Система средств обучения курсу информатики. Программные средства учебного назначения (ПСУН): классификация и тенденции их развития. — КиберПедия

Десять умений носителя
информационной культуры

Не
нами выбран мир, который нам приходится
изучать; мы родились в этом мире и нам
следует воспринимать его таким, каким
он существует, приспосабливая к нему,
насколько возможно, наши априорные
представления. Да, мир нестабилен. Но
это не означает, что он не поддается
научному изучению.

И.
Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности

Информационная
культура – это не только умение работать
с прикладным программным обеспечением,
и даже не умение программировать.
Информационная культура – это, прежде
всего, глубокое проникновение в суть
процессов обработки информации. Она
подразумевает наличие умений:

  • выбирать
    и формулировать цели, осуществлять
    постановку задач;

  • легко
    и быстро решать самые разнообразные
    задачи на компьютере, подобно тому, как
    истинно грамотный человек может свободно
    читать и писать;

  • находить
    информацию в различных источниках;
    пользоваться автоматизированными
    системами поиска, хранения и обработки
    информации;

  • выделять
    в информации главное и второстепенное;
    упорядочивать, систематизировать,
    структурировать данные и знания;

  • видеть
    информацию в целом, а не фрагментарно;
    устанавливать ассоциативные связи
    между информационными сообщениями;

  • интерпретировать
    информацию; переводить визуальную
    информацию в вербальную знаковую
    систему и наоборот;

  • применять
    различные виды формализации информации;
    использовать для анализа изучаемых
    процессов и явлений базы знаний, системы
    искусственного интеллекта и другие
    информационные технологии;

  • широко
    использовать моделирование для изучения
    различных объектов и явлений; производить
    анализ информационных моделей;

  • разрабатывать
    эффективные алгоритмы и реализовывать
    их на компьютере;

  • интерпретировать
    и анализировать полученные результаты;
    предвидеть последствия принимаемых
    решений.

При написании
раздела использованы материалы:

  1. Аванесов
    В. С. Композиция тестовых заданий.
    Учебная книга. 3 изд., доп.

    М.: Центр тестирования, 2000. — 240 с.

  2. Башмаков
    А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных
    учебников и обучающих си­стем. — М.:
    Информационно-издательский дом «Филинъ»,
    2003.
    — 616 с.

  3. Кречетников
    К. Г. Теоретические основы создания
    креативной обучающей среды на базе
    информационных технологий для подготовки
    офицеров флота. Моногр. — Владивосток:
    Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 360 с.

  4. Нестеров
    А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю.
    Информационные педагогические
    технологии. Учебно-методическое пособие.
    — СПб.: Издательство ООО «Книжный дом».
    — 2003. —
    340 с.

  5. Пригожин
    И. Р. Философия нестабильности. Вопросы
    философии.— 1991.— №6.— С. 46-57.

    1. Цель и задачи внедрения оит в системе
      образования

Затратьте
достаточно времени на поиски дополнительных
подтверждений

возникшей необходимости, и никакой
необходимости не останется.

Р.
ПАРКИНСОН. Прогноз Питера

В педагогике
есть традиция: формулировать цели и
задачи работы прежде работы. Наверное,
это важно. Хотя, стоит здесь заметить,
что категория цели является одной из
самых загадочных философских категорий.

Понятия –
цель, дисциплина, обязанность (должен,
должны) – тесно связаны. Количеством
употребления этих слов и понятий резко
различаются религиозные учения и
партийные программы. Чем меньше это
количество – тем устойчивее соответствующая
общественная организация. Чем выше
дисциплина в организации – тем быстрее
она распадается.

Часто оказывается,
что бесцельная эволюция и бесцельный
прогресс оказываются более продуктивными
и устойчивыми, чем строгая дисциплина
и бескомпромиссное движение к поставленной
цели. Эта закономерность давно подмечена
учеными – физиками, химиками, философами,
экономистами и используется (например,
для организации научной работы).

Одной из самых
недисциплинированных в мире является
российская система образования. Где-то
в этом и заключен секрет ее устойчивости,
магического стремления к самовосстановлению.

Дюжина методических требований
к программно-педагогическим средствам

Психологические
требования к ППС:

  1. Учет
    возрастных и индивидуальных особенностей
    учащихся, различных типов организации
    нервной деятельности, различных типов
    мышления, закономерностей восстановления
    интеллектуальной и эмоциональной
    работоспособности;

  2. Обеспечение
    повышения уровня мотивации обучения
    и, положительных стимулов.

