выстраивается в колонну по одному за синей линией, 2-ая команда тоже выстраивается в колонну по одному за красной линией.
Перестроение в две колонны. Дети идут в колонну по 1. По команде инструктора : «В колонну по два – шагом марш!» дети выходят парами, идут до обозначенной линии, поворачиваются налево и вместе идут вперёд до обозначенной черты. За ними выходит вторая пара и т. д. до последней пары. Дети выстроились в две колонны.
Эстафета – преодоление препятствий. Обе команды по сигналу начинают соревноваться. Они проходят гимнастическую скамейку, перешагивают через кирпичик, спрыгивают с гимнастической скамейки, продевают обруч, подлезают под дугу, обегают кегли и возвращаются к своей команде. Передают эстафету (хлопками по плечу) и становятся в конец строя. Участник получивший эстафету начинает движение. И так до последнего игрока. Инструктор следит за правильностью выполнений заданий.
Инструктор: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Мы с вами продолжаем наше путешествие. Дети маршируют 1 круг, берут диски здоровья и выстраиваются в круг.
Инструктор: Богатыри, вот мы с вами дошли до владений Соловья-Разбойника. Но перед нами река. Нам нужно переплыть реку и попасть на другой берег. Вот у вас у каждого есть своя лодка (диски здоровья). Аккуратно встаём на свои лодки и переплываем реку. Дети встают на диски и делают упражнение «Гребля». Руками работают, как при гребле. Делают повороты влево, вправо. Инструктор следит за правильностью выполненных упражнений, за осанкой.
Инструктор: Молодцы! Все справились и с этим заданием.
Дети маршируют 1 круг. Останавливаются у спорткомплекса «Батыр».
Инструктор: Богатыри, видите наверху высокого дуба сверток. Вы сможете достать его? Он привязан ленточками.
Богатыри (дети) : Да, мы очень ловко справимся с этим заданием.
Инструктор: Для этого вам придётся подняться на самую вершину дуба, развязать ленточку и осторожно спуститься вниз. Там ленточек много, чтобы было легче, давайте каждый развяжет по одной. И чтобы быстрее развязать разделимся на две команды. 1 команда добирается до вершины дуба по левой стороне (по лестнице, другая команда по правой стороне дуба (по канату).
Дети делятся на две команды. Мальчики добираются до верха по канату, а девочки по лестнице, наступая на каждую ступеньку. Инструктор страхует детей во время выполнения задания.
Последний «богатырь» достаёт сверток.
Инструктор: Молодцы! Вы показали свою силу, ловкость и быстроту. Очень хорошо справились с заданием. Ну давайте посмотрим, что же здесь нарисовано. Да это же карта. По ней мы сможем найти сокровища.
Выбегает Соловей-Разбойник: Кто это осмелился ворваться в мои владения и украсть мою карту. А ну-ка верните мне карту.
Игра «Ловишки с ленточками».
Дети (богатыри) разбегаются по площадке, а на поясе у них ленточки. Соловей-Разбойник бежит за ними. Он должен догнать и отобрать ленточку. Осалённых детей забирает к себе. Игра повторяется 3 раза.
Соловей-Разбойник: Вы такие сильные и ловкие. Я очень устал. У меня уже нет сил, чтобы с вами соперничать. Вы победили. Я больше не буду стоять у вас на пути.
Соловей-Разбойник уходит.
Богатыри достают карту и отправляются за сокровищем. Игра умеренной подвижности «Найди, где спрятано». Дети ищут по карте спрятанный предмет и находят кубок.
Инструктор: Богатыри, вот мы с вами нашли золото Соловья-Разбойника. Теперь мы можем отправиться домой.
Заключительная часть Дети маршируют 1 круг. Выстраиваются в шеренгу.
Инструктор: Вам понравилась «богатырские состязания»?
Дети: Да, нам очень понравилось. Было очень весело.
Инструктор: Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались. Показали свои способности. Вы очень сильные, смелые и ловкие, как настоящие богатыри. Скажи, Артём, что тебе особенно понравилось?
