TIR в системе международных автомобильных перевозок: значение аббревиатуры

TIR в системе международных автомобильных перевозок: значение аббревиатуры Расшифровка

Как жизнь расшифрует торы?

Ровно год назад Государственная дума приняла Федеральный закон Российской Федерации №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Российской Федерации». 

Он был подписан президентом Путиным 29 декабря 2022 года и тогда же опубликован. Название документа не слишком внятное, как обычно и бывает с подобными документами, но на слух, скорее, оптимистичное. Все же речь идет не просто о развитии, но даже об опережающем. 

Между тем именно этот закон вызвал ряд крайне негативных откликов, в начале 2022 года проходили круглые столы, появлялись публикации, авторы которых утверждали: ФЗ №473 о ТОРах, по существу, является актом национального предательства. Теперь появилась возможность юридически безупречно просто продать огромные российские территории иностранцам для коммерческой деятельности. Причем что и как они будут делать на этих территориях, окажется вне государственного контроля. Появились и возражения: мол, незачем нагнетать ситуацию, а все опасения, а тем более обвинения – совершенно безосновательны. 

Но слишком серьезны эти опасения, чтобы оставлять их без внимания. Сложилось впечатление, что суть закона действительно хотят замолчать. Об этом же говорит и время, когда он был принят. В России уже давно сложилась практика, что сомнительные, разрушительные, антинародные законодательные инициативы стремятся протащить под шумок заканчивающейся сессии парламента, праздников и т.п. (Вспомним хотя бы вступление в ВТО или «реформу» РАН). 

Вот и на сей раз мы можем иметь дело как раз с таким случаем. Ну кому захотелось бы разбираться в юридической казуистике перед самым Новым годом! Вот и депутаты, даже оппозиционные, «шума не подняли». А потом, как говорится, поезд ушел. 

И тем не менее тема эта остается на слуху. Что же такое ТОРы по формальному статусу? Это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов (по факту – иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. 

Территория опережающего развития создается на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия – 12 лет). Заявку на создание ТОРа может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ. 

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или не применении) процедуры свободной таможенной зоны. 

Такие оценки дает закону

Юрий Болдырев

: «Преступление совершено. Если 20 лет назад, когда протаскивали соглашение о разделе продукции, сначала Совет Федерации, а потом Дума, депутаты которой воспротивились, несмотря на все давление, сейчас таких сил не оказалось. Утверждения, что наша власть не имеет стратегии, – сказки, стратегия однозначная с абсолютной преемственностью тем самым «лихим 90-м». Главная задача – все сдать долгосрочно кому-нибудь. И обставить это долгосрочными соглашениями на 30–50–70 лет. Чтобы международное, а уже не только российское право стояло на защите олигархата. А дальше – сплошная подмена понятий. Например, «опережающее социально-экономическое развитие». Какое отношение этот закон вообще имеет к социально-экономическому развитию? Социально-экономическое развитие в современном мире – это Новосибирский Академгородок, это Арзамас, это куст научно-академических институтов. В этом же законе идет речь о введении, по существу, тех или иных форм диктатуры для того, чтобы вытаскивать из земли те или иные ресурсы или осуществлять промышленные процессы, которые слишком дороги и экологически невыгодны в другом месте и на других условиях. Никаких других оснований что-то делать на этой территории в принципе нет. Морально – это преступление перед народом, реализация программы паразитирования на чем угодно. То есть ничего не созидать, но все сдать в аренду. Это и реализация программы плановой замены населения». 

***

Недавно по электронной почте в газету пришел видеоролик. Доцент, доктор технических наук Ю.С. Рыбников перед, судя по всему, молодежной аудиторией разбирает ФЗ №473. Там определения звучат еще более жесткие, чем у Болдырева. «Они открывают наши территории для преступников любого уровня… У коренных жителей будут отбирать землю. Это еврофашизм в чистом виде, уничтожение коренных народов. И я обращаюсь к вам: опомнитесь! Вы даже не представляете себе, что у вас будут рубли, а все иностранцы в ТОР будут жить на доллары. Вы думаете, просто так опустили рубль?..» – говорит Рыбников, комментируя разные положения закона. 

Особенную тревогу вызывает следующее. 

Статья 17: «Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития» предусматривает: льготные арендные ставки; приоритетное подключение к инфраструктурам; освобождение от уплаты таможенных сборов; освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога. 

В статье 18: «Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития» содержались такие положения: 

«Получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется». 

«Приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности… на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учета квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации». 