Эргономические
требования к ППС:

    1. Качество
      изображения информации (гамма,
      разборчивость, четкость), эффективность
      считывания изображения, эргономичность
      расположения текста на экране;

    2. Достижение
      цели действия обеспечивается минимумом
      нажатий клавиш и движений манипулятора.

Эстетические
требования к ППС:

  1. Соответствие
    эстетического оформления функциональному
    назначению ППС;

  2. Упорядоченность
    и выразительность графических и
    изобразительных элементов ППС.

Программно-технические
требования к ППС:

  1. Обеспечение
    устойчивости к ошибочным и некорректным
    действиям пользователя;

  2. Эффективного
    использования технических ресурсов;

  3. Восстановления
    системной области перед завершением
    работы программы;

  4. Соответствия
    функционирования ППС описанию в
    эксплуатационной документации.

Требования к
оформлению документации ППС:

  1. Единый
    порядок построения и оформления
    документов на разработку и использование
    ППС, создаваемых в организациях
    независимо от их ведомственной
    принадлежности.

Разными авторами
предложены формы оценки свойств
изготавливаемых ППС. Как правило, они
различаются только порядком пунктов
оценки удовлетворения приведенным
требованиям.

Общее для
предлагаемых авторами форм – игнорирование
требований интересности, привлекательности,
увлекательности ППС для учащихся.
Следствие этого – отвлечение внимания
изготовителей от этих важнейших
характеристик и появление в образовательных
учреждениях мало кому интересных
электронных изделий.

При написании
параграфа использованы материалы книги:
[Роберт
И. В. Современные информационные
технологии в образовании: дидактические
проблемы; перспективы использования.
— М.: «Школа—Пресс», 1994. — 205 с.]

    1. Десять недостатков оит и пять способов
      их компенсации


акромя явлений счастья ничего на свете
нет.

(из
архивов Дней Физика физфака ДВГУ)

К отрицательным
сторонам эксплуатации ОИТ относятся:

  • необходимость
    иметь компьютер и соответствующее
    программное обеспечение для работы со
    учебными пособиями;

  • необходимость
    специального оборудования и сложность
    самостоятельной настройки для выхода
    в Интернет;

  • высокая
    стоимость оборудования по сравнению
    с книгой;

  • необходимость
    владения навыками работы на компьютере;

  • необходимость
    навыков и потерь времени выбора,
    приобретения и установки;

  • необходимость
    сервисных служб для ремонта и обновления
    устройств;

  • негативные
    воздействия на здоровье человека при
    работе с компьютерным монитором;

  • высокий
    уровень прогресса ИТ, приводящий к
    необходимости навыков ориентации в
    специфической справочной информации;

  • необходимость
    мероприятий и навыков по обеспечению
    информационной безопасности личного
    и коллективного учебного процесса;

  • необходимость
    источников электричества.

Часто к ним
добавляются субъективные недостатки,
вызванные неграмотным проектированием
ОИТ и недочетами, допущенными их
создателями – авторами, методистами,
программистами, оформителями. В результате
потенциальные пользователи, воодушевившись
многочисленными авансами, выданными
создателями ОИТ, после ознакомления с
их неудачными представителями испытывают
разочарование и делают вывод о
неэффективности и бесперспективности
всех ОИТ.

Разработчики
ОИТ и лица, применяющие их в практической
деятельности, должны знать типовые
недостатки ОИТ и стараться компенсировать
их при эксплуатации. Способы компенсации
могут быть разными:

  • технические;

  • организационные;

  • методические;

  • дидактические;

  • функциональные.

Другие сокращения:  5W20 масло моторное: характеристики, особенности и отзывы

Например,
негативные эффекты восприятия больших
объемов текста с экрана трубочного
монитора устраняются при использовании
жидкокристаллических мониторов
оптимального размера. С таким устройством
можно работать как с книгой, положив
его на колени.

    1. Почему возникают и развиваются новые
      оит

14 марта 1879 г. в семье старого
перинщика Абрама Гинделя-Эйнштейна у
его старшего сына Германа-Абрама
произошло радостное событие – родился
первенец внук и сын – Альберт-Абрам.
Мать Альбертика Паулина Эйнштейн, в
девичестве Кошер, увидев новорожденного,
вскричала в ужасе: «Какого же урода я
родила»

Игорь ГУБЕРМАН

Поступательный и
прогрессивный характер изменений
технологий обучения с использованием
ОИТ обеспечивается внешними и внутренними
причинами.

