Дать определение гз населения
Дать определение ГЗ населения
В настоящее время «Гражданская оборона» воспринимается как система оборонных мероприятий государства по отношению к гражданскому населению в военное время. Понятно, что название «ГО» является устаревшим, когда речь идёт о мирном времени. Получается, что система с таким название должна «обороняться» от опасных хим. веществ, землетрясений, наводнений, оползней, и др. «нападений».
2.Основные законодательные акты Украины в сфере защиты населения и территорий от ЧС.Конституция, закон Украины о ГЗ, закон Украины о правовых основах ГЗ, закон Украины о защите населения и территории от ЧС техногенного природного характера, закон Украины о правовом режиме ГЗ.
Цель ГЗ населения.
1)Реализация государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий ЧС в мирное время и в особый период.
2)Преодоление последствий ЧС, в том числе последствий ЧС на территориях иностранных государств, в соответствии с международными договорами.
Основные задачи ГЗ.
1) Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 2)Предупреждение возникновения ЧС техногенного происхождения и принятие мер по уменьшению убытков и потерь в случае аварий, катастроф, взрывов, пожаров и стихийных бедствий. 3)Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС в мирное и военное время и постоянное информирование его о реальной обстановке. 4)Сбор и аналитическая обработка информации о ЧС. 5)Обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий ЧС(аварий, катастроф, взрывов и т.д.) в мирное время и в особый период 6)Проведение неотложных работ по ликвидации последствий ЧС и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения.7)Организация, проведение спасательных работ, оказание медицинской, психологической и др. помощи пострадавшим в зонах бедствия. 8)Осуществление надзора и контроля в сфере ГЗ. 9)Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГЗ к предотвращению ЧС и ликвидации их последствий. 10)Обучение населения способам защиты в случае возникновения ЧС. 11)Международное сотрудничество в сфере ГЗ.
…
Фазы развития ЧС.
-Первая- нагромождение отклонений от нормативного состояния или процесса.
-Вторая- инициирование ЧП(аварии или стихийного бедствия)
-Третья- процесс ЧП, во время которого происходит влияние на людей, объекты и окружающую среду. Является следствием и развитием второй.
-Четвёртая- действие вторичных поражающих факторов под воздействием возможных чрезвычайных условий
-Пятая- ликвидация последствий ЧС. Пятая фаза по времени начинается ещё до завершения третьей фазы и объединяется с четвёртой.
Дать определение ЧС.
ЧС- это нарушение нормативных условий жизни и деятельности людей на объекте, территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которые привели (или могут привести) к гибели людей и (или) значительным материальным потерям.
Основные признаки ЧС.
1)Опасность для жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей среды. 2)Существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС. 3)Выход их строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности. 4)Значительный материальный и экономический ущерб. 5)Необходимость привлечения больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий ЧС. 6)психологический дискомфорт для больших групп людей.
Источники возникновения ЧС.
1. Предприятия, продукция и технологические процессы, в которых предусматривается использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиоактивно опасных веществ и материалов, а также гидротехнические сооружения, нефтепродуктопроводы, транспортные средства, здания и сооружения, построенные с нарушением ГСН (государственных строительных норм), военная деятельность, и т.д.
2. Действие факторов риска, т.е. высвобождение энергий различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в кол-вах и дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду.
3. Экспозиция населения, а также среды его обитания, способствующая повышению факторов риска.
4. Широко распространенная инфекционная болезнь людей, с/х животных и растений
5. Применение современных средств поражения
6. Природные явления (наводнения, ураганы, цунами, землетрясения и т.д.
Порядок ведения мониторинга
Выполнение задания мониторинга ПООорганизационно обеспечивают :
1.На государственном уровне – МЧС Украины, департамент страхового фонда документации (СФД), министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которые имеют в своём подчинение ПОО.2. На региональном уровне- уполномоченные органы по вопросам Чс и ГЗН 3. На объектовом уровне- ответственные лица ПОО.Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО и представляют уполномоченного органа по вопросам ЧС и ГЗН.Уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН проводят контроль в отношении вероятности полученных от ответственных лиц информационных данных и предварительную оценку изменений в состоянии ПОО В случае когда изменения в состоянии ПОО могут привести К ЧС регионального или гос уровня, информация немндленно подаётся в МЧС Украины.
ПИАС. БЛОК СБОРА ДАННЫХ.
ПИАС предназначена , прежде всего , межведомственного информационного взаимодействия обеспечения аналитической поддержки процессов подготовки, принятия и контроля управленческих решений на основе использования современных мер пространственного анализа и моделирования процессов развития и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций.
С помощью ПИАС ЧС решаются следующие задачи: Информирование и мониторинг;Анализ и прогнозирование;Планирование мероприятий и подготовка решений;Контроль выполнения решений и мероприятий.
БЛОК СБОРА ДАННЫХ
Задача этого блока- оперативное получение систематизация данных с целью их необходимой организации для последующего анализа
В первую очередь с помощью геоинформационных технологий выполняются операции, по организации базовых, электронных местности и цифровых моделей рельефа. За тем- создание тематических карт характеризующих состояние окруж среды, распределение сил и средств реагирования на ЧС.
Одна из основных задач ГИС- интеграция данных внешних и внутренних структур ПИАС ЧС на пространственной основе.
Важнейшим фактором определяющий общий технологический уровень системы, явл уровень технологического обеспечения основных поставщиков информации.
ПИАС. Аналитичемкий блок.
Основная задача- получение качественно новой прогнозной и аналитической информации в процессе обработки исходный данный на основе соответствующих методик и алгоритмов. Блок аналитических средств включает следующие составляющие: 1. Прогнозно-моделирующие комплексы, установленные на локальных рабочих местах аналитиков в центральной и территориальных подсистем. В основе средства прогнозирования и пространственного анализа возможных последствий ЧС как экстремальные поводки, сели, выбросы в атмосферу отравляющих веществ, опасные геологические явления… 2. Подсистема оценки рисков жизнедеятельности и хозяйствования, блок статистической оценки распределения ЧС по территории Украины. 3. Инструменты пространственного анализа территориальных подсистем определяющие местоположение ситуации по адресу и определение оптимального маршрута к ней от места локализации сил и средств реагирования. В случае отсутствия данных моделирования можно построить приблизительную зону поражения средствами буферного анализа и получить список объектов заданного типа как населённые пункты, дороги и потенциально-опасные объекты, попавших в них.
Уровни развития аварий.
План должен охватывать все уровни развития аварии, которые установлены в процессе анализа опасностей:
1. На уровне «А» авария характеризируется развитием авариив пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.
2. На уровне «Б» авария характеризируетсяпереходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.
3. На уровне «В» авария характеризируется развитием ипереходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных поблизости населенных.районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.