Артё м: Мне очень понравилось, как мы делали упражнения на «Батыре», доставали ленточки.
Инструктор: А тебе, Ирина, что понравилось?
Ирина: Мне очень понравилась игра «Ловишки с ленточкой».
Инструктор: Давайте мы теперь с вами сделаем круг почёта. Все на состязаниях активно участвовали.
Спокойная ходьба по залу. Под музыку «Богатыри» дети выходят из зала.
Подвижные игры | учебно-методический материал по физкультуре по теме: | образовательная социальная сеть
Игр. Карта №1
» Передай мяч»
Задача: развитие ловкости, силы
Инвентарь: мяч
Место проведения: игра проводится на ковре
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки садятся по кругу ногами в центр. — игроки круга — водящие | По сигналу играющие перебрасывают мяч по кругу руками, а водящие, передвигаясь любым способом, стараются руками перехватить мяч или выбить его из рук сидящего, а затем передать мяч другому сидящему по кругу игроку. После этого водящий занимает место потерявшего мяч, который становится водящим. После того, как один из водящих овладеет мячом, но него могут нападать остальные водящие и игрок из круга, потерявший мяч. Борьба длится до тех пор, пока мяч не будет передан одному из сидячих игроков. Сделавший эту передачу выходит из круга и занимает место игрока, потерявшего мяч. | Выбираются 2 водящих (их число по ходу игры может доведено до 4-х). Интервалы между игроками – вытянутые руки. |
|
Игр. Карта №2
»Быстро шагай, смотри – не зевай!»
Задача: воспитание выдержки, развитие речи и памяти
Место проведения: площадка 20-40 м
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Водящий становится на одной стороне площадки, спиной к игрокам. Играющие в свою очередь, выстроившись в шеренгу стоят на другой стороне. — игроки — водящий | Водящий поворачивается к играющим спиной и стоя так, говорит: »Быстро шагай, Смотри – не зевай Раз, два, три» На слова водящего все играющие шагают вперед, стремясь во всем приближаясь к водящему. После слова »три» они должны замереть, а водящий поворачивается лицом к ним и смотрит на игроков. Кто шевельнется, должен по указанию водящего вернуться за линию, с которой начинали ходьбу. Затем водящий опять поворачивается спиной к играющим и говорит те же слова. Все играющие опять продвигаются вперед, стремясь во время остановиться и замереть на месте без движения. Водящий поворачивается к ним и опять указывается, кому вернуться назад за линию. И так игра продолжается до тех пор, пока кто-либо не дойдет до водящего и не коснется его руки. После этого все поворачиваются и убегают к себе за линию-домой. Водящий же после прикосновения к нему догоняет их, кого он поймает до линии дома, тот становится водящим, а игра начинается снова. | Выбирается 1 водящий – становится на одной стороне площадки. На другой стороне на расстоянии 15-30 м чертится линия, за которой находятся остальные, выстроившись в шеренгу. Выигрывает игрок который не разу не был пойман. |
|
Игр. Карта №3
»Ловушка»
Задача: воспитание быстроты реакции
Место проведения:
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Водящие стоят друг против друга на расстоянии примерно 1,5 м, соед. руки и поднимают их вверх, образуя »ворота». Остальные участники находятся за воротами с другой стороны. — игроки — водящие, образующие ворота | По сигналу руководителя все играющие должны пробежать на три счета через »ворота». На счет »четыре» »ворота» закрываются (водящие опускают руки вниз). Кто не успел пробежать, тот считается пойманным и заменяет одного из водящих. Если задержаны в воротах двое, то сменяют 2-х водящих и игра продолжается, только перебежка идет с другой стороны. | Из числа играющих выбираются 2 водящих (если играют более 15 человек, то выбирают 2-3 пары водящих). Если играющих много и поставлены 2-4 »ворот», то и играющих можно разделить на 2-4 группы и каждая играет у своих ворот. |
|
Игр. Карта №4
»Группа смирно!»
