Международная организация труда — Википедия

Международная организация труда - Википедия Расшифровка

История

По словам генерального секретаря НАТО (2009—2022) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского вторжения[7]:

Шестьдесят пять лет назад в этом месяце НАТО была создана в опасном мире. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.

В марте 1948 года был заключён Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лёг в основу «Западноевропейского союза» (WEU).

https://www.youtube.com/watch?v=un6qYNOyeqo

Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза.

Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 года представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция)

Североатлантического Договора. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО была ориентирована на противодействие СССР и, позднее, также странам — участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 году.

Греция и Турция вошли в НАТО в 1952 году («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»).

В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена[8][9].

В 1966, помимо высшего органа НАТО — Совета НАТО, был учреждён Комитет военного планирования, состоящий из министров обороны стран — членов блока, и собирающийся два раза в год.

В 1966 году Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры. Такой шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, включавшей в себя разрешение колониальных проблем, создание собственного ядерного оружия, избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношении.

Де Голль потребовал реорганизации НАТО с целью ограничения доминирования в нём американцев и усиления французских позиций, но эти планы были отвергнуты США и Великобританией. В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выхода страны из военной организации НАТО[10].

В связи с этим штаб-квартиру НАТО пришлось переносить из Парижа в Брюссель, а затем и выводить все военные базы США с французской территории. Несмотря на это, Франция принимала активное участие в военной операции НАТО против Югославии в 1999 году. В 2009 году она вернулась во все структуры НАТО[11].

В 1974 году Греция вышла, а в 1981 году вновь вошла в НАТО.

В 1982 году к НАТО присоединилась Испания («Третье расширение НАТО»). С объединением Германии территория альянса включила в себя территорию бывшей ГДР (теперь как часть ФРГ). После окончания холодной войны, в 1999 году, в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия («Четвёртое расширение НАТО»)

В 2009 г. в состав НАТО вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»)[12]. В 2022 году в состав НАТО вошла Черногория («Седьмое расширение НАТО»)[13].

До окончания холодной войны официально силы НАТО не участвовали ни в одной военной операции[15].

В конце XX — начале XXI века войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах:

3 января 2022 года организация утвердила в качестве своего официального гимна сочинённую в 1989 году дирижёром Люксембургского военного оркестра  (англ.) (рус.Андре Райхлингом  (люксемб.) (рус. музыкальную композицию для 20 инструментов без слов[16][17][18].

Организация североатлантического договора • большая российская энциклопедия — электронная версия

ОРГАНИЗА́ЦИЯ СЕВЕРОАТЛАН­ТИ́ЧЕ­СКО­ГО ДОГОВО́РА [НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), франц. Organisation du traité de l’Atlan­tique Nord (OTAN)], во­ен­но-по­ли­тич. со­юз 28 ев­ро­пей­ских го­су­дарств, США и Ка­на­ды (2022). Об­ра­зо­ва­на по ини­циа­ти­ве пра­ви­тель­ст­ва США. До­го­вор о со­з­да­нии НАТО под­пи­сан в апр. 1949 в Ва­шинг­то­не ми­ни­ст­ра­ми иностр. дел 12 стран: Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Да­нии, Ис­лан­дии, Ита­лии, Ка­на­ды, Люк­сем­бур­га, Ни­дер­лан­дов, Нор­ве­гии, Пор­ту­га­лии, США и Фран­ции (в 1966 вы­шла из во­енной ор­га­ни­за­ции, в 2009 вернулась во все структуры НАТО). В 1952 к бло­ку при­сое­ди­ни­лись Гре­ция (в 1974–80 не уча­ст­во­ва­ла в во­ен. ор­га­ни­за­ции) и Тур­ция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Ис­па­ния, в 1999 – Венг­рия, Поль­ша, Че­хия, в 2004 – Бол­га­рия, Лат­вия, Лит­ва, Ру­мы­ния, Сло­ва­кия, Сло­ве­ния, Эс­то­ния, в 2009 – Ал­ба­ния, Хор­ва­тия, в 2022 – Черногория, в 2020 – Северная Македония. Штаб-квар­ти­ра ор­га­ни­за­ции – в Брюс­се­ле (Бель­гия). Офиц. язы­ки – анг­лий­ский и фран­цуз­ский.

Осн. ру­ко­во­дя­щи­ми ор­га­на­ми в по­ли­тич. струк­ту­ре НАТО яв­ля­ют­ся Со­вет НАТО, Комитет во­ен. пла­ни­ро­ва­ния и Груп­па ядер­но­го пла­ни­ро­ва­ния, ра­бо­ту ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ют разл. ко­ми­те­ты, агент­ст­ва, бю­ро и др. спец. струк­ту­ры. Дея­тель­ность выс­ших ру­ко­во­дя­щих ор­га­нов ор­га­ни­зу­ет и ко­ор­ди­ни­ру­ет ге­не­раль­ный сек­ре­тарь НАТО.

Со­вет НАТО – выс­ший по­ли­тич. ор­ган, об­ла­даю­щий пра­вом при­ня­тия ре­ше­ний по всем во­про­сам дея­тель­но­сти аль­ян­са. В не­го вхо­дят пред­ста­ви­те­ли всех стран – уча­ст­ниц бло­ка, поль­зую­щие­ся рав­ны­ми пра­ва­ми при об­су­ж­де­нии и при­ня­тии ре­ше­ний. Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­мой дея­тель­но­сти выс­ше­го по­ли­тич. ор­га­на яв­ля­ют­ся сес­сии, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся уров­нем пред­ста­ви­тель­ст­ва (гла­вы го­су­дарств и пра­ви­тельств, ми­ни­ст­ры иностр. дел, ми­ни­ст­ры обо­ро­ны, по­сто­ян­ные пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств-чле­нов) и пе­рио­дич­но­стью про­ве­де­ния (пла­но­вые и вне­оче­ред­ные). Ме­сто, вре­мя и уро­вень их про­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ет ген. сек­ре­тарь НАТО по­сле со­от­вет­ст­вую­щих кон­суль­та­ций. При этом пол­но­мо­чия Со­ве­та НАТО и при­ня­тые ре­ше­ния име­ют оди­на­ко­вый ста­тус и юри­дич. си­лу не­за­ви­си­мо от уров­ня пред­ста­ви­тель­ст­ва. За­се­да­ния Со­ве­та НАТО на уров­не глав го­су­дарств и пра­ви­тельств про­во­дят­ся для ре­ше­ния осо­бо важ­ных во­про­сов, как пра­ви­ло, раз в 2 го­да. Не ре­же 2-х раз в год на уров­не ми­ни­ст­ров иностр. дел про­хо­дят лет­няя и зим­няя сес­сии Со­ве­та НАТО, в ко­то­рых в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра об­су­ж­дае­мых во­про­сов воз­мож­но уча­стие ми­ни­ст­ров эко­но­ми­ки и фи­нан­сов, а так­же др. ми­ни­ст­ров го­су­дарств – чле­нов аль­ян­са. Так­же 2 раза в год Со­вет про­во­дит за­се­да­ния на уров­не ми­ни­ст­ров обо­ро­ны, где об­су­ж­да­ют­ся про­бле­мы при­ме­не­ния коа­лиц. войск (сил) и кон­цеп­ту­аль­ные во­про­сы во­ен. строи­тель­ст­ва Объ­е­ди­нён­ных воо­ру­жён­ных сил НАТО (ОВС НАТО). Ре­ше­ния на за­се­да­ни­ях это­го ор­га­на при­ни­ма­ют­ся по прин­ци­пу кон­сен­су­са, оформ­ля­ют­ся в ви­де за­клю­чит. до­ку­мен­та и под­пи­сы­ва­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми го­су­дарств-уча­ст­ни­ков. Лет­ние сес­сии про­хо­дят по­оче­рёд­но в стра­нах бло­ка, зим­ние – в штаб-квар­ти­ре аль­ян­са. При не­об­хо­ди­мо­сти при­ня­тия без­от­ла­га­тель­ных ре­ше­ний мо­гут со­зы­вать­ся вне­оче­ред­ные сес­сии Со­ве­та НАТО. В пе­ри­од ме­ж­ду ми­ни­стер­ски­ми сес­сия­ми не ре­же 1 раза в не­де­лю про­во­дят­ся за­се­да­ния По­сто­ян­но­го со­ве­та НАТО, дей­ст­вую­ще­го от име­ни Со­ве­та НАТО на уров­не по­сто­ян­ных пред­ста­ви­те­лей го­су­дарств – чле­нов аль­ян­са в ран­ге по­слов. На них рас­смат­ри­ва­ют­ся по­ли­тич. ас­пек­ты те­ку­щей дея­тель­но­сти бло­ка, про­бле­мы со­труд­ни­че­ст­ва стран НАТО в разл. об­лас­тях, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­гла­со­ва­ние по­зи­ций стран-уча­ст­ниц по ак­ту­аль­ным ме­ж­ду­нар. про­бле­мам, ко­ор­ди­ни­ру­ют­ся дей­ст­вия нац. пра­ви­тельств по про­ве­де­нию во­ен.-по­ли­тич. ме­ро­прия­тий, раз­ра­бо­тан­ных ру­ко­во­дя­щи­ми ор­га­на­ми аль­ян­са. По­ми­мо это­го, По­сто­ян­ный со­вет вы­пол­ня­ет адм.-хо­зяйств. функ­ции.

Ко­ми­тет во­ен­но­го пла­ни­ро­ва­ния (КВП) яв­ля­ет­ся выс­шим во­ен.-по­ли­тич. ор­га­ном по ре­ше­нию про­блем, ка­саю­щих­ся ор­га­ни­за­ции ру­ко­во­дя­щих во­ен. ор­га­нов и объ­е­ди­нён­ных ко­ман­до­ва­ний НАТО, ут­вер­жде­ния пла­нов строи­тель­ст­ва и ис­поль­зо­ва­ния коа­лиц. сил, вы­ра­бот­ки стра­те­гич. кон­цеп­ций бло­ка, во­ен. уча­стия стран в сою­зе. За­се­да­ния ко­ми­те­та с уча­сти­ем ми­ни­ст­ров обо­ро­ны го­су­дарств – чле­нов бло­ка (кро­ме Фран­ции) про­во­дят­ся 2 раза в год пе­ред сес­сия­ми Со­ве­та НАТО. На них об­су­ж­да­ют­ся про­бле­мы, от­но­ся­щие­ся к пла­ни­ро­ва­нию со­вме­ст­ной во­ен. дея­тель­но­сти, вклю­чая строи­тель­ст­во ОВС НАТО, пла­ны их со­вер­шен­ст­во­ва­ния и все­сто­рон­не­го обес­пе­че­ния, а так­же про­из­во­дят­ся на­зна­че­ния ко­ман­дую­щих коа­лиц. ор­га­на­ми во­ен. управ­ле­ния. В пе­ри­од ме­ж­ду за­се­да­ния­ми КВП ру­ко­во­дство во­ен.-по­ли­тич. дея­тель­но­стью аль­ян­са осу­ще­ст­в­ля­ет По­сто­ян­ный ко­ми­тет во­ен­но­го пла­ни­ро­ва­ния, со­стоя­щий из по­сто­ян­ных пред­ста­ви­те­лей стран бло­ка (они же ра­бо­та­ют в По­сто­ян­ном со­ве­те). В хо­де его за­се­да­ний рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы те­ку­щей во­ен.-по­ли­тич. дея­тель­но­сти аль­ян­са, об­су­ж­да­ют­ся и ре­ша­ют­ся адм.-фи­нан­со­вые во­про­сы, а так­же во­про­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния под­чи­нён­ных во­ен. ор­га­нов. Ре­ше­ния КВП окон­ча­тель­ны и не под­ле­жат ут­вер­жде­нию Со­ве­том НАТО.

Груп­па ядер­но­го пла­ни­ро­ва­ния (ГЯП) – выс­ший ру­ко­во­дя­щий ор­ган аль­ян­са по во­про­сам ядер­ной по­лити­ки. Он пред­на­зна­чен для изу­че­ния об­щих про­блем ядер­ной стра­те­гии Се­ве­ро­ат­лан­тич. сою­за, раз­ра­бот­ки пла­нов раз­ви­тия ядер­ных сил бло­ка, рас­смот­ре­ния во­про­сов раз­вёр­ты­ва­ния, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти, ох­ра­ны и жи­ву­че­сти ядер­но­го ору­жия, кон­тро­ля над воо­ру­же­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния (ОМП). За­се­да­ния ГЯП с уча­сти­ем ми­ни­ст­ров обо­ро­ны го­су­дарств – чле­нов НАТО (кро­ме Фран­ции) про­во­дят­ся, как пра­ви­ло, 2 раза в год в рам­ках ра­бо­ты КВП под пред­седа­тель­ст­вом ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря НАТО или его за­мес­ти­те­ля. Пред­ста­ви­тель Ис­лан­дии уча­ст­ву­ет в ра­бо­те груп­пы в ка­че­ст­ве на­блю­да­те­ля. В пе­ри­од ме­ж­ду за­се­да­ния­ми ГЯП её функ­ции вы­пол­ня­ет По­сто­ян­ная груп­па ядер­но­го пла­ни­ро­ва­ния, в со­став ко­то­рой вхо­дят пред­ста­ви­те­ли стран-уча­ст­ниц в По­сто­ян­ном со­ве­те НАТО. Под­го­то­вит. ра­бо­ту за­се­да­ний ГЯП про­во­дит штаб­ная груп­па, ко­то­рая за­се­да­ет не ре­же 1 раза в не­де­лю. Гл. кон­суль­та­тив­ный ор­ган при ГЯП – Груп­па вы­со­ко­го уров­ня ГЯП. В её со­став вклю­че­ны вы­со­ко­по­став­лен­ные пред­ста­ви­те­ли во­ен. ве­домств и гос. уч­ре­ж­де­ний го­су­дарств – чле­нов бло­ка, а так­же экс­пер­ты, спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся в об­лас­ти коа­лиц. ядер­ной по­ли­ти­ки. За­се­да­ния этой груп­пы про­хо­дят неск. раз в год под пред­се­да­тель­ст­вом пред­ста­ви­те­ля США.

Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь НАТО, воз­глав­ляя НАТО, КВП, ГЯП и ряд ве­дущих по­сто­ян­ных ко­ми­те­тов, ко­ор­ди­ни­ру­ет их дея­тель­ность, осу­ще­ст­в­ля­ет под­го­тов­ку за­се­да­ний, кон­тро­ли­ру­ет вы­пол­не­ние при­ня­тых ре­ше­ний, вы­пол­ня­ет пред­ста­вит. функ­ции. Кро­ме то­го, он яв­ля­ет­ся пред. Со­ве­та ев­ро-ат­лан­тич. парт­нёр­ст­ва (СЕАП) и Груп­пы сре­ди­зем­но­мор­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва, а так­же со­пред­се­да­те­лем Со­ве­та Рос­сия – НАТО и Ко­мис­сии НАТО – Ук­раи­на. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь не вхо­дит в со­став какой-либо нац. де­ле­га­ции и под­от­чё­тен толь­ко Со­ве­ту НАТО. Из­бра­ние ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря про­ис­хо­дит на ос­но­ве прин­ци­па еди­но­гла­сия всех чле­нов бло­ка. При этом кан­ди­дат на пост ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря (как пра­ви­ло, быв. мин. ин. дел од­но­го из го­су­дарств аль­ян­са) дол­жен вла­деть англ. и франц. язы­ка­ми. Кан­ди­дат, по­лу­чив­ший в хо­де кон­суль­та­ций одоб­ре­ние всех стран-уча­ст­ниц, офи­ци­аль­но ут­вер­жда­ет­ся в ка­че­ст­ве оче­ред­но­го ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря бло­ка (обыч­но на 2 го­да) на сес­сии Со­ве­та НАТО. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь пред­став­ля­ет ин­те­ре­сы Се­ве­ро­ат­лан­тич. сою­за на ме­ж­ду­нар. аре­не, вы­ра­жа­ет офиц. взгля­ды аль­ян­са и вы­сту­па­ет как гла­ва по­ли­тич. и во­ен. ор­га­ни­за­ции бло­ка. В про­цес­се кон­суль­та­ций при ре­ше­нии прак­тич. во­про­сов дея­тель­но­сти НАТО он не­по­сред­ст­вен­но взаи­мо­дей­ст­ву­ет с пра­ви­тель­ст­ва­ми стран-уча­ст­ниц, ве­дёт пе­ре­го­во­ры с ни­ми в хо­де офиц. ви­зи­тов и ор­га­ни­зу­ет взаи­мо­дей­ст­вие по вы­пол­не­нию ре­ше­ний выс­ших по­ли­тич. и во­ен.-по­ли­тич. ор­га­нов аль­ян­са. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь име­ет за­мес­ти­те­ля и по­мощ­ни­ков по разл. во­про­сам дея­тель­но­сти НАТО. Осн. ра­бо­чим ор­га­ном ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря яв­ля­ет­ся Ме­ж­ду­нар. сек­ре­та­ри­ат НАТО.

Другие сокращения:  Купите Kesef Finance (KSF) с помощью кредитной карты или других монет

Выс­ший ор­ган во­ен. струк­ту­ры НАТО – Во­ен­ный ко­ми­тет (ВК), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят на­чаль­ни­ки ГШ воо­руж. сил стран НАТО. Фран­ция пред­став­ле­на в ВК во­ен. мис­си­ей, Ис­лан­дия – на­блю­да­те­лем. ВК оп­ре­де­ля­ет на­прав­ле­ния строи­тель­ст­ва ОВС НАТО, со­гла­со­вы­ва­ет пла­ны их при­ме­не­ния, го­то­вит ре­ко­мен­да­ции по во­ен. во­про­сам для КВП и ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью под­чи­нён­ных во­ен. ор­га­нов. За­се­да­ния ВК про­во­дят­ся на уров­не на­чаль­ни­ков ГШ 2 раза в год, обыч­но пе­ред за­се­да­ни­ем КВП. В пе­ри­од ме­ж­ду за­се­да­ния­ми кон­троль за вы­пол­не­ни­ем при­ня­тых ВК ре­ше­ний и ко­ор­ди­на­цию дея­тель­но­сти выс­ших во­ен. ко­ман­до­ва­ний осу­ще­ст­в­ля­ет По­сто­ян­ный во­ен. к-т в со­ста­ве нац. во­ен. пред­ста­ви­те­лей го­су­дарств – уча­ст­ни­ков во­ен. ор­га­ни­за­ции бло­ка. Ис­пол­нит. ор­га­ном ВК яв­ля­ет­ся Ме­ж­ду­нар. во­ен. штаб (МВШ), в со­став ко­то­ро­го вхо­дят пред­ста­ви­те­ли всех стран бло­ка, вы­де­лив­ших свои вой­ска в ОВС НАТО. Осо­бое ме­сто в дея­тель­но­сти МВШ за­ни­ма­ет Центр НАТО по оцен­ке об­ста­нов­ки (SITCEN), ко­то­рый от­ве­ча­ет за сбор, обоб­ще­ние и ана­лиз по­ли­тич., эко­но­мич. и во­ен. ин­фор­ма­ции, а так­же за раз­ра­бот­ку ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­тич. ма­те­риа­лов. Центр круг­ло­су­точ­но от­сле­жи­ва­ет во­ен.-по­ли­тич. об­ста­нов­ку во всех ре­гио­нах ми­ра и опе­ра­тив­но до­во­дит её до ру­ко­во­дства аль­ян­са.

Воо­руж. си­лы НАТО пред­став­ля­ют со­бой со­во­куп­ность воо­руж. сил стран, вхо­дя­щих в Се­ве­ро­ат­лан­тич. со­юз, ко­то­рые по мес­ту и ро­ли в вой­не, сред­ст­вам её ве­де­ния, опе­ра­тив­но­му пред­на­зна­че­нию, при­над­леж­но­сти к стра­те­гич. груп­пи­ров­кам, а так­же по сте­пе­ни под­чи­нён­но­сти коа­лиц. ор­га­нам управ­ле­ния под­раз­де­ля­ют­ся на ОВС НАТО и во­оруж. си­лы, ос­таю­щие­ся в нац. под­чи­не­нии. Сум­мар­но в воо­руж. си­лах (2022) на­счи­ты­ва­ет­ся св. 16,8 тыс. тан­ков, ок. 25,6 тыс. ору­дий по­ле­вой ар­тил­ле­рии, ми­но­мё­тов и РСЗО, ок. 8 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов (в т. ч. св. 530 но­си­те­лей ядер­но­го ору­жия), св. 960 бое­вых ко­раб­лей, св. 200 бое­вых са­мо­лё­тов ВМС (в т. ч. ок. 80 но­си­те­лей ядер­но­го ору­жия). Мо­би­ли­зац. воз­мож­но­сти стран НАТО по люд­ским ре­сур­сам: год­ных к во­ен. служ­бе ок. 114,5 млн. чел. и во­ен­но­обу­чен­ных св. 17 млн. чел. Рас­ши­ре­ние НАТО за счёт вхо­ж­де­ния в блок го­су­дарств – быв. рес­пуб­лик СССР и уча­ст­ни­ков Ор­га­низа­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (ОВД) при­ве­ло к дис­ба­лан­су ус­та­нов­лен­ных ог­ра­ни­че­ний по ко­ли­че­ст­ву воо­ру­же­ний в Ев­ро­пе. В ре­зуль­та­те НАТО име­ет боль­ше, чем раз­ре­ше­но по­ло­же­ния­ми До­го­во­ра об обыч­ных воо­руж. си­лах в Ев­ро­пе (ДОВСЕ; 2022): тан­ков – при­мер­но на 6 тыс. еди­ниц, БМП и БТР – поч­ти на 10 тыс., арт. сис­тем – бо­лее чем на 5 тыс., са­мо­лё­тов – на 1,5 тыс., бое­вых вер­то­лё­тов – бо­лее чем на 500 еди­ниц. Дис­ба­ланс осо­бен­но оче­ви­ден во флан­го­вых зо­нах бло­ка, где пре­иму­ще­ст­во НАТО пе­ред Рос­си­ей со­став­ля­ет св. 1,2 тыс. тан­ков, ок. 2,7 тыс. бое­вых ма­шин и ок. 1,6 тыс. еди­ниц ар­тил­ле­рии.

Ис­то­ри­че­ски НАТО соз­да­ва­лась как ин­ст­ру­мент во­ен. по­ли­ти­ки За­па­да по от­но­ше­нию к стра­нам со­циа­ли­стич. ла­ге­ря. В ка­че­ст­ве гл. ве­ро­ят­но­го про­тив­ни­ка рас­смат­ри­ва­лись СССР и др. го­су­дар­ст­ва ОВД. Соз­да­ние НАТО в ус­ло­ви­ях на­чав­шей­ся «хо­лод­ной вой­ны» спо­соб­ст­во­ва­ло рас­ко­лу Ев­ро­пы на во­ен.-по­ли­тич. груп­пи­ров­ки, уси­ле­нию гон­ки во­о­ру­же­ний и обо­ст­ре­нию кон­фрон­та­ции ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком.

По­ли­тич. и пра­во­вые ос­но­вы функ­цио­ни­ро­ва­ния НАТО бы­ли за­ло­же­ны в со­дер­жа­ние До­го­во­ра. Их де­та­ли­за­ция и во­ен.-тео­ре­тич. по­ло­же­ния по при­ме­не­нию воо­руж. сил аль­ян­са от­ра­жа­лись в Стра­те­гич. кон­цеп­ции НАТО, Стра­те­гич. ру­ко­во­дя­щих ука­за­ни­ях и др. кон­цеп­ту­аль­ных до­ку­мен­тах, со­дер­жа­ние ко­то­рых ме­ня­лось по ме­ре рас­ши­ре­ния аль­ян­са и эво­лю­ции взгля­дов во­ен.-по­ли­тич. ру­ко­во­дства на спо­со­бы ве­де­ния вой­ны. В пе­ри­од «хо­лод­ной вой­ны» бы­ли при­ня­ты 4 стра­те­гич. кон­цеп­ции (1950, 1952, 1957, 1968), по­след­няя из них в во­про­сах при­ме­не­ния воо­руж. сил бло­ка име­ла уни­вер­саль­ный ха­рак­тер и дей­ст­во­ва­ла до кон. 1980-х гг. С рас­па­дом ме­ж­ду­нар. сис­те­мы стран со­циа­ли­стич. со­дру­же­ст­ва и ОВД ру­ко­во­д­ство НАТО при­сту­пи­ло к пе­ре­смот­ру во­ен.-по­ли­тич. це­лей, про­воз­гла­сив, что по­ли­ти­ка аль­ян­са в об­лас­ти безо­пас­но­сти ба­зи­ру­ет­ся на трёх эле­мен­тах: диа­ло­ге, со­труд­ни­че­ст­ве и обес­пе­че­нии по­тен­циа­ла кол­лек­тив­ной обо­ро­ны. В Стра­те­гич. кон­цеп­ции 1991 под­твер­ждал­ся обо­ро­нит. ха­рак­тер Се­ве­ро­ат­лан­тич. сою­за и ре­ши­мость чле­нов НАТО за­щи­щать свою без­о­пас­ность, су­ве­ре­ни­тет и тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность. Од­на­ко, ут­ра­тив гл. про­тив­ни­ка в ли­це СССР, ру­ко­во­дство НАТО на­ча­ло по­иск но­вых обос­но­ва­ний сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. Так, бы­ло за­яв­ле­но, что по­тен­ци­аль­ная уг­ро­за для стран – чле­нов НАТО ис­хо­дит не от спла­ни­ров. аг­рес­сии, а от не­ста­биль­но­сти на Ев­роп. кон­ти­нен­те, вы­зван­ной со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. про­бле­ма­ми, эт­нич. раз­но­гла­сия­ми и тер­ри­то­ри­аль­ны­ми спо­ра­ми. Кро­ме то­го, в до­ку­мен­те под­чёр­ки­ва­лось, что, хо­тя сло­жив­шее­ся по­ло­же­ние в Ев­ро­пе в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве де­ла­ет круп­но­мас­штаб­ное на­па­де­ние на со­юз­ни­ков ма­ло­ве­ро­ят­ным, всё же та­кая воз­мож­ность не мо­жет ис­клю­чать­ся. Та­ким об­ра­зом, НАТО по­шло по пу­ти рас­ши­ре­ния спи­ска воз­мож­ных уг­роз для про­еци­ро­ва­ния си­лы за тра­диц. зо­ну от­вет­ст­вен­но­сти, от­кры­вая воз­мож­но­сти для вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла др. го­су­дарств. В 1992 стра­ны аль­ян­са зая­ви­ли о го­тов­но­сти пре­дос­та­вить во­ен. ре­сур­сы бло­ка для про­ве­де­ния ми­ро­творч. опе­ра­ций под эги­дой Со­ве­та по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе (СБСЕ). Од­но­вре­мен­но с этим хель­синк­ский сам­мит СБСЕ дал со­гла­сие на при­вле­че­ние к та­ким опе­ра­ци­ям воо­руж. сил НАТО, ко­то­рые в 1992–96 по ре­ше­нию Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН про­ве­ли ряд опе­ра­ций по бло­ка­де Юго­сла­вии, а в 1995 – возд. на­сту­пат. опе­ра­цию про­тив бос­ний­ских сер­бов. С 1994 на­ча­ла реа­ли­зо­вы­вать­ся про­грам­ма «Парт­нёр­ст­во во имя ми­ра» – во­ен. со­труд­ни­че­ст­ва НАТО с ев­роп. го­су­дар­ст­ва­ми и быв. сов. рес­пуб­ли­ка­ми За­кав­ка­зья и Центр. Азии, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся чле­на­ми орг-ции. Пер­во­на­чаль­но про­грам­ма ох­ва­ты­ва­ла 24 го­су­дар­ст­ва, их чис­ло пе­рио­ди­че­ски из­ме­ня­ет­ся с при­сое­ди­не­ни­ем к про­грам­ме но­вых го­су­дарств или всту­п­ле­ни­ем го­су­дарств, уча­ст­вую­щих в про­грам­ме, в НАТО. На нач. 2022 уча­ст­ни­ка­ми про­грам­мы яв­ля­ют­ся 22 стра­ны, в т. ч. РФ.

В 1999 при­ня­та Стра­те­гич. кон­цеп­ция НАТО, оз­на­ме­но­вав­шая со­бой ка­че­ст­вен­ное из­ме­не­ние во­ен.-по­ли­тич. ха­рак­те­ра ор­га­ни­за­ции от су­гу­бо обо­ро­нитель­ного сою­за к сою­зу на­сту­па­тель­но­му. Кон­цеп­ция пре­ду­смат­ри­ва­ла рас­ши­ре­ние функ­цио­наль­ных и гео­гра­фич. гра­ниц пу­тём при­ня­тия но­вых чле­нов в Се­ве­роат­лан­тич. со­юз и ак­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла су­ве­рен­ных го­су­дарств. К пе­реч­ню уг­роз, для от­ра­же­ния ко­то­рых до­пус­ка­лось при­ме­не­ние во­ен. си­лы, до­ба­ви­лись: обо­ст­ре­ние внут­ри­по­ли­тич. об­ста­нов­ки в го­су­дар­ст­вах вслед­ст­вие про­ва­ла со­ци­аль­но-эко­но­мич. ре­форм, де­зин­те­гра­ция отд. стран, по­пра­ние прав че­ло­ве­ка, на­ру­ше­ние функ­цио­ни­ро­ва­ния те­ле­ком­му­ни­кац. и ин­фор­мац. сис­тем, не­кон­тро­ли­руе­мая ми­гра­ция на­се­ле­ния. Не­смот­ря на при­зна­ние аль­ян­сом пра­вил при­ме­не­ния си­лы, ус­та­нов­лен­ных ме­ж­ду­на­род­ным пра­вом, в до­ку­мен­те пре­ду­смат­ри­ва­лась воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния во­енно-си­ло­вых ак­ций без санк­ции Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН. Прак­тич. реа­ли­за­ци­ей Стра­те­гич. кон­цеп­ции яви­лась аг­рес­сия НАТО про­тив Со­юз­ной Рес­пуб­ли­ки Юго­сла­вия (СРЮ), осу­ще­ст­в­лён­ная в 1999 под пред­ло­гом за­щи­ты прав ко­сов­ских ал­бан­цев и за­вер­шив­шая­ся от­тор­же­ни­ем от СРЮ Ко­со­ва. С авг. 2003 НАТО при­ня­ло от США и осу­ще­ст­в­ля­ет ко­ман­до­ва­ние Ме­ж­ду­нар. си­ла­ми со­дей­ст­вия безо­пас­но­сти в Аф­га­ни­ста­не.

В но­вой стра­те­гич. кон­цеп­ции НАТО, при­ня­той в но­яб. 2022, а так­же в осн. кон­цеп­ту­аль­ных до­ку­мен­тах пря­мо го­во­рит­ся о даль­ней­шем рас­ши­ре­нии не толь­ко гео­гра­фич., но и функ­цио­наль­ной зо­ны от­вет­ст­вен­но­сти. Стра­те­гия аль­ян­са за­клю­ча­ет­ся в дос­ти­же­нии бе­зо­го­во­роч­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния во всех сфе­рах ми­ро­во­го раз­ви­тия. При этом об­нов­лён­ная стра­те­гия пре­ду­смат­ри­ва­ет про­дол­же­ние транс­фор­ма­ции бло­ка из ев­ро-ат­лан­тич. обо­рон­ной струк­ту­ры в ор­га­ни­за­цию, за­ни­маю­щую­ся обес­пе­че­ни­ем безо­пас­но­сти в гло­баль­ном мас­шта­бе. Гло­баль­ные уст­рем­ле­ния НАТО про­смат­ри­ва­ют­ся в её по­пыт­ках иг­рать зна­чи­мую роль не толь­ко в во­про­сах обо­ро­ны, пре­дот­вра­ще­ния воо­руж. кон­флик­тов или тер­ро­ри­стич. атак, но и в во­про­сах энер­ге­тич. и эко­ло­гич. безо­пас­но­сти, ко­то­рые от­но­сят­ся к эко­но­мич. и при­ро­до­охран­ной сфе­рам и не име­ют яр­ко вы­ра­жен­ной во­ен. со­став­ляю­щей. Таким образом, ны­не дей­ст­вую­щая стра­те­гич. кон­цеп­ция НАТО яв­ля­ет­ся ло­ги­ч. про­дол­же­ни­ем про­во­ди­мой по­ли­ти­ки по гло­ба­ли­за­ции ро­ли аль­ян­са и под­ме­ной им ин­сти­ту­тов ООН. При­ме­ром её при­ме­не­ния на прак­ти­ке яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние воо­руж. сил аль­ян­са про­тив Ли­вии в 2022.

Офиц. ос­но­вой от­но­ше­ний ме­ж­ду НАТО и РФ яв­ля­ет­ся Ос­но­во­по­ла­гаю­щий акт о вза­им­ных от­но­ше­ни­ях, со­труд­ни­че­ст­ве и безо­пас­но­сти, под­пи­сан­ный в 1997 гла­ва­ми всех го­су­дарств – чле­нов аль­ян­са и Пре­зи­ден­том РФ. Для кон­суль­та­ций и со­труд­ни­че­ст­ва был соз­дан Со­вме­ст­ный по­сто­ян­ный со­вет (СПС). Ему на сме­ну при­шёл Со­вет Рос­сия – НАТО (СРН), уч­ре­ж­дён­ный в 2002 на встре­че на выс­шем уров­не в Ри­ме. В рам­ках СРН Рос­сия и го­су­дар­ст­ва – чле­ны НАТО ра­бо­та­ют в ка­че­ст­ве рав­но­прав­ных парт­нё­ров в об­лас­тях, пред­став­ляю­щих вза­им­ный ин­те­рес. СРН яв­ля­ет­ся ме­ха­низ­мом для про­ве­де­ния кон­суль­та­ций, дос­ти­же­ния кон­сен­су­са, со­труд­ни­че­ст­ва, вы­ра­бот­ки со­вме­ст­ных ре­ше­ний и дей­ст­вий по во­про­сам безо­пас­но­сти в Ев­ро-Ат­лан­тич. ре­гио­не. За­се­да­ния СРН на уров­не по­слов и во­ен. пред­ста­ви­те­лей про­во­дят­ся под пред­се­да­тель­ст­вом ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря НАТО не ре­же 1 раза в ме­сяц; два­ж­ды в год – на уров­не ми­ни­ст­ров иностр. дел, ми­ни­ст­ров обо­ро­ны и на­чаль­ни­ков ГШ; и по ме­ре воз­мож­но­сти – на уров­не глав го­су­дарств и пра­ви­тельств. В авг. 2008, по­сле про­ве­де­ния РФ опе­ра­ции по при­ну­ж­де­нию Гру­зии к ми­ру и при­зна­ния не­за­ви­си­мости Юж. Осе­тии и Аб­ха­зии, ра­бо­та СРН бы­ла пре­рва­на. В мар­те 2009 гла­вы МИД стран – чле­нов аль­ян­са при­ня­ли ре­ше­ние во­зоб­но­вить со­труд­ни­че­ст­во с РФ в рам­ках СРН. Вме­сте с тем дос­тиг­ну­тые ус­пе­хи в со­труд­ни­че­ст­ве по отд. во­про­сам (про­ти­во­дей­ст­вие тер­ро­риз­му, пи­рат­ст­ву, при­род­ным и тех­но­ген­ным ка­та­ст­ро­фам и др.) не сни­ма­ют зна­чит. раз­но­гла­сий, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют ме­ж­ду РФ и НАТО по фун­дам. про­бле­мам, к ко­то­рым от­но­сят­ся про­дол­жаю­щее­ся рас­ши­ре­ние бло­ка, раз­ме­ще­ние эле­мен­тов ПРО в Ев­ро­пе, вы­ход НАТО за пре­де­лы кон­цеп­ции обо­ро­нит. сою­за, со­блю­де­ния ДОВСЕ и др.

В 2022 взаимодействие НАТО с РФ в рамках СРН было фактически остановлено. Решения саммита НАТО в Брюсселе 2022 подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России. 

Ге­не­раль­ные сек­ре­та­ри НАТО: Х. Л. Ис­мей (1952–57), П. А. Спа­ак (1957–61), Д. Стик­кер (1961–64), М. Бро­зио (1964–71), Й. Лунс (1971–84), лорд Кар­ринг­тон (1984–88), М. Вёр­нер (1988–94), С. Ба­лан­ци­но (и. о. 1994, и. о. 1995), В. Клас (1994–95), Х. Со­ла­на (1995–99), Дж. Ро­берт­сон (1999–2004), Я. де Хоп Схеф­фер (2004–2009), А. Ф. Рас­мус­сен (2009–2022), Й. Столтенберг (с 2022).

Рекомендации

  1. ^«Mission and impact of the ILO». ilo.org.
  2. ^St, International Labour; Switzerl, ards DepartmentRoute des Morillons 4 CH-1211 Geneva 22. «Labour standards». www.ilo.org. Получено 27 апреля 2020.
  3. ^«Introduction to International Labour Standards». ilo.org.
  4. ^«The Nobel Peace Prize 1969». Nobelprize.org. Получено 5 июля 2006.
  5. ^«Global Commission on the Future of Work». www.ilo.org. 14 августа 2022 г.. Получено 21 марта 2022.
  6. ^«A human-centred agenda needed for a decent future of work». www.ilo.org. 22 января 2022 г.. Получено 21 марта 2022.
  7. ^«Правление». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
  8. ^Article 7, ILO Constitution
  9. ^«ILO Constitution». ilo.org.
  10. ^«Guy Ryder re-elected as ILO Director-General for a second term». ilo.org.
  11. ^ILO official site: Former Directors-General
  12. ^«International Labour Conference». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
  13. ^«ILO Constitution Article 3». Ilo.org. Архивировано из оригинал 25 декабря 2009 г.. Получено 2 июн 2022.
  14. ^«The International Labour Organization (ILO) – Membership». Энциклопедия Наций. Advameg, Inc. 2022. Получено 16 августа 2022.
  15. ^«Международная организация труда». britannica.com. Получено 24 мая 2022.
  16. ^«Архивная копия». Архивировано из оригинал 13 октября 2022 г.. Получено 22 мая 2022.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
  17. ^«ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work». Права на работе. Международная организация труда. 1998 г.. Получено 16 августа 2022.
  18. ^See the list of ratifications at Ilo.org
  19. ^«Recommendations». www.ilo.org.
  20. ^ абVanDaele, Jasmien (2005). «Engineering Social Peace: Networks, Ideas, And the Founding of the International Labour Organization». Международное обозрение социальной истории. 50 (3): 435–466. Дои:10.1017/S0020859005002178.
  21. ^Haimson, Leopold H. and Sapelli, Giulio. Strikes, Social Conflict, and the First World War: An International Perspective. Milan: Fondazione Giangiacomo Feltrinelli, 1992. ISBN 88-07-99047-4
  22. ^Shapiro, Stanley (1976). «The Passage of Power: Labor and the New Social Order». Труды Американского философского общества. 120 (6): 464–474. JSTOR 986599.
  23. ^Ayusawa, Iwao Frederick. International Labour Legislation. Clark, N.J.: Lawbook Exchange, 2005. ISBN 1-58477-461-4
  24. ^ абcdежграммFoner, Philip S. История рабочего движения в Соединенных Штатах. Vol. 7: Труд и Первая мировая война, 1914–1918 гг. Нью-Йорк: Международные издатели, 1987. ISBN 0-7178-0638-3
  25. ^«INTERNATIONAL LABOR CONFERENCE. October 29, 1919 – NOVEMBER 29, 1919»(PDF). ilo.org. WASHINGTON GOVERNMENT PRINTING OFFICE 1920.
  26. ^«Истоки и история». ilo.org.
  27. ^Reiner Tosstorff (2005). «The International Trade-Union Movement and the Founding of the International Labour Organization»(PDF). Международное обозрение социальной истории. 50 (3): 399–433. Дои:10.1017/S0020859005002166.
  28. ^«ILO». ilo.org.
  29. ^«Фотогалерея». ILO. 2022. Архивировано с оригинал 30 июня 2022 г.. Получено 30 мая 2022.
  30. ^ILO: ‘Programme and Structure of the ILO’:report of the Director General, 1963.
  31. ^R. W. Cox, «ILO: Limited Monarchy» in R.W. Cox and H. Jacobson The Anatomy of Influence: Decision Making in International Organization Yale University Press, 1973 pp.102-138
  32. ^ абBeigbeder, Yves (1979). «The United States’ Withdrawal from the International Labor Organization»(PDF). Relations Industrielles / Industrial Relations. 34 (2): 223–240. Дои:10.7202/028959ar.
  33. ^«Communication from the Government of the United States»(PDF). ilo.org.. United States letter dated 5 November 1975 containing notice of withdrawal from the International Labour Organization.
  34. ^Standing, Guy (2008). «The ILO: An Agency for Globalization?»(PDF). Развитие и изменение. 39 (3): 355–384. CiteSeerX 10.1.1.593.4931. Дои:10.1111/j.1467-7660.2008.00484.x. Получено 4 августа 2022.
  35. ^«ILO Conventions No. 98». ilo.org.
  36. ^«ILO Conventions No. 98». ilo.org.
  37. ^«The ILO and the story of Solidarnoc». ilo.org.
  38. ^«A house for social justice — past, present and future». www.ilo.org. 9 ноября 2022 г.. Получено 8 декабря 2020.
  39. ^«ILO statistics overview». ilo.org.
  40. ^«Key Indicators of the Labour Market (KILM)». ilo.org.
  41. ^«Hourly compensation costs»(PDF). International Labour Organization, KILM 17. Архивировано из оригинал(PDF) 11 июля 2022 г.. Получено 2 июн 2022.
  42. ^«Список товаров, производимых с помощью детского или принудительного труда». dol.gov.
  43. ^BIZZOTTO. «ITCILO – International Training Center». Архивировано из оригинал 10 июля 2022 г.. Получено 21 мая 2008.
  44. ^«LLM Guide (IP LLM) – University of Torino, Faculty of Law». llm-guide.com. Получено 2 июн 2022.
  45. ^«Архивная копия». Архивировано из оригинал 9 мая 2008 г.. Получено 21 мая 2008.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
  46. ^Von Braun, Joachim (1995). Von Braun (ed.). Employment for poverty reduction and food security. IFPRI Occasional Papers. Intl Food Policy Res Inst. п. 35. ISBN 978-0-89629-332-8. Получено 20 июн 2022.
  47. ^ абLarsen, P.B. Indigenous and tribal children: assessing child labour and education challenges. International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC), International Labour Office.
  48. ^Guidelines for Combating Child Labour Among Indigenous Peoples. Женева: Международная организация труда. 2006 г. ISBN 978-92-2-118748-6.
  49. ^Daniel Roger Maul (2007). «The International Labour Organization and the Struggle against Forced Labour from 1919 to the Present». История труда. 48 (4): 477–500. Дои:10.1080/00236560701580275. S2CID 154924697.
  50. ^«Forced labour, human trafficking and slavery». ilo.org.
  51. ^«FUNDAMENTALS». ilo.org.
  52. ^«Alliance 8.7». alliance87.org.
  53. ^«ILO Convention 29».
  54. ^«ILO Recommendation 203».
  55. ^«50 for freedom».
  56. ^«HIV/AIDS and the World of Work Branch (ILOAIDS)». ilo.org.
  57. ^«The ILO Code of Practice on HIV/AIDS and the World of Work». ilo.org.
  58. ^«Recommendation concerning HIV and AIDS and the World of Work, 2022 (No. 200)». ilo.org.
  59. ^«Getting to Zero». Архивировано из оригинал 9 декабря 2022 г.
  60. ^«ЮНЭЙДС». unaids.org.
  61. ^«[email protected]: 5 million women and men workers reached with Voluntary and confidential HIV Counseling and Testing by 2022″. ilo.org.
  62. ^Kumaraveloo, K Sakthiaseelan; Lunner Kolstrup, Christina (3 July 2022). «Agriculture and musculoskeletal disorders in low- and middle-income countries». Журнал Агромедицины. 23 (3): 227–248. Дои:10.1080/1059924x.2022.1458671. ISSN 1059-924X. PMID 30047854. S2CID 51719997.
  63. ^«Domestic workers». ilo.org. Получено 24 мая 2022.
  64. ^«The Future of Work».
  65. ^«The Future of Work».
  66. ^Howard, Paul Schulte & John (9 March 2022). «The impact of technology on work and the workforce». www.ilo.org. Получено 8 января 2020.
  67. ^«इंडस्ट्रियल इंटरनेट ऑफ़ थिंग्स से 5 साल में 20-34 प्रतिशत रोजगार हो जाएंगे कम : प्रोफेसर शर्मा». Патрика Новости (на хинди). Получено 10 января 2020.
  68. ^«An Entrepreneur Should Be Aware of the Dangers in Human Resource Tech». www.internationalnewsandviews.com. Получено 10 января 2020.
  69. ^«Industrial development should be balanced with natural justice and development». www.internationalnewsandviews.com. Получено 10 января 2020.
  70. ^Green economy could create 24 million new jobs
  71. ^Greening with jobs – World Employment and Social Outlook 2022
Другие сокращения:  О диспетчерской централизации Сетунь - СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть

Сибирская война

Стабильность и процветание, вызванные действиями республики, не должны были длиться долго. Президиум Верховного Совета в Иркутске, состоявший из остатков советского правительства, эвакуированного из Москвы под командованием Генриха Ягоды, начал сосредоточение своих армий на границе.

Южному направлению этого вторжения было приказано захватить Абакан, а затем повернуть на север к Красноярску с целью перерезать железнодорожное сообщение с фронтами в Братске и лишить республиканскую армию снабжения. Цель Северного удара состояла в том, чтобы разбить дивизии республиканской армии у Братска, а затем двинуться дальше, чтобы захватить Канск, после чего обе армии должны были встретиться в Красноярске.

Хотя южные силы были отбиты республиканскими войсками относительно легко, северные армии, в которых была основная масса ветеранов войск ягоды и закаленных офицеров НКВД, действовали намного лучше. Эта северная армия нанесла несколько поражений 3-й Республиканской Армии под командованием Николая Крылова и Николая Андреева, которые были вынуждены медленно отступать в мучительном арьергарде.

Республика, надеясь воспользоваться неудачным южным советским наступлением, командовала 2-й армией Александра Покрышкина и 1-й армией Матвея Шапошникова, чтобы разгромить там советские войска. Хотя им удалось одержать значительную победу под Новокузнецком, где некоторые дивизии ягоды были окружены и нейтрализованы после удивительно быстрого боя, их продвижение было затруднено пересеченной местностью к востоку от Кузнецкого бассейна.

Таким образом, ни Центрально-Сибирская республика, ни Дальневосточный совет фактически не смогли добиться каких-либо значительных успехов в войне. Затем конфликт начал деградировать в серию атак и контратак, напоминающих Западный фронт в Первой мировой войне, где одна армия захватывала полосу земли большой ценой, только чтобы быть отброшенной оппозицией, которая также понесла значительные потери при этом.

Эта ситуация вынудила республиканское правительство начать активизацию призыва на военную службу и реквизиции продовольствия. Для Покрышкина и Шукшина это стало последней каплей — в Новосибирске и Барнауле начались массовые беспорядки. Республика, запаниковав при таком повороте событий, решила послать армию, чтобы положить конец этому восстанию.

Перспективы на Востоке были ничуть не лучше. Примерно в то же время наступательные действия антибольшевистского фронта, первоначально базировавшегося в Харбине, сумели захватить полосу Дальнего Востока, от Читы до Магадана. Это случайное событие сумело привести войска Ягоды в смятение, в результате чего их наступление на Канск было отбито, хотя и с большими потерями с обеих сторон .

Однако за этим последовало восстание мятежников-анархистов, которые захватили город Братск, удивив советы, оказавшиеся теперь в ловушке между ним и Канском, нападением на их тыл. Ссылаясь на опустошение своих земель как Республикой, так и Советским Союзом, анархисты сражались с невиданной на поле боя жестокостью, вынудив советы отступить к югу от Братска, а затем на восток.

Затем Республика приказала Крылову и Андрееву отвоевать Канск, однако они были разбиты и вынуждены отступить в Красноярск, оставив ценные артиллерийские орудия на восточном берегу Енисея в руках анархистов. Дальнейшая попытка отбить эти орудия вызвала у Андреева мятеж и захват города Красноярска, образовав «Временное правительство».

Отчаявшийся Крылов, оказавшийся теперь зажатым между повстанцами Андреева и анархистами за Енисеем, сумел пробить слабое место в обороне Андреева к югу от Красноярска. Перегруппировавшись в Кемерово, Крылов захватил регион и впал в депрессию, чтобы позже вновь появиться как Рюрик II.

Ссср, россия

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией.

Другие сокращения:  Компания

В ответ на призывы к сотрудничеству СССР 31 марта 1954 года направил ноту с предложением рассмотреть «совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре», однако эта инициатива была отклонена в ответной ноте утверждением, что организация является «больше, чем военной» и такое предложение «противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств»[50].

После крушения блока 6 стран Соцлагеря в декабре 1989 года, объединения Германии в октябре 1990 года и распада Организации Варшавского договора в июле, а затем СССР в декабре 1991 г. кончилась «холодная война». Сам блок НАТО (создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы) не прекратил своего существования и начал с 20 сентября 1995 года расширяться на восток[51][~ 7][52].

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[53].

В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин. 23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН».

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран-членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращённых после августовского кризиса на Кавказе 7-12 августа 2008 г.[55].

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях[56]. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом»[57].

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[58][59].

В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику[60].

По словам бывшего начальника Генерального штаба российских вооружённых сил Николая Макарова, долгосрочные интересы России и НАТО в Афганистане совпадают, и Россия заинтересована в успешных действиях многонациональной группировки[61].

1 апреля 2022 министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из-за присоединения Крыма к Российской Федерации, однако НАТО продолжает кооперацию в Совете России — НАТО на дипломатическом уровне послов[62].

18 октября 2021 года было заявлено, что Россия приостановит работу своего постоянного представительства при НАТО, и что работа военной миссии НАТО в России также будет приостановлена, Россия отзовёт аккредитацию её сотрудников[63].

Украина

Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1992 году, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, позднее переименованному в Совет евроатлантического партнёрства[68].

Несколько лет спустя, в 1994 году, Украина присоединилась к программе «Партнёрство ради мира» (первой среди стран СНГ) и вскоре продемонстрировала готовность участвовать в системе евроатлантической безопасности, поддержав операции НАТО на Балканах в 1990-х[68].

В 1997 году взаимоотношения Украины и НАТО перешли на качественно новый уровень — была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО[68][69]. С принятием в ноябре 2002 года Плана действий НАТО-Украина[68] взаимоотношения ещё более укрепились, в рамках этого плана стали разрабатываться ежегодные Целевые планы Украина-НАТО.

21 апреля 2005 года в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии «Украина-НАТО», открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом — «интенсивный диалог», который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО.

11 августа 2006 года пресс-служба нового украинского правительства, которое возглавил Виктор Янукович, сообщила, что Украина откладывает принятие «плана действий по членству в НАТО». 14 сентября Виктор Янукович посетил с рабочим визитом Брюссель, где сделал программное заявление о неготовности Украины к вступлению в НАТО.

21 августа 2009 года в штаб-квартире НАТО была подписана Декларация о дополнении к Хартии об особом партнёрстве[70][71].

С приходом к власти на Украине в феврале 2022 года Виктора Януковича вопрос о вступлении Украины в НАТО был заморожен. В апреле 2022 года Янукович подписал указы, которыми ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, заявив, однако, что отношения Украины с НАТО будут сохранены на уровне, достигнутом при президенте Викторе Ющенко[72][73].

22 февраля 2022 года Украина официально присоединилась к операции НАТО по противодействию пиратству «Океанский Щит». По состоянию на 2022 год, Украина является единственным государством-партнёром альянса, которая принимает участие во всех его операциях[74]

После присоединения Крыма к РФ (рассматривается Украиной как оккупация своей территории) и конфликта на Донбассе Украина значительно увеличила скорость интеграции в структуры и программы альянса. Согласно новой редакции Военной доктрины Украины, принятой при президенте Петре Порошенко и обнародованной 24 сентября 2022 года на официальном сайте президента Украины, Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 года полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран-членов НАТО.

Отказываясь от внеблокового статуса, Украина намерена изменить подходы к обеспечению национальной безопасности, уделяя приоритет «участию в усовершенствовании и развитии евроатлантической и европейской систем коллективной безопасности»[75].

В феврале 2022 года министр обороны Украины Степан Полторак заявил о выполнении Украиной на 90 % плана по адаптации Вооружённых сил Украины к стандартам НАТО, а к 2020 году ожидается полностью завершить реформирование[76].

10 марта 2022 года стала кандидатом на вступление в альянс[77].

22 ноября 2022 года украинский парламент 311 голосами принял законопроект № 9037 «О внесении изменений в Конституцию Украины о необратимости курса Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию».

12 июня 2020 года НАТО предоставило Украине статус партнёра расширенных возможностей[78] (Enhanced Opportunities Partner, EOP).

На саммите в Брюсселе в июне 2021 лидеры НАТО вновь не предоставили Украине ПДЧ как и в 2008 году, однако подтвердили решение, принятое на Бухарестском саммите 2008 года, о том, что Украина станет членом Альянса с Планом действий по членству (ПДЧ) как неотъемлемой частью процесса и правом Украины самостоятельно определять свое будущее и внешнюю политику, конечно, что без вмешательства извне[79].

Финансы

По неофициальной установке, члены союза должны тратить на оборону не меньше 2 % ВВП[34]. Однако из 25 европейских членов альянса это требование выполняют лишь Великобритания, Польша, Греция и Эстония.

В 2022 году средний показатель военных расходов по европейским членам союза составил 1,4 %. Снижение военных расходов европейских стран произошло в результате урезания военных бюджетов из-за финансового кризиса в Европе.Исключением являются США, где расходы на оборону в 2022 же году составили 4,4 % ВВП.

В 2021 расходы на НАТО увеличились на 2,7 % по сравнению с 2020 годом, и составили 1,1 трлн долларов[35].

Расходы на вооружение

В апреле 2022 года генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен призвал европейских членов НАТО к увеличению расходов на оборону в качестве реакции на обострение российско-украинских отношений[7][34]:

Никто в НАТО не желает возвращения холодной войны, но мы видим, что Кремль пытается повернуть время вспять и разделить Европу на сферы влияния. Мы должны встать на защиту наших ценностей <…> и системы международных правил <…>.

Расходы стран НАТО на вооружение, в млн долл. и в % от ВВП страны[27]
Страна202220222022202220222022202220202020, %
Международная организация труда - Википедия США680 856653 942641 253656 059642 933672 255730 149784 9523,51
Международная организация труда - Википедия Великобритания62 25865 65859 49256 15455 67460 30759 36559 6342,10
Международная организация труда - Википедия Германия45 94446 16439 82941 61845 48649 75052 54356 0741,36
Международная организация труда - Википедия Франция52 33152 00943 49244 22146 15050 48449 63450 2471,83
Международная организация труда - Википедия Италия26 66524 48119 57422 38823 91125 62923 55624 8531,18
Международная организация труда - Википедия Канада18 21518 17218 68917 70823 70022 39922 31922 1501,29
Международная организация труда - Википедия Турция14 42713 58311 95712 64912 97214 14513 98613 3031,85
Международная организация труда - Википедия Испания12 61012 63111 095997811 89313 19412 62914 0690,91
Международная организация труда - Википедия Нидерланды10 22910 34686729114964611 16712 26812 0671,36
Международная организация труда - Википедия Польша900710 10410 5969405993811 85711 92312 0432,02
Международная организация труда - Википедия Норвегия783977226142643168507544751466711,86
Международная организация труда - Википедия Бельгия526551994204425944424843476151730,90
Международная организация труда - Википедия Греция531152324519463847545386484347852,31
Международная организация труда - Википедия Дания421740573364359337804559455747181,31
Международная организация труда - Википедия Португалия326330072645261627393247329834721,39
Международная организация труда - Википедия Румыния245226912581264536434359460854981,84
Международная организация труда - Википедия Чехия214819751921186622592750291030381,18
Международная организация труда - Википедия Венгрия128012101132128917081615205118291,27
Международная организация труда - Википедия Словакия969998987100410561297180217531,71
Международная организация труда - Википедия Болгария811747633671723961215811953,18
Международная организация труда - Википедия Литва3554284716368181056109311182,02
Международная организация труда - Википедия Хорватия850106488383792496610029861,66
Международная организация труда - Википедия Латвия2812942824034857096927222,03
Международная организация труда - Википедия Эстония4805134634985416156376692,03
Международная организация труда - Википедия Словения5074874014504775465735841,07
Международная организация труда - Википедия Люксембург2342532502363263563814220,54
Международная организация труда - Википедия Албания1801781321311441761972101,47
Международная организация труда - Википедия Северная Македония1271241051041011201461511,15
Международная организация труда - Википедия Черногория65695762657677971,41
НАТО: Европа Канада288 129289 203254 406255 439275 106299 995301 378307 5301,78
НАТО: Всего968 985943 145895 659911 498918 039972 2501031 5271092 4822,85
Оцените статью
Расшифруй.Ру