Межрегиональные и межрайонные налоговые инспекции: их задачи, функции и проблемы развития.
Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы (МИ ФНС) также входят в состав территориальных налоговых органов. Однако они находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.
Межрегиональные инспекции созданы трех типов:
Ø специализированные по крупнейшим налогоплательщикам;
Ø по централизованной обработке данных;
Ø по федеральным округам.
Назначение межрегиональных инспекций – повысить эффективность налогового администрирования, в особенности налогоплательщиков отраслей экономики и сфер деятельности, являющихся в части налоговых поступлений «бюджетообразующими». Создание таких инспекций преследует цель противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально-интегрированных холдингов, финансово-промышленных групп), усилить контроль и соответственно налоговую дисциплину налогоплательщиков в этих отраслях экономики и сферах деятельности, а именно: в нефтяном и газовом комплексах, электроэнергетике, транспорте и связи, металлургии и машиностроении и некоторых других. Администрирование налогоплательщиков в указанных выше инспекциях строится не по территориальному принципу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по основному виду деятельности и с учетом специфики отрасли.
Критерии отнесения налогоплательщиков к числу крупнейших разрабатываются Министерством финансов РФ.
К числу крупнейших налогоплательщиков на данный момент относят организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:
Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, – свыше 300 миллионов рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 50 миллионов рублей;
Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов превышает 10 миллиардов рублей;
Ø активы (сумма внеоборотных и оборотных активов) превышают 10 миллиардов рублей.
Начиная с 2005 г. ФНС России предусматривает создание по каждому крупнейшему налогоплательщику электронного налогового досье. Каждое досье должно представлять собой информационно-аналитическую базу о налогоплательщике, в том числе полученную из внешних источников Цель такого досье — помочь налоговым органам анализировать и систематизировать информацию о производственно-экономических и налоговых показателях, товарно-денежных потоках налогоплательщика, а также установить его взаимосвязи и взаимозависимость. Налоговое досье позволит налоговым органам проводить целенаправленный отбор объектов для проверки, а также вести глубокую аналитическую предпроверочную работу.
На начало 2007 г. в России функционировало девять специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Семь ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам располагаются в Москве, две – в Санкт-Петербурге.
1. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 осуществляет налоговое администрирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг по добыче нефти, оптовой торговли нефтепродуктами, транспортирования по нефтепроводам нефтепродуктов.
2. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 администрирует организации, предоставляющие услуги по добыче, переработке, транспортировке, оптовой торговле газом и общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов;
3. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 администрирует организации, занятые производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
4. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере передачи, распределения и диспетчеризации электрической энергии и производства, передачи, распределения, диспетчеризации и реализации тепловой энергии.
5. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере добычи металлических руд, по производству и реализации продукции металлургической промышленности.
6. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 администрирует организации, оказывающие транспортные услуги.
7. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере реализации и предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи.
8. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 осуществляет налоговое администрирование организаций по производству и реализации продукции машиностроения.
9. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за соблюдением валютного законодательства организаций в кредитной и страховой сферах.
Крупнейшие организации-налогоплательщики машиностроительной отрасли, а также финансово-банковского сектора ставятся на учет в межрегиональных ИФНС России, расположенных в Санкт-Петербурге. В специализированных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам организации ставятся на учет и администрируются независимо от их территориального местонахождения. Основой является его отраслевая принадлежность.
МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам выполняют следующие функции:
Ø учет крупнейших налогоплательщиков;
Ø учет налоговых поступлений;
Ø анализ информации, мониторинг начислений, прогнозирование налоговых поступлений, анализ информации, поступающей от крупнейших налогоплательщиков;
Ø обеспечение мероприятий налогового контроля (в т.ч. камеральные и выездные налоговые проверки и др.);
Ø взыскание недоимок по налогам, пеням, штрафам и по крупнейшим налогоплательщикам;
Ø выявление налогоплательщиков, относящихся к крупнейшим, ведет мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
Ø проводит мероприятия налогового контроля;
Ø анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных органов, характеризующих деятельность налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
Ø осуществляет другие функции, аналогичные тем, которые выполняют первичные территориальные ИФНС, но в отношении крупнейших налогоплательщиков.
МРИ ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура МРИ также утверждается руководителем.
Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных ФНС, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД).