Среди внешних причин:

  • осознание
    сущности информационных процессов как
    важнейших процессов современности; их
    научное обоснование и внедрение во все
    сферы деятельности;

  • стремительное
    совершенствование средств новых
    информационных технологий;

  • общественная
    потребность в людях, владеющих методами
    ИТ.

Среди внутренних
причин:

  • возможность
    сглаживания противоречий, присущих
    классно-урочной системе обучения,
    средствами информационных технологий;

  • повышение
    эффективности процесса обучения за
    счет его интенсификации и индивидуализации;

  • развивающий
    характер технологий обучения с
    использованием средств ИТ;

  • удовлетворение
    запроса общества в людях, владеющих
    методами ИТ;

  • массовое
    тиражирование средствами ИТ передовых
    технологий обучения;

  • повышение
    эффективности труда учителя за счет
    экономии времени на опрос и тренинг.

Закон диалектики о
переходе количества в качество и качества
в количество в процессе развития ОИТ
реализовался следующим образом.

Начало информатизации
системы образования характеризовалось
распространением вычислительной техники
без методик ее применения. Отдельные
энтузиасты нарабатывали методики
использования ИТ в учебном процессе.
Количественное увеличение разнообразных
методик способствовало повышению
качества преподавания в условиях
применения ЭВМ.

Научное обоснование
применения ИТ на уроках пока носит
эпизодический характер. В большинстве
работ рассматривают отдельную тему или
фрагмент курса; исследований, посвященных
обобщению существующих методик,
практически не было. Для тиражирования
научно-обоснованных и экспериментально-проверенных
эффективных методик используют средства
ИТ.

Программно-методические
средства полифункциональны в процессе
их применения:

  • Присутствие
    средств ИТ на уроке продуцирует новые
    технологии обучения, то есть их можно
    рассматривать в качестве одной из
    движущих сил процесса обучения;

  • ИТ
    повышают эффективность обучения, они
    являются средством интенсификации
    учебного процесса;

  • С помощью
    ИТ можно тиражировать педагогические
    технологии обучения, в этом случае
    средства ИТ выполняют функции обработки
    и передачи информации.

При распространении
с помощью ИТ программного обеспечения
средства копируют сами себя. Свойство
самокопирования и самораспространения
таит в себе как позитивное, так и
негативное начало. Быстрому «размножению»
с помощью ИТ могут быть подвергнуты как
эффективные педагогические технологии,
так и псевдонаучные.

Полдюжины противоречий –
двигатель развития оит

Более
разумен сельскохозяйственный подход.
Создайте хороший климат, обеспечьте
соответствующую подкормку и предоставьте
людям расти самим по себе.

Вот
тогда они вас удивят.

МАКГРЕГОР

Согласно философской
диалектической точке зрения, источником
развития является борьба противоположностей.
Объективно развивающемуся процессу
присущи внешние и внутренние противоречия.

Противоречие №1
между бурно развивающимся процессом
разработки ИТ и консервативностью
внедрения средств ИТ в учебный процесс,
обусловлено причинами:

  • продолжительной
    ориентацией работающих учителей на
    знания, полученные на студенческой
    скамье. Учителя, проработавшие более
    10 лет в школе, не научены использованию
    компьютерной техники в своей
    профессиональной деятельности;

  • стереотипом
    профессионального поведения, когда,
    добиваясь определенных результатов
    без использования компьютеров, учителя
    не заинтересованы в изменении своей
    профессиональной деятельности;

  • распределением
    средств ИТ в образовательные учреждения
    по «остаточному» принципу, когда в
    школы попадает техника, изначально
    устаревшая по сравнению с последними
    разработками, и учителя не имеют
    возможности лично убедиться в их
    педагогической эффективности;

  • отсутствием
    государственных «рычагов», стимулирующих
    заинтересованность учителей в освоении
    ИТ.

Разрешение этого
противоречия будет способствовать
совершенствованию процесса обучения.
Государство проводит мероприятия,
направленные на преодоление препятствий
внедрению средств ИТ. Это, прежде всего,
ориентация будущих учителей на
использование ИТ в учебном процессе и
профессиональной деятельности.

