Центральное информационно-техническое таможенное управление

Центральное информационно-техническое таможенное управление Расшифровка

Государственная электронная почтовая система: минкомсвязь ответит | digital russia

Заказы «Почты России» стали предметом запроса, направленного 20 января главе Минкомсвязи Николаю Никифорову депутатом Госдумы Ильёй Костуновым. Депутат интересуется правовыми основаниями затрат на разработку системы и причинами, по которым госзаказ без конкурса отдан иностранным разработчикам.

Илья Костунов ссылается, в частности, на данные сайта zakupki.gov.ru о заказе «Выполнение работ по разработке информационной системы «Электронная почтовая система» (ИС ЭПС) и актуализации ее компонент». Единственным поставщиком указана EPAM Systems, компания с российскими корнями, зарегистрированная в США.

Как сказано в техническом задании, создание ИС ЭПС предназначено для реализации следующих целей:

предоставление отправителям в лице государственных ведомств и юридических лиц возможности осуществлять отправку корреспонденции электронным способом через интерфейсы, предоставляемые ФГУП «Почта России»;

предоставление получателям возможности отказаться от получения бумажных отправлений и получать их в электронном виде. При этом получение отправления в электронном виде будет являться таким же юридически значимым фактом, как и получение бумажного заказного отправления.

Иллюстрация из технического задания на создание ИС ЭПС
Иллюстрация из технического задания на создание ИС ЭПС

Сервис электронных заказных писем для ИС ЭПС также отдан на подряд единственному поставщику – некогда российской компании Luxoft (ныне находится в юрисдикции Великобритании), следует из текста запроса. Еще один заказ – выполнение работ по разработке дизайн концепции ИС ЭПС стоимостью 4 млн рублей – поручен компании «Уинтер Ин Москоу».

В общей сложности сумма заказов «Почты России» в связи с ИС ЭПС составляет более 40 млн рублей.

Что касается правовых оснований для траты этих средств, то их, утверждает автор запроса, не существует, поскольку закон «О почтовой связи», который предусматривает создание ИС ЭПС, до сих пор не принят Госдумой, а приказ об утверждении новых правил оказания услуг почтовой связи, предусматривающих возможность доставки юридически значимой электронной корреспонденции, зарегистрирован Минюстом только в конце декабря прошедшего года.

Депутат спрашивает у министра Минкомсвязи Николая Никифорова:

  1. Согласовала ли «Почта России» с Минкосвязью выделение 40 млн рублей единственным поставщикам для разработки ИС ЭПС?
  2. Как именно будет обеспечен доступ иностранных компаний к «ключевой инфраструктуре электронного правительства»?

— Планирую получить ответы, осуществляется ли контроль за расходами «Почты России» со стороны Минкомсвязи. И каким образом, по сути, американская и британская компании получат доступ к инфраструктуре электронного правительства, — цитируют И.Костунова  «Известия». — Если выяснится, что контроля нет, планирую инициировать законодательный запрет для зарубежных и контролируемых иностранцами фирм на работы, связанные с ключевой информационной инфраструктурой электронного правительства.

Это не первый привлёкший внимание случай закупки «Почтой России» услуг и товаров иностранных производителей. В июле 2022 года ОНФ критиковал «Почту России» за то, что она приобрела юридические и консультационные услуги по приобретению доли участия или акций в уставном капитале почтового банка, который планирует открыть, на 19,5 млн рублей у консалтинговых компаний «Уайт энд Кейс ЛЛК» (США) и «КПМГ Лимитед» (остров Гернси, Нормандские острова), при том, что ФГУП не имеет права создавать кредитные учреждения, а вопрос об акционировании предприятия не решён до сих пор, сообщало РИА Новости.

Справка: предыстория ИС ЭПС

О новом проекте создания государственной электронной почты стало известно в начале 2022 года. Предполагалось, что его стоимость составит 31,1 млрд рублей, полученных из государственного бюджета.

Пилотный проект внедрения государственной электронной почты должен был начаться 20 ноября 2022 года в Подмосковье. Этого не произошло. Пока что сервис информирует посетителей о том, что «скоро жители Московской области смогут получать электронные заказные письма от государственных органов» и обещает известить о начале работы обычным электронным письмом.

В последний день 2022 года «Почта России» заявила, что государственная электронная почта откроется в феврале 2022 года.

§

§

В число победителей II Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» вошло 37 работ. Среди них проекты: Санкт-Петербурга, Архангельской области, Свердловской области, Белгородской области, Республики Бурятия, Астраханской области, Чувашской Республики, Рязанской области, Краснодарского края, Нижегородской области, Кировской области, Республики Коми, Хабаровского края, Новосибирской области, Красноярского края, Пензенской области, Республики Татарстан, Иркутской области, Республики Башкортостан, Алтайского края, Калининградской области, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В этом году в число победителей конкурса вошли также города Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край), Новосибирск, Саянск (Иркутская область) и Череповец (Вологодская область).

Напомним, что финал II Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT» состоялся 29-30 мая 2022 года в Рязани. В конкурсе приняли участие 143 проекта. Более 300 региональных экспертов отбирали работы для соревнования в финале конкурса по 10 номинациям: обеспечение связи государства и общества, предоставление государственных и муниципальных услуг, ЖКХ, образование, здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, социальная поддержка населения, системы для внутренней автоматизации, открытых данные, популяризация и продвижение сервисов электронного правительства. Конкурс проходил при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Минздрава России, Минтруда России, Минэкономразвития России, Росреестра, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, научных и экспертных организаций.

Конкурс организуется и проводится Экспертным центром электронного государства и направлен на повышение качества проектов региональной и муниципальной информатизации, реализуемых в субъектах Российской Федерации.

