Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

График работы приемной комиссии Уральского филиала ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строгонова»
Понедельник-пятница – с 9.00 до 16.00 (обед с 12.00 до 13.00)
Суббота-Воскресенье — выходные.

ПОСТУПАЮЩИМ В КОЛЛЕДЖ!

10 августа 2021 года — заканчивается прием документов для поступающих

до 19 августа 2021 года — заканчивается прием оригиналов документов на зачисление по очной форме обучения на бюджетную и контрактную форму обучения от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающих быть зачисленными
(прием ведется на 2 этаже в приемной директора)

20 августа 2021 года проводится зачисление абитуриентов на 1 курс

История — уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал) фгбоу во «московская государственная художественно-промышленная академия им. с.г.строганова»

История Уральского Училища Прикладного Искусства началась в трудное для страны время.
Еще шли напряженные бои с фашизмом, экономика страны в полную силу работала для нужд фронта, но советский народ был уверен, что война завершиться победой советского строя и в скором времени придется налаживать мирную жизнь, продолжать строительство социализма, прерванное вероломным нападением.
Уже в это время берут начало мероприятия советского правительства, направленные на восстановление народного хозяйства и его дальнейшее развитие.
6 июля 1944 года выходит Постановление Совнаркома № 532, на основании которого в Нижнем Тагиле должно быть организовано художественное училище.
Почему именно в это время и именно в Нижнем Тагиле было решено открыть единственное в стране училище, с отделением, готовящим специалистов по художественной обработке металла и камня?
Во — первых: Нижний Тагил был исторически сложившимся местом русского кустарного промысла.
Художественное чугунное литье Урала, достигшее блестящих успехов в середине ХVШ века, во многом обязано Нижнему Тагилу. Явившее собой замечательную страницу художественного литья Урала, оно связывается в первую очередь с именем Сизова.
В XVIII веке на основе железоделательных заводов, выпускавших листовое железо, широкое распространение получило изготовление расписных лаковых изделий. Подносы, ковши, обшитые железом сундуки, покрывались лаковой живописью.
Славе этих изделий способствовали хорошие качества нижнетагильского железа, отличавшегося мягкостью и ковкостью, а так же масляный лак, известный под названием «тагильский». Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С., основавшему целую династию художников Худояровых.
Живопись Худояровых — это высшая точка расцвета народного искусства крепостного Урала.
А создание специальной художественной школы в Нижнем Тагиле в прошлом столетии оставила заметный след в развитии художественной культуры этого промышленного района Урала. Но, к сожалению, школа, а затем и промысел прекратили свое существование еще в конце XIX века. К началу нашего века был утрачен секрет знаменитого масляного лака.
Еще большую славу Нижнему Тагилу снискал малахит – «этот красивый уральский камень».
Во — вторых: В предвоенные годы вместе с ростом промышленного потенциала города, развивается и художественная жизнь.
В декабре 1936 года в Нижнем Тагиле при художественном отделе Нижнетагильского краеведческого музея, была создана художественная студия.
В числе студийцев был и будущий директор Нижнетагильского художественного училища Кравченко А.Я. Одним из преподавателей изостудии был Патко Г.В., в будущем преподаватель училища.
Самодеятельная студия при краеведческом музее имела большое значение не только для объединения и обучения художников, но и для приобщения большого числа трудящихся Нижнего Тагила к художественному творчеству, к Миру прекрасного.
В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы художники из разных городов, которые активно включились в художественную и агитационно-массовую работу в городе.
Это объединение художников оказалось чрезвычайно жизнедеятельным, творчески работоспособным. В Нижнем Тагиле широко развернулась наглядная агитация, выпускались агитплакаты на местные темы. Художники Дерегус и Побединский, наиболее плодотворно работавшие на этом участке, награждены медалями наряду с лучшими людьми производства.
В 1942 году в Нижнем Тагиле было создано отделение Союза Художников РСФСР. Его организатором и первым председателем был Лембергский Ф.С.
Художники плодотворно работали и в творческом плане. Это наглядно показали выставки, проходившие в годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле и в Свердловске.
