Международный союз охраны природы

Международный союз охраны природы Расшифровка

Iucn – international union for conservation of nature / международный союз охраны природы (мсоп)

____________________________________________ Международный союз охраны природы

IUCN – International
Union for Conservation of Nature

Международный союз
охраны природы (МСОП)

Rue Mauverney 28,

1196 Gland, Switzerland

Tel: 41 22 999 0000
Fax: 41 22 999 0002
E-mail: mail@iucn.org

Website: www.iucn.org

____________________________________________
История
создания
 — Роль
и функции
 — Деятельность — Структура — Члены — Издания

IUCN – международная организация,
работающая в области защиты и сохранения биоразнообразия, способствующая рациональной
эксплуатации природных ресурсов.

История создания МСОП

1947г. – Швейцарская лига защиты
природы организовала в городе Бруннен международную конференцию
по охране природы, где обсуждался вопрос о создании организации по охране
природы, действующей на международном уровне. Инициатором этой идеи был
британский биолог, первый генеральный директор ЮНЕСКО – Джулиан Хаксли.

5 октября 1948г. – в Фонтенбло
(Франция) представители правительств и природоохранных организаций подписали
официальный акт об учреждении Международного
союза охраны природы (IUPN)

Начиная с момента своего основания, МСОП сосредотачивает
внимание на всем спектре деятельности по охране природы, поощряет международное
взаимосотрудничество по вопросам охраны природы, собирает, анализирует и публикует
соответствующую информацию. 

1956-1965 гг. Союз начал
играть определенную роль в подготовке международных документов, при его участии
была подготовлена Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов.
Экологическое право и разработка политики стали новой областью деятельности Союза.

1961г. – при участии МСОП образован Всемирный
фонд природы (WWF)
, основными направлениями работы которого были: сбор средств,
связи с общественностью, повышение общественной поддержки
природоохранных инициатив. В то время IUCN продолжил фокусироваться на
обеспечении мирового сообщества надежными научными данными, а также развитии
и укреплении связей с организациями
международного уровня
. Финансовые средства, привлеченные WWF,
использовались для покрытия части операционных расходов МСОП. 

В этот же год
по запросу ЭКОСОС МСОП опубликовал первый глобальный Список национальных парков
и охраняемых территорий, обновляемый до сих пор.

1963г. – МСОП разработал
Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения.

1966–1975гг. Озабоченность
общества проблемами экологии, привела к созданию новых общественных организаций
(Гринпис, Друзья Земли), имеющих представительства по
всему миру. Многие из этих новых организаций критически относились к
сотрудничеству с правительствами,  а МСОПпо-прежнему обеспечивал правительства научно-обоснованными
рекомендациями. В результате, IUCN был подвергнут критике как устаревшая и
недейственная организация.

Членский
состав МСОП возрастал (1961г. – 200 членов, 1974г. – 400). Грант, полученный от
Фонда Форда в 1969г. позволил Союзу увеличить штат секретариата и
расширить сферу своей  работы. В 1960-х гг. IUPN был аккредитован шестью организациями системы ООН.

1972г. – МСОП официально был задействован
в работе Конференции ООН по проблемам окружающей среды
человека, где была инициирована разработка трех новых международных
конвенций, в подготовке которых МСОП принимал участие: Конвенция об охране всемирного культурного и природного
наследия, 1972г.; Конвенция о международной торговле
видами дикой фауны и флоры, 1974г.; Конвенция о водно-болотных
угодьях, имеющих международное значение, 1975г.

1985-2000 гг. Несмотря на
повышенное внимание относительно устойчивого развития, охрана местообитаний и
видов оставалась основным видом деятельности МСОП. Были разработаны
специальные программы для Антарктиды, тропических лесов, водно-болотных угодий,
Союз расширил свою работу в Латинской Америке.

1985г. – партнерство IUCN с WWF было
прекращено. Всемирный фонд природы решил взять под контроль реализацию своих
собственных проектов на местах, ранее находившихся в ведении МСОП.

2022г. – МСОП публикует «100 видов,
находящихся под наибольшей угрозой» – список, содержащий информацию о 100
самых уязвимых животных и растениях в мире.

За последние
годы IUCN расширил область своей деятельности за пределы экологии и сохранения
природных богатств. Сейчас реализуемые проекты включают в себя вопросы:
гендерного равенства, сокращения масштабов нищеты, устойчивого развития
бизнеса.В отличие от других экологических
неправительственных организаций, МСОП не ставит перед собой цель непосредственно мобилизовать общественность и проводить
массовые кампании, основное внимание уделяется вовлечению заинтересованных
сторон и стратегической коммуникации. Союз пытается повлиять на действия
правительств, деловых кругов и других заинтересованных сторон путем
предоставления информации и консультаций, а также через лоббирование и
партнерство.

Роль и функции МСОП

Главная роль IUCN – оказывать влияние, поощрять и
предоставлять поддержку  сообществам по
всему миру с целью сохранения целостности экосистем и охраны биоразнообразия,
гарантируя, что любая эксплуатация ресурсов природы осуществляется на
справедливой и экологически устойчивой основе.

Функции Союза:

-сочетая инновационные
достижения науки с традициями местных общин, разрабатывает и внедряет проекты,
направленные сберечь биологические виды и среду обитания,  оздоровить экосистемы, улучшающие благосостояние
людей по всему миру;

-обеспечивает проведение
нейтрального форума, где правительства, неправительственные организации,
ученые, предприятия, местные общины и заинтересованные участники работают вместе
для выработки и принятия решений по экологическим проблемам;

-контролирует
состояние сохранности природных объектов Всемирного наследия и  оценивает все природные объекты, стремящиеся
получить статус Всемирного наследия; 

-предоставляет
информационные продукты и инструменты, чтобы помочь предприятиям и лицам,
формирующим политику, придерживаться практик, сохраняющих природу и выгодны
для людей, которые зависят от природных ресурсов.