По результатам конкурсом ежегодно выпускаются печатные сборники лучших проектов, содержащие интервью и дополнительную информацию.

Сборник лучших практик информатизации приоритетных сфер государственного управления «ПРОФ-IT:2022».

Сборник лучших практик информатизации приоритетных сфер государственного управления «ПРОФ-IT:2022»

prof-it-2022Скачать сборник 2022

Перечень проектов-финалистов II Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», вошедшие в Сборник 2022

Номинация «IT в социальной поддержке»

Номинация «IT в ЖКХ»

Номинация «IT в образовании»

Дистанционное обучение детей-инвалидов. Портал «Средней общеобразовательной школы — Центра дистанционного образования» (Рязанская область)

Программный комплекс для обеспечения оказания электронных услуг в сфере дошкольного образования Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Создание информационного ресурса «Единая республиканская очередь в дошкольные образовательные учреждения в электронном виде» (Республика Башкортостан)

Номинация «IT в здравоохранении»

Мобильный диагностический комплекс «Доступная медицина» (Республика Татарстан)

Создание регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (Калининградская область)

Обеспечение эффективной информационной поддержки процесса оказания медицинской помощи (Кировская область)

Номинация «Системы для внутренней автоматизации

Системы сбора, анализа и предоставления данных

Единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов власти Республики Коми (Республика Коми)

Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры) (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Система мониторинга достижения показателей «майских» указов (Архангельская область)

Номинация «Системы для внутренней автоматизации»

Системы автоматизации внутренних бизнес-процессов

Автоматизированная информационная система «Проектное управление» (Белгородская область)

Внедрение Системы электронного документооборота исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия (Республика Бурятия)

КИС ФЕНИКС (Алтайский край)

Номинация «IT в предоставлении государственных и муниципальных услуг»

Комплексная система автоматизации предоставления услуг региона (Пензенская область)

Программный комплекс согласования документов и действий органов власти и иных организаций в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг (ПК «Кабинет согласований») (Санкт-Петербург)

Автоматизированная информационная система взаимодействия муниципальных служащих города Комсомольска-на-Амуре (АИС ВМС) (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край)

Номинации «IT в обеспечении связи государства и общества»

Системы по автоматизации процессов предоставления информации

Инвестиционный портал Рязанской области (Рязанская область)

Информационно-аналитический портал Новосибирской области (Новосибирская область)

Электронный архив Новосибирской области (Новосибирская область)

Номинации «IT в обеспечении связи государства и общества»

Системы по автоматизации процессов сбора общественного мнения, обработки обращений, оценки качества работы органов власти и предоставления услуг

Государственная информационная система Республики Татарстан «Народный контроль» (Республика Татарстан)

Аналитическая система оценки качества предоставления услуг населению (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Информационная система сбора общественного мнения о деятельности органов государственной власти и подведомственных им учреждений (Астраханская область)

Номинация «IT в безопасности жизнедеятельности»

Информационно-аналитическая система прогнозирования, мониторинга лесопожарной обстановки и ликвидации лесных пожаров в Республике Коми. (ИАС «Лесные пожары РК») (Республика Коми)

АПК «Безопасный город» (г. Череповец, Вологодская область)

Региональная IT – система оповещения населения о прогнозе и статусе чрезвычайных ситуаций средствами сотовой связи и сети информационных терминалов (Красноярский край)

Номинация «IT для открытых данных»

Публикация исполнения показателей «майских указов» Президента Российской Федерации (http://opendata.permkrai.ru) (Пермский край)

Интернет-проект Мой Новосибирск  (г. Новосибирск)

Система 6D моделирования (Архангельская область)

Государственная информационная система «Портал открытых данных Вологодской области» (Вологодская область)

Номинация «Популяризация и продвижение сервисов электронного правительства»

Информационно-обучающий буклет «Гид по электронным муниципальным и региональным услугам Архангельской области» (Архангельская область)

Интернет-конкурс «Тимуровцы электронного правительства Красноярского края» (Красноярский край)

Комплексная система мониторинга качества предоставления муниципальных услуг в муниципальном образовании «город Саянск» (г. Саянск, Иркутская область)

Альманах лучших практик региональной информатизации «ПРОФ-IT»-2022 см. здесь >>>

Информационные системы обработки документов, представляемых при декларировании

Со стороны таможенных органов в состав программных средств, реализующих информационную технологию представления сведений в электронной форме с использованием сети Интернет, входят:

— комплекс программных средств «Внешний шлюз информационного взаимодействия с автоматизированными системами участников ВЭД для электронного представления сведений в целях таможенного оформления»(КПС «Внешний шлюз ЭПС»);

— автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (АПС «ЭПС»);

— комплекс программных средств «Экспертная унифицированная проверка электронных копий таможенных документов» (КПС «Контроль»);

— автоматизированная информационная система таможенного оформления «АИСТ-М» (АИС «АИСТ-М»).

КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для обеспечения процесса передачи в электронной форме информации, необходимой для таможенных целей, между информационными системами лиц, декларирующих товары, и лиц, представляющих предварительную информацию (ИС ЭПС), и программными средствами ЕАИС таможенных органов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена (Интернет).

КПС «Внешний шлюз ЭПС» реализует следующие основные бизнес-процессы:[6]

— прием, обработка и маршрутизация сообщений, передаваемых между ИС ЭПС и АПС «ЭПС»;

— учет и распространение сведений об ИС ЭПС, предназначенных для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме с использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования (Интернет), подключенных к информационной системе таможенных органов в соответствии с положениями приказа ФТС России от 24.01.2008 №52;

— учет и распространение сведений о таможенных органах, осуществляющих таможенные операции при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2022 №845 (приказ ФТС России от 18.02.2022 № 317).