Оперативная часть ПЛАС.
Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровнях «А» и «Б», разрабатывается для руководства действиями персонала предприятии, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения кминимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасение и выведение людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «А» должна содержать:
1. блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);
2. план производства (цеха, отделения, производственного участка);
3. блок-карты объектов (цехов, отделений, производственных участков), которые входят в состав производства;
4. описание действий персонала;
5. список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно оповещены об аварийной ситуации (аварии);
6. список работников, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых с каких-либо причин, с указанием места их постоянной работы, проживания и телефонов;
7. перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием места их хранения (аварийных шкафов);
8. обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц но локализации аварии;
9. инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка).
Оперативная часть плана для аварий на уровне «Б» включает в себя дополнительно следующие документы: блок-схема предприятия; план предприятия.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространения ее на другие предприятия (объекты), спасения и выведения людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» должна содержать:
1. титульный лист,
2. ситуационный план с приложениями;
3. обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварий.
53. Основные задачи отдельных планов реагирования на ЧС.
Основными задачами отдельных планов реагирования на ЧС являются:
1. определение возможных источников ЧС и их влияния на окружающую природную среду;
2. уточнение зон:
а) возможных разрушений населенных пунктов и особо важных объектов хозяйствования, путей сообщения и коммуникационных сетей;
б) возможного катастрофического затопления, очагов пожаров, радиоактивного, химического или иного заражения;
в) чрезвычайных экологических ситуаций;
3. определение возможных потерь населения, сил и средств Системы;
4. установление количественных и качественных показателей вывода из строя транспортных средств, промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений, коммунальных и энергетических сетей, средств связи, магистральных газо-, нефте- или других трубопроводов, железнодорожных узлов, портов, мостов, путепроводов и тому подобное;
5. уточнение размеров возможных убытков;
6. определение характера и объемов аварийно-спасательных и неотложных восстановительных работ, проведения расчетов сил и средств Системы, необходимых для их выполнения;
7. определение порядка и организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий подчиненных сил Системы в зоне ЧС и управления ими.
Состав Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План реагирования на ЧС государственного уровня утвержден 16 ноября 2001 г. Постановлением КМ Украины №1567 (с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями КМ №313 от 11.03.2004 №442 от 07.05.2008), состоит из десяти разделов и двух приложений:
I. Общая часть.
II. Планирование реагирования на ЧС государственного уровня
III. Порядок подачи информации в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IV. Перевод органов управления, сил и средств Системы в режим повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
V. Действия органов управления, сил и средств Системы, которые привлекаются к реагированию на ЧС
VI. Организация управления реагированием на ЧС
VII. Создание группировки сил и средств реагирования на ЧС
VIII. Организация взаимодействия в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IX. Организация основных видов обеспечения во время действий в зоне ЧС
X. Обеспечения безопасности во время действий в режиме ЧС
Назначение Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План реагирования на ЧС государственного уровня предназначен для:
1. организации и осуществления взаимосогласованного комплекса организационных и практических действий (мероприятии) по проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера государственного уровня Государственной комиссией по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС, центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от формы собственности и хозяйствования);
2. обеспечение в случае угрозы или возникновения ЧС государственного уровня оперативного реагирования органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, предотвращения гибели людей, снижения материальных потерь и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
3. систематизированного и своевременного оказания помощи пострадавшему населению.
Цель Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План определяет организационные и практические меры и порядок действий, сроки их выполнения, порядок работы органов управления, сил и средств системы, необходимые для этого финансовые, материальные и другие ресурсы и ответственных исполнителей по реагированию на ЧС государственного уровня, а также основные мероприятия по организации и проведению работ по ликвидации их последствий.
Требования к строительству на территории ОМТ.
Основные требования к строительству на территории морских портов и судоремонтных заводов:
¾ рассредоточение зданий и сооружений с учетом ширины противопожарного разрыва Ш=Н1 Н2 20 метров,где — Н1 и Н2 — высота зданий по обе стороны проезда;
¾ наиболее важные производственные сооружения следует строить заглублёнными или пониженной высотности;
¾ использование для несущих конструкций высокопрочных, лёгких и огнестойких материалов (алюминиевые сплавы, сталь);
¾ система водоснабжения должна базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых по возможности должен быть подземным;
¾ сети водоснабжения должны быть собраны по кольцевой схеме. Водопроводное кольцо должно питаться от двух различных городских магистралей;
¾ система газоснабжения — газ должен подаваться на объекты по двум независимым газопроводам через две газораспределительные станции, что повышает надёжность снабжения, на объекте должно быть несколько подземных емкостей, газгольдеров;
¾ тепловая сеть строится, как правило, по кольцевой системе, трубы отопительной системы прокладываются в специальных каналах;
¾ система канализации имеет не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устраиваются выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к объекту овраги и другие естественные и подготовленные углубления;
¾ энергоснабжение должно осуществляться от энергосистем, в состав которых входят электростанции, работающие на различных видах энергоносителей (газ, нефть, уголь, вода);
¾ снабжение электроэнергией крупных объектов следует предусматривать от двух независимых источников. При снабжении же объекта от одного источника должно быть предусмотрено не менее двух вводов с разных направлений;
¾ на объектах необходимо создавать резервные источники электроснабжения, а также передвижные (судовые, железнодорожные и др.);
¾ электроэнергия к участкам производства ОЭ должна подаваться по независимым электрокабелям, проложенным под землей, по кольцевой схеме;
¾ дороги должны быть с твердым покрытием, въездов-выездов не менее двух, дороги должны быть закольцованы, тупики должны отсутствовать;
¾ наиболее ценное технологическое оборудование располагают в зданиях повышенной прочности или в специальных защищенных сооружениях.
При строительстве на территории ОМТ должны учитываться противопожарные требования к плотности застройки и к расстояниям между соседними зданиями и сооружениями.
Для снижения вероятности распространения пожаров при строительстве ОМТ в интересах ГО рекомендуют размещать здания и сооружения рассредоточено.
Ионизационная камера.
Ионизационная камера представляет собой заполненный воздухом замкнутый объем, внутри которого находятся два изолированных друг от друга электрода (типа конденсатора). К электродам камеры приложено напряжение от источника постоянного тока. При отсутствии ионизирующего излучения в цепи ионизационной камеры тока не будет, поскольку воздух является изолятором. При воздействии же излучений в ионизационной камере молекулы воздуха ионизируются, В электрическом поле положительно заряженные частицы перемещаются к катоду, а отрицательные — к аноду. В цепи камеры возникает ионизационный ток, который регистрируется микроамперметром. Числовое значение ионизационного тока пропорционально мощности излучения. Следовательно, по ионизационному току можно судить о мощности дозы излучений, воздействующих на камеру. Ионизационная камера работает в области насыщения.
