РСМД :: Зачем нужен России Договор о ракетах средней и меньшей дальности

РСМД :: Зачем нужен России Договор о ракетах средней и меньшей дальности Расшифровка

Выход из договора

В июле 2022 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, нарушающих Договор[1].

США утверждали, что в 2008—2022 гг. Россия в нарушение Договора проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км (речь идёт о ракете 9М729[15], разработанной екатеринбургским ОКБ «Новатор» им. Люльева); по утверждению российских официальных лиц, дальность действия этой ракеты заведомо меньше 500 км[16]).

В ноябре 2022 года в Женеве впервые с 2003 года по инициативе США было созвано заседание специальной контрольной комиссии в рамках Договора о РСМД, однако озабоченности сторон снять не удалось[1][17].

В 2022 году американские СМИ со ссылкой на источники в госструктурах США сообщили: в Вашингтоне убеждены, что запрещённая ракета уже развёрнута[2][18].

2 августа 2022 года в конгрессе США была обсуждена возможность выхода США из Договора[19].

19 октября 2022 года на Валдайском форуме Владимир Путин заявил, что в случае попытки выхода США из договора о РСМД «ответ России будет мгновенным и зеркальным»[20][21].

20 октября президент США Дональд Трамп объявил о намерении выйти из Договора о РСМД, по его словам — из-за «несоблюдения его условий российской стороной» и «разработки этого оружия Китаем» (который этим договором не связан)[22][23].

31 октября в статье в журнале «Foreign Policy» Джон Вольфсталь (директор Группы по ядерному кризису, бывший специальный помощник президента Барака Обамы и старший директор по контролю над вооружениями и нераспространению в Совете национальной безопасности) подверг критике решение Трампа.

9 ноября 2022 года конгресс США одобрил выделение 58 миллионов долларов на разработку ракеты средней дальности наземного базирования[25].

26 ноября заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Москва считает «прямым и вопиющим нарушением ДРСМД» развёртывание США пусковых установок для управляемых ракет MK41 в составе комплексов Aegis Ashore в Европе, которые, вопреки Договору, «позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности „Томагавк“ и других ударных вооружений»[26].

4 декабря госсекретарь США Майк Помпео заявил, что если Россия в течение 60 дней не прекратит нарушения Договора о РСМД, то США будут вынуждены выйти из данного соглашения[27][28][29].

5 декабря Владимир Путин прокомментировал заявление Помпео, напомнив, что США сначала заявили о намерении выйти из Договора и лишь после этого начали приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию: «Никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», — отметил президент РФ[30].

17 декабря в интервью газете «Красная звезда» командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что «влияние последствий выхода США из ДРСМД, последующего размещения американских ракет средней дальности в Европе и связанных с этим новых угроз нашей безопасности, несомненно, учитывается».

Каракаев сообщил, что до конца года в войска планируется поставить около 100 новых образцов вооружения, среди которых ракетные комплексы «Ярс» стационарного и мобильного базирования. Это будет одним из ответов РФ на размещение системы ПРО США в странах Восточной Европы.

21 декабря Генассамблея ООН не приняла предложенную Россией резолюцию в поддержку «Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности»[32].

Прошедшие 15 января 2022 года в Женеве российско-американские переговоры по проблематике Договора завершились неудачей, прежде всего из-за разногласий между сторонами в части претензий к российской ракете 9М729[33].

23 января Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики крылатой ракеты наземного базирования 9М729, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер.

Представители США и военные целого ряда других стран — членов НАТО и ЕС приглашение проигнорировали[34][35]. Официальный представитель посольства США в РФ Андреа Калан сообщила «Интерфаксу»:

1 февраля 2022 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора. «Россия слишком долго безнаказанно нарушала договор РСМД, скрытно разрабатывая и развёртывая запрещённую ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом.

Завтра США прекратят свои обязательства по договору РСМД и начнут процесс выхода из ДРСМД, который завершится через 6 месяцев, если Россия не вернётся к соблюдению, уничтожив все свои ракеты, установки и связанное с ними оборудование, нарушающие договор», — заявил Трамп[37].

Другие сокращения:  Главные показатели здоровья в гемотест

2 февраля президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия в ответ на действия США также приостанавливает участие в Договоре[38]: «Американские партнёры … объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое».

При этом Путин потребовал более не инициировать переговоры с США по разоружению: «Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный, содержательный диалог по этой важнейшей тематике — и для нас, и для наших партнёров, да и для всего мира»[39][40][41].

