Учредители и виды унитарных организаций
Учредителями унитарного предприятия могут быть:
- Российская Федерация
- Субъект РФ (республика, край, область, округ)
- Муниципальное образование
И не могут быть физические и юридические лица. Правовой статус УП регулируется №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных предприятий утверждается ведомствами, министерствами или прочими федеральными органами.
Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а последние на государственные (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные УП. Разделение показано на схеме ниже.
Кроме того, по типу управления имуществом унитарные предприятия делятся на:
- оперативное управление
- хозяйственное ведение
Коммерческие УП используют право хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.
Признак | Оперативное управление | Хозяйственное ведение |
Правомочия | Распоряжение любым имуществом только с согласия собственника. Предприятие занимается реализацией продукцией самостоятельно. | При распоряжении движимым имуществом не требуется согласие учредителя. При распоряжении недвижимым имуществом – требуется. |
Ответственность | Субсидиарная ответственность учредителя (право взыскания долга с другого лица, в том числе с государства). | Самостоятельная ответственность. Возможность банкротства (неспособность погасить кредиторскую задолженность). |
Примеры предприятий | ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», МКП г. Ижевска «Горсвет», МКП г. Калининграда «Управление капитального строительства» | ГУП Республики Тыва «Макаронпром», МУП г.Апатиты «Рембыттехника», ГУП Ростовской области «Аптека 398» |
Юридические лица: государственные унитарные предприятия
.
Унитарное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон об унитарных предприятиях).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься.
Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность.
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Исходя из того, что унитарное предприятие не является собственником имущества, оно не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Однако унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Кроме того, унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества. Совершение сделок по распоряжению вкладом (доли) без согласия собственника имущества не допускается. Такие сделки могут быть признаны ничтожными.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона об унитарных предприятиях, не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
В зависимости от объема прав на принадлежащее унитарному предприятию имущество, законодательно выделено два вида предприятий: государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа.
Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, размер уставного фонда унитарного предприятия не может быть менее 500000 рублей.
Полное фирменное наименование государственного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.
.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об унитарных предприятиях, на базе государственного имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Таким образом, собственник имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.
.
Учредителем государственного унитарного предприятия может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных предприятиях государственное предприятие может быть создано в случае:
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Обратите внимание, наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти запрещено (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Волго-Вятского округа от 10 июня 2004 года по делу №А28-11088/2003-305/8).
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) с особенностями, установленными статьей 10 Закона об унитарных предприятиях.
Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются: решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
.
Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав.
В соответствии со статьей 9 Закона об унитарных предприятиях Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации.
Устав унитарного предприятия должен содержать:
— полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
— указание на место нахождения унитарного предприятия;
— цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
— сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
— наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
— порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
— перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
— иные предусмотренные Законом об унитарных предприятиях сведения.
Устав государственного предприятия кроме указанных сведений, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
Устав казенного предприятия должен также содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие законодательству положения.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 августа 2005 года №205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» утверждена примерная форма устава федерального государственного унитарного предприятия.
Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению государственного органа Российской Федерации, государственного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 мая 2004 года по делу №Ф03-А04/04-2/1508).
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом об унитарных предприятиях, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
.
Уставный фонд создается только в государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Согласно статье 12 Закона об унитарных предприятиях, уставным фондом государственного предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
Уставный фонд государственного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Как уже было сказано размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, то есть не менее 500000 рублей.
Стоимость имущества, передаваемого унитарному предприятию, при его учреждении определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
На практике нередко возникал вопрос, необходимо ли увеличивать в соответствии со статьей 12 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд предприятия, зарегистрированного до введения указанного Закона при внесении изменений в устав предприятия. Представляется, что уставный фонд можно не увеличивать, так как приведение устава предприятия, зарегистрированного до введения в действие Закона об унитарных предприятиях, в соответствие с нормами указанного Закона не является моментом учреждения унитарного предприятия (датой государственной регистрации государственного предприятия).
Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного предприятия.
В соответствии со статьей 13 Закона об унитарных предприятиях, уставный фонд государственного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Увеличение уставного фонда государственного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Статьей 14 Закона об унитарных предприятиях установлено, что увеличение уставного фонда государственного предприятия может осуществляться двумя способами:
— за счет дополнительно переданного собственником имущества;
— за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Решение об увеличении уставного фонда государственного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Пример 1 из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
ФГУП внесло изменения и дополнения в Устав. Указанные изменения утверждены Министром Российской Федерации по связи и информатизации, согласованы Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
В соответствии с внесенными изменениями меняется размер Уставного фонда предприятия. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ датировано 23 декабря 2004 года.
1) За счет каких источников может быть увеличен уставный фонд, если источник не указан?
2) Как это должно быть оформлено? Если за счет доходов от использования имущества, то за счет доходов какого периода (текущего или предыдущего отчетного года, то в этом случае нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в начале года, следующего за отчетным, распределяется по фондам, то есть фонд потребления и фонд накопления, а остальная прибыль является источником финансирования Комплексной программы развития предприятия, которая в свое время утверждается Министерством)?
Кроме того, в настоящее время имеется факт прироста имущества, передаваемого Предприятию в хозяйственное ведение.
Ответ:
1. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен по решению собственника за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Статьей 113 ГК РФ установлено, что устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, сведения о предметах и целях деятельности предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.
Обращаем Ваше внимание на тот факт, что подпункт «а» статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требует соблюдения установленного законом порядка внесения вносимых изменений в учредительные документы юридического лица. В разъяснение этого требования МНС Российской Федерации выпустило письмо от 7 февраля 2003 года №ММ-6-09/172@ «О применении пункта 1(б) статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». В вашем же случае учредитель нарушил требования Закон об унитарных предприятиях о порядке формирования уставного капитала и внесения изменения в устав. Такое нарушение может повлечь применение статьи 61 ГК РФ, определяющей общие основания для ликвидации юридического лица, в том числе в случае допущенных нарушений закона при его создании, чем в Вашем случае является неуказание источника формирования уставного капитала Вашим собственником.
2. Уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен по решению собственника за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Если источником увеличения уставного фонда являются доходы, полученные в результате деятельности предприятия, то на наш взгляд, для этих целей может быть использована нераспределенная прибыль, сформированная по итогам предыдущего отчетного периода. Использовать прибыль текущего периода нельзя, так как в бухгалтерском учете прибыль формируется полностью по окончании года, поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.
В Вашем случае использовать нераспределенную прибыль в качестве источника увеличения уставного фонда невозможно, так как из запроса следует, что вся прибыль предыдущего года распределена.
В качестве дополнительной информации в запросе Вы указываете, что в настоящее время имеется факт прироста имущества, передаваемого Предприятию в хозяйственное ведение.
Из устных Ваших разъяснений следует, что поступление имущества осуществляется на основании решения собственника, в котором, однако, не сказано, что оно является источником формирования уставного фонда. Имущество от собственника может поступать в счет увеличения уставного фонда или передачи в хозяйственное ведение сверх сумм определенных уставом.
Можем рекомендовать Вам обратиться к собственнику имущества за разрешением направить часть имущества, находящегося в хозяйственном ведении сверх сумм, определенных уставом, на увеличение уставного фонда в связи с зарегистрированными изменениями. Однако, такого варианта увеличения уставного фонда Законом об унитарных предприятиях не предусмотрено.
Таким образом, чтобы определить за счет каких источников в Вашем случае увеличивается уставный фонд, Вам необходимо обратиться за письменными разъяснениями (или решением) к собственнику имущества.
В дополнение к вышеизложенному, сообщаем Вам правовую основу получения имущества:
Для ответа на ваш вопрос необходимо понять за счет какого источника увеличен уставный фонд вашего предприятия, и на каком основании у предприятия произошел факт прироста имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения на основании решения собственника о передаче указанного имущества предприятию в уставный фонд либо передаче имущества для осуществления уставной деятельности предприятия.
