- Камеры гибдд заработают по новым правилам. что это значит? :: autonews
- 2020: создание системы
- Становление и перспективы развития центров (групп) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения
- Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения разъясняет
Камеры гибдд заработают по новым правилам. что это значит? :: autonews
Новый единый стандарт для фиксации и обработки нарушений ПДД при помощи дорожных камер должны в ближайшее время разработать все центры автофиксации правонарушений (ЦАФАПы), выяснил rasshifrui.ru. Предполагается, что нововведение упростит жизнь автомобилистам, сведет к минимуму возможность ошибочного вынесения штрафов и упростит процедуру обжалования.
Стандарт должен будет регламентировать все признаки состава административного нарушения на дороге, а также необходимый объем доказательной базы, который должна будет собрать камера. О разработке нововведения руководителей региональных ЦАФАПов попросили крупнейшие игроки в отрасли систем распознавания и фотовидеофиксации. Для представления своих интересов при переговорах с госорганами такие компании создали ассоциацию под названием «Око».
Толчком для работы над стандартом в том числе стала и разработка нового КоАП: идею о том, что работу камер и методику исследования полученных с их помощью материалов нужно унифицировать, поддержали представители ГИБДД во время одного из заседаний рабочей группы при Общероссийском народном фронте (ОНФ) по доработке концепции нового КоАП.
Разные регионы — разный подход к оформлению штрафов
Как рассказал rasshifrui.ru представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт»), с момента начала внедрения в России дорожных камер в ГИБДД каждого региона предъявляют свои требования, которые должны соблюдаться при фиксации того или иного административного проступка на дороге. К примеру, чтобы фиксация одного и того же нарушения ПДД считалась легитимной, в одном регионе с камеры в ЦАФАПы должно приходить две фотографии, а в другом — пять. Кроме того, полученную информацию в регионах обрабатывают при помощи собственных программ, которые зачастую больше нигде не используются.
Противоречий исторически добавляет и территориально сложившаяся разница в применяемых комплексах, выходной материал у которых «разнится как по составу, так и по качеству и объему», уточнил в беседе с rasshifrui.ru представитель «МВС Груп», оператора системы видеофиксации на территории Московской области. По его словам, связано это в первую очередь с отсутствием закрепленных требований на федеральном уровне, изложенных, например, в виде методических рекомендаций от МВД.
Это вызывает не только дополнительные сложности и расходы на оптимизацию программного оборудования для производителей, но и дальнейшую путаницу со штрафами при попытках их оспорить.
«Автолюбители, совершившие одно и то же правонарушение, зафиксированное комплексом в разных регионах, зачастую из одного региона могут получить штраф, а из другого — нет, — рассказали в «МВС Груп». — Из одного региона они могут получить постановление, которое не оставляет сомнений в виновности, а из другого — постановление, которое вызывает больше вопросов, чем желание заплатить штраф. В большинстве своем жалобы, поступающие от граждан по таким фактам, обоснованны».
Как уточнил Кусов из «Технологий распознавания», сейчас мяч находится на стороне руководства ЦАФАПов. «Наконец, дело сдвинулось с мертвой точки, началась целенаправленная работа. Эта проблема постоянно обсуждается с 2008 года. Мы готовы пойти навстречу всем ЦАФАПам, но они должны собраться и принять совместное решение. А сейчас приходится подстраиваться под каждый регион, — объяснил эксперт. — Вот пример — фиксация проезда на красный свет на перекрестке: нужно, чтобы на постановлении было четко видно, что автомобиль двигался на запрещающий сигнал светофора, а это отражается не на каждом снимке. И сколько их делать, каждый регион решает сам. И таких нюансов очень много».
Также члены ассоциации договорились о создании рабочей группы по разработке проекта изменений в ГОСТ Р 57144-2022 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением». По их оценке, существующая редакция ГОСТ, принятая в 2022 году, уже не полностью учитывает возможности современных технологий.
Нужны жесткие требования к камерам
Между тем руководитель компании «Астралаб» (не входит в ассоциацию «Око») Сергей Ласкин сомневается, что новые стандарты получится быстро разработать и внедрить.
