Тайна буквы Z раскрыта: Минoбороны объяснило значение загадочного символа на российской технике в Украине — МК Новосибирск

Тайна буквы Z раскрыта: Минoбороны объяснило значение загадочного символа на российской технике в Украине - МК Новосибирск Расшифровка

«бассай даи»

«Бассай Даи» означает «штурмовать крепость». Многие стили и школы относят эту кату к традиционным. Она имеет разные интерпретации. Другое название — «Пассаи». Это ката практикуют в направлениях «Шито рю», «Вадо рю», «Ишимине», «Итосу каи» и т. д.

Её создал Мацумура Сокон, основатель школы «Шури те» (Окинава), взяв за основу некоторые китайские комплексы «Таолу». Этот комплекс считают одним из самых динамичных и мощных. В нём постоянно быстро сменяются руки, чередующие удары и блоки, что напоминает техники осады замка.

«Бассаи Даи» выполняется по алгоритму:

  1. Выпрыгивая вперёд в «коса дачи» (техника схожа с аналогичной из «Хеиан Годан», однако тут левая рука открытой ладонью кладётся на правую руку в районе предплечья), каратист делает «мороте учи уке».
  2. Быстро и резко развернуться на 180°, точка опоры — правая нога, направление — назад. Левая рука делает «учи уке».
  3. Стойка не изменяется, правая рука выполняет «учи уке» из «гьяку ханми».
  4. Повернуться на 180°, оказаться в правосторонней «зенкутсу дачи», попутно левая рука наносит «сото уке».
  5. Стойка не меняется, правая рука делает «учи уке».
  6. Резко повернуться направо, правая рука выполняет «сото уке», одноимённая нога шагает вперёд с переходным положением.
  7. Левая рука защищается через «гьяку учи уке». Стойка не изменяется. Каждое движение должно быть резким, быстрым, акцентированным. В 5, 6 пункте воображаемый противник бьёт «маэ гери», от которого боец имитирует защиту — правая рука делает черпающий блок (подхватывает ногу). Дальше рука поднимается наверх, левое плечо выводится вперёд, корпус поворачивается с «сото уке», выводящим врага из равновесного состояния и опрокидывающим его.
  8. Левая нога подтягивается (обе стоят на ширине плеч), поворот налево.
  9. Медленно делается «тате шуто уке», затем рука быстро отдёргивается.
  10. Правая рука наносит «чудан цки».
  11. Без паузы правая рука бьёт «уке учи», причём корпус поворачивается налево. Левую руку приводят к поясу.
  12. Корпус разворачивается направо, левая рука быстро делает «чудан цки».
  13. Немедленно левая рука выполняет «учи уке», корпус поворачивается направо.
  14. Правая нога шагает вперёд, принимается «кокутсу дачи», делается «шуто уке».
  15. Левая нога шагает вперёд в положение «кокутсу дачи» с «шуто уке».
  16. Без задержки правая нога шагает вперёд в «кокутсу дачи» с «шуто уке».
  17. Правая нога шагает назад, левая рука бьёт «шуто уке».
  18. В переходном положении (касание пальцами рука друг друга там, где находится локтевой сгиб) бедро выводится вперёд и наверх.
  19. Немедленно поднимается колено, следует нанесение им бокового удара на нижнем уровне. Руки двигаются навстречу, будто натягивая оппонента на ударную часть, в конце кулаки приближаются к правому бедру и сжимаются. Делается киаи. Канадзава-сенсеи после 18-го шага, рекомендует выведение ноги, стоящей сзади, через бок.
  20. Нога ставится на место, тело поворачивается на 180°, левая рука выполняет «шуто уке».
  21. Шагнуть вперёд, левая рука делает «шуто уке».
  22. «Мороте аге уке», затем правая нога подтягивается к левой.
  23. Правая нога шагает вперёд, кулак (его боковая сторона) наносит двойной удар «хасами учи».
  24. Без промедления и смены положения правая рука выполняет «ои цки».
  25. (а) Корпус поворачивается на 180°, принимается «зенкутсу дачи», левая рука делает «нагаши уке», правая ладонь (её ребро) бьёт. (б) Левая нога медленно подтягивается назад, руки меняют положение.
  26. Тело разворачивается направо, выход в «киба дачи», правая рука блокирует «гедан бараи».
  27. Голова поворачивается налево, тыльная сторона ладони медленно блокирует.
  28. (а) Правая нога делает «микаджуки гери» в левую ладонь. (б) Нога ставится на место, правая рука выполняет «маэ эмпи учи» в левую ладонь.
  29. 3 раза делается «гедан бараи», его усиливает второй кулак, который направлен наружу.
  30. Корпус разворачивается направо в «зенкутсу дачи», оба кулака приближены к левому бедру.
  31. Без задержки наносится «йама цки».
  32. Стоящая впереди нога подтягивается назад, оба кулака приведены к правому бедру.
  33. Левое колено поднимается наверх, каратист продвигается вперёд, сохраняя левостороннюю стойку, и бьёт «йама цки».
  34. Левая нога медленно подтягивается назад, оба кулака приводятся к левому бедру.
  35. Правое колено поднимается, спортсмен продвигается вперёд, сохраняя правостороннюю стойку и нанося «йама цки». Важно: по версии Канадзава-сенсея, Эноэды и др. в паузах между последними движениями можно выполнить «микаджуки гери».
  36. Повернуться на 180° (та же линия, но противоположная сторона), сделать «гедан сукуй уке».
  37. Корпус поворачивается направо, левая рука наносит «сукуй учи».
  38. Левая нога подтягивается, правая нога ставится вперёд под 45°, правая рука наносит «шуто уке». Медленно повернуться на 90°, правую ногу отвести назад.
  39. Оставив правую ногу неподвижной, повернуться налево, левая рука выполняет «шуто уке» с киаем.

«ганкаку»

По-японски — «Чинто» (имя человека, создавшего его, бывшего китайским посланником на острове Окинава), что обозначает журавля на горе или утёсе. Изучают эту форму в «Шореи рю» и «Шито рю». Чередуются плавные и быстрые движения, неподвижные стойки. Каратист должен быть поразительно спокоен, гипнотизировать этим врага.

Основная позиция — ганкаку дати. Комплекс известен ошеломляющими, внезапными атаками по жизненно важным точкам. Он включает 42 положения, на выполнение уходит около 1 мин.

Выполняется по схеме:

