Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается Расшифровка

Начальники начальников

Доклад ВШЭ об «умной оптимизации» госслужащих со всеми графиками, проекциями и прочей аналитикой уместился на 46 страницах. Особое внимание обращает на себя пункт про загруженность слуг народа:

В некоторых федеральных органах исполнительной власти соотношение руководителей и подчинённых составляет 1 к 1,2, т. е. на 1 руководителя приходится чуть больше 1 подчинённого. В 35 из 52 ФОИВ (это федеральные органы исполнительной власти) на 1 заместителя министра (руководителя) приходится менее 2 департаментов (управлений).

«Двоечниками» числятся Ростуризм, Росгидромет, Россвязь, Роспатент, Роснедра и с десяток других ведомств. Их оптимизация может коснуться в первую очередь. Хотя проредить ряды предлагается везде. И главным основанием к этому называется цифровизация – замена взаимодействующего с людьми чиновника роботом. В докладе ВШЭ говорится следующее:

Органы власти получат аналог государственного магазина приложений (AppStore, Google Play), в котором они из стандартных компонентов смогут проектировать полностью цифровые услуги, исключающие человека – посредника между гражданином и органом власти.

То есть предлагается сокращать главным образом тех, кто работает с людьми, реально может помочь им советом, найти выход из сложной ситуации. Теперь – цифровые фронт-офисы, чат-боты и другие прелести дивного нового мира.

Бумажное сокращение

Это далеко не первая и, очевидно, не последняя реформа госуправления. Только за последнее десятилетие в России несколько раз пытались сократить количество госслужащих. За три года – с 2022 по 2022 – планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов.

Не получилось. В 2022 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10%. Эффект тот же – цель достигнута не была. Ещё одна попытка была анонсирована в прошлом году. За 2020-2021 годы предполагалось на 10% процентов урезать штат центральных аппаратов и на 15% – их территориальных подразделений. Политический эксперт, публицист Валерий Смирнов уверен, что и в этот раз особых результатов от реформы мы не почувствуем:

Речь идёт в основном о сокращении числа ставок, которые имеются в тех или иных подразделениях, но не о реальных сотрудниках. По расчётам на март 2020 года в центральном аппарате где-то 18,7% пустых вакансий, в службах – 22%, в агентствах – 14%. И это при том, что сокращение в центральных аппаратах планируется всего на 5%. То есть даже незаполненные вакансии не исчезнут полностью.

Гуманисты могут спать спокойно: сокращать будут не людей, а свободные вакансии. При этом штат чиновников формально урежут, а их содержание – 1,6 трлн руб. в год – трогать не будут. На это тоже обратил внимание Валерий Смирнов:

Когда оптимизировали медицину, например, то краеугольным камнем было то, что нефиг тратить столько денег. А вот число госслужащих сокращают без сокращения расходов на оплату их труда!

То медицина, а то кормушка для многомиллионной армии чиновников. И речь не о чиновниках, которые работают на местах за копейки, а об их коллегах, – тех, кто хорошо засел повыше и наплодил замов. В российских ведомствах, например, есть такая должность, как помощник заместителя директора.

Вроде не бездельники и могли бы жить, только бы чиновников взять и сократить

В Минфине России озвучили идею масштабной реформы государственного управления, которая будет заключаться в сокращении числа госслужащих разного уровня. Предполагается, что это позволит проиндексировать зарплаты в госаппарате, не выделяя на это средства из бюджета. В чём угрозы этой инициативы?

Вопрос о раздутом штате госслужащих в России – один из самых обсуждаемых в последние годы. Несмотря на все разговоры, правительство пока не предпринимало каких-либо решительных шагов в данной области. Точнее, предпринимало, но тогда, год назад, речь шла вовсе не о сокращениях. Госслужащие – это такие же рабочие люди, уверяют в кабмине. Следовательно, им тоже необходимо повышать зарплаты сообразно темпам роста инфляции, а также вообще повышать их доходы.

При этом в вопросе, который условно можно назвать «о госслужащих», нет единого мнения: правительство официально молчит, глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы, а ряд экономистов полагают, что профессии госслужащего необходимо поднимать престиж, устраняя неравенство в доходах между служащими разного уровня.

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы. Фото: State Duma Russia / Globallookpress

Другие сокращения:  ГОСТ 52087 2003 ПБТ

Несмотря на новое предложение, прозвучавшее из стен Минфина, кабмин не торопится давать ход инициативе о сокращении штата, потому что просто не решил, что следует делать с госаппаратом, его доходами и численностью. Идей и мнений по-прежнему звучит очень много.

Зачем это нужно?

Ответ на вопрос о том, зачем необходимо сокращать армию чиновников в России, казалось бы, очевиден. Это и бюджетная экономия (прежде всего), и вероятное повышение «чистоты» профессии, в которой останутся только профессионалы, которые будут получать хорошие деньги за реальную, сложную и эффективную работу на благо страны и её граждан.

Однако Россия – большая страна, в каждом регионе которой есть свой достаточно широкий чиновничий аппарат. При разности уровня жизни в регионах нужны и разные критерии отбора чиновников для разделения их на эффективных и «неугодных».

В интервью «РИА Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что реформа назрела уже давно, и Минфин предлагает действовать. Чиновница отметила, что если штат чиновников не будет сокращён, то в будущем служащие смогут рассчитывать только на индексацию на уровень инфляции, а роста зарплаты до конкурентного уровня не будет. Или будет, но ценой дополнительных 100 млрд рублей в год.

