Информационный портал ветеранов 47 б. к. овра ктоф
командира по политической части).Директивный срок службы кораблей проекта 1265 – 15 лет; Межремонтный срок корабля (текущий / средний) – 3 года / 6,5 лет; Междоковый срок – 1 год.
Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 70-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ ТТЗ на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корусами).
В обоих случая разработка проекта велась под руководством главного конструктора В.И. Немудрова. Опять же в обоих случаях дело заканчивалось разработкой, а затем корректировкой технических проектов с последующим решением продолжения постройки бтщ проекта 1265 из-за неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения, хотя строительство проекта предусматривалось утверждённым в 1980 г.
десятилетним Планом военного судостроения на 1981 – 1990 г.г. Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных (г. Петрозаводск), корабли после постройки на котором поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, корабли после постройки на котором поступали только на Тихоокеанский флот.
Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 г. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном , заводской № 901, сданный флоту в 1973 г.. Всего по проекту до 1994 г. было построено около 70 единиц кораблей.
Из них на на Владивостокском ССЗ – 22 единицы. Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 г. .). Владивостокским ССЗ было построено 31 % кораблей пр. 1265. Базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» стал самым многочисленным типом базовых тральщиков послевоенной постройки.
Для ТОФ ВСЗ в период с 1973 по 1991 г построены и сданы по проекту 1265: «БТ-347», заводской № 901 (1973 г.), «БТ-325», заводской № 902 (1974 г.), «БТ-327», заводской № 903 (1975 г.), «БТ-266», заводской № 904 (1976 г.), «БТ-267», заводской № 905 (1978 г.)
, «БТ-734», заводской № 906 (1977 г.), «БТ-438», заводской № 907 (1978 г.), «БТ-470», заводской № 908 (1978 г.), «БТ -78», заводской № 909 (1979 г.), «БТ- 121», заводской № 910 (1979 г.), «БТ-132», заводской № 911 (1981 г.), БТ «Сахалинский комсомолец (с 1992 г. «БТ- 38»)
, заводской № 912 (1982 г.), «БТ-56», заводской № 913 (1983 г.), «БТ-96», заводской № 914 (1983 г.), «БТ-100», заводской № 915 (1985 г.), БТ «Бурятский комсомолец» (с 1992 г. «БТ-325»), заводской № 916 (1986 г.), «БТ-51», заводской № 917 (1986 г.), «БТ-114», заводской № 918 (1987 г.)
, «БТ-232», заводской № 919 (1989 г.), «БТ-245», заводской № 920 (1990 г.), «БТ-256», заводской № 921 (1990 г.), «БТ-215», заводской № 922 (1991 г.). Практически Владивостокский ССЗ сдавал флоту по 1 единице кораблей проекта в год, в отдельные периоды по 2 единицы в год.
ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет. Первые бтщ проекта 1265 ТОФ входили в состав 81 днтщ ВМБ Стрелок (позже 81 днтщ 7 бртщ).
В дальнейшем корабли проекта зачислялись в состав 142 днтщ 114 брковр (г. Петропавловск – Камчатский, б. Завойко), 13 днтщ 33 брковр (п. Корсаков, о. Сахалин), 646 днтщ 45 брковр (п. Тимофеевка, залив Владимира), 196 брнк, позже в 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная).
После расформирования в 1990 г. 7 бртщ, бтщ проекта 1265 «Яхонт» были зачислены в состав 187 днтщ. Позже, в 1994 г. в состав 81 днтщ 47 брковр. Бтщ проекта после расформирования 45 брковр в 1990 г. были зачислены в 169 днковр, после его расформирования в 1994 г. также вошли в состав 81 днтщ 47 брковр.
Ряд бтщ проекта 1265 Тихоокеанского флота привлекались к выполнению задач боевой службы в составе 17 опэск в районах Южно – Китайского моря (17 опэск, п. Камрань, Вьетнам). «БТ-325» приказом ГК ВМФ исключен из боевого состава Тихоокеанского флота в 1989 г.
, БТ-327, – 266 – приказом ГК ВМФ – в 1993 г., «БТ-734» – приказом ГК ВМФ в 1994 г., БТ-347, –438 – приказом ГК ВМФ – в 1995 г., «БТ-267» – приказом ГК ВМФ – в 1996 г., БТ-56, – 470, – 121 – приказом ГК ВМФ – в 1997 г., «БТ-38» – приказом ГК ВМФ – в 1998 г.
, «БТ-96» – приказом ГК ВМФ – в 2000 г., «БТ-78» – приказом ГК ВМФ – в 2001 г., «БТ-132» – приказом ГК ВМФ – в 200? г., «БТ-51» – приказом ГК ВМФ – в 200? г.. Бтщ проекта 1265, входящие в состав ТОФ, полностью выслужили свои директивные сроки службы (15 лет).
7 единиц кораблей проекта, входящих в состав ТОФ, до настоящего времени находятся в строю и продолжают нести службу. В составе 11днковр 165 брнк (Владивосток, б. Улисс) находятся БТ – 100, – 114, – 232, в составе 117 днковр 114 брковр (Петропавловск – Камчатский, б. Завойко)
– «БТ-325», в составе 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная) – БТ-215, – 245, – 256. Большая часть кораблей прослужили 20 лет и более. Наибольший срок службы на настоящее время, 24 года, у «БТ-100», наименьший, 15 лет, был у «БТ-325». Современная тенденция такова, что замена на флоте бтщ проекта нет, и вполне возможно, что срок службы оставшихся в строю кораблей достигнет 30 лет и более.
Это лишний раз свидетельствует о высоком потенциале, заложенном в корабли при проектировании, качестве постройки на отечественных судостроительных заводах советского периода. Следует заметить, что единственный корабль проекта из состава ТОФ, прослуживший всего 15, был исключен из боевого состава в результате полученных повреждений в результате пожара, устранение которых было признано не целесообразным.
В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества. Корабли отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов, в том числе и кораблями других классов.