  1. Левая нога выводится вперёд, «кокутсу дачи», «сокумэн аваши уке».
  2. Исполняются движения с 10 по 12 из «Хеиан годан».
  3. Каратист полностью поворачивается вокруг левой ноги, «гедан бараи» (по Канадзаве — бедро поднимается высоко с «фумикоми»).
  4. Повернуться на 180° с «джуджи уке».
  5. Руки двигаются вниз, сжимаясь в кулаки.
  6. «Нидан гери», приземлиться в «зенкутсу дачи», «гедан джуджи уке». Повторить пункты 7 и 8а из «Канку даи».
  7. Повернуться на 180°, левая нога делает большой шаг, «гедан джуджи уке» (спереди находится левая рука).
  8. Повернуться на 180°, «кокутсу дачи», правая рука — «гедан уке», позиция левого кулака — у груди.
  9. Шагнуть вперёд, «кокутсу дачи», «гедан шуто уке».
  10. Медленно шагнуть вперёд, «зенкутсу дачи», открытые руки делают клиновидный блок.
  11. Левая нога отводится назад, каратист поворачивается на 90°, «киба дачи», голова делает разворот, «хаито» (блокирование клиновидным движением).
  12. Положение ног — рядом друг с другом, обе руки поднимаются наверх, после — по круговой траектории вниз.
  13. Голова поворачивается налево, левая нога шагает в «кокутсу дачи», «гедан бараи», «джодан учи уке».
  14. Зеркально повторить движение 13.
  15. Повторить движение 13, поворачиваясь на 180° направо (через сторону спины).
  16. Подтянуть правую ногу к другой. Занимается низкая «коса дачи», правым коленом коснуться пола, «гедан джуджи уке».
  17. Правая нога шагает направо, «киба дачи», клиновидный блок (оба кулака сформированы, тыльная сторона направлена вниз), движение подобно двойному «учи уке».
  18. Нога медленно подтягивается, руки поднимаются наверх.
  19. Оба кулака положены на пояс.
  20. Правый локоть блокирует, затем левый, при этом бёдра делают резкие повороты.
  21. Левая нога подтягивается, поворот направо, «коса дачи», медленное блокирующее клиновидное движение.
  22. Одновременно медленные блоки «джодан» и «гедан», стоя на 1-й ноге.
  23. Кулаки отвести и остановить у правого бедра.
  24. «Йоко гери кеаге» (по Накаяме — чудан) и «уракен».
  25. Поставить ногу, левую руку вывести вперёд, правая нога шагает в «зенкутсу дачи», «ои цки» с киаем.
  26. Зеркально повторить движения с 22 по 24.
  27. Поставить ногу, перейти в «киба дачи», правая рука бьёт «чудан цки».
  28. Зеркально повторить движения с 22 по 24.
  29. Повернуться на 180° направо, «джодан шуто уке» (по Канадзаве — ребро ладони бьёт прямо, «киба дачи»; по Эноеда — правая нога смещается вперёд, низкая «зенкутсу дачи»).
  30. Левый локоть бьёт «тате эмпи учи» в правую ладонь.
  31. Отведение правого кулака к левому бедру и вкладывание в левую ладонь.
  32. Повернуться на 180°, руки движутся вверх, левое колено поднимается, позиция журавля.
  33. Повторить движения 27 и 28.
  34. Левая нога подтягивается, поворот налево.

«годжусихо даи»

«Годжусихо даи» — 54 шага. Фунакоши назвал эту форму «Хотаку», адепты «Шито рю» — «Усеши». В неё нет соблюдения принципа начала с защитных движений. Наоборот, ката учит опережать, перехватывать инициативу. Чтобы овладеть комплексом, нужно иметь большой опыт, высокий технический уровень.

Форма — достаточно длинная, выполняется по алгоритму:

  1. Шагнуть вперёд, накрыть руку врага, правая рука — медленный «тате уракен учи» (защита от атаки кулаком по корпусу, контратака).
  2. «Чудан мороте уке», левая нога шагает, корпус медленно поворачивается налево.
  3. Зеркально повторить движение 2, корпус медленно поворачивается налево.
  4. Левая нога шагает, корпус поворачивается налево, медленный «тате шуто цки».
  5. Немедленно «чудан гьяку цки».
  6. Левая рука — быстрый «ои цки».
  7. Правая нога — «чудан мае гери», имитировать захват, поставить ногу назад.
  8. Без промедления быстрый «чудан гьяку цки».
  9. Правая нога шагает направо, «чудан тате шуто уке».
  10. Зеркально повторить движения с 5 по 8.
  11. Правая нога шагает вперёд, «джодан эмпи учи».
  12. Повернуться на 180° направо, перейти в «зенкутсу дачи», левая рука — «сукуи уке» (подхватывающий блок) как реакция на «мае гери», правая ладонь основанием наносит резкий удар по колену.
  13. Правая нога шагает вперёд, «неко аши дачи», правая рука — медленный «кеито уке» (левую держать ниже правого локтя).
  14. Левая ладонь выводится вперёд, правая — медленно поднимается и задерживается у правого уха.
  15. Сместиться вперёд в «неко аши дачи», правая рука — быстрый «иппон нуките», левую — опустить ниже правого локтя.
  16. Зеркально повторить движение 15 (бьёт левая рука), повторить то же движение, но правой.
  17. Точно повторить движения с 13 по 16.
  18. Повернуться налево, левая нога шагает и переходит в «киба дачи», «гедан хаито уке».
  19. Правая нога шагает скрестно налево.
  20. Блокировать удар палкой, подбив обе руки в правую сторону.
  21. Сделать топчущее движение, перейти в «киба дачи», левая рука — «гедан бараи», поднесение правого кулака к солнечному сплетению.
  22. Голова поворачивается направо, «гедан хаито уке».
  23. Левая нога шагает скрестно направо.
  24. Зеркально (в правую сторону) повторяется движение 22.
  25. Повторить движения с 16 по 19.
  26. Повернуться на 180° налево в «зенкутсу дачи», правая рука — быстрый «гедан нуките».
  27. Правая нога шагает вперёд, правая рука — медленный «тате уракен учи».
  28. Немедленно левая рука — быстрый «гедан нуките».
  29. Левая нога шагает вперёд, медленный «тате уракен учи».
  30. Правая нога шагает вперёд, сложенные кончики пальцев («клюв») быстро бьют врага.
  31. Та же атака снизу.
  32. Левая нога — «мае гери», колено возвращается к грудной клетке.
  33. Левый кулак бьёт вперёд, правый — к левому плечу.
  34. Поставить ногу обратно, повернуться на 180° налево, левосторонняя «зенкутсу дачи», правая рука — «гедан бараи», правый локоть бьёт по подбородку противника.
  35. Повторить движения с 16 по 19.
  36. Правая нога шагает направо, перейти в «киба дачи», «гедан хаито уке».
  37. Правая нога скрестно шагает налево.
  38. Левое колено поднимается вверх, левая рука — «тате шуто уке», нога ставится на место.
  39. Топчущее движение, «киба дачи», правая рука — «тате нуките». Левым кулаком упереться левый бок.
  40. Правая рука — «гедан хаито уке» (та же стойка).
  41. Левая нога скрестно шагает направо.
  42. Правое колено поднимается вверх, левая рука — «тате шуто уке».
  43. Нога ставится, топчущее движение, «киба дачи», правая рука — «тате нуките». Левым кулаком подпереть левый бок.
  44. Правая нога шагает вперёд, «уракен учи».
  45. Правая нога шагает назад, «киба дачи», левая рука — «тетсуи учи».
  46. Правая нога сразу шагает вперёд, «ои цки» с киаем.
  47. Левая нога подтягивается, естественная стойка, голова поворачивается налево, локти поднимаются наверх.
  48. Резко наклониться вперёд, бёдра отвести назад, боковая сторона кулака наносит «хасами учи».
  49. Корпус выпрямляется, руки возвращаются по сторонам к грудной клетке.
  50. Повернуться на 90° налево, левая нога шагает вперёд, «зенкутсу дачи», бёдра резко двигаются налево.
  51. Правая нога шагает вперёд, «неко аши дачи», открытые руки разводятся по сторонам, «гедан какивакэ нагаши уке».
  52. Руки поднимаются вперёд, двойной «кеито уке».
  53. Шагнуть вперёд длинным скользящим движением, «неко аши дачи», один палец бьёт двойным ударом «иппон нуките» с киаем, руки возвращаются к груди.
  54. Медленно повернуться, повторить движение 20. Правая нога подтягивается, каратист возвращается к исходному положению.

