Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать и что заливать

Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать и что заливать Расшифровка

Можно ли заливать в гур моторное масло

Категорически нельзя заливать в гидроусилитель руля моторное масло (с некоторыми оговорками для этого могут использоваться трансмиссионные жидкости).

Прежде, чем рассмотреть, какие масла можно заливать в ГУР, следует разобраться, какие функции выполняет жидкость в системе гидроусилителя руля.

Функции масла ГУР:

  • Смазка деталей узла.
  • Антикоррозийная защита всех элементов гидроусилителя.
  • Передача давления.
  • Препятствие формированию пены.
  • Охлаждение узла.


Чтобы масло выполняло все описанные выше функции в него добавляют специальные присадки, сочетание которых обеспечивает необходимые характеристики.

Моторное масло решает немного другие задачи, поэтому не следует использовать его в системе гидроусилителя руля.

ТОП-9 жидкостей для ГУР по отзывам покупателей

Разобравшись, как заменить жидкость в гидроусилителе руля, стоит определить, какое именно средство для ГУР следует использовать в системе своего авто. Производители автомобилей часто рекомендуют использовать определенное масло для конкретной модели авто.

Но водители, как правило, не всегда следуют советам. Поэтому, ниже мы представим список самых лучших жидкостей для ГУР, согласно опросу среди автолюбителей. Выбраны лишь марки, вызывающие наибольшее доверие. Мы также разделили их по категориям на Multi Hydraulic Fluid, АТФ и Дексрон.

Лучшие жидкости ATF для ГУР:

1. Mobil ATF 320 Premium Mobil ATF 320 Premium

Жидкость для гидроусилителя руля Mobil ATF 320 Premium содержит в себе минеральные составляющие. Обычно ее используют в автомобилях с АКПП и ГУР, в которых также используется смазочное масло Dexron 3-го класса. Замерзание данной жидкости происходит при средней температуре от -30°C до -35°C.


Соответствует спецификациям:

  • ATF Декстрон III
  • GM Декстрон III
  • ZF TE-ML 04D
  • Форд Меркон M931220

Стоимость от 360 р.

Преимущества:

  • Mobil ATF 320 Premium используется в уже использованных ГУРах.
  • Резиновые сальники находятся в безопасности.
  • Есть возможность использовать жидкость как доливку к основному составу.


Недостатки:

  • При температуре ниже -30 градусов жидкость не может быть использована, поскольку произойдет ее замерзание.

2. Motul Multi ATF

Масло красного цвета, являющееся 100% синтетическим веществом. Может быть использовано для АКПП. 


Данная жидкость разработана для работы с ГУР и автоматических трансмиссий, в которых необходимо использовать вещества по стандартам Dexron и MERCON. Также может быть использована для замены вместо Dexron III ATF.

Первое место по вязкости текстуры, по сохранению свойств при низкой температуре, по защитным свойствам и по долгой эксплуатации. При плюсовой температуре до 100 градусов Цельсия происходит снижение уровня вязкости жидкости, если сравнивать с предназначенными для этого другими жидкостями для ГУР. Поскольку Motul Multi ATF больше предназначена именно для коробки передач.

Motul Multi ATF создана французскими специалистами и соответствует стандартам Jatco JF613E, Jalos JASO 1A, Allison C-4, ZF — TE-ML. Масло может использоваться для всех марок автомобилей, однако перед использованием убедитесь в допуске в гидроусилитель именно для вашей модели.

Список популярных допусков:

  • Мазда JWS 3317.
  • Ауди G 052 182, TL 52 182, G 052 529.
  • Лексус/Тойота ATF type WS, Type T-III, Type T-IV.
  • Акура/Хонда ATF Z1, ATF DW-1.
  • Рено Elfmatic J6, Renaultmatic D2 D3.
  • Форд Меркон.
  • БМВ LT 71141.
  • Ягуар M1375.4.
  • Митсубиси ATF-PA, ATF-J2, ATF-J3, PSF 3.
  • GM Декстрон IIIG, IIIH, IID, IIE.
  • Крайслер MS 7176 и другие.


Стоимость от 800 руб. за литр.

Преимущества:

  • Уменьшает уровень внешних шумов после использования некачественных ATF масел в предыдущие разы.
  • Производители Европы, Азии и Америки рекомендуют данное масло.
  • Есть возможность смешивать с подобными маслами.

Недостатки:

  • Достаточно высокая цена по сравнению с другими маслами.
  • Более эффективны для автоматической коробки передач.

3. Liqui Moly Top Tec ATF 1100 Liqui Moly Top Tec ATF 1100

Немецкая жидкость универсального типа, созданная на основе синтезируемых масел и большого количества присадок высокой производительности.


Liqui Moly Top Tec ATF 1100 может быть использована для АКПП, ручного управления, а также гидроусилителя руля. Вещество можно смешивать и заливать к другим подобным ATF веществам. Цвет жидкости красный. 

Жидкость обладает повышенной вязкостью, поэтому обязательно при использовании Liqui Moly Top Tec ATF 1100 убедитесь, что жидкость вам подходит. 

Убедившись, что рекомендации автопроизводителя позволяют использовать жидкость, вы сможете сэкономить. Поскольку цена на данное вещество начинается от 450 рублей.

Преимущества:

  • Возможно смешивание и доливка к другим ATF веществам.
  • Можно использовать в ГУР с повышенным индексом вязки.
  • Доступная цена.


Недостатки:

  • Только Dexron.
  • Круг применения жидкости достаточно узок (только марки авто европейских и азиатских брендов).

Лучшие жидкости Dexron:

4. Motul DEXRON III

Трансмиссионное масло (полусинтетика), созданное путем техносинтеза. Продукт имеет темно-красный цвет. Использоваться может в системе любого типа, если необходимо вещество, соответствующее стандарту DEXRON и MERCON. Обычно это системы АКПП, ГУР и системы гидростатической трансмиссии.


Motul DEXRON III имеет легкую текстуру, немного тягуч при небольшой минусовой погоде, а при высокой температуре имеет масляную пленку. Этот продукт рекомендуется использовать в тех автомобилях, где советуют использование Дексрона 1-3 классов.

Соответствует стандартам:

  • GENERAL MOTORS Декстрон III G.
  • Форд Меркон.
  • MB 236.5.
  • ALLISON C-4 – CATERPILLAR TO-2.

Стоимость от 550 руб.


Достоинства:

  • Может быть использована практически при любой температуре.
  • Используется с Dexron I, II и III.

Недостатки:

5. Febi 32600 DEXRON VI 

Самые капризные АКПП требуют заливки DEXRON 6 класса. Для таких автомобилей существует трансмиссионная жидкость Febi 32600 DEXRON VI. Ее также можно использовать для механизмов, где советуют использовать Декстрон 2-го и 3-го классов. 

Немецкое качество производства. Поэтому данное масло создано только из самых качественных жидкостей и дополнительных присадок высокого класса. Именно Dexron по вязкости более всего подходит для ГУР. Дексрон также стал отличной альтернативой PSF за счет своих уникальных качеств.

Имеет целый перечень допусков:

  • Декстрон VI.
  • VOITH H55.6335.3X.
  • Мерседес MB 236.41.
  • Опель 1940 184.
  • Vauxhall 93165414.
  • БМВ 81 22 9 400 275 (и другие).

Стоимость от 450 руб.

Достоинства:

  • Может быть использована в качестве замены других Декстронов.
  • Достаточно вязок для использования ГУР.


Недостатки:

  • Лишь крупные американские и европейские производители автомобилей имеют допуск.

6. Mannol Dexron III Automatic Plus

Одно из самых популярных всесезонных трансмиссионных масел. Может использоваться круглый год. Применяется для автоматической коробки, ГУР, гидравлических сцеплений.  

