Описание конструкции
Самолет Ил 80 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением хвоста. Его аэродинамическая схема относится к категории классических. Фюзеляж не имеет иллюминаторов, количество входов сокращено до трех единиц. Такие меры повышают уровень безопасности еще сильнее. Конструкцию фюзеляжа доработали и усилили, также было улучшено крыло.
Вес авиалайнера получился довольно большим, что делает посадку и взлет очень опасными. Поэтому управлять им могут только опытные пилоты. Несмотря на требование, подразумевающее возможность посадки на любом аэродроме, где принимаются пассажирские самолеты, приземлиться на Ил-80 удастся только на подготовленную полосу.
Она должна быть асфальтированной и регулярно обслуживаться. Частично проблему с весом решили с помощью установки четырех опор шасси по 4 колеса в каждой, распределив нагрузку максимально равномерно. Во время полета они убираются в специальные ниши.
Под крылом установлены четыре реактивных двигателя модели НК-86 и две дополнительных силовых установки в гондолах. Они обеспечивают необходимую мощность для выполнения воздушного полета и работы оборудования. Штанга для дозаправки установлена на носовой части корпуса. Там же имеется примечательный горб, наличие которого вызвано установкой крупногабаритного радиооборудования разных типов.
На внешней части фюзеляжа установлены коротковолновые антенны. Они используются для поддержания связи и приема сигналов. В конце авиалайнера размещена выпускная передающая антенна. Она применяется для обеспечения связи с подводными лодками.
Будущее, ближайшее и отдаленное
В общей сложности у ВКС России на данный момент имеется шесть воздушных командных пунктов моделей Ил-80 и Ил-82. Один из Ил-80 в недавнем прошлом прошел модернизацию, и после этого в обновлении нуждаются только три машины такого типа. Кроме того, ремонт и модернизацию пройдут два самолета Ил-82.
Сроки выполнения необходимых работ пока не уточнялись. Точные данные по модернизации первого Ил-80 отсутствуют, что не позволяет строить предположения с приемлемой точностью. Вероятно, модернизация пяти ВКП может продолжаться в течение всего следующего десятилетия – хотя нельзя исключать более раннее или более позднее завершение работ.
После обновления Ил-80 и Ил-82 будут относиться к условному второму поколению ВКП. Тем временем, ведутся работы по созданию следующего поколения подобной техники. Несколько лет назад в контексте модернизации самолета Ил-80 упоминались работы по принципиально новому проекту.
Тем не менее, общая тенденция ясна. Пока вооруженным силам России придется использовать ВКП первого поколения, но уже в ближайшем будущем в парке такой техники появятся модернизированные образцы. Через несколько лет после этого следует ожидать появление принципиально новых самолетов. Все эти процессы положительным образом повлияют на общее состояние систем связи и управления стратегического уровня.
Конкурент из сша
Помимо Ил-80, в мире есть еще один самолет «Судного дня», считающийся флагманом в своем роде. Это специализированные лайнеры E-4B Nightwatch («Ночной дозор»), созданные на базе Boeing 747. Производить самолеты с разговорным названием «doomsday planes» в Соединенных Штатах начали в 1970-х.
Летно-технические характеристики
По габаритам самолет стандартен для класса средних пассажирских авиалайнеров, к которым относится Ил-86, взятый за основу. Длина Ил-80 составляет 59,5 м, высота – 15,8 м. Площадь крыла равняется 320 м² при его размахе 48 м. Экипаж состоит из пяти человек, максимальное число пассажиров не уточняется.
Масса самолета без нагрузки засекречена, но известен нормальный взлетный вес. Он ограничен на отметке 280 т. Тяга четырех двигателей НК-86 составляет 52000 кгс, на каждый из них приходится по 13000 кгс. Максимальная скорость равна 970 км/ч, крейсерская – 850 км/ч.
Вооружение на борту отсутствует. Если есть риск атаки со стороны вражеской авиации или наземных войск, то самолету оказывается поддержка истребителей и штурмовиков. Также повысить уровень безопасности может одновременный взлет других экземпляров Ил-80, чтобы скрыть, в каком именно находится руководство страны.
Минобороны россии намерено получить еще один модернизированный воздушный пункт управления
Минобороны России намерено заказать второй модернизированный воздушный пункт управления (ВзПУ) специального назначения на базе самолета Ил-80, сообщил ТАСС генеральный директор НПП «Полет» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию) Алексей Комяков.
Борт предназначен для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами, если из строя выведены наземные пункты управления, узлы и линии связи. Это резервный центр управления в случае возникновения по-настоящему чрезвычайной ситуации или начала полномасштабной агрессии против России. Подобные воздушные пункты управления помимо России есть только в армии США (E-4B на базе лайнеров Boeing-747), где их назвали «самолетами Судного дня» — doomsday planes.
Помимо Ил-80 Минобороны РФ намерено также заказать дополнительно модернизированные самолеты-ретрансляторы (СРТ) общего назначения Ил-22.
«Планы модернизации ВзПУ и СРТ есть и у Генерального штаба, и у главного командования Воздушно-космических сил. Стоит задача наращивания существующей группировки таких самолетов и доведение ее функциональных возможностей до уровня требований сегодняшнего дня. Промышленность готова к решению такой задачи», — отметил А. Комяков.
Государственные испытания ВзПУ второго поколения успешно завершились в России в конце прошлого года. Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением. Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» пишет Алексей Иванов.
Техническая справка
Ил-80(87)
Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП, в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87) (аналог американского ВКП Боинг E-4B).
Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.
Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. .
Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.
В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.
Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.
Тактико-технические показатели
Модификация | Ил-80 |
Размах крыла, м | 48.06 |
Длина самолета, м | 59.54 |
Высота самолета, м | 15.81 |
Площадь крыла,м² | 320.0 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | |
нормальная взлетная | 208000 |
Тип двигателя | 4 ТВД Кузнецов НК-86 |
Тяга, кгс | 4 х 13000 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Практическая дальность, км | 3600 |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 5 |
(Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба»)
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
12
Отличия от базового самолета ил-86
Если сравнивать Ил-80 с самолетом Ил-86, который стал для него базой, то можно заметить много различий. Большинство из них связаны с техническим оборудованием и улучшением защиты от возможных угроз.
Чем отличается Ил-80:
- на борту отсутствует пассажирское и транспортное оборудование, применявшееся при гражданской эксплуатации;
- пассажирский салон – с новым интерьером, обеспечивающим комфортную работу группы боевого командования и размещение всего необходимого;
- средняя часть фюзеляжа не имеет иллюминаторов, количество и расположение дверей, люков и трапов были изменены вместе с каркасом;
- присутствует стандартная система определения принадлежности к российским вооруженным силам «Пароль»;
- установлен специальный радиотехнический комплекс для связи со всеми группами ВС РФ напрямую, через спутник или с помощью ретрансляторов;
- радиотехнический комплекс дополнен новой системой связи между летными экипажами военно-воздушных сил и улучшенным переговорным устройством;
- для поддержания нормального климатического уровня и обеспечения работы радиотехники применена особая система кондиционирования;
- базовая вентиляция была модифицирована для защиты борта от воздействия вредных веществ при нахождении в зоне ядерного, биологического или химического удара;
- под крылом монтированы две дополнительных силовых установки для обеспечения функционирования нового оборудования и кондиционирования;
- самолет получит штангу для выполнения дозаправки в воздухе, чтобы иметь возможность пролететь большее расстояние.
Ил-80 намного безопаснее любого базового пассажирского или военного самолета. Конструкторы сделали все возможное, чтобы авиалайнер мог оставаться в воздухе и обеспечивать руководству бесперебойное управление вооруженными силами.
Последние новости
30 мая в российских СМИ появились официальные данные о дальнейшей судьбе ВКП двух типов. Замминистра обороны Алексей Криворучко во время посещения НПП «Полет» (г. Нижний Новгород) рассказал о завершении части работ по одному из важных проектов в сфере ВКС.
По словам замминистра, промышленность завершила опытно-конструкторскую работу по созданию проекта модернизации самолетов Ил-80 и Ил-82. Уже запущен процесс ремонта и обновления такой техники. НПП «Полет» является головным разработчиком улучшенного комплекса бортовой аппаратуры и принимает участие в текущих работах.
По результатам такой модернизации имеющиеся ВКП типа Ил-80 и Ил-82 существенно повысят свой потенциал. В изначальном виде их относят к условному первому поколению воздушных командных пунктов. В скором будущем их можно будет классифицировать как второе.
Очевидно, что по результатам модернизации ВКП сохранят свои функции. Эти самолеты предназначаются для управления всеми формированиями войск и сил, гражданскими и иными структурами. Основная их задача – работа в условиях полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с применением ракетно-ядерных вооружений, делающих невозможным использование стационарных командных пунктов.
Служба и обновления
Большая часть информации о службе ВКП Ил-80 и Ил-82 остается неизвестной. Имеются сведения о временном пребывании нескольких самолетов на хранение. Кроме того, имели место два эпизода, представляющих большой интерес.
В 1990 г. один из Ил-80 совершал испытательный полет в районе полигона Байконур, в ходе которого установил связь с частью РВСН и отдал команду на пуск баллистической ракеты. По сути, воздушный командный пункт выполнил задачу, для которой создавался. 9 мая 2022 г.
Согласно сообщениям последних лет, модернизация ВКП Ил-80 и Ил-82 была запущена еще в начале девяностых годов. Заказ на разработку новых радиоэлектронных систем получило НПП «Полет». ОКР по созданию унифицированного бортового комплекса получила шифр «Звено-2».
По всей видимости, следующие несколько лет ушли на доработку проекта модернизации Ил-80, а также на адаптацию систем «Звена-2» для применения на Ил-82. Теперь проект готов к выполнению работ на оставшихся самолетах-командных пунктах.
Эксплуатация и дальнейшие перспективы
Основной борт СССР-86146 RA-86146, как и три дополнительных, стоят на вооружении и все еще служат авиалайнерами экстренного реагирования. Они получают необходимое обслуживание и поддерживаются в состоянии готовности, чтобы подняться в небо по первому приказу. По прямому назначению самолеты не применялись никогда.
Несмотря на высокий уровень надежности, хорошие технические характеристики и тщательный уход, Ил-10 требует модернизации. Морально устаревшие двигатели и некоторые элементы мог бы заменить новый самолет, но руководство отдало предпочтение улучшению имеющихся авиалайнеров.
Предполагается, что на них будет установлено новое оборудование, которое расширит возможности для командования. По неподтвержденной информации, договор о проведении модернизации Ил-10 был заключен еще в 2022 году, но сейчас он находится в стадии временной заморозки, что связано с финансовыми сложностями.
Ил-80 стал первым авиалайнером на вооружении России, предназначенным для командования войсками с воздуха в случае ядерной войны. Его оборудование обеспечивает бесперебойную связь с армией при любых обстоятельствах и позволяет давать новые указания без отслеживания.