«Идея прекрасная, но на пути ее реализации есть большие преграды. Сейчас в России более 80 ЦАФАПов, у каждого своя система, некоторые из них — самописные. Они уже настроены и приносят в бюджет немалые средства. А еще они, пусть и на коленке, уже интегрированы в базы МРЭО и в базы страховщиков, — рассуждает Ласкин в беседе с rasshifrui.ru. — Кто-то должен будет написать эту программу, переписать в регионах все программное обеспечение и сделать это параллельно с введением нового стандарта и переучить тысячи людей».
Кроме того, по его оценке, новые методики обязательно должны прописывать высокие требования к качеству работы самих дорожных камер. Эксперт считает, что в противном случае ошибочные постановления никуда не денутся, а в условиях плохой видимости большинство камер по-прежнему останутся беспомощны.
«Без введения жесткого стандарта качества для самих дорожных камер, материалов, которые они формируют, все это полумеры, — продолжает Ласкин. — Сейчас нередко водители получают штрафы, где на фотографиях видна только часть автомобиля непонятной марки и нечитаемый госномер. А если потребовать, чтобы в ночное время камеры делали такие снимки, чтобы можно было разглядеть марку и модель, во многих регионах систему фотовидеофиксации вообще придется останавливать. По-хорошему, нужно собрать топовых специалистов по IT-технологиям, например таких, как есть в «Яндексе», которые разработают единую понятную систему и будут внедрять ее в регионах. Протестировать все можно будет в ЦОДД Москвы. И сами вендоры под нее подстроятся».
По словам представителя компании «Астралаб», именно такой стандартизированный подход в будущем позволил бы создать систему, которая на основе Big data умела бы отслеживать автомобили-двойники с поддельными госномерами во всех регионах и эффективнее находить угнанные автомобили. Запуск такой системы ранее уже не раз обещали в Госавтоинспекции. В МВД России ранее анонсировали, что в 2020 г. ГИБДД начнет поэтапно внедрять совершенно новую систему по отлову автомобилей-двойников. Однако на запрос rasshifrui.ru в начале марта в МВД заявили, что информация о функционировании автоматизированных систем контроля ограничена к распространению и комментарии по этой теме получить невозможно.
В свою очередь, член рабочей группы при ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман заявил rasshifrui.ru, что помимо списка требований к условиям фиксации нарушения ПДД обязательно должна быть прописана методика оценки полученных материалов. Сейчас, по его словам, в ЦАФАПах водителям выписывают штрафы только потому, что их фотографирует камера: даже если нарушения не видно или автомобиль на снимках распознать невозможно, водитель автоматически считается нарушителем.
«Вот камера сняла видео и сделала фотографии, но как их оценивать? — рассуждает Шухман. — Нужно понимать, что мы фиксируем, какие могут быть ошибки. Так, для фиксации стоп-линии на красный сигнал светофора нужно две фотографии во время движения на одном цикле. Если на нерегулируемом перекрестке нужно зафиксировать остановку перед знаком «стоп», делается это только при помощи видеозаписи. Исследовать полученные материалы при помощи автоматического контроля должны только квалифицированные ответственные лица».
Все полученные материалы, где фиксируется факт нарушения, эксперт предлагает хранить в полном, а не выборочном объеме. «Если говорить про видеозаписи, то в Москве на видео хранятся только такие нарушения, как проезд стоп-линии, непропуск пешеходов и «вафельницы». В Челябинске делают видео проездов перекрестков на красный свет — в общем, кто во что горазд». Все эти предложения ранее Шухман уже направил в Минюст для оценки при доработке нового проекта КоАП. В ведомстве пообещали дать на них отзыв.
2020: создание системы
23 апреля 2020 года стало известно о создании в России единой системы по контролю за нарушениями ПДД, зафиксированными дорожными камерами. Стоимость проекта оценивается в 100 млн рублей, срок развертывания системы составит от двух до пяти месяцев.
Как пишут «Известия» со ссылкой на материалы Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет», речь идет о создании единого федерального центра автоматической фиксации нарушений ПДД (ЦАФАП), куда будет поступать информация со всех камер фото- и видеофиксации на дорогах РФ.
Представитель НТИ «Автонет» подтвердил изданию работу над ЦАФАП и сообщил, что опытный прототип системы разработан НП «ГЛОНАСС».