Цвет имеет такой же, как и все жидкости Dexron — красный. Все компоненты и присадки были тщательно отобраны, за счет чего были обеспечено наилучшее качество при работе двигателя: переключение скоростей, работа даже при низкой температуре, стабильность при воздействии химических и окислительных веществ. Также наблюдалась стойкость против воспламенения и воздуховытеснения.


Сделана жидкость в Германии. Немцы утверждают, что масло не подвержено никаким химическим реакциям. Однако в процессе тестов было обнаружено, что вещество разрушает детали двигателя, сделанных из меди.

Жидкость получила допуски:

  • ALLISON C4/TES 389.
  • Катерпиллер TO-2.
  • Форд Меркон V.
  • Форд M2C138-CJ/M2C166-H.
  • GM DEXRON III H/G/F.
  • MB 236.1.
  • PSF applications.
  • VOITH G.607.
  • ZF-TE-ML 09/11/14.

Стоимость от 220 руб.


Достоинства:

  • Вязкость масла не зависит от температуры.
  • Доступная цена.

Недостатки:

  • Агрессивность к меди и ее сплавам.

Лучшая Multi HF:

7. Мотюль Мульти HF


Является гидравлическим маслом последнего поколения. Синтетическая жидкость имеет зеленый цвет, предназначена для гидравлических систем.

Motul Multi HF была разработана для самых новых автомобилей, в которых устанавливаются самые последние системы: ГУР, гидропривод, гидравлические амортизаторы и другие новейшие системы автомобиля. При использовании масла шум системы снижается. Особенно заметно при низкой температуре. Обладает свойствами против износа, коррозии металлов и образования пены.

Motul Multi HF может быть использована в качестве альтернативы PSF, так как масло тоже используется для ГУР и гидроприводов.  Цена высокая и начинается от 1000 рублей.


Достаточно широкий перечень допусков:

  • CHF 11 S, CHF 202.
  • LDA, LDS.
  • VW 521-46 (G002 000 / G004 000 M2).
  • БМВ22.9.407.758.
  • Порше043.203.33.
  • MB 345.0.
  • GM 1940 715/766/B 040 0070 (OPEL).
  • Форд M2C204-A.
  • Вольво 1273.36.
  • МАН M3289 (3623/93).
  • FENDT X902.011.622.
  • Крайслер MS 11655.
  • Пежо H 50126 и т.д.

Достоинства:

  • Очень широкий круг одобрения среди автомобилей.
  • Возможность смешивать масло с другими типичными маслами.
  • Может работать при большой нагрузке в насосе.

Недостатки:

8. Pentosin CHF 11S

Гидравлическая синтетическая жидкость, имеющая темно-зеленый цвет. Производители BMW, Porsche, Volvo, Ford используют это масло для своих авто. Жидкость можно использовать как для гидроусилителя, так и в амортизаторы и прочие части машины, где необходимо заливать жидкости, подобные этой.

Pentosin CHF 11S — тормозная жидкость, на которую можно рассчитывать в экстремальных условиях. Масло обладает свойством оставаться в хорошей консистенции и функционировать и в сильный мороз (-40), и в жару ( 130).

Цена продукта составляет выше среднего (от 800 рублей). Основным отличием масла является его повышенная, по сравнению с другими маслами, текучесть. Если сравнивать Pentosin CHF 11S и, например, FEBI, SWAG. У Пентосин показатели составляют 6-18 мм²/ с (при 100 и 40 градусах), в то время как у его конкурента всего 7-35 мм²/с при тех же градусах соответственно.

Обширный перечень допусков:

  • DIN 51 524T3.
  • Ауди/Фольксваген TL 52 146.00.
  • Форд WSS-M2C204-A.
  • МАН M3289.
  • Бентли RH 5000.
  • ZF TE-ML 02K.
  • GM/Опель.
  • Крайслер.
  • Додж.


Достоинства:

  • Лучше всего функционирует без смешивания с другими ATF. Хотя противопоказаний к смешиванию нет.
  • Высокая устойчивость к низким температурам.
  • Подходит для автомобилей любого класса.

Наиболее совместимый с прочими уплотнениями.

Недостатки:

  • Шум от работы насоса не уменьшается. Даже при замене насоса шум будет лишь поддерживаться на том же уровне.
  • Дороговизна.

9. Comma PSF MVCHF

Жидкость для ГУР и гидравлических систем полусинтетическая. Как и прочие жидкости имеет темный насыщенный зеленый цвет. Может также использоваться для пневмогидравлических подвесок. Comma PSF MVCHF применяется и для кондиционеров автомобилей, в гидросистемах и приспособлениях курсовой устойчивости. Жидкость может быть смешана с Декстронами разных классов и CHF11S.

Автомобили премиум-класса, в которых необходима гидравлическая жидкость для ГУР подобного типа, используют Comma PSF MVCHF. К таким маркам относятся Rolls Royce, Audi, BMW, Mercedes, Porsche и другие. Цена начинается от 600 рублей.  

Допуски:

  • Фольксваген/Ауди G 002 000/TL52146.
  • БМВ 81.22.9.407.758.
  • Опель B040.0070.
  • MB 345.00.
  • Порше 000.043.203.33.
  • МАН 3623/93 CHF11S.
  • ISO 7308.
  • DIN 51 524T2.

Достоинства:

  • Почти все европейские производители допускают использование этой жидкости.
  • Работает при морозе.
  • Цена стоит качества.
  • Может использоваться с Dextron.


Недостатки:

  • Данный вид жидкости не может быть смешан с подобными жидкостями АТФ. В то время как аналогичные PSF свободно смешивают с другими жидкостями для ГУР.

Разновидности масел для гур

  • ATF (Automatic Transmission Fluid) – масла для коробок автомат нередко используются в машинах из Японии, как рабочая жидкость гидроусилителя руля.
  • Dexron – разновидность масла ATF, которые с 1968 года делает General Motors, выпускаются с 1968 года. В настоящее время Dexron – это торговая марка, выпускаемая не только корпорацией GM, но и другими производителями на основании лицензионного соглашения.
  • PSF (Power Steering Fluid) – состав, название которого можно перевести, как жидкость для ГУР. Это масло ведущие производители авто выпускают для машин собственного производства.
  • Multi HF – универсальное масло для гидроусилителя, которое допущено к использованию многими концернами по производству автомобилей. К примеру, продукция СHF, компании Pentosin (Германия) имеет допуски многих ведущих автоконцернов: БМВ, Форд, Крайслер, GM, Порше, Сааб, Вольво, Додж и т.д.

В зависимости от состава разделяют 3 вида жидкостей для гидроусилителя руля. Так же, как и моторные масла они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Не допускается смешивание жидкостей первого и второго типа.

  • Минеральные жидкости ГУР

    Такие масла получают в ходе нефтепереработки. Нефтяные фракции в них составляют около 85-98%. К ним добавляют специальные присадки, которые повышают характеристики жидкости для гидроусилителя руля.

    Минеральные масла заливают в ГУР, в конструкции которых предусмотрены уплотнительные элементы из резины. Натуральные жидкости не разрушают резиновые детали.

    Этот вид масел для ГУР отличается доступной ценой и коротким сроком службы. К наиболее качественным жидкостям этого типа относят Mobil ATF 320 Premium. Продукция Dexron до момента применения маркировки IID также выпускались на натуральной основе.

  • Синтетические жидкости ГУР

    Для производства высокотехнологичных масел этого типа используются наиболее современные присадки и новейшие разработки в данной сфере. Продукты нефтепереработки для таких жидкостей очищают гидрокрекингом. Составы, включающие полиэфиры, сложные спирты и различные присадки отличаются устойчивостью к температурным перепадам, длительным сроком службы и формируют устойчивую масляную пленку поверхности трущихся деталей гидроусилителя руля.

