История
По словам генерального секретаря НАТО (2009—2022) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения[7]:
Шестьдесят пять лет назад в этом месяце НАТО была создана в опасном мире. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.
В марте 1948 года был заключён Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лёг в основу «Западноевропейского союза» (WEU).
https://www.youtube.com/watch?v=un6qYNOyeqo
Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза.
Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 года представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция)
Североатлантического Договора. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.
Фактически, начиная со своего основания, НАТО была ориентирована на противодействие СССР и, позднее, также странам — участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 году.
Греция и Турция вошли в НАТО в 1952 году («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»).
В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена[8][9].
В 1966, помимо высшего органа НАТО — Совета НАТО, был учреждён Комитет военного планирования, состоящий из министров обороны стран — членов блока, и собирающийся два раза в год.
В 1966 году Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры. Такой шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, включавшей в себя разрешение колониальных проблем, создание собственного ядерного оружия, избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношении.
Де Голль потребовал реорганизации НАТО с целью ограничения доминирования в нём американцев и усиления французских позиций, но эти планы были отвергнуты США и Великобританией. В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выхода страны из военной организации НАТО[10].
В связи с этим штаб-квартиру НАТО пришлось переносить из Парижа в Брюссель, а затем и выводить все военные базы США с французской территории. Несмотря на это, Франция принимала активное участие в военной операции НАТО против Югославии в 1999 году. В 2009 году она вернулась во все структуры НАТО[11].
В 1974 году Греция вышла, а в 1981 году вновь вошла в НАТО.
В 1982 году к НАТО присоединилась Испания («Третье расширение НАТО»). С объединением Германии территория альянса включила в себя территорию бывшей ГДР (теперь как часть ФРГ). После окончания холодной войны, в 1999 году, в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвёртое расширение НАТО»)
В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»)[12]. В 2022 году в состав НАТО вошла Черногория («Седьмое расширение НАТО»)[13].
До окончания холодной войны официально силы НАТО не участвовали ни в одной военной операции[15].
В конце XX — начале XXI века войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах:
3 января 2022 года организация утвердила в качестве своего официального гимна сочинённую в 1989 году дирижёром Люксембургского военного оркестра (англ.) (рус.Андре Райхлингом (люксемб.) (рус. музыкальную композицию для 20 инструментов без слов[16][17][18].
Организация североатлантического договора • большая российская энциклопедия — электронная версия
ОРГАНИЗА́ЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИ́ЧЕСКОГО ДОГОВО́РА [НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), франц. Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)], военно-политич. союз 28 европейских государств, США и Канады (2022). Образована по инициативе правительства США. Договор о создании НАТО подписан в апр. 1949 в Вашингтоне министрами иностр. дел 12 стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции (в 1966 вышла из военной организации, в 2009 вернулась во все структуры НАТО). В 1952 к блоку присоединились Греция (в 1974–80 не участвовала в воен. организации) и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания, в 1999 – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 – Албания, Хорватия, в 2022 – Черногория, в 2020 – Северная Македония. Штаб-квартира организации – в Брюсселе (Бельгия). Офиц. языки – английский и французский.
Осн. руководящими органами в политич. структуре НАТО являются Совет НАТО, Комитет воен. планирования и Группа ядерного планирования, работу которых обеспечивают разл. комитеты, агентства, бюро и др. спец. структуры. Деятельность высших руководящих органов организует и координирует генеральный секретарь НАТО.
Совет НАТО – высший политич. орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран – участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности высшего политич. органа являются сессии, которые различаются уровнем представительства (главы государств и правительств, министры иностр. дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов) и периодичностью проведения (плановые и внеочередные). Место, время и уровень их проведения определяет ген. секретарь НАТО после соответствующих консультаций. При этом полномочия Совета НАТО и принятые решения имеют одинаковый статус и юридич. силу независимо от уровня представительства. Заседания Совета НАТО на уровне глав государств и правительств проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2-х раз в год на уровне министров иностр. дел проходят летняя и зимняя сессии Совета НАТО, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также др. министров государств – членов альянса. Также 2 раза в год Совет проводит заседания на уровне министров обороны, где обсуждаются проблемы применения коалиц. войск (сил) и концептуальные вопросы воен. строительства Объединённых вооружённых сил НАТО (ОВС НАТО). Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключит. документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние – в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии Совета НАТО. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания Постоянного совета НАТО, действующего от имени Совета НАТО на уровне постоянных представителей государств – членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политич. аспекты текущей деятельности блока, проблемы сотрудничества стран НАТО в разл. областях, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным междунар. проблемам, координируются действия нац. правительств по проведению воен.-политич. мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. Помимо этого, Постоянный совет выполняет адм.-хозяйств. функции.