30 сентября 1944 года в бывшем Первомайском клубе был открыт музей изобразительного искусства.
Все вышесказанное говорит о том, что Нижний Тагил к концу войны стал не только крупным промышленным центром Урала, но и крупным центром этого района.
Одной из самых главных причин открытия в Нижнем Тагиле художественного училища является настоятельная потребность города, разросшегося во время войны, и требовавшего больших строительных работ.
Только за 10 довоенных лет город увеличился вчетверо. Во время войны свыше 40 промышленных предприятий и 2 института были эвакуированы в Нижний Тагил.
Большая строительная программа начала свое осуществление в последний год войны. Одновременно большие работы проводились по наращиванию мощностей заводов, рудников, строительству новых предприятий. Город рос. Требовался не только большой отряд строителей, но и художников-оформителей.
Училище в первый период своего существования так и называлось – Художественно-промышленное училище. Оно готовило не только художников-педагогов, но и скульпторов-оформителей, камнерезов, мастеров по литью, которые были необходимы в тот период советского строительства, когда здания обильно украшались лепными деталями и другими элементами.
Действительно, учащиеся училища внесли немалый вклад в создание и разработку малых архитектурных форм при создании дворцов, драмтеатра, жилых зданий и других объектов социально- культурного назначения.
Все эти факторы были приняты во внимание в момент организации художественного училища в Нижнем Тагиле.
Немаловажное значение имел и субъективный фактор, так как без энергичной организаторской деятельности руководителей партийных и общественных организаций города — Бушина В.И., Колышева Б.Ф., Непомнящего И.А. с одной стороны — и группы художников, во главе со скульптором Крамским М.П. с другой стороны, открытие училища вряд ли могло состоятся.
Инициатива создания училища исходила в первую очередь от коллектива художников, работающих в период войны в Нижнем Тагиле.
Постановление об открытии училища вышло в июле 1944 года. Оно предусматривало организацию данного училища в том же году, но осуществить это при всем желании не представилось возможным. Проблем было много: и помещение, и штаты, и материальная база, и методическое руководство.
Не так-то просто было найти в военном Тагиле подходящее здание. Исполком Нижнетагильского городского совета депутатов трудящихся собирался по этому вопросу несколько раз. И только Решением Горисполкома от 15 августа 1945 года вновь организованному училищу предоставили помещение по Старобазарной улице, принадлежавшее ранее детскому саду.
Это здание уже в то время было малопригодным как для детей, так и для учащихся, не только из-за соседства с заводом, но и в силу того, что само здание, сохранившееся с демидовских времен с маленькими полутемными комнатками, в основном проходными, было неудобно для учебного процесса.
Первым директором училища был назначен Чеушин-Таежный П.И., но открывать училище пришлось другому директору — Зыкову В.Н.
Училище было открыто совершенно не оборудованным. В полупустом здании, где не было ни учебных пособий, ни элементарных удобств, надо было начинать учиться и работать. Понимая то, что страна испытывает трудности экономики послевоенного времени, учащиеся и преподаватели с большим энтузиазмом взялись за налаживание учебного процесса и сами стремились организовать свою учебу и свой досуг.
Многие из будущих учащихся прошли суровую школу войны. Тон в училище задавали в то время, конечно не те, кто пришел со школьной скамьи, а те, кто прошел фронт, или отработал на производстве не один год. Они знали зачем пришли. Пришли они в училище с большой тягой к знаниям, многие уже попробовали свои силы в искусстве. Бывшим фронтовикам, таким как Бортнов, Мухаркин, Татаринов, Хрущев, Клещевников и другие, было уже за 25 и тем сильнее было их стремление все узнать и все успеть. Учеба стала для них делом серьезным и важным.
С 10 по 25 сентября 1945 года были проведены первые вступительные экзамены. И первые абитуриенты, прежде чем приступить к экзамену, сходили на соседний деревообрабатывающий комбинат и принесли каждый себе по табурету и мольберту, назвать который мольбертом можно только условно.
Бумаги, пригодной для рисования тоже не было. Рисовали на обоях, а то и просто на тетрадных листах в клеточку.