Задача: развить внимание, воспитание честность
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, стоит лицом к играющим. — игроки круга | Руководитель подает команды. Дети должны их выполнять лишь в том случае, если он предварительно перед командой скажет слово »группа». Если слово »группа’ он не произносит, то реагировать на команду не надо. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть. | В заключении отмечаются наиболее невнимательные игроки, которые отошли дальше других от исходного положения. Выигрывают те игроки, которые были наиболее внимательны и благодаря этому остались в своем исходном положении. |
|
Игр. Карта №5
»Бой петухов»
Задача: развить прыгучесть, воспитать чувства равновесия
Место проведения: площадка с нарисованным кругом
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. — игроки команд | Капитаны команд (или руководитель игры) посылают по одному игроку – »петуху» в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает назад, руки кладет за спину. По сигналу руководителя »петухи», прыгают на одной ноге, и начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремится заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идет в середину следующая пара игроков и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все не побывают в роли петухов. |
|
Игр. Карта №6
»Бой на корточках»
Задача: развитие равновесия, чувства дистанции
Место проведения: площадка с нарисованным кругом
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. — игроки команд — игроки команд | В круг выходят по одному игроку из каждой команды, приседают на корточки друг перед другом и вытягивают руки вперед. По сигналу руководителя каждый в паре толкает ладонями в ладони соперника, заставляя его тем самым терять равновесие. Кто упал, тот проиграл. (можно разрешить делать обманные движения – имитируя удар, убирать руки или отпрыгивать в сторону, не меняя положения). Если играющих не много, играют просто парами. В этом случае по окончанию соревнований пар идет соревнование между победителями. Каждый раз количество играющих сокращается в два раза. Играют до тех пор, пока не останется один игрок. |
|
Игр. Карта №7
»Мяч по полу»
Задача: воспитание быстроты реакции, развитие внимания
Место проведения: любое
Игр. Карта №8
»Передача мячей в колоннах»
Задача: воспитание быстроты реакции, внимания
Инвентарь: мяч
Место проведения: любая площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на несколько групп – команд, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У впередистоящих в колоннах – по мячу или другому предмету. | По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от колонны к руководителю, а затем становится первым в своей колонне. Команда того, кто принесет мяч раньше других, получает выигрышное очко. Затем также по сигналу начинают передавать мяч в колоннах. И так играют до тех пор, пока все участники не побывают в конце колонн и не доставят мяч руководителю. | Варианты: |
|
Игр. Карта №9
»Эстафета зверей»
Задача: воспитание быстроты реакции, внимания, развитие скорости
Инвентарь: булавы, стойки
Место проведения: площадка 30-40м
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. | Играющие в командах принимают названия зверей. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Перед впереди стоящими играющими проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится по булаве или по стойке. На расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Руководитель громко называет любого зверя. Игроки, взявшие название этого зверя, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым возвратится в свою команду, выигрывает для нее очко. Руководитель называет зверей вразбивку, по своему усмотрению. Некоторых может вызвать и по два раза. Каждый раз прибежавшие игроки встают на свои места в команде. Игра проводится 5-10 мин, после чего подсчитываются очки. | -побеждает команда, заработавшая большее количество очков; Варианты: — если помещение не позволяет , оббегать какие-либо предметы, можно что бы игроки оббегали свою колонну(команду) с определенной стороны. |
|
Игр. Карта №10
»Вызов номеров»
Задача: воспитание внимания, быстроты реакции
Место проведения: любое
Игр. Карта №11
»Шишки, желуди, орехи»
Задача: воспитание быстроты реакции
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в 3-4 шагах от водящего). Руководитель дает всем играющим названия: первый в тройках »шишки», вторые »желуди», третьи »орехи». | По сигналу водящий громко произносит, например: » Орехи». Все играющие , названные »орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет »желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если »шишки»- стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: »шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами. | Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. |
|
Игр. Карта №12
»Охотники и утки»
Задача: развитие ловкости
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения: ровная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две команды, одна из которых – »охотники» – становится по кругу (перед чертой), вторая – »утки» – входит в середину круга. У »охотников» волейбольный мяч. 1. 2.
