Фонетический разбор слова «губоно»

Фонетический разбор слова «губоно» Расшифровка

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Другие сокращения:  Большой советский атлас мира - Вики

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
  • «В» — в сочетаниях:

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2022
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но:

Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонд № р-309 — архивный путеводитель

Период времени: 1920 — 1920

После установления Советской власти перед молодой социалистической республикой встал целый ряд задач, требовавший незамедлительного решения. Одной из них была задача организации народного образования в стране.

Согласно декрету СНК № 46 от 27 (14) июня 1918 г. вопросы развития народного образования на местах были возложены на губернские отделы народного образования. Они являлись отделами губернских исполнительных комитетов, но в то же время являлись местным органом Наркомата просвещения РСФСР и осуществляли все мероприятия, направленные на развитие просвещения в губернии.

Во главе губоно стоял заведующий, назначаемый губисполкомом. Ему представлялась вся полнота власти в разрешении текущих вопросов. Он отвечал за общую постановку дела народного образования в губернии.

При заведующем губоно состояла коллегия, утверждаемая губисполкомом, и собирающаяся не реже двух раз в месяц. В состав коллегии входили заместитель заведующего, заведующие подотделами губоно и представитель подотдела союза работников просвещения. Руководил работой коллегии президиум в составе трех человек. На своих заседаниях коллегия обсуждала вопросы организации и развития просвещения в губернии, планы и отчеты губоно и подведомственных ему учреждений.

В 1918-1919 гг. Курская губерния подвергалась захвату сначала немецко-гайдамацких, а затем деникинских войск, что, безусловно, отрицательно сказывалось на работе губоно, мешало развернуть работу по организации просвещения в губернии.

С переходом к мирным условиям жизни вопросы народного образования, как одного из звеньев культурной революции, были выдвинуты на первый план. Были расширены структура и штаты губоно. Если в начале 1919 г. структура губоно состояла из трех подотделов: общего, социального воспитания и политико-просветительного, то на 7 декабря 1919 г. она состояла из пяти подотделов:

— внешкольного с секциями: театральной, музыкальной, библиотечной, кинематографической, школ взрослых, охраны памятников старины и искусства и профессионального образования;

— социального воспитания с секциями школьной и дошкольной;

— финансового;

— снабжения и хозяйства с секциями: книжной, наглядных пособий, топлива и питания;

— архитектурно-строительного.

На 13 января 1920 г. структура губоно состояла уже из семи подотделов:

— общий с секциями: информационно-издательской, организационной, технической, секретариат;

— внешкольного с секциями: школьно-курсовой, библиотечной, народных домов и клубов, театральной, музыкальной, музеев и охраны памятников, кинематографической и литературной;

Другие сокращения:  Феномен АСМР-аудио: мурашки и приятные покалывания

— социального воспитания с секциями: дошкольной, научно-методической, школьно-трудовой, школ 1 ступени, школ 2 ступени, дефективных детей;

— подготовки работников просвещения;

— профессионально-технического образования с секциями школ и курсов;

— финансового;

— снабжения и хозяйства с секциями: снабжения, хозяйства, детского питания и топлива.

В задачи общего подотдела входило: распределение входящей корреспонденции по подотделам, исполнение протокольных постановлений президиума и коллегии губоно, контроль за постановкой делопроизводства в подотделах и состоянием архива, контроль за исполнений постановлений местных властей.

Внешкольный подотдел был организован при губоно 15 августа 1918 г. для организации внешкольного образования.

До революции внешкольное образование находилось в руках земства, которое в первый период своего существования уделяло ему довольно значительное внимание, но после революции 1905 г. под влиянием политического гнета, ограничило свою работу устройством библиотек, которых к 1917 г. насчитывалось 320. Библиотеки имели небольшое количество книг, преимущественно религиозно-монархического содержания. Обязанности библиотекаря возлагались на учителей за мизерную плату. Кое-где учительство устраивало чтения, но из-за отсутствия средств, книг, пособий вело их эпизодически, без определенного плана. Внешкольный отдел несмотря на трудности: отсутствие специалистов, связи с уездами, средств, составил план работы и приступил к его осуществлению. На места были разосланы анкеты для учета и вовлечения интеллигенции во внешкольную работу. В селах стали открываться избы-читальни, создавались волостные просветительные комиссии, кружки, общества, разрешались вопросы комплектования библиотек. Население активно откликалось на массово-культурные мероприятия.