Комитет военного планирования (КВП) является высшим воен.-политич. органом по решению проблем, касающихся организации руководящих воен. органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиц. сил, выработки стратегич. концепций блока, воен. участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств – членов блока (кроме Франции) проводятся 2 раза в год перед сессиями Совета НАТО. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной воен. деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиц. органами воен. управления. В период между заседаниями КВП руководство воен.-политич. деятельностью альянса осуществляет Постоянный комитет военного планирования, состоящий из постоянных представителей стран блока (они же работают в Постоянном совете). В ходе его заседаний рассматриваются проблемы текущей воен.-политич. деятельности альянса, обсуждаются и решаются адм.-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых воен. органов. Решения КВП окончательны и не подлежат утверждению Советом НАТО.
Группа ядерного планирования (ГЯП) – высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантич. союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения (ОМП). Заседания ГЯП с участием министров обороны государств – членов НАТО (кроме Франции) проводятся, как правило, 2 раза в год в рамках работы КВП под председательством генерального секретаря НАТО или его заместителя. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. В период между заседаниями ГЯП её функции выполняет Постоянная группа ядерного планирования, в состав которой входят представители стран-участниц в Постоянном совете НАТО. Подготовит. работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. Гл. консультативный орган при ГЯП – Группа высокого уровня ГЯП. В её состав включены высокопоставленные представители воен. ведомств и гос. учреждений государств – членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиц. ядерной политики. Заседания этой группы проходят неск. раз в год под председательством представителя США.
Генеральный секретарь НАТО, возглавляя НАТО, КВП, ГЯП и ряд ведущих постоянных комитетов, координирует их деятельность, осуществляет подготовку заседаний, контролирует выполнение принятых решений, выполняет представит. функции. Кроме того, он является пред. Совета евро-атлантич. партнёрства (СЕАП) и Группы средиземноморского сотрудничества, а также сопредседателем Совета Россия – НАТО и Комиссии НАТО – Украина. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо нац. делегации и подотчётен только Совету НАТО. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря (как правило, быв. мин. ин. дел одного из государств альянса) должен владеть англ. и франц. языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока (обычно на 2 года) на сессии Совета НАТО. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантич. союза на междунар. арене, выражает офиц. взгляды альянса и выступает как глава политич. и воен. организации блока. В процессе консультаций при решении практич. вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе офиц. визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политич. и воен.-политич. органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по разл. вопросам деятельности НАТО. Осн. рабочим органом генерального секретаря является Междунар. секретариат НАТО.
Высший орган воен. структуры НАТО – Военный комитет (ВК), в состав которого входят начальники ГШ вооруж. сил стран НАТО. Франция представлена в ВК воен. миссией, Исландия – наблюдателем. ВК определяет направления строительства ОВС НАТО, согласовывает планы их применения, готовит рекомендации по воен. вопросам для КВП и руководит деятельностью подчинённых воен. органов. Заседания ВК проводятся на уровне начальников ГШ 2 раза в год, обычно перед заседанием КВП. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших воен. командований осуществляет Постоянный воен. к-т в составе нац. воен. представителей государств – участников воен. организации блока. Исполнит. органом ВК является Междунар. воен. штаб (МВШ), в состав которого входят представители всех стран блока, выделивших свои войска в ОВС НАТО. Особое место в деятельности МВШ занимает Центр НАТО по оценке обстановки (SITCEN), который отвечает за сбор, обобщение и анализ политич., экономич. и воен. информации, а также за разработку информационно-аналитич. материалов. Центр круглосуточно отслеживает воен.-политич. обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса.
Вооруж. силы НАТО представляют собой совокупность вооруж. сил стран, входящих в Североатлантич. союз, которые по месту и роли в войне, средствам её ведения, оперативному предназначению, принадлежности к стратегич. группировкам, а также по степени подчинённости коалиц. органам управления подразделяются на ОВС НАТО и вооруж. силы, остающиеся в нац. подчинении. Суммарно в вооруж. силах (2022) насчитывается св. 16,8 тыс. танков, ок. 25,6 тыс. орудий полевой артиллерии, миномётов и РСЗО, ок. 8 тыс. боевых самолётов (в т. ч. св. 530 носителей ядерного оружия), св. 960 боевых кораблей, св. 200 боевых самолётов ВМС (в т. ч. ок. 80 носителей ядерного оружия). Мобилизац. возможности стран НАТО по людским ресурсам: годных к воен. службе ок. 114,5 млн. чел. и военнообученных св. 17 млн. чел. Расширение НАТО за счёт вхождения в блок государств – быв. республик СССР и участников Организации Варшавского договора (ОВД) привело к дисбалансу установленных ограничений по количеству вооружений в Европе. В результате НАТО имеет больше, чем разрешено положениями Договора об обычных вооруж. силах в Европе (ДОВСЕ; 2022): танков – примерно на 6 тыс. единиц, БМП и БТР – почти на 10 тыс., арт. систем – более чем на 5 тыс., самолётов – на 1,5 тыс., боевых вертолётов – более чем на 500 единиц. Дисбаланс особенно очевиден во фланговых зонах блока, где преимущество НАТО перед Россией составляет св. 1,2 тыс. танков, ок. 2,7 тыс. боевых машин и ок. 1,6 тыс. единиц артиллерии.