В функции данной инспекции входят:
Ø информационное обеспечение деятельности ФНС;
Ø прием и входной контроль данных бухгалтерской и налоговой отчетности;
Ø прием и входной контроль информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников;
Ø прием информации на электронных и бумажных носителях и подлежащей централизованной обработке;
Ø автоматизированное ведение информационных ресурсов: ведение единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), ведение реестров лицензий и др.;
Ø автоматизированный отбор налогоплательщиков для налоговых проверок;
Ø анализ эффективности проверок;
Ø анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты на основе информационных ресурсов и другие функции.
Непосредственно в подчинении Федеральной налоговой службы России находятся межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам.
Такие инспекции созданы по семи федеральным округам: Центральному, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-западному, Приволжскому.
МРИ ФНС России по федеральному округу выполняет следующие функции:
Ø контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на территории федерального округа, в том числе УФНС и ИФНС;
Ø проверки территориальных налоговых органов, в том числе исполнения сметы доходов и расходов на их содержание;
Ø проведение повторных выездных налоговых проверок, назначаемых ФНС России и УФНС в федеральном округе;
Ø оказание помощи территориальным налоговым органам;
Ø организация взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе и другие функции.
Исходя из возложенных на межрегиональные инспекции по федеральным округам задач и функций, устанавливается их внутреннее устройство.
Так, приказом МНС России в 2000 г. были утверждены схема типовой структуры такой инспекции и функции ее внутренних подразделений.
Предусматривается выделение ряда блоков:
Ø внутриведомственной контрольно-ревизионной работы;
Ø организации контрольной работы;
Ø общего обеспечения.
В блок внутриведомственного контроля входит контрольно-ревизионный отдел, функции которого: анализ работы налоговых органов в соответствующем федеральном округе, планирование организации и проведения проверок работы налоговых органов, анализ результатов контрольно-ревизионной работы.
Ко второму блоку отнесен отдел организации контрольной работы, функции которого: анализ налоговой статистики и прогнозирование налоговых поступлений, контроль исполнения бюджетных назначений, планирование организации и проведения повторных проверок крупнейших налогоплательщиков, анализ эффективности проведения выездных проверок, методическое обеспечение и консультирование территориальных налоговых органов в соответствующем федеральном округе.
В функции отделов, отнесенных к блоку общего обеспечения, входят: юридическое, финансово-хозяйственное и кадровое обеспечение деятельности инспекции, делопроизводство и т.п.
Таким образом, территориальные межрегиональные инспекции ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль за налогоплательщиками, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны ИФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные функции. Такие функции закреплены, в частности, за межрегиональными ИФНС России по федеральным округам. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответству-ющий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т. п.
Межрайонные инспекции ФНС России
Специфика экономики России обусловила необходимость создания не только специализированных межрегиональных инспекций, администрирующих крупнейших налогоплательщиков, но и межрайонного уровня. Их назначение – налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях экономики, и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.
Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня непосредственно подчиняются УФНС России по субъектам РФ и им подконтрольны.
Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов:
Ø как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу);
Ø как специализированные по отраслям экономики и сферам деятельности.
В первом случае функции и структура инспекции межрайонного уровня идентичны функциям и структуре обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления.
Функции специализированных инспекций межрайонного уровня сходны с теми, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России на федеральном уровне, осуществляющие налоговое администрирование налогоплательщиков по отраслям экономики. Специализированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России.
Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными (крупнейшими) налогоплательщиками.
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:
Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности в пределах свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 30 миллионов рублей;
Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов находится в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей;
Ø активы находятся в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей.
В зависимости от особенностей каждого субъекта РФ количество инспекций варьируется в широких пределах. Так, по г. Москве налоговое администрирование осуществляют 36 территориальных инспекций и шесть межрайонных специализированных инспекций, в том числе № 45 – по централизованной обработке данных (ЦОД); № 46 – по работе с крупнейшими налогоплательщиками, № 47 – по работе с иностранными налогоплательщиками, № 49 – по работе с казино и рынками, № 50 – по работе с банками и инвестиционными фондами. Создание вышеуказанных межрайонных инспекций обусловлено спецификой Московского региона. Внутреннее устройство строится на базе типовой структуры по городу, району.