Газоразрядный счетчик.
Газоразрядный счетчик используется для измерения радиоактивных излучений малой интенсивности. Высокая чувствительность счетчика позволяет измерять интенсивность излучения в десятки тысяч раз меньше той, которую удается измерить ионизационной камерой.Газоразрядный счетчик представляет собой полый герметичный металлический или стеклянный цилиндр, заполненный разреженной смесью инертных газов (аргон, неон) с некоторыми добавками, улучшающими работу счетчика (пары спирта). Внутри цилиндра, вдоль его оси, натянута тонкая металлическая нить (анод), изолированная от цилиндра. Катодом служит металлический корпус или тонкий слой металла, нанесенный на внутреннюю поверхность стеклянного корпуса счетчика. К металлической нити и токопроводящему слою, (катоду) подают напряжение электрического тока.В газоразрядных счетчиках используют принцип усиления газового разряда. В отсутствие радиоактивного излучения свободных ионов в объеме счетчика нет. Следовательно, в цепи счетчика элёктрического тока также нет. При воздействии радиоактивных излучений в рабочем объеме счетчика образуются заряженные частицы.
Исходные данные для оценки возможной обстановки.
Исходными данными для оценки возможной обстановки на определенной территории, в городе, населенном пункте, на объекте хозяйственной деятельности в результате действия факторов поражения ЧС являются:
1. план (карта) определенной территории, города, населенного пункта, объекта хозяйственной деятельности;
2. характеристика промышленной, коммунальной, бытовой и социально-культурного назначения застройки города, населенного пункта;
3. количество объектов хозяйственной деятельности и их характеристика по степени техногенной безопасности;
4. характеристики и схемы объектов энерго, газо, тепло, водообеспечения и канализации;
5. характеристики систем управления, оповещения населения и связи;
6. характеристика маршрутов, которые планируются для ввода сил ГЗ и вывода (вывоза) населения из очагов возможного поражения;
7. метеорологические условия и особенности определенной территории, города, населенного пункта и объектов хозяйственной деятельности, которые оказывают влияние на организацию и проведение АСиНР;
8. справочные, статистические и др. дополнительные сведения и документы.
Исходные данные для оценки инженерной обстановки.
Исходными данными для оценки инженерной обстановки являются:
¾ сведения о наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях (катастрофах), противнике, его намерениях и возможностях по применению ОМП и других современных средств поражения;
¾ характеристики первичных и вторичных поражающих факторов средств поражения;
¾ характеристики защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих; I инженерно-технический комплекс организации и его элементов.
Дать определение ГЗ населения
В настоящее время «Гражданская оборона» воспринимается как система оборонных мероприятий государства по отношению к гражданскому населению в военное время. Понятно, что название «ГО» является устаревшим, когда речь идёт о мирном времени. Получается, что система с таким название должна «обороняться» от опасных хим. веществ, землетрясений, наводнений, оползней, и др. «нападений».
2.Основные законодательные акты Украины в сфере защиты населения и территорий от ЧС.Конституция, закон Украины о ГЗ, закон Украины о правовых основах ГЗ, закон Украины о защите населения и территории от ЧС техногенного природного характера, закон Украины о правовом режиме ГЗ.
Цель ГЗ населения.
1)Реализация государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий ЧС в мирное время и в особый период.
2)Преодоление последствий ЧС, в том числе последствий ЧС на территориях иностранных государств, в соответствии с международными договорами.
Основные задачи ГЗ.
1) Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 2)Предупреждение возникновения ЧС техногенного происхождения и принятие мер по уменьшению убытков и потерь в случае аварий, катастроф, взрывов, пожаров и стихийных бедствий. 3)Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС в мирное и военное время и постоянное информирование его о реальной обстановке. 4)Сбор и аналитическая обработка информации о ЧС. 5)Обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий ЧС(аварий, катастроф, взрывов и т.д.) в мирное время и в особый период 6)Проведение неотложных работ по ликвидации последствий ЧС и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения.7)Организация, проведение спасательных работ, оказание медицинской, психологической и др. помощи пострадавшим в зонах бедствия. 8)Осуществление надзора и контроля в сфере ГЗ. 9)Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГЗ к предотвращению ЧС и ликвидации их последствий. 10)Обучение населения способам защиты в случае возникновения ЧС. 11)Международное сотрудничество в сфере ГЗ.
Фазы развития ЧС.
-Первая- нагромождение отклонений от нормативного состояния или процесса.
-Вторая- инициирование ЧП(аварии или стихийного бедствия)
-Третья- процесс ЧП, во время которого происходит влияние на людей, объекты и окружающую среду. Является следствием и развитием второй.
-Четвёртая- действие вторичных поражающих факторов под воздействием возможных чрезвычайных условий
-Пятая- ликвидация последствий ЧС. Пятая фаза по времени начинается ещё до завершения третьей фазы и объединяется с четвёртой.
Дать определение ЧС.
ЧС- это нарушение нормативных условий жизни и деятельности людей на объекте, территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которые привели (или могут привести) к гибели людей и (или) значительным материальным потерям.
§
Воздушная ударная волна – Избыточное давление во фронте ударной волны;
Продолжительность фазы давления; Импульс фазы давления
Волна давления в грунте – Максимальное давление; Время действия давления; Время увеличения давления до максимума
Сейсмическая взрывная волна – Скорость распространения волны; Максимальное значение массовой скорости грунта; Время нарастания напряжения в волне до максимального
Волна прорыва гидротехнических сооружений – Скорость волны прорыва; Глубина волны прорыва; Температура воды; Время существования волны прорыва
Обломки, осколки – Масса обломка, осколка; Скорость разлета обломка, осколка
Экстремальный нагрев среды – Температура среды; Коэффициент теплоотдачи; Время действия источника экстремальных температур
Тепловое излучение – Энергия теплового излучения; Мощность теплового излучения; Время действия источника теплового излучения
Ионизирующее излучение – Активность радионуклида в источнике; Плотность радиоактивного загрязнения местности; Концентрация радиоактивного загрязнения
Токсическое действие — Концентрация опасного химического вещества в среде; Плотность химического заражения местности и объектов
Характеристика параметров источников поражения техногенных ЧС.