В статье 28: «Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд утверждалось»: 

«Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании». 

Вот какие оценки этим положениям дает Кирилл Мямлин (Институт высокого коммунитаризма): «В РФ на отдельных территориях фактически упраздняется право собственности, земля и имущество будут изъяты у российских владельцев «для создания и развития объектов инфраструктуры», а проживать в ТОРах могу иностранцы, причем в неограниченном количестве и на протяжении десятилетий (повторимся, срок, на который создают ТОР, – 70 лет!). При этом (см. статью 17 о налоговых и прочих льготах) бюджету России практически ничего не достается». 

Изначально планировалось, что таким образом будут «привлекаться инвестиции в освоении территории Сибири и Дальнего Востока». Но что и кем будет осваиваться? Очевидно, недра, леса, земля, которые, по существу, выводятся в ТОРах из-под федерального законодательства – и даже де-юре престают быть госсобственностью! Не работают на этих территориях и законы о трудовой деятельности и гражданстве, что и может привести, как выразился Болдырев, к замене населения. Тем более в Сибири и на Дальнем Востоке есть и другие способы «сдачи» территорий. Хотя бы та долгосрочная аренда КНР сельхозземель, о которой «Совесткая Россия» неоднократно писала. 

***

«Все это наветы!» – заявляют так называемые охранители. На сайте «Будущее России – будущее мира» даже появилась статья-разбор таких «наветов» под характерным заголовком «Вранье вокруг особых экономических зон» (http://consensus-patrum.ru/vrane-vokrug-osobyx-ekonomicheskix-zon/). Анонимный автор даже не разобрался в том, что ТОРы не являются «особыми экономическими зонами», но выводы делает безапелляционные: 

«При создании таких зон и разработке законопроекта был учтен опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких, как Южная Корея, Китай, Сингапур… Так что плохого в том, что и русский Дальний Восток пойдет по тому же пути? Чтобы наши предприниматели могли вложить деньги в экономику России, при этом имели возможность вести бизнес без бюрократических и коррупционных препон. Думается, что это важная для России вещь – не только экономически, но и политически, ведь, помимо экономики и рабочих мест, этот проект значительно увеличит население в тех регионах России, где сегодня слишком низкая плотность населения. 

Вероятно, поэтому враги России запускают такую дезинформацию, чтобы взывать недовольство людей нужным для нашей страны проектом… Поэтому не будем вестись на эти истерики, ведь очень уж любят врать наши дорогие «всёпропальщики» (от словосочетания «всё пропало») и раздувать информационные мифы вокруг нужных для страны проектов». 

Собственно, единственный довод разоблачителя. Он открыл вариант закона, опубликованный в «Российской газете», и не нашел самых скандальных положений ни в статье 18, ни в статье 28. Ну а раз их там нет, значит, критики всё наврали – и вообще «агенты Госдепа», мешающие России подниматься с колен, торгуя собственными территориями. 

Однако все это, мягко говоря, не так. Такие формулировки статей не измышлены «агентами Госдепа», они слово в слово содержались в проекте закона, разработанном правительством Медведева еще за месяц до его принятия. Но после критики, дабы вывести себя из-под удара, власть решила убрать с «видного места»  наиболее скандальные пункты. Именно «с видного места», а не вообще – чтобы наивные и неискушенные в юридических тонкостях успокоились, а у властных пропагандистов появился «железный аргумент против врунов». На самом деле концепция ни на йоту не поменялась, закон просто размазали по нескольким законодательным актам. 

Уже 31.12.2022, сразу вслед за ФЗ №473, был принят ФЗ №519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». И вот там-то все разработки обнаруживаются в целости и сохранности! 

Другие сокращения:  Правила Армейский рукопашный бой АРБ

Показателен и перечень «отдельных законодательных актов», в которые внесены изменения ради обеспечения деятельности ТОРов. Это Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный и Лесной кодексы, а также федеральные законы: о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ; о местном самоуправлении; о приватизации; об обязательном страховании; об иностранцах; о лицензировании; об экологической экспертизе; о таможенных отчислениях и др. 

И закон этот действует уже почти 9 месяцев (с 30.03.2022) За это время создано девять ТОРов – на территориях Амурской области, Хабаровского края, Приморья, Якутии и Чукотского автономного округа (в первые три года они могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов). 