Началось наступление на безграмотность населения. Чуть ли не в каждом селе открывались пункты по ликвидации неграмотности. В 1918 г. было открыто 115 школ грамоты, к 1 марта 1919 г. их было 611.

Подотдел социального воспитания (соц. вос.) занимался организацией школьного образования и дошкольного воспитания, а также работой среди дефективных детей и организацией социально-правовой охраны несовершеннолетних.

До 1864 г. в губернии было всего 50 школ. С 1864 г. с введением положения о земстве появилась возможность строить новые школы. Однако до 1895 г. было построено только 50 земских школ. В 1895 г. Курское губернское земство разрабатывало проект всеобщего обучения. Для этой цели предполагалось открыть более 3000 новых школ. Но проект оказался не выполненным, к 1906 г. в губернии существовало 800 земских и 700 церковных школ. К 1912 г. земство открыло еще 1000 новых школ. Таким образом, в губернии действовало 2500 школ.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный рост сети школьных учреждений. Школа начала строиться на новых социальных основах. Прежде всего она была отделена от церкви, ликвидирована привилегированность отдельных учащихся, изменен старый метод преподавания, служивший интересам бюрократическо-сословного государственного аппарата. В школах развернулась политико-просветительная работа.

На 1 января 1920 г. в губернии имелось:

детских садов 110

детских площадок 37

школ 1 ступени 3213

школ 2 ступени 134

школ взрослых 623

библиотек 520

читален 369

народных университетов 6

музеев 40

кинематографов 25

народных театров 107

хор и оркестр 56

народных домов 51

культпросветкружков 508

профтехшкол 14

профтехкурсов 11

На основании циркуляра Наркомпроса № 3298/13 от 15 апреля 1920 г. постановлением коллегии губоно от 1 июня 1920 г. подотдел социального воспитания был расформирован и вместо него образованы подотделы охраны детства, дошкольный и школьный.

Бурный рост сети школьных и культурно-просветительных учреждений потребовал создания аппарата управления. Новизна дела, отсутствие опыта привел к созданию громоздкого управленческого аппарата. На 1 октября 1920 г. структура губоно состояла из 16 самостоятельных подотделов:

— справочно-статистический подотдел (его работа велась в тесном контакте с секцией статистики народного образования губстатбюро);

— подотдел правовой защиты детей;

— дошкольный подотдел с секциями: научно-методической, городских садов и дошкольных учреждений;

— подотдел профтехобразования;

— подотдел искусств с секциями: музыкальной, театральной, литературной;

— школьный подотдел с секциями: научно-методической, школьно-трудовой, школ-общежитий, городских школ;

— политико-просветительный подотдел (внешкольный подотдел 26 сентября 1920 г. на основании постановлений губоно № 45 был переименован в политико-просветительный); с секциями: библиотечной, клубов и народных домов, школ взрослых, экскурсионно-музейно-выставочной, лекционной, подростков, ликвидации неграмотности, профсекций, искусств;

— подотдел охраны детства;

— организационный подотдел;

— общий подотдел;

— финансовый подотдел;

— Архивное управление;

— подотдел подготовки работников просвещения;

— хозяйственный подотдел;

— подотдел по делам музеев и охраны памятников искусств и старины.

Подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины был образован с целью наилучшей охраны памятников искусства и старины, правильной поставки их научного и материального учета и целесообразной организации музейного дела на местах. В состав подотдела вошли представитель отдела народного образования, музейный работник, художник-архитектор, историк, археолог. В отдельных случаях привлекались консультанты по различным отраслям искусства, знания и техники.

Подотдел в административном отношении подчинялся губоно, а в научно-художественных вопросах находился под непосредственным руководством Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины и представлял ей сметы и плана своих работ, отчеты о своей деятельности.

По приказу губисполкома № 306 от 16 декабря 1920 г. при губоно была образована губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

21 января 1921 г. справочно-статистический подотдел был присоединен к организационному. В марте 1921 г., для осуществления на местах возложенных на Всероссийский фотокиноотдел задач, при губоно была образована фотокиноинспекция. При фотокиносекции была создана коллегия из трех человек, которая назначалась губоно и утверждалась Всероссийским фотокиноотделом.