Избыточное давление во фронте ударной волны — ∆Р, Па; т/м², кгс/см², атм
…
Продолжительность фазы давления – τ , с
Импульс фазы давления – l , Па с; кгс/*с/см²
Макс. давление в волне давления в грунте – gmax, Па; кгс/см²
Время нарастания давления до макс. значения – τ, с
Время теплового излучения – τ,с
Коэффициент теплоотдачи – α, Вт/(м²*К); Ккал/(м²*г*К)
Энергия теплового излучения – Q, Дж, Ккал
Мощность теплового излучения – W, Вт, Ккал/час
Активность радионуклида в источнике ионизации – A,Бк; Ки
Плотность радиоактивного загрязнения местности – α Бк/м², Ки/км²
Концентрация радиоактивного загрязнения — — ,Бк/м³; Ки/км³
Концентрация радионуклидов – Бк/кг; Ки/кг
Концентрация опасного хим. вещ-ва – C , —; мг/м³
Плотность хим. заражения местности — -, — ; мг/см², г/м², кг/га
Перечень факторов поражения источников природных ЧС. Опасные геологические процессы.
1. Землетрясения – Сейсмический фактор – Сейсмический удар. Деформация горных пород. Выброс вулкана . Цунами. прочее
Физический фактор – Электромагнитное поле
2. Сдвиг, обвал – Динамический фактор – Смещение горных пород
Гравитационный – Сотрясение земной поверхности. Динамическое, мех-кое давление смещенных масс. Удар.
3. Карст (карстовый суффозионный процесс) – Химический, гидродинамический, гравитационный – Растворение структуры пород. Разрушение структуры пород. Перемещение частиц породы. Смещение породы. Деформация земной поверхности.
4. Провал почвы – Гравитационный — Деформация земной поверхности.
5. Разработка берегов – Гидродинамический, гравитационный — Удар волны. Размывание почвы. Перенос частиц почвы. Смещение пород береговой части.
Перечень факторов поражения источников природных ЧС. Опасные гидрологические явления и процессы.
1. Подтопление – Гидростатический фактор – Повышение уровня грунтовых вод; Гидродинамический – Гидродинамическое давление потока фунтовых вод. Загрязнение почвы; Гидрохимический – Коррозия подземных металлических конструкций.
2. Эрозия русла – Гидродинамический – Гидродинамическое давление потока воды. Деформация русла реки.
3. Цунами, Штормовой нагон воды – Гидродинамический – Удар волны. Гидродинамическое давление потока воды. Размывание грунтов. Затопление территории
4. Наводнение, катастрофическое затопление – Гидродинамический – Поток воды; Гидрохимический – Загрязнение гидросферы, почвы.
5. Затор – Гидродинамический – Подъем уровня воды. Гидродинамическое давление воды.
§
Численность погибших, пораженных потерпевших людей.
Продолжительность действия факторов поражения, мин. час.сут.
Площадь зоны ЧС, км²
Площадь зоны отселения населения, км², га
Расходы на проведение аварийных и спасательных работ, млн. грн
Экономический ущерб, млн. грн
Социальные убытки, млн. грн
Площадь зоны стихийного бедствия, км²
Число разрушенных, поврежденных объектов
Степень повреждения объектов, %
Потеря эксплуатационных показателей объектов, %
Продолжительность действия факторов поражения, мин, час, сут
Продолжительность аварийного периода, час, сут, месс
Продолжительность восстановительного периода, сут, мес, лет
21.Площадь земель, которые частично или полностью исключены из с/х оборота , км2. Снижение урожайности земель ,%. Продолжительность периода восстановления с/х земель, продуктивность почвы,лет.Численность пораженных с/х животных. Величина гибели урожая,т. Площадь уничтоженных,пострадавших лесных массивов,км3,га. Продолжительность периода восстановления лесопосадки,лет. Площадь загрязнения опасными веществами почвы,подземных,поверхностных вод,км3,га. Площадь радиактивного загрязнения почвы ,подземных,поверхностных вод,км3,га. Объем загрязнения почвы,т. Продолжительность периода самоочищения загрязненных участков почвы,вод,лет. Расходы на рекультивацию загрязненных участков,млн.грн. Продалжительность периода рекультативации загрязненных участкоы,мес,год. Экономические убытки,млн.грн.
…
22.Потенциально опасный объект — производственный или иной объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения аварий, катастроф (чрезвычайных ситуаций) и (или) отнесенный в установленном законом порядке к категории опасных.
23.24.выбор кодов ЧС,возникновении которых возможно на объекте,согласно классификации ЧС;анализ показателей признаков ЧС, выбранных на предыдущем этапе, и определение их пороговых значений;обнаружение по результатам анализа источников опасности, которые при определенных условиях могут стать причиной возникновения ЧС;определение вида опасности для каждого из обнаруженных источников опасности;определение перечня опасных веществ,которые используются на объекте, их количество и класс опасности;
оценка на основании полученных данных зоны распространения ЧС, которые могут инициировать каждый из обнаруженных источников опасности;оценка возможных последствий ЧС для каждого из источника опасности;установлениемаксисмально возможных уровней ЧС для каждого из источников опасности;
определение гос.реестров ,в которых зарегистрировано или необходимо зарегистрировать объект;определении соответствия объекта действующим нормативно-правовым актам в сфере определения опасных объектов;
25.26.Одним из наиболее эффективных факторов снижения рисков возникновении ЧС техногенного характера является создание и внедрение новых информационных технологий контроля над критическими параметрами технологич. Процессов на объектах с опасной деятельностью на основе широкого использования автоматизированных и компьютерных средств раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС.
Комплекс систем раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС состоит из следующих основных частей:
1. Система раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС;
2. Система обнаружения ЧС;
3. Система оповещения руковод.состава и работающего персонала ПОО об угрозе или возникновении ЧС;
4. Система оповещения ответственных лиц территориальных органов МЧС Украины,органовисп.власти;
5. Пульты централизованного мониторинга;
6. Пульты централизованного наблюдения;
7. Система оповещения населения ,которое проживает или находится в прогнозируемых зонах поражения опасными факторами ПОО
27.Система раннего обнаружения угрозы возникновения ЧС и система обнаружения ЧС состоит из трех технологических датчиков,сигнализаторов и т.д. которые контролируют опасные параметры оборудования и окр.среды , и приемно – контрольных приборов.
Это могут быть автоматические датчики:
Системы контроля предельно-допустимых концентраций химически взрывоопасных смесей;Системы контроля предельно-допустимых концентраций химически опасных газоподобныхвеществ;Системы контроля предельно-допустимых уровней легковоспламеняющихся жидкостей в резервуарах,аппаратах и т.д.;Системы контроля предельно-допустимого давления жидкости и газоподобных смесей в трубопроводах,аппаратах и т.д.;Системы контроля предельно-допустимых температур жидкости ,веществ и газоподобных смесей в аппаратах и т.д.;Системы контроля предельно-допустимых уровней радиации.
Выбор типа датчика зависит от конкретных условий на объекте .В местах где необходимо контролировать наличие людей в опасных занах, устанавливаются видеокамеры, соединенные с системой видеонаблюдения.