    Важно помнить, что синтетические масла нельзя использовать в системах ГУР, рассчитанных на минеральные жидкости, так как они оказывают разрушающее воздействие на резиновые уплотнители. В системах, которые работают на синтетике используется совершенно другая резина, которая производится на основе силикона.

  • Полусинтетические жидкости ГУР

    Такие масла соединяют в себе характеристики натуральных и синтетических жидкостей, что позволяет улучшить показатели пенообразования, текучести и теплопроводимости.

    К этой категории жидкостей для ГУР относят такие популярные масла, как Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III. Полусинтетические жидкости ГУР

    Современный рынок автохимии предлагает автомобилистам широкий выбор масел для ГУР. Чтобы правильно купить жидкость для гидроусилителя руля, нужно обратить внимание на их состав и цветовой оттенок. Они могут быть красными, желтыми и зелеными. Рассмотрим подробнее масла разного цвета.

  • Красные жидкости ГУР

    Красные гидравлические масла выпускает концерн GM. В его каталоге представлены минеральные жидкости для гидроусилителей (Dexron II и Dexron III) и синтетика (ATF и ее производные).

    Красные масла заливают в гидроусилители и автоматические КПП (по этой причине они получили название трансмиссионных).

    В перечень компонентов, используемых для жидкостей красного цвета, входят присадки, улучшающие работу фрикционов автоматических коробок. Такие компоненты не оказывают негативного воздействия на нормальное функционирование ГУР, поэтому их используют, как для гидроусилителей, так и для трансмиссий. К примеру, японские автопроизводители не делают разделения на масла для ГУР и для АКПП, используя для них одинаковые жидкости.

    Жидкость гидроусилителя красного цвета применяется в машинах американского, азиатского и европейского производства.

  • Желтые жидкости ГУР

    Натуральные масла желтого цвета заливают исключительно в системы ГУР. Синтетика такого цвета кроме гидроусилителей может применяться и в гидравлической подвеске автомобилей.

    Основной компанией, выпускающей натуральные желтые жидкости для гидроусилителя руля, является Daimler AG, поэтому и используется она, как правило в моделях авто этого концерна (Mercedes-Benz, Smart, AMG и Maybach).

    К наиболее распространенным маслам ГУР желтого цвета относят синтетику Total и Mobil. Эти масла заливают в автомобили Ситроен, как в гидравлическую подвеску, так и в систему ГУР.

  • Зеленые жидкости ГУР

    Минеральные и синтетические жидкости зеленого цвета применяют исключительно для гидроусилителя руля. Большая часть таких масел, присутствующих на российском рынке, являются продукцией автопроизводителя VAG. Соответственно и заливают такие жидкости преимущественно в автомобили этого концерна: Фольксваген, Ауди, Бентли, Порш, Ламборджини, Бугатти, Сеат и MAN. В каталоге концерна Mercedes-Benz представлена собственная линейка минеральных гидравлических масел зеленого цвета.

    Такую же по цвету жидкость выпускает и баварский производитель BMW. В его ассортименте представлены масла Pentosin, заливаемые в разные модели БМВ.

    Перечень производителей жидкостей для гидроусилителей довольно обширен, но остальные торговые марки выпускают продукцию по стандартам, указанных здесь брендов или приобретают у них лицензию на выпуск автомасел.

Другие сокращения:  Бактериальная или вирусная инфекция по анализу крови

Результаты применения псф мчс россии

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА МЧС РОССИИ, ЕЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Федорук В.С.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по мере развития земной цивилизации. Обусловлено это, прежде всего, ростом количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к большим людским потерям и огромному материальному ущербу. Основными причинами увеличения количества катастроф являются:

— неконтролируемое развитие техносферы, при всеобщей тенденции роста мощностей агрегатов на промышленных объектах и увеличения их концентрации на территориях;

— урбанизация и увеличение плотности населения Земли.

В России эти тенденции, кроме того, усугубляются сложной инфраструктурой экономики, разнообразием природных и климатических условий, а также длительным экономическим кризисом. Достаточно сказать, что в потенциально опасных зонах в стране проживают более трети ее населения.

Устойчивое развитие Российской Федерации в современных условиях, во многом зависит от возможностей государства и человека управлять риском возникновения катастроф и, в конечном итоге, способностью обеспечить защиту населения и территорий проживания.

При катастрофах разрушительным последствиям подвергается социальная среда обитания человека. Гибнут и становятся калеками люди, отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы на ликвидацию последствий бедствия, всё это ска-зывается на темпах развития государства и, как итог — на уровне жизни людей.

Основные потери приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы, смерчии другие сильные ветры (14%), сели и переработка берегов водохранилищи морей (3%) и др. (32%).

Угроза затопления существует более чем для 40 крупных городов Российской Федерации и нескольких тысяч других населенных пунктов.

Экзогенные геологические процессы (оползни, обвалы, сели, карст, подтопление, эрозия, просадка и пучение грунтов, лавины и др.) также имеют на территории России широкое распространение.

Наиболее интенсивно склоновые процессы проявляются на Северном Кавказе, Камчатке, Сахалине, в Забайкалье и Поволжье, где пораженность территории оползнями достигает от 10% до 30%, а в некоторых местах от 70% до 90% территории.

Ежегодно на территории России регистрируется от 11,8 до 36,6 тысяч случаев лесных пожаров, охватывающих в сумме от 0,14 до 3,84 миллионов гектаров покрытой лесом площади и обесценивающих от 2,64 до 143,03 миллионов кубометров лесных материалов.

Большую потенциальную опасность для жизни населения в настоящее время представляют землетрясения с сопутствующими им сейсмогенными опасными процессами. В рассматриваемый период разрушительные землетрясения могут ожидаться в трех сейсмологических регионах: Камчатка — Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. Не исключены сильные землетрясения на Сахалине, на востоке Сибири, в Алтайском крае.

Создание ПСС МЧС России, ее задачи и организационная структура

Для противодействия природным и техногенным угрозам в нашей стране действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство деятельностью всей системы возложено на МЧС России.

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России сформирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 528 от 28 июля 1992 года на базе туристских и альпинистских контрольно-спасательных служб профсоюзов.

В то время в своем составе она имела 7 региональных и 17 областных, краевых и республиканских поисково-спасательных служб общей численностью около 600 человек.

Правовые основы создания и деятельности ПСС МЧС России и спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы, принципы, формы и методы деятельности государственных и негосударственных структур, в том числе и аварийно-спасательных служб и формирований.

Конституция устанавливает, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих целях создаются аварийно-спасательные службы федерального, регионального, местного и объектового уровней.

Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” будучи базовым, содержит основы (начала) всех иных нормативных правовых актов в этой области, определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правой и социальной защиты спасателей.

Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, систему государственного управления в области защиты населения и территорий, устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных работ.

Помимо вышеуказанных, в настоящее время существует ряд законов, в которых имеются отдельные нормы, затрагивающие вопросы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и правового положения спасателей. Так, например, ст.10 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “ О промышленной безопасности опасных производственных объектов” обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Важная роль в организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований принадлежит Правительству Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” Правительством был принят ряд постановлений, регламентирующих вопросы повседневного управления аварийно-спасательными службами, организации их деятельности. Среди них, например, постановления Правительства от 22.11.97 г. № 1479 “Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей”, от 31.10.96 г. № 1312 “ О порядке медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации” и другие. 

В результате целенаправленной работы Министерства ПСС МЧС России значительно увеличилась количественно, претерпела существенные качественные преобразования и стала важной составляющей сил постоянной готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами ПСС МЧС России являются:

— поддержание органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях;

— разработка оперативных документов по вопросам организации и проведения поисково-спасательными формированиями аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с предназначением;

— создание и совершенствование материально-технической базы;

— подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасательных формирований;

— подготовка спасателей и поисково-спасательных формирований к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;

— осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников поисково-спасательных формирований и членов их семей;

— обмен опытом с различными, в том числе международными спасательными службами;

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на ПСС МЧС России могут возлагаться задачи по:

— участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

— участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

— надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

— участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

— участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

— участию в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— участию в подготовке спасателей вневедомственных аварийно-спасательных формирований.