Пока они, что называется, в «процессе становления». Но уже понятно, что региональные и федеральные власти, мягко говоря, не намерены афишировать деятельность инвесторов, в распоряжение которых поступят лакомые куски российской территории – зачастую с развитой инфраструктурой. Так, 1-й заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов не захотел уточнить, что за инвесторы будут работать в ТОР «Комсомольск» (расположен в черте городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск), отделавшись репликой: «Деньги любят тишину». В тишине, впрочем, нуждаются исполнители и самого разного рода темных дел. Так что кто стал фактическим хозяином российских городов, земель, лесов, предприятий, а то и местных жителей, мы можем узнать слишком поздно. 

А ведь эти инвесторы-хозяева приходят совсем не на голую и пустую землю, где надо начинать с нуля. Например, в состав ТОРа «Хабаровск» входит не что-нибудь, а Хабаровский аэропорт. Одно дело просто иностранный инвестор, а другое дело – инвестор, действующий, по существу, вне российской правовой системы. А ведь аэропорт – это стратегически важный объект, да еще на столь непростой окраинной территории. Удивительно ли, что к этому аэропорту проявляет внимание японская компания Sojitz Corporation? А ведь до Японии, которая не скрывает своих территориальных претензий к России, от Хабаровска куда ближе, чем до Москвы. Так, шаг за шагом можно потерять контроль сначала над стратегическими объектами, а потом и над самими территориями.

*** 

После своего визита в Китай (где речь об особых российских территориях и китайском участии в их «освоении» также заходила) Дмитрий Медведев посетил приморский населенный пункт Большой Камень. Там расположен завод по ремонту подводных лодок «Звезда». Премьер очень торопил с созданием десятого ТОРа именно здесь и удивлялся: куда подевались с уникального предприятия, созданного в 1946 году, специалисты. В советские времена было 12 тысяч, сейчас осталась лишь третья часть. 

А что же удивительного после приватизаций, конверсий, реформ последних двух десятилетий? Их целями также объявлялось промышленное развитие. Итогом же стали развал и уничтожение зачастую целых отраслей. Что касается «Звезды», то пока речь идет об отечественных инвесторах. Но кто помешает прикарманить лакомую оборонку иностранцам, если и это предприятие окажется в узаконенной зоне вне российской юридической системы? 

Особый интерес представляет самый большой к настоящему времени из ТОРов – «Беринговский», в Анадрыском районе Чукотки. Это 6 млн га, или почти 10% территории Чукотского автономного округа (седьмого по величине из субъектов РФ). Естественно, австралийской компании Tigers Realm Coal Ltd понадобилась не вечная мерзлота, а каменный уголь, запасы которого здесь превышают 1 млрд тонн. И закон о ТОРах такой, что позволит ей присвоить не только доходы от российских недр, но и согнать (при необходимости) немногочисленное местное население, представителей коренных народов, с их земли. Между тем на Чукотке в целях государственной безопасности действует особый пограничный режим. Но и это не стало препятствием для создания здесь ТОРа с иностранным инвестором. А если вдруг станет, думается, и пограничным режимом, и безопасностью государства легко пожертвуют. 

Понятно, что это только самое начало – пробный, что называется, камень. Но если процесс не остановить, то российская земля с ее богатствами и жителями может просто уйти на сторону. Сибирь и Дальний Восток – это более 60% территории России. Но напомним, менее чем через три года ТОРы могут появиться где угодно – по заявлению главы любого региона. А о том, как российские губернаторы (да и другие представители власти) умеют организовывать весомые «откаты» и создавать преступные сообщества, прекрасно известно на примере того же экс-губернатора Сахалина и бывшего главы Коми. Так что ТОРы легко превратятся в торги. 

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

Как правильно выбрать счета учета и косгу

Выбор счета определен Инструкцией № 157н. Выбор соответствующей подстатьи статьи 340 КОСГУ зависит от целевого (функционального) назначения материального запаса. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. подстатья 341 косгу.

Приобретение материальных запасов группы «Медикаменты и перевязочные средства», в том числе медицинских аптечек и санитарных сумок, перевязочных средств (вата, марля, бинты), шприцов, игл, катетеров и др. отражают в учете следующими записями:

Дт 0 106 34 341 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 31 341 Кт 0 106 34 341.

Выбытие израсходованных материальных ценностей:

Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 31 441.

В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, надо относить на подстатью 346 КОСГУ.

Пример 2. подстатья 342 косгу.

Бутилированную питьевую воду, предусмотренную нормативами обеспечения питанием и включенную в меню-раскладку, включают в группу «Продукты питания» и ее приобретение учитывают следующим образом:

Дт 0 106 34 342 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 32 342 Кт 0 106 34 342.