Обработанные в едином ЦАФАП данные с камер фото- и видеофиксации каждого региона будут выгружаться в соответствующие региональные системы для вынесения постановлений о нарушении ПДД. По словам авторов инициативы, новая система позволит исключить не установку камер в неположенных местах, неправомерные штрафы, а также ограничить доступ третьих лиц к личным данным водителей. Кроме того, в рамках ЦАФАП возможно будет сформировать единую базу для автоматического розыска транспортных средств .
Вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям Евгений Белянко рассказал изданию, что проверка доступа сотрудников эксплуатирующей организации к информации единого ЦАФАП будет осуществляться с помощью электронной подписи. А все загруженные материалы — перепроверяться на соответствие требованиям МВД, некондиционные — автоматически отбраковываться.
По данным «Известий», за создание в стране федеральной системы автоматической фиксации также выступает МВД. По словам источника газеты, в нескольких регионах уже запущен пилотный проект для того, чтобы обкатать новые принципы ее работы.[1]
Становление и перспективы развития центров (групп) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения
УДК 342.951:351.82 ГАБОВА Олеся Сергеева
Заместитель начальника отдела по рассмотрению жалоб и обращений граждан ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД Госсии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Адрес: Госсия, 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 42, корп. 2
Тел.: 7 (962) 708-07-55 E-mail: lece4ka88@mail.ru
GABOVA Olesya Sergeevna,
Deputy head of the Department of Complaints and Appeals of Citizens of Center of Automated Recording Administrative Violations in the Field of Traffic ofthe MIA of Russia
in Saint-Fetersburg and Leningrad region Address: Russia, 197022, the city of Saint-Fetersburg, Professor Popov str., 42/2
Ph.: 7 (962) 708-07-55 E-mail: Iece4ka88@mail.ru
Становление и перспективы развития центров (групп) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Formation and prospects of development ofcenters (groups) automated recording administrative violations in the field of road traffic
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ внесены поправки, устанавливающие возможность фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи. Это привело к созданию в системе МВД новых подразделений ГИБДД — центров (групп) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. В статье рассмотрены основные предпосылки создания таких Центров и перспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова: административные правонарушения, специальные технические средства, дорожное движение, автоматизированная фиксация.
The Federal law of July 24, 2007 No 210-FZ »On amendments to the Russian Code on administrative offences», establishes the ability to commit administrative violations in the field of road traffic operating in automatic mode by special technical means available functioning as the photo- and film recording, or by means of a photo- and film video recording. This led to the creation of new branches in the Ministry of Interior — centers (groups) automated recording administrative violations in the field of road traffic. The main background of the establishment of such Centers and the prospects for their further development are discussed in the paper.
Keywords: administrative offences, special technical equipment, traffic, automated fixation.
XXI век, именуемый веком научно-технического прогресса, трудно представить без новых технологий, всеобщей компьютеризации и электронного документооборота, которые коснулись не только социально-бытовой стороны жизни, но и эффективно внедрились в правоохранительную деятельность. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения — не исключение.
С целью достижения показателей, предусмотренных Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2022 годах» (важнейшим показателем Федеральной целевой программы являлось сокращение к 2022 г. количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2004 г.) [1], в 2007 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был внесен ряд поправок, устанавливающих возможность фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи. С 1 июля 2008 г. поправки в КоАП РФ, внесенные указанным Федеральным законом, вступили в законную силу. С этого дня на территории Рос-
сии начинают создаваться совершенно новые подразделения ГИБДД, деятельность которых связана с применением специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, как одного из методов по снижению аварийности и тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий — Центры (группы) автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее — ЦАФАП в ОДД ГИБДД). С каждым годом увеличивается количество субъектов Российской Федерации, применяющих автоматизированную систему фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. Первопроходцем в её использовании стало УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю. В настоящее время автоматизированная фиксация административных правонарушений успешно применяется на территории 80 субъектов Российской Федерации.
Говоря о становлении ЦАФАП в ОДД ГИБДД, необходимо рассмотреть факторы, повлиявшие на их создание, более подробно.