6 апреля 1921 г. постановлением президиума губоно № 37 были слиты в один подотдел социального воспитания (губсоцвос) подотделы: школьный, дошкольный и охраны детства.

С 15 по 25 апреля 1921 г. произошла реорганизация губоно на основании объединения подотделов в губернские управления: административно-организационное, социального воспитания, профессионально-технического образования, политико-просветительное.

Кроме этого, на основании постановления губисполома № 2 от 23 апреля 1921 г. при губоно было организовано губернское управление издательским делом (губиздат).

Административно-организационное управление объединило организационный, общий, хозяйственный и финансовый подотделы.

Управление социального воспитания объединило подотделы социального воспитания и правовой защиты детей.

Управление профессионально-технического образования объединило подотделы подготовки работников просвещения и профессионально-технического образования, а также принял от подотдела искусств учреждения и школ по подготовке работников искусства.

Политико-просветительное управление объединило подотдел политпросвета и подотдел искусств.

Таким образом, на 1 июня 1921 г. структура губоно была следующей:

— административно-организационное управление;

— управление социального воспитания с подотделами административно-организационным и единой школы;

— управление профессионально-технического образования с подотделами: административно-организационным, школ и техникумов, внешкольным;

— политико-просветительное управление с подотделами: административно-организационным, организационно-пропагандистским, художественным, национальных меньшинств;

— управление издательским делом с подотделами: общим, техническим и издательским, бумажным;

— губмузей и губархив.

В сентябре — октябре 1921 г. структура губсоцвоса, губпрофобра и губполитпросвета несколько изменилась.

Губсоцвос состоял из следующих подотделов: административно-организационного, школьного, дошкольного, правовой защиты детей.

Губполитпросвет состоял из 7 структурных подразделений: административно-организационного, агитационного, пропагандистского, художественного подотделов, губРОСТА, бюро национальных меньшинств, чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности.

Структура губпрофобра состояла из 8 подотделов: административно-организационного, обслуживания учащихся, профессионального образования рабочих, технического образования, педагогического образования, сельскохозяйственного образования, экономического, художественного.

Бурный рост сети учебных и культурно-просветительных учреждений проходил в очень тяжелых для страны условиях. Иностранная интервенция гражданская война и страшный голод 1921 года требовали крайнего напряжения всех материальных и денежных ресурсов. Поэтому источники содержания были крайне скудны. Это приводило к тому, что школы не ремонтировались, плохо отапливались, не было учебников. Обучать грамотности приходилось без букварей, писать не карандашами, а мелом на плохих досках, дверях или стенах. Но потребность в знаниях настолько была велика, что обучение продолжалось. И все же, только 50 % школ работали более или менее удовлетворительно. Поэтому в 1922 г. было решено ограничиться школьной сетью уровня 1912 г.

Началось сокращение административно-управленческого аппарата. Сокращение шло постепенно, организованно.

На 1912 г. в губернии было 3943 работника просвещения, к 1921 г. их насчитывалось 19 000. В результате сокращения количество работников просвещения было доведено до 5 436 человек. Аппарат губоно был сокращен с 500 человек до 350, затем до 225, 150, 60, а затем и до 17 человек.

Произошло объединение подотделов управлений, а губмузей, губиздат и губархив выделен из состава губоно.

На 1 января 1922 г. аппарат губоно состоял из следующих управлений: административно-организационного, социального воспитания, политико-просветительного, профтехобразования.

Сокращение административно-управленческих расходов и сети учреждений просвещения не на много улучшило положение школ. Поэтому 16 сентября 1921 г. СНК издал декрет о введении самообложения населения на нужды просвещения. Но и этого оказалось недостаточно. СНК издал второй декрет о прикреплении культурно-просветительных учреждений к хозяйственным органам. В 1922 г. к хозяйственным органам было прикреплено 150 культурно-просветительных учреждений.

Кроме этого, с сентября 1922 г. крестьяне на договорных началах стали брать школы на содержание. Сельские общества обязывались содержать учителя, сторожа, отапливать и ремонтировать школу. К марту 1923 г. было заключено 417 договоров на содержание школ и 14 учреждений политпросвета. Тогда же была введена плата за обучение детей имущих лиц. Для школ стали выделять земельные участки. Положение школ постепенно началось улучшаться.