По состоянию на 01.08.2001 г. в состав поисково-спасательной службы МЧС России входило 57 формирований, дислоцированных на территории 52 из 89 субъектов Российской Федерации (табл. 5.2.1.), в том числе:

Таблица 5.2.1.

Формирования ПСС Кол-во отрядов
региональных поисково-спасательных отрядов 7
краевых поисково-спасательных отрядов 3
республиканских поисково-спасательных отрядов 19
областных поисково-спасательных отрядов 22
территориальных поисково-спасательных служб 6

Штатная численность поисково-спасательной службы МЧС России составляла 1780 чел. Дополнительно (за счет местных бюджетов) в8 службах содержалось 338 человек.

Число аттестованных спасателей — 1484 человека (за счет федерального бюджета), в их числе (табл. 5.2.2.):

Таблица 5.2.2.

  Класс аттестации Кол-во чел. 
  Международного класса 82  
  1 класса 539  
  2 класса 426  
  3 класса 329  
  спасатель 108  

На оснащении ПСС МЧС России состоят следующие основные технические средства (табл. 5.2.3.):

Таблица 5.2.3.

Технические средства Кол-во
аварийно-спасательных автомобилей
(по 1-3 АСА различного класса в каждой службе)
116 единиц
аварийно-спасательного инструмента 233 комплекта
плавсредств 345единиц
водолазного оборудования 263 комплекта
средства связи 1477 единиц

Укомплектованность личным составом и техническими средствами позволяет проводить поисково-спасательные работы в условиях природной среды и участвовать в ликвидации ЧС техногенного характера (кроме химических и радиационных аварий).

Об эффективности работы спасателей можно судить по результатам ее применения (табл. 5.2.4.).

Таблица 5.2.4.

Результаты применения ПСФ МЧС России

  1993-94 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Итого
Число АСР (ПСР) 598 1243 2426 6252 13334 20242 21701 23783 1484 90465
Всего пострадало (чел.) 5687 4294 9203 9272 18260 21196 15799 18697 6881 109289
спасено 4889 2753 7081 6252 15988 18063 11929 16789 1121 79976
погибло 599 1308 1878 2751 1878 2751 2660 1878 250 15354
пропало без вести 199 233 244 299 394 382 526 300 172 2550

Хочется напомнить о крупных спасательных операциях, в которых участвовала поисково-спасательная служба Министерства.

Год

Ликвидация последствий землетрясения в г. Нефтегорске 28 мая 1995 года. К ведению ПСР привлекалось 16 ПСС от Дальневосточного, Забайкальского, Восточно-Сибирского и Уральского регионов (всего 235 человек). Общее количество людей, извлеченных спасателями ПСС из-под завалов за период с 28 мая по 10 июня, составило 596 человек, из которых 117 — живых, в том числе 36 детей.

12-13.11.95г. Северо-Осетинская республиканская ПСС. Деблокирование 44 автомобилей и около 300 человек, отрезанных от жилья в результате схода снежных лавин на Военно-Грузинской, Транскавказской автодорогах и в Цейском ущелье. Из них 40 человек спасено через снежный тоннель, пробитый спасателями.

С 7 по 21 декабря 1995г. велись работы по самолету ТУ-154, потерпевшем катастрофу в Хабаровском крае. На борту было 88 пассажиров и 8 человек экипажа. Участвовало в поиске останков людей и самолета 43 спасателя из ПСС Дальневосточного региона.

Год

22- 26.01.1996г. п.Вербино, низовья р.Кубань, в результате ледяного затора были блокированы люди и техника. Спасено 74 человека, вывезено 23 единиц техники. Участвовало 25 спасателей Северо-Кавказской РПСС.

30.01.1996г. Ладожское озеро, отрыв льдины с 49-тью рыбаками. Работало 7 спасателей Северо-Западной РПСС. Все рыбаки сняты со льдины.

14.02.1996г. Буйнакский перевал, Республика Дагестан. В результате схода снежной лавины заблокировано 22 человека (в том числе 10 пограничников) и 11 автомашин. Через снежный тоннель, пробитый спасателями, выведены люди и техника.

11.03.1996г. Приморский край, бухта Кирпичная. Отрыв льдины с 250-300 людьми. Принимали участие в ликвидации ЧС спасатели Приморской ПСС совместно с ледоколом и катерами береговой охраны. Все люди спасены.

5.04.1996г. Приморский край, авиакатастрофа самолета ИЛ-76. Участвовали в поиске останков людей и самолета спасатели из ПСС Дальневосточного региона. Работы продолжались до 6.06.96г.

15-22.05.1996г. Паводок в Якутии. С использованием плавсредств и вертолетов эвакуировано более 2000 человек. Работы вели спасатели Якутской респ. ПСС.

23-24.05.1996г. Взрыв жилого дома в г. Светогорске Ленинградской области. 19 чел. погибло, 8 человек извлечено из завала и отправлено в больницу. Работы вели спасатели Северо-Западной РПСС.

16-19.11.96 г. Каспийск, Дагестан, взрыв жилого дома. Извлечено из под завалов 106 чел., 31 из них не пострадало, 8 травмировано, 67 погибло(в том числе 21 ребенок).

Год

16.07 г. Томск. Обрушениеперекрытия в казарме училища связи. Госпитализировано 41 чел, погибло 14 чел.

28.07 п. Куеда Пермской области. В результате взрыва — обрушение административного здания цеха ОАО «Лукойл-Пермь-Нефть». Под завалами — 31 чел. Извлечено 15 живых, 16 трупов.

20.11 пос. Лазаревское. Во время поиска терпящих бедствие рыбаков упал в море вертолет, на борту которого находилось 12 человек. 7 человек из потерпевшего катастрофу вертолета и 4 рыбаков подняли на борт буксирного катера «Бук», погибли 4 человека: спасатели Сочинской ТПСС Ильяшенко Василий Владимирович и Ремизов Николай Григорьевич, спасатели ПСГ «Сочиспецавиа» Меликьян Рубен Дикранович и Меликьян Альберт Рубенович, второй пилот вертолета Попозян Андрей Андронович пропал без вести. В ПСР участвовали Сочинская ТПСС, СК региональный ПСО и Краснодарская краевая ПСС (Новороссийский и Туапсинский ПСО), судно «Прокопчик» и катер «Меркурий». Найден и поднят из воды вертолет Ми-8.

6.12. г.Иркутск. После взлета на жилые кварталы города упал самолет Ан-124 с 2-мя самолетами Су-27 и 23 чел. на борту. Кроме них, под развалинами 6 домов погибло 49 чел. Найдено 42 трупа, 17 фрагментов тел. 15 чел. доставлено в больницу.

Год

14-16.04. г. Петровск, Пензенская обл., наводнение, эвакуировано 97 человек.

21-24.05. г. Москва, ликвидация последствий урагана.

29.07.г.Москва, ул. Щербаковская, 54, взрыв газа в жилом доме, извлечено из завала 6 погибших.

4.09. г. Махачкала, в результате террористического акта взрыв в районе телецентра, полностью разрушено 5 домов, частично — более 25. Погибло 35 человек, 90-травмированы, спасено- 17.

1.11.г.Саранск, взрыв в здании дискотеки. Травмировано 19 человек, извлечены из завалов, оказана первая медицинская помощь.

9-10.11.г.Белорецк, потерялась группа туристов из 48 школьников. Найдены, живы. Поиск вели спасатели Приволжского РПСО (12).