29.06.1984 г. На бтщ – 325 81 днтщ, 7 бртщ, Приморской флотилии разнородных сил, находящегося в море на ходу, в машинном отделении возник пожар. Борьба за живучесть организована должным образом не была. Время тушения пожара было упущено. Станция объёмного химического тушения была ошибочно включена на топливный отсек вместо машинного отделения.
Фреон, таким образом, был израсходован полностью. Корабль был обесточен и потерял возможность использовать другие средства тушения. Пожар получил дальнейшее развитие. Пожар был потушен только с привлечением аварийно-спасательных служб флотилии. Корабль в результате пожара получил значительные повреждения, машинное отделение выгорело полностью.
10-11 октября 2003 г. На бтщ – 51 (11 днковр, 165 брнк Приморской флотилии разнородных сил), стоящего на якоре и швартовах в б. Улисс, 10.10. после 23.00 в районе душевой офицерского состава возник пожар. Причиной пожара явилось не выключение после использование нагревательных элементов сауны, сделанной личным составом самостоятельно.
Проектом сауна не предусмотрена. Вследствие низкой организации службы борьба за живучесть должным образом организована не была. Время тушения пожара было упущено. Пожар получил дальнейшее развитие. Прибывшие для тушения силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей г.
Владивостока предпринять что-либо не смогли, так как пожар распространился на подбашенное отделение носовой артустановки и начал рваться боезапас. В дальнейшем тушение пожара производилось обильной подачи воды. Корабль принял порядка 200т воды, крен на левый борт достиг почти 20 градусов, дифферент на нос – 2 метров. Корабль был отбуксирован на отмель кормой к берегу, где просто «догорел» и дальнейшему восстановлению не подлежал.
Литература:
— Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб, «Судостроение»; — Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб, Историческое морское общество; — «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946- 1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»
Трагедия черноморского флота. часть 2 — krymology1.0 — каталог статей — krymologyru
2. НАДВОДНЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
Главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота в 1990 году представляли 150-я бригада надводных кораблей (БРНК) и 30-я дивизия надводных кораблей (ДИНК), базировавшиеся на Севастополь.
В состав 150-й БРНК входили два ракетных крейсера: «Слава» (пр. 1164) и «Адмирал Головко» (пр. 58), два больших ракетных корабля: «Сдержанный» (пр. 61М) и «Неуловимый» (пр. 56У), а также два больших противолодочных корабля (БПК) — «Скорый» (пр. 61) и «Проворный» (пр.61Э). Но в конце 1990 года РКР «Слава» был отправлен в Николаев на капитальный ремонт и модернизацию. РКБ «Неуловимый» и БПК «Проворный» были выведены в резерв, а затем сданы на слом. Оставшиеся три единицы влились в состав 30-й дивизии, а сама 150-я БРНК прекратила свое существование.
Одновременно была переформирована и 30-я ДИНК, в составе которой на начало 1990 года числились 16 кораблей: два противолодочныx крейсера «Москва» и «Ленинград», БПК «Очаков», «Керчь», «Азов», «Комсомолец Украины», «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Сметливый», сторожевые корабли «Пытливый», «Разительный», «Беззаветный», «Безукоризненный», «Деятельный», «Ладный» и «Пылкий». В 1990 году ПКР «Ленинград» был выведен в резерв, а в 1992 году продан в Индию на слом. В том же году в Севастополе на базе «Вторчермета» (Инкерман) разобрали «Комсомольца Украины» (пр. 61), а в 1994 году продали на слом в Индию БПК «Красный Крым» (пр. 61) и исключили из состава флота СКР «Деятельный» (пр. 1135). Итогом флотских перестановок стало формирование в ноябре 1994 года 30-й ДИНК из двух новых бригад: 11 -и БРНК и 21-й БРНК.
К сожалению, эпоха сокращения не закончилась, и в 1996 году противолодочный крейсер «Москва» (пр. 1123), передавший свое имя ракетному крейсеру «Слава», переформировали в плавказарму ПКЗ-108 и начали разоружение для сдачи на слом. Сторожевые корабли «Беззаветный», «Безукоризненный» (пр. 1135) и «Разительный» (пр. 1135М) по предварительному разделу флота должны были отойти к Украине. Предстоящая передача повлекла за собой полное разграбление сторожевиков и, как боевые единицы, они ныне не существуют. Сторожевой корабль «Пылкий» был переведен в Ленинград и в настоящее время модернизирован и включен в состав Балтфлота. Капитальному ремонту «Москвы» (бывшей «Славы») пока не видно конца, а законсервированный сторожевик «Решительный» (пр. 61) будет использован на запчасти для остальных «систершипов» своего проекта. БПК «Очаков» также небоеспособен из-за многолетнего капремонта и пожара во время пребывания на Севморзаводе. Правда, усилиями своего бывшего командира — адмирала И. Касатонова и шефством города Нижний Новгород он через 1-2 года «может быть» и войдет в строй. БПК «Азов» (пр. 1134БФ) крайне изношен и небоеспособен, а сторожевые корабли «Красный Кавказ» и «Скорый» нуждаются в капитальном ремонте и восстановлении. После многолетнего капремонта никак не войдет в строй и модернизированный СКР «Сметливый», сданный Севморзаводом с недоделками. В результате всего вышеперечисленного реально 30-й ДИНК располагает только одним ракетным крейсером «Адмирал Головко» (находящимся в строю уже более тридцати лет), БПК «Керчь» (пр. 1134Б), сторожевыми кораблями «Сдержанный» (пр.61М), «Сметливый» (пр. 61), «Ладный» (пр. 1135) и «Пытливый» (пр. 1135М).
За пять лет дивизия потеряла более полутора десятков крупных надводных кораблей и превратилась, по существу, в набор из шести плавсредств для участия в празднествах, парадах и визитах.