Первый набор был произведен на два отделения: живописное и скульптурное.
Подобрался хороший творческий коллектив преподавателей не только специальных дисциплин, но и общественных. Такие преподаватели как Крамской M.П., Карамышева А.Я., Патко Г.В., Маркин В.В., Русанова К. М. — отдавали весь свой талант и творческую энергию делу воспитания молодых художественных кадров страны.
Недостатки в материальной стороне процесса обучения компенсировались общим энтузиазмом как преподавательского, так и ученического контингента училища, что в скором времени выразилось в творческих работах этого коллектива.
В октябре 1945 года в связи с болезнью Зыкова В.Я. директором училища был назначен Трофимов К.Н.
В 1946-1947 учебном году было организовано еще два отделения: скульптурно-камнерезно-гранильное и формовочно-литейно-чеканное. Но впервые два года эти отделения не смогли стабильно наладить учебный процесс, так как они в первую очередь зависели от материально-технической базы. Не было и специалистов, которые смогли бы организовать работу на этих отделениях. Преподаватель литейного дела Клапов M.П. был в первую очередь техником литейного дела, а здесь требовался художник-преподаватель. На этом отделении еще долго не было специалиста с высшим образованием.
Всего к 1949 году числилось 18 преподавателей, из них 7 по совместительству.
Уже в 1947 году состоялась первая выставка ученических работ. Она открылась с 29 июня по 7 июля в помещении музея. На выставке было представлено около 200 работ, в том числе и новое отделение художественного литья представило 25 работ, камнерезное отделение — 29 работ, скульптурное представило З6 работ.
Содержание отзывов об этой выставке, написанных на клочках оберточной бумаги, чаще карандашом, свидетельствует о том, что выставка имела большой успех в городе. Особо отмечались работы Чудова, Борчевского, Рябова и другие.
С этого времени такие отчетные выставки становятся ежегодными. На них отбирались учебные работы учащихся, характеризующие возросшие умения и мастерство молодых художников.
Было видно, что, несмотря на большие трудности, училище успешно работает.
В 1949 году были оборудованы две мастерские: литейная и чеканная, в создании которых студенты принимали самое живоe участие. На очереди стояло строительство чугунно-литейной мастерской с вагранной печью.
Вновь прибывший из Каслей мастер художественного литья Шмаков К.П., привез с собой вагон формовочного песка.
С созданием этих основ обучения специальности, прикладное отделение более ритмично наладило свой учебный процесс.
Улучшилась работа и теоретических основ обучения. В том же 1949 году было закуплено на 40 тысяч руб. классических скульптур в музее им. А.С.Пушкина, приобретены модели каслинского художественного литья. В училище был организован методический кабинет.
Еще более стабилизировало училище свою работу при вновь назначенном директоре — Кравченко А.Я.
Новый директор настойчиво стремился обратить внимание общественных и партийных организаций к нуждам училища. Неоднократно выступал на страницах местной газеты «Тагильский рабочий» с наболевшими вопросами. Посылал всевозможные запросы и ходатайства в Областной отдел культуры, Исполком городского совета депутатов трудящихся города Нижнего Тагила с целы оказания помощи молодому учебному заведению.
В 1950 году состоялся первый выпуск училища. 36 учащихся получили диплом об окончании Нижнетагильского художественно-промышленного училища.
Первый выпуск показал, что несмотря на все трудности, училище подготовило квалифицированных специалистов, творческих работников.
Училище по праву может гордиться своими воспитанниками, первыми выпускниками. Среди них — Заслуженный художник РСФСР Бортнов П.С., главный художник Каслинского машиностроительного завода Гилев А.С. и многие другие.
Выпускники 1951 года вновь подтвердили большую значимость училища в деле подготовки художественных кадров.
И как подтверждение этому — успех училища, которого оно добилось в 1952 году.
На республиканской выставке народного прикладного Искусства и художественной промышленности РСФСР, проходившей в Москве в январе-марте 1952 года в залах Академии художеств экспонировалась работа учащегося Нижнетагильского художественно-промышленного училища Гилева А.С.