А.Б. Клименко и Л.М. Низаметдинов целью создания системы автоматизированного контроля соблюдения правил дорожного движения назвали повышение эффективности администрирования денежных взысканий за административные правонарушения в области дорожного движения с обеспечением автоматизации
контроля соблюдения правил дорожного движения [2, с. 101]. По нашему мнению, фиксация административных правонарушений специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, своей основной целью ставит обеспечение профилактической функции ГИБДД. В данном случае основная роль таких специальных средств не столько в выявлении административных правонарушений, сколько в предупреждении совершения новых. Осознание того, что на пути следования транспортного средства расположены фоторадарные комплексы, у большинства водителей вызывает нежелание умышленно нарушать правила дорожного движения. Управлением ГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2022 г. (спустя 2 года после образования такого центра на территории субъекта) был проведен социологический опрос, где гражданам задавался вопрос: «Как изменилось Ваше отношение к соблюдению Правил дорожного движения с введением в действие автоматических комплексов фотови-деофиксации?» Гезультаты опроса были следующими: 4864 (52 %) человека ответили, что соблюдают правила, как и раньше; 1627 (17 %) стали относиться к правилам более ответственно, стали соблюдать ПДД; 1607 (17 %) респондентов соблюдают ПДД только в местах применения данных комплексов; лишь 1275 (14 %) водителей признались, что продолжают нарушать ПДД [3].
О превентивной функции фоторадарных комплексов свидетельствует и то, что место и способ размещения комплекса определяются после детальной проработки конкретных условий (рельеф местности, характеристики плана и профиля дороги, условия видимости) и основывается на анализе очагов аварийности, характеризующихся систематическим совершением ДТП по причине превышения скорости водителями транспортных средств, проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда на полосу встречного движения. При этом следует отметить, что места установки комплексов не являются скрытыми, а находятся в свободном доступе для граждан на официальном сайте ГИБДД, а также транслируются средствами массовой информации.
С целью обеспечения правомерности применения специальных технических средств фиксации административных правонарушений, работающих в автоматическом режиме, Правила дорожного движения Госспй-ской Федерации были дополнены новым дорожным знаком «Фотовидеофиксация» и новой дорожной разметкой, информирующими о том, что в зоне действия дорожного знака либо на данном участке дороги может осуществляться фиксация административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъёмки и видеозаписи, или средствами фото-, киносъемки и видеозаписи [4].
Гезультаты анализа практики применения в других государствах различных технических средств организации дорожного движения, предназначенных для информирования водителей о возможности фиксации правонарушений, свидетельствуют об ощутимом профилактическом эффекте, выражающемся в снижении уровня дорожно-транспортного травматизма на соответствующих участках дорог.
В 2009 — 2022 гг. с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Госсии, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов прошла реформа в Министерстве внутренних дел, проведённая по инициативе президента Госсии Дмитрия Медведева. По итогам реформи-
рования штатная численность аттестованных сотрудников органов внутренних дел сократилась на 20 %, что негативно сказалось на эффективности правоохранительной деятельности. Сокращение штатной численности личного состава сотрудников Госавтоинспекции привело к совершению еще большего количества административных правонарушений в области дорожного движения. Связано это с тем, что силы и средства до-рожно-патрульной службы направлены в основном на своевременное прибытие к местам дорожно-транспортных происшествий, проведение комплекса мероприятий на указанных местах, регулирование дорожного движения в местах затрудненного проезда, а также осуществление эвакуации транспортных средств, водители которых нарушили правила стоянки и остановки. На качественное осуществление контроля над соблюдением правил дорожного движения попросту не хватает единиц личного состава. Сотрудники дорожно-патруль-ной службы Госавтоинспекции встречаются на дорогах все реже, вследствие чего нарушителями осознается возможность ухода от административной ответственности за совершённое правонарушение, что, в свою очередь, приводит к нарушению принципа неотвратимости наказания.