63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК)
За прошедшие пять лет практически прекратила свое существование и знаменитая на флоте 63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК). Лишь законсервированный крейсер «Михаил Кутузов» (пр. 68А) еще гордо высится у причала Троицкой бухты в Севастополе. Только благодаря титаническим усилиям ветеранов корабля и эскадры его не постигла печальная участь продажи на слом. Зато однотипный крейсер «Адмирал Ушаков» и крейсер управления КРУ-101 (бывший «Жданов» проекта 68-У-1), прошедшие капремонт и модернизацию, были необоснованно проданы в Индию на слом. Та же участь постигла БПК «Способный» (пр.61МТ), завершивший на 70% свою модернизацию и сданный на слом из-за отсутствия финансирования. Продали на слом и ПКЗ-36 (бывший эсминец «Беспощадный» проекта 30-бис).
181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей (БР СРЭМК)
После распада СССР была ликвидирована и 181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей. И если авианесущий крейсер «Тбилиси» (в апреле 1990 года переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», пр. 1143.5), ракетный крейсер «Червона Украина» (пр. 1164) и спасательное судно «Алагез» (пр. 537) удалось перевести на другие флоты бывшего Союза, то достройка РКР «Адмирал флота Лобов» затянулась на многие годы и конца ей не видно. За эти годы на корабль неоднократно претендовала независимая Украина, сформировавшая для крейсера экипаж и переименовывавшая корабль то в «Галичину», то в «Украину». БПК «Николаев» и «Ташкент» (пр. 1134Б) завершить ремонт и модернизацию не смогли и были проданы на слом. Недостроенный корпус нового спасателя подводных лодок «Аю-Даг» был также продан Турции на металл. Удалось достроить и передать на другие флоты России только три малых противолодочных корабля: МПК-82, МПК-85 и МПК-214 (пр. 1124ЭМ), а также плавмастерскую ПМ-12 (пр. 2020).
41-я бригада ракетных катеров (БР РКА)
Черноморский «москитный» флот представляет собой 41-я бригада ракетных катеров со штабом в Севастополе. В составе бригады на начало 1990 г. числились около 30 ракетных катеров различных типов, сведенных в четыре дивизиона, одно звено обеспечения и две плавбазы.
166-й Новороссийский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей
В составе 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей числились — МРК-5 класса «Саранча» (пр. 1240), МРК-27 и МРК-17 класса «Дергач» (пр. 1239), МРК «Комсомолец Мордовии» (бывший «Зыбь») и «Мираж» (пр. 1234.1), МРК «Буря» и «Зарница» (пр. 1234 «Овод»), находившиеся на консервации в Карантинной бухте Севастополя и нуждавшиеся в восстановительном ремонте. Первой потерей 166-го дивизиона стал великолепный МРК-5 являвшийся одним из наиболее удачных ракетных кораблей на подводных крыльях. В 1990 году он неожиданно был списан на слом и разобран, причем четких причин списания нового корабля автору статьи найти не удалось. В том же году в Инкермане разобрали и МРК «Буря», являвшийся головным кораблем проекта Распад СССР привел к переименованию «Комсомольца Мордовии» в «Штиль», МРК-27 — в «Бору», а МРК-17 — в «Самум». Неопределенность судьбы флота заставила перевести «Самум» на Балтику, а «Бора» никак не может войти в боевой состав флота. Конструкторские просчеты и перегруз привели к многочисленным трещинам в корпусе этого катамарана. Хрупкость и коррозия алюминиево-магниевого сплава, из которого изготовлен корпус «Боры», привели к закономерному результату: строительство подобных МРК прекращено.
349-й дивизион ракетных катеров
Меньше других пострадал 349-й дивизион ракетных катеров, потерявший в 1992 году МРК «Гроза» (пр. 1234), который был сдан на слом и разобран в Инкермане. Оставшиеся в составе дивизиона МРК «Гром» (пр. 1234) и ракетные катера «Краснодарский комсомолец» (он же Р-54 пр. 1241.1), «Куйбышевский комсомолец» (он же Р-63 пр. 1241.1) и Р-71 (пр. 1241.7) дополнили ракетным катером на подводных крыльях Р-44 (пр. 206.6) с опытовой установкой ракет «Уран» и арткомплекса «Рой». К осени 1996 года пришлось списать и МРК «Гром», корпус которого оказался уже слишком прогнившим.
295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров
295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров отделался за эти годы потерей двух катеров. Р-46 (пр. 1241.1М) был переведен на Балтику для ремонта и там списан на слом в 1995 году. Вторым оказался ракетный катер Р-160 (бывший «Полтавский комсомолец» пр. 1241.1), переданный Каспийской флотилии. К концу 1996 года в составе дивизиона числились четыре катера: Р-60; -109; -239; -334 (все пр. 1241.1М), вооруженные крылатыми ракетами «Москит» и представляющие собой вполне реальную силу. Но и эти катера сильно страдают от некомплекта экипажа, достигающего 60% численности личного состава по штату.
296-й дивизион ракетных катеров
К сожалению, прекратил в декабре 1995 года свое существование 296-й дивизион ракетных катеров, базирующийся на пос. Черноморское. Ракетные катера Р-59 и Р-84 (оба пр. 205), Р-161 (пр. 205М) были списаны на слом к 1993 году. Ракетный катер на подводных крыльях Р-15 перешел в Севастополь, а четыре однотипных катера проекта 206МР: Р-251; -260: -262; -265 (быв. «Комсомолец Татарии») были переданы Черноморским флотом украинской стороне. Акт приемки катеров, получивших наименования «Цюрупинськ», «Умань», «Прилуки» и «Каховка» (соответственно), был подписан 30 декабря 1995 года, и уже 10 января над катерами взметнулся украинский флаг.
Две плавучие ремонтно-технические базы: ПРТБ-13 и ПРТБ-33 (пр. 2001М, т.н. «Лама» класс) — выжили до конца 1996 года, а дальнейшая их судьба не определена. Первую прочат для передачи Украине, а более новую вторую — готовят к списанию на слом, хотя техническое состояние обоих кораблей вполне удовлетворительное.
Боевую деятельность 41-й бригады обеспечивали катера 47-го звена, в состав которого входили четыре катера-мишени проекта 1292 «Бурундук» — КМ-593, КМ-731, КМ-895 и КМ-1207 (два последних списаны в 1992 году), два катера — водителя мишени проекта 1232В: КВМ-332 и КВМ-702, катер связи проекта 183К КСВ-1135 (продан коммерческим структурам) и буксирный катер БУК-645.
