Итак, начинаю
Наиболее известными являются номера с обозначением ЕКХ97, официально принадлежащая ФСО. По легенде, своим происхождением серия обязана диалогу Крапивина (тогдашнего руководителя данной организации) и Ельцина (президента РФ на тот момент). По словам Крапивина, его службе нужны были новые буквы на номера, так как старых стало не хватать. После долгих раздумий решили, что сочетание ЕКХ будет в самый раз.
Сие абракадабра якобы означает следующее – Ельцин Крапивин=Хорошо. Хотя официальная версия звучит несколько иначе – Единое кремлевское хозяйство. А народ расшифровал по-своему – еду как хочу. Или же еще более грубо – е*у кого хочу.
Ныне же серия отменена, хотя по слухам на складах ФСО номера еще лежат. В регионах серию можно иногда приобрести за очень большие деньги, но приготовьтесь к тому, что будут постоянно останавливать для проверки, так как у гайцев есть список номеров, относящихся к неприкасаемым. Остальные же можно смело тормозить.
https://www.youtube.com/watch?v=1kLcwIKnvYA
Самой же блатной является серия АМР97. Купить невозможно, арендовать еще можно, но за очень и очень большие деньги. Автомобили под такими номерами находятся у правительства, Госдумы, Совета Федерации и руководства ФСО, МВД, СК РФ, Прокуратуры РФ. Номера относятся к неприкасаемым. Тормозят их только по специальному разрешению.
АМР77 – серия принадлежит ЦА МВД, но часть ее отдана частникам, и ее можно приобрести. По слухам, цена за подобный номер начинается от одного млн. руб. И чем ближе номер к первой сотне, тем стоимость выше.
ХКХ77 – серия ранее принадлежала ФСБ. Но большая часть отдана частникам. Обычно приобретают владельцы автомобилей представительского класса и на внедорожники.
МММ77 – серия для служебных машин московского МВД. Но немалая часть отдана частникам.
АОО77, ВОО77, МОО77, СОО77 – большая часть указанных серий отдана управлению делами Президента РФ. Но иногда встречаются и в продаже, естественно, за соответствующую сумму. По слухам, классно смотрятся на автомобилях, схожими с машинами управления.
Еще одна серия, принадлежащая к различным министерствам и столичной администрации, – АМО. Периодически встречается в продаже за соответствующую цену.
СКР197, 199. данные номера закреплены за СК РФ. Серию 197 в продаже не встретить, если такой номер встречается у частника, то это однозначно подделка. И если его тормознут, то ему не избежать хорошего штрафа. А вот серию 199, пусть и редко, но в продаже можно найти. Как во всех подобных сериях, чем ближе к первой сотне, тем дороже.
Серия ССС. С кодом 77 ездят машины спецсвязи и тому подобных организаций. Код 99 принадлежит налоговикам, ГУИНу и ГОХРАНе. 97 — различным спецслужбам. При необходимости можно купить, особенно хорошо, по слухам, они смотрятся на седанах темного цвета.
ООО77. Ранее с такими номерами ездили ФСБшники. Теперь же их отдали и частникам. Обычно дарят женщинам вместе с машиной.
ММР77, ВМР77 – различные структуры МВД и ФСБ. Номера имеют спрос, поэтому и цена на них не бюджетная.
РМР77 – разработана для юстиции. Популярность не уступает вышеуказанным сериям, но стоимость гораздо ниже.
Ну и не обойдем вниманием еще одну серию – ЕРЕ177. Она разработана специально для единороссов. В народе носит название – единая Россия едет. Особой ценности не имеет, но для понтов приобрести можно.
Все вышеуказанные номера в основном используются в Москве, хотя ценность имеют и в регионах. Но в них есть и свои блатные номера, все их здесь указать невозможно.