Деятельность МСОП

Бизнес и биоразнообразие

МСОП всегда уделял внимание привлечению бизнес-кругов, чтобы помочь сохранить
целостность экосистем, обеспечить справедливую и экологически устойчивую эксплуатацию
биоресурсов.

В 2003г. была запущена
Глобальная программа «Бизнес и биоразнообразие», чтобы поддержать
партнеров из частного сектора в решении социально-экологических проблем. Ключевым
приоритетом Программы является привлечение бизнес-сектора, оказывающего существенное
влияние на природные ресурсы и средства к существованию. К таким секторам относятся:
виды промышленности, оставляющие большой «углеродный след» (добыча нефти и
газа); отрасли, зависимые от биоразнообразия (сельское и лесное хозяйство,
рыболовство); финансовые услуги и «зеленые» предприятия (органическое сельское
хозяйство, альтернативные источники энергии, эко-туризм).

Деятельность
предприятий может оказывать серьезные негативные последствия для окружающей
среды. В то время, как бизнес является частью проблемы, он также может
предложить инновационные решения для сохранения природных ресурсов. Компании
могут открывать новые возможности, реагировать на потребительский спрос на экологичные
изделия, устанавливать новые правила, вводить меры по экономии затрат и
природных ресурсов.

IUPN разрабатывает мероприятия,
основанные на взаимодействии с бизнесом, которое выходит за рамки обязательств корпоративной
социальной ответственности, устраняя коренные причины ухудшения состояния экологии. Глобальная
программа «Бизнес и биоразнообразие» обеспечивает широкий диапазон знаний
и опыта. Программа «строит мосты» между заинтересованными сторонами,
проводит тематические исследования и независимые научные оценки, разрабатывает
стандарты и инструменты политики сохранения. Для предприятий, которые хотят
сделать фундаментальные изменения в деловой практике, Союз предлагает доступ к
научно обоснованным рекомендациям и сети экспертов по сохранению природы.

Изменение климата

Изменение
климата является одной из наиболее острых проблем экологии и развития, с
которыми сталкивается сегодня человечество. МСОП занимается решением этого
вопроса с разных точек зрения – от оценки рисков, что представляет изменение
климата до продвижения решений, основанных на практиках лучшего сохранения,
рациональной эксплуатации и восстановлении экосистем.

Здоровые
экосистемы: леса, океаны, водно-болотные угодья делают
важный, хорошо известный вклад в смягчение последствий климатических изменений
путем поглощения и накопленияуглерода. Они
помогают уязвимым сообществам, зависимым от природных ресурсов, лучше
адаптироваться и стать более устойчивыми к неблагоприятным климатическим
факторам.

IUCN по всему миру привлекает к работе
своих членов и партнеров, через комиссии, региональные и глобальные программы,
чтобы интегрировать смягчение последствий на основе экосистем и помочь адаптировать
подходы в политике и на практике. Организация нацелена сделать климатическую
политику и действия более всеобъемлющими и социально справедливыми, принимая во
внимание интересы наиболее уязвимых групп населения.

Климатические
изменения являются сквозной темой, озвученной в 10 глобальных и региональных программах
МСОП по таким вопросам: леса, биологические виды, мировой океан и морские экосистемы,
социальная политика, экосистемы на основе адаптации, вода, всемирное наследие, охраняемые
районы, гендерные вопросы, экологическое законодательство.

Экономика

Все
аспекты мировой экономики – от сырья до производства и торговли зависят
от биоразнообразия экосистем, поставляющих для экономики незаменимые товары и
услуги, такие как: вода, продукты питания, топливо, строительные материалы, медикаменты.

Общество получает
огромную пользу через индивидуальное и коллективное управление этими природными
ресурсами, которые обеспечивают основу для экономического развития и роста
благосостояния населения.

В текущих
процессах развития часто используют экологические ресурсы с такой скоростью,
что они станут невозобновляемыми. Рыночные силы не включают в себя
ценности природы в процессе принятия решений, поскольку большинство
экологических товаров не надлежащим образом оценены рынком, что приводит к
чрезмерному использованию, деградации биоресурсов.

Основная
проблема – получение некоторыми компаниями краткосрочных выгод от использования
экологических ресурсов, не выплачивая все социальные и экономические издержки
истощения ресурсов, не стремясь, чтобы эти расходы (которые будут заплачены
сейчас или в будущем) передавались обществу. Ряд стран с наибольшим
биологическим разнообразием, часто имеют наименьший объем финансовых средств
для осуществления природоохранных программ.

Экономическая
оценка является первым этапом решения этой проблемы. В отличие от
финансовой оценки, меры экономической оценки измеряют общую экономическую
ценность ресурса, включая непосредственную ценность использования, косвенное
использование, стоимость неиспользования. Экономический анализ может оценить
истинные выгоды лесов или водно-болотных угодий, указав, каким образом эти
выгоды влияют на жизнедеятельность заинтересованных сторон. Оценка является
важным инструментом влияния на политику, но ключевая задача – гарантировать,
что те, кто несет расходы на сохранение биоресурсов, смогут получать и выгоду
от внедрения мер по сохранению.

Глобальная экономическая
программа Международного союза охраны
природы
выявляет и определяет количественную оценку выгод от природы, чтобы
затем включить полученные сведения в инновационные проекты и политики, которые
создадут позитивные стимулы для представителей бизнеса по эффективному
менеджменту природными богатствами.

Экологическое право

Программа МСОП в области экологического права
(ELP) включает в  себя Всемирную комиссию по экологическому
праву  (WCEL) и  Центр экологического права (ELC), в сотрудничестве,
если это необходимо, с  Академией экологического права МСОП. ELP  представляет собой комплексную программу
мероприятий, которая помогает политикам получать нужную им информацию, правовой
анализ, консультационные услуги, помощь в разработке законов, наставничества и
наращивания потенциала на различных уровнях.