Год

8.01.Военно-Грузинская дорога, падение автобуса с пассажирами. Извлечено 38 тел погибших. Работали спасатели Северо-Осетинской (23), Карачаево-Черкесской (12), Кабардино-Балкарской (10) республиканских и Северо-Приэльбрусской (12) территориальной ПСС.

25.01.-2.02. Колумбия, г. Каларка, землетрясение. Разобраны завалы 3-х многоэтажных и 8-ми 2-3-этажных зданий, обследовано более 20 зданий повышенной опасности. Извлечено 30 тел погибших, оказана медицинская помощь более 300 человекам, снято 2400 куб.м земли в районе схода оползня, разрушевшего 2 здания.

Другие сокращения:  Швим (Форум)

10-15.02. г. Самара, пожар в здании УВД. Погибло 57 человек, 72 человека травмированы, транспортированы в больницу, 17чел. пропали безвести.

17-23.08. Турция, (г. Гельджюк) землетрясение. Разрушения 4-6 этажных зданий составили 30-40% жилого фонда, остальные здания обесточены, нарушена система водоснабжения. Силами спасателей из-под завалов извлечено 136 человек (в том числе 72 человека травмированных, 64- погибших). Потушен пожар на нефтехимическом комплексе в г. Измит.

5-7.09. Республика Дагестан, г. Буйнакск, взрыв автомашины в близи жилого дома. Разрушены 25 квартир в 5-ти этажном жил.доме и 8 домов частного сектора. Пострадало 174 человека: 62-погибло (в т.ч. 21 ребенок), 112-травмированы.

8-10.09. г. Москва, взрыв в результате террористического акта жилого дома по ул.Гурьянова,17(2 подъезда 9-ти этаж. дома). Пострадало 164 человека: погибло -92(в т.ч.8 детей), 72-травмировано.

13-15.09.г.Москва, взрыв в результате террористического акта 8-ми этаж. жилого дома, Каширское шоссе,6,кор.3. Пострадало 125 человек: погибло -116(в т.ч.12 детей), 9-травмировано. В ликвидации последствий ЧС на ул. Гурьянова и Каширском шоссе принимали участие более 450 курсантов и 50 офицеров Академии гражданской защиты, среди них полковники Федорук В.С., Тикунов К.Б., Цыганков В.И.

13-18.11. Турция, г. Дюздже, землетрясение, разрушено 10%  жилого фонда. Извлечено 14 трупов, 280 пострадавшим оказана мед. помощь.

Спасательные операции последних нескольких лет до сих пор у всех в памяти. Это и Индия, и наводнение в Якутии, Иркутской области и другие.

Это далеко не полный перечень всех спасательных операций, в которых участвовали спасатели МЧС России. Везде спасатели МЧС России действовали самоотверженно, с полной отдачей всех сил ради основного — спасения жизней людей.

§

Вместе с тем, существующая организация деятельности ПСС МЧС России имеет ряд недостатков, основные из которых:

— малочисленность формирований – 29 служб (50%) имели «федеральную» численность 25 человек и менее, что не позволяло организовать круглосуточное дежурство и подготовить формирования к действиям в условиях химического заражения (техногенные аварии и катастрофы), а также затрудняло реагирование на крупномасштабные чрезвычайные ситуации, внедрение современных технических средств и высоких технологий;

— отсутствие авиационных средств доставки в местах дислокации большинства формирований затрудняло применение авиационных технологий, снижало мобильность и оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации;

— громоздкость «аппарата обеспечения деятельности»(в целом за ПСС МЧС России) – ведение самостоятельной финансово-экономической деятельности в каждой службе (отряде) требует наличия соответствующих сотрудников, которые содержатся за счет численности формирования.

Замысел развития сил и средств МЧС России предусматривает проведение комплекса мероприятий организационного, научно-технического и методологического характера,объемы и сроки которых обусловлены социально-экономическими и демографическими возможностями государства, требованиями законодательных, нормативных правовых и иных актов, определяющих основы государственной политики в области защиты населения и территорий, гражданской обороны, пожарной безопасности и военного строительства Российской Федерации.

Мероприятия по развитию сил и средств МЧС России ориентированы, прежде всего, на их оптимизацию с целью повышения эффективности выполнения задач в соответствии с функциональным предназначением.

Развитие сил и средств осуществляется с учетом создания Государственной спасательной службы МЧС России и в соответствии с научно обоснованными (по критериям эффективности применения и стоимости содержания) планами (программами, концепциями) строительства (развития) войск гражданской обороны, поисково-спасательной, Государственной противопожарной служб МЧС России и подведомственных МЧС России учреждений (организаций), разрабатываемыми в сфере основных направлений их деятельности.

Принципы создания и функционирования Государственной спасательной службы МЧС России будут законодательно закреплены федеральным законом.

Основными целями развития сил и средств МЧС России является:

— создание многопрофильной, высокоэффективной, функционально единой группи-ровки спасательных сил оптимального состава, структуры и численности, обеспечивающей выполнение возложенных задач, в том числе при введении режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий террористических актов;

— повышение мобильности спасательных формирований и их технологических воз-можностей по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— повышение готовности сил к переводу с мирного на военное время и выполнению задач в соответствии с предназначением;

— повышение эффективности управления силами при выполнении возложенных на них задач в мирное и военное время;

— повышение оперативности реагирования органов повседневной готовности (управле-ний, центров управления кризисными ситуациями, единых дежурно диспетчерских служб, центров управления силами и средствами Государственной противопожарной службы МЧС России) при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— совершенствование материально-технического обеспечения сил;

— повышение кадрового и технического потенциала сил и средств подсистем РСЧС на территориях с наиболее неблагоприятными природными, климатическими и техногенными факторами.

Главной целью развития ПСС МЧС России являетсясоздание мобильной, высокоэффективной, оснащенной современными техническими средствами, владеющей высокими спасательными технологиями группировки спасательных сил.

Реализация главной цели развития ПСС подразумевает решение следующих основных задач:

— создание в регионах крупных, мобильных поисково-спасательных отрядов, способных оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, выполнять весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, действовать в интересах как собственного региона, так и других регионов (при чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровня);

— создание условий для эффективного применения авиации как средства доставки сил и как средства ведения аварийно-спасательных работ путем определения мест базирования региональных поисково-спасательных отрядов в непосредственной близости от авиапредприятий, используемых на арендной основе, а также использования авиационных подразделений МЧС России;

— повышение численности спасателей за счет оптимизации организационно-штатной структуры и численности, высвобождаемой при сокращении общего количества органов управления;

— создание специализированных подразделений в структуре региональных поисково-спасательных отрядов и организация централизованной подготовки спасателей;

— оснащение поисково-спасательных формирований современными техническими средствами, освоение и внедрение высоких спасательных технологий.

Сокращение общего количества поисково-спасательных формирований позволит повысить оснащенность региональных поисково-спасательных отрядов и их филиалов до требуемого уровня без значительных дополнительных финансовых затрат.

Развитие ПСС МЧС России планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

— реорганизация ПСС МЧС России;

— техническое оснащение ПСС МЧС России;

— совершенствование системы материально-технического обеспечения ПСС МЧС России;

— совершенствование систем управления и связи ПСС МЧС России;

— совершенствование системы подготовки специалистов ПСС МЧС России;

— обустройство формирований ПСС МЧС России;

— совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России;

— проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по пробле-мам деятельности ПСС МЧС России;

— развитие и совершенствование технологий ведения аварийно-спасательных работ;

— развитие и совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— совершенствование системы международной коллективной помощи.

Развитие ПСС МЧС России осуществляется в пределах установленного финансирования и при экономном расходовании выделяемых на содержание средств.

Реорганизация ПСС МЧС России.Целью реорганизации является создание оптимальной по составу и структуре группировки спасательных сил МЧС России.