28.Система оповещения руководящего состава и работающего персонала о угрозе ил возникновении ЧС состоит из приборов ,которые выдают спец.звуковые сигналы,голосовых извещателей и световых указателей , базой аппаратуры автоматического включения оповещения.Непосредственно на ПОО на случай возникновения Чс создаются объектовые и локальные системы оповещения .Объектовые системы предназначены для оповещения персонала ПОО о предаварийной и аварийной ситуации. Эти системы подразделяются на : зональные и общеобъектовые .Локальные системы создаются на ПОО ,зона заражения от которых в случае возникновения на них ЧС достигает заселенных территорий ли др.предприятий ,учреждений и организаций.
29.Система централизованного мониторинга – это комплекс технических средств ,предназначенный для приема,обработки,и выдачи в заданном виде сообщений о состоянии систем обнаружения угрозы ЧС, регистрации этих сообщений и передачи в автоматическом режиме на пульт централизованного наблюдения сигналов о ЧС.
30.Система централизованного наблюдения – это комплекс технических средств ,размещенный в операторском центре диспетчерской службы МЧС Украины ,предназначенный для приема ,обработки и выдачи в заданном виде сообщений о ЧС на объектах или об угрозе возникновения ЧС.
§
Мониторинг Водных ресурсов Осуществляется с целью :1.информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов 2.своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние во экосистем 3.разработки и реализации мероприятий для предотвращения вредных последствий этих поцессов 4.оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий
Мониторинг окружающей среды Одесской. Мониторинг земельных ресурсов.
Мониторинг окружающей среды Одесской области предусмотрено, что объектом мониторинга земельных ресурсов являются земли назначения и земли несельскохозяйственного использования. Отдельно объектом мониторинга выделены экзогенные процессы, гидрологические и геологические аномалии, грунтово-геохимич процессы в ландшафтах, стихийные бедствия и ЧС, что могут негативно влиять на состояние земельных ресурсов , характер их использов свойства почв и биологическое разнообразие.Особое внимание при мониторинге земельных ресурсов обращается на степень антропогенного давления на ландшафты про обезлесение территории области , степени распашки, деградации и загрязнения почв.
Мониторинг окружающей среды Одесской. Кризисный мониторинг окружающей среды.
Кризисный мониторинг окружающей среды Одесской области осуществляется путём систематических, более частых и дополнительных наблюдений за количественными и качественными параметрами окруж среды, устанавливается во время возникновения несанкционированных или аварийных загрязнений и стихийного бедствия, в зонах повышенного риска, в зонах влияния аварий и чрезвычайных ситуаций с целью оповещения, обеспечение оперативного реагирования на кризисные ситуации, принятие решений относительно ликвидации их последствий и защиты населения, экосистем, собственности.
…
Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Объектами кризисного мониторинга окружающей среды Одесской области явл все составляющее окружающей среды метеорологические условия, атмосферный воздух водные, земные , биологические ресурсы, рекреационные зоны территория с ос статусом на земные и водные экосистемы, антропогенные факторы.
В случае возникновения ЧС (выявление высокого уровня, загрязнение окруж среды, вызванного аварией катастрофойю, стихийным бедствием, что создало угрозу здоровью населения, привело или может привести к материальным потерям) информация немедленно передаётся субъектами мониторинга окруж среды в управление по вопросам ЧС и гражданской защиты населения, облгосадминистрации, органов местной власти, Госуправление экологией и природных ресурсов Одесской области, Одесской области санитарно-эпидемиологической станцией вместе с предложениями о принятии необходимых мер для ликвидации последствий ав катастрофы, стихийного бедствия.
ПИАС. БЛОК СБОРА ДАННЫХ.
ПИАС предназначена , прежде всего , межведомственного информационного взаимодействия обеспечения аналитической поддержки процессов подготовки, принятия и контроля управленческих решений на основе использования современных мер пространственного анализа и моделирования процессов развития и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций.
С помощью ПИАС ЧС решаются следующие задачи: Информирование и мониторинг;Анализ и прогнозирование;Планирование мероприятий и подготовка решений;Контроль выполнения решений и мероприятий.
БЛОК СБОРА ДАННЫХ
Задача этого блока- оперативное получение систематизация данных с целью их необходимой организации для последующего анализа
В первую очередь с помощью геоинформационных технологий выполняются операции, по организации базовых, электронных местности и цифровых моделей рельефа. За тем- создание тематических карт характеризующих состояние окруж среды, распределение сил и средств реагирования на ЧС.
Одна из основных задач ГИС- интеграция данных внешних и внутренних структур ПИАС ЧС на пространственной основе.
Важнейшим фактором определяющий общий технологический уровень системы, явл уровень технологического обеспечения основных поставщиков информации.
ПИАС. Аналитичемкий блок.
Основная задача- получение качественно новой прогнозной и аналитической информации в процессе обработки исходный данный на основе соответствующих методик и алгоритмов. Блок аналитических средств включает следующие составляющие: 1. Прогнозно-моделирующие комплексы, установленные на локальных рабочих местах аналитиков в центральной и территориальных подсистем. В основе средства прогнозирования и пространственного анализа возможных последствий ЧС как экстремальные поводки, сели, выбросы в атмосферу отравляющих веществ, опасные геологические явления… 2. Подсистема оценки рисков жизнедеятельности и хозяйствования, блок статистической оценки распределения ЧС по территории Украины. 3. Инструменты пространственного анализа территориальных подсистем определяющие местоположение ситуации по адресу и определение оптимального маршрута к ней от места локализации сил и средств реагирования. В случае отсутствия данных моделирования можно построить приблизительную зону поражения средствами буферного анализа и получить список объектов заданного типа как населённые пункты, дороги и потенциально-опасные объекты, попавших в них.
§
Сценарий развития ЧС формируется из следующих этапов:
1. Возможное время развития ЧС и/или ее последствий разбивается на временные интервалы (ti) с определенным временным шагом (i). Интервалы отвечают точкам контроля над развитием ЧС и введению управляющих воздействий с целью улучшить обстановку и ситуацию. Шаг сценария выбирается исходя из условия подготовки необходимых ресурсов, а также эффективного воздействия сил и средств на развитие ЧС в процессе противодействия.
2. Формирование начальной обстановки (t0) и условий, при которых наступает и развивается ЧС, и оценка потерь (убытков). На этом этапе моделируется начало ЧС, и описываются возможные условия ее развития в этой ситуации. Конкретизируются цели противодействия, оценивается их эффективность, ограничения на развитие и последствия ЧС, ресурсное обеспечение. Разрабатываются мероприятия относительно противодействия ЧС в различных вариантах ее развития.