С февраля 1922 г. протоколом заседания губэкосо № 7 от 20 февраля 1922 г. было образовано фотокиноуправление, которое 26 сентября 1922 г. на основании постановления губисполкома было расформировано, его функции были переданы в губполитпросвет.

В марте 1922 г. управления губоно вновь были реорганизованы в подотделы: общий, социального воспитания, политпросвет, профтехобразования.

21 августа 1922 г. на основании распоряжения губисполкома Курский уездно-городской отдел народного образования был слит с губоно. В связи с этим, с 12 сентября 1922 г. при губоно был образован уездно-городской подотдел согласно постановлению губисполкома № 64 от 25 августа 1922 г. Структура губоно состояла теперь из 5 подотделов: общего, социального воспитания, профессионального образования, политико-просветительного, уездно-городского.

Общий подотдел подразделяется на инспекторско-организационное, материально-финансовое и хозяйственное отделение.

Инспекторско-организационное отделение вело учет и разработку статистического материала по вопросам народного образования, организовывало съезды, конференции по народному образованию, оказывало организационную помощь курсам, выставкам, опубликовывало официальные сообщения, статьи, заметки в губернской печати.

Материально-финансовое отделение общего подотдела занималось и рассматривало вопросы натурализации заработной платы, питания детей, снабжения топливом, составляло сметы губоно, занималось разассигнованием средств по уездам.

Хозяйственное отделение следило за техническим состоянием зданий губоно.

Подотдел социального воспитания ведал постановкой школьного дела как среди нормальных, так и среди дефективных детей и организацией правовой защиты детей в губернии, создавал школьные и дошкольные учреждения и направлял их работу.

Подотдел профессионально-технического образования ведал организацией и руководил работой профессионально-технических учебных заведений всех видов, руководил подготовкой работников по различным специальностям.

Политико-просветительный подотдел объединял и координировал политико-просветительную работу всех советских и профессиональных организаций губернии, как среди взрослых, так и среди юношества, рассматривал и утверждал планы всех культурно-просветительных учреждений и организаций.

Уездно-городской подотдел направлял и координировал работу среди просветительных учреждений г. Курска и уезда, следил за исправным состоянием детских домов, садов.

Самостоятельной хозяйственной единицей при губоно был торговый отдел. В его функции входила закупка и заготовка для учреждений губоно всех необходимых предметов, развитие товарообменных и комиссионных операций, производство различных торговых, заготовительных товаро-кредитных и комиссионных операций с государственными учреждениями, кооперативными организациями и частными лицами.

Приказом губоно от 30 января 1923 г. № 15 торговый отдел был реорганизован в склад книг, наглядных учебных пособий с книжным магазином при нем и передан в непосредственное подчинение материально-финансового отделения губоно.

В связи с сокращением штатов в общегубернском масштабе, во исполнение постановления губисполкома от 25 июля 1923 г., приказом губоно № 29 от 4 августа 1923 г. хозяйственные функции губоно, за исключением заготовки учебников, учебных пособий и канцелярских принадлежностей, были переданы в губернский коммунальный отдел.

Приказом губоно №116 от 8 октября 1923 г. уездно-городской подотдел губоно был упразднен с 10 октября 1923 г. Его функции были распределены между подотделами губоно. Отделения общего подотдела были также упразднены.

В целях достижения наибольшей экономии государственных средств согласно постановлению губисполкома № 217 от 14 октября 1923 г. губоно вместе с губздравотделом и губсобесом было решено объединить в один отдел губисполкома.

Губоно влился в общий отдел губисполкома на правах подотдела со штатом 7 человек с 1 ноября 1923 г. Но уже с 21 ноября 1923 г. общий отдел был расформирован и губоно восстановлен в своем прежнем значении, так как при штате в 7 человек практически прекратилась большая часть работ, проводимых губоно ранее.

Другие сокращения:  Федеральное агентство по недропользованию : ЦКР РОСНЕДР : Положение о ЦКР ТПИ

В 1923 г. были созданы губернская и уездные поверочные комиссии для учета и переоценки педагогического персонала. Из 3 027 учителей 667 учителей было признано комиссиями пригодными для дальнейшей педагогической деятельности, 2 231 учителей — условно пригодными и 129 учителей — непригодными для обучения детей.

