Органы управления и индикации блоков бкиу, пду и бк
Система обнаружения и тушения пожара
Назначение и состав системы
Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) магистрального тепловоза 2ТЭ25КМпредназначена:
— для раннего обнаружения пожара, его оперативной регистрации с выдачей машинисту информации, как о пожаре, так и о неисправности системы, с указанием соответствующего места в тепловозе;
— для тушения пожара в автоматическом и ручном режиме управления огнетушащим аэрозолем;
— для своевременного оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу, через локомотивную радиостанцию, с указанием номера локомотива.
В состав системы СПСТ входят:
1. Блок контроля, индикации и управления БКИУ (1 шт. на секцию тепловоза).
БКИУ обеспечивает: сбор информации о состоянии СПСТ, вывод на светодиодный дисплей; работу световой и звуковой сигнализации; передачу информации о контролируемой секции на БКИУ других секций; управление режимом запуска генераторов огнетушащего аэрозоля; прием команд от пускового дистанционного устройства (ПДУ); подачу команды на запуск генераторов огнетушащего аэрозоля; сохранение в «памяти событий» информации об изменении состояния СПСТ.
2. Блок резервного питания БРП (1 шт. на секцию).
БРП предназначен, для питания СПСТ (при исчезновении бортового питания) от встроенного аккумулятора; зарядку аккумулятора; индикацию наличия бортового питания, исправности цепи резервного питания, перехода на резервное питание;
3. Адаптер радиостанции АРС (1 шт. на тепловоз).
АРС обеспечивает передачу информации о возгорании по радиостанции, с указанием номера тепловоза.
4. Блок коммутации БК (1 шт. на секцию).
Для согласования характеристик сигналов управления, вырабатываемых БКИУ и пусковых устройств генераторов огнетушащего аэрозоля, а также для индикации обрыва цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и фактов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля;
5. Оповещатели:
5.1. Световой «АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН» (2 шт. на секцию);
5.2. Световые «ГАЗ – УХОДИ» и «ГАЗ – НЕ ВХОДИ» (по 2 шт. на секцию);
5.3. Звуковой охранно-пожарный «СВИРЕЛЬ» (1 шт. на секцию).
6. Извещатели пожарные датчики.
3 шт. – дымовые; 7 шт. – тепловые; 4 шт. – тепловые пускатели электрические. Включены в два (три) пожарных шлейфа (первый контролирует кабину тепловоза, второй – все остальное внутрикузовное пространство), передают на входы БКИУ информацию о задымлении контролируемых зон локомотива.
7. Пульт дистанционного управления установкой аэрозольного пожаротушения тепловоза ПДУ-УАПЭ.ЧС-2.00.000 (2 шт. на секцию).
Для формирования команд запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.
8. Генераторы огнетушащего аэрозоля АГС-11/5(11/6) (15 шт. на секцию).
Предназначены для автоматического пожаротушения путем выработки аэрозоля по командам блока БКИУ;
9. Магнитоуправляемые датчики АЯКС ИО 102-26 (6 шт.)
Для обеспечения контроля состояния наружных дверей локомотива.