Компенсировать недостаток инспекторов в какой-то мере смогли фоторадарные комплексы. Во многом их использование эффективнее, нежели контроль за дорожным движением со стороны сотрудников ГИБДД. Во-первых, фоторадары фиксируют максимальное количество нарушений, произошедших на фиксируемом участке в зоне контроля, в то время как инспектор физически не может сделать этого, затрачивая часть времени на осуществление процессуальных действий в отношении правонарушителя. Таким образом, при применении специальных технических средств фиксации административных правонарушений количество латентных правонарушений минимально. При классической же схеме, отмечает Б.В. Госсинский, реально выявить лишь 5—6 % административных правонарушений в области дорожного движения [5, с. 97]. Во-вторых, фоторадары, установленные стационарно, могут работать круглосуточно, а информация от них попадает в информационную базу посредством оптоволоконного кабеля. При использовании специальных технических средств фиксации нарушений исполняется принцип неотвратимости наказания, создается ощущение присутствия на дороге «стража закона». Кроме того, широкое распространение средств фотовидеофиксации устраняет конфликтные ситуации между участниками дорожного движения и сотрудниками ГИБДД, что благотворно влияет на общественное мнение об эффективности деятельности Госавтоинспекции. При непосредственном контакте нарушителя с сотрудником ДПС конфликтных ситуаций, как показывает практика, не избежать ввиду присутствия человеческого фактора. Правонарушитель стремится опровергнуть факт нарушения правил дорожного движения, обвиняет инспектора в некомпетентности и зачастую создает провокационные ситуации. В случае же фиксации административного правонарушения фотовидеокамерами непосредственный контакт между сотрудником ГИБДД и водителем полностью исключён.
Основной недостаток использования фоторадарных комплексов, на наш взгляд, заключается в том, что средства фотовидеофиксации технически не способны фиксировать максимальное количество составов, предусмотренных КоАП ГФ. По подсчетам специалистов, из 92 составов административных правонарушений,
предусмотренных 39 статьями гл. 12 КоАП РФ, допускают использование фото-, кино- или видеокамер для фиксации события административного правонарушения всего 56 составов, из которых 16 составов могут быть зафиксированы лишь при определенных условиях, частично [6, с. 22].
При таких обстоятельствах остро сохраняется проблема недостаточной штатной численности аттестованных инспекторов ГИБДД. Таким образом, учитывая специфику деятельности по фиксации административных правонарушений в области безопасности дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, на наш взгляд, политика государства в области обеспечения безопасности дорожного движения должна быть направлена не на тотальное замещение фоторадарными комплексами инспекторов ГИБДД, а на организацию их тесного взаимодействия, что приведёт к положительным результатам в борьбе с административными правонарушениями и обеспечении безопасности дорожного движения. Кроме того, недостатком стационарных фоторадарных комплексов является и снижение количества фиксируемых правонарушений через некоторое время после установки комплекса. Водители, заранее зная места установки стационарных комплексов фотовидеофиксации, двигаются с нарушением скоростного режима, а подъезжая к зоне действия фоторадарного комплекса, резко сбрасывают скорость, проезжают зону действия оборудования с максимально разрешенной скоростью, а затем вновь увеличивают скорость движения. Это приводит не только к снижению эффективности использования специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, но и к созданию аварийных ситуаций. Решение данной проблемы видится в размещении сотрудников ДПС на некотором удалении после стационарного комплекса по ходу движения, что позволит своевременно пресечь административное правонарушение. Однако, и в таком случае, можно говорить о предупредительной функции фоторадаров. Снижение скорости движения транспортного средства — закономерная реакция водителя. Чем ниже скорость автомобиля, тем менее тяжкими будут последствия в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Многие специалисты сходятся в мнении о том, что одним из наиболее коррумпированных подразделений органов внутренних дел являются подразделения ГИБДД. Это подтверждается и официальной статистикой, и результатами исследований, и опросом населения. Принятие законодательства по противодействию коррупции [7] значительно активизировало антикоррупционную деятельность в стране, в т. ч. и среди сотрудников органов внутренних дел.
Создание ЦАФАП в ОДД ГИБДД во многом снизило коррупционную составляющую среди сотрудников Госавтоинспекции. Это связано с тем, что работа ЦАФАП в ОДД ГИБДД полностью компьютеризирована и построена таким образом, что на всех стадиях административного процесса абсолютно исключена возможность превышения должностных полномочий. Начиная с момента фиксации административного правонарушения и до исполнения постановления по делу об административном правонарушении, каждое процессуальное действие инспектора отображается в информационной базе и в любой момент может быть проверено руководителем подразделения или надзорной инстанцией. Кроме того, программный продукт устроен так, что зафиксирован-
ное нарушение напрямую попадает в базу, и инспектор не имеет физической возможности удалить из базы выявленное нарушение. В данном случае обеспечивается соблюдение дисциплины и законности.