Другие сокращения:  АУ ГОХ "ЦАТО", Московская обл Химки (ИНН 5047093497, ОГРН 1085047003656) – реквизиты

Управление экосистемами

Благосостояние
людей во всем мире зависит от различных товаров и услуг, предоставляемых
экосистемами: продукты питания, топливо, строительные материалы, вода, воздух,
защита от стихийных бедствий. Экосистемы находятся под возрастающим
давлением нерациональной эксплуатации и других угроз, включая прямое преобразование. Для
решения этой проблемы, Международный
союз охраны природы
содействует рациональному регулированию экосистем путем
более широкого применения экосистемного подхода – стратегии комплексного
управления земельными, водными и живыми ресурсами, которая выносит потребности
человека на передний план, в рамках Программы управления экосистемами. Данная
программа работает по четырем основным программным областям МСОП:

-Красный
список экосистем – собирает данные о состоянии мировых экосистем в различных
географических масштабах, чтобы оценить ключевые угрозы для экосистем;

-Экосистемы
на основе адаптации – включает широкий спектр мероприятий по управлению
экосистемами с целью повышения устойчивости и снижения уязвимости людей и
окружающей среды к изменению климата;

-Снижение
риска бедствий – действия программы нацелены содействовать интеграции управления
экосистемами, беспечению средствами существования уязвимых групп населения,
адаптации людей к климатическим изменениям, ликвидации последствий природных
катастроф;

-Засушливые
земли – программа демонстрирует высокую ценность экосистемных услуг и
показывает, как адаптировать подходы по решению проблем засухи и непредсказуемости
погодных условий;

-Глобальное
партнерство островов  (GLISPA) –
добровольное партнерство для всех островов, независимо от их площади или
политического статуса, чтобы принимать эффективные меры по сохранению и
устойчивому использованию бесценных островных природных ресурсов местными
общинами посредством новых партнерских отношений.

Леса

Леса имеют
глобальное значение в регулировании климата, а на местном уровне играют важную
роль в поддержании общин и биоразнообразия. Более  40% кислорода в
мире вырабатывается тропическими лесами. Леса представляют собой
источник средств к существованию для 1,6 млрд людей и являются домом
для  80% мирового наземного биоразнообразия. Свыше  25% лекарственных
средств, выпускаемых на  сумму $ 108 млрд в год, изготовляются из сырья тропических
лесных растений.  

Работая с
сообществами, государственными органами, неправительственными организациями и
предприятиями, Глобальная программа МСОП по лесам и изменению климата (GFCCP)
поддерживает развитие локально управляемых, устойчивых мер, которые позволят
улучшить управление лесами несколькими способами:

Замедление темпов
мирового обезлесения  и деградации лесов.
Мероприятия в этой
области ориентированы на: устойчивое управление и защиту всех видов лесов в
более широком контексте землепользования, сохранение преимуществ от лесов,
сокращение эмиссии парниковых газов из-за обезлесения и повышение способности
лесов действовать в качестве поглотителей углерода. МСОП делает это путем
активизации действий, уделяя приоритетное внимание территориям с высокой
ценностью биоразнообразия и культурного значения, такие как девственные леса и
объекты наследия. 

Восстановление
лесных ландшафтов  (FLR).
Деятельность МСОП в этом направлении способствует смягчению последствий
изменения климата; помогает восстановить баланс экологических, социальных,
климатических и экономических выгод, получаемых от лесов, деревьев и других
древесных растений на нескольких видах землепользования; привлекает к активному
процессу местные общины, чтобы определить и осуществить соответствующие
мероприятия по восстановлению лесов, начиная от агролесомелиорации до посадки
местных видов деревьев для защиты водораздела. 

Стимулирование
землепользования на основе прав
обеспечивает участие общественности в вопросах
землепользования. МСОП предоставляет результаты на местах через партнеров
и проекты по всему миру, чтобы помочь усилить общественный контроль
над лесами, сократить масштабы нищеты, расширить права и возможности населения,
повысить биоразнообразие и устойчивое управление лесами.

Вода

Только 3% всей
воды на Земли является пресной и около 2/3 ее находится в замороженом состоянии
в ледниках и полярных ледяных шапках.

Мир
сталкивается со значительными трудностями в равноправном управлении источниками
пресной воды, доступными для растущего населения. Глобальная программа МСОП по
воде объединяет свою обширную сеть членов МСОП, экспертов, правительства и
партнеров из частного сектора для разработки устойчивых решений, чтобы сохранить
водные ресурсы планеты. Миссия Программы заключается в том, чтобы выступать
доверенным партнером, основываясь на фактических данных и адаптивном изменении
в управлении водными ресурсами, приносящим пользу людям и природе.

Глобальная политика

МСОП участвует
в многосторонних процессах и международных экологических форумах, чтобы
обеспечить политику и технические рекомендации для основных заинтересованных
сторон, объединяя обширный опыт на местах и научную экспертизу. Являясь ведущим
в мире объединением природоохранных организаций, включая государства,
правительственные учреждения и неправительственные организации, МСОП занимает уникальное положение, чтобы
отражать и продвигать приоритеты сообщества по глобальному сохранению природы. Это
единственная экологическая организация, имеющая статус наблюдателя в
Генеральной Ассамблее ООН, что позволяет МСОП предоставлять перспективы политики
своих членов на самом высоком международном уровне дипломатии.

Контроль и
руководство программами МСОП по разработке и реализации международной
политики сохранения обеспечивает Подразделение глобальной политики (GPU),  координирующее взаимодействие и участие IUCN
в  многосторонних процессах  и способствуюшее
развитию ключевых политических посланий через позиционные документы и
другие ресурсы.

Охраняемые районы

Охраняемые
районы – национальные парки, природные заповедники, охраняемые места проживания
общин являются основой сохранения биоразнообразия. Охраняемые районы находятся
в центре усилий, направленных на сохранение природы и предоставляемых ею услуг
(еда, вода, медикаменты, защита от стихийных бедствий).