играющие — »утки» играющие – »охотники» | По сигналу »охотники» начинают выбивать »уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. »Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая »утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной »утки», после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить »уток» за меньшее время. | — Руководитель может установить время игры для метания мяча в »уток». Тогда итог подводится по количеству »уток», выбитых за это время. |
|
Игр. Карта №13
»Эстафета с элементами равновесия»
Задача: развитие чувства равновесия
Место проведения: спорт. зал
Игр. Карта №14
»Вызов»
Задача: воспитания быстроты реакции
Место проведения: площадка 25-30м
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки команд выстраиваются шеренгами за линии городов. | На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м чертятся линии городов. Играющие делятся на две равные команды, в каждой из которых выбираются капитаны. Капитаны команды, начинающей игру, посылает любого игрока в город другой команды. Ее участники вытягивают правые руки вперед ладонями вверх, согнув руки в локтях. Последний игрок вызывает помериться силами любого участника противоположной команды. Он трижды дотрагивается до ладоней играющих, громко считая при этом »раз, два, три!». Тот, кого он коснется в третий раз, должен осалить вызывающего. Каждый как можно быстрее убегать к себе домой. Если вызванному удалось поймать соперника до линии города, то последний идет в плен и становится за спиной осалившего. Если игрока не поймают, то, наоборот, вызванный игрок становиться пленником. Затем капитан другой команды посылает игрока на вызов. Тот действует так же, как и его предшественник. | Выигрывает команда, в которой по окончании установленного времени (8-15мин) будет больше пленных, или команда, забравшая всех игроков противника в плен. |
|
Игр. Карта №15
»Наступление»
Задача: воспитание быстроты реакции
Место проведения: ровная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки перед начерченными линиями и выбирают себе название(например. »спартак» и »зенит») | Руководитель предлагает команде »спартак» взяться за руки и по его сигналу маршировать навстречу команде »зенит». Когда игроки будут на расстоянии трех- четырех шагов, преподаватель дает свисток, игроки наступавшей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше противников. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду. Затем по указанию руководителя наступают игроки »зенита», а стоящие напротив ловят их. | Игра повторяется несколько раз. В конце игры подсчитывают, сколько осаленных игроков на счету каждой команды. Отмечаются те, кто не был пойман и осалил больше остальных. Побеждает та команда, которая за равное количество перебежек осалит больше игроков. |
|
Игр. Карта №16
»Эстафета по кругу»
Задача: развитие скоростных качеств
Место проведения: ровная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Все играющие делятся на три- пять команд и встают в середине зал наподобие спиц колеса, повернувшись правым/левым боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч – шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч). Игроки противоположных команд | По сигналу руководителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка, бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных »спиц» к свое спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. | -Побеждает команда, закончившая эстафету раньше. -Эстафету можно проводить с ведением баскетбольного мяча. |
|
Игр. Карта №17
»Ящерица»
Задача: развитие ловкости, внимания
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения: любая площадка
Игр. Карта №18
»Подвижная цель»
Задача: развитие быстроты реакции, ловкости
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения: любая площадка
Игр. Карта №19
»Колесо»
Задача: развитие скоростных качеств, быстроты реакции
Место проведения: любая площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Из числа играющих выбирается один водящий. Остальные делятся на четыре-шесть групп, равных по количеству. Каждая группа становится в колонну лицом к центру, все колонны располагаются наподобие спиц колеса. Водящий находится в центре. | По команде руководителя водящий бежит вокруг колеса, останавливается возле любой спицы и касается рукой плеча игрока, стоящего последним. Тот передает это касание стоящему впереди, он – дальше к центру и т.д. Стоящий в колонне первым, почувствовав прикосновение, громко говорит »Хоп!» и бежит вправо (или влево), обегая с наружной стороны все спицы колеса. Все игроки колонны, в том числе и водящий, бегут за ним, стараясь по пути обогнать друг друга. Важно не остаться последним, когда спица вернется на прежнее место. Тот, кто окажется последним, идет водить. Он может вызвать на соревнование в беге игроков другой колонны. |
|
Игр. Карта №20
»Кто быстрее?»