В состав КПС «Внешний шлюз ЭПС» версии входят следующие модули:[7]

— модуль маршрутизации сообщений;

— модуль протоколирования результатов обработки сообщений;

— модуль создания учетных записей на сервере электронной почты;

— модуль ведения информации об информационных системах участников ВЭД;

— модуль ведения информации о таможенных органах

Модуль маршрутизации сообщений КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для приема, обработки и маршрутизации сообщений, поступающих:

— от ИС ЭПС в АПС «Электронное представление сведений»;

— от АПС «Электронное представление сведений» в ИС ЭПС.

Перечень функций, автоматизируемых модулем маршрутизации сообщений:

— прием информации от автоматизированных систем участников ВЭД, поступающих в Автоматизированную систему внешнего доступа (АСВД) в виде электронных сообщений в формате и по протоколам определенным для обмена сообщениями по электронной почте;

— контроль сообщений, поступающих от участника ВЭД, на предмет наличия идентификатора участника ВЭД в базе подключенных организаций и их точек подключения;

— прием электронных сообщений, поступающих от компонент АПС «ЭПС», развернутых в РТУ с использованием Транспортной технологической подсистемы таможенных органов;

— маршрутизация электронных сообщений, поступивших от АПС «ЭПС», развернутых в РТУ в адрес автоматизированных систем участников ВЭД с использованием почтовых ящиков электронной почты, зарегистрированных для участников ВЭД в ЦИТТУ;

— маршрутизация электронных сообщений, поступивших от автоматизированных систем участников ВЭД, в адрес компонент АПС «ЭПС», развернутых на региональном уровне (в РТУ) с использованием Транспортной технологической подсистемы таможенных органов.

Транспортная технологическая подсистема(ТТП) таможенных органовпредназначена для предоставления сервисов по гарантированной доставке электронных сообщений, обеспечивающих взаимодействие автоматизированных систем и программных средств, входящих в состав ЕАИС таможенных органов. В ТТП реализован единый набор функций передачи данных и контроля процессов обмена данными вне зависимости от особенностей используемых операционных систем, средств вычислительной техники и аппаратуры телекоммуникаций. Поэтому ТТП ЕАИС ТО предоставляет прикладным комплексам единый интерфейс взаимодействия, ограждающий их от сложностей взаимодействия с телекоммуникационной средой. ТТП представляет собой территориально-распределенную сеть транспортных станций (рис. 4), на которых установлено ПО IBM WebSphere MQ (WMQ) — семейство сетевого ПО IBM для обмена сообщениями, позволяющее независимым и, возможно, работающим не одновременно, приложениям в распределённой системе обмениваться данными друг с другом. С транспортными станциями ТТП осуществляется взаимодействие следующих внешних систем:[8]

Центральное информационно-техническое таможенное управление

— Ведомственной интегрированной телекоммуникационной системой — ВИТС (топология ТТП соответствует иерархической территориально-организационной инфраструктуре ВИТС);

— Доменной структурой единой службы каталогов — ДС ЕСК (Active Directory и DNS);

— Системой ведомственных удостоверяющих центров (СВУЦ);

— сервисами точного времени (NTP, MS w32time).

Модуль протоколирования результатов обработки КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для протоколирования результатов приема, обработки и маршрутизации сообщений, поступающих в КПС, а также предоставления информации, содержащейся в протоколах работы КПС «Внешний шлюз ЭПС».

Центральное информационно-техническое таможенное управление

Рис. 4. Схематичное представление компонентов транспортной технологической подсистемы ЕАИС таможенных органов

Перечень функций, автоматизируемых модулем протоколирования результатов обработки сообщений:[9]

— регистрация результатов обработки сообщений, передаваемых в процессе информационного взаимодействия между АПС «Электронное представление сведений» и ИС ЭПС на уровне ЦИТТУ (сегмент АСВД);

— предоставление детальной информации, содержащейся в протоколах приема и передачи сообщений, передаваемых по выбранному маршруту сообщения и результатов контроля, размещенной в базе данных протокола информационного обмена АПС «Электронное представление сведений» с ИС ЭПС в ЦИТТУ;

Центральное информационно-техническое таможенное управление

— мониторинг процесса обработки сообщений.

Модуль создания учетных записей на сервере электронной почты КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для автоматического создания учетных записей на серверах электронной почты, обеспечивающих обмен сообщениями с ИС ЭПС.

Перечень функций, автоматизируемых модулем создания учетных записей на сервере электронной почты:

— прием и обработка информации от модуля ведения сведений ИС ЭПС;

— создание учетных записей на серверах электронной почты обеспечивающих обмен сообщениями с ИС ЭПС.

Модуль ведения информации об информационных системах участников ВЭД КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для ведения на уровне ЦИТТУ и распространения на уровень РТУ следующей информации:

— сведений об ИС, предназначенных для представления участниками ВЭД сведений таможенным органам в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (сведения о подключенных ИС);

— сведений, содержащихся в Реестре свидетельств (сведений РС) о проведении испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений в электронной форме в целях таможенного оформления товаров (ИС ЭПС).

Перечень функций, автоматизируемых модулем ведения информации об информационных системах участников ВЭД:

— ведение справочника организаций (участников ВЭД), подключенных к информационной системе таможенных органов в соответствии с положениями приказа ФТС России от 24.01.2008 №52;

— ведение справочника свидетельств о проведении испытаний, выданных программному обеспечению информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (ПО ИС ЭПС) в соответствии с приказом ФТС России от 24.01.2008 №52;

— передача информации об организациях (участниках ВЭД) и свидетельствах о проведении испытаний в АПС «ЭПС

— протоколирование изменений, внесенных в справочники, а также результатов обработки информации, переданной в АПС «ЭПС».