1. В соответствие с пунктом 4 статьи 9 Закона об унитарных предприятиях устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона об унитарных предприятиях увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
При наличии всех указанных выше документов, в число которых входит также решение собственника об увеличении уставного фонда и акт приема-передачи имущества может быть осуществлена регистрация внесений изменений и дополнений в учредительные документы предприятия. После этого предприятие обязано зарегистрировать право хозяйственного ведения на переданное имущество в органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. В соответствии со статьей 295 ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях передача имущества собственником предприятию осуществляется на основании его решения и акта приема-передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании решения оформляется договор о передаче имущества в хозяйственное ведение.
Закрепленный объект недвижимого имущества подлежит учету в реестре федерального недвижимого имущества и отражается на балансе юридического лица, являющегося титульным владельцем объекта.
Все права на недвижимое имущество, оформленные в соответствии с данным Положением, подлежат регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав на имущество).
В соответствии с ним государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года №648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» был детализирован порядок государственной регистрации права федеральной собственности на недвижимое имущество.
Окончание примера.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного предприятия изменений.
Размер уставного фонда государственного предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
Собственник имущества государственного предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона об унитарных предприятиях, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд государственного предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.
В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
Если в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества государственного предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.
Кредиторы государственного предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.
.
.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294,296 ГК РФ.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 11 Закона об унитарных предприятиях, имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При переходе права собственности на государственное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного имущества, такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
.
Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Согласно статье 18 Закона об унитарных предприятиях государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества государственного предприятия.
Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. Данное положение подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 года по делу №А39-2310/2003-124/16.
Движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (Постановление ФАС Центрального округа от 13 мая 2004 года по делу №А35-1894/03-С4). Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Таким образом, контрагентам государственных предприятий следует уточнять, соответствует ли совершаемая сделка целям деятельности предприятия во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, за соответствие совершаемой сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе в первую очередь несет ответственность предприятие.
Уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Распоряжение имуществом казенного предприятия (предприятия, основанного на праве оперативного управления).
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Таким образом, казенное предприятие обладает минимумом прав в отношении закрепленного за ним имущества.
Собственник имущества казенного предприятия вправе изъять лишнее либо неиспользуемое имущество (пункт 2 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях).
Изъятие собственником излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, и не может быть осуществлено в отношении имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 марта 2005 года №Ф04-1105/2005(9137-А81-39).
В соответствии со статьей 17 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе после отчислений в фонды данного предприятия, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2005 года по делу №Ф04-1801/2005(9927-А46-23).
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
.
.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— формирует уставный фонд государственного предприятия;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 марта 2005 года №49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» утверждена примерная форма трудового договора, заключаемого с руководителем федерального государственного унитарного предприятия;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок (Постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу №Ф09-1433/05-С5);
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Данное положение подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Центрального округа от 9 июня 2005 года по делу №А35-10994/04-С2.
Порядок отбора аудиторских организаций, в целях заключения государственных контрактов на осуществление инициативного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставном (складочном) капитале которых присутствует доля Российской Федерации, установлен Федеральным Законом от 21 июля 2005 года №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Полномочия собственника федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»).
Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.
Проект решения Правительства Российской Федерации о создании или реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.
Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Собственник имущества казенного предприятия наделен более широкими правами и поэтому помимо правомочий, указанных выше, вправе:
— изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
— доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
— утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 года по делу №Ф04-7870/2004(6037-А45-18).
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, государственными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях. Сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки ограничениям, установленными ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях, являются недействительными как ничтожные (Постановление ФАС Поволжского округа от 12 мая 2005 года по делу №А72-9071/04-24/481).
Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (Постановление ФАС Московского округа от 29 октября 2004 года по делу №КГ-А40/9334-04).