Обеспечивать безопасность дорожного движения вынуждено не только российское государство. В настоящее время во многих развитых странах, где количество транспортных средств и интенсивность дорожного движения гораздо выше, чем у нас, показатели аварийности намного ниже, чем в Российской Федерации. Так, в пересчёте на количество транспортных средств число дорожно-транспортных происшествий ниже в 4—8 раз, число погибших на душу населения ниже в 1,5—3 раза, тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий ниже в 10—12 раз, чем в России [6, с. 57]. Однако совсем недавно эти показатели не были столь высокими.
Добиться положительной динамики снижения аварийности и смертности на дорогах зарубежным странам удалось благодаря принятию комплекса мер, одной из которых, причём наиболее эффективной, признано внедрение средств автоматической фиксации нарушений правил дорожного движении.
Впечатляющие результаты работы автоматизированной системы фиксации правонарушений показала полиция Франции. Так, например, на участках, оборудованных камерами, установленную скорость превышает не более 0,3 % водителей (в первые два месяца работы камер число водителей, не соблюдающих скоростной режим, снизилось с 35,4 % до 19,9 %, а еще через двамесяца — до 9,34 %). Количество дорожно-транспортных происшествий на таких участках снизилось на 85 %, число погибших в дорожно-транспортных происшествиях снизилось на 27 %.
В Швеции за счет установки систем автоматической фиксации правонарушений с 1997 по 2003 гг. удалось снизить число нарушений правил дорожного движения, связанных с превышением скорости движения, на 13 %. В настоящее время Швеция считается одной из самых безопасных стран мира: количество погибших на дорогах страны составляет менее 500 человек в год [6, с. 61].
Положительный опыт зарубежных стран использования специальных технических средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме, дал толчок для внедрения и успешного применения таких средств в России.
Применение Госавтоинспекцией специальных технических средств началось задолго до фундаментальных изменений в российском административном законодательстве. Так, еще в середине 1960-х гг. сотрудниками Госавтоинспекции стали использоваться первые технические средства — скоростемеры. Простейший из них по конструкции был аналогичен секундомеру, принцип его работы заключался во включении инспектором во время прохождения автомобилем от начальной точки (например, столба) дистанции длиной 50 или 100 метров и выключении, когда автомобиль поравняется с инспектором. Цифра на шкале, напротив которой остановилась стрелка, показывала среднюю скорость автомобиля на мерном участке.
С течением времени, с освоением новых технологий для Госавтоинспекции производились все более новые, удобные в использовании, отвечающие последним тенденциям специальные технические средства измерения скорости — «Фара», «Спидган», «Барьер» и «Электроника ДИС-1».
В 1972 г. испытывался экспериментальный образец устройства с сокращенным названием «ФАИ» — фотоавтоинспектор. Его камера устанавливалась перед ветровым стеклом в салоне патрульного автомобиля, который следовал за контролируемым автомобилем. При превышении им установленного предела скорости с 2030 метров производилась фотосъемка. На одном кадре, являвшемся фотодокументом факта нарушения, изображались автомобиль-лидер с регистрационным знаком, спидометр и часы автомобиля инспектора.
В начале XXI в. началось производство новых переносных измерителей скорости моноблочной конструкции. Среди них видеозаписывающий прибор «Визир» и лазерный фотофиксатор «ЛИСД-2Ф». В спорной ситуации результаты видеофиксации облегчают принятие обоснованных решений. Если вопрос о наказании нарушителя все же рассматривается в суде, то видеозапись может стать неоспоримым доказательством.
После принятия в 2007 г. нового законодательства, о котором уже говорилось, ускорилось внедрение сложного и дорогостоящего оборудования. В конце первого десятилетия XXI в. арсенал технических средств пополнился стационарными и передвижными автоматическими регистраторами нарушений скоростного режима «КРИС-С» и «КРИС-П», «Арена», «Рапира», «Стрелка», «Кречет», «Кордон», «Jenoptik Robot», а также регистратором нарушения правил остановки и стоянки «Паркон».