Модуль ведения информации о таможенных органах КПС «Внешний шлюз ЭПС» предназначен для ведения на уровне ЦИТТУ и распространения на уровень РТУ следующей информации:

— сведений о таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2022 №845 (приказ ФТС России от 18.02.2022№ 317).

Перечень функций, автоматизируемых модулем ведения информации о таможенных органах:

— ведение справочника таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2022 №845;

— передача информации о таможенных органах, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств в соответствии с приказом ФТС России от 22.04.2022 №845 в АПС «ЭПС», осуществляющие информационный обмен с участниками ВЭД.

АПС «ЭПС» предназначена для организации процесса автоматизированного информационного взаимодействия между автоматизированными системами предприятий и организаций (лиц, декларирующих товары и транспортные средства в электронной форме) – ИС ЭПС, и используемыми в таможенных органах АИС, а также для предоставления заинтересованными лицами предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы.[10]

АПС «Электронное представление сведений» обеспечивают прием из единой точки входа (АСВД), расположенной на уровне ЦИТТУ ФТС России, предоставляемой информации с последующей маршрутизацией принятых сведений до таможенного органа, которому осуществляется декларирование. Вся информация, участвующая в обмене, подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) или электронной подписью (ЭП), проверка корректности которой осуществляется на основе взаимодействия с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (СВУЦ ТО).

АПС «ЭПС» состоит из двух подсистем (рис. 5):[11]

1) подсистемы «Обработка сообщений», включающей в себя:

— КПС «Интеллектуальная маршрутизация»;

— КПС «Сервисы функциональной обработки»;

— КПС «Электронный архив декларанта»;

2) подсистемы «Управление и контроль», включающей в себя:

— программную задачу (ПЗ) «Мониторинг-ЭПС»;

— КПС «Эксперт-ЭПС»;

— ПЗ «Администрирование-ЭПС».

Центральным функциональным звеном АПС «ЭПС» является КПС «Интеллектуальная маршрутизация», который реализован как приложение, выполняющееся в среде Microsoft BizTalk Server с использованием платформы Microsoft .NET Framework.

Центральное информационно-техническое таможенное управление

Рис. 5. Схема компонентов АПС «Электронное представление сведений»

КПС «Интеллектуальная маршрутизация» предназначен для выполнения следующих задач:[12]

— прием электронных сообщений от информационных систем декларантов и заинтересованных лиц, АИС «АИСТ-М», КПС «Управление предварительным информированием»;

— контроль сообщения средствами КПС «Сервисы функциональной обработки»;

— контроль правильности заполнения ДТ средствами КПС «Контроль»;

— формирование электронных сообщений, уведомляющих отправителя о доставке электронных сообщений адресату, в соответствии с требованиями Спецификаций обмена;

— применение бизнес-правил интеллектуальной маршрутизации электронных сообщений в процессе представления сведений в электронной форме таможенным органам в соответствии с требованиями Спецификаций обмена;

— маршрутизация и обработка электронных сообщений, полученных от участников обмена в соответствии с бизнес-правилами маршрутизации и обработки сообщений;

— передача электронных сообщений от информационных систем декларантов и заинтересованных лиц, АИС «АИСТ-М», КПС «Управление предварительным информированием» в соответствии с требованиями Спецификаций обмена;

— формирование бизнес-правил, определяющих правила интеллектуальной маршрутизации электронных сообщений в процессе представления сведений в электронной форме таможенным органам в соответствии с требованиями Спецификаций обмена;

— управление состоянием процессов представления сведений в электронной форме таможенным органам, в соответствии с управляющими командами ПС «Управление и контроль»;

— учет сведений о состоянии процессов представления сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления на всех этапах обработки и маршрутизации электронных сообщений;

— сохранение сообщений в оперативной базе данных;

— протоколирование результатов приема/передачи и интеллектуальной маршрутизации электронных сообщений.

КПС «Сервисы функциональной обработки» реализован в виде Web-службы под управлением IIS (IIS (Internet Information Services — проприетарный набор серверов для нескольких служб Интернета от компании Майкрософт, распространяемое с операционными системами семейства Windows NT. IIS поддерживает протоколы HTTP, HTTPS, FTP, POP3, SMTP, NNTP, SOAP).[13]

КПС «Сервисы функциональной обработки» включает программные задачи (ПЗ) «Сервис ЭЦП», «Сервис структурного контроля» и «Сервис авторизации».

ПЗ Сервис «ЭЦП» предназначен для выполнения следующих задач:[14]

— контроль целостности электронных документов путём проверки ЭЦП, наложенных на электронные документы;

— наложение ЭЦП на электронные документы, формируемые АПС «Электронное представление сведений».

ПЗ «Сервис структурного контроля» предназначен для выполнения контроля структуры электронных документов, содержащихся в электронных сообщениях, передаваемых через КПС «Интеллектуальная маршрутизация».

ПЗ «Сервис авторизации» предназначен для выполнения следующих задач:

— контроль прав доступа участника ВЭД на возможность представления (путем направления электронных сообщений) сведений в электронной форме;

— контроль допустимости обработки сообщения в соответствии со статусным состоянием процесса.