Делу воспитания квалифицированных художественных кадров способствовала большая работа, проводимая училищем по художественному оформлению города. Учащиеся принимали участие в художественном оформлении драмтеатра.
Кроме драматического театра учащиеся и выпускники училища в 50-е годы оформляли Дворец культуры Новотагилъского завода, клуб рудника им. III Интернационала, Дворец культуры Уралвагонзавода, Дом молодежи в Ленинском районе, а так же принимали участие в художественном оформлении жилых домов, магазинов и других объектов социально-культурного назначения.
Участие в таких больших работах не только повышало профессиональное мастерство, но и помогало становлению гражданственной позиции в мировоззрении будущих художников, осознание того, что они делают не просто ученическую работу, а работу, которая будет служить людям, налагало на них еще большую серьезность и ответственность в подходе к выполнению таких заданий.
Общий душевный подъем и энтузиазм в учебе отражался и на других сторонах жизни училища.
Хочется отметить хорошо налаженную спортивную работу. Не имея своего спортивного зала, в училище хорошо работали секции фигурного катания и кружки — стрелковый и лыжный.
Художественная самодеятельность училища отличалась профессионализмом. А по части организации вечеров, особенно новогодних, училище и по сей день имеет громкую славу не только среди учебных заведений.
Подводя итог первому периоду развития училища можно сказать, что несмотря на все сложности материальной стороны учебного процесса, вызванными в первую очередь обстоятельствами времени, училище энергичными темпами развивалось на пути подготовки квалифицированных художественных кадров.
В 1954 году Нижнетагильское художественно-промышленное училище было переименовано в Уральское училище прикладного искусства.
Период с 1954 года по 1960 год можно считать периодом наивысшего расцвета училища, он был подготовлен предшествующими годами становления училища.
К 1956 году сложился и устоялся педагогический коллектив. Все четыре отделения училища были укомплектованы высококвалифицированными кадрами.
Вернулись в училище преподавателями первые выпускники, закончившие вузы: Ушаков В. М., Петров Ю. П. С каждым годом число выпускников училища, вернувшихся в качестве преподавателей, становилось все больше. Они вносили новую, живую струю в процесс обучения.
Была создана достаточная материальная база, которая позволила педсовету училища принять решение о том, что все курсовые и дипломные работы учащихся должны выполняться в материале.
Появились работы, которые обратили на себя внимание.
Дипломная работа Дружинина Л. П. «Старый бакенщик» была на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции в 1958 году в Москве, а в последствии была приобретена Государственной Третьяковской галереей.
Работы Репина П. «Малахитовый кубок» (1958г.), Бакулина В. «Малахитовая ваза» (1959г.) – хранятся в Нижнетагильском краеведческом музее.
Курсовая работа Свинина Б. «Год 1919» экспонировалась на республиканской выставке «Советская Россия» в 1960 году и была закуплена Художественным фондом.
Но в то же время училище столкнулось с трудностями распределения выпускников прикладного и скульптурного отделений. Лишь немногим выпускникам этих отделений удавалось распределиться по специальности, так как Министерство культуры не могло дать направления в цехи заводов, а народные промыслы находились в то время в очень плачевном состоянии. Неудовлетворительная материальная база не позволяла им принимать такое количество специалистов.
Со скульптурным отделением было еще сложнее.
В связи с переходом к индустриализации строительства, снижению его стоимости путем использования сборных железобетонных конструкций и отказа от украшательства, в августе-ноябре 1955 года Совет Министров СССР и ЦК KKС вынесли ряд постановлений, которыми осуждался существовавший в послевоенной архитектуре украшательный стиль и намечались пути перехода к индустриализации строительства.
Поэтому отпала необходимость в подготовке скульпторов- производственников.
В 1955 году в Нижнем Тагиле были организованы производственно-художественные мастерские. Они объединили профессионалов, трудившихся ранее на разных предприятиях и взяли на себя всю работу по оформлению города.
Этот серьезный вопрос с затруднением распределения Министерство предложило решить на месте.