СТРУКТУРА
ЕДИНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ МРР
Таблица
2.1
Глава/сборник | № | Наименование | Шифр МРР | Шифр МРР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Глава | 1. | Общие | ||
Сборник | 1.1. | Общие указания по применению Московских региональных | МРР-1.1-16 | МРР-3.2.01.04-15 |
Сборник | 1.2. | Методика | МРР-1.2.03-19 | — |
Глава | 2. | Градостроительное | ||
Сборник | 2.1. | Территориальные схемы | МРР-2.1.02-18 | |
Сборник | 2.2. | Отраслевые схемы размещения объектов строительства | МРР-2.2-16 | МРР-3.2.78-13 |
Сборник | 2.3. | Проекты планировки территорий | МРР-2.3.02-18 | МРР-3.2.03.05-15 |
Сборник | 2.4. | Проекты межевания территорий | МРР-2.4.02-19 | МРР-3.2.76-11 |
Сборник | 2.5. | Материалы по обоснованию градостроительных планов | МРР-2.5-16 | МРР-3.2.39.03-13 |
Сборник | 2.6. | Разбивочные чертежи-акты линий градостроительного | МРР-2.6-16 | МРР-3.2.83-14 |
Глава | 3. | Изыскательские | ||
Сборник | 3.1. | Инженерно-геодезические изыскания | в плане | |
Сборник | 3.2. | Инженерно-геологические изыскания | в плане | |
Сборник | 3.3. | Инженерно-экологические изыскания | в плане | |
Сборник | 3.4. | Обмерные работы методами стереофотограмметрии и | МРР-3.4-16 | МРР-3.2.85-15 |
Сборник | 3.5. | Археологические исследования | МРР-3.5-16 | МРР-3.2.82-12 |
Сборник | 3.6. | Обследование и мониторинг технического состояния | МРР-3.6.02-19 | МРР-3.2.05.07-15 |
Сборник | 3.7. | Обследование и мониторинг технического состояния | МРР-3.7.02-18 | МРР-3.2.05.07-15 |
Сборник | 3.8. | Обследование технического состояния мостовых | МРР-3.8-16 | МРР-3.2.84-14 |
Сборник | 3.9. | Сборник укрупненных показателей стоимости инженерных | МРР-3.1.04-12 | |
Глава | 4. | Архитектурно-строительное | ||
Сборник | 4.1. | Объекты капитального строительства | МРР-4.1-16 | МРР-3.2.06.08-13 |
Сборник | 4.2. | Инженерные сети и сооружения | МРР-4.2.02-18 | МРР-3.2.06.08-13, |
Сборник | 4.3. | Городские улицы и дороги, транспортные узлы, | МРР-4.3.02-18 | МРР-3.2.06.08-13, |
Сборник | 4.4. | Мостовые сооружения | МРР-4.4-16 | МРР-3.2.62-13 |
Сборник | 4.5. | Трамвайные пути | МРР-4.5-16 | МРР-3.2.49-14 |
Сборник | 4.6. | Метрополитен и объекты его инфраструктуры | МРР-4.6-17 | МРР-3.2.69.02-12 |
Сборник | 4.7. | Капитальный ремонт объектов капитального | МРР-4.7-16 | МРР-3.2.38.04-15 |
Сборник | 4.8. | Методика определения стоимости проектных работ в | МРР-4.8.02-18 | МРР-3.2.06.08-13, |
Сборник | 4.9. | Объекты газооборудования и газоснабжения | МРР-4.9-16 | МРР-3.2.50.03-14 |
Сборник | 4.10. | Тяговые подстанции для трамвайного и троллейбусного | МРР-4.10-17 | |
Глава | 5. | Дополнительные | ||
Сборник | 5.1. | Системы видеонаблюдения | МРР-5.1-16 | МРР-3.2.21.04-14 |
Сборник | 5.2. | Системы электросвязи | МРР-5.2.02-17 | МРР-3.2.75-13 |
Сборник | 5.3. | Системы противопожарной защиты и охранной | МРР-5.3-16 | МРР-3.2.79.03-16 разд. 4, 5 |
Сборник | 5.4. | Автоматизированные системы управления (АСУ) | МРР-5.4-16 | МРР-3.2.26.02-08 |
Сборник | 5.5. | Автоматизированные системы учета энергопотребления | МРР-5.5-16 | МРР-3.2.68-13 |
Сборник | 5.6. | Диспетчеризация и телемеханическое управление | МРР-5.6-16 | МРР-3.2.80-14 |
Сборник | 5.7 | Системы | МРР-5.7-17 | — |
Глава | 6. | Разделы | ||
Сборник | 6.1. | Мероприятия по охране окружающей среды | МРР-6.1.02-19 | МРР-3.2.63.02-16 |
Сборник | 6.2. | Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности | МРР-6.2.02-19 | МРР-3.2.79.03-16 |
Сборник | 6.3. | Перечень мероприятий по гражданской обороне, | МРР-6.3-16 | МРР-3.2.72-14 |
Сборник | 6.4. | Требования к обеспечению безопасной эксплуатации | МРР-6.4-17 | — |
Сборник | 6.5. | Сведения о нормативной периодичности выполнения работ | в плане | |
Сборник | 6.6. | Проекты организации дорожного движения | МРР-6.6-19 | МРР-3.2.44.04-16 |
Глава | 7. | Объекты | ||
Сборник | 7.1 | Комплексное | ММР-7.1.02-18 | МРР-3.2.14.05-15, |
Сборник | 7.2. | Размещение и установка памятников и монументов (в | МРР-7.2-16 | МРР-3.2.15.04-16, |
Сборник | 7.3. | Фонтаны и другие водные устройства | МРР-7.3-16 | МРР-3.2.15.04-16, |