Органы управления и индикации блоков БКИУ, ПДУ и БК
Назначение органов управления и элементов индикации БКИУ
Наименование | Назначение |
Тумблер ВКЛ | Включение питания БКИУ |
Кнопка СБРОС | Перезапуск процессора |
Кнопка РЕЖИМ | Установка режимов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля |
Кнопка ЗАДЕРЖКА | Увеличение задержки запуска генераторов огнетушащего аэрозоля секции до 30 с |
Кнопка ПАМЯТЬ | Вкл./выкл. Режима просмотра памяти событий |
Кнопка ЗВУК ОТКЛ | Отключение зуммера до следующего изменения состояния СПСТ, просмотр записи ПАМЯТИ СОБЫТИЙ |
Кнопка ПУСК | Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди |
Расположение органов управления и элементов индикации БКИУ
Индикация состояния системы СПСТ на лицевой панели блока БКИУ
Наименование | Состояние СПСТ |
Табло ПОЖАР | Обнаружено возгорание |
Светодиоды строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ | Исправное состояние соответствующего пожарного шлейфа |
Светодиоды строки ОБРЫВ | Обрыв или отсутствие извещателей в цепи соответствующего пожарного шлейфа |
Светодиоды строки КЗ | Короткое замыкание в цепи соответствующего пожарного шлейфа |
Светодиоды строки ПОЖАР | Срабатывание пожарного извещателя в соответствующем пожарном шлейфе |
Светодиоды строки ГЕНЕР. | Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля или обрыв цепи запуска в соответствующей секции |
Светодиоды строки ДВЕРИ | Наличие открытых дверей в соответствующей секции |
Прерывистая подсветка кнопки ПУСК | Задержка перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля секции |
Непрерывная подсветка кнопки ПУСК | Обнаружено возгорание |
Светодиод АВТОМАТ зуммер | Установлен автоматический режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля |
Светодиод РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ | Установлен ручной с задержкой режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля |
Светодиод РУЧНОЙ | Установлен ручной режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля |
Светодиод ПАМЯТЬ зуммер | БКИУ в режиме просмотра памяти событий |
Примечание: при отсутствии сигналов о возгорании каждые 2 мин. автоматически производится самодиагностика БКИУ. При этом на 2 – 3 с напряжение с пожарных шлейфов секции снимается, а все светодиоды дисплея БКИУ гаснут.
Пульт дистанционного управления ПДУ:имеет две защищенные пломбами кнопки управления:
— ОСНОВНОЙ – запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди;
— РЕЗЕРВ – запуск генераторов огнетушащего аэрозоля резервной очереди.
Индикация состояния системы СПСТ с помощью звуковых
и световых оповещателей
§
Система устанавливается в каждой секции тепловоза и обеспечивает пожарную сигнализацию в двух зонах и объемное пожаротушение данной секции.
При формировании локомотива каждой секции, с помощью перемычек (на БКИУ), присваивается номер (первая, вторая или третья). Там же перемычками задается общее количество секций.
Системы всех секций имеют равные права в управлении.
СПСТ каждой секции локомотива может функционировать как автономно, так и в качестве части СПСТ локомотива. БКИУ всех секций объединены в информационную сеть (токовая петля).
Система может функционировать в трех режимах запуска генераторов огнетушащего аэрозоля: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и является основным режимом работы системы.
Режим «РУЧНОЙ» также применяется при нахождении локомотивной бригады в тепловозе и используется при экстренном тушении пожара в секции, где отсутствуют члены бригады.
Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады в тепловозе (в отстое).
Нормальная работа: на блоках БКИУ светится линейка индикаторов желтого цвета строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ.
Обрыв в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля: на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор строки ГЕНЕР в столбце, соответствующем данной секции, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал.
Обрыв или короткое замыкание в пожарном шлейфе: на дисплее БКИУ начинает светиться красный индикатор ОБРЫВ (КЗ) строки в столбце неисправного шлейфа, желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ в этом столбце гаснет, а встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал. По линии связи информация о неисправности передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи.
Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля АВТОМАТИЧЕСКИЙ: на лицевой панели БКИУ светится индикатор АВТОМАТИЧЕСКИЙ, светятся световые оповещатели АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН, звучит прерывистый зуммер блока БКИУ.
Сработал извещатель в пожарного шлейфа: на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ- НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях включаются.
Сработали два и более пожарных извещателей в кузове одной секции: на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ — НЕ ВХОДИ, ГАЗ — УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях, кнопка ПУСК на блоке БКИУ секции, где обнаружено возгорание начинает светиться прерывисто. Если все двери секции закрыты, начинается отсчет 30-секундной задержки до выдачи команды на активацию генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди. Через 30 с генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди активируются.
Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ (на лицевой панели БКИУ светится индикатор РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ):
— при срабатывании хотя бы одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ — УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи; включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях;
— при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях.
Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ возможна только с помощью кнопки ПУСК, либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ, при этом двери локомотива должны быть закрыты.
Если СПСТ находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ (на лицевой панели БКИУ светится индикатор РУЧНОЙ):
— при срабатывании одного и более пожарных извещателей в кузове одной секции на дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло ПОЖАР и кнопка ПУСК на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели ГАЗ-НЕ ВХОДИ, ГАЗ-УХОД И. По линии связи информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели ГАЗ-HEВХОДИ, ГАЗ-УХОДИ, табло ПОЖАР на блоке БКИУ во всех секциях.