Выбытие израсходованной бутилированной воды отражают:

Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442.

Если воду покупают из-за того, что у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо есть заключение о признании водопроводной воды не соответствующей санитарным нормам, то проводки будут следующими:

Дт 0 106 34 349 Кт 0 302 34 73Х;

Дт 0 105 36 349 Кт 0 106 34 349.

Выбытие израсходованной воды в этом случае отражают следующим образом:

Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 36 449.

Также если бутилированная питьевая вода приобретается для обеспечения питьевой водой граждан в период их пребывания в местах общественного пользования (например, в поликлиниках, многофункциональных центрах, школах), то такая вода включается в группу «Прочие материальные запасы» и отражается на счете 0 105 х6 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

Пример 3. подстатья 343 косгу.

Приобретение материальных запасов группы «Горюче-смазочные материалы» в виде твердого топлива (угля) для печного отопления отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дт 0 106 34 343 Кт 0 302 23 73Х;

Дт 0 105 33 343 Кт 0 106 34 343.

Есть два варианта отражения выбытия таких запасов:

  • выбытие израсходованного твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 33 443;
  • выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления – Дт 0 401 20 223 Кт 0 105 33 443.

Следует отметить, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – дебет счета 0 401 20 223.

Пример 4. списание по средней стоимости.

Рассмотрим также выбытие запасов на конкретных примерах.

На складе учреждения на 1 марта числилось пять пачек бумаги для офисной техники по цене 255,80 руб. и одна пачка по цене 268,00 руб. В течение марта было приобретено еще две пачки бумаги по цене 319,21 руб. и выдано со склада и использовано четыре пачки. Стоимость выбывших пачек равна:

((255,80 * 5 268,00 319,21 * 2) / (5 1 2)) * 4 = 1 092,71 руб.

Списание бумаги – Дт 0 401 20 272 (0 109 00 000) Кт 0 105 36 000.

Пример 5. выбытие в результате хищений, недостач, гибели или уничтожения.

Например, списание продуктов питания в результате недостачи отражают так:

В пределах норм естественной убыли – Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 32 442;

Сверх норм естественной убыли – Дт 0 401 10 172 Кт 0 105 32 442;

Отражение суммы недостачи – Дт 0 209 74 56Х Кт 0 401 10 172.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте

1. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.

В логопедии выделяют следующие виды ТНР:

АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте

АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.

ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы

РИНОЛАЛИЯ — нарушение тембра голоса и звукопроизношения

ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

2. Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности:

— недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)

— недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению

— внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

— быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста

— нарушенияэмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками

Другие сокращения:  Железнодорожные аббревиатуры, Словарь жд сокращений | Моя жд .рф - железнодорожный бизнес портал.

— двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.

3. В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:

— тяжелые нарушения общей разборчивости речи

— медленный темп оречевления

— ограниченный лексический запас

— несформированность процессов словообразования и словоизменения

— стойкие аграмматизмы

— несформированность навыков связного высказывания

— стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)

4. Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (программы 5.1.) является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы. Необходимость дальнейшего сопровождения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает в себя:

-коррекцию звукопроизношения

-развитие фонематического восприятия

-развитие звуко-слоговой структуры слова

-развитие лексико-грамматического строя речи

-развитие связной речи

-помощь в овладении письмом и чтением.

5. Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?

Более благополучно будут обстоять у них дела с точными науками. Страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т. к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста.

Но, как было сказано ранее, если в этом будет острая необходимость, то по решению психолого-медико-педагогической комиссии сопровождение этих детей учителем -логопедом будет продлено.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (тнр)

ТНР (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) — Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы

(лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клиникопедагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Названные классификации при различии в типологиии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Нарушения устной речи

  1. Расстройства фонационного оформления высказывания
  2. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
  3. Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

  1. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

  1. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

  1. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

  1. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата.

  1. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия,  проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

  1. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией
  2. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

  1. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи (у детей школьного возраста)

Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.

  1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

  1. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

  1. Нарушение средств общения (ФФНР, ОНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

  1. Нарушение в применении средств общения (заикание)

Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Особенности речевого развития детей с ТНР:

  • Несовершенство артикуляционной моторики
  • Нарушение просодической стороны речи
  • Нарушение звукопроизношения
  • Недоразвитие фонематических процессов
  • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи
  • Нарушение формирования связной речи

Артикуляционная моторика:

  • Невозможность вытянуть губы вперед
  • Ассиметричность улыбки при растягивании губ
  • Невозможность распластать язык
  • Уклонение языка в сторону при высовывании его изо рта
  • Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу
  • Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней
  • Невозможность свободного отведения языка в правый (левый) угол рта
  • Невозможность спокойно удерживать высунутый язык изо рта (дрожание, подергивание)
  • Склонность к удержанию языка во рту комком.