Программные средства
учебного назначения, с одной стороны,
способствуют сглаживанию внутренних
противоречий, присущих процессу обучения,
с другой стороны, способствуют
возникновению новых.

Противоречие №2
между коллективной формой обучения и
индивидуальным темпом усвоения знаний.
Его можно разрешить за счет использования
обучающих программ. Эти программы вводит
в учебный процесс учитель, именно он
является организатором процесса
обучения.

Противоречие №3
между практической неограниченностью
общественного знания и ограниченностью
содержания образования, средства ИТ
полностью разрешить не могут. Но средства
ИТ позволяют за счет интенсификации
способов обработки информации:

  • увеличить
    объем учебного материала на уроке без
    увеличения нагрузки на учащихся по его
    усвоению;

  • сформировать
    навыки обработки больших объемов
    информации.

Противоречие №4
между возможностью присвоения знаний
и отработкой навыков только при активной
деятельности учащегося и его пассивным
положением в процессе обучения пытаются
разрешить со времени появления «Дидактики»
Я. А. Коменского.

К настоящему времени
предложено несколько методик,
активизирующих деятельность ученика
на уроке (проблемное обучение, развивающее
обучение и пр.). Технология применения
программных средств ИТ в учебном процессе
также способствует решению этой проблемы
за счет индивидуализации обучения,
применения новых методов и организационных
форм обучения.

Противоречие №5
между обобщенным характером методики
изложения и закрепления учебной
информации с помощью ИТ и субъективным
характером деятельности конкретного
учителя на уроке. Действительно, как
правило, встроенную технологию обучения
разрабатывает группа методистов и
программистов, в нее заложены обобщенные
знания о методах изложения учебного
материала и способах контроля.

Эти
знания вступают в противоречие с опытом
педагога, носящим субъективный характер.
Но с другой стороны, педагог в своей
деятельности ориентируется не на
абстрактного ученика, а на конкретные
условия учебного процесса и конкретных
учащихся. Поэтому он не может беспрекословно
следовать предлагаемой технологии.

Учитель обязательно внесет свои
изменения, носящие субъективный характер,
но учитывающие специфику конкретной
учебной ситуации. Средством разрешения
этого противоречия являются простые и
доступные программные средства для
разработки обучающих программ

Противоречие №6
между исполнительскими возможностями
компьютера и необходимостью развития
творческой активности учащихся.
Вычислительная техника – это средство
для облегчения рутинных операций, то
есть это средство, не наделенное в своей
сущности творческим потенциалом.

В
учебном процессе компьютер педантичен
и безжалостен. Он не допускает не только
неправильных ответов, но и произвольных,
либо ассоциативных толкований. И хотя
экспертные обучающие системы значительно
расширяют возможности диалога с
программами учебного назначения, влияние
систематической работы за компьютером
влечет за собой серьезные изменения в
человеке.


При написании параграфа использованы
материалы книги: Софронова
Н. В. Программно-методические средства
в учебном процессе общеобразовательной
школы. – М.: ИИО РАО, 1998. – 178 с.
Материалы модифицированы.

Другие сокращения:  Гарантии

Типология программных средств учебного
назначения

Если
ты заметил, что скачешь на дохлой лошади,
– слезь с нее.

(мудрость
индейцев Дакоты)

Программное
средство учебного назначения (ПСУН) –
это программное средство, в котором
отражена информационная область,
реализована технология обучения,
обеспечены условия для осуществления
различных видов учебной деятельности.

ПСУН используют
в учебно-воспитательном процессе, при
переподготовке и повышении квалификации
кадров сферы образования, в целях
развития личности обучаемого и
интенсификации процесса обучения.

Использование
ПСУН ориентировано на:

  • решение
    определенной учебной проблемы, требующей
    ее изучения и разрешения;

  • осуществление
    деятельности в объектной и программной
    средах;

  • осуществление
    деятельности в предметной (дисциплинарной)
    среде.

С помощью ПСУН
можно:

  • представлять
    в различной форме учебную информацию;

  • инициировать
    процессы усвоения знаний, умений и
    навыков деятельности;

  • осуществлять
    контроль результатов обучения;

  • автоматизировать
    тренаж и повторение;

  • активизировать
    познавательную деятельность;

  • формировать
    и развивать виды мышления.

Есть необходимость
в создании программно-методического
обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного
процесса, которое включает:

  • собственно
    ПСУН;

  • инструкцию
    для пользователя ПСУН;

  • методические
    рекомендации по использованию ПСУН.