3. Организация и внедрение в действие сил и средств быстрого реагирования для проведения спасательных и других неотложных работ в зонах поражения в зависимости от масштабов и убытков ЧС. Описывается процесс мобилизации и разворачивания сил и средств быстрого реагирования в зонах поражения, обеспечение материалами и питанием, предоставление скорой медицинской помощи, в том числе подготовка к приему дополнительных сил и средств противодействия, транспортных средств всех типов, пунктов разворачивания стационаров для реабилитации пострадавших и т.д. Таким образом, на данном этапе коротко описываются все мероприятия, ресурсы, а также силы и средства, необходимые для эффективного противодействия ЧС.
…
4. Формирование текущей обстановки (в момент ti) и условий развития ЧС, а также корректировка оценок ожидаемого результата убытков, то есть на этом этапе описывается текущий комплекс работ аналогично п.2. В качестве исходной берется обстановка и наиболее важные показатели, полученные в момент времени ti — 1. Далее описываются мероприятия с учетом новых условий, характерных для данного момента. Процесс описывается до полной ликвидации предвиденной (существующей) ЧС.
5. Проверка полноты и реальности полученного сценария и его коррекция для максимальной адекватности реальному развитию ЧС. Сценарий проверяется экспертами (экспертная оценка) и на основе результатов проведенных по разработанному сценарию учений и тренировок.
6. Формирование по заданному сценарию курса действий и оперативных планов противодействия ЧС.
На этом этапе на основе разработанного сценария определяется курс действий, разрабатываются превентивные и оперативные планы действий по снижению риска и убытков в виде различных документов и распределение их по организационным структурам для исполнения.
49. Цель плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС).
Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварийявляется планирование действий (взаимодействий) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий.
Уровни развития аварий.
План должен охватывать все уровни развития аварии, которые установлены в процессе анализа опасностей:
1. На уровне «А» авария характеризируется развитием авариив пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.
2. На уровне «Б» авария характеризируетсяпереходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.
3. На уровне «В» авария характеризируется развитием ипереходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных поблизости населенных.районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.
§
Выявление возможных аварий необходимо проводить в следующей последовательности:
а) Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов. К опасным веществам относится: 1) взрывопожароопасные вещества; 2) вредные вещества. Опасные режимы характеризируются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и т.д.
б) Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата.машин) и процесса, который проходи I в нем. К видам опасностей принадлежат: пожар; взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающей среде); разрыв или разрушение оборудования; выброс вредных веществ; соединение перечисленных видов опасности.
Оперативная часть ПЛАС.
Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровнях «А» и «Б», разрабатывается для руководства действиями персонала предприятии, добровольных и специализированных подразделений с целью предотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения кминимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасение и выведение людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
…
Оперативная часть плана для аварий на уровне «А» должна содержать:
1. блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);
2. план производства (цеха, отделения, производственного участка);
3. блок-карты объектов (цехов, отделений, производственных участков), которые входят в состав производства;
4. описание действий персонала;
5. список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно оповещены об аварийной ситуации (аварии);
6. список работников, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых с каких-либо причин, с указанием места их постоянной работы, проживания и телефонов;
7. перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием места их хранения (аварийных шкафов);
8. обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц но локализации аварии;
9. инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка).
Оперативная часть плана для аварий на уровне «Б» включает в себя дополнительно следующие документы: блок-схема предприятия; план предприятия.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» разрабатывается для руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространения ее на другие предприятия (объекты), спасения и выведения людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» должна содержать:
1. титульный лист,
2. ситуационный план с приложениями;
3. обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварий.
53. Основные задачи отдельных планов реагирования на ЧС.
Основными задачами отдельных планов реагирования на ЧС являются:
1. определение возможных источников ЧС и их влияния на окружающую природную среду;
2. уточнение зон:
а) возможных разрушений населенных пунктов и особо важных объектов хозяйствования, путей сообщения и коммуникационных сетей;
б) возможного катастрофического затопления, очагов пожаров, радиоактивного, химического или иного заражения;
в) чрезвычайных экологических ситуаций;
3. определение возможных потерь населения, сил и средств Системы;
4. установление количественных и качественных показателей вывода из строя транспортных средств, промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений, коммунальных и энергетических сетей, средств связи, магистральных газо-, нефте- или других трубопроводов, железнодорожных узлов, портов, мостов, путепроводов и тому подобное;
5. уточнение размеров возможных убытков;
6. определение характера и объемов аварийно-спасательных и неотложных восстановительных работ, проведения расчетов сил и средств Системы, необходимых для их выполнения;
7. определение порядка и организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий подчиненных сил Системы в зоне ЧС и управления ими.
Состав Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План реагирования на ЧС государственного уровня утвержден 16 ноября 2001 г. Постановлением КМ Украины №1567 (с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями КМ №313 от 11.03.2004 №442 от 07.05.2008), состоит из десяти разделов и двух приложений:
I. Общая часть.
II. Планирование реагирования на ЧС государственного уровня
III. Порядок подачи информации в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IV. Перевод органов управления, сил и средств Системы в режим повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
V. Действия органов управления, сил и средств Системы, которые привлекаются к реагированию на ЧС
VI. Организация управления реагированием на ЧС
VII. Создание группировки сил и средств реагирования на ЧС
VIII. Организация взаимодействия в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IX. Организация основных видов обеспечения во время действий в зоне ЧС
X. Обеспечения безопасности во время действий в режиме ЧС
Назначение Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План реагирования на ЧС государственного уровня предназначен для:
1. организации и осуществления взаимосогласованного комплекса организационных и практических действий (мероприятии) по проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера государственного уровня Государственной комиссией по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС, центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от формы собственности и хозяйствования);
2. обеспечение в случае угрозы или возникновения ЧС государственного уровня оперативного реагирования органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, предотвращения гибели людей, снижения материальных потерь и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
3. систематизированного и своевременного оказания помощи пострадавшему населению.
Цель Плана реагирования на ЧС общегосударственного уровня.
План определяет организационные и практические меры и порядок действий, сроки их выполнения, порядок работы органов управления, сил и средств системы, необходимые для этого финансовые, материальные и другие ресурсы и ответственных исполнителей по реагированию на ЧС государственного уровня, а также основные мероприятия по организации и проведению работ по ликвидации их последствий.
§
Противооползневые и противообвальные мероприятия включают:
— изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;
— регулирование стока поверхностных вод путем соответствующей вертикальной планировки территории;
— искусственное понижение уровня подземных вод;
— агролесомелиорацию;
— закрепление грунтов различными способами;
— строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы, анкерные крепления; поддерживающие стены, контрфорсы, опояски, облицовочные стены, пломбы).