Исторически НАТО создавалась как инструмент воен. политики Запада по отношению к странам социалистич. лагеря. В качестве гл. вероятного противника рассматривались СССР и др. государства ОВД. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на воен.-политич. группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.
Политич. и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Договора. Их детализация и воен.-теоретич. положения по применению вооруж. сил альянса отражались в Стратегич. концепции НАТО, Стратегич. руководящих указаниях и др. концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов воен.-политич. руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегич. концепции (1950, 1952, 1957, 1968), последняя из них в вопросах применения вооруж. сил блока имела универсальный характер и действовала до кон. 1980-х гг. С распадом междунар. системы стран социалистич. содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру воен.-политич. целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегич. концепции 1991 подтверждался оборонит. характер Североатлантич. союза и решимость членов НАТО защищать свою безопасность, суверенитет и территориальную целостность. Однако, утратив гл. противника в лице СССР, руководство НАТО начало поиск новых обоснований своего существования. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран – членов НАТО исходит не от спланиров. агрессии, а от нестабильности на Европ. континенте, вызванной социально-экономич. и политич. проблемами, этнич. разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для проецирования силы за традиц. зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутр. дела др. государств. В 1992 страны альянса заявили о готовности предоставить воен. ресурсы блока для проведения миротворч. операций под эгидой Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Одновременно с этим хельсинкский саммит СБСЕ дал согласие на привлечение к таким операциям вооруж. сил НАТО, которые в 1992–96 по решению Совета Безопасности ООН провели ряд операций по блокаде Югославии, а в 1995 – возд. наступат. операцию против боснийских сербов. С 1994 начала реализовываться программа «Партнёрство во имя мира» – воен. сотрудничества НАТО с европ. государствами и быв. сов. республиками Закавказья и Центр. Азии, которые не являются членами орг-ции. Первоначально программа охватывала 24 государства, их число периодически изменяется с присоединением к программе новых государств или вступлением государств, участвующих в программе, в НАТО. На нач. 2022 участниками программы являются 22 страны, в т. ч. РФ.
В 1999 принята Стратегич. концепция НАТО, ознаменовавшая собой качественное изменение воен.-политич. характера организации от сугубо оборонительного союза к союзу наступательному. Концепция предусматривала расширение функциональных и географич. границ путём принятия новых членов в Североатлантич. союз и активного вмешательства во внутр. дела суверенных государств. К перечню угроз, для отражения которых допускалось применение воен. силы, добавились: обострение внутриполитич. обстановки в государствах вследствие провала социально-экономич. реформ, дезинтеграция отд. стран, попрание прав человека, нарушение функционирования телекоммуникац. и информац. систем, неконтролируемая миграция населения. Несмотря на признание альянсом правил применения силы, установленных международным правом, в документе предусматривалась возможность осуществления военно-силовых акций без санкции Совета Безопасности ООН. Практич. реализацией Стратегич. концепции явилась агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия (СРЮ), осуществлённая в 1999 под предлогом защиты прав косовских албанцев и завершившаяся отторжением от СРЮ Косова. С авг. 2003 НАТО приняло от США и осуществляет командование Междунар. силами содействия безопасности в Афганистане.
В новой стратегич. концепции НАТО, принятой в нояб. 2022, а также в осн. концептуальных документах прямо говорится о дальнейшем расширении не только географич., но и функциональной зоны ответственности. Стратегия альянса заключается в достижении безоговорочного доминирования во всех сферах мирового развития. При этом обновлённая стратегия предусматривает продолжение трансформации блока из евро-атлантич. оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Глобальные устремления НАТО просматриваются в её попытках играть значимую роль не только в вопросах обороны, предотвращения вооруж. конфликтов или террористич. атак, но и в вопросах энергетич. и экологич. безопасности, которые относятся к экономич. и природоохранной сферам и не имеют ярко выраженной воен. составляющей. Таким образом, ныне действующая стратегич. концепция НАТО является логич. продолжением проводимой политики по глобализации роли альянса и подменой им институтов ООН. Примером её применения на практике является использование вооруж. сил альянса против Ливии в 2022.
Офиц. основой отношений между НАТО и РФ является Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в 1997 главами всех государств – членов альянса и Президентом РФ. Для консультаций и сотрудничества был создан Совместный постоянный совет (СПС). Ему на смену пришёл Совет Россия – НАТО (СРН), учреждённый в 2002 на встрече на высшем уровне в Риме. В рамках СРН Россия и государства – члены НАТО работают в качестве равноправных партнёров в областях, представляющих взаимный интерес. СРН является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по вопросам безопасности в Евро-Атлантич. регионе. Заседания СРН на уровне послов и воен. представителей проводятся под председательством генерального секретаря НАТО не реже 1 раза в месяц; дважды в год – на уровне министров иностр. дел, министров обороны и начальников ГШ; и по мере возможности – на уровне глав государств и правительств. В авг. 2008, после проведения РФ операции по принуждению Грузии к миру и признания независимости Юж. Осетии и Абхазии, работа СРН была прервана. В марте 2009 главы МИД стран – членов альянса приняли решение возобновить сотрудничество с РФ в рамках СРН. Вместе с тем достигнутые успехи в сотрудничестве по отд. вопросам (противодействие терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам и др.) не снимают значит. разногласий, которые существуют между РФ и НАТО по фундам. проблемам, к которым относятся продолжающееся расширение блока, размещение элементов ПРО в Европе, выход НАТО за пределы концепции оборонит. союза, соблюдения ДОВСЕ и др.
В 2022 взаимодействие НАТО с РФ в рамках СРН было фактически остановлено. Решения саммита НАТО в Брюсселе 2022 подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России.
Генеральные секретари НАТО: Х. Л. Исмей (1952–57), П. А. Спаак (1957–61), Д. Стиккер (1961–64), М. Брозио (1964–71), Й. Лунс (1971–84), лорд Каррингтон (1984–88), М. Вёрнер (1988–94), С. Баланцино (и. о. 1994, и. о. 1995), В. Клас (1994–95), Х. Солана (1995–99), Дж. Робертсон (1999–2004), Я. де Хоп Схеффер (2004–2009), А. Ф. Расмуссен (2009–2022), Й. Столтенберг (с 2022).
Рекомендации
- ^«Mission and impact of the ILO». ilo.org.
- ^St, International Labour; Switzerl, ards DepartmentRoute des Morillons 4 CH-1211 Geneva 22. «Labour standards». www.ilo.org. Получено 27 апреля 2020.
- ^«Introduction to International Labour Standards». ilo.org.
- ^«The Nobel Peace Prize 1969». Nobelprize.org. Получено 5 июля 2006.
- ^«Global Commission on the Future of Work». www.ilo.org. 14 августа 2022 г.. Получено 21 марта 2022.
- ^«A human-centred agenda needed for a decent future of work». www.ilo.org. 22 января 2022 г.. Получено 21 марта 2022.
- ^«Правление». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
- ^Article 7, ILO Constitution
- ^«ILO Constitution». ilo.org.
- ^«Guy Ryder re-elected as ILO Director-General for a second term». ilo.org.
- ^ILO official site: Former Directors-General
- ^«International Labour Conference». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
- ^«ILO Constitution Article 3». Ilo.org. Архивировано из оригинал 25 декабря 2009 г.. Получено 2 июн 2022.
- ^«The International Labour Organization (ILO) – Membership». Энциклопедия Наций. Advameg, Inc. 2022. Получено 16 августа 2022.
- ^«Международная организация труда». britannica.com. Получено 24 мая 2022.
- ^«Архивная копия». Архивировано из оригинал 13 октября 2022 г.. Получено 22 мая 2022.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
- ^«ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work». Права на работе. Международная организация труда. 1998 г.. Получено 16 августа 2022.
- ^See the list of ratifications at Ilo.org
- ^«Recommendations». www.ilo.org.
- ^ абVanDaele, Jasmien (2005). «Engineering Social Peace: Networks, Ideas, And the Founding of the International Labour Organization». Международное обозрение социальной истории. 50 (3): 435–466. Дои:10.1017/S0020859005002178.
- ^Haimson, Leopold H. and Sapelli, Giulio. Strikes, Social Conflict, and the First World War: An International Perspective. Milan: Fondazione Giangiacomo Feltrinelli, 1992. ISBN 88-07-99047-4
- ^Shapiro, Stanley (1976). «The Passage of Power: Labor and the New Social Order». Труды Американского философского общества. 120 (6): 464–474. JSTOR 986599.
- ^Ayusawa, Iwao Frederick. International Labour Legislation. Clark, N.J.: Lawbook Exchange, 2005. ISBN 1-58477-461-4
- ^ абcdежграммFoner, Philip S. История рабочего движения в Соединенных Штатах. Vol. 7: Труд и Первая мировая война, 1914–1918 гг. Нью-Йорк: Международные издатели, 1987. ISBN 0-7178-0638-3
- ^«INTERNATIONAL LABOR CONFERENCE. October 29, 1919 – NOVEMBER 29, 1919»(PDF). ilo.org. WASHINGTON GOVERNMENT PRINTING OFFICE 1920.
- ^«Истоки и история». ilo.org.
- ^Reiner Tosstorff (2005). «The International Trade-Union Movement and the Founding of the International Labour Organization»(PDF). Международное обозрение социальной истории. 50 (3): 399–433. Дои:10.1017/S0020859005002166.
- ^«ILO». ilo.org.
- ^«Фотогалерея». ILO. 2022. Архивировано с оригинал 30 июня 2022 г.. Получено 30 мая 2022.
- ^ILO: ‘Programme and Structure of the ILO’:report of the Director General, 1963.
- ^R. W. Cox, «ILO: Limited Monarchy» in R.W. Cox and H. Jacobson The Anatomy of Influence: Decision Making in International Organization Yale University Press, 1973 pp.102-138
- ^ абBeigbeder, Yves (1979). «The United States’ Withdrawal from the International Labor Organization»(PDF). Relations Industrielles / Industrial Relations. 34 (2): 223–240. Дои:10.7202/028959ar.
- ^«Communication from the Government of the United States»(PDF). ilo.org.. United States letter dated 5 November 1975 containing notice of withdrawal from the International Labour Organization.
- ^Standing, Guy (2008). «The ILO: An Agency for Globalization?»(PDF). Развитие и изменение. 39 (3): 355–384. CiteSeerX 10.1.1.593.4931. Дои:10.1111/j.1467-7660.2008.00484.x. Получено 4 августа 2022.
- ^«ILO Conventions No. 98». ilo.org.
- ^«ILO Conventions No. 98». ilo.org.
- ^«The ILO and the story of Solidarnoc». ilo.org.
- ^«A house for social justice — past, present and future». www.ilo.org. 9 ноября 2022 г.. Получено 8 декабря 2020.
- ^«ILO statistics overview». ilo.org.
- ^«Key Indicators of the Labour Market (KILM)». ilo.org.
- ^«Hourly compensation costs»(PDF). International Labour Organization, KILM 17. Архивировано из оригинал(PDF) 11 июля 2022 г.. Получено 2 июн 2022.
- ^«Список товаров, производимых с помощью детского или принудительного труда». dol.gov.
- ^BIZZOTTO. «ITCILO – International Training Center». Архивировано из оригинал 10 июля 2022 г.. Получено 21 мая 2008.
- ^«LLM Guide (IP LLM) – University of Torino, Faculty of Law». llm-guide.com. Получено 2 июн 2022.
- ^«Архивная копия». Архивировано из оригинал 9 мая 2008 г.. Получено 21 мая 2008.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
- ^Von Braun, Joachim (1995). Von Braun (ed.). Employment for poverty reduction and food security. IFPRI Occasional Papers. Intl Food Policy Res Inst. п. 35. ISBN 978-0-89629-332-8. Получено 20 июн 2022.
- ^ абLarsen, P.B. Indigenous and tribal children: assessing child labour and education challenges. International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC), International Labour Office.
- ^Guidelines for Combating Child Labour Among Indigenous Peoples. Женева: Международная организация труда. 2006 г. ISBN 978-92-2-118748-6.
- ^Daniel Roger Maul (2007). «The International Labour Organization and the Struggle against Forced Labour from 1919 to the Present». История труда. 48 (4): 477–500. Дои:10.1080/00236560701580275. S2CID 154924697.
- ^«Forced labour, human trafficking and slavery». ilo.org.
- ^«FUNDAMENTALS». ilo.org.
- ^«Alliance 8.7». alliance87.org.
- ^«ILO Convention 29».
- ^«ILO Recommendation 203».
- ^«50 for freedom».
- ^«HIV/AIDS and the World of Work Branch (ILOAIDS)». ilo.org.
- ^«The ILO Code of Practice on HIV/AIDS and the World of Work». ilo.org.
- ^«Recommendation concerning HIV and AIDS and the World of Work, 2022 (No. 200)». ilo.org.
- ^«Getting to Zero». Архивировано из оригинал 9 декабря 2022 г.
- ^«ЮНЭЙДС». unaids.org.
- ^«[email protected]: 5 million women and men workers reached with Voluntary and confidential HIV Counseling and Testing by 2022″. ilo.org.
- ^Kumaraveloo, K Sakthiaseelan; Lunner Kolstrup, Christina (3 July 2022). «Agriculture and musculoskeletal disorders in low- and middle-income countries». Журнал Агромедицины. 23 (3): 227–248. Дои:10.1080/1059924x.2022.1458671. ISSN 1059-924X. PMID 30047854. S2CID 51719997.
- ^«Domestic workers». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
- ^«The Future of Work».
- ^«The Future of Work».
- ^Howard, Paul Schulte & John (9 March 2022). «The impact of technology on work and the workforce». www.ilo.org. Получено 8 января 2020.
- ^«इंडस्ट्रियल इंटरनेट ऑफ़ थिंग्स से 5 साल में 20-34 प्रतिशत रोजगार हो जाएंगे कम : प्रोफेसर शर्मा». Патрика Новости (на хинди). Получено 10 января 2020.
- ^«An Entrepreneur Should Be Aware of the Dangers in Human Resource Tech». www.internationalnewsandviews.com. Получено 10 января 2020.
- ^«Industrial development should be balanced with natural justice and development». www.internationalnewsandviews.com. Получено 10 января 2020.
- ^Green economy could create 24 million new jobs
- ^Greening with jobs – World Employment and Social Outlook 2022
Сибирская война
Стабильность и процветание, вызванные действиями республики, не должны были длиться долго. Президиум Верховного Совета в Иркутске, состоявший из остатков советского правительства, эвакуированного из Москвы под командованием Генриха Ягоды, начал сосредоточение своих армий на границе.
Южному направлению этого вторжения было приказано захватить Абакан, а затем повернуть на север к Красноярску с целью перерезать железнодорожное сообщение с фронтами в Братске и лишить республиканскую армию снабжения. Цель Северного удара состояла в том, чтобы разбить дивизии республиканской армии у Братска, а затем двинуться дальше, чтобы захватить Канск, после чего обе армии должны были встретиться в Красноярске.
Хотя южные силы были отбиты республиканскими войсками относительно легко, северные армии, в которых была основная масса ветеранов войск ягоды и закаленных офицеров НКВД, действовали намного лучше. Эта северная армия нанесла несколько поражений 3-й Республиканской Армии под командованием Николая Крылова и Николая Андреева, которые были вынуждены медленно отступать в мучительном арьергарде.
Республика, надеясь воспользоваться неудачным южным советским наступлением, командовала 2-й армией Александра Покрышкина и 1-й армией Матвея Шапошникова, чтобы разгромить там советские войска. Хотя им удалось одержать значительную победу под Новокузнецком, где некоторые дивизии ягоды были окружены и нейтрализованы после удивительно быстрого боя, их продвижение было затруднено пересеченной местностью к востоку от Кузнецкого бассейна.
Таким образом, ни Центрально-Сибирская республика, ни Дальневосточный совет фактически не смогли добиться каких-либо значительных успехов в войне. Затем конфликт начал деградировать в серию атак и контратак, напоминающих Западный фронт в Первой мировой войне, где одна армия захватывала полосу земли большой ценой, только чтобы быть отброшенной оппозицией, которая также понесла значительные потери при этом.
Эта ситуация вынудила республиканское правительство начать активизацию призыва на военную службу и реквизиции продовольствия. Для Покрышкина и Шукшина это стало последней каплей — в Новосибирске и Барнауле начались массовые беспорядки. Республика, запаниковав при таком повороте событий, решила послать армию, чтобы положить конец этому восстанию.
Перспективы на Востоке были ничуть не лучше. Примерно в то же время наступательные действия антибольшевистского фронта, первоначально базировавшегося в Харбине, сумели захватить полосу Дальнего Востока, от Читы до Магадана. Это случайное событие сумело привести войска Ягоды в смятение, в результате чего их наступление на Канск было отбито, хотя и с большими потерями с обеих сторон .
Однако за этим последовало восстание мятежников-анархистов, которые захватили город Братск, удивив советы, оказавшиеся теперь в ловушке между ним и Канском, нападением на их тыл. Ссылаясь на опустошение своих земель как Республикой, так и Советским Союзом, анархисты сражались с невиданной на поле боя жестокостью, вынудив советы отступить к югу от Братска, а затем на восток.
Затем Республика приказала Крылову и Андрееву отвоевать Канск, однако они были разбиты и вынуждены отступить в Красноярск, оставив ценные артиллерийские орудия на восточном берегу Енисея в руках анархистов. Дальнейшая попытка отбить эти орудия вызвала у Андреева мятеж и захват города Красноярска, образовав «Временное правительство».
Отчаявшийся Крылов, оказавшийся теперь зажатым между повстанцами Андреева и анархистами за Енисеем, сумел пробить слабое место в обороне Андреева к югу от Красноярска. Перегруппировавшись в Кемерово, Крылов захватил регион и впал в депрессию, чтобы позже вновь появиться как Рюрик II.
Ссср, россия
Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией.
В ответ на призывы к сотрудничеству СССР 31 марта 1954 года направил ноту с предложением рассмотреть «совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре», однако эта инициатива была отклонена в ответной ноте утверждением, что организация является «больше, чем военной» и такое предложение «противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств»[50].
После крушения блока 6 стран Соцлагеря в декабре 1989 года, объединения Германии в октябре 1990 года и распада Организации Варшавского договора в июле, а затем СССР в декабре 1991 г. кончилась «холодная война». Сам блок НАТО (создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы) не прекратил своего существования и начал с 20 сентября 1995 года расширяться на восток[51][~ 7][52].
7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[53].
В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин. 23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН».
5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращённых после августовского кризиса на Кавказе 7-12 августа 2008 г.[55].
В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях[56]. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом»[57].
Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[58][59].
В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику[60].
По словам бывшего начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки[61].
1 апреля 2022 министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из-за присоединения Крыма к Российской Федерации, однако НАТО продолжает кооперацию в Совете России — НАТО на дипломатическом уровне послов[62].
18 октября 2021 года было заявлено, что Россия приостановит работу своего постоянного представительства при НАТО, и что работа военной миссии НАТО в России также будет приостановлена, Россия отзовёт аккредитацию её сотрудников[63].
Украина
Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1992 году, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, позднее переименованному в Совет евроатлантического партнёрства[68].
Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» (первой среди стран СНГ) и вскоре продемонстрировала готовность участвовать в системе евроатлантической безопасности, поддержав операции НАТО на Балканах в 1990-х[68].
В 1997 году взаимоотношения Украины и НАТО перешли на качественно новый уровень — была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО[68][69]. С принятием в ноябре 2002 года Плана действий НАТО-Украина[68] взаимоотношения ещё более укрепились, в рамках этого плана стали разрабатываться ежегодные Целевые планы Украина-НАТО.
21 апреля 2005 года в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии «Украина-НАТО», открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом — «интенсивный диалог», который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО.
11 августа 2006 года пресс-служба нового украинского правительства, которое возглавил Виктор Янукович, сообщила, что Украина откладывает принятие «плана действий по членству в НАТО». 14 сентября Виктор Янукович посетил с рабочим визитом Брюссель, где сделал программное заявление о неготовности Украины к вступлению в НАТО.
21 августа 2009 года в штаб-квартире НАТО была подписана Декларация о дополнении к Хартии об особом партнёрстве[70][71].
С приходом к власти на Украине в феврале 2022 года Виктора Януковича вопрос о вступлении Украины в НАТО был заморожен. В апреле 2022 года Янукович подписал указы, которыми ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, заявив, однако, что отношения Украины с НАТО будут сохранены на уровне, достигнутом при президенте Викторе Ющенко[72][73].
22 февраля 2022 года Украина официально присоединилась к операции НАТО по противодействию пиратству «Океанский Щит». По состоянию на 2022 год, Украина является единственным государством-партнёром альянса, которая принимает участие во всех его операциях[74]
После присоединения Крыма к РФ (рассматривается Украиной как оккупация своей территории) и конфликта на Донбассе Украина значительно увеличила скорость интеграции в структуры и программы альянса. Согласно новой редакции Военной доктрины Украины, принятой при президенте Петре Порошенко и обнародованной 24 сентября 2022 года на официальном сайте президента Украины, Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 года полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран-членов НАТО.
Отказываясь от внеблокового статуса, Украина намерена изменить подходы к обеспечению национальной безопасности, уделяя приоритет «участию в усовершенствовании и развитии евроатлантической и европейской систем коллективной безопасности»[75].
В феврале 2022 года министр обороны Украины Степан Полторак заявил о выполнении Украиной на 90 % плана по адаптации Вооружённых сил Украины к стандартам НАТО, а к 2020 году ожидается полностью завершить реформирование[76].
10 марта 2022 года стала кандидатом на вступление в альянс[77].
22 ноября 2022 года украинский парламент 311 голосами принял законопроект № 9037 «О внесении изменений в Конституцию Украины о необратимости курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию».
12 июня 2020 года НАТО предоставило Украине статус партнёра расширенных возможностей[78] (Enhanced Opportunities Partner, EOP).
На саммите в Брюсселе в июне 2021 лидеры НАТО вновь не предоставили Украине ПДЧ как и в 2008 году, однако подтвердили решение, принятое на Бухарестском саммите 2008 года, о том, что Украина станет членом Альянса с Планом действий по членству (ПДЧ) как неотъемлемой частью процесса и правом Украины самостоятельно определять свое будущее и внешнюю политику, конечно, что без вмешательства извне[79].
Финансы
По неофициальной установке, члены союза должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП[34]. Однако из 25 европейских членов альянса это требование выполняют лишь Великобритания, Польша, Греция и Эстония.
В 2022 году средний показатель военных расходов по европейским членам союза составил 1,4 %. Снижение военных расходов европейских стран произошло в результате урезания военных бюджетов из-за финансового кризиса в Европе.Исключением являются США, где расходы на оборону в 2022 же году составили 4,4 % ВВП.
В 2021 расходы на НАТО увеличились на 2,7 % по сравнению с 2020 годом, и составили 1,1 трлн долларов[35].
- Расходы на вооружение
В апреле 2022 года генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен призвал европейских членов НАТО к увеличению расходов на оборону в качестве реакции на обострение российско-украинских отношений[7][34]:
Никто в НАТО не желает возвращения холодной войны, но мы видим, что Кремль пытается повернуть время вспять и разделить Европу на сферы влияния. Мы должны встать на защиту наших ценностей <…> и системы международных правил <…>.
Страна | 2022 | 2022 | 2022 | 2022 | 2022 | 2022 | 2022 | 2020 | 2020, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
США | 680 856 | 653 942 | 641 253 | 656 059 | 642 933 | 672 255 | 730 149 | 784 952 | 3,51 |
Великобритания | 62 258 | 65 658 | 59 492 | 56 154 | 55 674 | 60 307 | 59 365 | 59 634 | 2,10 |
Германия | 45 944 | 46 164 | 39 829 | 41 618 | 45 486 | 49 750 | 52 543 | 56 074 | 1,36 |
Франция | 52 331 | 52 009 | 43 492 | 44 221 | 46 150 | 50 484 | 49 634 | 50 247 | 1,83 |
Италия | 26 665 | 24 481 | 19 574 | 22 388 | 23 911 | 25 629 | 23 556 | 24 853 | 1,18 |
Канада | 18 215 | 18 172 | 18 689 | 17 708 | 23 700 | 22 399 | 22 319 | 22 150 | 1,29 |
Турция | 14 427 | 13 583 | 11 957 | 12 649 | 12 972 | 14 145 | 13 986 | 13 303 | 1,85 |
Испания | 12 610 | 12 631 | 11 095 | 9978 | 11 893 | 13 194 | 12 629 | 14 069 | 0,91 |
Нидерланды | 10 229 | 10 346 | 8672 | 9114 | 9646 | 11 167 | 12 268 | 12 067 | 1,36 |
Польша | 9007 | 10 104 | 10 596 | 9405 | 9938 | 11 857 | 11 923 | 12 043 | 2,02 |
Норвегия | 7839 | 7722 | 6142 | 6431 | 6850 | 7544 | 7514 | 6671 | 1,86 |
Бельгия | 5265 | 5199 | 4204 | 4259 | 4442 | 4843 | 4761 | 5173 | 0,90 |
Греция | 5311 | 5232 | 4519 | 4638 | 4754 | 5386 | 4843 | 4785 | 2,31 |
Дания | 4217 | 4057 | 3364 | 3593 | 3780 | 4559 | 4557 | 4718 | 1,31 |
Португалия | 3263 | 3007 | 2645 | 2616 | 2739 | 3247 | 3298 | 3472 | 1,39 |
Румыния | 2452 | 2691 | 2581 | 2645 | 3643 | 4359 | 4608 | 5498 | 1,84 |
Чехия | 2148 | 1975 | 1921 | 1866 | 2259 | 2750 | 2910 | 3038 | 1,18 |
Венгрия | 1280 | 1210 | 1132 | 1289 | 1708 | 1615 | 2051 | 1829 | 1,27 |
Словакия | 969 | 998 | 987 | 1004 | 1056 | 1297 | 1802 | 1753 | 1,71 |
Болгария | 811 | 747 | 633 | 671 | 723 | 961 | 2158 | 1195 | 3,18 |
Литва | 355 | 428 | 471 | 636 | 818 | 1056 | 1093 | 1118 | 2,02 |
Хорватия | 850 | 1064 | 883 | 837 | 924 | 966 | 1002 | 986 | 1,66 |
Латвия | 281 | 294 | 282 | 403 | 485 | 709 | 692 | 722 | 2,03 |
Эстония | 480 | 513 | 463 | 498 | 541 | 615 | 637 | 669 | 2,03 |
Словения | 507 | 487 | 401 | 450 | 477 | 546 | 573 | 584 | 1,07 |
Люксембург | 234 | 253 | 250 | 236 | 326 | 356 | 381 | 422 | 0,54 |
Албания | 180 | 178 | 132 | 131 | 144 | 176 | 197 | 210 | 1,47 |
Северная Македония | 127 | 124 | 105 | 104 | 101 | 120 | 146 | 151 | 1,15 |
Черногория | 65 | 69 | 57 | 62 | 65 | 76 | 77 | 97 | 1,41 |
НАТО: Европа Канада | 288 129 | 289 203 | 254 406 | 255 439 | 275 106 | 299 995 | 301 378 | 307 530 | 1,78 |
НАТО: Всего | 968 985 | 943 145 | 895 659 | 911 498 | 918 039 | 972 250 | 1031 527 | 1092 482 | 2,85 |