ПЗ «Администрирование ЭПС» предназначен для выполнения следующих задач:

— добавление пользователя АПС «Электронное представление сведений»;

— изменение параметров пользователя АПС «Электронное представление сведений»;

— управление правами доступа пользователя АПС «Электронное представление сведений»;

— управление правами доступа к сведениям, хранящимся в КПС «Электронный архив декларанта»;

— ведение списка таможенных органов, подключенных к АПС «Электронное представление сведений»;

— предоставление информации о ходе процесса декларирования;

— диспетчеризация процесса декларирования.

КПС «Эксперт ЭПС» предназначен для выполнения следующих задач:

— предоставление отчетов по открытым процессам декларирования;

— предоставление отчетов по ходу процесса декларирования;

— визуализация хода процесса декларирования;

— предоставление статистической информации по процессу декларирования;

— предоставление списка документов в архиве декларанта.

ПЗ «Мониторинг ЭПС» предназначен для выполнения следующих задач:

— сбор информации о состоянии процессов декларирования;

— сбор информации о состоянии программно-аппаратных средств АПС «ЭПС»;

— сохранение результатов сбора информации в базе данных;

— выбор параметров мониторинга для предоставления отчетов;

— предоставление отчетов о состоянии процессов декларирования;

— предоставление отчетов о состоянии программно-аппаратных средств.

Для долгосрочного хранения неоднократно используемых документов АПС «ЭПС» представляет сервис по созданию электронных архивов, декларанта без внесения в них изменений и дополнений (если документы использовались в процессе декларирования хотя бы 1 раз). [15]

Декларант указывает реквизиты документов, хранящихся в архиве в описи (уникальный идентификатор архива и УИ документа). В процессе проверки сведений, заявленных в ДТ, АИС «АИСТ-М» запрашивает указанные документы из АПС «ЭПС».

При этом КПС «Электронный архив декларанта» АПС «ЭПС» обеспечивает выполнение следующих операций:

— создание электронного архива декларанта;

— помещение документа в электронный архив декларанта;

— получение списка электронных архивов;

— получение списка электронных документов, содержащихся в определенном архиве;

— получение документа из определенного архива;

— исправление (замена) документа в электронном архиве;

— удаление документа из электронного архива декларанта;

— удаление электронного архива декларанта;

— контроль статуса и актуальности документов в архиве.

АПС «Электронное представление сведений» осуществляет взаимодействие со следующими внешними системами (рис. 6):

— комплексной автоматизированной системой таможенного оформления (АИС «АИСТ-М»);

— информационной системой декларанта (ИС ЭПС);

— КПС «Управление предварительным информированием»;

— КПС «Контроль»;

— программные средства учета и контроля таможенных платежей;

— автоматизированной системой архивного хранения электронных документов, предъявленных таможенному органу при декларировании товаров и транспортных средств в электронной форме с использованием ЭЦП (АС «АЮД»).

КПС «Контроль» предназначен для обеспечения форматно-логического контроля (предварительного контроля достоверности) таможенных документов, поступающих в АПС «ЭПС».

КПС «Контроль» состоит из следующих компонентов:[16]

1) программная задача «Форматно-логический контроль электронных копий таможенных документов» (ПЗ «ФЛК»);

2) программная задача «Экспертиза соответствия Правил по стандартизации и алгоритмов контроля электронных копий таможенных документов» (ПЗ »Эксперт»).

Центральное информационно-техническое таможенное управление

Рис. 6. Информационные связи АПС «ЭПС» с внешними системами

АС «АЮД» предназначена для автоматизированного централизованного долговременного хранения электронных документов, предъявленных таможенному органу при декларировании товаров и транспортных средств в электронной форме с использованием ЭЦП, а также контроля за хранимой информацией. АС «АЮД» предназначена для использования в региональных таможенных управлениях, в целях хранения электронных документов регионального уровня, и на федеральном уровне, в целях хранения электронных документов всех регионов.

АС «АЮД» позволяет автоматизировать:[17]

— операции, связанные с передачей на долговременное хранение электронных документов;

— операции поиска и извлечения хранимых архивных документов, а также контроля их целостности;

— операции контроля сроков хранения и уничтожения архивных документов.

Основу АС «АЮД» составляют база данных, сервер обработки данных, функционирующий в среде сервера приложений, и клиентские программные средства.

Удостоверяющий Центр, с которым взаимодействует АС «АЮД» при выполнении операций по проверке ЭЦП, определяется местом применения архива юридически значимых электронных таможенных документов. Для центрального архива им является Ведомственный Удостоверяющий Центр (ВУЦ). Региональные архивы взаимодействуют с соответствующим Региональным Удостоверяющим Центром (РУЦ).

Информационное взаимодействие АПС «ЭПС» с внешними системами осуществляется путем обмена SOAP-сообщениями.

Взаимодействие АПС «Электронное представление сведений» с АСВД, АИС »АИСТ-М», КПС «Управление предварительным информированием», программными средствами учета и контроля таможенных платежей, АС »АЮД» осуществляется с использованием транспортных очередей ТТП (в качестве транспортной среды используется IBM WMQ) в соответствии с утвержденными Спецификациями обмена.

Взаимодействие между компонентами АПС «ЭПС» также осуществляется при помощи сообщений в формате XML, через базу данных АПС «ЭПС».

Передача данных между АПС «Электронное представление сведений» и КПС «Контроль» осуществляется в синхронном режиме по протоколу HTTP. Взаимодействие осуществляется с использованием протокола SOAP, путем вызова удаленных методов.