§
Первичными территориальными налоговыми органами являются инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС России) по району, району в городе и городу без районного деления.На них возложены задачи по непосредственной работе с налогоплательщиками на администриру-емой ими территории.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается Управлением ФНС России.
Руководитель устанавливает структуру инспекции, которую затем представляет на утверждение в Управление ФНС России по субъекту РФ. Особенностью внутреннего устройства инспекций является построение их – по функциональному принципу. Ее структура утверждается на основе типовой.
В 2002 г. была утверждена типовая структура инспекции по району, району в городе и городу без районного деления. Она устанавливает обязательное выделение следующих блоков:
Ø работы с налогоплательщиками;
Ø контрольной работы;
Ø информационно-аналитической работы;
Ø общего обеспечения.
Первый блок предусматривает создание отделов: учета налогоплательщиков; приема налоговой отчетности; информирования налогоплательщиков.
Во второй блок включаются отделы:
а) контроля налогообложения физических лиц (в т. ч. подотделы: налогообложения доходов физических лиц, единого социального налога, местных и прочих налогов с физических лиц; выездных проверок);
б) налогообложения юридических лиц (в т.ч. подотделы: камеральных проверок юридических лиц, планирования выездных проверок, проверок юридических лиц, взыскания задолженности юридических лиц);
в) контроля производства и оборота алкогольной и табачной про-дукции;
г) применения контрольно-кассовых машин.
Третий блок – это отделы налоговой статистики, автоматизации информационных систем, ввода данных, системного и технического обеспечения.
К отделам общего обеспечения относятся:
Ø юридический;
Ø финансовый;
Ø работа с персоналом;
Ø хозяйственный;
Ø общий (т. е. канцелярия).
В их функции входят государственная регистрация и учет юридических и физических лиц (налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов). Они осуществляют прием налоговых деклараций и других форм отчетности, проводят проверки их достоверности, контролируют правильность, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов (сборов) и других обязательных платежей. Инспекции ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, взыскивают недоимки и осуществляют иные функции, исходя из предоставленных налоговым органам прав и возложенных обязанностей.
Типовая структура налоговой инспекции, в которой внутренние подразделения формируются исходя из их специализации на конкретныхвидах налоговой работы, т. е. по функциональному принципу, стала возможной в результатекомпьютеризации налоговых органов, применения других средств информатизации.
Типовая структура устанавливает единые принципы и требования к организации внутреннего устройства инспекции, независимо от ее местонахождения, устраняет дублирование в работе отдельных инспекторов, в итоге уменьшается нагрузка на одного налогового инспектора, определяемая числом налогоплательщиков. Это позволяет укрупнить инспекции и сократить их количество. В 2001-2005 гг. были упразднены инспекции с численностью персонала менее 40, а затем и менее 70 человек. Соединение малочисленных инспекций ряда соседних районов позволило создать территориальные инспекции межрайонного уровня.
Однако процесс укрупнения налоговых органов, их слияние привели к тому, что в ряде районных центров и городов налоговые инспекции были упразднены, в результате налоговые инспекции отдалились от налогоплательщиков – в ряде случаев на значительные расстояния. Чтобы не ухудшалось качество обслуживания налогоплательщиков, приказом МНС России установлено: в случае если налоговые инспекции стали находиться на значительном отдалении от места нахождения налогоплательщиков (при отсутствии регулярного ежедневного транспортного сообщения, при удаленности до 150 км), то следует создавать территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в административных центрах муниципальных образований.
Их назначение – работа должностных лиц налогового органа с налогоплательщиками, информирование их о действующем налоговом законодательстве, предоставление налогоплательщикам форм документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, прием налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, выдача справок юридическим и физическим лицам о состоянии расчетов с бюджетом по их письменным заявлениям.
В 2006 г. функционировало около 1200 территориально обособленных рабочих мест (территориальных налоговых офисов).
Анализ показывает, что функции «ТОРМ» ограничены главным образом приемом заявлений от налогоплательщиков и выдачей им справок о состоянии расчетов с бюджетом и приемом налоговой отчетности Принятые от налогоплательщика документы затем пересылаются в налоговую инспекцию соответствующего района (города). Камеральные и выездные налоговые проверки ТОРМ не проводят. Таким образом, по наиболее существенным вопросам налогоплательщики вынуждены обращаться в налоговые инспекции, так как именно там принимаются решения по результатам как камеральных, так и выездных налоговых проверок. Территориальная отдаленность инспекции от налогоплательщика, несомненно, отрицательно сказывается на качестве налогового администрирования, отдаляет реализацию задачи превращения налоговых органов не только в сервисный центр обслуживания налогоплательщиков, но и в эффективный орган налогового контроля.