17-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
К 1996 году полностью прекратила свое существование 17-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на озере Донузлав.
Непосредственно в состав бригады входили три сторожевика и торпедолов ТЛ-1616 (пр. 1388). Сторожевой корабль СКР-84 (пр. 35М) был списан на слом в 1992 году, а СКР-110 (пр. 159А) — в конце 1993 года. Третьему кораблю — СКР-112 была уготована нестандартная судьба. Он стал первым военным кораблем, поднявшим новый украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Корабль мог служить еще долго, но четыре года без ремонта и ухода быстро сделали свое дело. Украинский первенец в сентябре 1996 года был разделан на металл в Инкермане.
307-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
Подчиняющийся непосредственно командованию бригады 307-й дивизион противолодочных кораблей, также постигла печальная участь. Новейший МПК-291 (пр. 1241ПЭ) успели перегнать в Новороссийск, а два других — МПК-93 и МПК-116 в конце 1995 г. были переданы в состав ВМСУ и получили новые имена: «Ужгород» и «Хмельницький».
315-й дивизион кораблей охраны водного района (ДКОВР)
Из состава 315-го дивизиона кораблей охраны водного района рейдовый тральщик РТ-214 (пр. 1258) также передали в состав ВМСУ под наименованием «Генiчеськ». Рейдовые тралы цики РТ-46 и РТ-720 (пр. 1258), торпедоловы ТО-119 и ТЛ-373 (пр. 368) и противолодочные катера типа «Фламинго» (пр. 1415) П-99; -331; -407 были переведены в другие базы ЧФ.
31-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
Из состава 31-го дивизиона тральщиков к 1996 году на Черноморском флоте остался лишь базовый тральщик БТ-40 (пр. 1265). Однотипные тральщики БТ-79 (бывший «Севастопольский комсомолец») и БТ-126 (бывший «Оренбургский комсомолец») в декабре 1995 года вошли в состав ВМСУ под названиями «Мелiтополь» и «Марiуполь». Телеуправляемый тральщик — искатель мин БТ-29Э (пр. 1253) и его водитель БТ-168 (пр. 1253В) были к этому времени уже списаны, рейдовый тральщик РТ-583 (пр. 1258) разобран, а однотипный РT-349 удалось отбуксировать в Новороссийск с экипажем всего из трех человек.
80-й дивизион кораблей резерва (ДКР)
Корабли 80-го дивизиона кораблей резерва не пережили «нового мышления». Законсервированные и находившиеся в хорошем техническом состоянии эсминец «Пламенный» (пр. 56 ПЛО), сторожевые корабли СКР-66, «Горностай», «Рысь» и «Волк» были разграблены и исключены из состава флота. «Волк» и «Горностай» были разобраны на металл в Инкермане, а остальные затонули прямо у причалов. Малый противолодочный корабль МПК-8 (пр. 1124) перевели на отстой в Поти, где при эвакуации базы он был брошен, разграблен и затонул у пирса. Рейдовые и разъездные катера дивизиона достались ВМСУ: РК-596, РК-1523. РК-1199, -797. Три плавпричала (ППР-188; -318; -334) и три рабочих барказа (РБЗ-21; -205; -221), принадлежавшие 4533-й береговой базе, также перешли к Украине.
68-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Не миновали бедствия и 68-ю БР КОВР, базировавшеюся на Стрелецкую бухту Севастополя и состоявшую из 400-го дивизиона противолодочных кораблей и 418-го дивизиона тральщиков.
400-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
400-й ДПЛК потерял лишь один малый противолодочный корабль МПК-147 (головной корабль в серии «Альбатросов») проекта 1124, построенный еще в 1972 году и списанный на слом в 1994 году Однотипный МПК-52 и усовершенствованные МПК поздних серий: МПК-6, МПК-43 (бывший «Одесский комсомолец»), МПК-118 (бывший «Комсомолец Молдавии»), МПК-127 (бывший «Комсомолец Грузии») и МПК-134 (бывший «Киевский комсомолец») несут свою службу, несмотря на отсутствие топлива, запчастей и финансов.
418-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
418-й ДТЩ к 1995 году лишился четырех тральщиков из десяти. На слом попали «Дизелист», «Рулевой», «Сигнальщик» и «Турбинист». Все они, кроме одного, находились в нормальном состоянии и нуждались лишь в частичной замене кабелей и ремонте лебедок. Ныне в строю остаются однотипные морские тральщики проекта 266М: «Вице-адмирал Жуков», «Зенитчик», «Наводчик» (бывший «Курский комсомолец»), «Разведчик», «Снайпер» и «Радист» (бывший «Харьковский комсомолец»).
К составу 68-й бригады была сделана попытка приписать и три малых противолодочных корабля на подводных крыльях. Относительно новые МПК-215 и МПК-220 (пр. 1145.1) более шести лет испытывают трудности технического характера и вряд ли в ближайшее время станут полноценными боевыми единицами. МПК «Александр Кунахович» в начале 1990-х годов был перевооружен на новейший экспериментальный комплекс ракетоторпед «Медведка» и является, по сути, опытовым кораблем (пр. 1141).
194-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Абсолютному разгрому подверглась 194-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Поти. Известные события на Кавказе привели к ликвидации Потийской военно-морской базы и большинства ее кораблей. Все четыре ее дивизиона расформированы.
181-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
181-й дивизион противолодочных кораблей потерял три МПК проекта 204 (МПК-19: -68; -100), сданных на слом, и лишь два новейших МПК-207 и МПК-217 (пр. 1124ЭМТ) сумели перебазироваться в Новороссийск.
182-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
182-й дивизион тральщиков сохранил только два корабля: базовые тральщики проекта 1265 — БТ-241 (пр. 1265М) и БТ-202 (бывший «Херсонский комсомолец»). Морские тральщики «Иван Маслов» и «Казарский» (пр. 266), базовый тральщик БТ-728 (пр. 1265) и рейдовые тральщики РТ-42 и РТ-249 (пр. 1330) были к 1996 году исключены из состава ЧФ.