В ноябре 2022 г. был допущен к применению в России аппаратно-программный комплекс измерения скорости движения транспортных средств по видеокадрам «Автоураган-ВСМ». Его отличительным признаком является отсутствие в составе видеофиксатора радара, имеющего определенные недостатки, например, при измерении скорости в плотном потоке транспортных средств. Видеокамера нового прибора отображает некоторый заранее измеренный участок дороги. Когда транспортное средство его пересекает, производится
распознавание регистрационного знака, а затем измерение пройденного пути и времени, за которое транспортное средство прошло этот путь. Далее по простой формуле вычисляется средняя скорость транспортного средства в зоне контроля [8, с. 33].
Несмотря на приоритетность в современных условиях применения таких специальных технических средств, до сих пор остаются нерешёнными некоторые проблемы практического характера. A.M. Низаметди-нов и Л.К. Клименко вполне справедливо заметили, что не во всех субъектах существует возможность привлечения к ответственности собственников транспортных средств, зарегистрированных за пределами региона — места фиксации правонарушения, что является основной причиной неидентификации транспортных средств. Это объясняется отсутствием необходимого обеспечения, позволяющего обращаться не в местные базы зарегистрированного транспорта, а в федеральную информационную систему ГИБДД [9, с. 152 — 153]. Кроме того, существуют проблемы нормативного регулирования указанной сферы, проблемы взаимодей-
ствия с другими государственными органами и учреждениями при осуществлении производства по делу, проблемы администрирования платежей и ряд других проблемных вопросов. Таким образом, необходима проработка данной сферы деятельности Госавтоинспекции силами как юридической науки, так и технической.
В заключение можно сделать вывод, что применение комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения как одного из способов контроля над соблюдением участниками дорожного движения установленных законом правил становится одним из действенных и эффективных методов обеспечения безопасности дорожного движения. Их применение способствует снижению количества ДТП и тяжести их последствий на участках дорог с высоким уровнем аварийности и высокой частотой происшествий.
Дальнейшее использование специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, видится все более широким, охватывающим большинство составов КоАП РФ. Уже в 2022 г. в КоАП РФ были внесены поправки, предусматривающие фиксацию специальными техническим средствами, работающими в автоматическом режиме, административных правонарушений в области благоустройства территории.
Ещё в 2022 г. в Санкт-Петербурге на вооружении ЦАФАП в ОДД состояло порядка 5 передвижных фоторадарных комплексов «КГИС-П». В настоящее время на территории города и области действует уже почти 200 стационарных комплексов. Данные комплексы, в состав которых входит более 400 датчиков, позволяют одновременно держать под наблюдением 436 зон контроля. Дальнейшее применение фоторадарных комплексов, на наш взгляд, будет только увеличиваться. Активно ведутся организационные и технические мероприятия по оптимизации данной деятельности, а также совершенствование нормативного регулирования административно-юрисдикционной деятельности в этой области.
Увеличение количества используемых камер регистрируется во всех регионах Госсии, что говорит о положительной динамике их использования. Официальная статистика аварийности за прошедший год [10] также свидетельствует о стабильном снижении количества ДТП и тяжести их последствий, а это значит, что были спасены жизни тысячей людей.
Кроме того, применение фоторадарных комплексов позволяет стабилизировать режим дорожного движения. Использование программно-аппаратных комплексов может привести к разграничению полномочий, т. е. сотрудники ДПС смогут сконцентрироваться на выявлении тех административных правонарушениях, которые не могут быть выявлены средствами фотовидеофиксации (особенно, это касается правонарушений, связанных с управлением транспортного средства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), обеспечении безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, осуществлении иных функций, предусмотренных законодательством.
Список литературы
1. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2022 годах»: Постановление Правительства Госсийской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 II [Электронный ресурс]. СПС Гарант. Гежим доступа: http://base.garant.ru/189189 (дата обращения: 01.02.2022).
2. Клименко A.B., Низаметдинов Л.М. Проблемы нормативно-правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности подразделений ГИБДД МВД Госсии при производстве по делам об административных правонарушениях, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки,
видеозаписи//Система обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы и пути совершенствования : материалы международной научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2008. С. 100-106
3. Госавтоинспекция: опросы общественного мнения [Электронный ресурс] II Официальный сайт Госавтоинспекции. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/polls/new.php?ID=10 (дата обращения: 01.02.2022).
4. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 г. № 20 II [Электронный ресурс] II СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141357 (дата обращения: 01.02.2022).