Оказание
помощи странам и общинам определять и управлять системами охраняемых районов на
суше и в океане, является одним из основных направлений деятельности МСОП. Вместе с сохранением видов,
это является ключевым объектом внимания работы МСОП и большинства
организаций-членов IUCN. Эффективно управляемые системы охраняемых районов
были признаны в качестве важнейших инструментов в достижении целей Конвенции о
биологическом разнообразии и Целей развития тысячелетия.

Международный союз охраны порироды разработал Глобальную программу по охраняемым районам (GPAP), которая выступает
в качестве координационного центра Всемирной комиссии МСОП по охраняемым
районам, обеспечивающей предоставление экспертных оценок по программе, поддерживаемой
Всемирным форумом руководителей охраняемых районов.

Морские и
полярные исследования

Глобальная программа
МСОП по морским и полярным исследованиям (GMPP), основанная более 20 лет назад,
включает команду сотрудников, приверженных эффективному решению ключевых
глобальных проблем в морской и полярной среде. GMPP сотрудничает с другими
тематическими и региональными программами, комиссиями МСОП с целью защитить
морские и полярные экосистемы, восстанавить их биоразнообразие и продуктивность,
а любое использование ресурсов сделать устойчивым и справедливым.

Деятельность
GMPP осуществляется в 10 странах 25 командами, состоящими из морских специалистов,
работающих на различных уровнях – от местных рыбаков до лиц, принимающих
решения на Генассамблее ООН. GMPP работает в партнерстве с различными корпорациями
частного сектора по темам: туризм, оффшорные возобновляемые источники энергии, минимизация
воздействия на окружающую среду от добычи нефти и газа в прибрежных районах.

Глобальная программа
сосредоточена на 10 направлениях, охватывающих следующие темы: смягчение
последствий изменения климата и адаптация; сохранение видов, находящихся под
угрозой исчезновения; морские охраняемые районы; полярная деятельность; обеспечение
доступа к средствам существования в прибрежных территориях; коралловые рифы; управление
океаном; пластик в морской среде; энергетика и судоходство; рыболовство и
аквакультура; управление морскими инвазивными видами.

Биологические виды

Программа МСОП по видам совместно с Комиссией МСОП
по выживанию видов (SSC) и партнерами осуществляет действия, направленные на
сохранение биологических видов для людей и природы через множество инициатив, включая
продолжающуюся разработку Красного списка видов, находящихся под угрозой
исчезновения, а также поддержку проекта «Спасите наши виды (SOS)» и Комплексную
программу по сохранению мест обитания тигров (ITHCP).

Возрастающее
население планеты оказывает огромное давление на природу, ускоряет разрушение
среды обитания, распространение инвазивных видов. Незаконная торговля животными
дикой природы, загрязнение окружающей среды и изменение климата, угрожают биологическим
видам. Беспрецедентная потеря видов снижает качество жизни людей и подрывает
продовольственную и экономическую безопасность. Сохранение на основе
надежных знаний помогает предотвратить вымирание и повысить уровень популяции
среди многих видов. Успешное вмешательство включает в себя: программу по
восстановлению видов, создание охраняемых территорий, восстановление
экосистем; контроль инвазивных видов; реинтродукцию; меры по
сохранению видов ex situи эффективные программы управления.

Социальная политика

Подразделение
по вопросам социальной политики помогает IUCN интегрировать социальные вопросы в программы Союза и разрабатывать стратегии и
политики, способствующие обеспечению устойчивого управления и гарантирование
обеспечения средствами к существованию в прибрежных районах. Работа выполняется
по следующим темам: коренные народы; права человека и подходы, основанные на
правах; био-культурное разнообразие; сакральные природные объекты; люди и
охраняемые районы; продовольственная безопасность; социальная справедливость;
социально-культурные аспекты воздействия изменения климата, политика.

Всемирное наследие

В центре
Конвенции о всемирном наследии, разработанной МСОП совместно с ЮНЕСКО, и принятой в 1972г., лежит идея, что некоторые территории
настолько ценны для человечества, что за защиту и сохранение этих мест для
будущих поколений несут коллективную ответственность все жители. Это единственный
международный документ по сохранению, который связывает природу и культуру,
признавая сложные взаимодействия между человеком и окружающей средой. 

Идентификация
этих мест через Конвенцию о всемирном наследии является прямым ответом на
необходимость защиты и восстановления охраняемых территорий на основе
критериев, которые включают: масштаб естественной среды обитания, целость
экологических процессов, жизнеспособность популяций редких и исчезающих видов,
эстетическую привлекательность.

Программа МСОП
по всемирному наследию мобилизует усилия широкой сети участников IUCN и экспертов, содействующих
сохранению естественного Всемирного наследия. МСОП реализует различные
инициативы в целях повышения роли Конвенции по защите биоразнообразия планеты
и способствует эффективному использованию ее механизмов для усиления охраны и
рационального использования природных объектов Всемирного наследия.

Структура МСОП

Всемирный конгресс по охране природы проводится раз в 4 года. Это мероприятие объединяет несколько тысяч
руководителей, представителей правительств, гражданского общества, коренных
народов, деловых и научных кругов, с целью сохранения окружающей среды и природы
в ответ на глобальные вызовы. Конгресс состоит из двух компонентов: Форума и
Ассамблеи.

Форум  является
центром общественной дискуссии, объединяющий людей из всех слоев общества, чтобы
обсудить наиболее актуальные проблемы сохранения и устойчивого развития в
мире. Он включает в себя множество различных типов событий –
от диалогов высокого уровня до учебных семинаров,  где детально исследуют вопросы сохранения природы и инноваций.