82-й дивизион учебных кораблей (ДУК)
82-й дивизион учебных кораблей лишился сторожевого корабля СКР-27 (пр. 159), арткатера АК-382 (пр. 1400) и плавказармы ПКЗ-202 «Салгир». В Новороссийск ушли только торпедный катер ТК-127 (пр. 206ЭТ) и ракетный катер Р-370 (пр. 205РЭ).
39-й дивизион десантных катеров (ДДКА)
Базировавшийся на поселок Кулеви (под Поти) 39-й дивизион десантных катеров, состоявший из восьми десантных катеров проекта 1176, сумел вывести в Новороссийск лишь пять единиц. Переход проходил в условиях тяжелого шторма, и в порту три катера затонули.
На 1 января 1990 года в составе 39-го ДДКА числились: Д-236; -393; -634 — с водометными движителями и Д-237; -304; -263; -289; -293 -винтовые.
1171-я береговая база
1171-я береговая база была расформирована, учебно-тренировочные суда УТС-292 и УТС-384 брошены в порту, а шнуроукладчики Ш-15, III-16 и Ш-17 — сданы на слом.
141-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Полностью расформированной оказалась и 141-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Керченско-Фсодосийскую ВМБ и состоявшая из двух дивизионов.
165-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
1б5-й дивизион противолодочных кораблей имел в своем составе четыре малых противолодочных корабля (МПК-5; -49; -104; -199) и три артиллерийских катера (АК-312; -326; -327). Две единицы — МПК-5 с опытовой РБУ «Ливень» и АК-312 (пр. 205П) были сданы на слом и разобраны, а остальные корабли перевели по другим базам ЧФ.
251-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
251-й ДТЩ включал в себя три морских тральщика проекта 266 («Вакуленчук», «Арсений Расскин» и МТ-219), два базовых тральщика БТ-305 (пр. 257Д) и БТ-176 (пр. 12 5 3В), два рейдовых тральщика проекта 1258 (РТ-435 и РТ-439) и новейший морской тральщик «Железняков» (пр. 12660). В Новорос-сийск ушел только «Железняков», а ос-тальные единицы были исключены из состава флота.
39-я дивизия морских десантных сил (ДИМДС)
Одним из крупных соединений Черноморского флота являлась 39-я дивизия морских десантных сил, базировавшаяся на Крымскую ВМБ (Донузлав) и включавшая в себя пять дивизионов.
К 1994 году дивизия была полностью расформирована, а оставшиеся боевые единицы переподчинены командованию 30-й дивизии надводных кораблей.
Сданы на слом: эсминец «Сведущий» (пр. 56ПЛО), плавбазы «Дмитрий Галкин», «Магомед Гаджиев», «Федор Видяев» (пр. 310), большой десантный корабль «Крымский комсомолец» (позже он был продан коммерческим структурам в Новороссийск как транспорт и затонул у причала), средние десантные корабли СДК-83, СДК-102 и СДК-82, малые десантные корабли на воздушной подушке МДК-9, МДК-16, МДК-89, МДК-162 (пр. 1232.1 «Джейран»), арткатер на воздушной подушке АК-16 (пр. 1238), десантные катера на воздушной подушке Д-279, Д-438 (пр. 1206 «Кальмар»), Д-278 и Д-346 (пр. 1203 «Омар»).
Украина захватила в Одессе БДК «Илья Азаров» (пр. 1171), переименовав его в «Ровно», и СДК-137 (пр. 773), а при первом разделе части Черноморского флота ВМСУ получили и БДК «Константин Ольшанский» (бывший БДК-56 пр. 775). В дополнение к своему МДК на воздушной подушке «Донецьк» (пр. 1232.2 типа «Зубр») ВМСУ достались и три однотипных «Зубра» из состава ЧФ. МДК-57, МДК-93 и МДК-123 получили новые имена: «Краматорськ», «Горлiвка» и «Артемiвськ». БДК-65 черноморцы успели увести из Одессы, и расконсервированный БДК (бывший «Воронежский комсомолец» пр. 1171) введен в действующий состав ЧФ. Четыре оставшихся флоту МДК на воздушной подушке: Д-457 (пр. 1206), МДК-18, МДК-88 и МДК-184 (пр. 1232.1) были на буксирах переведены в Севастополь. Здесь их подготовили к переводу на Каспий, но из-за отсутствия денег на оплату прохода по каналам они пока отстаиваются в Севастополе.
116-я бригада речных катеров (БРЧК)
Последним крупным боевым соединением флота, потерянным в результате распада страны, стала Дунайская флотилия. Флотилия официально именовалась «116-я бригада речных кораблей (БРЧК)» и включала в свой состав три дивизиона.
327-й дивизион артиллерийских катеров (ДАК)
В составе 327-го дивизиона артиллерийских катеров насчитывалось шесть единиц: АК-527 (пр. 368РС), АК-209, АК-223, АК-224, АК-246 и АК-506 (пр. 1204).
21-й дивизион кораблей резерва (ДКР)
В составе 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на пос. Кислица, насчитывалось девять арткатеров проекта 1204 (АК-211; -248; -397; -563; -564; -582; -583; -599; -602).
З6-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
На Измаил базировался 36-й дивизион тральщиков в составе из трех рейдовых тральщиков РТ-1254; -1255; -1259 (пр. 361Т), речного минного заградителя Ш-44 (стандартный шнуроукладчик) и штабного корабля ССВ-10 (бывший «Графинау» — трофейный австрийский тральщик).
Официальной датой расформирования 116-й БРЧК считается 1 мая 1995 года, когда на остатках флотилий был поднят украинский флаг. ВМСУ достались пять арткатеров и ССВ-10, но из арткатеров лишь АК-211 и АК-246 были на ходу, АК-583 годился лишь на запчасти, а законсервированные АК-397 и АК-563 нуждались в основательном ремонте. России перешли семь арткатеров (АК-527; -209; -223; -224; -248; -582; -599) и новый рейдовый тральщик РТ-278 (пр. 1259.2). Эти восемь единиц были отбуксированы 6 апреля 1995 года в Севастополь и после докового ремонта двумя группами убыли в Темрюк, ожидая там перевода на Каспий.