Методические
цели, которые наиболее эффективно
реализуются с использованием ПСУН:

  • индивидуализация
    и дифференциация процесса обучения;

  • осуществление
    контроля с обратной связью, с диагностикой
    ошибок;

  • осуществление
    самоконтроля и самокоррекции;

  • осуществление
    тренировки и самоподготовки;

  • высвобождение
    учебного времени для интеллектуальной
    деятельности;

  • визуализация
    учебной информации: изучаемого объекта
    и модели процесса;

  • моделирование
    изучаемых или исследуемых объектов,
    процессов или явлений;

  • проведение
    лабораторных работ;

  • создание
    и использование информационных баз
    данных;

  • обеспечение
    доступа к информационной сети;

  • усиление
    мотивации обучения;

  • вооружение
    обучаемого стратегией усвоения учебного
    материала;

  • развитие
    видов мышления;

  • формирование
    умения принимать оптимальное решение
    в сложной ситуации;

  • формирование
    культуры учебной деятельности;

  • формирование
    информационной культуры.

В основном
целесообразность применения ПСУН
определяется их использованием как:

  • средства
    визуализации учебной информации;

  • средства
    формализации знаний о предметном мире;

  • инструмента
    измерения;

  • средства
    отображения явлений;

  • средства
    воздействия на предметный мир.

ПСУН по
функциональному назначению подразделяются
на три типа:

  1. Педагогические
    программные средства (ППС), предназначенные
    для организации и поддержки учебного
    диалога пользователя с компьютером.
    ППС предоставляют учебную информацию
    и направляют обучение, учитывая
    индивидуальные возможности и предпочтения
    обучаемого при наличии обратной связи;

  2. Диагностические,
    тестовые программные средства (ТПС),
    цель которых – констатация
    причин ошибочных действий обучаемого,
    оценка его знаний, умений, навыков,
    установление уровня его обученности
    или уровня интеллектуального развития;

  3. Инструментальные
    программные средства (ИПС), предназначенные
    для конструирования ПСУН.

ИПС прикладного
назначения подразделяются на:

  • ИПС
    для разработки средств контролирующего,
    консультирующего, тренингового
    назначения, позволяющие свести к
    минимуму бумажные учебные материалы;

  • ИПС
    для конструирования ПСУН;

  • ИПС
    для моделирования (демонстрационного,
    имитационного);

  • ИПС
    со встроенными элементами технологии
    обучения, включающие как предметную
    среду, так и элементы педагогической
    технологии для ее изучения;

  • ИПС
    обеспечивающие операции по систематизации
    учебной информации;

  • ИПС
    для представления знаний, для организации
    диалога между пользователем и системой,
    для представления хода решения учебной
    задачи в адаптированном виде;

  • ИПС
    для моделирования изучаемых объектов
    или их отношений в предметной среде;

  • ИПС
    для формирования учебной и информационной
    культуры;

  • ИПС
    для автоматизации процесса обработки
    результатов эксперимента, в том числе
    измеряющие и контролирующие программы
    для датчиков, которые позволяют получать,
    записывать и визуализировать информацию
    о реальных процессах;

  • ИПС
    для управления реальными механизмами;

  • ИПС
    – среды программирования для обучения
    навыкам программирования и формирования
    компонентов алгоритмического и
    программистского стиля мышления;

  • ИПС
    обеспечивающие выполнение некоторых
    функций преподавателя;

  • ИПС
    предназначенные для автоматизации
    процесса информационно-методического
    обеспечения и ведения делопроизводства;

  • ИПС
    для обеспечения комфортности работы
    пользователя;

  • ИПС
    для учебной игровой деятельности.

ПСУН по
методическому назначению делятся на:

  • Обучающие
    ПСУН для сообщения суммы знаний,
    формирования умений и навыков, обеспечения
    усвоения, контроля и самоконтроля,
    устанавливаемых обратной связью;

  • Тренажерные
    ПСУН для отработки умений и навыков,
    самоподготовки;

  • Контролирующие
    ПСУН для контроля и самоконтроля уровня
    овладения материалом;

  • Информационно-поисковые
    и справочные ПСУН для формирования
    умений и навыков систематизации
    информации;

  • Имитационные
    ПСУН, представляющие аспекты реальности
    для изучения структурных или функциональных
    характеристик;

  • Моделирующие
    ПСУН, предоставляющие в распоряжение
    обучаемого элементы и функции для
    моделирования явлений;

  • Демонстрационные
    ПСУН для наглядного представления
    учебного материала, визуализации
    изучаемых явлений, процессов и
    взаимосвязей;

  • Учебно-игровые
    ПСУН для «проигрывания» учебных ситуаций
    с целью формирования умений принимать
    оптимальное решение или выработки
    стратегии;

  • Досуговые
    ПСУН для организации деятельности во
    внеклассной, внешкольной работе, имеющие
    целью развитие внимания, реакции,
    памяти.