Просодическая сторона речи (интонационно-выразительная окраска речи):

  • слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона), ослаблен речевой выдох;
  • голос монотонный, мало- или немодулированный;
  • иногда нозальный оттенок (при дизартрии, ринолалии);
  • нарушается темп речи (замедленный, реже – ускорение);
  • иногда имеет место нарушение ритма речи (скандированность – рубленая речь).

Нарушения звукопроизношения

НазваниеФонетическое недоразвитие
СигматизмДефекты произношения свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ]
КаппацизмДефект произношения звуков [к], [к’]
ГаммацизмДефект произношения звуков [г], [г’]
ХитизмДефект произношения звуков [х], [х’]
ЙотацизмДефект произношения звука [й]
ЛамбдацизмДефект произношения звуков [л], [л’]
РотацизмДефект произношения звуков [р], [р’]
Нарушения твердости и смягченияЗамена мягких согласных парными твердыми и наоборот
Нарушения озвончения и оглушенияЗамена глухих согласных твердыми и наоборот

Недоразвитие фонематических процессов

  • замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, р и л звуком л’ и йот, с на ш или ф и т.п.). Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. фрикативных звуков, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками (на т, т’, д, д’);
  • несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук ш’ вместо ш и т.п.);
  • некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
  • наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно;
  • затруднения детей при анализе звукового состава речи;
  • нарушения звуко-слогового анализа и синтеза;
  • нарушения звуко-слоговой структуры произносимых дошкольниками слов (ве-ло-си-пед  –. ви-си-пед, си-ви-пед и т.д.).
Другие сокращения:  Что такое УПР

Лексический строй речи

  • бедный активный словарь (особенно глагольный и словарь признаков). Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница);
  • неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает шьет, широкий большой, вырезает рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают: поливает в кастрюлю суп вместо наливает; чешет нож вместо точит нож, трет веником пол вместо подметает);
  • из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;
  • не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой);
  • плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный;
  • мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы;
  • редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Грамматический строй речи

  • дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (маленький помалюскин стул; деревко, ведречко);
  • допускают ошибки при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит идет, вместо спрыгивает прыгает);
  • ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже (синей мятей синим мячом. Нет синей мяти Нет синего мяча);
  • смешение родовой принадлежности существительных (де веды два ведра);
  • ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути две руки, пять руках пять рук).
  • ошибки в употреблении предлогов: их опускание (даю тетитькой играю с сестричкой); замена (кубик упай и тая кубик упал со стола); недоговаривание (полезя а дево полезла на дерево).

Связная речь

  • При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
  • Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг), педали, фали, кудов (кузов), чтоб глюз возить.

Список источников

  1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 458-471.
  2. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98. – 250с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная пресса, 2003. – 32с.

Учитель-логопед Фрик Елена Борисовна

Примеры расшифровки маркировки люминесцентныхламп

ЛСП01-2×40-024 УХЛ4. Такое обозначение стоит на подвесном люминесцентном светильнике (серия 01, модификация 024), в который установлены две лампы по 40 Вт каждая. Использоваться может в умеренно холодном климате в закрытых отапливаемых помещениях.

Иногда часть обозначений может опускаться. Например, часто на люминесцентном светильнике проставлена маркировкаЛСП3902С 2х36.

Рассмотрим расшифровку обозначений на наиболее распространенных типах светильников и ламп: ЛПП 2×36, ЛВО 4х18, ЛСП 2×36, ЛПО 2×36, ЛПО 2×18, ЛПО 4×18.

Расшифровка аббревиатуры ЛПО указывает, что светильник люминесцентный, потолочный, рассчитанный на общественные здания.

ЛПП 2х36 – это люминесцентный потолочный светильник для промышленности с двумя лампами по 36 Вт каждая.

ЛВО 4х18 – это люминесцентный встраиваемый светильник с четырьмя лампами по 18 Вт для общественных зданий.

ЛСП 2х36 – это люминесцентный подвесной светильник с двумя лампами по 36 Вт для промышленности и производства.

Понимать значение маркировки важно и для того, чтобы безошибочно подбирать аналоги.