Все остальные боевые единицы 116-й БРЧК были сданы на слом. К Украине перешли вся инфраструктура флотилии и весь ее вспомогательный флот (т.е. 70-я группа МРСО — морских рейдовых судов обеспечения). В состав 70-й группы МРСО входили два трофейных австрийских речных буксира РБ-27 и РБ-69, плавмастерская ПМ-66, судно размагничивания СР-139, катер-заправщик РКЗ-461 (пр. 363), буксирные катера проекта 3400Ж (БУК-261; -269; -300), рейдовые водолазные катера проекта 376У (РВК-158; -258), плавкран ПК-81005 и семь барж снабжения (БСС-34125, БСС-35085, БНС-11250, БНН-86980, БНН-90970, БАМТ-14790, БАМТ-70250).
Уход России с берега Дуная при господстве румынских речных сил является, несомненно, крупным стратегическим просчетом и дорого обойдется в будущем. Несколько украинских катеров с двадцатилетним сроком службы не являются боевой силой и не смогут защитить свои берега от провокаций и захватов.
Итак, за прошедшее с распада СССР время Черноморский флот лишился более 120 боевых кораблей и катеров. Такое кровопускание трудно пережить, но остатки флота еще держатся на плаву и пытаются отстаивать интересы страны. История расставит на свои места героев и предателей. Все получат по заслугам. И отрадно отметить, что черноморцы своей жизнью оправдывают слова адмирала П.С. Нахимова: «У моряка нет трудного или легкого пути, есть один — славный путь!
Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.
Тральщики проекта 1265
Базовые тральщики проекта 12650, 12655* (“ЯХОНТ”)
“БТ-123” 1.9.1971 / 29.8.1972 / 31.12.1972 “БТ-342” 5.1.1972 / 29.12.1972 / 29.12.1973 “БТ-345” 8.6.1972 / 6.8.1973 / 31.12.1973 “БТ-320” 25.10.1972 / 14.12.1973 / 30.9.1974 “БТ-322” 13.2.1973 / 23.6.1974 / 21.12.
1974 “БТ-324” 21.6.1973 / 30.8.1974 / 28.12.1974 “БТ-258” 16.10.1973 / 13.2.1975 / 30.9.1975 “БТ-260” 26.3.1974 / 27.4.1975 / 27.12.1975 “БТ-262” 10.9.1974 / 30.8.1975 / 25.6.1976 “БТ-726” 9.1.1975 / 25.12.1975 / 30.9.
1976 “БТ-728” 29.4.1975 / 13.7.1976 / 30.12.1976 “БТ-730” 16.9.1975 / 29.9.1976 / 30.6.1977 “БТ-732”(“Комсомолец Киргизии”) 5.2.1976 / 24.11.1976 / 30.9.1977 “БТ-202” (“Херсонский комсомолец”) 30.4.1976 / 22.4.1977 / 29.12.
1977 “БТ-454” 25.10.1976 / 26.8.1977 / 31.7.1978 “БТ-285” (“Коломенский комсомолец”) 3.2.1977 / 27.12.1977 / 30.9.1978 “БТ-126” (“Оренбургский комсомолец”) 13.5.1977 / 20.4.1978 / 29.12.
1978 “БТ-79” (“Севастопольский комсомолец”) 20.9.1977 / 30.11.1978 / 30.9.1979 “БТ-150” 18.1.1978 / 28.4.1979 / 30.9.1979 “БТ-16” (“Астраханский комсомолец”) 19.6.1979 / 29.5.1980 / 31.12.
1980 “БТ-21” 29.11.1979 / 1.8.1980 / 31.12.1980 “БТ-31” 18.3.1980 / 24.9.1980 / 17.7.1981 “БТ-22” 20.11.1980 / 11.5.1981 / 30.12.1982 “БТ-40” (“Лейтенант Ильин”) 13.2.1981 / 23.11.1981 / 3.7.
1982 “БТ-54” 30.7.1981 / 17.5.1982 / 4.11.1982 “БТ-55” (“Мангышлакский комсомолец”) 17.11.1981 / 9.11.1982 / 29.6.1983 “БТ-94” 14.6.1982 / 16.4.1983 / 15.11.1983 “БТ-97” (“Полярный”) 23.10.1982 / 3.9.1983 / 29.6.
1984 “БТ-109” 29.4.1983 / 23.3.1984 / 15.10.1984 “БТ-15” 13.9.1983 / 7.7.1984 / 20.7.1985 “БТ-44” 30.3.1984 / 23.2.1985 / 25.10.1985 “БТ-48” 19.7.1984 / 1.7.1985 / 7.8.1986 “БТ-50” (“Ельня”) 9.4.1985 / 21.2.1986 / 31.10.
1986 “БТ-152” (“Котельнич”) 29.8.1985 / 19.4.1986 / 16.8.1987 “БТ-88” (“Юсуп Акаев”) 31.1.1986 / 7.1.1987 / 23.10.1987 “БТ-111” (“Соловецкий юнга”) 15.8.1986 / 15.4.1987 / 10.6.
1988 “БТ-244” (“Герман Угрюмов”) 31.3.1987 / 13.2.1988 / 25.10.1988 “Алексей Лебедев” 11.8.1987 / 24.6.1988 / 15.7.1989 “БТ-241” (“Минеральные воды”) 7.4.1988 / 18.3.1989 / 24.11.1989 “БТ-226” (“Коломна”) 30.8.1988 / 26.8.1989 / 2.7.
1990 “БТ-230” (“Леонид Соболев”) 16.5.1989 / 2.3.1990 / 24.11.1990 “БТ-211” (“Ядрин”) 18.11.1989 / 28.9.1990 / 29.8.1991 “БТ-212” (“Новочебоксарск”) 7.7.1990 / 26.4.1991 / 22.12.