2 февраля Министерство обороны РФ заявило, что США начали подготовку к производству ракет, запрещённых Договором, за два года до того, как объявили о выходе из ДРСМД: «По имеющимся в Минобороны России неопровержимым данным, уже с июня 2022 года на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон,​ штат Аризона, стартовала программа расширения и модернизации производственных мощностей в целях создания запрещённых договором ДРСМД ракет средней и меньшей дальности».

За последние два года площадь этого крупнейшего в США предприятия по производству ракетного оружия увеличилась на 44 %, а численность персонала выросла на 2 тыс. человек[42][43].

5 февраля министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании в министерстве заявил, что в 2022—2020 годах, в ответ на решение США приостановить выполнение ДРСМД, предстоит разработать наземный вариант комплекса морского базирования «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности.

7 февраля министерство обороны РФ, ознакомившись с содержанием ноты Госдепартамента США о приостановлении участия американской стороны в Договоре о РСМД и начале процедуры выхода из него, отвергло «необоснованные утверждения о нарушении Россией своих обязательств по данному договору» и, в свою очередь, обвинило США в том, что они не предпринимали необходимых действий по устранению ими нарушения собственных обязательств по Договору.

В связи с этим министерство обороны РФ предложило американской стороне в период до прекращения срока действия Договора вернуться к его выполнению и «принять необходимые меры по возвращению к неукоснительному соблюдению Договора путём уничтожения» нескольких типов ракет и военной техники:

8 февраля миссия США при НАТО заявила, что система противоракетной обороны Aegis Ashore «полностью соответствует обязательствам США по Договору РСМД» и способна запускать «только оборонительные ракеты-перехватчики», которые, в свою очередь, не подпадают под действие Договора.

По мнению американской стороны, не нарушают Договор и американские ударные БПЛА: «ДРСМД не ставит никаких ограничений на разработку, испытания и применение многократно используемых вооружённых дронов. По мнению США, термин „ракета“, который используется в Договоре, применим только к одноразовым изделиям»[46].

20 февраля президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию заявил, что в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США).

При этом подлётное время российских ракет будет адекватно подлётному времени американских, которое Путин оценил в 10-12 минут. Российский президент подчеркнул, что Россия не собирается первой размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности[47].

Международная реакция

Комментируя прекращение действия Договора о РСМД, власти различных стран и руководители организаций предупреждали об опасностях, которыми это грозит. Большинство комментариев касалось возможного начала новой гонки вооружений. При этом союзники США в развале Договора обвиняли Россию, тогда как Китай и Иран заняли сторону России, призвав США «придерживаться своих обязательств».

Китай ещё раньше заявлял, что не заинтересован в заключении трёхсторонних договорённостей по контролю над ракетами средней и меньшей дальности, предложенных США[52][53].

2 августа генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не намерено разворачивать в Европе новые наземные ядерные ракеты. В то же время CNN со ссылкой на анонимного представителя Пентагона сообщило, что обсуждение и выбор вариантов развёртывания этих ракет ещё предстоит провести.

По его словам, при этом будут рассматриваться «выгодные с военной точки зрения позиции, откуда ракеты смогли бы преодолеть российские линии обороны и достичь портов страны, военных баз и критически важной инфраструктуры». В МИД РФ напомнили: «Мы уже ввели односторонний мораторий и не будем развёртывать наземные ракеты средней и меньшей дальности, если у нас такие появятся, в тех регионах, где не будут размещаться американские РСМД».

Другие сокращения:  Поверхностные явления и дисперсные системы (коллоидная химия) - презентация онлайн

Переговоры

Администрация Джимми Картера колебалась, следует ли размещать в Европе «евроракеты». В октябре 1980 года начались переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе. Однако в ноябре того же года на президентских выборах в США победил республиканец Рональд Рейган, который придерживался более жёсткого подхода.

В 1981 году его администрация предложила «нулевой вариант» — США не размещают в Европе ракеты средней и меньшей дальности и крылатые ракеты, а СССР ликвидирует свои ракеты РСД-10 «Пионер». Однако СССР от такого подхода отказался. Во-первых, американских ракет в Европе не было, и советское руководство считало ликвидацию «Пионеров» в обмен на «пустоту» неравноценным обменом.

Во-вторых, американский подход не учитывал РСМД Великобритании и Франции, которые тоже представляли угрозу СССР. В противовес предложениям Рейгана, Леонид Брежнев в 1981 году выдвинул программу «абсолютного нуля», подразумевавшую, что в ответ на вывод РСД-10 США должны не только отказаться от размещения РСД «Першинг-2», но также вывести из Европы тактическое ядерное оружие, ликвидировать систему передового базирования и добиться ликвидации британских и французских РСД. США не приняли предложение, ссылаясь на превосходство СССР и Варшавского договора в обычных вооружённых силах.