Как известно, в России действуют ограничения по продаже люминесцентных светильников. Так, с 1 июня 2022 года такой вид ламп запрещен для приобретения через госзакупоки для государственных и муниципальных организаций и предприятий. Сделано это, в том числе, и для сокращения расходов на электроэнергию и перевода учреждений и населения на светодиодные лампы, которые обладают рядом неоспоримых преимуществ.

Тяжелые нарушения речи. тнр. алалия моторная и сенсорная, дизартрия, ринолалия, заикание, детская афазия — речевой онлайн центр "русская речь"

•  Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и рече двигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

• Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи.

•  Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.

•  Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Для большинства детей с ТНР практически невозможно получение полноценного образования без своевременной специальной логопедической помощи, а также необходимого медико-психолого-педагогического сопровождения.

Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях V-го вида).

Использованы материалы д-р пед. наук, проф. О.Г. Приходько  «Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи».

Цели и задачи детского сада для детей с ТНР:

¾   социально-коммуникативное развитие;

¾   познавательное развитие;

¾   речевое развитие;

¾   художественно-эстетическое развитие;

¾   физическое развитие.

Об организации работы в детском саду с ТНР можно посмотреть подробнее в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Проф. Л.В. Лопатиной.

Часть детей после обучения в детском саду с ТНР поступает в массовую школу, часть – в школу для детей с ТНР.

Цели и задачи школы для детей с ТНР:

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

          —  преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

          — устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

          — профессионально-трудовая подготовка. В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно- воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.

О том, как должна быть организована логопедическая помощь  детям с ТНР, подробнее можно посмотреть «Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов» / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.

По моим наблюдениям, вероятность успешной коррекции речи в детских садах для детей ТНР  зависит от нескольких факторов:

·        Возможность поступить ребенку в детский сад или школу с ТНР. В Советском Союзе система логопедической помощи детям была выстроена от ясельной группы до получения аттестата о неполном среднем образовании. В этих условиях мама с неговорящим ребенком 2х лет, приходя на ежегодный профилактический осмотр, сразу попадала к логопеду, который выписывал направление в детский сад с ТНР. (В настоящее время, ввиду массового сокращения таких садов, попасть туда проблематично, т.к. сады с ТНР есть уже не в каждом городе, хотя детей с речевыми проблемами стало намного больше. С этим связано то, что логопеды в поликлиниках, не имея возможности направить ребенка в специальное учреждение, рекомендуют приходить в 5 лет).

·        Раннее начало коррекционной работы (раньше в детские сады с ТНР брали детей с 2х лет, в последнее время многие такие детсады переведены на работу с 5ти лет, поэтому часто уже не успевают скорректировать речевое нарушение к школе).

·        Профессионализм логопедов-дефектологов — их владение различными методиками исправления не только основных видов речевых нарушений, но и их форм (к сожалению, за последние годы многие профессионалы из-за низких зарплат в сфере образования ушли в частную практику или уехали за границу – так как зарплата 4-6 тыс. долл. в других странах привлекательнее для специалиста, чем 6-10 тыс. рублей). Часто можно встретить замену специалистов из за нехватки специалистов олигофренопедагоги заменяют учителей логопедов или наоборот одни умеют работать с детьми ЗПР, другие с алалией. Если Вашего специалиста там нет — Вам не помогут.

·        Воспитатели и няни (помощники воспитателя) в детсадах с ТНР раньше все имели специальное образование, часто высшее педагогическое, которые могли выполнять инструкции логопедов-дефектологов по оречевлению всей деятельности детей на протяжении всего дня в детском саду.  (В последнее время из-за нехватки специалистов персонал набирают вообще без образования).

 ·        В последние годы появилась новая тенденция в детских садах с ТНР — объединение детей с другими нарушениями аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью, что тоже не улучшает качество работы. 

Для тех, кто не попал в детсад с ТНР и дотянул неговорящего или плохо говорящего ребенка до школы, существует система школ ТНР, т.к. в обычной школе учиться такие дети не могут.

Невысокая степень вероятности успешной коррекции речи в школах для детей с ТНР связана с тем, что ребенок одновременно должен осваивать не только всю систему языка, но и школьную программу, т.е. он несет двойную нагрузку. Поэтому  требования к школьной программе там снижены по сравнению с массовой общеобразовательной школой, но присутствуют элементы трудового воспитания и социальной адаптации, как в школах 8го типа (для детей со снижением интеллекта).

Переход в массовую школу из школы  ТНР маловероятен, обучение в ВУЗе невозможно.

Оцените статью
Расшифруй.Ру