1991 “БТ-213” (“Сергей Колбасьев”) 26.12.1990 / 15.11.1991 / 8.9.1992 “БТ-115” 30.4.1991 / 31.5.1992 / 25.8.1993 “БТ-116” (“Магомед Гаджиев”) 22.10.1991 / 22.10.1992 / 28.11.1997 “БТ-23” 1992 / заказ отменен “БТ-347” 1971 / 1973 / 12.
1973 “БТ-325” 1974 “БТ-327” 1973 / 1975 / 1.9.1975 “БТ-266” 1974 / 1976 / 1.9.1976 “БТ-267” 30.12.1976 “БТ-734” 1.9.1977 “БТ-438” 1.12.1977 “БТ-470” 1976 / 1978 / 30.12.
1978 “БТ-78” 30.12.1979 “БТ-121” 30.12.1979 “БТ-122” (“БТ-132”) 30.1.1981 “БТ-38” (“Сахалинский комсомолец”) 30.1.1982 “БТ-56” 30.1.1983 “БТ-96” 30.11.
1983 “БТ-100” 1982 / 1984 / 28.6.1984 “БТ-325” (“Комсомолец Бурятии”) 13.10.1985 “БТ-51” 30.12.1986 “БТ-114” 1985 / 1987 / 1.11.1987 “БТ-232” 1986 / 1988 / 30.9.1988 “БТ-245” 31.9.
1989 “БТ-256” 31.12.1990 “БТ-215” 28.11.1991 “БТ-737” 28.6.1978 / 17.9.1979 / 28.6.1980 “БТ-738” 27.12.1978 / 15.3.1980 / 30.9.1980 “БТ-45” 3.7.1980 / 13.3.1981 / 30.9.1981 “БТ-1064” 30.4.1981 / 17.1.1982 / 30.9.
1982 “БТ-99” 10.3.1982 / 26.2.1983 / 3.9.1983 “БТ-131” 3.2.1983 / 10.12.1983 / 8.9.1984 “БТ-143” 28.12.1983 / 15.12.1984 / 2.9.1985 “БТ-133” 17.12.1984 / 24.11.1985 / 16.7.1986 “БТ-81” 25.12.1985 / 24.10.1986 / 17.7.
1987 “БТ-715” 9.12.1986 / 5.11.1987 / 16.8.1988 “БТ-269” 21.12.1987 / 1.10.1988 / 24.7.1989 “БТ-228” 14.12.1988 / 30.11.1989 / 12.8.1990 “БТ-705” (“Астраханец”) 6.3.1990 / 30.12.1990 / 5.10.1991 “БТ-117” 1991 / заказ отменен
Водоизмещение: 390/430 т, Размеры: 49 х 10,2 х 2,75 м, Арт: 1х2-30 мм АК-230, 1х2-25 мм 2М-ЗМ, 5 мин, 2х6-30 мм AK-630M (на пр. 12655)- 3500 выстрелов; 2 диз. 9-Д, 2 вин. (в насадках), 2200 л.с. (или при установке ДРА-210 Б 2000 л.с.), 14 уз., 1700 миль (10). 3 ДГ-100. Автономн.- 15 сут, 27,1 т. топ., морех.- 6 баллов. 45 чел. (5 офиц., 5 мичм., 35 старшин и матросов). РЛС Миус.
Строились в 1971-91 во Владивостоке (Улисс, 22 ед.) и Петрозаводске (з-д Авангард). Главный конструктор – В.И. Немудров. Корпус – дерево и стеклопластик. По отечественной классификации – базовые тральщики 3 ранга. Тральное вооружение: контактный трал БКТ-2, петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4, соленоидный электромагнитный трал СТ-2, акустический трал АТ-5, подводный буксируемый телевизионный искатель мин КИУ-1, поверхностный сетевой трал ТС-1, шнуровые заряды.
На экспорт (пр. 1265Э): 4 для Болгарии в 1981-85, три для Кубы в 1980-85, по одному для Сирии в январе 1986 и 16 февраля 1984 один для Вьетнама. На экспортных – автоном. 10 сут. и дальность – 1500 миль. 5 в составе ЧФ, БТ-103 и 155 на Каспии, переданы Азербайджану. БТ-325 пожар в МО в 1984, БТ-327 как ПКЗ, БТ-347 списан в 1995.
Тральщики проекта 12700 «александрит» и их возможности
25 апреля 2021 года состоялась церемония спуска на воду очередного базового тральщика проекта 12700 шифр «Александрит». Тральщик был спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для ВМФ России и относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО).
Головной тральщик «Александр Обухов», который был спущен на воду 27 июня 2022 года и вступил в строй 9 декабря 2021 года, полностью подтвердил все заложенные в проект тактико-технические характеристики. Об этом журналистам рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, который присутствовал на церемонии спуска на воду третьего тральщика данного типа (второго серийного)
Всего для нужд ВМФ России законтрактовано 10 кораблей проекта 12700, вместо изначально запланированных 8 кораблей, при этом сроки ввода в строй последнего тральщика серии были сдвинуты на 2027 год. По словам Виктора Бурсука, тральщики типа «Александрит» будут присутствовать на всех флотах.
Головной корабль «Александр Обухов» в настоящее время несет службу на Балтийском флоте, а второй построенный и спущенный на воду корабль «Иван Антонов» войдет в состав Черноморского флота России. Испытания «Ивана Антонова» планируется начать осенью 2021 года.
Базовый тральщик проекта 12700, рендер ЦМКБ «Алмаз»
Невидимый для магнитных взрывателей морских мин стеклопластиковый корпус нового корабля, современная противоминная система и высокая маневренность делают тральщики проекта 12700 стратегически важными кораблями для российского флота. Базовые тральщики данного проекта могут применяться как для расчистки безопасных коридоров в минных полях, так и для поиска одиночных дрейфующих морских мин, мешающих судоходству.
Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов; противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий; обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море; постановки минных заграждений; ведения противоминной разведки.
В базовых тральщиках проекта 12700 конструкторам санкт-петербургского предприятия ЦМКБ «Алмаз» удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70.
За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Для тральщика прибрежной зоны это достаточно ценное качество, которое позволяет эффективно использовать корабль даже в узких проливах, между отмелями, на фарватерах.