В 1982 году советская сторона выступила с новыми предложениями. Советский Союз объявил временный мораторий на развёртывание РСД-10 «Пионер» до подписания всеобъемлющего соглашения. Кроме того, в 1982 году СССР предложил сократить количество РСД-10 «Пионер» до аналогичного числа французских и британских ракет средней и меньшей дальности.

Предыстория

В середине 1970-х годов сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели (по разным оценкам — до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения нового типа ядерного удара — обезглавливающего или ослепляющего, который позволял бы уничтожить руководство противоположной стороны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара.

Это возродило представления о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» благодаря выигрышу в подлётном времени. 17 августа 1973 года министр обороны СШАДжеймс Шлезингер обнародовал концепцию обезглавливающего удара как новую основу ядерной политики США.

Для её воплощения в жизнь предполагалось достижение выигрыша в подлётном времени. Приоритет в развитии средств ядерного сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 году этот подход был закреплён в основополагающих документах по ядерной стратегии США.

В целях реализации доктрины США приступили к модификации размещённой в Западной Европе системы передового базирования (Forward Based System). В рамках этого проекта повысилось американо-британское взаимодействие по модификации баллистических ракет на подводных лодках и ракет средней дальности.

В 1974 году Великобритания и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. В СССР эти действия были восприняты как отказ Франции от концепции «независимой обороны» и частичный пересмотр политики голлизма.

Эти действия вызвали тревогу в СССР. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжёлых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие европейского стратегического направления.

В 1977 году СССР приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели.

Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях это давало Организации Варшавского договора полное военное превосходство на Европейском ТВД.

12 декабря 1979 года Совет НАТО принял «двойное решение», предусматривавшее размещение к 1983 году в Европе 572 ракет «Першинг-2» (Pershing-2). Малое подлётное время ракет «Першинг-2» (6—8 минут) давало США возможность нанести первый удар по командным пунктам и пусковым установкам советских МБР (при этом размещаемые ядерные ракеты не учитывались в существовавших на то время советско-американских соглашениях об ограничении стратегических вооружений). Одновременно страны НАТО договорились начать переговоры с СССР, чтобы к 1983 году решить проблему советских евроракет.

Другие сокращения:  Значение имени Константин: происхождение, характер, судьба и тайна имени Константин

Российские претензии к сша по нарушениям договора

15 февраля 2007 года начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский заявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе.

В частности, по его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода.

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне 2000 года) уже делал президент России Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО[1].

Сергей Иванов, в бытность министром обороны России, охарактеризовал Договор о РСМД как «реликт холодной войны». Он заявлял, что Россия должна иметь на вооружении ракеты средней и меньшей дальности уже хотя бы потому, что они есть у Индии, Пакистана, Кореи, КНР, Ирана и Израиля:

«Эти страны расположены недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами: Россия и США. Вечно так продолжаться не может»[1][6].

В феврале 2007 года командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась.

В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями»[7].

Такой подход нашёл отражение и в официальных документах — так, в Обзоре внешней политики России (2007) отмечалось[8]: «Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором ещё в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, всё большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности».

С точки зрения России, США нарушили Договор о РСМД, размещая в Европе пусковые установки противоракет, которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет, используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, и наращивая производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов[2][9][10].

Модули пусковых установок вертикального пуска мк.41, уже размещённых в системе ПРО на территории Польши и Румынии, позволяют запускать не только противоракеты «Стандард 2» и «Стандард 3», но и ракеты «Томагавк» («Томагавк» — крылатая ракета средней дальности (1000—2200 км), способная нести и ядерные боеголовки).

В 2022 году США начали испытательные пуски с земли авиационной крылатой ракеты AGM-158В с дальностью действия в тысячу километров. А в декабре 2022 года президент Трамп подписал законопроект об обороне, который в числе прочих предусматривал выделение 25 млн долларов на разработку новой крылатой ракеты данного типа.

В июне 2022 года Владимир Путин на встрече с представителями ВПК РФ назвал решение СССР отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным»[1][12], а глава администрации президента Сергей Иванов заявил о возможности выхода Российской Федерации из Договора[13][14].

Итог переговоров

Достичь компромисса удалось на переговорах министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе в Вашингтоне в сентябре 1987 года[a].

СССР согласился разработать единую классификацию по РСМД и включить в будущий договор ОТР-23 «Ока» («SS-23»), хотя они не попадали под определение РСМД. США, в свою очередь, обещали и уничтожить крылатые ракеты наземного базирования «Tomahawk», и отказаться от развёртывания в Центральной Европе ОТР «Lance-2» с нейтронными боезарядами.

8 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить все РСМД как класс.

Оцените статью
Расшифруй.Ру