Задача: развитие скорости
Место проведения: площадка 50м
Игр. Карта №21
»Эстафета с палками и прыжками»
Задача: развитие прыгучести, скоростных качеств
Место проведения: площадка 20-30 м
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две-три равные команды. Команды выстраиваются в колонны по одному в трех-четырех шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, в руках у головного игрока гимнастическая палка. | По сигналу руководителя первые номера бегут до установленной в 12-15 м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают палку одним из концов вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а второй бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д. Игра заканчивается, как только все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх. | Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок. |
|
Игр. Карта №22
»Эстафета на полосе препятствий»
Задача: в зависимости от препятствий (развитие ловкости, прыгучести, равновесия)
Инвентарь: скамейки, барьеры, гимнастический конь(козел) и т.д.
Место проведения: спорт/гимнастический зал
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Группа делится на две команды, которые становятся в колонны по одному за общей чертой. | По сигналу головные игроки обеих команд, выбегают вперед, преодолевают препятствие и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. | Для эстафеты устанавливают скамейки, барьеры, конь, козел и др. |
|
Игр. Карта №23
»Обгони мяч»
Задача: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Все играющие стоят по кругу, лицом к центру. У одного из игроков мяч, а сзади него за кругом стоит водящий. — игроки круга — водящий | По сигналу нужно быстро передать мяч по кругу. Водящий бежит по кругу в ту же сторону, куда передается мяч, и старается обогнать его до того, как мяч попадет игроку, который начал передачу. | Игра продолжается 10-15 минут. |
|
Игр. Карта №24
»Салка и мяч»
Задача: развитие ловкости, быстроты реакции, воспитание чувства коллективизма
Инвентарь: баскетбольный мяч
Место проведения: любая ровная площадка
Игр. Карта №25
»Борьба за мяч»
Задача: развитие ловкости, чувства коллективизма
Инвентарь: волейбольный/ баскетбольный мяч
Место проведения: любая площадка
Игр. Карта №26
»Мяч соседу»
Задача:
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения:
Игр. Карта №27
»Ножной мяч в кругу »
Задача: развитие быстроты реакции
Инвентарь: футбольный мяч
Место проведения: любое
Игр. Карта №28
»Двумя мячами через сетку»
Задача: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции
Инвентарь: волейбольные мячи
Место проведения: волейбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две равные по числу участвующих команды, которые становятся на двух половинах площадки в два- три ряда. Каждая команда получает волейбольный мяч. — игроки команды — игроки команды | По свистку руководителя, команды перебрасывают мячи через сетку на сторону противника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся одновременно два мяча. Дается свисток, игра останавливается, и команда, на стороне которой оказалось два мяча, проигрывает другой команде одно очко. Мячи возвращаются в команды и снова (по сигналу) начинается их переброска. | Варианты: — можно играть с большим количеством мячей |
|
Игр. Карта №29
»Эстафета с ведением и броском мяча в корзину»
Задача:
Инвентарь: баскетбольные мячи
Место проведения: баскетбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впередистоящие игроки, подходят к стартовой черте, получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией. — игроки команды | По команде руководителя »Внимание, марш!» первый игроки бегут вперед, ведя мяч ударами о землю (пол), добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячам о щит или забрасывают мяч в корзину, возвращаются обратно, ведя мяч также ударами о землю до середины поля, откуда перебрасывают его очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят на стартовую черту (у лицевой линии) и, поймав мяч, выполняют то же задание. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленного задания. |
|
Игр. Карта №30
»Рывок за мячом»
Задача: развитие быстроту реакции, внимания
Инвентарь: набивной мяч весом 3-5 кг
Место проведения: любая ровная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. | Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и т.д. |
|
Игр. Карта №31
»Сумей догнать»
Задача: развитие скоростно-силовых качеств
Место проведения: стадион, манеж
Игр. Карта №32
»Баскетбол с надувным мячом»
Задача: развить прыгучесть
Инвентарь: надувной мяч
Место проведения: баскетбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Группа делится на две равные команды (по 4-6 игроков), которые произвольно располагаются на баскетбольной площадке. Капитаны выходят на середину. | Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, после чего он попадает к одной из команд. Ее игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу. Когда мяч коснется баскетбольного щита, команда получает очко. После того как цель достигнута, мяч снова разыгрывается в центре площадки между капитанами или игроками, которых они выделяют. |