Ассамблея участников является высшим органом принятия решений МСОП. Ассамблея – это уникальный мировой парламент по вопросам
окружающей среды, состоящий из правительств и неправительственных организаций
национальных и международных, чтобы принимать совместные решения по сохранению
и устойчивому развитию,  устанавливать
приоритеты и согласовывать программу работы Союза. Традиционно, Всемирный
конгресс по охране природы принимает одно из государств-членов
МСОП. Предпочтение отдается странам и регионам, где конгрессы не
проводились в последние годы. Самый последний Конгресс проходил с 1 по 10 сентября
2022г. на Гавайях (США). В период между сессиями Всемирного конгресса
по охране природы проводится общее собрание членов Союза.

Другие сокращения:  Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики", НИУ "Высшая Школа Экономики", Высшая Школа Экономики, НИУ ВШЭ, ВШЭ Москва (ИНН 7714030726) адрес, официальный сайт и телефон

При Союзе функционирует 6 Комиссий, объединяющих 16 000 экспертов-волонтеров из целого ряда научных дисциплин. IUCN – International Union for Conservation of Nature / Международный союз охраны природы (МСОП)

Совет является основным руководящим
органом МСОП, куда входят: Президент, 4 вице-Президента, Казначей, Председатели
6 комиссий IUCN; Советник от Швейцарии
и 28 региональных советников.

В зависимости
от полномочий, направления и политики Конгресса, роль Совета МСОП заключается
в: установлении стратегического направления и руководств политики для работы
Союза; обеспечении контроля и рекомендаций по эффективной работе структурных
подразделений Союза в целом и Генерального директора в частности; оказании
поддержки Гендиректору в осуществлении целей, политики и программ МСОП для
мирового сообщества. Избранные члены Совета занимают свои должности с момента
закрытия Всемирного конгресса по охране природы (10 сентября 2022г.) до
закрытия следующей очередной сессии Конгресса, которая будет проходить в 2020г.

В Секретариате, возглавляемом Генеральным
директором, работает 900 сотрудников из 50 стран мира. Секретариат
подотчетен Совету МСОП и имеет децентрализованную структуру, включающую
региональные, страновые и проектные представительства по всему миру.

Члены МСОП

На сегодняшний
день членами Международного союза охраны
природы
является 89 государств, более 16
000
учёных и экспертов из 181 страны, а также 112 правительственных и 735 неправительственных организаций, среди которых две украинскиеобщественные
природоохранные организации
: «Экология. Право. Человек» и «Национальный
экологический центр Украины»
.

Издания МСОП

Ежегодный доклад IUCN за 2022г.              —Программа
IUCN на период 2022-2020гг.

Объяснение потепления океана                  —Морской журнал

Стратегия взаимодействия бизнеса             Природное морское Всемирное наследие в Северном Ледовитом
океане

������� ��� dle������� ������

Всемирная стратегия сохранения 1975–1985 гг.

[6]:132–165

В 1975 году МСОП начал работу над Всемирная стратегия сохранения. Процесс разработки — и обсуждения с вовлеченными агентствами ООН — привели к эволюции мышления в МСОП и растущему признанию того факта, что сохранение природы путем запрета человеческого присутствия больше не работает.

В 1980 году МСОП и Всемирный фонд дикой природы переехали в новые общие офисы в г. Гланд, Швейцария. Это ознаменовало собой фазу более тесного сотрудничества с WWF, но тесные связи между МСОП и WWF были разорваны в 1985 году, когда WWF решил взять под контроль свои собственные полевые проекты, которыми до сих пор руководил МСОП.

Устойчивое развитие и регионализация: с 1985 г. по настоящее время[6]:176–222В 1982 году МСОП учредил в своем секретариате Центр охраны природы для развития.

Центр осуществлял проекты, направленные на включение охраны природы в помощь развитию и в экономическую политику развивающихся стран. На протяжении многих лет он поддерживал разработку национальных природоохранных стратегий в 30 странах. Несколько европейских стран начали направлять значительные объемы двусторонней помощи через проекты МСОП.

Управление этими проектами в основном осуществлялось персоналом МСОП, часто работающим из новых региональных и страновых офисов МСОП, созданных по всему миру. Это ознаменовало сдвиг в организации. Раньше волонтерские комиссии имели очень большое влияние, теперь же Секретариат и его сотрудники стали играть более доминирующую роль.

В 1989 году МСОП переехал в отдельное здание в Гланде, недалеко от офисов, которые он делил с WWF. Первоначально центр власти по-прежнему находился в штаб-квартире в Гланде, но региональные офисы и региональные группы членов постепенно получили большее влияние в операциях.

В 1991 г. МСОП (совместно с ЮНЕП и WWF) опубликовал Забота о Земле, преемник Всемирной стратегии сохранения.[7]

Социальные аспекты сохранения были теперь интегрированы в работу МСОП; на Генеральной Ассамблее в 1994 г. миссия МСОП была изменена в ее нынешнюю формулировку, чтобы включить справедливое и экологически чистое использование природных ресурсов.

Ближе к делу: с 2000 г. по настоящее времяС момента создания МСОП в 1948 году члены МСОП приняли более 300 резолюций, которые касаются или посвящены деятельности, связанной с бизнесом.

Повышенное внимание к устойчивому развитию как средству защиты природы приблизило МСОП к корпоративному сектору. Члены отказались от этого, но МСОП наладил партнерство с Всемирный деловой совет по устойчивому развитию. МСОП продлил с ними многолетний меморандум о взаимопонимании с WBCSD в декабре 2022 года.

В 1996 году, после десятилетий поиска решения конкретных бизнес-проблем, члены МСОП попросили разработать комплексный подход к вовлечению бизнес-сектора. Резолюция 1.81 Всемирного конгресса по охране природы, проведенного в том же году, «призвала членов МСОП и Генерального директора, исходя из необходимости влиять на политику частного сектора в поддержку миссии МСОП, расширять диалог и продуктивные отношения с частным сектором и находить новые способы взаимодействия с представителями бизнес-сообщества «.