«годжусихо сё»

«Годжусихо сё» является малой, пассивной, формой предыдущего ката. По длине оно примерно такое же, как и вариант «даи». Этот комплекс — приоритетный для высших уровней.

Выполняется по схеме:

  1. Аналогично предыдущему комплексу.
  2. Голова поворачивается налево, левая нога шагает под 45° туда же, медленный клиновидный блок «чудан какивакэ уке».
  3. То же самое в другую сторону.
  4. Тело поворачивается на 45° налево, левая нога шагает, медленный «тате шуто цки».
  5. Правая рука — «гьяку цки».
  6. Левая — «ои цки».
  7. Правая нога — «мае гери», ставится обратно.
  8. «Зенкутсу дачи» с «ои цки».
  9. Зеркально повторить 4-е движение.
  10. Зеркально повторить движения с 5 по 7.
  11. Правая нога шагает назад в «зенкутсу дачи», «джодан эмпи учи».
  12. Правая нога подтягивается направо, повернуться на 180° налево, «кокутсу дачи», медленный «шуто уке».
  13. Левая рука — «шуто гедан бараи», правая — «хаишу осае уке».
  14. Правая нога шагает вперёд, правая рука делает «тате нуките», левую ладонь поместить к правому локтю.
  15. Левая рука — «тате нуките».
  16. Правая рука — снова «тате нуките».
  17. Правая нога подтягивается направо, тело поворачивается на 180° налево в «кокутсу дачи».
  18. Повторить движения с 13 по 16.
  19. Левая нога шагает назад, «киба дачи», «хаито гедан уке».
  20. Правая нога скрестно шагает налево.
  21. Левое колено поднимается вверх (блокируется атака рукой в средний уровень).
  22. Левая нога ставится топчущим движением, оба кулака приближены к левому бедру.
  23. «Хаито гедан уке» направо.
  24. Левая нога скрестно шагает направо.
  25. Зеркально повторить движение 22.
  26. Правая нога подтягивается, тело поворачивается на 180° к «кокутсу дачи».
  27. Повторить движения с 16 по 19 и с 21 по 24.
  28. Быстро повернуться на 180° в «зенкутсу дачи», правая рука делает «джодан маваши учи».
  29. Правая нога шагает вперёд, правая рука — медленное «шуто учи».
  30. Левая рука делает быстрое «шуто маваши учи».
  31. Левая нога шагает большим движением вперёд, медленный «шуто уке».
  32. «Гьяку ханми», правая рука — «учи уке».
  33. Правая нога — «мае гери».
  34. Широко шагнуть вперёд, «коса дачи», левая рука — «гедан цки», правый кулак — у левого плеча.
  35. Отойти, повернуться назад, левосторонняя «зенкутсу дачи», правая рука — «гедан бараи», взгляд сохраняется в одном направлении. Наклон корпуса к левой ноге.
  36. Правая нога подтягивается, поворот в «кокутсу дачи».
  37. Повторить движения с 16 по 19, с 21 по 24 и с 32 по 25.
  38. Повернуться налево, «киба дачи», левая нога шагает, «хаито гедан уке» налево.
  39. Правая нога скрестно шагает.
  40. Левое колено поднимается вверх, левая рука — «тате шуто уке».
  41. Нога ставится топчущим движением, правая рука — «чудан цки».
  42. «Хаито гедан уке» направо.
  43. Шагнуть направо скрестно.
  44. Правое колено поднимается вверх, левая рука — «тате шуто уке».
  45. Нога ставится в «киба дачи» (топчущее движение), правая рука — «чудан цки».
  46. Шагнуть вперёд, «зенкутсу дачи», «уракен учи».
  47. Правая нога шагает назад, «киба дачи», левая рука — «тетсуи учи».
  48. Правая нога шагает вперёд, «ои цки» с киаем.
  49. Левая нога подтягивается в «шидзэнтаи», оба кулака быстро выводятся вперёд.
  50. Быстро наклониться вперёд, бёдра отводятся назад, боковые стороны кулака бьёт двойным ударом «тетсуи хасами учи» назад.
  51. Корпус выпрямляется, оба кулака — на поясе.
  52. Левая нога шагает, повернуться налево, «зенкутсу дачи», резкое движение бёдер.
  53. Правая нога шагает вперёд, «неко аши дачи», «мороте гедан нагаши уке» (медленное круговое движение руками).
  54. Руки согнуть перед телом, двойной «кеито уке».
  55. Сместиться вперёд, «неко аши дачи», «мороте сэрюто учи» (двойной удар в ключицы врага).
  56. Правая нога медленно подтягивается, поворот в «кокутсу дачи». Левая нога подтягивается в «шидзентаи».
Другие сокращения:  Веб-версия портала Госуслуг: что это такое, как войти в личный кабинет? - Новости города Салавата

Рассмотренные комплексы интересны ещё и тем, что существуют много веков: японские мастера сохраняют традиции из поколения в поколение. Такая приверженность наследству предков позволила им оставить многие ката без изменений до настоящего дня. В то же время ряд форм усовершенствован, добавлены новые, более эффективные, приближенные к условиям настоящего боя движения.

«джион»

По-окинавски «джион джи» означает «гонг храма», в японском языке это обозначение милосердия и любви. У комплекса китайское происхождение. Его относят к «томари те». Название объясняется двумя версиями:

  1. В 15 веке жил легендарный воин-монах, создавший данную форму. В его честь она была создана.
  2. Комплекс был создан в китайском монастыре «Джион джи», по имени которого его и назвали.

Изучают это ката ученики стилей «Вадо рю» и «Шотокан». Формы «Джитте», «Джион» и «Джи ин» входят в одну группу. Они объединяются резкими акцентированными движениями, в которых присутствует большое количество поворотов, частые двойные блоки. Первый раз подобная техника встречается в «Хеиан Сандан».

Ката «Джион» выполняется по схеме:

  1. Левая нога шагает назад, каратист переходит в «зенкутсу дачи», делает двойной блок: левая рука — «гедан бараи», правая — «учи уке».
  2. Голова поворачивается на 45° налево, шагая вперёд и занимая «зенкутсу дачи» на левую ногу, медленное выполнение клиновидного блока.
  3. Правая нога делает «маэ гери» на среднем уровне.
  4. Немедленно правая рука на постановку ноги выполняет «ои цки».
  5. Левая рука делает «чудан цки».
  6. Правая рука бьёт «чудан цки» (эти три удара выдерживаются в следующем ритме: зафиксировать первый, быстро сделать второй, третий снова фиксированный).
  7. Медленно повернуться на 90° направо, «какивакэ уке».
  8. Повторить движения с 3 по 6 зеркально.
  9. Используя переходное положение, выполнить переднее «аге уке», выдерживая центральную ось.
  10. «Гьяку цки».
  11. Правая рука делает «аге уке» на шаг вперёд.
  12. Левая рука наносит «гьяку цки».
  13. Левая нога шагает вперёд, руки бьют «аге уке».
  14. Правая нога шагает вперёд, выполняется «ои цки» с киаем.
  15. Повернуться в противоположном часовой стрелке направлении, перейти к левосторонней «кокутсу дачи», сделать двойной блок «гедан бараи — джодан учи уке» с переходным положением.
  16. Сместиться налево с «каги цки».
  17. Зеркально повторить предыдущее движение направо.
  18. Шагнуть вперёд, занимается левосторонняя «зэнкутсу дачи» с «гедан бараи».
  19. Правая нога шагает вперёд, каратист переходит в «киба дачи», что сопровождается «шотэй (теишо) учи».
  20. Предыдущее движение повторяется зеркально, левая нога шагает вперёд.
  21. Повторить движение 19, шагает правая нога.
  22. Повторить движение 15, но в сторону, противоположную часовой стрелке.
  23. Подтянуть к левой правую ногу, сделать «джодан мороте уке».
  24. Повторить зеркально предыдущее движение, поворачиваясь налево.
  25. Медленно поднять и развести руки.
  26. Выпрыгнуть вперёд в «коса дачи» с «гедан джуджи уке».
  27. Левая нога шагает назад в «зенкутсу дачи», руки поднимаются по сторонам.
  28. Левая нога шагает вперёд, следует нанесение двойного «учи уке» в переходном положении.
  29. Нога шагает вперёд, «джодан джужди уке» кулаки располагают друг над другом, снизу левый).
  30. Правая рука бьёт «уракен» во внешнем направлении (по Канадзаве — «ура цки»). Левую слегка смещают вовнутрь (Канадзава учил делать ею «аге цки»).
  31. Левый кулак наносит «чудан цки уке», правая рука — «джодан нагаши уке».
  32. Одномоментно правый кулак выполняет «ура цки», левая рука — прижимает противника на удар.
  33. Повернуться в сторону, противоположную часовой стрелке, левая нога шагает в «зэнкутсу дачи», делается «учи уке».
  34. Правая нога шагает вперёд, «ои цки».
  35. Повернуться на 180° в направлении часовой стрелки, правая рука наносит «учи уке».
  36. Левая нога шагает вперёд, следует «ои цки».
  37. Каратист поворачивается налево на 90°, принимается левосторонняя «зенкутсу дачи», делается «гедан бараи».
  38. Спортсмен переходит в «киба дачи», наносит «отоши уке» в переходном положении.
  39. Последнее движение повторяется зеркально, затем прямо. Техники выполняются в следующем ритме: фиксация — быстрый — снова фиксация.
  40. Повернуться налево, перейти в «киба дачи», левая рука наносит «ура цки», голова поворачивается налево в переходном положении — так имитируется захват.
  41. Последние движения повторяются зеркально с киаем.

«джитте»

По-окинавски оно называется рукой храма, а по-японски — десятью руками. Это комплекс возник около Томари, сначала его включили в «Шури те», позднее — в «Шотокан». Его родоначальник — китайское искусство «Лохань цюань». Предположительно это ката имеет связь с «Джион» и «Джичин».

По стилю «Сётокан» эта форма нужна для защиты от ударов палкой. Она содержит только защитные приёмы. Практикуя этот комплекс, каратист следит за:

  • тем, насколько скоординировано движутся бёдра и руки;
  • в каком положении оказались локти в каждой конечной позиции;
  • правильно ли напряжены боковые мышцы корпуса.

Цель изучения этого ката — выстроить структуру для эффективной защиты. В современном японском «джитте» означает 10 рук. Но данный перевод характерен для японского языка (на окинавском диалекте она называется рукой храма). «Джи» служит для обозначения любви, милости, поэтому лучше воспринимать название этого комплекса как технику милосердия. Форма включает в себя 24 позиции, на её выполнение уходит около 1 минуты.

Она исполняется по схеме:

  1. Левая нога медленно отводится назад, «зенкутсу дачи» с «текуби осаэ уке» (тыльная сторона запястья делает прижимающий блок).
  2. Повернуться налево на 45°, открытые ладони медленно выполняют двойное движение.
  3. Голова быстро поворачивается налево, правая ладонь прижимает руку соперника блоком («хаито уке» по Канадзаве).
  4. Сместиться в правую сторону, войти в «киба дачи», правая рука — «хаито учи».
  5. Левая нога подтягивается к правой, последняя — шагает в «киба дачи», правая ладонь бьёт врага.
  6. Повторить зеркально, потом — снова пятое движение.
  7. Смотреть прямо, нога скрестно шагает с «джодан джуджи уке» (оба кулака в сжатом положении).
  8. Голова поворачивается налево, левая нога шагает в «киба дачи», двойной «гедан бараи».
  9. Немедленно сместиться налево, «йама гамае» (по Накаяме каратист должен, скользя, сместиться в «киба дачи», по Канадзаве — подтянуть правую ногу к левой, затем левая шагает).
  10. Повернуться на 180° налево, левое колено поднимается высоко, поставить ногу в «киба дачи», обе согнутые руки тоже вверх с «йоко учи бараи».
  11. Зеркально повторить, после заново сделать в неизменном виде.
  12. Напряжённые руки разводятся по полукруговой траектории в медленном темпе, голова поворачивается направо. Руки опускаются вниз, правая нога немного подтягивается во второй.
  13. «Шуто джодан уке».
  14. «Бо уке» (защитная техника от ударов с помощью палки).
  15. Левое колено поднимается, правую руку располагают под одноимённое плечо, левую — в области груди.
  16. Сместиться вперёд, «зенкутсу дачи», «бо уке».
  17. Повторить движения с 14 по 16 зеркально.
  18. Повернуться вокруг правой ноги на 180°, принять «кокутсу дачи», «гедан бараи», «джодан учи уке».
  19. Повторить движение 18 зеркально.
  20. Левая нога шагает вперёд, «зенкутсу дачи», левая рука — «аге уке» (с переходным положением).
  21. Правая нога шагает вперёд, «аге уке».
  22. Повернуться на 180°, левая рука — «аге уке».
  23. Правая нога скользит вперёд, «аге уке» с киаем. Левая — подтягивается в другой и возвращается к исходному положению.

«канку даи»

По-японски ката называется «Кушанку», что означает «взглянуть на небеса», «созерцать небо». Ранее оно называлось «Кванку». Эти названия появились от фамилии основателя формы. Этот комплекс имеет много способов выполнения: «Канку шо», «Канку даи» в Карате Шотокан, «Кушанку» — в «Вадо рю», «Шихана Кушанку» — в «Шури те» и др.

Считают, что «Кушанку» было взято Итосу-сенсеем как основа, чтобы создать комплексы ветви «Хеиан». Эта форма — самая зрелищная традиционная среди всех окинавских вариантов. Мастер Фунакоши признавался, что любит её сильнее других. Он выбрал её для демонстрации, проходившей в зале «Кодокан». Есть мнение, что эта форма содержит всю основную технику направления «Шотокан».

«Канку даи» выполняется по схеме:

  1. Из исходного положения (обе руки опущены, левая под правой, кулаки раскрыты) поднять руки и глаза вверх, ладони направить к небу.
  2. Руки разводятся медленно и широко по сторонам, правая ладонь ребром вкладывается в открытую левую.
  3. Быстро поднять вверх левую руку, развернувшись налево и заблокировав атаку, принять «кокутсу дачи», быстро поднять правую руку, повернуться направо и снова сделать блокирующее движение.
  4. Правая рука выполняет медленное «тате шуто уке».
  5. Правая рука бьёт «чудан цки».
  6. Корпус поворачивается налево, правая рука делает «учи уке».
  7. Последние два движения повторяются зеркально.
  8. Далее следуют технику 7-11 из «Хеиан Нидан».
  9. Тело поворачивается, правая рука делает «шуто учи», левая — «шуто джодан уке».
  10. Правая нога бьёт «мае гери» (руки положения не меняют).
  11. Делается поворот, нога ставится на землю, выполняется двойной блок «гедан бараи — учи уке джодан».
  12. Без задержки корпус смещается вперёд, «зенкутсу дачи», левая рука делает «нагаши уке» и «шуто учи» с отведение в «нуките».
  13. Левая нога медленно подтягивается, принимается положение «реноджи дачи» с последующим переходом в «гедан камае» (левую руку удерживать в позиции «гедан бараи»).
  14. Последние четыре движения повторяются.
  15. Делаются техники с 5 по 10 шаг из «Хеиан Йондан».
  16. 4 раза «шуто уке».
  17. Снова повторить предпоследнюю комбинацию.
  18. Каратист прыгает вперёд, занимая позицию «коса дачи», правая рука выполняет «уракен».
  19. Левая нога шагает назад, «зенкутсу дачи», правая — «учи уке».
  20. Левая рука делает быстрый «гьяку цки».
  21. Правая рука бьёт «чудан цки» («мае те цки» — кулак наносит удар в открытую ладонь).
  22. Тело поворачивается на 180°, колено поднимается, кулак бьёт снизу по подбородку врага. Левую ладонь нужно положить на правое предплечье.
  23. Упасть вниз на обе руки, делая небольшой поворот во внутреннюю сторону, смотреть прямо (таким движением уходят от атак палками).
  24. Подняться и повернуться на 180°, оказаться в низкой «кокутсу дачи», выполнить «гедан шуто уке».
  25. Правая нога шагает вперёд, «чудан шуто уке».
  26. Повернуться, принять «зенкутсу дачи» (спереди левая нога), левая рука делает «учи уке».
  27. Правая рука бьёт «гьяку цки».
  28. Развернуться на 180°, войти в «зенкутсу дачи», правая рука — «учи уке».
  29. Быстрый «гьяку цки», без задержки следует «чудан ои цки».
  30. Повторяются движения с 11 по 15.
  31. Правая рука отводится к бедру, спортсмен переходит в «киба дачи», бьёт снизу «уракен». Левая рука приближается к правому бедру, она же наносит удар «тетсуи учи чудан». Голова поворачивается налево.
  32. Кулан разжимается, бьёт в другую ладонь «мае эмпи учи».
  33. Голова поворачивается направо, кулаки оказываются у левого бедра.
  34. Правая рука блокирует «гедан бараи».
  35. Левое колено поднимается, нога резко топает, тело поворачивается направо. К концу движения правую руку отвести наверх, левую — опустить вниз.
  36. Правый кулак бьёт «отоши цки» по колену врага. Открытые руки делают блок сверху «джужди уке», корпус поднимается, принимается естественная стойка «шидзэнтаи».
  37. Медленно повернуться, принять «зенкутсу дачи» на правую ногу. Обе руки — в верхнем положении, потом медленно опустить их, каждую сжать в кулак.
  38. «Нидан гери» с киаем.
  39. Приземлиться, правая рука бьёт «уракен». Левую ногу подтянуть. Перейти из «киба дачи» в «шидзэнтаи», руки делают широкое круговое движение.
Другие сокращения:  Введение в PHP

«унсу»

«Унсу» — раздвигать облака руками. Имя автора неизвестно. Может быть, этот комплекс — самый древний из всех. Его изучают в «Сётокан» и «Шито рю». Форма включает 48 положений, занимает 1 мин. Сначала обе ноги ставятся рядом, кулаки вверху и скрещены, потом разведены по сторонам.

Последовательность движений:

  1. Кулаки разжимаются, руки поднимаются к лицу, обе делают «теишо уке».
  2. Ладони поворачиваются вперёд, руки разводятся по сторонам, два «тате шуто уке».
  3. Правая нога шагает вперёд, «неко аши дачи», двойной «кеито уке».
  4. Правая рука — «чудан иппон нуките», потом вернуться в позицию 3.
  5. Левая нога шагает вперёд в «неко аши дачи», после — движется по полукругу, как будто подбивает ногу врага.
  6. Правая рука — «чудан иппон нуките», вернуть обратно.
  7. Правая нога снова шагает вперёд. Левая — движется по полукругу с «кеито уке» — защититься от атаки среднего уровня, отводя руку в правую сторону. Опрокинуть оппонента, ударить пальцами по горлу. Левая нога шагает вперёд в «сочин дачи», делает «тате шуто уке».
  8. «Гьяку цки», переход в «зенкутсу дачи».
  9. Зеркально повторить движения 7 и 8.
  10. Повторить движения 7-8, поворачиваясь на 90°, потом — зеркально на 180°.
  11. Упасть под 45° в бок, опираясь на руки с опусканием правого колена на пол, левая нога — «маваши гери».
  12. Перейти в лежачую позицию (левый бок, опора на руки). Правая нога — «маваши гери».
  13. Опустить ногу, перейти в присед, сместить правую ногу, выйти в «киба дачи», двойной «тате шуто уке».
  14. Правая нога отводится, тело поворачивается налево, «зенкуцу дачи», левая рука — «кеито уке», правая — «гедан теишо уке» назад.
  15. Левая нога отводится назад, каратист поворачивается направо, переходит в «зенкутсу дачи», правая рука — «кеито уке», левая — «гедан теишо уке».
  16. Левая рука — «хаито учи».
  17. Левая нога — «мае гери», руки положения не меняют.
  18. Нога возвращается, корпус поворачивается направо, «сото уке джодан».
  19. Нога ставится назад, «зенкутсу дачи», «гьяку цки».
  20. Правая рука — «хаито учи».
  21. Зеркально повторить движения с 17 по 19.
  22. Левая нога подтягивается, «хеисоку дачи». Руки двигаются по кругу скрестно под 45° у тела.
  23. Повернуться налево, левая нога шагает вперёд в «зенкутсу дачи», левая рука опускается вниз, правая — поднимается вверх.
  24. Правая нога шагает вперёд в «зенкутсу дачи» с «гедан цки».
  25. Снова повернуться на 180° с «гедан цки уке».
  26. Правая нога отводится направо, перейти в «сочин дачи» с «тате шуто уке».
  27. «Теишо хасами уке».
  28. Немедленно «мае гери кекоми» без смены положения рук с киаем.
  29. Нога ставится вперёд, левая рука — «гьяку цки».
  30. Правая — «чудан цки».
  31. Правая нога шагает вперёд, перейти в «киба дачи», левая рука — «шуто гедан бараи».
  32. Голова поворачивается налево, тело разворачивается, немного смещается налево.
  33. Левая нога шагает вперёд в «киба дачи», правая рука — «шуто гедан бараи».
  34. Голова поворачивается направо, тело разворачивается, немного смещается направо с «хаито джодан уке».
  35. По тому же направлению левая рука бьёт «гьяку цки» из «киба дачи».
  36. Каратист поворачивается налево, переходит в «кокутсу дачи» с «хаишу уке» (как вариант, переходит в «сочин дачи» с «тате шуто уке»).
  37. Правая нога — «микаджуки гери» в левую ладонь, прыгнуть, повернувшись на 360°, приземлиться, левая нога — «уширо гери».
  38. Левая нога шагает вперёд, «санчин дачи», «маваши уке».
  39. Правая нога шагает вперёд, «санчин дачи», «маваши уке».
  40. «Сочин дачи», «аге уке» (по Канадзаве — «зенкутсу дачи»).
  41. «Зенкутсу дачи», правая рука — «гьяку цки» с киаем.
  42. Левая нога медленно подтягивается, «хеисоку дачи», руки двигаются по кругу.

«хэиан годан»

Последнее ката этого семейства. Оно обязательно для всех сдающих на 4 кю, пояс синего цвета.

Выполняется данный комплекс по схеме:

  1. Левая рука делает «учи уке», а тело разворачивается налево, принимая «кокутсу дачи».
  2. Немедленно наносится «гьяку цки» (руку выпрямляют полностью, корпус поворачивается вперёд только верхней частью, сохраняется стойка «кокутсу дачи»).
  3. Одномоментно происходит поворот головы направо, подтягивание правой ноги к левой и перевод обеих рук в правую сторону в «каги цки» (переходную позицию, где стопы стоят вместе).
  4. Правая нога шагает в одноимённом направлении, принимается правосторонняя «кокутсу дачи», параллельно выполняется «учи уке».
  5. Наносится «гьяку цки».
  6. Повторяется пункт 3 на другую сторону.
  7. Правая нога шагает вперёд, наносится «мороте уке».
  8. Левая нога шагает вперёд, делается «джужди уке гедан».
  9. Каждая ладонь открывается, обе руки переводятся в верхнее положение «джужди уке джодан».
  10. Поворот кистей рук. Отвод руки соперника (воображаемый) к низу.
  11. Левая рука выполняет «тюдан цки уке».
  12. Правая нога шагает вперёд, что сопровождается «ои цки» с киаем. Выполнение последовательности с 8 по 12 пункт очень быстрое. Она должна восприниматься как защита от «маэ гери» и контратака. Этот удар ногой блокируют «гедан джужди уке», а следующую за ним атаку кулаком — «джодан джужди уке». Следующее движение — блок удара в средний уровень кулаком, затем левая рука делает «цки уке». Канадзава-сенсей указывал, что левая рука может выполнить «цки уке».
  13. Шагнуть вперёд, выполнив топчущий удар ногой, занять «киба дати» и блокировать «гедан бараи». Бить можно по колену либо подъёму ноги соперника.
  14. Открытая ладонь после быстрого замаха медленно блокирует невидимую атаку, вес смещается к правой ноге.
  15. Далее без задержки правая нога делает «микаджуки гери» в левую ладонь. Цель предыдущего движения была блокированием, а данного — атакой. Подошва либо подушечки пальцев ноги бьют по корпусу или голове соперника.
  16. Нога ставится на пол, в это время правый локоть бьёт в левую ладонь.
  17. Это положение располагает к блоку от удара кулаком (средний уровень): выполняется «мороте уке» и переход к «кодза дачи» (сильному сбивающему блоку).
  18. Поворот головы налево (переключить внимание на другого воображаемого противника), подтягивание левой ноги в «рэноджи дачи» (естественная стойка), поднимание кулака кверху.
  19. Воображаемый соперник делает подсечку, от которой нужно уйти, подпрыгнув вверх. После приземления боец оказывается в низкой стойке, делает «гедан джуджи уке» в ответ на «маэ гери». Иной вариант: каратист прыгает и бьёт обоими кулаками в колено либо голень врага.
  20. Корпус быстро поворачивается направо в «зенкутсу дачи» с «мороте уке». (а) Защититься от атаки сверху — левая рука выполняет «нагаши уке», одновременно внутреннее ребро правой делает удар (по версии Накаямы) либо «гэдан нуките» (в варианте Канадзавы). (б) Корпус быстро смещается назад в «кокутсу дачи», двойной блок — «джодан учи уке» и «гедан бараи». Понимание движения может быть неоднозначным: либо правая рука захватывает пах соперника, либо выполняется рывок, где левая рука движется навстречу с ударом.
  21. Тело поворачивается направо, левая нога отводится назад. Позиция рук переходная.
  22. (а) Правая рука наносит «нагаши уке», одновременно ребро левой наносит удар.
  23. (б) Корпус быстро смещается назад в «кокутсу дачи», двойной блок — «джодан учи уке — гедан бараи». По мнению Накаямы, в пунктах с 20 по 23 ноги не должны перемещаться — двигается лишь корпус. Особо важно сместить его, когда техника закончится. Канадзава считает, что в ходе перемещения из «зэнкутсу дачи» в «кокутсу дачи» предпочтительнее смещать ногу, стоящую впереди. Однако этот вариант займёт намного больше времени.

«хэиан ёндан»

Этот ката нужно сдать, чтобы получить 5-й кю, зелёный пояс. Ката акцентирует внимание на ударной технике ног «гэри вадза». Оно состоит из следующих элементов:

  • трёх «чудан маэ гэри кеагэ»;
  • двух «чудан йоко гэри кеагэ»;
  • новых блоков — нижнего икс-образного («гэдан джуджи укэ») и обратного клиновидного («какэ вакэ укэ»);
  • нового удара локтем «чудан эмпи цки»;
  • новой стойки «коса дачи».

«Хэиан Ёндан» выполняется по заданной схеме:

  1. Каратист поворачивается налево, принимает «кокутсу дачи» и делает верхний двойной блок. Прослеживается схожесть с первым движением ката «Хеиан Нидан», однако тут каждая ладонь открыта и выдерживается пауза около трёх секунд. Затем следует вернуться к исходному положению, подтянув обе руки на линию пояса.
  2. Без задержек движение повторяется зеркально с поворотом направо.
  3. Вновь возвращение к исходному положению, левая нога шагает вперёд, делается «джужди уке гедан».
  4. Правая нога шагает вперёд, «мороте уке».
  5. Левая нога поднимается и располагается у правого колена, голова поворачивается налево.
  6. Левая нога делает «йоко гери», одноимённая ей рука — «уракен».
  7. Когда нога ставится на место, правый локоть бьёт в левую ладонь «эмпи учи».
  8. Левая нога слегка подтягивается назад, правая — поднимается и оказывается у колена другой. Оба кулака приближены к левому боку, голова повёрнута направо.
  9. Без промедления правая нога наносит «йоко гери кеаге» в одноимённую сторону, правая рука — «уракен» одновременно с её постановкой на землю.
  10. Левая рука выполняет «мае эмпи учи». Важно знать: в варианте Канадзава-сенсея, когда выполнено седьмое движение, левую ногу подтягивают назад, а «йоко гери» на правую сторону делается из «хейсоку дачи», а за движением направо (текущее, десятое по счёту) правую ногу подтягивают, остаётся в переходном положении, где левая рука переходит к нижнему блоку, правая рука делает замах до одноимённого уха.
  11. Спортсмен поворачивается налево, нанося удар правой ладонью (ударная поверхность — ребро) из наружной части во внутреннюю и блокируя с помощью левой руки «шуто аге уке».
  12. Выполняется «маэ гери» без смены положения рук. Следует продвинуться вперёд, опустив ногу.
  13. «Уракен» и переход к правосторонней скрещенной стойке «кодза дачи» (активное нападение), сопровождаются киаем.
  14. Повернуться на 135° направо, медленно (около трёх секунд) выполняя «какивакэ уке».
  15. «Маэ гери» без смены положения рук.
  16. Без промедления, как только нога встанет на место, наносится «ои цки».
  17. «Гьяку цки».
  18. Повернуться на 90° налево, принять «кокутсу дачи» (левосторонняя) и медленно выполнить «какивакэ уке».
  19. Левая нога делает быстрое «маэ гери» без смены положения рук.
  20. Сразу, как нога вернётся на место, левая рука бьёт «ои цки».
  21. Правая рука выполняет «гьяку цки».
  22. Оставаясь на одном месте, каратист переходит в левостороннее «кокутсу дачи» и делает «мороте уке».
  23. Боец шагает вперёд, занимает правостороннее «кокутсу дачи» и блокирует «мороте уке».
  24. Левая нога шагает вперёд, принимается «кокутсу дачи», снова делается «мороте уке». Руки двигаются, имитируя захват головы противника.
  25. Каратист бьёт коленом с киаем.
  26. После 180°-го поворота нога ставится в «кокутсу дачи», наносится «шуто уке».
  27. Правая нога шагает вперёд, снова принимается «кокутсу дачи», каратист бьёт «шуто уке».

«хэйан нидан»

Это второй обучающий комплекс из каратэ «Сётокан». Он обязателен к демонстрации всеми сдающими на жёлтые пояса (7 кю). Изначально «хэйан нидан» задумывался как первая ката, но основателем «Сётокана» Гичином Фунакоши последовательность изучения форм была изменена, потому что этот комплекс казался ему сложнее некоторых других. К примеру «Хэйан сёдан» превратился в «Хэйан нидан».

Другие сокращения:  Что значит вэл - Значения слов

Выполняется он по следующей схеме:

  1. Левая нога смещается вперёд, следует разворот налево, переход в «кокутсу дати» и двойной блок.
  2. Снова выполнение двойного блока: воображаемому противнику по руке с обоих сторон наносится удар так, чтобы переломить её. Левая рука бьёт в область запястья, а правая — по локтю. Это положение — исходное, удобное, чтобы правая рука выполнила захват, а левая — ударила.
  3. Делается «цки уке» — техника, промежуточная по отношению к «гедан цки» и «гедан бараи».
  4. Выполнение двойного блока из «кокутсу дачи» и поворот направо.
  5. Правая рука блокирует, левая — бьёт «ура цки» по воображаемому противнику в область его подбородка.
  6. Последнее сделанное движение повторяется зеркально.
  7. (а) Вес переносится к левой ноге, правая — подтягивается для занятия исходного положения, из которого следует поворот тела направо и удар «йоко гери». Каждая рука сжата в кулак, обе приближены к левому боку, причём правую держат поверх левой. (б) Без задержек единовременно правая нога выполняет «Йоко гери», а правая рука — «Уракен».
  8. Нога возвращается назад, вперёд выступает другая, делает поворот на 180°, переход к левосторонней «Кокутсу дачи». Левая рука бьёт «Шуто уке».
  9. Снова делается «Шуто уке» на шаг вперёд (правая нога) с занятием «Кокутсу дачи». В коротком переходном положении рука отводится назад.
  10. Левая нога шагает вперёд, принимается положение «Кокутсу дачи», левая рука выполняет «Шуто уке».
  11. Правая рука делает «нуките», левая с помощью ладони прижимает руку соперника вниз. Эти действия сопровождаются «киаи».
  12. Следующие четыре движения — «шото уке», аналогично комбинации из концовки ката «Хейан шодан».
  13. Правая рука выполняет «Учи уке», тело поворачивается в левую сторону, спортсмен оказывается лицом в исходном направлении.
  14. Правая нога бьёт «мае гери», затем она ставится вперёд, принимая «зенкуцу дачи».
  15. Без задержки наносится «гьяку цки».
  16. Корпус немного разворачивается налево, правая нога подтягивается ко второй, которая стоит позади неё.
  17. Без промедления делается «мае гери».
  18. Правая рука выполняет «гьяку цки».
  19. Правая рука блокирует усиленным движением «мороте уке».
  20. Левая нога шагает назад, каратист поворачивается налево, левая рука делает «гедан бараи».
  21. Правая нога шагает на 45° вперёд, в переходном положении наносится «аге уке».
  22. Разворот направо, правая нога шагает вперёд, одноимённая рука блокирует «гедан бараи», в переходном положении она должна находиться в верхней точке.
  23. Каратист шагает вперёд, его левая рука наносит «аге уке», попутно выполняется «киаи». Этим завершающим движением обычно имитируют удары, ломающие противникам руки (подобно девятому пункту в предыдущем ката). Другое понимание — обычная ударная техника: локоть снизу бьёт по подбородку. Завершается комплекс возвращением к исходному положению.

«хэйан сандан»

Это ката в данном разделе идёт третьим. Оно обязательно демонстрируется экзаменуемыми на оранжевые пояса (6 кю). Форма состоит из движений, которые стали основой для появившихся позже комплексов: Текки, Джион, Джиин, Джитте. Основная ориентация многочисленных приёмов данного ката — на ближний бой, но первоочередная задача — научиться принимать стойку «киба дати».

«Хэйан сандан» выполняется по следующей схеме:

  1. Из «кокутсу дачи» поворот налево с блоком «учи уке».
  2. Правая нога подтягивается к левой. Выполнение двойного блока: правая рука делает «учи уке», левая — «гедан бараи».
  3. Руки меняются ролями: правая блокирует движением «гедан бараи», левая — наносит «учи уке». Другие ката, относящиеся к более высокому уровню, тоже содержат эти двойные блоки, их быструю смену. Вот почему заранее необходима хорошая отработка этой последовательности, умение её быстрого выполнения. Направление движения рук в обоих блоках — из внутренней части во внешнюю, причём они не создают друг другу помехи, взаимное блокирование локтями — ошибка почти каждого новичка — тоже неправильно.
  4. Движения с 1 по 3 повторяются зеркально.
  5. Тело поворачивается на 90°, выполняется блок «моротэ уке».
  6. Правая нога шагает вперёд, делается «нуките» (аналогично 11-му движению из второго «хейан»).
  7. Повернуться на 360°, перейти в «киба дачи», левая рука выполняет замах у уха и бьёт «тетсуи учи» (так имитируется освобождение от захватов).
  8. Правая нога шагает вперёд, делается удар «ои цки» с киаем.
  9. Тело поворачивается налево на 180°, левая нога подтягивается к правой, оба кулака приближены к поясу. Необходимо выдержать долгую паузу.
  10. Правый локоть выполняет блок «фумикоми», двигаясь из внешней части во внутреннюю.
  11. Немедленно правая рука бьёт «уракен» по круговой траектории. До «фумикоми» возможно выполнения другого удара ногой, к примеру, «микадзуки гери».
  12. «Фумикоми», затем левый локоть блокирует атаку.
  13. Левая рука делает «уракен».
  14. Снова «фумикоми», правый локоть блокирует атаку.
  15. Одиночный «уракен».
  16. Нога шагает вперёд, левая рука бьёт «ои цки». Важно: по линии Канадзава-сенсея принято занятие переходного положения, из которого правая рука наносит удар «тате шуто уке».
  17. Каратист поворачивается налево, левая нога шагает назад. Переход в стойку «киба дачи», где оба локтя отведены в разные стороны, что имитирует освобождение от задних захватов. Далее следует нанесение двойного удара: правый кулак бьёт назад над плечом, левый локоть — в том же направлении.
  18. Боец быстро смещается в правую сторону, снова прибегая к двойному удару: правый локоть бьёт назад, левый кулак — над противоположным плечом. Движение сопровождается боевым выкриком («киаи»).
  19. Заканчивается комплекс возвращением к исходному положению.

Некоторые технические действия и движения из «Хеиан Сандан» взяты из форм «джитте», «джион» и «джи ин». Речь идёт о двойных блоках «учи уке — гедан бараи» и топчущих ударах, завершающихся принятием стойки «киба дачи».

«хэйан сёдан»

Стиль «Сётокан» имеет 5 ката, первая из которых — Хейан Сёдан. Пока эта форма не была создана, каратисты изучали Наиханти и Басаи Даи. По мнению окинавского мастера Итосу Ясуцуне, начинающим выполнение этих комплексов будет даваться сложно. Ясуцуне разработал альтернативу — «Пинан», сформированную на базе «Канку дай».