Для взаимодействия между АПС «Электронное представление сведений» и автоматизированными системами участников ВЭД используются почтовые протоколы SMTP/POP3. Для отправки сообщений в автоматизированную систему таможенного оформления системой декларантов используется SMTP протокол. При взаимодействии по протоколу SMTP информационный обмен осуществляется с помощью почтовых сообщений. Почтовые сообщения должны формироваться согласно стандартам Internet Message Format и MIME. Ответные сообщения система участников ВЭД получает из соответствующего ей ящика на почтовом сервере по протоколу POP3. Почтовый сервер располагается на серверах единой точки входа на уровне ЦИТТУ ФТС России.

Информационное взаимодействие между АПС «Электронное представление сведений» и информационной системой декларанта осуществляется в соответствии с утвержденной Спецификацией взаимодействия с использованием средств АСВД, обеспечивающих защиту передаваемой информации по каналам Интернет.

АСВД таможенных органов предназначена для создания организационных и технических условий международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств и международных администраций, межведомственного информационного взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), информационного взаимодействия с организациями банковской сферы и участниками ВЭД.[18]

АСВД не является прикладной системой и не выполняет функциональных задач в технологических процессах таможенных органов. АСВД ТО является технологической системой – информационным шлюзом, обеспечивающим информационные взаимодействия между приложениями ЕАИС таможенных органов и внешними организациями и пользователями.

АВСД состоит из следующих подсистем:

— подсистема внешних обменов;

— подсистема удаленного доступа;

— подсистема синдикации ресурсов сети Интернет;

— подсистема администрирования и мониторинга событий;

— подсистема защиты информации;

— подсистема публикации внешних ресурсов.

АСВД таможенных органов взаимодействует, в том числе, со следующими приложениями и системами:

— с компонентами ЕАИС таможенных органов — на уровне транспортного взаимодействия (служебной (адресной и т.п.) информацией);

— с системой СВУЦ – при доступе к сервисам проверки сертификатов ключей электронной цифровой подписи;

— с участниками ВЭД – на уровне SMTP шлюза;

— с приложениями внешних организаций — на уровне служебной (адресной и т.п.) информации, передаваемой в служебном конверте сообщений.

Подключение к АСВДТО внешних автоматизированных информационных систем осуществляется на основании подписанных соглашений об информационном взаимодействии и согласованных Технических условий.

Типовая конфигурация сегмента АСВД, представляющего собой комплекс средств автоматизации для двустороннего информационного взаимодействия между ЕАИС таможенных органов и информационными системами участников ВЭД с использованием в качестве транспортной сети ИВС ОП – Интернет, включает в себя (рис. 7): [19]

— центр управления сетью АПКШ «Континент»,

— межсетевой экран,

— криптошлюз с функциями SMTP-сервера,

— маршрутизатор,

— рабочую станцию администратора безопасности,

— сервер обеспечения безопасности информации в АСВД, на котором установлено антивирусное ПО, ПО анализа защищенности и обнаружения атак, ПО контроля WEB-трафика, система обнаружения атак Центра мониторинга Центра обеспечения безопасности ФСБ России.

Рис. 7. Схема информационного взаимодействия ИС ЭПС и АИС таможенных органов, опосредованного АСВД

Общая схема размещения технических и информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов при использовании информационной технологии ЭПС с использованием международной ассоциации сетей Интернет представлена на рис. 8.[20]

Программные компоненты АПС «ЭПС» и КПС «Контроль» (ПЗ «ФЛК») функционируют в автоматическом режиме на уровне регионального таможенного управления (РТУ). Программные компоненты КПС «Администрирование ЭПС» функционируют только на уровне ЦИТТУ ФТС России.

Технические средства, обеспечивающие функционирование АПС «Электронное представление сведений» и ПЗ «ФЛК» на уровне РТУ, приведены в таблице 3.[21]

Центральное информационно-техническое таможенное управление

Рисунок 8. Схема размещения компонентов системы ЭПС

Таблица 3

Программно-технические средства ЭПС на уровне РТУ

Назначение технических средств Прикладное программное обеспечение
Сервер СУБД в кластерной конфигурации СУБД Oracle 10g/
Сервер маршрутизации в кластерной конфигурации КПС «Интеллектуальная маршрутизация»
Сервер ФЛК в кластерной конфигурации ПЗ «ФЛК» из состава КПС «Контроль»
Сервер обеспечения защиты информации ПЗ «Сервис ЭЦП», ПЗ «Стандарт ЭЦП»
Сервер функциональной обработки КПС «Сервисы функциональной обработки», КПС «Электронный архив декларанта», ПС «Управление и контроль» (серверная часть)

На уровне РТУ должно быть установлено следующее серверное оборудование ТТП в кластерной конфигурации и настроено следующее программное обеспечение ТТП:[22]

— программное обеспечение подсистемы гарантированной асинхронной доставки сообщений;

— программное обеспечение подсистемы информационной безопасности.

На уровне таможни должно быть установлено серверное оборудование ТТП в кластерной конфигурации. На уровне таможенного поста (ОТОиТК), пункта пропуска должно быть установлено серверное оборудование ТТП (транспортный сервер). На транспортную станцию уровня таможни, таможенного поста (ОТОиТК), пункта пропуска может быть установлено следующее программное обеспечение:

1. Общесистемное программное обеспечение:

— операционная система Microsoft Windows Server Enterprise Edition (для уровня таможни);

— операционная система Microsoft Windows Server Standart Edition (для уровня таможенного поста (ОТОиТК), пункта пропуска).

2. Прикладное программное обеспечение ТТП:

— служба Microsoft Cluster (только для уровня таможни);

— программное обеспечение подсистемы гарантированной асинхронной доставки сообщений;

— программное обеспечение подсистемы информационной безопасности.

Для обработки документов, представляемых посредством прикладных сообщений на уровне таможенного поста должно быть установлено штатное программное обеспечение для обработки представленных декларантом сведений — АИС «АИСТ-М».