Сборник | 7.4. | Архитектурное освещение | МРР-7.4-16 | МРР-3.2.59-13 |
Сборник | 7.5. | Колористическое решение фасадов | МРР-7.5-16 | МРР-3.2.59-13 |
Сборник | 7.6. | Водоемы | МРР-7.6-16 | МРР-3.2.55-13 |
Глава | 8. | Проектные | ||
Сборник | 8.1. | Историко-культурные исследования | МРР-8.1-16 | МРР-3.2.46.02-13, |
Сборник | 8.2. | Проекты зон охраны объектов культурного наследия | МРР-8.2-16 | МРР-3.2.46.02-13, |
Сборник | 8.3. | Визуально-ландшафтный анализ | МРР-8.3-16 | МРР-3.2.37.04-14 |
Сборник | 8.4. | Научно-проектные работы по сохранению памятников | МРР-8.4-16 | МРР-3.2.82-12 |
Глава | 9. | Дополнительные | ||
Сборник | 9.1. | Методика расчета стоимости научных, | МРР-9.1-16 | МРР-3.2.67.02-13 |
Сборник | 9.2. | Рекомендации по определению размера вознаграждения | в плане | МРР-3.2.08.03-11 |
Сборник | 9.3. | Разработка задания на проектирование | МРР-9.3-16 | МРР-3.2.65.03-15 |
Сборник | 9.4. | Архитектурная колористка городской среды | МРР-9.4-16 | МРР-3.2.59-13 |
Сборник | 9.5. | Демонстрационные материалы | МРР-9.5-16 | МРР-3.2.40.02-12 |
Сборник | 9.6. | Разработка специальных технических условий для | МРР-9.7-16 | МРР-3.2.86-15 |
Сборник | 9.7. | Математическое моделирование транспортных потоков с | МРР-9.7-16 | МРР-3.2.61-13 |
Сборник | 9.8. | Исключен | ||
Сборник | 9.9. | Сборник базовых цен на работы по ведению ИСОГД | в плане | МРР-3.2.48-07 |
Сборник | 9.10 | Проектирование специальных методов строительства | МРР-9.10-17 | — |
Сборник | 9.11 | Проектирование технических заключений по проектам | МРР-9.11-18 | МРР-3.2.29.03-13 |
Сборник | 9.12 | Подготовка технических планов зданий, помещений, | МРР-9.12-18 | — |
Сборник | 9.13 | Экспертиза промышленной безопасности опасных | МРР-9.13-18 | — |
Сборник | 9.14. | Разработка | МРР-9.14-19 | — |
Глава | 10. | Авторский | ||
Сборник | 10.1. | Авторский надзор (пункт в редакции приказа Москомэкспертизы от 20.06 | МРР-10.1-17 | МРР-3.2.07.05-11 |
Глава | 11. | Нормативы | ||
Сборник | 11.1. | Нормы продолжительности проектирования объектов | МРР-11.1-16 | МРР-3.1.10.05-15 |
Сборник | 11.2. | Рекомендации по определению продолжительности | в плане | МРР-3.2.04.02-04 |
Сборник | 11.3. | Рекомендации по определению норм продолжительности | — | МРР-3.2.81-12 |
Изм. от 29.09.2022 г. приказы № МКЭ-ОД/17-49,
МКЭ-ОД/17-48,
от 26.10.2022 г. приказ № МКЭ-ОД/17-54,приказ
№ МКЭ-ОД/17-66 от 11.12.2022 г., приказ
МКЭ-ОД/17-73 от 19.12.2022 г., приказ МКЭ-ОД/17-80
от 27.12.2022 г., приказ МКЭ-ОД/18-15 от
30.03.2022 г., приказ МКЭ-ОД/18-29 от 29.06.2022 г.,
приказ
МКЭ-ОД/18-29 от 29.06.2022 г., приказ
МКЭ-ОД/18-35 от 17.07.2022 г., приказ МКЭ-ОД/18-45
от 28.09.2022 г., приказ МКЭ-ОД/18-44от 28.09.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/18-61 от 20.12.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/18-62 от 21.12.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/18-63 от 21.12.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/18-64 от 21.12.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/18-75 от 26.12.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/19-10 от 22.02 2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/19-21 от 29.03.2022 г.,
приказ № МКЭ-ОД/19-41 от 28.06.2022 г.,
приказ МКЭ-ОД/19-42 от 28.06 2022 г.,
№ МКЭ-ОД/19-51
от 30.08.2022 г., приказ МКЭ-ОД/19-59 от 26.09.2022 г.,
приказ МКЭ-ОД/19-58 от 26.09.2022 г.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СБОРНИКОВ МРР
3.1. Сборники МРР разработаны на основании следующих
положений:
— базовые цены установлены в уровне цен по состоянию на 1
января 2000 года;
— основой базовых цен являются нормируемые трудозатраты
исполнителей работ;
— базовые цены приведены на основной объем проектных работ,
установленный нормативными документами Правительства Российской Федерации и
Правительства Москвы;
— основным методом определения стоимости работ является
применение базовых цен, рассчитанных в зависимости от натуральных показателей
мощности объекта проектирования: площади территории (га), площади здания (кв.
м), объема здания (куб. м), протяжённости линейного объекта (п. м),
производительности объекта (Гкал/ч) и т.д.;
— усложняющие и упрощающие факторы выполнения работ,