Исходя из этого, в 1956 году было принято решение о временном закрытии скульптурного отделения, а на скульптурных отделениях были сокращены планы приема, частично изменен учебный план. Были введены такие предметы как психология, педагогика, методика рисования и черчения, педпрактика за счет по другим предметам. Это давало право сделать в дипломах выпускников прикладного отделения дополнительную запись – «с правом преподавания рисования и черчения в средней школе».
Таким образом сохранились прикладные отделения, но теперь училище выпускало в основном преподавателей рисования и черчения для средних школ на всех отделениях (живописно-педагогическое отделение в 1958 году так же подверглось частичной реорганизации. К преподавателю рисования здесь так же добавили запись — преподаватель рисования и черчения).
В 1959 году в Нижнем Тагиле открывается еще один факультет в Нижнетагильском педагогическом институте — художественно- графический, который взял на себя заботу о подготовке преподавателей с высшим образованием.
Поэтому отпала необходимость готовить эти кадры в училище, так как общетеоретическая подготовка в училище была значительно ниже.
В 1961 году делает последний набор живописно-педагогическое отделение.
С этого времени прикладное отделение определяет профиль этого учебного заведения.
С начала 60-х годов училище испытывает серьезный кризис не только в контингенте учащихся, но и значительно утрачиваются те достижения, которые были накоплены в процессе обучения мастерству.
В связи с закрытием двух отделений, училище покидает большинство талантливых педагогов.
В 1958 году, в связи с образованием совнархозов, училище передается в ведомство Среднеуральского совнархоза. Несмотря на то, что руководство стало ближе в территориальном отношении, тем не менее, заботы его об училище были далеки от желаемых.
Такое положение дел с неродными промыслами и воспитанием кадров для них не могло не волновать. В это время неоднократно в художественных кругах и в прессе возникал вопрос о возрождении традиций народного искусства Урала и в частности о подготовке их в Уральском училище прикладного искусства.
Период с 1958 по 1968 год можно назвать тяжелым периодом в истории этого училища.
Прикладное отделение, оставшись без поддержки двух больших отделений, хоть и стабилизировало свою работу, но не было в достаточной мере сильно. Это объяснялось в первую очередь нехваткой квалифицированных специалистов. Острый недостаток в кадрах училище разрешило путем принятия в штат преподавателей бывших учащихся, только что сдавших экзамены. Так преподавателями становятся: Коваленко Т.Е., Эрлих Г.К., Боголюбов И.Я. Пригласить преподавателей с высшим образованием училище не могло из-за неразрешимого жилищного вопроса, а все уменьшавшийся контингент учащихся так же не позволял расширить штат основных преподавателей.
Для того чтобы выправить положение, нужно было укрупнять училище. Многочисленные попытки исправить данное положение исходили в основном от администрации и преподавателей училища.
В 1961 году была сделана попытка создать вечернее отделение при училище. Оно выдержало только два набора, в 1961 и 1962 годах. В дальнейшем вечернее отделение закрыли, так как по своей сути оно было на уровне студии и не оправдало себя.
В 1965 году училище самостоятельно, на базе отделения художественной обработки металла открыло еще одно отделение — художественного конструирования изделий машиностроения. Было сделано только два набора, по указанию Среднеуральского сoвнархозa, отделение было закрыто, хотя через 4 года его пришлось открывать снова.
С 1965 года укоротился срок обучения в училище на 1 год. Вместо 4 лет и 10 месяцев обучения, училищный курс стал равняться 3 годам и 10 месяцам. Таким образом в 1968 году выпускались сразу по два курса на каждом отделении. Среди множества причин, вследствие которых училище постепенно превращалось в ПТУ с художественным уклоном, можно выделить еще одну.
Оставшись обособленным и единственным в данном районе училищем, оно потеряло творческие связи с другими средними учебными заведениями Ленинграда, Москвы, Пензы, Саратова, и т.д. Потеряло своих шефов в лице ведущих высших учебных заведений прикладного характера. Не имея притока новых сил, оно было вынуждено топтаться на месте.
В 1968 году в связи с ликвидацией совнархозов, училище было передано в Министерство местной промышленности. Вновь организованное министерство было еще слабо и не могло помочь училищу в его трудностях, но уже в начале 1970-x годов намечается стабилизация училища и как бы его второй расцвет.