Чаще всего
ПСУН имеют «смешанное» методическое
назначение. Целесообразна разработка
ПСУН, обеспечивающих реализацию комплекса
методических целей. Однако создание
унифицированных ИПС, позволяющих
разрабатывать ПСУН любого типа,
нецелесообразно из-за громоздкости
реализации.

Причинами
создания низкокачественных ПСУН являются
игнорирование дидактических принципов
обучения и неправомерный перенос
традиционных форм и методов обучения
в новую технологию. Вредно как полное
отрицание традиционных подходов к
обучению с использованием возможностей
современных ПЭВМ, так и огульная замена
этих подходов новыми конструкциями.

В условиях
информатизации образования меняется
парадигма педагогики, меняется структура
и содержание образования. Новые методы
обучения, основанные на активных,
самостоятельных формах приобретения
знаний и работы с информацией, вытесняют
традиционные методы. Параллельно этому
идет процесс использования ПСУН для
поддержки традиционных методов обучения.

    1. Типология требований к
      программно-педагогическим средствам

ППС должны
удовлетворять общим требованиям:

  • предусматривать
    специфику и своеобразие каждой конкретной
    науки;

  • учитывать
    обоснование выбора темы, аргументированное
    методическими целями;

  • обеспечивать
    проверку педагогической эффективности
    использования ППС;

  • учитывать
    возрастные и индивидуальные особенности
    учащихся;

  • обеспечивать
    удобство пользования;

  • обеспечивать
    доброжелательную и тактичную форму
    обращения к ученику;

  • обеспечивать
    возможность повторных обращений в
    случае неудачной попытки;

  • обеспечивать
    гарантии устойчивости от несанкционированного
    нажатия клавиш, надежность, возможность
    легкого возврата на исходные позиции;

  • обеспечивать
    гарантии возможности переноса на ЭВМ
    другого типа.

Соблюдение
требований к ППС важно, малейшее
отклонение от них может привести к
дискредитации самой идеи использования
компьютера в учебном процессе.

Типы требований,
предъявляемых к ППС:

  • педагогические
    требования (дидактические; методические;
    обоснование выбора тематики; педагогическую
    целесообразность и эффективность
    применения);

  • технические
    требования;

  • эргономические
    требования;

  • эстетические
    требования;

  • требования
    к оформлению документации.

Цель в образовании. стратегия
внедрения оит

Успешные
исследования стимулируют повышение
финансирования,

приводящее к полной невозможности
дальнейших исследований.

Р.
ПАРКИНСОН. Закон медицинских исследований

Давно подмечено:
чем выше дисциплина в организации, тем
быстрее она разваливается под влиянием
резких изменений внешних условий. И
наоборот. Тому есть примеры:

  • В
    начале развала СССР первыми распались
    или самоликвидировались самые
    «дисциплинированные» и «целенаправленные»
    – КПСС, ВЛКСМ, КГБ, СА
    …;

  • Говорят,
    что положительные персонажи в тексте
    Библии никогда не употребляют слово
    «должен». Христианство не имеет четко
    оговоренной цели, и существует
    тысячелетиями, несмотря на чинимые
    государствами препятствия;

  • Кристаллы
    с нарушениями структуры (примесями и
    пр.) значительно прочнее чистых
    кристаллов;

  • Иногда
    полководцы выигрывают сражения благодаря
    только недисциплинированности своих
    подчиненных: противник загодя узнает
    об их планах, проводит обстрелы и
    бомбардировки мест дислокаций, ведет
    атаку укреплений, а там никого нет,
    потому что полк вовремя не успел подойти;

  • Англичане
    говорят, что для того, чтобы организация
    развалилась, достаточно повесить у ее
    дверей мраморную табличку с названием.