Реорганизация проводится, исходя из следующих основных принципов:

— плановость;

— территориальность – учет специфики регионов (потенциально опасное производство, наиболее вероятные природные катастрофы);

— концентрация сил – создание крупных региональных поисково-спасательных отря-дов.

В составе спасательных сил МЧС Россиииметь федеральные силы, включающие:

Силы центрального подчинения:

— соединения и воинские части гражданской обороны центрального подчинения;

— Центральный аэромобильный спасательный отряд;

— Государственное унитарное авиационное предприятие;

— Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального наз-начения;

— организации, учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения дея-тельности спасательных сил.

Силы регионального подчинения:

— соединения и воинские части гражданской обороны регионального подчинения, в том числе авиационные;

— региональные спасательно-пожарные отряды.

В составе территориальных спасательных сил иметь:

силы субъектов Российской Федерации и категорированных городов:

— республиканские, национальных округов, краевые, областные и городские пожарно-спасательные отряды (центры) на базе пожарных подразделений и аварийно (поисково)-спасательных формирований, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и категорированных городов.

 силы органов местного самоуправления:

— городские, районные, поселковые пожарно-спасательные (спасательные) отряды на базе пожарных и спасательных подразделений, содержащихся за счет средств местных и других бюджетов;

— пожарно-спасательные службы предприятий (объектов).

В рамках реорганизации спасательных сил МЧС России предусмотреть создание нештатных подразделений, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами:

— в регионах – на базе региональных спасательно-пожарных отрядов, соединений и воинских частей гражданской обороны;

— в составе Корпуса сил СНГ и Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования – на базе подразделений, выделяемых в их состав.

Реорганизацию осуществить в пределах установленной штатной численности ПСС МЧС России. К 2005 году в составе ПСС иметь (табл. 5.2.5.):

Таблица 5,2,5.

Формирования ПСС Численность, чел. Кол-во отряда
региональные поисково-спасательные отряды 180-220 7
филиалы региональных поисково-спасательных отрядов 60-80 6

Оптимизация состава ПСС МЧС России. Целью оптимизации состава ПСС МЧС России является создание наиболее «боеспособной» группировки спасательных сил МЧС России.

Приоритеты отдаются:

— сокращению общего количества поисково-спасательных формирований МЧС России;

— рациональному размещению региональных спасательно-пожарных и поисково-спаса-тельных отрядов;

— усилению работы по созданию поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации.

В 2001 – 2005 годах планируется провести сокращение 44 поисково-спасательных формирований МЧС России, передав их на финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Высвобождаемую «федеральную» численность направить на формирование крупных региональных поисково-спасательных отрядов, дислоцировав их на территориях, которые невозможно прикрыть “местными” спасательными формированиям.

Рост количества поисково-спасательных формирований, содержащихся за счет средств «местных» бюджетов позволит обеспечить эффективное реагирование на «местные» чрезвычайные ситуации и снизит нагрузку на федеральные силы.

Совершенствование организационно-штатной структуры региональных поисково-спасательных отрядов.Укрупняя региональные поисково-спасательные и пожарно-спасательные отряды, планируется оптимизировать их организационно-штатные структуры, выделив в их составе (с учетом особенностей регионов) специализированные подразделения: пиротехнические, кинологические, химические, водолазные и др.

Реорганизацию ПСС МЧС России провести поэтапно, не снижая готовности спасательных сил к выполнению возложенных задач, с учетом необходимости обеспечения в переходный период надежной защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выдержать следующую динамику изменения количества поисково-спасательных формирований МЧС России в период до 2005 года (табл. 5.2.6.):

Таблица 5.2.6.

Регионы

Количество ПСФ по годам (на 01.01)

2001 2002 2003 2004 2005
Северо-Западный 6 5 3 3 1
Центральный 6 4 2 1 1
Северо-Кавказский 14 12 9 5 3
Приволжско-Уральский 11 9 6 4 2
Сибирский 13 10 7 5 3
Дальневосточный 4 2 2 2 2
Калининградская область 1 1 1 1 1
Всего: 57 43 30 21 13

Техническое оснащение.Главной целью технического оснащения является повыше-ние мобильности и возможностей формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.

Приоритеты в техническом оснащении (переоснащении) ПСС МЧС России отдаются:

— разработке и принятию на оснащение МЧС России современных средств;

— закупкам и рациональному распределению наиболее эффективных принятых на оснащение технических средств как отечественного, так и зарубежного производства.

Исходя из цикличности разработки и внедрения аварийно-спасательных средств:

— в 2001 году разработана Программа оснащения ПСС МЧС России современными техническими средствами, учитывающая прежде всего финансовые возможности, а также новые организационно-штатные структуры поисково-спасательных формирований, их реальную оснащенность и возложенные задачи;

— в 2002 году разработан План поставок аварийно-спасательных средств, в котором при-ведены конкретные изделия, исходя из штатных специальностей в каждом формировании, климатических условий (географического положения) и др.

Совершенствование материально-технического обеспечения сил осуществлять путем единой системы материально-технического обеспечения МЧС России.

Для чего планируется:

— продолжить переоснащение, в рамках реализации Государственной программы воо-ружения на 2001-2022 годы, сил России новой пожарной, спасательной техникой и оборудованием, военной техникой, техникой связи и другими материальными средствами, необходимыми для развертывания войск гражданской обороны и подразделений ГПС по мобилизационному плану;

— оснастить силы постоянной готовности МЧС России современными отечественными авиационными средствами, пожарной, спасательной техникой и оборудованием, техникой связи и другими материальными средствами, обеспечивающими эффективное использование высоких технологий, мониторинга, анализа и обработки информации;

— приступить к рациональной интеграции системы материально-технического обеспече-ния и ремонта техники в унифицированную систему тылового и технического обеспечения военной организации государства, создаваемую в рамках военной реформы.

Совершенствование системы управления ПСС МЧС России.Главной целью совершенствования системы управления ПСС МЧС России является создание многопро-фильных, высокоэффективных, функционально единых систем управления поисково-спа-сательными формированиями на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

Приоритеты отдаются:

— внедрению мобильных составляющих систем управления поисково-спасательными формированиями, обеспечивающих координацию работ с мест, максимально приближенных к местам чрезвычайных ситуаций;

— приведению структуры органов управления ПСС МЧС России в соответствие с ее структурой и составом, предусмотренным на 2005 год;

— интеграции систем управления поисково-спасательными формированиями на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

— обеспечению эффективного взаимодействия органов управления поисково-спаса-тельными службами как с государственными и местными органами власти, так и с органами, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Освоение современных информационных систем.Целью освоения и внедрения современных информационных систем является повышение устойчивости и оперативности управления поисково-спасательными формированиями как в повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации.

Приоритеты отдаются:

— разработке, созданию и внедрению автоматизированной системы объектового ком-плекса ПСС МЧС России;

— разработке, созданию и внедрению подвижного пункта управления для передачи (приема) информации с мест ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Исходя из этого, в рамках создания Автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС к 2005 г. планируется:

— разработать концепцию создания автоматизированной системы объектового комплек-са ПСС МЧС России;

— разрабатывать программное обеспечение (приема – передачи данных) объектового комплекса ПСС МЧС России;

— создать аппаратную часть объектового комплекса ПСС МЧС России и начать осна-щение поисково-спасательных формирований;

— провести техническое проектирование подвижного пункта управления ПСС МЧС России;

— создать аппаратную часть подвижного пункта управления ПСС МЧС России и, к ис-ходу 2004 года, начать оснащение поисково-спасательных формирований.