К 1970-м годам в училище создался работоспособный творческий коллектив преподавателей: Боголюбов И.Я., Стеканов В.И., Косарев Ю.П., Кускова Г.П., Петров Ю.П., Сайтбурганова Г.В., Перевалова Л.П., и многие другие.
В 1971 году училище получило новое здание по улице Мира — бывший художественно-графический факультет педагогического института. Это здание намного расширило площадь учебных помещений, но нуждалось в капитальном ремонте.
В 1974 году на выставке ВДНХ СССР, работа учащейся Колыбаловой H. завоевала бронзовую медаль и диплом участницы ВДНХ.
Постановление 1975 года «О развитии народных художественных промыслов» положительно сказалось на дальнейшем развитии училища.
Были сделаны первые шаги в приближении направленности преподавания в училище к нуждам народных художественных промыслов, к нуждам народного хозяйства. С этого времени большинство дипломных работ выполняются на основе заданий различных организаций: Уральского филиала ВНИИТЭ, партийных и общественных организаций, предприятий и заводов города.
С этого времени Колыванский завод закреплен за училищем в качестве производственной базы по специальности художественная обработка камня.
В 1976 году училище выпустило первую экспериментальную группу художников по росписи подносов, которая целиком была направлена на Нижнетагильский завод эмальпосуды.
C 1977-78 учебного года по просьбе администрации и преподавателей училища был увеличен срок обучения на отделениях художественной обработки металла и камня. Он стал равняться 4 годам и 4 месяцам.
Показателем хорошей работы училища служит активное участие студентов в выставках. Это помогает оценить свои силы, увидеть что-то новое. Тем самым готовит их к будущей выставочной деятельности, так как художник должен быть готов к встрече со зрителем, должен отвечать за свое произведение, быть ответственным за будущее искусство, потому что он его создатель. Встреча со зрителем — это такой важный дополнительный стимул в воспитательной работе и училище старалось чаще предоставить такую возможность учащимся и подготовить их к этому.
В 1977 году вновь работы учащихся демонстрировались на выставке ВДНХ СССР «Народное образование СССР», а затем на молодежной выставке в Болгарии.
В 1980 году УУПИ награждено Почетной грамотой областного управления культуры за активное участие в выставке произведений художников Нижнего Тагила и Свердловска. На выставке было представлено 17 работ.
В том же году 12 работ экспонировалось на Выставке ВДНХ «НТТМ – 81», посвященной XIX съезду ВЛКСМ. Одна из работ награждена бронзовой медалью.
В 1982 году так же бронзовой медалью выставки ВДНХ награждена Чупрунова Н. за проект «Гарнитура для туалетного столика» из местного поделочного камня в сочетании с металлом, используя народные традиции Урала, который был внедрен в производство в 1982 году.
Подводя итог пути, пройденного училищем, можно быть уверенным, что художественное заведение вновь набирает темпы роста в профессиональном плане, но уже в новом сочетании.
Училище окрепло как в профессиональном, так и в материальном плане.
Появились новые традиции. Так традиционными стали мероприятия, проводимые по оформлению городской елки. А в самом училище — это неделя первокурсника, посвящение в учащиеся, декада отличной учебы, торжественные проводы допризывников в ряды Советской Армии.
10 лет работает в училище клуб «Современник». В его программе — чтение лекций, проведение конференций, концертов встречи с героями труда, Великой Отечественной войны, с художниками, архитекторами и т.д.
Работает самодеятельный дискуссионный клуб «ЯЛИ» (Я люблю искусство).
В училище в основном созданы все условия для учебы и получения знаний по избранной специальности.
Все четыре отделения укомплектованы специалистами с вывшим образованием.
Создана достаточная материальная база. Училище имеет 9 мастерских и 12 кабинетов, имеются методический и книжный фонд.

Другие сокращения:  Аневризма межпредсердной перегородки (МПП): причины, симптомы, диагностика, лечение, прогноз
Оцените статью
Расшифруй.Ру