Защита от затоплений и подтоплений включает:
— искусственное повышение поверхности территорий;
— устройство дамб обвалования;
— регулирование стока и отвода поверхностных и подземных вод;
— устройство дренажных систем и отдельных дренажей;
— регулирование русел и стока рек;
— устройство дренажных прорезей для обеспечения гидравлической связи «верховодки» и техногенного горизонта вод с подземными водами нижележащего горизонта;
— агролесомелиорацию.
Мероприятия по предотвращению и уменьшению последствий ЧС природного характера в сфере предотвращения катастрофических наводнений.
Предупредительные защитные мероприятия от наводнений по характеру воздействия на стихию бывают интенсивными и экстенсивными.
Комплекс интенсивных мероприятий, основу которого составляют инженерные мероприятия, включает:
…
* регулирование стока рек (перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна);
* ограждение территорий дамбами (системами обвалования);
* увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла);
* повышение отметок защищаемой территории (устройство насыпных территорий, свайных оснований, подсыпка на пойменных землях при расширении и застройке новых городских территорий);
* некоторые специальные приемы снижения опасности наводнений.
К экстенсивным мерам относятся:
* изменение характера хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях, контроль за хозяйственным использованием опасных зон;
* вынос объектов с затапливаемых территорий;
* проведение защитных работ в период паводка;
* эвакуация населения и материальных ценностей из зон затопления;
* ликвидация последствий наводнения.
В составе предупредительных инженерно-технических мероприятий по защите от наводнений рекомендуется:
* строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);
* реконструкция существующих защитных сооружений;
* использование противопаводковых емкостей существующих водохранилищ с целью срезки пика половодий, паводков и других природных явлений.
Мероприятия по предотвращению и уменьшению последствий ЧС природного характера в сфере пожарной безопасности.
Спасение людей — главная задача спасательных работ при пожарах. Из зон возможного распространения пожара эвакуируются люди и материальные ценности. В первую очередь разыскивают людей, оказавшихся в горящих районах, зданиях и сооружениях. Розыск людей осуществляют в целях безопасности парами: один разыскивает, а второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте. Ликвидация пожара состоит из остановки пожара, его локализации, дотушивания и окарауливания.
Основные способы тушения лесных пожаров: захлестывание или забрасывание грунтом кромки пожара, устройство заградительных и минерализованных полос и канав, тушение пожара водой или растворами огнетушащих химикатов, отжиг (пуск встречного огня).
Успех борьбы с лесными и торфяными пожарами во многом зависит от их своевременного обнаружения и быстрого принятия мер по их ограничению и ликвидации.
§
На устойчивость работы ОМТ влияют следующие факторы:
1. Район расположения, условия прилегающей местности, рельеф, характер грунта, наличие лесных массивов, возможность заражения, метеоусловия региона, розы ветров.
2. Конструкция, этажность, размеры зданий, стеновые заполнения, световые проемы, тип кровли, перекрытий производственных и административных зданий.
3. Планирование производственной территории, плотность застройки, длины строений, сеть дорог и проездов.
4. Наличие и состояние систем энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, канализации и пожаротушения.
5. Состояние системы управления, наличие стационарных, запасных и подвижных пунктов управления, наличие системы оповещения, связи, их дублирование, наличие источников пополнения рабочей силы.
6. Подготовленность объекта к восстановлению в случае повреждений, разрушений;
7. Подготовленность объекта к ведению АС и ДНР по восстановлению нарушенного производства.
Данные факторы определяют основные требования к устойчивости работы ОМТ в условиях ЧС, пути её повышения, а также и общие принципы проектирования ОМТ, разработки инженерно-технических мероприятий (ИТМ) по повышению устойчивости работы строящихся и реконструируемых ОМТ в ЧС мирного и военного времени. Эти требования заложены и представлены в основных регламентирующих нормативных документах: Государственные строительные нормы ДБН В 2.2.5-97 и в строительных нормах и правилах СНиП-2-11-77.
…
Требования к строительству на территории ОМТ.
Основные требования к строительству на территории морских портов и судоремонтных заводов:
¾ рассредоточение зданий и сооружений с учетом ширины противопожарного разрыва Ш=Н1 Н2 20 метров,где — Н1 и Н2 — высота зданий по обе стороны проезда;
¾ наиболее важные производственные сооружения следует строить заглублёнными или пониженной высотности;
¾ использование для несущих конструкций высокопрочных, лёгких и огнестойких материалов (алюминиевые сплавы, сталь);
¾ система водоснабжения должна базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых по возможности должен быть подземным;
¾ сети водоснабжения должны быть собраны по кольцевой схеме. Водопроводное кольцо должно питаться от двух различных городских магистралей;
¾ система газоснабжения — газ должен подаваться на объекты по двум независимым газопроводам через две газораспределительные станции, что повышает надёжность снабжения, на объекте должно быть несколько подземных емкостей, газгольдеров;
¾ тепловая сеть строится, как правило, по кольцевой системе, трубы отопительной системы прокладываются в специальных каналах;
¾ система канализации имеет не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устраиваются выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к объекту овраги и другие естественные и подготовленные углубления;
¾ энергоснабжение должно осуществляться от энергосистем, в состав которых входят электростанции, работающие на различных видах энергоносителей (газ, нефть, уголь, вода);
¾ снабжение электроэнергией крупных объектов следует предусматривать от двух независимых источников. При снабжении же объекта от одного источника должно быть предусмотрено не менее двух вводов с разных направлений;
¾ на объектах необходимо создавать резервные источники электроснабжения, а также передвижные (судовые, железнодорожные и др.);
¾ электроэнергия к участкам производства ОЭ должна подаваться по независимым электрокабелям, проложенным под землей, по кольцевой схеме;
¾ дороги должны быть с твердым покрытием, въездов-выездов не менее двух, дороги должны быть закольцованы, тупики должны отсутствовать;
¾ наиболее ценное технологическое оборудование располагают в зданиях повышенной прочности или в специальных защищенных сооружениях.
При строительстве на территории ОМТ должны учитываться противопожарные требования к плотности застройки и к расстояниям между соседними зданиями и сооружениями.
Для снижения вероятности распространения пожаров при строительстве ОМТ в интересах ГО рекомендуют размещать здания и сооружения рассредоточено.