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности субъекта Российской Федерации, не могут субъектом Российской Федерации быть переданы Российской Федерации, иному субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 26 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав бухгалтерской отчетности включается и аудиторское заключение, в случае если проведение аудита обязательно.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях:
— если организация является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
— обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен федеральным законом (например, статьей 26 Закона об унитарных предприятиях установлено, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором).
.
Согласно статье 21 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 2 марта 2005 года №49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» утверждена примерная форма трудового договора, заключаемого с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством (Постановление ФАС Уральского округа от 13 июля 2004 года по делу №Ф09-2123/04-ГК).
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.
Частью 2 статьи 21 Закона об унитарных предприятиях установлены ограничения для руководителя предприятия. Руководитель предприятия не вправе:
— быть учредителем (участником) юридического лица;
— занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
— заниматься предпринимательской деятельностью;
— быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
— принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» при проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, образование аттестационных комиссий осуществляют указанные органы. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, находящимся в ведении федеральных министерств, указанные комиссии создаются соответствующими министерствами.
Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Указанным Положением установлено, что аттестации не подлежат руководители предприятий, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, и беременные женщины.
Руководители предприятий, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.
Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.
В соответствии со статьей 25 Закона об унитарных предприятиях руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
Согласно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Статьей 25 Закона об унитарных предприятиях установлено, что руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
.
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Как ранее отмечалось, государственные унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые определены в уставе предприятия. Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ устав предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия.
Кроме того, нормативными актами могут быть установлены отдельные виды деятельности, которыми унитарные предприятия не вправе осуществлять. Так, статьей 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что кредитные организации могут быть созданы только в форме хозяйственных обществ. Унитарные предприятия не относятся к хозяйственным обществам.
Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Таким образом, Законом об унитарных предприятиях установлено три ограничения для унитарных предприятий: цель, предмет и вид деятельности. Сделки, совершаемые унитарным предприятием помимо того, что должны соответствовать целям и входить в сферу предмета деятельности предприятия, также должны являться формой осуществления вида деятельности, закрепленного в уставе предприятия.
Собственник имущества унитарного предприятия обладает рядом правомочий по контролю за совершением сделок унитарным предприятием:
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок (Постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу №Ф09-1433/05-С5).
Обратите внимание!
Отсутствие согласие собственника имущества предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение сделок предприятием, выходящих за рамки специальной правоспособности предприятия (даже при условии одобрения такой сделки собственником имущества предприятия) может повлечь неблагоприятные последствия в виде признания таких сделок недействительными (Постановление ФАС Поволжского округа от 12 мая 2005 года по делу №А72-9071/04-24/481).
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности устанавливается соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона об унитарных предприятиях сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
— в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.
В целях реализации указанных положений, руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;
— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия (Постановление ФАС Поволжского округа от 14 июня 2005 года по делу №А06-1701/1-12/04).
В соответствии со статьей 23 Закона об унитарных предприятиях, решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества.
Крупная сделка, совершенная без согласия собственника имущества унитарного предприятия является недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 марта 2005 года по делу №А43-11044/2004-21-342, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 мая 2005 года по делу №А56-45099/03, Постановление ФАС Уральского округа от 26 мая 2005 года по делу №Ф09-1433/05-С5).
.
Согласно статье 7 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации).
Российская Федерация, субъект Российской Федерации не несут ответственность по обязательствам государственного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Подобные случаи возможны при исполнении унитарным предприятием указаний собственника имущества предприятия, обязательных для исполнения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 марта 2004 года по делу №Ф08-845/2004).
Обратите внимание!
Закон об унитарных предприятиях ничего не говорит о форме вины собственника имущества (то есть неважно, предполагал или нет собственник имущества, что в результате его указаний предприятие может стать банкротом).
Необходимо отметить, что обязательным условием привлечения собственника к субсидиарной ответственности является причинно-следственная связь использования собственником своих прав и возможностей в отношении унитарного предприятия-должника и его несостоятельностью (банкротством).