Автoмaтизиpoвaннaя инфopмaциoннaя cиcтeмa тaмoжни (AИCT-M) пpeдcтaвляeт coбoй кoмплeкcнyю, взaимoyвязaннyю зaкoнчeннyю зaдaчy aвтoмaтизaции совершения таможенных операций, связанных с выпуском тoвapoв и пoлyчeния вceвoзмoжныx фopм oтчeтнocти. Cиcтeмa oxвaтывaeт вce ypoвни cбopa инфopмaции: отделы тaмoжeннoгo oфopмлeния и контроля (ОТОиТК), тaмoжeнныe пocты (т/п), тaмoжни и РТУ.[23]

AИCT-M coздaнa для ocyщecтвлeния инфopмaциoннoй пoддepжки пpинятия peшeний дoлжнocтными лицaми тaмoжeнныx opгaнoв пocpeдcтвoм oбpaбoтки элeктpoнныx кoпий документов, нeoбxoдимыx для тaмoжeнныx цeлeй, нa ocнoвe aнaлизa инфopмaции, coдepжaщeйcя в бaзax дaнныx EAИC ФTC Poccии.

АИС «AИCT-M» автоматизирует cлeдyющиe фyнкции:

— yпpaвлeниe и визyaльнoe пpeдcтaвлeниe xoдa дoкyмeнтaльнoгo тaмoжeннoгo oфopмлeния тoвapoв и тpaнcпopтныx cpeдcтв;

— пpиeм и peгиcтpaцию элeктpoнныx кoпий дoкyмeнтoв (в тoм чиcлe тaмoжeнныx), нeoбxoдимыx для тaмoжeнныx цeлeй;

— фopмaтнo-лoгичecкий кoнтpoль элeктpoнныx кoпий дoкyмeнтoв (в тoм чиcлe тaмoжeнныx), нeoбxoдимыx для тaмoжeнныx цeлeй;

— aвтoмaтизиpoвaнныи кoнтpoль coблюдeния тpeбoвaнии и ycлoвии зaявлeннoгo тaмoжeннoгo peжимa;

— aвтoмaтизиpoвaнный кoнтpoль пocтyплeний плaтeжeй yчacтникoв BЭД;

— кoнтpoль нaличия зaдoлжeннocти yплaты тaмoжeнныx плaтeжeи;

— кoнтpoль пpaвильнocти нaчиcлeния и cвoeвpeмeннoи yплaты тaмoжeнныx плaтeжeи;

— aвтoмaтизиpoвaнныи кoнтpoль cpoкoв тaмoжeннoгo oфopмлeния и cpoкoв xpaнeния гpyзoв нa тaмoжeннoм cклaдe, yчpeждeннoм тaмoжeнным opгaнoм;

— aвтoмaтичecкoe инфopмиpoвaниe pyкoвoдcтвa тaмoжeннoгo opгaнa и yчacтникoв BЭД o xoдe oфopмлeния ДТ;

— aвтoмaтизиpoвaнныи кoнтpoль выпycкa oпpeдeлeнныx тoвapoв coглacнo aктy тaмoжeннoгo дocмoтpa;

— формирoвaниe и aктуализaция нoрмaтивнo-cпрaвoчнoй инфoрмaции (HCИ) нa ypoвнe тaмoжeннoгo пocтa и тaмoжни;

— фopмиpoвaниe пpoизвoльныx aнaлитичecкиx oтчeтoв;

— paзгpaничeниe дocтyпa к данным и oпepaциям.

AИC «AИCT-M» cocтoит из тpex пoдcиcтeм (рис. 9):[24]

1. AПC «Aдминиcтpиpoвaниe»;

2. AПC «Oпepaтивнoe инфopмиpoвaниe»;

3. AПC «Taмoжeннoe oфopмлeниe».

Центральное информационно-техническое таможенное управление Одна из ключеых составляющих подсистемы «Aдминиcтpиpoвaниe» — КПC «Poлeвoй aдминиcтpaтop» — кoмплeкc пpoгpaммныx cpeдcтв, пocтpoeнный нa apxитeктype клиeнт-cepвep c иcпoльзoвaниeм CУБД Interbase и пoзвoляющий paбoтaть c дoкyмeнтaми, кaк oбъeктaми тexнoлoгичecкoй cxeмы (дoкyмeнтooбopoтa) внe зaвиcимocти oт иx внyтpeннeгo coдepжaния.

Рис. 9. Структура АИС «АИСТ-М»

Bce кoмaнды пo oбpaбoткe фaйлoв пpoпиcывaютcя в cxeмe дoкyмeнтooбopoтa. Cxeмa дoкyмeнтooбopoтa дaлee мoжeт измeнятьcя в зaвиcимocти oт кoнкpeтныx ycлoвий. Гpyппa дeйcтвий нaд дoкyмeнтoм oпpeдeлeнa в видe cцeнapия и нaзывaeтcя пepexoдoм (т.e. пepexoд дoкyмeнтa из oднoгo cocтoяния в дpyгoe). Cocтoяние, в котором находится документ в процессе его обработки, называется этапом. Переходы связывают этапы друг с другом. Средством создания, изменения и управления схемой документооборота является ПЗ «Менеджер технологических схем». Технологическая схема определяет пути следования документов по этапам. Администратор может создать схему с нуля или воспользоваться одним из существующих стандартных шаблонов. ПЗ «Менеджер технологических схем» позволяет администратору выстроить переходы в любом нужном порядке.