§
Морские суда, в отличие от береговых ОМТ, могут повышать свою устойчивость работы во время эксплуатации только за счет организационных мероприятий. Основные требования по устойчивости работы при ЧС обеспечиваются при конструировании, постройке и модернизации данного судна. Для каждого судна могут быть специфические требования с учетом требований Регистра. Суда также, как и ОМТ, по специальным планам и в определенных ЧС подвергаются дооборудованию с целью повышения их устойчивости при эксплуатации. Примерный перечень требований при проектировании, постройке и модернизации морских судов:
1. Повышение физической прочности судна, фундаментов механизмов;
2. Минимальное количество иллюминаторов, люков и горловин;
3. Обтекаемая форма корпуса;
4. Герметизация отсеков;
5. Защита экипажа судна (пункт коллективной защиты — ПКЗ, пункт санитарной обработки — ПСО, пункт медицинской помощи — ПМП);
6. Мероприятия по защите от контактного и неконтактного минного оружия;
7. Установка средств химической защиты;
8. Установка средств водяной защиты;
9. Установка специальных систем вентиляции МКО, ПКЗ;
10. Установка средств радиационного контроля КДУ.
Основные мероприятия, по повышению устойчивости, проводимые в мирное время по обеспечению устойчивого управления производством.
Обеспечение устойчивого управления производством предусматривает:
…
¾ оборудование пунктов управления в защитных сооружениях;
¾ размещение диспетчерских пунктов и узлов связи в подвальных помещениях;
¾ подготовку органов управления для работы в две смены;
¾ создание устойчивой системы оповещения и связи;
¾ разработку системы взаимозаменяемости руководящего состава.
Ионизационная камера.
Ионизационная камера представляет собой заполненный воздухом замкнутый объем, внутри которого находятся два изолированных друг от друга электрода (типа конденсатора). К электродам камеры приложено напряжение от источника постоянного тока. При отсутствии ионизирующего излучения в цепи ионизационной камеры тока не будет, поскольку воздух является изолятором. При воздействии же излучений в ионизационной камере молекулы воздуха ионизируются, В электрическом поле положительно заряженные частицы перемещаются к катоду, а отрицательные — к аноду. В цепи камеры возникает ионизационный ток, который регистрируется микроамперметром. Числовое значение ионизационного тока пропорционально мощности излучения. Следовательно, по ионизационному току можно судить о мощности дозы излучений, воздействующих на камеру. Ионизационная камера работает в области насыщения.
Газоразрядный счетчик.
Газоразрядный счетчик используется для измерения радиоактивных излучений малой интенсивности. Высокая чувствительность счетчика позволяет измерять интенсивность излучения в десятки тысяч раз меньше той, которую удается измерить ионизационной камерой.Газоразрядный счетчик представляет собой полый герметичный металлический или стеклянный цилиндр, заполненный разреженной смесью инертных газов (аргон, неон) с некоторыми добавками, улучшающими работу счетчика (пары спирта). Внутри цилиндра, вдоль его оси, натянута тонкая металлическая нить (анод), изолированная от цилиндра. Катодом служит металлический корпус или тонкий слой металла, нанесенный на внутреннюю поверхность стеклянного корпуса счетчика. К металлической нити и токопроводящему слою, (катоду) подают напряжение электрического тока.В газоразрядных счетчиках используют принцип усиления газового разряда. В отсутствие радиоактивного излучения свободных ионов в объеме счетчика нет. Следовательно, в цепи счетчика элёктрического тока также нет. При воздействии радиоактивных излучений в рабочем объеме счетчика образуются заряженные частицы.
§
Аммиак — бесцветный газ с запахом нашатыря (порог восприятия ~ 0,037 мг/л). Сухая смесь аммиака с воздухом (4 : 3) способна взрываться. Хорошо растворяется в воде. Резервуары с аммиаком должны размещаться в поддоне или ограждаться обваловкой. Предельно допустимая концентрация (ПДК) в воздухе, мг/л: в населенных пунктах среднесуточная 0,0002, в рабочей зоне — 0,02. Раздражение ощущается уже при 0,1 мг/л. Поражающая концентрация при 6-часовой экспозиции — 0,21 мг/л, смертельная при 30-минутной экспозиции — 7 мг/л. Защита: фильтрующие промышленные противогазы марки «К» и «М», при смеси аммиака с сероводородом — марки «КД». При очень высоких концентрациях — изолирующие противогазы и защитная одежда. В высоких концентрациях аммиак возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. Чаще смерть наступает через несколько часов или суток после отравления от отека гортани и легких. При попадании на кожу может вызвать ожоги различной степени. Первая помощь: свежий воздух, вдыхание теплых водяных паров 10-процентного раствора ментола в хлороформе, теплое молоко с боржоми или содой. При удушье — кислород, при спазме голосовой щели — тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции. При попадании в глаза — немедленное промывание водой или 0,5— 1 -процентным раствором квасцов. При поражении кожи — обмывание чистой водой, наложение примочки из 1 процентного раствора уксусной, лимонной или соляной кислоты.
…
Этапы оценки возможной обстановки.
Оценка возможной обстановки осуществляется в три этапа:
Первый этап — предварительная заблаговременная оценка возможной ЧС.Расчеты проводятся с целью прогнозирования возможной обстановки на определенной территории, в городе, населенном пункте, на объекте хозяйственной деятельности и выявление слабых звеньев и мест, планирования и проведения профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на понижение возможного ущерба и исключение (или понижение) потерь людей, а так же определение сил и средств для проведения АСиНР в очагах поражения.
Второй этап — это прогнозирование и оценка обстановки после получения органами управления ГЗ данных о возникновении ЧС.Оперативные расчеты проводятся сразу после возникновения ЧС с целью прогнозирования обстановки, которая сложилась, определения сил и средств для проведения АСиНР и подготовки данных для принятия решения руководителем соответствующего органа управления относительно проведения мероприятий по локализации и ликвидации последствий ЧС.
Третий этап — окончательная оценка обстановки, которая возникла вследствие ЧС, проводится с учетом данных разведки очага и поражения.Результаты оценки обстановки на этом этапе дают наиболее достоверную картину, которая сложилась на определенной территории, в городе, населенном пункте, на объекте хозяйственной деятельности после возникновении ЧС и ее последствий.
Исходные данные для оценки возможной обстановки.
Исходными данными для оценки возможной обстановки на определенной территории, в городе, населенном пункте, на объекте хозяйственной деятельности в результате действия факторов поражения ЧС являются:
1. план (карта) определенной территории, города, населенного пункта, объекта хозяйственной деятельности;
2. характеристика промышленной, коммунальной, бытовой и социально-культурного назначения застройки города, населенного пункта;
3. количество объектов хозяйственной деятельности и их характеристика по степени техногенной безопасности;
4. характеристики и схемы объектов энерго, газо, тепло, водообеспечения и канализации;
5. характеристики систем управления, оповещения населения и связи;
6. характеристика маршрутов, которые планируются для ввода сил ГЗ и вывода (вывоза) населения из очагов возможного поражения;
7. метеорологические условия и особенности определенной территории, города, населенного пункта и объектов хозяйственной деятельности, которые оказывают влияние на организацию и проведение АСиНР;
8. справочные, статистические и др. дополнительные сведения и документы.