Условия запуска и способы отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля приведены в табл. 6.4.
Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме РУЧНОЙ возможна только с помощью кнопки ПУСК либо с помощью кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.
Таблица №6.4
Условия запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и способы его отмены
Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля | Условия запуска | Примечание | Способы отмены запуска генераторов огнетушащего аэрозоля |
Автоматический | — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание не менее двух пожарных извещателей в одном кузове тепловоза | Активация генераторов происходит через 30 с после срабатывания двух пожарных извещателей | — открыть дверь секции; — перезапустить БКИУ при помощи тумблера ВКЛ или теплового выключателя на БР (выключить и повторно включить; — установить режим РУЧНОЙ |
Ручной с задержкой (а) | — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание одного или более пожарных извещателей в одном кузове тепловоза; — произведено однократное нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели любого блока БКИУ | Активация генераторов происходит через 30 с после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ | — открыть дверь секции; — нажать кнопку СБРОС на лицевой панели БКИУ соответствующей секции тепловоза |
Окончание таблицы № 6.4 | |||
Ручной | — все двери секции закрыты; — произошло срабатывание одного или более пожарных извещателей в одном кузове; — произведено однократное нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели любого блока БКИУ | Активация генераторов происходит сразу после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ | Отменить невозможно |
Ручной с задержкой (б) | — все двери секции закрыты; — произведено нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ три раза с интервалом не более 3 с | Активация генераторов происходит через 30 с после нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ | — открыть любую дверь секции, перезапустить БКИУ при помощи кнопки СБРОС |
Ручной | — все двери секции закрыты; — произведено нажатие кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ три раза с интервалом не более 3 с | Активация генераторов происходит сразу после трехкратного нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ | Отменить невозможно |
Любой режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля | — произведено нажатие кнопки ОСНОВНОЙ в блоке ПДУ | Активация генераторов происходит сразу после нажатия кнопки ОСНОВНОЙ в блоке ПДУ | Отменить невозможно |
Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля резервной очереди может быть произведен не ранее чем через 1 мин после запуска генераторов первой очереди.
При нахождении тепловоза в депо дежурному по депо отправляется сообщение об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива.
Информация о срабатывании извещателей в шлейфах пожарной сигнализации, неисправностях в цепях пожарных шлейфов в цепях запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и фактах их запуска записывается в энергонезависимую память всех БКИУ. Объем памяти – 256 событий. При полном заполнении памяти самые старые записи автоматически стираются.
§
огнетушащего аэрозоля
При включении питания БКИУ на нем автоматически установится режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля такой же, что и у БКИУ других секций, входящих в локомотив. Если БКИУ остальных секций в этот момент будут выключены, то будет автоматически установлен режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ.
Для изменения режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля используется кнопка РЕЖИМ в правой части лицевой панели БКИУ. При каждом ее нажатии режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля изменяется:
АВТОМАТИЧЕСКИЙ> РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ > РУЧНОЙ > АВТОМАТИЧЕСКИЙ.
Текущее значение режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля отображается одним из 3-хсветодиодов группы РЕЖИМ в правой части лицевой панели блока БКИУ.
Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля во всех секциях локомотива изменяется синхронно (с задержкой не более 3 с).
Основным (рабочим) режимом запуска генераторов огнетушащего аэрозоля является РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ. Этот режим используется во время движения и на стоянках, когда в локомотиве присутствуют члены локомотивной бригады. В этом режиме запуск генераторов огнетушащего аэрозоля возможен только при нажатии кнопки ПУСК. Штатный запуск (произошло срабатывание пожарных извещателей в пожарном шлейфе кузова тепловоза) генераторов огнетушащего аэрозоля при таком режиме происходит через 30 с после однократного нажатия кнопки ПУСК (при условии, что все двери секции тепловоза, где обнаружено возгорание, закрыты). Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит через 30 с после трехкратного нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ или закрытия дверей тепловоза.
Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля РУЧНОЙ используется для ускоренного запуска генераторов огнетушащего аэрозоля при возникновении пожара в соседней секции при отсутствии там людей. В этом режиме запуск генераторов огнетушащего аэрозоля также возможен только при нажатии кнопки ПУСК. В этом режиме штатный (произошло срабатывание одного и более пожарных извещателей в одном пожарном шлейфе) запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит сразу после однократного нажатия кнопки ПУСК (при условии, что все двери секции тепловоза, где обнаружено возгорание, закрыты). Принудительный запуск генераторов огнетушащего аэрозоля происходит после трехкратного нажатия кнопки ПУСК на лицевой панели блока БКИУ.
Режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля АВТОМАТИЧЕСКИЙ используется во время длительной стоянки тепловоза, когда локомотивная бригада на длительное время покидает тепловоз. При установке этого режима включается прерывистый звуковой сигнал встроенного в БКИУ зуммера. Если все двери секции закрыты, включаются световые оповещатели АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН. В этом режиме при срабатывании одного пожарного извещателя в любом пожарном шлейфе секции включатся звуковой оповещатель и световые оповещатели ГАЗ-HE ВХОДИ, ГАЗ-УХОД И, табло ПОЖАР, подсветка кнопки ПУСК блока БКИУ. При срабатывании двух и более пожарных извещателей в пожарном шлейфе секции кнопка ПУСК соответствующего БКИУ начнет светиться прерывисто и при условии, что все двери секции закрыты, начнется отсчет 30-секундной задержки. Открытие любой двери секции в это время приведет к прекращению отсчета задержки, при закрытии всех дверей отсчет задержки начнется сначала. По окончанию отсчета задержки кнопка ПУСК на лицевой панели БКИУ начнет светиться непрерывно, после чего СПСТ активирует генераторы огнетушащего аэрозоля основной очереди.
При возвращении локомотивной бригады в тепловоз режим запуска генераторов огнетушащего аэрозоля АВТОМАТИЧЕСКИЙ должен быть заменен на режим РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ.
Сброс системы
Для проверки достоверности отображения текущего состояния СПСТ используется кнопка СБРОС, расположенная под крышкой в верхней части передней панели БКИУ. При нажатии этой кнопки напряжение с пожарных шлейфов секции снимается, и микропроцессор БКИУ выполняет стартовую программу. Этапы выполнения стартовой программы приведены в табл. 6.6.
После выполнения стартовой программы на пожарные шлейфы подается питающее напряжение. БКИУ непрерывно контролирует состояние пожарных шлейфов, цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, дверей секции, обменивается информацией с БКИУ других секций и отображает текущее состояние СПСТ.
Таблица № 6.6
Программы системы СПСТ
Этап тестирования | Состояние элементов индикации | Результат тестирования |
Проверка элементов индикации | В течение 1 с включены все светодиоды дисплея БКИУ и встроенный зуммер | Элементы индикации БКИУ исправны |
Проверка источника питания шлейфов | Все индикаторы выключены | Источник питания шлейфов исправен |
Включены все светодиоды 2-х столбцов дисплея БКИУ | Неисправность источника питания шлейфов | |
Проверка схемы контроля токов пожарных шлейфов | Последовательное свечение строк дисплея в столбцах, соответствующих данной секции, двойной сигнал зуммера | Схема контроля токов пожарных шлейфов исправна |
Последовательное свечение строк дисплея в столбцах, соответствующих данной секции, отсутствие двойного сигнала зуммера, прерывистое свечение одной или нескольких строк в столбцах соответствующих данной секции | Схема контроля токов пожарных шлейфов неисправна | |
Окончание таблицы № 6.6 | ||
Проверка пожарных шлейфов | Последовательное свечение столбцов дисплея, соответствующих данной секции, включение светодиодов строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ в столбцах соответствующих данной секции | Пожарные шлейфы исправны |
Последовательное свечение столбцов дисплея, соответствующих данной секции, включение светодиодов строк ОБРЫВ или КЗ в столбцах, соответствующих данной секции | Пожарные шлейфы неисправны | |
Проверка связи с БКИУ других секций | Включение светодиодов в столбцах, соответствующих другим секциям | БКИУ других секций включены, связь с ними установлена |
В столбцах, соответствующих другим секциям нет включенных светодиодов, зуммер выдает прерывистый сигнал | БКИУ других секций выключены или связь с ними отсутствует |