Совершенствование системы подготовки специалистов ПСС МЧС России.В целях формирования высокопрофессионального кадрового корпуса спасательных сил, способного эффективно решать возложенные задачи:

— переработать Концепцию кадровой политики МЧС России;

— разработать унифицированные программы профессиональной подготовки спасателей и пожарных, в том числе с учетом обучения действиям в условиях ликвидации последствий террористических актов с использованием химических отравляющих веществ, специальных средств, наличия взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов;

— систематизировать (оптимизировать) учебно-тренировочный процесс подготовки спа-сательно-пожарных (пожарно-спасательных) формирований, направленный на обеспечение освоения новых технологий, приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ;

 — создать унифицированную учебную материальную базу спасательных сил Мини-стерства;

— совершенствовать формы обучения личного состава спасательно-пожарных (пожарно-спасательных) формирований, в том числе, действиям в особо опасных условиях с массовым поражением населения;

— совершенствовать методику обучения специалистов по применению робототехничес-ких средств путем внедрения компьютерного оборудования;

— разработать нормативно-квалификационную базу подготовки специалистов спасатель-но-пожарных (пожарно-спасательных) формирований.

Главной целью совершенствования системы подготовки специалистов является обеспечение пополнения кадрового корпуса спасателей в соответствии с новыми структурой и составом ПСС МЧС России.

Совершенствование системы подготовки специалистов осуществляется по следующим основным направлениям:

— развитие учебно-материальной базы на местах;

— развитие сети учебных заведений МЧС России по подготовке руководителей, специалистов и спасателей;

— расширение форм обучения;

— совершенствование программ обучения;

Другие сокращения:  Словарь молодежного сленга - ос

— освоение и внедрение современных технологий спасения.

Развитие учебно-материальной базы на местах.Целью развития учебно-мате-риальной базы на местах является повышение качества профессиональной подготовки и практических навыков спасателей в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Приоритеты отдаются:

— оборудованию классов профессиональной подготовки спасателей: пиротехнический; химический; медицинский; противопожарный; водолазный; приборов, техники и оборудования; связи;

— созданию и совершенствованию учебно-тренировочных комплексов для занятий по физической подготовке;

— созданию кинологических учебно-тренировочных площадок.

Развитие сети учебных заведений МЧС России по подготовке руководителей, специалистов и спасателей.Целью является обеспечение гарантированного выполнения кадрового заказа на подготовку для ПСС МЧС России квалифицированных спасателей-специалистов и руководителей поисково-спасательных формирований, повышение качества их профессиональной подготовки.

Приоритеты отдаются развитию 40 Российского центра подготовки спасателей, в котором планируется проводить подготовку, переподготовку и повышение классной квалификации спасателей по 4 уровням: 3, 2, 1 и международного класса.

Обучение вести по следующим основным дисциплинам:

— основы ведения аварийно-спасательных работ;

— противопожарная подготовка;

— медицинская подготовка;

— психологическая подготовка.

Усилить работу по организации и совершенствованию подготовки спасателей по следующим специальностям:

— спасатель-взрывник;

— спасатель-парашютист; 

— спасатель-водолаз;

— специалист по ремонту и обслуживанию гидравлического аварийно-спасательного инструмента;

— промышленный альпинист.

С 2002 года, с учетом опыта 2001 года, начата полномасштабная подготовка в филиале 40 Российского центра подготовки спасателей, созданном в п. Красная Поляна, по следующим видам подготовки: горной, спелеологической, водной, горнолыжной, а с 2003 г. – конной и водолазной.

С 2002 года организована подготовка спасателей по специальностям, профиль подготовки которых отсутствовала в системе МЧС России (газодымозащита, врачи-спецфизиологи, водолазные специалисты и др.), в учебных заведениях других министерств и ведомств.

Подготовку (переподготовку) руководителей региональных поисково-спасательных отрядов (филиалов), руководителей их подразделений проводить в Академии гражданской защиты МЧС России.

 Расширение форм обучения.Целью расширения форм обучения является повышение эффективности использования накопленного практического опыта.

Приоритеты отдаются наиболее активному использованию таких форм, как стажировки, совместные учения, соревнования и др.

Исходя из этого:

— в 2001 г. создан и функционирует при Центральном аэромобильном спасательном отряде Центр стажировки и повышения квалификации спасателей;

— проведены мероприятия по материально-техническому оснащению, разработке программ и методик обучения, подбору специалистов.

Обучение и стажировку спасателей в Центре стажировки и повышения квалификации спасателей проводится по следующим основным видам подготовки:

— десантная подготовка;

— воздушно-десантная подготовка;

— промышленный альпинизм;

— кинологическая подготовка.

Разработан План организации обучения и стажировок спасателей за рубежом.

Переработано Положение о соревнованиях спасателей МЧС России, где расширен спектр дисциплин, включаемых в соревнования (зимние этапы).

Совершенствование программ обучения.Целью совершенствования программ обучения ставится расширение перечня специальностей, по которым проводится подготовка спасателей.

Приоритеты отдаются корректировке существующих программ профессиональной подготовки спасателей 1999 года и разработке дополнительных программ по видам подготовки, которые внедряются.

Ввести следующие календарные нормативы по подготовке спасателей (табл. 5.2.7.):

Таблица 5.2.7.

Квалификация Количество
учебных часов
Количество
учебных дней
Первоначальная подготовка спасателя 146 28
Спасатель 3 класса 298 50
Спасатель 2 класса 289 49
Спасатель 1 класса 222 38
Спасатель МК класса 198 34
Спасатель-взрывник 211 36
Спасатель- парашютист 148 25
Спасатель-водолаз 290 45
Ремонт ГАСИ 169 28
Промышленный альпинист 64 11

Развитие и совершенствование технологий ведения аварийно-спасательных работ.В целях повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации различных чрезвычайных ситуаций:

— завершить разработку нормативно-методической базы по организации и технологиям ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях различных чрезвычайных ситуаций;

— продолжить разработки по направлениям развития технологий ведения поиска и спа-сения пострадавших в чрезвычайных ситуациях с применением морских, авиационных, космических средств и приборов поиска, действующих на основе различных физических принципов;

— продолжить внедрение новых робототехнических средств и совершенствование тех-нологий их применения для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ в условиях, особо опасных для жизни человека, в том числе при ликвидации последствий террористических актов с использованием химических отравляющих веществ, специальных средств, наличия взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов.

Развитие и совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.В рамках реализации Программы развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

— завершить проработку концептуально-методических основ прогнозирования чрезвы-чайных ситуаций и разработку способов моделирования процессов прогнозирования;

— продолжить создание и совершенствование региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— продолжить внедрение и освоение новых автоматизированных систем обработки ин-формации.

Совершенствование системы международной коллективной помощи.В рамках реализации Концепции стратегического развития международной деятельности МЧС России необходимо:

— обеспечить активное вовлечение сил МЧС России в процесс ликвидации чрезвы-чайных ситуаций за рубежом, прежде всего трансграничных;

— продолжить совершенствование деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и подразделений МЧС России, входящих в его состав;

— совершенствовать механизмы международной интеграции сил и средств в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, прежде всего, стран СНГ в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и техногенного характера государств-участников СНГ;

— совершенствовать механизмы взаимодействия со странами «дальнего зарубежья» в рамках двухсторонних договоренностей, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, имея ввиду выход на реализацию совместных программ и проектов;

— активно продвигать российские спасательные технологии, оборудование и технику на международный рынок гуманитарных услуг, в том числе, по разминированию с использованием передовых технологий.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России.Привести законодательные, другие нормативные правовые и иные акты, регламентирующие деятельность сил МЧС России, в соответствие с существующими социально-политическими, экономическими и демографическими условиями.

Сформировать правовую базу, обеспечивающую активное участие Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в деятельности системы международной коллективной помощи.