Спуск на воду тральщика «Александр Обухов»
Но основной фишкой корабля является его уникальная конструкция, а именно технология изготовления корпуса. Корпус корабля изготовлен из монолитного стеклопластика методом вакуумной инфузии (впервые в России). При этом при создании тральщика был установлен мировой технологический рекорд – впервые в мире был изготовлен монолитный корпус из стеклопластика длиной почти 62 метра.
Основными достоинствами монолитного корпуса являются: — повышенная прочность по сравнению с традиционным стальным корпусом; — увеличенный срок эксплуатации; — повышенные характеристики живучести; — малый вес.
Более того в отличие от маломагнитной стали, более легкий и прочный стеклопластиковый корпус имеет минимальный уровень физических полей. Бесконтактные минные взрыватели на него просто не срабатывают, что очень важно для кораблей данного типа. Правда, и технология создания такого корпуса является очень дорогостоящей, поэтому первые корабли данного проекта влетели Минобороны России в копеечку, отмечают в агентстве РИА Новости.
Бортовое вооружение тральщиков проекта 12700 «Александрит» представлено одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 калибра 30-мм и одной Морской тумбовой пулеметной установкой (МПТУ) калибра 14,5-мм (пулемет КПВТ). Возможна также установка вместо 14,5-мм пулемета двух 12,7-мм пулеметов Корд на шкворневой установке (6П59). Также на борту тральщика имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов.
Спуск на воду тральщика «Иван Антонов»
Тральщик «Иван Антонов» оснащен современными комплексами поиска и обнаружения мин, которыми управляет автоматизированная система «Диез». Помимо этого тральщик располагает гидроакустической станцией миноискания «Ливандия-М». Система управления «Диез» в реальном времени принимает, обрабатывает и отображает на электронных картах оперативную информацию, которая поступает от навигационных систем, что заметно облегчает работу штурману. С тральщика также могут использоваться различные надводные и подводные автономные противоминные аппараты.
В частности специально для тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции у компании ECA Group были приобретены три безэкипажных катера Inspeсtor Mk 2, которые представляют собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Каждый такой 9-метровый катер оснащен активной ГАС миноискания на выдвижной матче в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 метров, включая якорные) и буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 метров, включая объекты на дне), а также различные дистанционно управляемые подводные аппараты для поиска и уничтожения мин, в частности по два подводных противоминных аппарата Seascan Mk.2.
Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 километров от корабля-носителя. В конце июня 2021 года в рамках международного военно-морского салона, который прошел в Санкт-Петербурге, коммерческий директор ECA Group Доминик Малле заявил, что концерн рассчитывает через два года наладить в России лицензионное производство катеров Inspector Mk.2 и автономных подводных аппаратов Seascan Mk2.
Военно-морской эксперт капитан первого ранга Михаил Славин в интервью РИА Новости рассказал о том, что львиная доля противоминного оборудования для первых тральщиков проекта 12700 была закуплена во Франции еще до введения санкций. При этом изначально тральщики проектировались под российскую противоминную систему «Александрит – ИСПУМ» четвертого поколения, которую, к сожалению, пока не удалось довести до ума.
Тральщик «Александр Обухов» и безэкипажный катер Inspeсtor Mk 2
Павел Звонарев в начале 1980-х годов служивший штурманом на базовом тральщике Балтийского флота в интервью РИА Новости отметил, что траление мин всегда считалось сложной задачей с точки зрения обеспечения навигации. «Для расчистки безопасного коридора обычно задействуют 6-7 кораблей, которые движутся плотным уступом с развернутыми тралами.
Скорость хода тральщиков постоянная – от 6 до 12 узлов. Строй кораблей выдерживается так, чтобы позади них не оставалось непротраленных зон. Со временем данная тактика практически не изменилась». По словам Звонарева, штурманы тральщиков обеспечивают так называемый «перекрыш» – очищение от мин полосы воды обязательно должны заходить одна на другую приблизительно на 30% от их ширины, реализуется эффект перекрытия.
Для того чтобы добиться метровой точности при тралении, оперативно разворачивается независимая система радионавигации со специальными маяками, просчитываются все маневры и развороты, по локатору отслеживаются береговая черта, разного рода ориентиры.
Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами: контактным тралом ГКТ-2 и акустическим ШАТ-У. Первый из них представляет из себя два длинных гибких стальных поводка с жестко закрепленными на них пассивными резаками, а также разводящими устройствами в виде поплавков на концах.
Если наблюдать за этим тралом с высоты, то своими очертаниями он будет напоминать ласточкин хвост. Схема действия подобного трала достаточно проста. Зацепившись за трал, минреп (трос с якорем, который удерживает морскую мину под водой) начинает по нему скользить, после чего попадает на один из резаков и обрывается.
После этого всплывшая на поверхность мина может быть оперативно ликвидирована с помощью установленного на тральщике артиллерийско-пулеметного вооружения. А с появлением и распространением донных мин были созданы так называемые неконтактные тралы, которые, имитируя физические поля, инициировали детонацию мин данного типа.
Несмотря на отсутствие на борту ударных вооружений современные корабли противоминной обороны имеют стратегическое значение для флота. Современные технологии минирования как с воды, так и с воздуха (сброс мин с самолетов и вертолетов) позволяют в короткие сроки и достаточно густо засеять морскую акваторию различными минами.
Каким бы мощным не был флот, если он будет заперт в местах своего базирования минными постановками противника, его боевые возможности будет существенно ограничены. Прорвать минную блокаду в состоянии лишь тральщики. Без тральщиков не удастся вывести атомные подводные ракетоносцы и крейсеры на патрулирование, высадить морские десанты, организовать эффективную оборону побережья.
Тактико-технические характеристики тральщика проекта 12700 «Александрит»: Водоизмещение – 890 тонн. Длина – 61,6 м, ширина – 10,3 м. Силовая установка – 2 дизельных двигателя мощностью 2х2500 л.с. Скорость – 16 узлов. Дальность плавания – 1500 миль. Автономность – 10 суток. Вооружение: