- Основные задачи, поставленные перед следственным комитетом
- Что такое следственный комитет рф
- Интернет — приемная — следственный комитет российской федерации
- Как и из-за чего воевали между собой генеральная прокуратура и следственный комитет
- Критика
- Награды
- Общепринятые полицейские аббревиатуры (может кому интересно) (добавляем в комменты)
- Особенности работы следователя в ск
- Права
- Руководство
- Следственного комитета российской федерации по городу москве
- Следствию покажут — кто и зачем решил реорганизовать следственный комитет при генеральной прокуратуре
- Структура скп россии
- Чем отличается ск от прокуратуры и какая организация главная
Основные задачи, поставленные перед следственным комитетом
Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:
- Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
- Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
- Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
- Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
- Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
- Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
- Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
- Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
- Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
- Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
- Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.
Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?
Что такое следственный комитет рф
Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.
В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.
Основные функции следственного комитета:
- проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
- обобщение практики применения законодательных актов;
- разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
- проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
- образование и проведение экспертных комиссий и советов;
- представление в судах интересов следственного комитета;
- участие в формировании бюджета РФ:
- взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
- работа с обращениями граждан.
Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:
- главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
- межрайонных и обычных следственных отделов;
- отделений районов и городов.
Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.
Интернет — приемная — следственный комитет российской федерации
Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел
I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
К подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся* такие преступления, как убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.
* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:
1. Преступления, совершенные лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ,в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.
4. Преступления, совершенныев отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.
5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:
Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.
Не требуют проверки следственными органами в порядке ст. 144, 145 УПК РФ (т.е. как сообщение о преступлении) обращения граждан, в которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с несогласием заявителей с решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов), а также с полученными от указанных должностных лиц ответами на ранее направленные обращения граждан.
По обращениям о несогласии с судебными решениями (в частности, с приговорами) следственные органы могут лишь разъяснить заявителям право на обжалование таких решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные обращения в таких случаях возвращаются гражданам, их направившим (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Надзор за органами, наделенными полномочиями по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Поэтому рассмотрение обращений, в которых сообщается о нарушениях при привлечении к административной ответственности, допущенных сотрудниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями, относится к компетенции органов прокуратуры.
Обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями, решениями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах деятельности, повлекшими нарушения трудовых, жилищных и иных прав граждан, при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, не рассматриваются в качестве сообщений о преступлении и не проверяются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ.
В таком случае обращение пересылается в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Порядок рассмотрения отдельных обращений
Обращение не принимается к рассмотрению, если:
– в обращении содержится нецензурная лексика, оскорбительные выражения;
– текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;
– указан неполный или недостоверный почтовый адрес;
– не содержит конкретных заявлений, жалоб, предложений.
В целях оперативного разрешения обращений и во избежание увеличения сроков его рассмотрения (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем Вам адресовать жалобу непосредственно на сайт соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо соответствующего федерального органа, в случаях:
– отсутствия ответов руководителей субъектов следственных органов Следственного комитета Российской Федерации на вопросы, поставленные в обращении;
– когда разрешение поставленных в обращении доводов входит в компетенцию иных ведомств.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора.
Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки
В подразделе «Интернет-приемная» (раздел «Обращения граждан») посетители сайта могут оформить электронные сообщения, которые обрабатываются уполномоченными работниками управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормативными правовыми актами СК России.
При оформлении обращения в форме электронного документа посетителю сайта необходимо:
- заполнить соответствующие поля формы обратной связи на веб-странице подраздела «Интернет-приемная»;
- указать персональные данные заявителя на отмеченных звездочкой полях формы, заполнение которых является обязательным;
- разместить в поле «Ваше сообщение» текст обращения.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Размер электронного обращения не может превышать 5 тысяч знаков, что примерно соответствует объему текста, напечатанного на двух-трех страницах с одинарным междустрочным интервалом на листе формата А4 с полями страницы не менее 2 см.
Посетитель сайта вправе приложить к обращению, направляемому через Интернет-приемную, необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Вложенные документы и материалы в электронной форме должны быть представлены в виде одного файла без архивирования. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.
При этом обращения, содержащие тексты и прилагаемые документы большого объема, следует направлять в СК России средствами почтовой связи.
Датой обращения в форме электронного документа является дата его размещения на Интернет-сайте, которая фиксируется автоматически в момент отправки заполненной формы электронного сообщения.
Электронные документы, направляемые через сайт, минуя «Интернет-приемную», к рассмотрению в качестве обращений не принимаются.
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Как и из-за чего воевали между собой генеральная прокуратура и следственный комитет
прокуроров и следователей нередко пытаются найти и в резонансных политических процессах. Взять, к примеру, дело оппозиционера
Алексея Навального
по «Кировлесу» — возобновить его Александр Бастрыкин распорядился публично, и многие считают, что это из-за случившейся чуть раньше атаки Навального на Бастрыкина из-за недвижимости в Чехии. Следователи «сшили» Навальному дело на 5 лет, и он даже успел получить приговор, но хотя прокурор поддерживал обвинение, на следующий день он же ходатайствовал об освобождении подсудимого под подписку о невыезде; затем срок заменили на условный. Правда, позже возобладала версия о том, что освободить Навального распоряжался Владимир Путин, так что здесь повода для войны вроде бы и не оказалось. Но в другом деле Навального, о краже картины, заместитель генпрокурора Виктор Гринь возвращал дело на доследование, не соглашаясь с выводами следствия, а Юрий Чайка поддерживал своего заместителя, споря с Бастрыкиным.
Критика
После создания Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации «господин Чайка и его подчиненные выступали против этого ведомства»[8]. Генеральный прокурор критиковал комитет за рост нераскрытых преступлений[9].
Известный бандит Кумарин, в своем интервью Ивану Миронову, утверждал, что попытки дискредитации СКР Генеральной прокуратурой делались превентивно, «за две недели до образования Следственного комитета при прокуратуре»[10].
Награды
Приказами председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 08 августа 2008 г. № 69 «О нагрудном знаке и знаках отличия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» и от 01 июля 2009 г. № 20 «О знаке отличия „За участие в противодействии агрессии в Южной Осетии“ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» были учреждены ведомственныенаграды Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Общепринятые полицейские аббревиатуры (может кому интересно) (добавляем в комменты)
АПС – автоматический пистолет Стечкина
ББН – беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние
БП — батальон полиции
ВВ – внутренние войска
ГАИ — ГосАвтоИнспекция
ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения
ГОМ — городской отдел (отделение) милиции
ГГС — государственная гражданская служба
ГНР — группа немедленного реагирования
ГСУ – главное следственное управление
ГУБОП – главное управление по борьбе с организованной преступностью
ГУВД – главное управление внутренних дел
ГУ МВД – главное управление МВД России
ДПС — дорожно-патрульная служба
ДЧ, д/ч — дежурная часть
ИВР — индивидуально-воспитательная работа
ИЦ — информационный центр
КАЗ — камера административно задержанных
КиВР — кадровая и воспитательная работа
КМ — криминальная милиция
КПЗ — камера предварительного заключения
КУСП – книга учёта сообщений о происшествиях
МВД — министерство внутренних дел
МОБ — милиция общественной безопасности
МОВО — межрайонный отдел вневедомственной охраны
МОЛЛР — межрайонный отдел по лицензионно-разрешительной работе
МОТОТРЭР — межрайонный отдел технического осмотра транспорта и регистрационно-экзаменационной работы
м/п — место происшествия
мнс — младший начальствующий состав
ОАУ – организационно-аналитическое управление
ОБПСПР — отдел борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка
ОВД — органы, отделы, отделения внутренних дел (одна из самых многозначных аббревиатур полицейского языка)
ОВР — отдел (отделение) воспитательной работы
ОВО — отдел вневедомственной охраны
ОДиР — отдел (отделение) делопроизводства и режима
ОД — отдел дознания
ОДОН – отдельная дивизия оперативного назначения
ОИАЗ — отдел исполнения административного законодательства
ОМВД – отдел МВД России
ОМОН – отряд мобильный особого назначения
ОООП — отдел обеспечение охраны общественного порядка
ОП – отдел полиции
ОРД – оперативно-розыскная деятельность
ОРЧ – оперативно-розыскная часть
ОСБ — отдел собственной безопасности
ПДД — правила дорожного движения
ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних
ПМ – пистолет Макарова
ППС — патрульно-постовая служба
ППСП – полк по сопровождению поездов
РОВД – районный отдел внутренних дел
РУВД – районное управление внутренних дел
СМВЧ – специальные моторизованные воинские части
СОБР – специальный отряд быстрого реагирования
СОГ — следственно-оперативная группа
СО — следственный отдел
СУ – следственное управление
УБОП — управление по борьбе с организованной преступностью
УВД — управление внутренних дел
УНП – управление по налоговым преступлениям
УМВД – управление МВД России
УОМПО – управление организации морально-психологического обеспечения
УОПС – управление организации прохождения службы
УОПП – управление организации профессиональной подготовки
УОПК – управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений
УПМ — участковый пункт милиции
УРГ — учетно-регистрационная группа
УУП — участковый уполномоченный полиции
УФМС — управление федеральной миграционной службы
ФОТ — фонд оплаты труда
ЦА — центральный аппарат (например ЦА МВД РФ)
P.S. Госнаркоконтроль это не аббревиатура
Особенности работы следователя в ск
Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.
Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.
Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.
Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?
Права
СКП России в целях осуществления своих полномочий имел право:
- запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
- осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;
- формировать и вести федеральные учёты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учётами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;
- взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации нагрудные знаки и почётные грамоты Следственного комитета;
- образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
Руководство
Председатель СКП России Александр Иванович Бастрыкин был назначен на должность с 7 сентября 2007 года постановлением Совета Федерации от 22 июня 2007 г. № 250-СФ — Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2022 г. № 39 с 15 января 2022 г.[2][3]
Заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации:
После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации.
- Нырков Юрий Михайлович (11 октября 2007 г., № 1361 — Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 422 назначен заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации)
- Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — руководитель военного следственного управления (1 декабря 2007 г., № 1606 — Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 372 назначен заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителем Главного военного следственного управления)
- Пискарев Василий Иванович (10 июня 2008 г., № 933 — Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 422 назначен заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации)
- Салмаксов Борис Иванович (10 июня 2008 г., № 933 — 25 ноября 2009 г., № 1345)
- Соболевский Игорь Борисович (10 июня 2008 г., № 933 — 30 мая 2009 г., № 605)[4]
- Леоненко Елена Евгеньевна (1 декабря 2009 г., № 1370[5] — Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 422 назначена заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации)
- Карнаухов Борис Михайлович (14 июля 2022 г., № 906[6] — Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. № 422 назначен заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации)
Руководитель пресс-службы
Следственного комитета российской федерации по городу москве
Замоскворецким межрайонным следственным отделом следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве завершено расследование уголовного дела в отношении 38-летнего мужчины. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения к отказу от распространения информации, соединённое с насилием над журналистом).
По версии следствия, 11 ноября 2021 года съемочная группа ГТК «Телеканал «Россия» осуществляла свою профессиональную деятельность в соответствии с редакционным заданием, а именно съемку репортажа о деятельности ООО «Живые деньги», расположенного в 1-м Люсиновском переулке в городе Москве. Обвиняемый, находясь в указанном помещении, осознавая, что перед ним съемочная группа, воспрепятствовал их законной профессиональной деятельности и ограничил им проход в помещение организации. Также фигурант, будучи недовольным законными действиями съемочной группы, вывел их из помещения офиса и вытолкал корреспондентку, тем самым совершив насилие в отношении неё, и принудил их к отказу от распространения информации о деятельности Общества.
Следствию покажут — кто и зачем решил реорганизовать следственный комитет при генеральной прокуратуре
Сообщения о том, что в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) грядут массовые увольнения, скорее всего были спровоцированы паникой сотрудников этого ведомства, разглядевших в выведении за штат нескольких руководителей подразделений скорый закат организации как таковой. На самом деле начавшаяся две недели назад масштабная реорганизация СКП сокращений не предполагает. Более того, содержание ряда внутренних циркуляров комитета свидетельствует о том, что до конца года число сотрудников увеличится на 5 тыс. человек, а внутри СКП появится несколько новых управлений. Откуда же взялись слухи об отставках высшего руководства СКП и зачем реформировать структуру, менее полугода назад уже пережившую реструктуризацию? В этих непростых вопросах разбирался корреспондент «Нашей Версии».
Слухи об упразднении СКП возникли не на пустом месте: неожиданно для всех за штат были выведены все сотрудники Главного следственного управления, в том числе и начальник этого подразделения Сергей Маркелов*. Начальника главного управления собственной безопасности Следственного комитета Владимира Максименко отправили ещё дальше – в отставку, вместе с несколькими руководителями структурных подразделений СКП и следователями. Лишились своих кресел начальник правового управления Следственного комитета Юрий Берестнев, руководитель Управления организационно-аналитического и контрольно-процессуального методического обеспечения Людмила Куровская, а также начальник отдела по расследованию убийств Валерий Костырев. Рапорты об увольнении подали также несколько подчинённых отставников.
Но, по словам официального представителя СКП Владимира Маркина, «все проводимые в настоящее время в Главном следственном управлении и главном управлении собственной безопасности мероприятия носят рабочий характер и направлены на оптимизацию деятельности ведомства». А выведенные за штат в ходе реорганизации сотрудники ГСУ уже получили назначения в реформированном управлении.
«Реорганизация произошла лишь по той причине, что структуре понадобилось измениться в соответствии с вызовами сегодняшнего дня, – сообщил Владимир Маркин корреспонденту «Нашей Версии». – СКП был организован летом 2007 года, и за полтора года работы стало понятно, какие подразделения действуют более-менее эффективно, а какие – нет. Полгода назад мы начали работу по совершенствованию структуры ряда подразделений, укреплению кадрового состава следственного корпуса, а также структур, занимающихся расследованием уголовных дел либо обеспечивающих работу следователей. Также реорганизация коснётся и нашего ведущего подразделения – Главного следственного управления. Принято решение о создании в нём подразделений, специализирующихся на расследовании экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности, а также преступлений против личности».
В общем, никакого разгона СКП в ближайшее время не планируется. Но откуда же взялись слухи?
Чем именно была спровоцирована чистка в руководстве СКП, вслух не говорят, ссылаясь на ведомственные инструкции, не позволяющие выносить сор из избы. Но неофициальные причины, подтверждённые несколькими следователями СКП, примерно такие. Недавно прошли коллегии СКП и Генпрокуратуры РФ с участием высших должностных лиц государства. На них СКП подвергся жёсткой критике за то, что Главное следственное управление потерпело сокрушительное фиаско в расследовании целого ряда резонансных уголовных дел.
Сначала судом были оправданы обвиняемые в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, а совсем недавно Генпрокуратура вернула на дополнительное расследование дело о подрыве 13 августа 2007 года скорого поезда «Невский экспресс», в результате которого пострадали 60 человек. Припомнили главе СКП и то, что в прошлом году прокурорами было отменено каждое пятое постановление следователей о возбуждении уголовных дел. О неблагополучии с кадрами в Следственном комитете говорил и генпрокурор Юрий Чайка, отмечавший, что уволенные из его ведомства сотрудники немедленно оседают в комитете.
Говорят, что глава СКП Александр Бастрыкин не раз пытался договориться с подчинёнными по-хорошему, но то ли ему не хватало авторитета, то ли подчинённые считали самих себя намного влиятельнее, нежели их шеф. В общем, руководство СКП то и дело сотрясали конфликты. А глава СКП объяснял негодную работу своих подчинённых тем, что сам он практически лишён механизмов, дающих возможность контролировать кадровую политику в своём ведомстве. Скажем, приём на работу того или иного следователя невозможен без утверждения кандидатуры Управлением «М» ФСБ, отвечающим за борьбу с коррупцией в силовых структурах. И вот тут-то и начиналась межведомственная нездоровая конкуренция.
Как известно, в планах высшего российского руководства было объединение под крышей СКП всех органов ведения дознания и следствия, включая МВД и ФСБ. Но ни милиционеры, ни «спецслужбисты» с такой постановкой вопроса согласны не были. Во-первых, следствие – это влияние. Не секрет, что на уровне следствия очень легко и просто решать собственные меркантильные вопросы, и этим всегда пользовались не вполне чистые на руку руководители. Во-вторых, следствие – весьма затратная бюджетная графа, позволяющая осваивать довольно крупные суммы. А это десятки миллионов бюджетных рублей. Ну и как после всего этого согласиться с тем, что следственными действиями будет заниматься одна-единственная структура? Ни денег, ни влияния.
Косвенное подтверждение того, что «конкуренты» СК сыграли определённую роль в нынешней волне увольнений, – отставка заместителя Бастрыкина начальника главного управления собственной безопасности Следственного комитета Владимира Максименко. До прихода в Следственный комитет Максименко с полковничьими погонами на плечах трудился в должности заместителя начальника 1-й службы Управления «М» ФСБ, того самого, которое существенно ограничивает кадровые полномочия главы СКП. Но в сентябре 2007 года он ушёл на повышение в СКП. Ходили слухи, что Максименко, используя старые связи, скажем так, существенно влиял на кадровую расстановку в Следственном комитете. Хотя, по своей должности, был призван заниматься совсем другими вещами.