5. Россинский Б.В. Некоторые направления совершенствования надзорной деятельности подразделений до-рожно-патрульной службы ГИБДД II Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 3. С. 97-99.
6. Лыткин, А. В. Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме: дис… канд. юр. наук. М., 2022 г. 158 с.
7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ. [Электронный ресурс] II СПС Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/70305638 (дата обращения: 01.02.2022).
8. Храпов И.С., Суховицин В.И. Из истории Госавтоинспекции II Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. Выи. 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2022. С. 17-34.
9. Низаметдинов A.M., Клименко Л.К. Практика реализации возможности привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств II Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина. Санкт-Петербург, 15 марта 2022 г. Ч. 1. СПб.: СПбУ МВД России, 2022. С. 151-156.
10. Госавтоинспекция: сведения о состоянии аварийности [Электронный ресурс] II Официальный сайт Госавтоинспекции. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat (дата обращения: 01.02.2022).
©Габова О.С., 2022
УДК 353.1 ГОГЕНКО Людмила Анатольевна
Соискатель кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76 E-mail: kaf_tgp@mail.ru
GOGENKO Liudmila Anatolyevna
Applicant at the Departament ofTheory of State and Law of the Saint-Petersburg University ofthe MIA ofRussia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: 7 (812) 744-70-76 E-mail: kaf_tgp@mail.ru
Институт полномочного представителя Президента России в субъекте Федерации: концептуальные и нормативные основания становления, основные этапы развития
Institute of Plenipotentiary of the President of Russia in the subject ofthe Russian Federation: legal and conceptual motives of formation and the stages of evolution
Статья посвящена вопросам, касающимся становления и развития института полномочного представителя Президента России в административно-территориальных единицах государства, характеристике его места в системе органов государственной власти России. Осуществлена периодизация исторического развития института полномочного представителя Президента России, охарактеризованы его основные этапы: 1) 1991-2000 гг.; 2) с 2000 г. по настоящее время. Особое внимание уделено проблемам эволюции правового статуса и функций института полномочного представителя Президента России в регионах России в 1991-2000 гг.
Ключевые слова: полномочный представитель президента, Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации, субъект Федерации, регион, федеральный округ.
The article is dedicated to the problems of the evolution of legal position of the institution of Presidential Plenipotentiary Representative in the administrative-territorial entities and its place in the Russian public authority system. Also, author presented the periodization of the historical development of the institution of Russian Presidential Plenipotentiary Representative and described it key stages connected with the years of 1991-2000 and 2000 to present days. Main attention is paid to the problems of Presidential Plenipotentiary Representative to the subject of the Russian Federation legal position and functions’ evolution during the years of 1991-2000.
Keywords: Presidential Plenipotentiary Representative, President of the Russian Federation, Russian Presidential Plenipotentiary Representative in the subject of the Russian Federation, subject of Federation, region, federal district.
Создание института полномочного представителя президента федеративного государства в субъекте
Федерации явилось результатом поиска оптимальной модели взаимодействия центра и регионов в усло-
Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения разъясняет
Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД УМВД России по Смоленской области разъясняет, что в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Согласно ч.1 и ч.2 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его владения в результате противоправных действий других лиц. Бремя подтверждения таких данных лежит на собственнике транспортного средства.
Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, выносятся в отношении собственников транспортных средств, согласно имеющихся сведений в информационной базе данных ГИБДД.
В связи с упрощенной процедурой продажи транспортных средств собственниками без перерегистрации транспортного средства ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Смоленской области уведомляет жителей Смоленской области о том, что в целях исключения фактов необоснованного вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функцию фотосъемки и виде видеосъёмки, процедура регистрации, перерегистрации, прекращения регистрации собственниками транспортных средств производится в строгом соответствии с требованиями Приказа МВД России от 7 августа 2022 г. N 605 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».
Согласно п. 60.4 данного Приказа следует, что регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявлении им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
В связи с этим, ЦАФАП УГИБДД убедительно просит при совершении сделок в виде отчуждения транспортных средств обращаться в регистрационные органы, в случае не постановки на учет приобретенного транспортного средства новым собственником, с целью прекращения регистрации отчужденных транспортных средств.
По информации УГИБДД УМВД России по Смоленской области