оказывающие влияние на их трудоемкость, учитываются путем применения системы
корректирующих коэффициентов;
— инфляционные изменения учитываются путем применения
коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости работ,
утверждаемых в установленном порядке.
3.2. Сборники МРР предназначены для применения
государственными заказчиками, проектными, изыскательскими и другими
заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен
контрактов и определении стоимости работ градостроительного проектирования,
архитектурно-строительного проектирования, изыскательских работ, а также других
видов работ (услуг) в проектировании, осуществляемых с привлечением средств
бюджета города Москвы. При финансировании данных работ за счет внебюджетных
источников применение сборников МРР носит рекомендательный характер.
Сборники МРР также применяются при определении стоимости
работ в случае смешанного финансирования с привлечением средств бюджета города
Москвы.
3.3. В базовых ценах сборников МРР учтены расходы по оплате
труда всех участников выполняемых работ, содержанию необходимого
административно-управленческого персонала, отчисления на государственное
социальное и медицинское страхование, материальные затраты, амортизационные
отчисления на полное восстановление основных производственных фондов и расходов
по всем видам их ремонта, арендная плата, налоги и сборы (кроме НДС),
установленные в законодательном порядке, а также прибыль.
3.4. В базовых ценах сборников МРР учтены и не требуют
дополнительной оплаты следующие затраты:
— защита разработанной документации в органах экспертизы и
утверждающих инстанциях и внесение соответствующих изменений по их замечаниям;
— определение стоимости работ и составление договора на их
выполнение.
3.5. Базовыми ценами сборников МРР учтена подготовка
документации в количестве 4-х экземпляров на бумажном носителе и одном
экземпляре на электронном носителе (если иное не установлено отдельными
сборниками МРР). При этом субподрядная проектная организация должна выдавать
генеральному проектировщику один экземпляр на бумажном носителе и один на
электронном носителе дополнительно к обязательным экземплярам.
3.6. В базовых ценах сборников МРР не учтены и подлежат
дополнительной оплате (на основании подтверждающих документов) следующие
сопутствующие расходы:
— корректировка проектных решений и внесение других
изменений в разработанную документацию, связанных с введением новых нормативных
документов, внесением изменений в техническое задание или задание на
проектирование и т.п.;
— командировочные и транспортные расходы, связанные с
выполнением проектных, изыскательских и других видов работ в проектировании вне
места нахождения организации-исполнителя;
— расходы по оплате услуг организаций по переводу с
иностранного и на иностранный язык проектной и справочно-методической
документации;
— расходы на международные и междугородние телефонные
переговоры, а также международные и междугородние почтово-телеграфные
отправления, связанные с выполнением проектных, изыскательских и других видов
работ в проектировании;
— расходы по оплате счетов согласующих и проводящих
экспертизу организаций по работам, выполняемым в установленном порядке или по
поручению заказчика в случае, если данные услуги не входят в перечень
документов, выдаваемых заявителям без взимания платы;
— затраты на приобретение документации по зданиям и
индустриальным изделиям, предусмотренной для проектирования объектов;
— научно-техническое сопровождение инженерных изысканий,
проектирования и строительства;
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
при проектировании;
— расходы по изготовлению по просьбе заказчика
дополнительных экземпляров разработанной документации сверх обязательного
количества экземпляров;
— изготовление демонстрационных и экспозиционных материалов
(макетов, планшетов, буклетов, компьютерных презентаций и т.д.);
— расходы по оплате счетов за работу в архивах, музеях,
библиотеках, БТИ и др;
— расходы по оплате счетов организаций, предоставляющих
данные о транспортных потоках, климатических условиях и фоновых концентрациях загрязняющих
веществ.