Бастрыкину работать со столь влиятельным заместителем было, мягко говоря, некомфортно, и Максименко долго и безуспешно уговаривали уйти – до тех пор, пока у него не случилось два заметных прокола. Первый – несанкционированная слежка за другим зампредом СКП, Игорем Соболевским, на питерской даче которого были найдены подслушивающие устройства. Скандал до поры до времени удалось замять, благо и тот, кто прослушивал, и тот, кого прослушивали, работали в одном месте и формально подчинялись одному руководителю – Бастрыкину. Но вот второй прокол был посерьёзнее, и Максименко здраво рассудил, что уж лучше отставка, нежели долгое и нудное разбирательство.
Дело в том, что два месяца назад в Санкт-Петербурге при довольно странных обстоятельствах неизвестные застрелили стажёра – соискателя должности старшего референта главного управления собственной безопасности СКП Дмитрия Марининова. Биографию убитого стали проверять несколько подробнее, нежели это сделали при жизни ответственные сотрудники СКП, и выяснилось, что в определённых кругах Марининов фигурировал как Маринэ. Иными словами, соискатель имел весьма неоднозначные связи и довольно тёмное прошлое. Но необходимые для работы в СКП рекомендации он тем не менее получил. В общем, у Бастрыкина на руках появились два козыря, и Максименко всё-таки пришлось уйти.
Но по большому счёту реформирование Следственного комитета связано не столько с устранением неудобных замов, сколько с возможным расширением полномочий СКП. Об этом давно говорят, но это расширение непросто себе представить. Дело в том, что вот уже 10 лет как идут разговоры о слиянии Минюста и прокуратуры. Сторонники подобного объединения приводят в пример США и Германию, где генпрокурор и министр юстиции – один и тот же человек.
Напомним, Следственный комитет был создан (формально при Генпрокуратуре, но по сути как вполне самостоятельный орган) именно для того, чтобы вывести следствие за рамки объединённых Минюста и Генпрокуратуры. К нему перешло право возбуждения уголовных дел, а за прокуратурой остался надзор. При этом был ликвидирован реальный надзор прокуратуры за милицейским следствием, за следствием ФСБ, наркоконтролем, то есть за большей частью следственных действий. Раньше прокурор мог сам возбуждать уголовные дела и давать обязательные указания по проведению следствия, а сейчас реальный надзор начинается с момента утверждения обвинительного заключения и решения вопроса: направлять в суд дело или нет.
В дальнейшем появилась идея реорганизовать Следственный комитет при МВД и сделать его частью единого следственного комитета. Работа, к слову, уже началась пока на «бумажной» стадии, но .
Для того чтобы следствие шло максимально эффективно (чего до настоящего времени не наблюдалось, и об этом много говорили на недавних коллегиях СКП и Генпрокуратуры), решено было дать Бастрыкину карт-бланш на кадровое реформирование комитета в соответствии с его возможным расширением – никак не сокращением. «Я не могу дать развёрнутый комментарий этой информации, – заявил сотруднику «Нашей Версии» официальный представитель СКП Владимир Маркин, – но допускаю, что это вполне возможно. Особенно принимая во внимание увеличение численности аппарата СКП, квалифицированных специалистов теперь у нас хватит».
Структура скп россии
Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ „О прокуратуре РФ“» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.
Графически структура Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации достаточно полно изображена на его официальном сайте[1].
В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входили:
В соответствии с Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 года № 3 «Об утверждении структуры и нормативов штатной численности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» [1] следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных управлений (отделов)
Следственного комитета общей штатной численностью 17 714 единиц (без учёта 862 единиц центрального аппарата Следственного комитета и 114 единиц военного следственного управления), включая штатную численность следственных отделов (отделений) Следственного комитета по районам и городам, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных отделов (отделений) Следственного комитета выглядели следующим образом:
а) в Центральном федеральном округе: 19 Следственных управлений, 1 Следственный отдел;
б) в Северо-Западном федеральном округе: 11 Следственных управлений;
в) в Южном федеральном округе: 14 Следственных управлений;
г) в Приволжском федеральном округе: 17 Следственных управлений;
д) в Уральском федеральном округе: 7 Следственных управлений;
е) в Сибирском федеральном округе: 14 Следственных управлений;
ж) в Дальневосточном федеральном округе: 10 Следственных управлений;
з) военные следственные управления Следственного комитета: 12 военных Следственных управлений;
Чем отличается ск от прокуратуры и какая организация главная
Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.
Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.
Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.
Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.
https://www.youtube.com/channel/UCOiAwKQuFMdJuK7wwDIoKpA
Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.