Другие сокращения:  «ТрансТехСервис» сократит половину своего штата: sell_off — LiveJournal

Советская
система образования всегда была
недисциплинированной. Повсеместно
появлялись строптивые учителя, учившие
детей так, как считали нужным, несмотря
на приказы и инструкции. Более того,
образ такого строптивого учителя был
культовым в СССР, а образ дисциплинированного
педагогического чиновника – наоборот.

Прекрасные
педагогические традиции существуют в
Германии (кстати, говоря о старых
гимназических традициях, иногда
употребляют термин «российско-германская
школа»). При ближайшем рассмотрении,
старую немецкую систему образования,
так же, как и старую советскую, характеризует
непрерывные «разброд и шатание».

Только
немцы это положение узаконили: как
только новое направление возникло, оно
тут же обретает благообразное название
и начинает развиваться вместе со всеми
другими направлениями. Русские же – не
немцы, и с новшествами они расправляются
по-своему. Но также недисциплинированно.

По-видимому,
именно эту ситуацию имеют в виду китайцы,
когда цитируют Мао Цзэ-Дуна: «Пусть
будет сто цветов».

Современная
наука много знает о цели и целеполагании.
Особенно больших успехов достигла здесь
Теория диссипативных структур (ТДС),
развиваемая, в большой степени, бельгийским
физиком, Нобелевским лауреатом Ильей
Романовичем Пригожиным и его научной
школой. ТДС изучает структуры, переходы
между ними, предлагает способы управления
такими переходами.

Невозможно
создать в готовом субстрате (в нашем
случае – коллективе педагогов) структуру,
придуманную «умозрительно». Субстрат,
находящийся в определенных условиях,
должен быть предрасположен к возникновению
новой структуры. Выяснить предрасположенность
часто невозможно, поэтому четкие и
определенные цели в управленческой
деятельности редко достижимы.

В каждом
субстрате есть флуктуации, отклонения
от средней нормы, от порядка. Флуктуаций
может быть и много, и мало. Важно, что
они есть всегда и их разнообразие
ограничено. Говоря физическим языком,
новая структура – это разросшаяся
флуктуация. Новая структура может быть
только такой, какие бывают флуктуации
в субстрате.

Шестьдесят шесть целей, задач,
направлений и характеристик оит


новое отношение к миру предполагает

сближение
деятельности ученого и литератора.

И.
Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности

Цели образовательных информационных
технологий:

  1. Способствование
    поддержанию и повышению уровня качества
    образования;

  2. Способствование
    развитию личности, подготовке индивида
    к комфортной жизни в условиях
    информационного общества;

  3. Реализация
    социального заказа (подготовка
    специалистов и создание ценностей);

  4. Интенсификация
    всех направлений учебно-воспитательного
    процесса;

  5. Обеспечение
    интеграции национальных образовательных
    систем в общемировую.

Задачи специалистов в области
образовательных информационных
технологий:

  1. Способствование
    повышению оптимальности и эффективности
    управленческой деятельности;

  2. Способствование
    повышению оптимальности и эффективности
    преподавательской деятельности;

  3. Способствование
    развитию доступности, гуманности,
    толерантности, образования;

  4. Автоматизация
    измерения уровня образовательной
    подготовки учащихся;

  5. Поддержка
    мониторинговых исследований, генерация
    и представление рекомендаций по
    управлению качеством учебного процесса;

  6. Создание
    новых средств международного общения
    детей;

  7. Обеспечение
    новых аспектов повышения привлекательности
    учебного процесса (побуждение и
    поддержание желания учащихся повышать
    качество личной образованности) путем
    организации сетевых олимпиад, конкурсов,
    переписки, совместных Интернет-проектов
    и пр.;

  8. Развитие
    дистанционных технологий обучения;

  9. Создание
    банков педагогического опыта и
    обеспечение их доступности;

  10. Создание
    интеллектуальных систем с целью
    автоматизации и повышения уровня
    качества обучения (углубление
    межпредметных связей, визуализация
    учебной информации, обеспечение
    побудительных мотивов и пр.);

  11. Развитие
    интегрированных (синтетических)
    технологий обучения;

  12. Способствование
    построению открытого образовательного
    пространства и системы открытого
    образования;

  13. Обеспечение
    информационной безопасности системы
    образования;

  14. Внедрение
    и развитие адаптивных методов обучения;

  15. Создание
    и реализация новых технологий мотивации
    к обучению и преподавательской
    деятельности с использованием ОИТ.