Глобальная программа бизнеса и биоразнообразия МСОП (BBP) была создана в 2003 году для оказания влияния и поддержки частных партнеров в решении экологических и социальных проблем.[8] В 2004 г. была разработана первая Стратегия МСОП по взаимодействию с частным сектором (в ответ на Решение Совета C / 58/41).

Самым заметным в программе «Бизнес и биоразнообразие» является пятилетнее сотрудничество МСОП с энергетической компанией. Shell International в 2007.[9][10]

Сегодня Программа «Бизнес и биоразнообразие» продолжает определять стратегическое направление, координировать общий подход МСОП и обеспечивать институциональное обеспечение качества во всех деловых операциях. Программа обеспечивает реализацию Стратегии взаимодействия с бизнесом через глобальные тематические и региональные программы МСОП, а также помогает направлять работу шести комиссий МСОП.

Защита природных решений: с 2009 г. по настоящее время

Решения, основанные на природе (NbS) используют экосистемы и предоставляемые ими услуги для решения социальных проблем, таких как изменение климата, продовольственная безопасность или стихийные бедствия.[11]

Появление концепции NbS в экологических науках и в контексте охраны природы произошло, когда международные организации, такие как МСОП и Всемирный банк, искали решения для работы с экосистемами, а не полагались на традиционные инженерные мероприятия (такие как морские дамбы), чтобы адаптироваться к ним и смягчить последствия изменения климата, одновременно улучшая устойчивые источники средств к существованию и защищая природные экосистемы и биоразнообразие.

На Всемирном конгрессе по охране природы МСОП 2022 года члены МСОП согласовали определение природных решений.[12] Члены также призвали правительства включать природные решения в стратегии борьбы с изменением климата.

Издание красной книги – одно из достижений мсоп

Наиболее известный аспект деятельности МСОП, который курирует Комиссия по выживанию видов, – публикация Красной книги. С 1966 года она периодически выходит в печать. С течением времени и изменением обстановки обновляются ее выпуски, представляющие собой обширный каталог популяций и видов животных, классифицируемых по степени угрозы исчезновения.

Там же дается оценка состояния вида на текущий период и прогнозируется последующая динамика – отрицательная либо позитивная. Изданию каждого выпуска предшествует глубокий анализ состояния природы. К примеру, аналитической работой, проведенной МСОП в 2000 году, отмечена негативная динамика обеднения мировой фауны.

К сожалению, прогнозы на будущее еще более страшны. По данным глубоких исследований специалистов МСОП на грани исчезновения стоят почти 5,5 тысяч различных видов. Красная книга международного союза охраны природы — документ, послуживший заметным толчком для возникновения национальных и региональных Красных списков, поднимающих проблемы окружающей среды на ограниченных территориях.

Использованная литература

  1. ^«Счета МСОП 2022», МСОП.
  2. ^«Около». МСОП. 3 декабря 2022 г. В 1956 году организация сменила название на Международный союз охраны природы и природных ресурсов с аббревиатурой IUCN (или UICN на французском и испанском языках). Это наше полное официальное имя и по сей день.
  3. ^ аб«О МСОП». МСОП. Получено 17 ноября 2022.
  4. ^ абc«Кения: масаи противостоят попыткам МСОП изгнания из своего леса». Всемирное движение тропических лесов. Архивировано из оригинал 27 сентября 2022 г.. Получено 2 декабря 2022.
  5. ^Блок, Бен. «Экологи спорят о корпоративных связях». Институт Worldwatch. worldwatch.org (обновленная версия). Архивировано из оригинал 16 сентября 2022 г.. Получено 26 марта 2022.
  6. ^ абcdежгчасяХолдгейт, Мартин (1999). Зеленая паутина: союз за сохранение мира. Earthscan. ISBN 1-85383-595-1.
  7. ^ абc«Понимание НПО». agendatwentyone.wordpress.com. 28 июня 2022 г.. Получено 5 декабря 2022.
  8. ^«Глобальная программа бизнеса и биоразнообразия». МСОП. Получено 28 ноября 2022.
  9. ^«МСОП и« Шелл »: ориентируясь на путь». Бизнес и биоразнообразие. Архивировано из оригинал 23 сентября 2022 г.. Получено 5 декабря 2022.
  10. ^ аб«Экологи спорят о корпоративных связях». Worldwatch. Архивировано из оригинал 29 ноября 2022 г.. Получено 5 декабря 2022.
  11. ^Природные решения для решения глобальных социальных проблем. Библиотечная система МСОП. portals.iucn.org. ISBN 9782831718125.
  12. ^«077 — Определение природных решений | Портал Конгресса 2022». portals.iucn.org. Архивировано из оригинал 8 августа 2022 г.. Получено 4 июля 2022.
  13. ^«Что мы делаем». МСОП. Получено 4 декабря 2022.
  14. ^ абc«Программа МСОП». МСОП. 1 октября 2022 г.. Получено 4 июля 2022.
  15. ^«ЦИК — что мы делаем». МСОП. Архивировано из оригинал 26 декабря 2022 г.. Получено 26 декабря 2022.
  16. ^««Зеленый список» присуждает награды за лучшие природоохранные объекты мира ». Австралийский географический. 14 ноября 2022 г.. Получено 18 ноября 2022.
  17. ^«Ключевые области биоразнообразия». МСОП. 8 марта 2022 г.. Получено 4 июля 2022.
  18. ^ аб«Годовой отчет МСОП за 2022 г.»(PDF). Железа, Швейцария. 2022 г.
  19. ^«База данных НПО ЮНЕСКО». ЮНЕСКО. Архивировано из оригинал 8 декабря 2022 г.. Получено 4 декабря 2022.
  20. ^«МСОП приветствует 13 новых членов». МСОП. 6 июня 2022 г.. Получено 4 июля 2022.
  21. ^«МСОП — Комиссии». Международный союз охраны природы. 12 мая 2022. Получено 8 сентября 2022.
  22. ^«О МСОП». МСОП. Получено 22 декабря 2022.
  23. ^«Генеральный директор». МСОП. 31 августа 2022 г.. Получено 24 августа 2022.
  24. ^«Годовой отчет МСОП за 2022 год»(PDF). МСОП. Получено 22 декабря 2022.
  25. ^ абЭллис, Джессика (7 октября 2020 г.). «Что такое МСОП?». WiseGeek.
  26. ^ абМакдональд, Кеннет. МСОП: история ограничений(PDF). UCLouvain. Получено 12 декабря 2022.
  27. ^«Что такое ЭКОЦЕНТР и для чего он нужен?». МСОП (на урду). 4 апреля 2022 г.. Получено 20 июн 2022.
  28. ^«Гринуош: зеленые претензии Кока-колы — настоящие?». Хранитель. 4 декабря 2008 г. ISSN 0261-3077. Получено 20 июн 2022.
  29. ^«Не обращайте внимания на зеленую воду — Coca Cola никогда не может быть нейтральной по отношению к воде.«. Эколог. Получено 20 июн 2022.
  30. ^«Споры о базе военно-морского флота на острове Чеджу разделяют МСОП». Альянс СМИ по биоразнообразию. Получено 12 декабря 2022.
  31. ^«Публикации». МСОП. Получено 28 января 2022.
  32. ^Годовой отчет МСОП за 2022 г.(PDF). МСОП. п. 21.
  33. ^«Большое увеличение охраняемых территорий Земли». Австралийский географический. 13 ноября 2022 г. Архивировано с оригинал 17 ноября 2022 г.. Получено 17 ноября 2022.