§
Своевременная государственная регистрация и постановка на учет налогоплательщиков в налоговых инспекциях – необходимое условие своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджет. С 2002 г. Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы являются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственной регистрации организаций и физических лиц – индивидуальных предпринимателей.
Законодательство РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из ГК РФ, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
С 2004 г. порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.01. № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организации регистрируются в налоговом органе по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а физические лица по месту жительства (регистрации).
Для государственной регистрации юридические лица подают следующие документы:
Ø заявление (Приложение 1);
Ø решение о создании юридического лица;
Ø учредительные документы (подлинники или нотариально заверенные копии);
Ø документ об уплате государственной пошлины.
Если это иностранное юридическое лицо, то представляется также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения.
Регистрируемое физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя представляет:
Ø заявление;
Ø копию основного документа физического лица-гражданина;
Ø документ об уплате государственной пошлины.
Если физическое лицо является несовершеннолетним, то следует также представить нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности.
Порядок государственной регистрации и для организации и для физического лица – индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
Отказ в государственной регистрации может быть по следующим основаниям (Приложение 2):
1) поданы документы не по установленной форме;
2) поданы заявления и документы не в тот регистрирующий (налоговый) орган.
При государственной регистрации, налоговые органы совершают запись в специальных документах:
Ø если регистрируются организации – в едином государственном реестре юридических лиц
Ø если регистрируются физические лица – в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю не позднее одного рабочегодня с момента государственной регистрации.
Форма Свидетельства о государственной регистрации утверждена Постановлением Правительства от 19 июля 2002 г. № 439 (Приложение 3).
При государственной регистрации присваивают регистрируемым лицам основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который указывается в Свидетельстве о государственной регистрации.
ОГРН юридических лиц состоит из 13 цифр, расположенных в следующей последовательности:
СГГККХХХХХХХЧ,
где
С – признак отнесения к государственному регистрационному номеру записи (если государственная регистрация происходит впервые, то знак «С» – 1);
ГГ – две последние цифры года внесения записи в государственный реестр ЕГРЮЛ;
КК – кодовое обозначение субъекта РФ, установленное ст. 65 Конституции РФ;
ХХХХХХХ – номер записи, внесенный в ЕГРЮЛ в течение года;
Ч – контрольное число: младший разряд остатка от деления предыдущего двенадцатизначного числа на 11.
ОГРН физического лица – индивидуального предпринимателя состоит из 15 знаков, расположенных в следующей последовательности:
СГГККХХХХХХХХХЧ,
где:
С – признак отнесения к государственному регистрационному номеру записи (если государственная регистрация происходит впервые, то знак «С» – 1);
ГГ – две последние цифры года внесения записи в государственный реестр ЕГРИП;
КК – кодовое обозначение субъекта РФ, установленное ст. 65 Конституции РФ;
ХХХХХХХХХ – номер записи, внесенный в ЕГРИП в течение года;
Ч – контрольное число: младший разряд остатка от деления предыдущего четырнадцатизначного числа на 13.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Сведения о номере и дате регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в качестве страхователя представляются в регистрирующий орган органами государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений, за исключением сведений, предоставляемых лицензирующими органами, органами государственных внебюджетных фондов и банками, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Так сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Это ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
§
После государственной регистрации не позднее пяти дней налоговые органы должны поставить организации и физических лиц – предпринимателей на учет в качестве налогоплательщиков.
Согласно ст. 83. НК РФ, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом.
Постановка на учет организации осуществляется налоговым органом по месту ее нахождения (Приложение 4), а индивидуального предпринимателя – по месту жительства на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения.
При осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК.
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территории, подведомственным разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемых организацией самостоятельно.
Постановке на учет в инспекциях в обязательном порядке подлежат не только налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, но также физические лица – не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а именно: частные нотариусы, адвокаты.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой налоговым органам, уполномоченными органами (нотариусов – от органов юстиции, выдающих лицензии на право нотариальной деятельности, адвокатов – от адвокатских палат субъектов РФ о внесении сведений в реестр адвокатов субъектов РФ) либо на основе заявления физического лица.
Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления (Приложение 5). При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет (снятие с учета) организаций и физических лиц в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.
Осуществляя постановку на учет, налоговые органы делают об этом запись в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).
При постановке на учет налоговым органом присваивается организациям и физическим лицам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (Приложение 6).
Кроме ИНН, организациям присваивается еще один номер – код причины постановки на учет (КПП). Идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет имеют определенное число цифровых знаков и структуру.
ИНН организации состоит из 10 знаков:
№№№№ХХХХХС,
где:
Ø первые четыре знака (№№№№) – это код инспекции (первые два знака – это субъект Федерации, третий и четвертый – номер инспекции),
Ø последующие пять знаков (ХХХХХ) – это порядковый номер налогоплательщика при постановке на учет в инспекции,
Ø последний знак (С) – десятое число рассчитывается по специальному алгоритму, установленному ФНС России.
Налогоплательщику физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя присваивается ИНН, состоящий из двенадцати цифровых знаков:
№№№№ХХХХХХСС,
где:
Ø первые четыре знака (№№№№) – это код инспекции (первые два знака — это субъект федерации, третий и четвертый знаки – номер инспекции),
Ø последующие шесть знаков (ХХХХХХ) – порядковый номер налогоплательщика,
Ø последние два знака (СС) – это числа, рассчитанные по алгоритму, устанавливаемому ФНС России.
Так как ИНН должен быть у организации один, а некоторые организации состоят на учете в нескольких налоговых инспекциях (не только по своему юридическому адресу, но и по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимости и налогооблагаемых транспортных средств), поэтому был введен дополнительный код – код причины постановки на учет (КПП).
Этот код показывает, по какой причине организация состоит на учете в данной инспекции. У одной организации может быть несколько КПП. Он состоит из девяти цифровых знаков:
№№№№РРХХХ,
где:
Ø первые четыре знака (№№№№) – код инспекции, в которой организация ставится на учет по определенной причине,
Ø последующие два числа (РР) предназначены для идентификации причины (при постановке на учет российской организации символы РР могут принимать значения от 01до 50, при постановке на учет иностранной организации символы РР могут принимать значения от 51 до 99).
Ø три последние знака означают порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе по соответствующей причине.
Код причины постановки на учет (КПП) присваивается:
Ø по местонахождению вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением ИНН;
Ø при изменении местонахождения юридического лица в налоговом органе по новому местонахождению на основании выписки из ЕГРЮЛ, поступившей из налогового органа по прежнему местонахождению организации;
Ø по местонахождению обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по ее местонахождению и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
Идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет проставляются налоговым органом во всех документах, направляемых налогоплательщику, а налогоплательщиком (налоговым агентом) – в декларациях и других документах, представляемых в налоговый орган.
В случае ликвидации организации или смерти физического лица присвоенные им идентификационные номера являются недействительными и не могут быть присвоены другим налогоплательщикам. Вновь возникшим в результате реорганизации организациям присваиваются новые идентификационные номера. Недействительные ИНН подлежат публикации на сайтах УФНС России в соответствующих субъектах РФ.
С 2004 г. постановка на учет налогоплательщиков осуществляется налоговым органом самостоятельно на основании данных, полученных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Заявительная система действует лишь для постановки на учет юридических лиц по месторасположению так называемых обособленных подразделений.
Федеральный закон от 23.12.03 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о «Государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внес в законодательство ряд существенных изменений, связанных с реализацией так называемого принципа «одного окна». То есть – обеспечение одновременной выдачи налоговыми органами налогоплательщикам документов по учету и государственной регистрации.
Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождению осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.
Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица или о государственной регистрации при создании юридического лица путем реорганизации.
Порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков устанавливает Министерство финансов РФ. Такие полномочия Минфину предоставляет ст. 83 п. 1 Налогового кодекса РФ. Приказом Министерства финансов РФ от 11.07.05. № 85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» установлено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данными крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Приказом МНС России от 16.04.04. № САЭ-3-30/290 были утверждены критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.
Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик стоит на учете по месту своего нахождения.
Инспекция ФНС по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса. Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России (по месту нахождения организации) направляет заказным письмом (с уведомлением о вручении) каждому крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке его на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.