Дидактические задачи использования
программных средств в учебном процессе:

  1. Развитие
    мышления и воображения;

  2. Формирование
    алгоритмического стиля мышления;

  3. Развитие
    творческого потенциала;

  4. Эстетическое
    воспитание;

  5. Развитие
    коммуникативных способностей;

  6. Активизация
    познавательной деятельности;

  7. Мотивация
    обучения;

  8. Формирование
    навыков исследовательской деятельности;

  9. Формирование
    навыков пользователя автоматизированных
    систем;

  10. Развитие
    умений поиска и принятия оптимальных
    решений в нестандартных ситуациях.

Методические задачи использования
программных средств в учебном процессе:

  1. Обучение
    проведению вычислительных экспериментов;

  2. Обучение
    работе с большими объемами информации:
    поиск, систематизация, преобразование,
    хранение и т. д.;

  3. Знакомство
    с системами и методами мультимедийного
    представления информации;

  4. Обучение
    навыкам создания программных продуктов
    (в т. ч. обучающих);

  5. Восстановление
    знаний, умений, навыков;

  6. Текущий
    контроль усвоения знаний, умений,
    навыков;

  7. Дифференциация
    абитуриентов и учащихся в соответствии
    с их уровнем подготовленности и
    готовности к последующим ступеням
    обучения;

  8. Повышение
    эффективности передачи и освоения
    учебной информации;

  9. Повышение
    эффективности подготовки к учебным
    занятиям;

  10. Реализация
    методов адаптивного обучения.

Направления применения образовательных
информационных технологий:

  1. Обучения,
    совершенствующего процесс преподавания;

  2. Познания
    окружающей действительности и
    самопознания;

  3. Развития
    личности;

  4. Мотивации
    личности к познанию и продуктивной
    деятельности;

  5. Информационно-методического
    обеспечения и управления учебно-воспитательным
    процессом, учебными заведениями,
    системой учебных заведений;

  6. Распространения
    передовых педагогических технологий;

  7. Автоматизации
    процессов контроля и коррекции
    результатов учебной деятельности;

  8. Автоматизации
    процессов обработки результатов
    лабораторного эксперимента;

  9. Управления
    учебным оборудованием;

  10. Организации
    интеллектуального досуга, развивающих
    игр.

Характеристики образовательных
информационных технологий:

  1. Валидность;

  2. Гуманность;

  3. Дифференцированность;

  4. Доступность;

  5. Защищенность
    от несанкционированных воздействий;

  6. Защищенность
    от природных факторов;

  7. Себестоимость;

  8. Интегрированность
    (синтетичность);

  9. Интерактивность
    (простота управления и диагностики);

  10. Информативность;

  11. Надежность;

  12. Объемы
    полезной и бесполезной информации;

  13. Объем
    результата (количество полезных
    сведений, которые можно из него извлечь);

  14. Оптимальность;

  15. Объемность;

  16. Полнота;

  17. Представимость
    информации;

  18. Скорость
    обработки информации;

  19. Скорость
    передачи информации;

  20. Сложность
    применения;

  21. Технологичность
    создания;

  22. Технологичность
    внедрения;

  23. Толерантность;

  24. Удобство;

  25. Уровень
    необходимой предварительной
    профессиональной подготовки персонала;

  26. Эргономичность.

Этим перечнем
далеко не исчерпывается перечень
характеристик, достоинств и потенциальных
недостатков ОИТ. У ОИТ есть такие
недостатки, которые реализуются в связи
с неосторожным либо неграмотным их
применением, например, возможность
стремительного распространения и, к
сожалению, восприятия людьми ошибочных
и опасных суждений.

Наше
восприятие природы становится
дуалистическим;

и
стержневым моментом в таком восприятии
становится представление о неравновесности.
Причем неравновесности, ведущей не
только к порядку и беспорядку, но
открывающей также возможность для
возникновения уникальных событий, ибо
спектр возможных способов существования
объектов в этом случае значительно
расширяется (в сравнении с образом
равновесного мира).

И.
Р. ПРИГОЖИН, Философия нестабильности

ОИТ несовершенны.
Сегодня часто нельзя гарантировать
чистоту и конфиденциальность хранимой
и передаваемой научной и иной информации,
гарантировать ее от подделки
недобросовестными или просто несведущими
людьми. В связи с этим остро стоят
проблемы информационной безопасности.

Оцените статью
Расшифруй.Ру