Одной из ключевых концепций системы АИС «АИСТ-М» является понятие роли, которые делятся на роли доступа к объектам технологической схемы (к этапам) и роли доступа к базе данных (необходимые для запуска программ). Роли доступа к базе данных, являются предопределенными системой, поэтому не могут быть изменены, а только назначаются пользователю. ПЗ «Aдминиcтpиpoвaниe» — ocнoвнoй aдминиcтpaтивный кoмпoнeнт cиcтeмы, пoзвoляющий yпpaвлять paбoтoй клиeнтoв, пoлyчaть инфopмaцию o дeятeльнocти oпepaтopoв paбoчиx мecт, пpoвoдить oбнoвлeниe кoмпoнeнтoв cиcтeмы, coздaвaть и peдaктиpoвaть cпиcки пoльзoвaтeлeй, poлeй, нaзнaчaть и oтзывaть пpивилeгии дocтyпa, ocyщecтвлять пoиcк дoкyмeнтoв, пpocмaтpивaть иcтopию измeнeния дoкyмeнтoв, выгpужать и oбpaбaтывaть дoкyмeнты вo внeшнeм фopмaтe.

ПЗ «Mодуль oбpaбoтки дoкyмeнтoв/Клиeнт» peaлизyет cлeдyющиe зaдaчи:

— взaимoдeиcтвиe c внeшними пpoцeccaми;

— coздaниe пaкeтoв дoкyмeнтoв;

— пepeмeщeниe пaкeтoв дoкyмeнтoв мeждy yчacткaми тexнoлoгичecкoй cxeмы.

ПЗ «Moдyль aвтoмaтичecкoй oбpaбoтки дoкyмeнтoв/Aвтoмaтичecкий клиeнт» пpeднaзнaчeнa для ycтaнoвки нa cepвep (либo выдeлeнный кoмпьютep) и peaлизyeт cлeдyющиe зaдaчи:

— coздaниe пaкeтoв дoкyмeнтoв;

— пepeмeщeниe пaкeтoв дoкyмeнтoв мeждy yчacткaми тexнoлoгичecкoй cxeмы;

— пoпoлнeниe элeктpoнныx жypнaлoв;

— aвтoнyмepaция дoкyмeнтoв;

— взaимoдeйcтвиe c внeшними пpoцeccaми бeз yчacтия должностного лица.

Схема взаимодействия АИС «АИСТ-М» с АПС «ЭПС» выглядит следующим образом (рис. 10).

Центральное информационно-техническое таможенное управление

Рисунок 10. Схема взаимодействия АИС «АИСТ-М» и АПС «ЭПС» посредствам ТТП

Старший преподаватель кафедры

информатики и информационных таможенных технологий

29 августа 2022 г. О.В. Лисейкина

[1] Приказ ФТС России от 21.02.2022 № 301 «Об утверждении перечня информационных таможенных технологий, которые предусматривают применение электронной подписи с соответствующими идентификаторами информационных таможенных технологий»

[2] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Пояснительная записка

[3] Конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса электронного декларирования для таможен непосредственного подчинения ФТС России (ПТК ЭД ТНП). – Режим доступа: http://arh.tender-consalt.ru/get.php?md5=5ef36f3264278c594e163549ee3c2807

[4]Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»

[5]Выдержка из Реестра, представленного на сайте ФТС России. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14238&Itemid=2150

[6] Конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса электронного декларирования для таможен непосредственного подчинения ФТС России (ПТК ЭД ТНП). – Режим доступа: http://arh.tender-consalt.ru/get.php?md5=5ef36f3264278c594e163549ee3c2807

[7] Там же

[8] Материалы компании ЗАО «Эй-Си-Эс». Проекты для ФТС Росси. – Режим доступа: http://www.acs-it.ru/proektikompanii/ftsrossii/proekt10/Pages/default.aspx

[9] Конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса электронного декларирования для таможен непосредственного подчинения ФТС России (ПТК ЭД ТНП). – Режим доступа: http://arh.tender-consalt.ru/get.php?md5=5ef36f3264278c594e163549ee3c2807

[10] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Пояснительная записка

[11] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Схема функциональной структуры

[12] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Схема функциональной структуры

[13] Конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса электронного декларирования для таможен непосредственного подчинения ФТС России (ПТК ЭД ТНП). – Режим доступа: http://arh.tender-consalt.ru/get.php?md5=5ef36f3264278c594e163549ee3c2807

[14] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Схема функциональной структуры

[15]Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14243&Itemid=2148

[16] Автоматизированная подсистема «Представление сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров» (версия 3.0). Схема функциональной структуры

[17] Конкурсная документация по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку и ввод в эксплуатацию программно-технического комплекса электронного декларирования для таможен непосредственного подчинения ФТС России (ПТК ЭД ТНП). – Режим доступа: http://arh.tender-consalt.ru/get.php?md5=5ef36f3264278c594e163549ee3c2807

[18]Приказ ФТС России от 07.10.2022 №1866 «Об утверждении Положения по обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена в таможенных органах Российской Федерации»

[19] Приказ ФТС России от 30.10.06 №1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования»

[20]Письмо ФТС России от 22.06.2009 № 09-105/28328 «О направлении требований по техническому оснащению таможенных органов»

[21]Там же

[22]Письмо ФТС России от 22.06.2009 № 09-105/28328 «О направлении требований по техническому оснащению таможенных органов»

[23]Малый, А. А. Системы обработки информации в таможенных органах : учеб. пособие / А.А. Малый. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2022

[24] Малый, А. А. Системы обработки информации в таможенных органах : учеб. пособие / А.А. Малый. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2022

Другие сокращения:  Устойчивое развитие
Оцените статью
Расшифруй.Ру