При этом, иски о применении субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества унитарного предприятия) перед кредиторами должника вправе заявлять в суд только конкурсные управляющие должников в интересах всех конкурсных кредиторов. В ином случае в иске будет отказано.
Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона об унитарных предприятиях Российская Федерация, субъекты Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества, независимо от оснований возникновения ответственности.
.
Согласно статье 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Сама по себе ликвидация должника не может нарушать прав кредитора, поскольку законом предусмотрена возможность удовлетворения их требований при ликвидации. Ликвидация не предполагает прекращения обязательств ликвидируемого предприятия без исполнения надлежащим образом принятых им обязательств (Постановление ФАС Уральского округа от 3 июня 2004 года по делу №Ф09-1652/04-ГК).
Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными нормативными правовыми актами.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано как в добровольном (по решению собственника его имущества), так и в принудительном порядке.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества в случае истечения срока, на который создано предприятие, в связи с достижением цели, ради достижения которой оно создано либо по иным основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
Принудительная ликвидация предприятия осуществляется судом. Статьей 61 ГК РФ установлены основания принудительной ликвидации:
— в случае допущенных при создании предприятия грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;
— осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Предприятие не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Кроме того, в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений;
— в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, а также Законом об унитарных предприятиях.
Как видим, указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пунктом 2 статьи 15 Закона об унитарных предприятиях установлено, что в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного предприятия окажется меньше установленного Законом об унитарных предприятиях на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. В данном случае можно говорить об обязательной ликвидации, осуществляемой собственником унитарного предприятия.
Следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).
Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.
Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора унитарного предприятия. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).
Собственник имущества унитарного предприятия, принявший решение о ликвидации унитарного предприятия обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является ФНС.
На основании статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого унитарного предприятия с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного юридического лица. При наличии задолженности по налогам и сборам — обеспечивает применение к предприятию мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие — ликвидация налогоплательщика.
Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.
Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.
На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.
При наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей, вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения налоговой проверки, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».
Собственник унитарного предприятия назначает ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Как уже было сказано, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2005 года по делу №А28-5525/2004-139/22).
Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 62 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.
Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о ликвидации унитарного предприятия, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.
Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества унитарного предприятия.
Ранее действовавшая редакция статьи 63 ГК РФ предусматривала обязанность юридических лиц согласовать промежуточный ликвидационный баланс с регистрирующими органами. Ныне действующая редакция говорит лишь о том, что:
«В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».
Законом об унитарных предприятиях подобного условия не установлено.
Согласно статье 63 ГК РФ выплаты кредиторам ликвидируемого предприятия денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества унитарного предприятия (статья 20 Закона об унитарных предприятиях).
Обратите внимание!
Ликвидационный баланс не требует согласования с каким-либо органом либо утверждения судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 июня 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/1242, от 18 апреля 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/505, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2005 года по делу №А65-18694/04-СГ3-25).
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ в случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Законом об унитарных предприятиях не предусмотрено согласования ликвидационного баланса с каким либо органом.
В случае, если на момент принятия решения о ликвидации предприятие не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация унитарного предприятия в связи с ликвидацией. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
· ликвидационный баланс;
· документ об уплате государственной пошлины;
· газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.
Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Ликвидация общества считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 5 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях, в случае, если при проведении ликвидации государственного предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного предприятия банкротом (Постановление ФАС Поволжского округа от 18 мая 2004 года по делу №А72-1316/02-Р33Б).
Основания признания предприятия банкротом, порядок проведения процедур банкротства установлены Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Обратите внимание!
Действие указанного закона не распространяется на казенные предприятия (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Таким образом, казенное предприятие не может быть ликвидировано по решению арбитражного суда путем признания его банкротом.
В случае неплатежеспособности к казенным предприятиям согласно пункту 5 статьи 115 ГК РФ подлежит применению правило о субсидиарной ответственности собственника по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. При таких обстоятельствах кредиторы предъявляют свои требования к собственнику имущества предприятия (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22 октября 2002 года №7358/02).
Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».
Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».