|
Игр. Карта №33
»Бег пингвинов»
Задача:
Инвентарь: волейбольные или набивные мячи, стойки или булавы
Место проведения: любое
Игр. Карта №34
»Наперегонки с мячом»
Задача: развитие быстроты реакции, внимания
Инвентарь: волейбольный/баскетбольный мяч
Место проведения: баскетбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Игроки строятся в шеренги у боковых границ площадки лицом к середине. Одна команда стоит справа, другая слева от щита. Расстояние между игроками 3-4 шага. Игроки рассчитываются по порядку. — игроки противоположных команд | Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются завладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше (из рук в руки или ударом о землю). Игрок, не сумевший завладеть мячом, обегает игроков своей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда тоже получает очка за то, что ее игрок овладел мячом после броска по щиту. Если же финиш первым пересек мяч, то команде засчитывается два очка. Затем руководитель вызывает другие номера. Игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, снова становятся на свои места. | Побеждает команда, набравшая больше очков. |
|
Игр. Карта №35
»Волейбол с выбыванием»
Задача:
Инвентарь: волейбольный мяч
Место проведения: волейбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Две команды по 6-8 человек, располагаются произвольно, каждая на своей половине волейбольной площадки. | По сигналу руководителя начинается игра в волейбол. Когда судья фиксирует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допустивший ее, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч на сторону противника, возобновляя игру. Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счету нарушение), то лишается еще одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли »потери», игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды. |
|
Игр. Карта №36
»Ногой и головой через сетку»
Задача:
Инвентарь: футбольный мяч
Место проведения: волейбольная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Две команды по 5-8 человек располагаются с разных сторон от сетки на волейбольной площадке. Высота сетки 180-200 см. — игроки команды — игроки команды | По свистку руководителя игрок одной команды перебивает мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника. Задача игроков, но стороне которых оказался мяч, переправить его через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. Если одна из команд допустит ошибку, игра останавливается и команда, допустившая ее, проигрывает очко или подачу. Счет в игре ведется до 10 очков, играют три партии. Со сменой подачи (после ошибки подавшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке, как в волейболе. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки. | Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков. |
|
Игр. Карта №37
»У медведя во бору»
Задача: развитие речи, быстроты реакции, внимания
Инвентарь: —
Место проведения: большая площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Все играющие свободно располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия-опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится »медвежья берлога». | По сигналу руководителя дети подходят к »медвежьей берлоге» и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают: У медведя во бору Грибы- ягоды беру, А медведь сидит, На меня рычит Когда дети произнесут последнее слово – »рычит», »медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. | Игра заканчивается, когда не пойманными останутся трое-четверо ребят, они и становятся победителями. |
|
Игр. Карта №38
»Карусель»
Задача: развитие речи, быстроты реакции
Инвентарь: скакалка
Место проведения: любая ровная площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие становятся в кругу. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). | Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, а потом кругом, А потом кругом-кругом, Все бегом-бегом-бегом. Дети двигаются сначала медленно, а после слов »бегом» бегут. По команде руководителя »поворот» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра! Движение »карусели» постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на »карусель», т.е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на »карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на »карусели» не катается и выбывает из игры. | Побеждают те ребята, которые в течение нескольких повторений игры останутся на »карусели». |
|
Игр. Карта №39
»Три движения»
Задача: развить внимание
Инвентарь:
Место проведения: любое
Игр. Карта №40
»Успей занять место»
Задача:
Инвентарь:
Место проведения:
Игр. Карта №41
»У кого длинный хвост»
Задача: развитие внимания
Инвентарь:
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие образуют круг. Руководитель предлагает им поднять вверх правую руку, помахать ею, затем опустить. Он говорит детям, что будет называть разных животных. Причем если у названного животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. | Руководитель называет животных, например: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий, овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный). Руководитель поднимает руку во всех случая. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. | Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков. |
|
Игр. Карта №42
»Мяч среднему»
Задача: развить быстроту реакции, честность
Инвентарь: волейбольный мячи
Место проведения: любая площадка
Игр. Карта №43
»Передал — садись»
Задача: развить быстроту реакции
Инвентарь: волейбольные мячи
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на несколько команд по 7-8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5-6 м становятся капитаны, которые получают по волейбольному мяу. | По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив от последнего игрока своей колонны мяч, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакиваю. | Выигрывает команды, игроки которой быстрее выполнят задание, а ее капитан поднимет мяч вверх. |
|
Игр. Карта №44
»Падающая палка»
Задача: развитие быстроты реакции
Инвентарь: 1-2 гимнастические палки
Место проведения: любое
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Для игры требуется 1-2 гимнастические палки. Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер выходит в середину круга водить. Если играющих много, то они образуют два круга. Водящий получает палку и ставит ее на пол, придерживая рукой. | Водящий, держа палку за верхний конец, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становиться водящим, а бывший водящий идет в круг на свое место. | Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим (за исключением первого водящего). |
|
Игр. Карта №45
»Летучий мяч»
Задача: развить быстроту реакции
Инвентарь: 1-2 волейбольных мяча
Место проведения: любая площадка
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий берет мяч и выходит с ним в середину круга. Если играющих много и позволяет помещение, то они образуют два круга и в каждом играют самостоятельно. | Водящий, подбросив мяч, отбивает его любому игроку. Тот отбивает его кистями (как в волейболе) кому-либо из играющих или водящему, который, в свою очередь, таким же способом передает мяч другому игроку, цель игры – не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержав его в воздухе. Как только мяч коснется земли, на место водящего идет игрок, из-за которого мяч упал на землю. Прежний водящий занимает его место в кругу. На место водящего идет также игрок, коснувшийся мяча 2-3 раза подряд. | Вариант2. В этой игре можно подсчитывать, сколько раз играющим удалось отбить мяч в воздухе, не дав ему коснуться замели. Вариант3. Можно провести соревнования между играющими, разделив их на две группы. Побеждает та группа, которая дольше продержит мяч в воздухе. Играют 3 раза. Вариант4. Можно установить время для игры и считать победительницей команду, в которой будет меньше падений мяча или других нарушений правил. Если такая ошибка допущена, то провинившийся идет водить; если считают очки за каждое отбивание мяча, то счет начинается сначала. |
|
Игр. Карта №46
»Кто обгонит?»
Задача: развитие прыгучести
Инвентарь: —
Место проведения: спорт. зал
Игр. Карта №47
»День и ночь»
Задача: развитие чувства дистанции
Инвентарь: —
Место проведения: большая площадка, спорт. зал
Построение | Содержание | ОМУ | Правила |
Играющие делятся на две команды, которые становятся на середину площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде дается название »день», другой – »ночь». У каждой команды на своей стороне площадки (в 10-12 м) – дом. | Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например »День!» игроки этой команды быстро убегают в свой дом, а другой команды – догоняют и пятнают их. Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Все становятся на прежние места, а учитель снова называет команду. Важно, чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будет названа, а потому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих, может предложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки или шаг на месте и .т.п.). Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается, сколько игроков поймано в каждой команде за одинаковое количество перебежек (за три или четыре). | Побеждает команда, осалившая больше игроков. |
|
Игр. Карта №48
»Займи свободный мат»
Задача: развить быстроту реакции
Инвентарь: маты
Место проведения: спорт. зал
Игр. Карта №49
»Музыкальные салки»
Задача: воспитание честности, чувства ритма
Инвентарь: фортепиано
Место проведения: спорт. зал
Игр. Карта №50
»Пустое место»
Задача: развитие скоростно-силовых качеств
Инвентарь: —
Место проведения: любое