Комиссии

  • Комиссия по выживанию видов (SSC)
Другие сокращения:  Ходорковский открыл новый сайт вместо заблокированного Роскомнадзором — РБК

SSC советует Союзу относительно технических аспектов сохранения видов и мобилизует действие для тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения. Комиссия составляет Красный Список видов, находящихся под угрозой исчезновения. Группы SSC:

  • Группа специалистов по антилопам (ASG)

ASG является ведущей в мире организацией по изучению и сохранению всех видов антилоп. Это международное объединение специалистов, занимающихся вопросами изучения, мониторинга и сохранения антилоп. Общая цель ASG заключается в содействии долгосрочным мерам по сохранению антилоп и их местообитаний во всем мире и восстановлению видов, популяций и субпопуляций антилоп там, где это возможно.

  • Всемирная комиссия по охраняемым территориям (WCPA)

WCPA занимается продвижением и управлением международной представительной сетью земных и морских охраняемых территорий.

  • Комиссия по экологическому праву (CEL)

CEL продвигает экологические законы, развивая новые юридические понятия и механизмы.

  • Комиссия по экологической, экономической и социальной политике (CEESP)

CEESP обеспечивает экспертизу и совет политики относительно экономических и социальных факторов для сохранения и жизнеспособного использования биологического разнообразия.

  • Комиссия по образованию и коммуникации (CEC)

CEC выступает в защиту стратегического использования коммуникаций и образования с целью уполномочить и обучить заинтересованные стороны для жизнеспособного использования природных ресурсов.

  • Комиссия по управлению экосистемами (CEM)

CEM даёт экспертную оценку управления природными и изменёнными экосистемами.

Критика

Утверждалось, что МСОП ставит потребности природы выше потребностей людей, игнорируя экономические соображения и интересы коренных народов и других традиционных пользователей земли. До 1980-х годов МСОП поддерживал «Йеллоустонскую модель» сохранения, которая предусматривала удаление людей из охраняемых территорий.

Народ масаи от Национальный парк Серенгети и Заповедник Нгоронгоро пожалуй, самый известный пример такого подхода.[4][6]

Это связано с другой критикой в ​​адрес МСОП, а именно с тем, что на протяжении всей своей истории он был в основном «ориентирован на север», то есть имел западноевропейский или североамериканский взгляд на глобальную охрану. Некоторые критики указывают на тот факт, что многие люди, участвовавшие в создании МСОП, были ведущими фигурами в Британском обществе охраны дикой фауны Империи, которое стремилось защитить виды от воздействия «местного» охотничьего давления, чтобы охранять охоту европейцами.[27] Тот факт, что, по крайней мере, до 1990-х годов, большинство сотрудников МСОП, председатели комиссий и президент МСОП были выходцами из западных стран, также вызвал критику.[6]

Совсем недавно активисты экологических групп утверждали, что МСОП слишком тесно связан с правительственными организациями и коммерческим сектором.[26] Сотрудничество МСОП с Оболочка подвергся критике, в том числе и со стороны своих собственных членов.[10] Тесное партнерство МСОП с Кока-Кола во Вьетнаме, где они вместе открыли общественные центры, ориентированные на Coca-Cola, также вызвали некоторую критику и обвинения в зеленый.[28][29][30] Решение о проведении Всемирного конгресса по охране природы в 2022 г.

Национальная и международная политика

На национальном уровне МСОП помогает правительствам готовить национальную политику в области биоразнообразия. На международном уровне МСОП предоставляет рекомендации экологическим конвенциям, таким как Конвенция о биологическом разнообразии, СИТЕС и Рамочная конвенция об изменении климата.

Он советует ЮНЕСКО на естественных Всемирного наследия.Он имеет официально аккредитованную постоянную миссию наблюдателя в Организация Объединенных Наций.[14]МСОП поддерживает официальные отношения с множеством других международных организаций.[19]

Оказать влияние

МСОП считается одной из самых влиятельных природоохранных организаций и вместе с Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Институт мировых ресурсов (WRI), рассматривается как движущая сила роста влияния экологических организаций в ООН и во всем мире.[7][26]

Он создал всемирную сеть правительственных и неправительственных организаций, привлекает экспертов из комиссий МСОП, имеет официальные связи с международными соглашениями и межправительственными организациями, а также все чаще поддерживает партнерские отношения с международным бизнесом.