3.7. Сборники МРР также содержат перечень основных и
дополнительных работ, характерный для каждого конкретного сборника.
3.8. Приведенные в сборниках МРР базовые цены уточняются
применением корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие)
факторы выполнения работ. При применении нескольких корректирующих
коэффициентов их значения перемножаются, а их произведение (кроме коэффициента,
учитывающего вид реконструкции существующего объекта, и коэффициента,
учитывающего сокращение сроков проектирования) не должно превышать 2,0 (если
иное не установлено отдельными сборниками МРР).
3.9. Базовая цена, уточненная с помощью корректирующих
коэффициентов, является основой для формирования базовой стоимости работ.
3.10. Приведение базовой стоимости работ к текущему уровню
цен осуществляется путем применения коэффициентов пересчета (инфляционного
изменения) базовой стоимости работ градостроительного проектирования, проектных
и других видов работ, утверждаемых в установленном порядке.
Мрр или сбц?
На данный момент существует 2 варианта сборников для расчета данных смет – так называемые СБЦ и МРР. Кто-то может отдаленно и слышал о данных базах, а для кого-то это просто аббревиатура.
СБЦ – общее название Сборник Базовых Цен на проектные работы, а МРР – московские региональные рекомендации, из чего можно сделать вывод, что вроде база как бы и не обязательная, но при расчете из средств московского бюджета используем ее. Обе базы существуют достаточно продолжительное время, разработчиками базы «СБЦ» — Центринвестпроекn базы МРР –Москомархитектура.
Обе базы время от времени обновляются, но с 9 января 2022 г. сборники базовых цен на работы градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования и другие виды работ (услуг) в проектировании (она же МРР) была полностью обновлена и введена в действие приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29 декабря 2022 г. N МКЭ-ОД/16-75 и названа «единой нормативной базой МРР», все предыдущие приказы были отменены.
Тогда как база «СБЦ» является в принципе списком собранных вместе сборников и обновляется не равномерно. Ниже мы с вами видим перечень сборников базы СБЦ(перечень действующих сборников можно посмотреть в федеральном реестре сметных нормативов).
Кроме того если в базе «МРР» уровень цен установлен 2001г., то в базе «СБЦ» уровень цен варьируется 91г, 95г, 2001г, и обновляется до сих пор.
В связи с переработкой расценок в базе МРР, были добавлены новые работы. Например, обмерные работы методами стереофотограмметрии и лазерного сканирования. МРР-3.4-16, которые отсутствуют в базе СБЦ.
Для перевода расценок базы СБЦ в текущий уровень цен необходимо использовать ежеквартальные письма Минстроя России, с разделением на проектные и изыскательские работы, для базы МРР используется распоряжение.
Вернемся к основному вопросу, который мы с вами задали в начале, какая же база когда используется. В Москве может использоваться и та и другая нормативная база, но с одним исключением. Если объект федерального значения, то будут использоваться расценки «СБЦ», для объектов, рассчитываемых с применением бюджета города Москвы — используется только МРР, для регионов же выбора не предоставляется, так как необходимо использовать только «СБЦ».
Хотя сборники МРР, на наш взгляд более актуальные и детально проработанные. Чего стоит их количество!
И для новичков объясним разницу между формами 2П и 3П.
Для формы 2П характерно использование сборников с «готовыми расценками», где уже имеется значение, которое умножается на индекс пересчета, ну а для формы 3П используется уже совсем другой расчет, где вы вводите трудозатраты со стоимостями, который производится только для расценок для которых отсутствуют нормативы в базе «СБЦ». Более подробно вы можете прочитать это в нашей следующей статье.