При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной инспекцией присваивается новый код причины постановки на учет (КПП). Первые четыре знака – это код межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в случае создания им своего обособленного подразделения и (или) регистрации принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Полномочия налоговой инспекции
Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:
государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:
— о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— правах и обязанностях налогоплательщиков;
— полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;
учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Структура налоговой службы рф
Иерархия ФНС. Федеральная налоговая служба РФ — это огромная централизованная система налоговых органов. Состоит из центрального аппарата, региональных управлений, межрегиональных, городских и районных налоговых инспекций.
Центральный аппарат ФНС занимает восьмиэтажное здание в Москве на улице Неглинной, 23. В нем 29 управлений, в их числе, например, управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов и управление налогообложения имущества. Эти подразделения занимаются налогами, которые платят обычные граждане: НДФЛ и имущественными.
Непосредственно расчетом налогов и контролем за их уплатой центральный аппарат не занимается. Сотрудники головного ведомства контролируют деятельность нижестоящих коллег, готовят позиции службы по тому или иному вопросу, собирают аналитику и обобщают данные, которые поступают от управлений ФНС по регионам и территориальных налоговых инспекций.
Межрегиональные инспекции — крупные подразделения, которые входят в систему налоговых органов. Одни из них занимаются какими-то конкретными задачами, другие обеспечивают отдельные направления деятельности ФНС. Так, к примеру, МИ ФНС по централизованной обработке данных призвана, помимо прочего, обеспечить гражданам или компаниям доступ к сведениям из реестров (например, ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и выдавать через интернет выписки из них.
Другие межрегиональные инспекции курируют крупнейших налогоплательщиков страны, за каждой из них закреплены конкретные отрасли. Так, в Межрегиональной инспекции ФНС № 1 стоят на учете крупнейшие налогоплательщики, отнесенные к транснациональным компаниям, — например, российские подразделения «Кока-Колы» и Гугла. А МИ ФНС № 2 курирует тех, кто занимается добычей нефти и газа, производством, торговлей и переработкой нефтепродуктов.
Нижестоящий уровень — городские и районные налоговые инспекции, или ИФНС. Именно их имеют в виду, когда в быту говорят «налоговая». Эти учреждения занимаются взаимодействием с основной массой налогоплательщиков: физическими и юридическими лицами.
Функции и задачи налоговой службы
Вообще, у налоговой службы несколько десятков функций. В том числе она взаимодействует на международном уровне по вопросам налогообложения и налогового администрирования — например, чтобы бороться против уклонения от налогов и искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.
Расскажу об основных функциях налоговой службы.
Контрольно-надзорная функция, когда налоговая организует и проводит различные мероприятия налогового контроля. Это могут быть:
- предварительные мероприятия, когда сотрудники собирают, обрабатывают и анализируют информацию о плательщиках, планируют налоговые проверки;
- непосредственно налоговые проверки, в процессе которых инспекция анализирует, насколько корректно отражены различные операции в документах и достоверны ли данные отчетности, которые предоставили в налоговые органы;
- последующий контроль и взыскание налогов.
Практически весь контроль налогоплательщиков осуществляется через компьютерные программы, вручную инспекторы почти ничего не считают и не проверяют.
Информирование о налогах. ФНС и налоговые инспекции должны объяснять гражданам и организациям, за что и сколько они должны платить. Подробные разъяснения есть на официальном сайте ФНС, но информацию должны давать и инспекторы в налоговых.
Валютный контроль. Налоговая проверяет, как резиденты и нерезиденты соблюдают валютное законодательство и насколько полно и достоверно предоставляют отчетность по валютным операциям.
Регистрирующая функция. Есть специальные инспекции, которые регистрируют индивидуальных предпринимателей, а также создание, реорганизацию и ликвидацию организации. Это все можно сделать на сайте ФНС. Инспекция передает данные в реестры ИП и юридических лиц. Их ведет отдельное подразделение ФНС. Выписки из реестра выдают также через сайт ФНС.
Кроме этого, ФНС ведет учет налогоплательщиков, выдает лицензии игорному бизнесу, букмекерским конторам, тотализаторам.
Еще налоговая служба ведет статистику и аналитику в рамках своей деятельности. Подсчитывает, сколько проверок провела, сколько налогов поступило, от кого и в какой бюджет, сколько в стране ИП, ООО и так далее.