Подготовить ряд законодательных и других нормативных правовых актов по основным направлениям деятельности сил МЧС России, предусматривающих функциональное и организационное объединение спасательных сил. В их числе:

— проект федерального закона «О Государственной спасательной службе»;

— проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральное законодательство в связи с выходом Федерального закона «О Государственной спасательной службе»;

— проекты указов Президента Российской Федерации, предусматривающие утверждение основ государственной политики в области гражданской обороны, штатной численности войск гражданской обороны и Положения о войсках гражданской обороны; 

— проекты постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, пре-дусматривающие конкретизацию основных положений по организации и обеспечению деятельности как сил МЧС России, так и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом;

— ведомственные нормативные акты, вносящие изменения в действующие уставы, нас-тавления, положения, правила и др.

Главной целью совершенствования нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России является формирование достаточной нормативной правовой базы, регламентирующей все стороны жизнедеятельности поисково-спасательных формирований.

Приоритеты отдаются:

— нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России;

— совершенствованию механизма реализации социальных льгот спасателей.

Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования формирований ПСС МЧС России предусматривает:

— разработку типового Устава регионального поисково-спасательного отряда;

— разработку типового Положения о региональном поисково-спасательном отряде;

— внесение отдельных изменений в действующее законодательство в части изменения состава ПСС МЧС России и задач, возлагаемых на поисково-спасательные формирования МЧС России.

Совершенствование механизма реализации социальных льгот спасателей.Совершенствование механизма реализации социальных льгот спасателей предусматривает внесение изменений в действующее законодательство (подготовку подзаконных актов) по следующим основным вопросам:

— пенсионное обеспечении спасателей МЧС России;

— бесплатная медицинская реабилитация (в части оплаты проезда к месту реабилитации за счет тех же источников финансирования, что и оплата реабилитации);

— выплата денежных компенсаций взамен питания, когда его невозможно организовать централизованно;

— порядок представления спасателям денежных ссуд на получение (строительство) жилья.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития ПСС МЧС России. Целями проведения научных исследований по проблемам деятельности и развития ПСС МЧС России являются:

— формирование научно обоснованных норм обеспечения и нормативов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— разработка норм обеспечения поисково-спасательных формирований;

— разработка, создание и внедрение современных технических средств спасения.

Приоритеты в научной работе отдаются активизации разработки, создания и внедрения:

— робототехнического комплекса “Щит”;

— аварийно-спасательного инструмента гидродинамического действия;

— ряда авиационных средств, приборов поиска пострадавших, специальной защитной одежды для спасателей и др., а также

— проведению научно-исследовательских работ по определению оптимального размещения поисково-спасательных формирований на территории Российской Федерации и по созданию необходимой нормативной правовой базы.

Содействие созданию и развитию формирований,финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований

Целями содействия являются:

— сокращение сроков создания формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— повышение эффективности применения общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций «местного» уровня.

Приоритеты отдаются:

— оказанию методической помощи в разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований;

— реализации единой технической политики в области оснащения поисково-спаса-тельных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации;

— оказанию помощи в организации обучения и подготовки специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований.

Оказание методической помощив разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации.

В рамках оказания методической помощи планируется:

— разработать пакет типовых нормативных актов, а также методических материалов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации;

— оказать методическую помощь специалистам субъектов Российской Федерации по разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований (силами специалистов центрального аппарата и учреждений МЧС России);

— организовать действенный контроль соответствия нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации федеральным нормативным правовым актам, регламентирующим эти вопросы.

Оказание помощи в организации обучения и подготовки специалистов.Для оказания помощи в организации обучения и подготовки специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, специалистов общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований планируется:

— разработать и внедрить единые программы обучения спасателей;

— более широко использовать учебные заведения МЧС России на договорной основе;

— организовать проведение стажировок специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, специалистов общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований на базе ПСС МЧС России и Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

— активизировать работу по освоению и внедрению на «местах» современных спасательных технологий.

Совершенствование взаимодействия ПСС МЧС Россиис аварийно-спасательными (поисково-спасательными) формированиями министерств и ведомств, субъектов РФ и органов местного самоуправления; с общественными, добровольными, коммерческими, студенческими спасательными формированиями.

Целью совершенствования взаимодействия ПСС МЧС России с аварийно-спасательными (поисково-спасательными) формированиями министерств и ведомств, субъектов РФ и органов местного самоуправления; с общественными, добровольными, коммерческими, студенческими спасательными формированиями является повышение эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера на всех уровнях реагирования.

Приоритеты отдаются:

— разработке и практической отработке планов взаимодействия аварийно-спасательных (поисково-спасательных) формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— разработке и реализации планов аттестации аварийно-спасательных формирований (спасателей);

— обучению (стажировке) специалистов других министерств и ведомств на базе поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России и учебных заведений МЧС России.

Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:

— разработать и освоить планы взаимодействия поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России, а также планы взаимодействия поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России с силами различных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с общественными, добровольными, коммерческими, студенческими спасательными формированиями;

— сформировать нормативно-правовую базу взаимодействия поисково-спасательных формирований как на уровне различных министерств и ведомств, так и на различных уровнях в МЧС России;

— создать единую систему подготовки и аттестации поисково-спасательных формирований (спасателей), как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Обучение (стажировка) специалистов на базе формирований и учебных заведений МЧС России, других министерств и ведомств.В рамках создания единой системы подготовки и аттестации:

— предусмотреть дооснащение Академии гражданской защиты и 179 Спасательного центра МЧС России оборудованием и техникой, необходимой для подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований высшей квалификации;

— обеспечить полноценную подготовку основных категорий специалистов аварийно-спасательных формирований в региональных центрах МЧС России;

— организовать совместную подготовку специалистов аварийно-спасательных формирований различных министерств и ведомств по единым учебным программам.

Подготовку и аттестацию проводить на основании соответствующих договоров (соглашений) между министерствами и ведомствами.

Проведение совместных учений, тренировок, сборов, соревнований и других мероприятий.Организовать регулярные совместные учения, командно-штабные тренировки и иные мероприятия по отработке совместных действий аварийно-спасательных формирований МЧС России и сил других министерств и ведомств, для чего при планировании учебных практических мероприятий ПСС МЧС России:

— прорабатывать вопросы участия в них поисково-спасательных (аварийно-спаса-тельных) формирований других министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований;

— направлять в другие министерства, ведомства, в субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные, добровольные, коммерческие, студенческие спасательные формирования планы проведения учений, сборов, семинаров и других практических мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МЧС настойчиво идет по пути реализации двухуровневой системы реагирования, где федеральный уровень сил будут представлять Государственная спасательная служба МЧС России и аварийно-спасательные формирования федеральных министерств и ведомств, а территориальный – местные спасательные формирования подсистем РСЧС, а также службы и гражданские организации гражданской обороны.

Независимо от того, как будет решаться вопрос о Государственной спасательной службе, в ближайшие годы необходимо резко активизировать работу по созданию на территориях поисково-спасательных формирований, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также аварийно-спасательных формирований на опасных производственных объектах и восстановлению их на тех предприятиях, где они утрачены.

В результате реализации замысла развития сил и средств МЧС России, они, являясь организационным ядром спасательных сил Российской Федерации, будут способны обеспечить:

— заблаговременное (с достаточной степенью вероятности) прогнозирование возможных превентивных мероприятий;

— предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций (путем проведения эффек-тивных превентивных мероприятий);

— прогнозирование развития и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в слу-чаях, если предотвратить их невозможно;

— ликвидацию чрезвычайных ситуаций в максимально короткие сроки и обеспечение надежной защиты населения, оказавшегося в зонах чрезвычайных ситуаций;

— проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населен-ных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

— оперативный, без снижения возможностей, переход к действиям в условиях военного времени и своевременную интеграцию в систему общегосударственных оборонных мероприятий.

— востребованность на международном уровне.

Дальнейшее развитие сил и средств МЧС России осуществлять в соответствии с Концепцией развития сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на период до 2022 года.

Оцените статью
Расшифруй.Ру