С января 1924 г. штаты губоно увеличены до 20 человек, а в апреле 1924 г. — до 42 человек. Структура губоно на февраль 1924 г. была следующей:

— общий подотдел

— подотдел социального воспитания

— подотдел политико-просветительный

— гублит.

Приказом губоно № 47 от 1 апреля 1924 г. канцелярско-технический аппарат всех подотделов был упразднен, а для выполнения всей канцелярско-технической работы был организован секретариат.

На основании постановления президиума губисполкома от 25 июля 1924 г. приказом губоно № 125 от 12 августа 1924 г. были закрыты Курский рабфак, Курский сельхозтехникум, Знаменская сельскохозяйственная школа, Корочанский и Путивльский педагогические техникумы, Тимская учебно-практическая мастерская, Пристенская школа садоводства.

На 20 декабря 1924 г. в непосредственном ведении губоно находились: школы г. Курска № 1-5, 7-18 и им. Ленина; детские дома им. Пирогова, Урицкого, Павловой, «Приемник»; детгородок «Пионер-коммунар», детсад № 1, школы для глухонемых, колония им. Гааза; Борисовская и Путивльская профтехшколы; Курская, Фатежская, Щигровская учебно-практические мастерские; Суджанская электромеханическая мастерская, Суджанская школа ткачества; Кучеровская и Пристенская сельскохозяйственные школы и Коньшинская школа животноводства; педагогические, фельдшерско-акушерский; акушерский, сельскохозяйственный, землеустроительный, промышленно-экономический и музыкальный техникум; курсы пожарных техников, ротных фельдшеров, сестер милосердия, строительных десятников, по торфодобыванию.

Из культурно-просветительных учреждений в ведении губоно находились Курский и Дмитриевский музеи, центральная и 2 районные библиотеки, еврейская библиотека, Курский и Льговский агитпункты, дом работников просвещения, дом крестьянина, Курская школа взрослых повышенного типа.

30 августа 1923 г. СНК издал декрет о введении всеобщего обучения. Но за 1923-1926 гг. существенных изменений в сети учреждений народного образования не произошло.

Наименование учреждений 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г. 1926/27 г.

Школы 1 ступени 2149 2152 2164 2230

Школы семилетки 16 23 32 34

Школы девятилетки 23 27 21 20

Школы 2 ступени 23 13 13 14

Школы рабочей молодежи 11

Детские дома 39 28 40 29

Детские городки 6 4 2 ?

Детские сады 22 11 19 20

Детские площадки — 12 42 35

Дома физкультуры 1 2 1 1

Техникумы 13 10 — 10

Профшколы 9 6 — 4

Учебно-практические 4 — — 2 мастерские

Курсы по рабочему

образованию 6 7 — 4

Сельхоз. школы и школы

фабзавуча 4 8 7 3

Рабфаки 1 — — —

Избы-читальни 237 249 164 395

Красные уголки — — — 706

Клубы 56 39 6 6

Библиотеки 21 7 10 34

Музеи 6 6 6 4

Пункты по ликвидации

неграмотности 1222 963 500 554

Группы индивид. обучения — — — 171

Школы подростков 19 5 — 10

Школы политграмоты 13 — 122 251

Совпартшколы 2 1 1 1

Школы взрослых повышенного

типа 10 8 7 7

Опорно-инструкторские

школы — — 8 17

С 1 февраля 1927 г. в аппарате губоно произошло разграничение функций по губернской работе и городской, из аппарата губоно выделилась самостоятельная часть по обслуживанию учреждений города (гороно) с полной ответственностью за состояние культурно-просветительной работы в городе и самостоятельным штатом.

Приказом губоно № 41 от 8 октября 1927 г. подотделы губоно: административно-организационный, социального воспитания, профессионально-технического образования и политико-просветительный были упразднены.

На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 16 июня 1928 г. страна перешла с губернского на окружное административно-территориальное деление. Была образована Центрльно-Черноземная область, в состав которой влилась Курская губерния. На территории бывшей Курской губернии было образовано 4 округа: Курский, Льговский, Белгородский и Старооскольский.

На основании постановления ликвидационной коллегии губисполкома приказом № 54 губоно от 30 июня 1928 г. губернский отдел народного образования с 1 июля 1928 г. был ликвидирован с передачей функции окружным отделам народного образования.

Фонетический разбор слов, когда гласные «ю» «е» «ё» «я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Оцените статью
Расшифруй.Ру