Выполняется форма по следующей схеме:

  1. Из исходного положения повернуться налево, левая нога шагает вперёд, принимая «зенкуцу дачи», левая рука выполняет «гедан бараи».
  2. Правая нога шагает вперёд, делая «ои цки».
  3. Развернуться на 180° направо (правая нога выполняет большой шаг), правая рука делает «гедан бараи». Воображаемые противник наносит удар «мае гери», от которого следует защитное движение, потом каратист «сбрасывает» захват за запястье, выполняя круговое движение рукой, перенося вес назад и контратакуя в голову кулаком (используется его боковая сторона).
  4. Немецкие бойцы исполняют удар, применяя «тецуи учи», боковую сторону кулака. Это версия сенсея Канадзава. Стойка естественная — «сидзентаи». По традиции Накаяма-сенсея, выполнение удара сопровождается вхождением в «зенкуцу дачи».
  5. Выполнив «тецуй учи», левая нога шагает вперёд, наносится «ои цки».
  6. Тело разворачивается на 90° налево, левая нога делает шаг, левая рука — «гедан бараи».
  7. Правая рука наносит «аге уке» (обязательно с переходным положением), одновременно правая нога шагает вперёд.
  8. Левая нога шагает вперёд, левая рука выполняет «аге уке».
  9. Правая нога снова шагает вперёд, правая рука делает «аге уке» с киаем, который демонстрирует, что последнее движение было ударом, к примеру, по локтю соперника. Правая рука (предплечье) двигается вверх, причём левая, выполнив «аге уке», переходит к захвату запястья оппонента и делает рывок на себя.
  10. Корпус поворачивается налево, левая нога шагает назад, левая рука делает «гедан бараи».
  11. Следует немедленное «ои цки», левая нога шагает вперёд.
  12. Повернуться на 180° направо, правая нога делает большой шаг вперёд, правая рука — «гедан бараи».
  13. Левая нога шагает вперёд, выполняется «ои цки».
  14. Тело разворачивается на 90° налево, левая нога делает шаг, левая рука — «гедан бараи».
  15. Правая нога шагает, «ои цки».
  16. Немедленно сопровождается вторым «ои цки», левая нога снова делает шаг.
  17. Правая нога вперёд, «ои цки», киай.
  18. Левая нога шагает, корпус поворачивается налево, принимается «кокутсу дачи», левая рука бьёт «шуто уке».
  19. Правая нога шагает вперёд на угол в 45° направо, правая рука выполняет «шуто уке».
  20. Разворот на 135° направо, правая нога шагает прямо, принимается положение «кокутсу дачи», и правая рука делает «шуто уке».
  21. Без задержки левая нога шагает под 45° налево, вход в стойку «кокутсу дачи», левая рука делает «шуто уке».
  22. Переход к исходному положению.

Пояснение к шагам с 18 по 21. Эти движения могут применяться на практике. «Шуто уке» в первом варианте — это движение, блокирующее прямой удар рукой, во втором — атакующее действие, когда ребро ладони направляется в шею противника.

«эмпи»

Другое её название — «Вансу», что означает «летящая ласточка», комплекс получил по фамилии создавшего его мастера. Первый раз он был продемонстрирован в 1863 г. на острове Окинава. Первоначальный комплекс был переделан мастером Санаедой, учеником его создателя, а позже — прошёл через ряд модификаций Итосу-сенсея. Форма имеет название «Вансу» и изучается в стиле «Шорин рю», «Вадо рю» и иных.

Этот комплекс считается старейшим среди всех остальных, в Томари он был сильно популярен. В настоящее время его исполнение очень изменилось. Однако основные принципы остались нетронутыми: в каком темпе сменяет позицию центр тяжести, как двигаются бёдра, схожесть движений с полётом порхающей ласточки. На выполнение уходит от 50 до 70 сек.

Ката делается по схеме:

  1. Каратист опускается вниз с постановкой на пол правого колена, правая рука выполняет «гедан бараи», смотрит он под 45° налево, позиция левого кулака — у груди. Касание левой пятки правым коленом.
  2. Спортсмен поднимается на ноги, оба кулака приближены к левому бедру.
  3. Правая нога шагает направо, тело поворачивается в том же направлении с «гедан бараи».
  4. Голова поворачивается вперёд, занимается положение «киба дачи», выполняется «каги цки».
  5. Левая нога шагает вперёд, стойка «зенкутсу дачи». Левая рука блокирует движением «гедан бараи».
  6. Левая рука наносит «аге цки», кулак раскрывается, правое колено поднимается перед грудью.
  7. Прыжок вперёд, приземление к нижнее «коса дачи», левая рука делает «гедан цки», после чего к левому плечу подводится правый кулак.
  8. Из занятой стойки каратист поднимается вверх, разворачивается на 180°, удерживая взгляд по исходному направлению, правая рука блокирует назад «гедан бараи», корпус наклоняется к левой ноге. В наклоне позиция корпуса и ноги — на одной прямой. С данной комбинацией практикующий встретится в ходе комплекса 3 раза. Именно эта совокупность движений делает комплекс таким, каким он писан выше, потому её следует проанализировать глубже.
  9. Движения с 5 по 8 повторяются.
  10. Левое колено поднимается направо и вверх, открытая левая рука тоже. Нога совершает дугообразное движение и ставится в «киба дачи», голова поворачивается налево, глаза смотрят в направлении левой ладони.
  11. Правый локоть бьёт в левую ладонь с киаем, после чего голова поворачивается вперёд. Далее выполняется «ханшу уке» от «джодан цки», затем наносится двойной удар: локоть — по голове, колено — по паху.
  12. Перейти к «киба дачи», сделать «тате шуто уке».
  13. Два последовательных «рэнджуки».
  14. Тело поворачивается на 90° налево, делается блок «гедан бараи».
  15. Правая рука наносит «аге цки».
  16. Правая нога шагает вперёд, принимается «кокутсу дачи», выполняется «шуто уке».
  17. Правая нога подтягивается назад, левая — шагает вперёд, занимается «кокутсу дачи», левая рука наносит «шуто уке».
  18. Из «кокутсу дачи» бьётся «гьяку цки».
  19. Правая нога шагает вперёд, наносится «шуто уке».
  20. Каратист поворачивается на 180° налево, входит в «зенкутсу дачи», его левая рука делает «гедан бараи».
  21. Далее повторяются движения с 6-го по 9-е.
  22. Правая ладонь (её основание) медленно блокирует из нижнего положения, двигаясь вверх и изнутри наружу.
  23. Правая нога шагает вперёд, «мороте шуто уке». По Накаяме предварительно подтягивается левая нога.
  24. Предыдущее движение повторяется зеркально.
  25. Снова делается техника из 23-го пункта.
  26. Каратист переходит в «кокутсу дачи», делает «гедан бараи».
  27. Голова поворачивается вперёд, открытые ладони выполняют двоёное блокирующее движение. Европейская версия (Канадзава-сенсей) предусматривает вход в «киба дачи».
  28. Спортсмен прыгает, поворачиваясь на 360° с киаем. В момент прыжка он поднимает руки вверх. Приземляется в «кокутсу дачи», правая рука делает «шуто уке».
  29. Правая нога шагает назад, принимается «кокутсу дачи», левая рука бьёт «шуто уке». Левая нога подтягивается назад, занимается стойка «хейсоку дачи», оба кулака приближаются к левому бедру.
Оцените статью
Расшифруй.Ру