По мнению некоторых, МСОП оказывает значительное влияние на определение того, что в действительности представляет собой охрана природы.[27] В Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения МСОП Красный список экосистем МСОП определяет, какие виды и природные территории заслуживают защиты.

Повышенный авторитет и признание: 1956–1965 гг.

[6]:67–82

В течение этого периода МСОП расширил свои отношения с агентствами ООН и установил связи с Совет Европы. Самая известная публикация МСОП, Красная книга о статусе сохранности видов, была впервые опубликована в 1964 году.

МСОП начал играть роль в разработке международных договоров и конвенций, начиная с Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсов.

Африка была в центре внимания многих первых природоохранных проектов МСОП. МСОП поддержал «Йеллоустонскую модель» управления охраняемыми территориями, которая строго ограничивала присутствие и деятельность человека в целях защиты природы.[4]

МСОП в первые годы своего существования также страдал от ограниченного финансирования. Именно по этой причине, Трейси ФилиппсГенеральный секретарь в 1955–1958 гг. Не получал зарплату за время своего пребывания в должности.[6]:62

Чтобы создать стабильную финансовую основу для своей работы, МСОП участвовал в создании Всемирного фонда дикой природы (1961 г.) (ныне Всемирный фонд дикой природы WWF) для работы по сбору средств для покрытия части операционных расходов МСОП. Также в 1961 году штаб-квартира МСОП переехала из Бельгии в Морж в Швейцарии.

Программа мсоп на 2022–2020 гг.

Согласно его веб-сайту, МСОП работает по следующим темам: бизнес, изменение климата, экономика, экосистемы, экологическое право, сохранение леса, Пол, глобальная политика, морской и полярный, охраняемые территории, наука и знания, социальная политика, виды, вода и Всемирного наследия.[13]

МСОП работает на основе четырехлетних программ, определяемых членами. В Программе МСОП на 2022–2020 годы сохранение природы и биоразнообразия увязано с устойчивым развитием и сокращением бедности. МСОП заявляет, что он стремится иметь прочную фактическую базу для своей работы и принимает во внимание знания, которыми обладают коренные народы и другие традиционные пользователи природных ресурсов.

Программа МСОП на 2022–2020 годы определяет три приоритетных области:[14]

  1. Ценить и беречь природу.
  2. Поощрение и поддержка эффективного и справедливого управления природными ресурсами
  3. Развертывание Решения, основанные на природе для решения социальных проблем, включая изменение климата, продовольственную безопасность и экономическое и социальное развитие.[14]

МСОП сам по себе не стремится напрямую мобилизовать широкую общественность. Образование было частью рабочей программы МСОП с самого начала, но основное внимание уделяется вовлечению заинтересованных сторон и стратегической коммуникации, а не массовым кампаниям.[15]

Публикации

МСОП имеет широкий спектр публикаций, отчетов, руководств и баз данных, касающихся сохранения и устойчивое развитие. Ежегодно он публикует или соавтор более 100 книг и крупных оценок, а также сотни отчетов, документов и руководств.[32] В 2022 г.

Отчет, опубликованный на Всемирном конгрессе парков МСОП в Сиднее 12 ноября 2022 года, показал, что 209 000 заповедников по всему миру в настоящее время покрывают 15,4% общей площади суши. Это шаг к защите 17 процентов суши и 10 процентов морской среды на Земле к 2020 году после заключения соглашения между странами мира.

Среда обитания и виды

МСОП реализует полевые проекты для место обитания и сохранение видов во всем мире. Он производит Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения МСОП и Красный список экосистем МСОП. Красный список экосистем МСОП применим на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Заявленная цель МСОП — расширение глобальной сети национальные парки и другие охраняемые территории и способствовать эффективному управлению такими территориями.[16][17] В частности, он фокусируется на большей защите океаны и морская среда обитания.

Укрепление позиций в международном экологическом движении: 1966–1975 гг.

[6]:110–124

В течение 1960-х МСОП лоббировал Генеральную Ассамблею ООН с целью создания нового статуса для НПО. Резолюция 1296, принятая в 1968 году, предоставила НПО статус «консультативных». Сам МСОП в конечном итоге был аккредитован при шести организациях ООН.[7] МСОП был одной из немногих экологических организаций, формально участвовавших в подготовке Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972).

МСОП заключил соглашение с Программой ООН по окружающей среде ЮНЕП предоставлять регулярные обзоры сохранения мира. Полученный таким образом доход в сочетании с растущим доходом от Всемирного фонда дикой природы впервые с 1948 года поставил организацию на относительно прочное финансовое положение.

В этот период началось постепенное изменение подхода МСОП к сохранению, в котором он пытался стать более привлекательным для развивающегося мира.

Управление

В Всемирный конгресс по охране природы (Ассамблея членов) является высшим директивным органом МСОП. Конгресс собирается каждые четыре года. Он избирает совет, включая президента, и утверждает программу работы МСОП на следующие четыре года и бюджет.

Совет МСОП — это главный руководящий орган МСОП. Совет обеспечивает стратегическое направление деятельности Союза, обсуждает конкретные вопросы политики и дает рекомендации по финансам и развитию членства в Союзе. Совет состоит из президента, четырех вице-президентов (избираемых советом из числа его членов), казначея, председателей шести комиссий МСОП, трех региональных советников от каждого из восьми установленных законом регионов МСОП и советника от государства, в котором Местонахождение МСОП (Швейцария). Нынешний президент МСОП Чжан Синьшэн.

Совет назначает Генерального директора, который отвечает за общее руководство МСОП и работу Секретариата. Действующий генеральный директор МСОП — Бруно Оберле с июля 2020 года.[23] Он преуспел Ингер Андерсен.

Оцените статью
Расшифруй.Ру