Экономия – не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь,

– сказала Нестеренко.

В Минфине предложили провести реформу в два этапа. Первый – автоматический, предполагающий простое сокращение численности центрального госаппарата на 10%, территориальных органов – на пять процентов, а в регионах к 2021 году – на все 15%.

Это станет первой волной. Вторая волна – структурное совершенствование госаппарата. Оно должно заключаться в масштабных преобразованиях территориальных представительств министерств и ведомств. Из отделений с большой численностью служащих должны получиться компактные офисы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», – сказала Нестеренко.

На первый взгляд, идея очень хорошая, ведь любой профессии избыток кадров вредит не в меньшей степени, чем недостаток. При раздутых штатах падает эффективность работы, так как служащие часто «отбывают номер», занимаются бюрократией или работой, которая ничего не значит и ни к чему не приводит.

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Фото: Elnur/Shutterstock.com

Именно поэтому вопрос сокращения штата госслужащих – это не вопрос увольнения, а вопрос отладки работы госаппарата. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что такая отладка пошла бы этому аппарату на пользу. Однако в этом ли истинная цель и только ли в размер штата упирается неэффективность работы?

Увольнять нельзя премировать

На самом деле кабмин уже разрабатывал инициативы, которые должны пойти на пользу госслужащим. В 2022 году в проект федерального бюджета закладывалось 138,6 млрд рублей в 2022 году и 208,9 млрд рублей в 2020 году на «материальную мотивацию» чиновников.

Армия чиновников разного ранга в нашей стране насчитывает порядка 2,5 млн человек. Однако было бы неверно полагать, что все эти 2,5 млн человек живут на широкую ногу. В аппарате госслужбы есть своя дифференциация по статусу, и зарплаты неначальствующего состава в регионах не так высоки.

Правительство также предложило выделить 375 млн рублей из общей суммы в 2022 году исключительно на поддержку госслужащих, которые участвуют в реализации федеральных и нацпроектов. 493 млрд рублей в 2020–2021 годах должны быть выделены чиновникам с формулировкой о повышении «гарантированной части денежного содержания», то есть зарплаты. По задумке, сюда же должно войти то самое «материальное стимулирование» и пенсионное обеспечение. Суммарно к 2021 году на все эти цели будет истрачено более полутриллиона рублей.

Получается что после разговоров о том, что госслужащим необходимо повышать престиж профессии, спустя всего год (и, кстати, после разработки соответствующих бюджетных параметров) в правительстве уже говорят о том, что «денег нет, и вы уйдите». При этом следует напомнить указ президента России Владимира Путина от 2022 года, в котором он ясно давал понять – рядовой небогатый госслужащий должен получать достойную зарплату.

До 2022 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания,  

Другие сокращения:  Как расшифровывается гвп? Значения аббревиатур и сокращений на сайте

– сказано в указе «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы России на 2022–2022 годы».

Именно подобные «чертыхания» сегодня вызывают большие вопросы. Правительству, вероятно, необходимо, наконец, определиться – следует ли в рамках реформы госаппарата просто увольнять одних и поднимать зарплаты другим или нужно истратить более полутриллиона рублей из бюджета на тотальное премирование служащих, либо же проводить «вдумчивую люстрацию» на основании показателей эффективности работы, которых никто никогда не видел.

Хотя к последнему утверждению всё же следует добавить прошлогоднее заявление Алексея Кудрина, который предложил ставить госслужащим оценки за их работу, то есть ввести KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности).

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Фото: Atstock Productions / Shutterstock.com

Согласно этой системе, которая работает во многих корпорациях, регулярный оклад или бонусы сотрудника зависят от того, насколько эффективно он работал. Кудрин даже включил положение о KPI для служащих в новую стратегию Счётной палаты, желая лично выставлять оценки чиновникам за их работу.

К чему это приведёт

Экономисты уже начали обсуждать новую идею Минфина о сокращении штата госслужащих. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Олег Сухарев в интервью Царьграду заявил, что Россия «болтается в хаосе», пока Минфин занимается сокращениями.

Вот так вот вякнуть: административная реформа, давай сократим кого-то – это проще всего. Но в каком объёме, кого ты будешь сокращать? Выявил ли ты эти избыточные функции, нужны ли они, какова их полезность? Ведь они же играли какую-то роль в управлении. Или не играли?

– заявил экономист, обратив внимание на отсутствие критериев для сокращения штата.

Такие критерии, по его мнению, выполняли бы роль плана, что необходимо, так как плана этого у России сейчас нет. Главное, по его мнению, состоит в том, что старые проверенные профессионалы, которые могли бы что-то подсказать, уже в принципе не работают.

«И вот это катастрофа для страны. Потому что если бы профессионалы были, вам было бы к кому приткнуться и к кому обратиться. А теперь вы ковыряетесь с таким реформированием, кого-то сократить, кого-то усмирить, кого-то убедить», – считает он.

«В плане полушутки я бы сократил, прежде всего, правительство, которое принимает такие решения. Потому что провинностей много: это и непродуманные налоговые изменения, и пенсионная реформа, и сдерживание роста вместе с аккумулированием ресурсов в ФНБ в профицитном бюджете и так далее», – заявил экономист.

Новая реформа госаппарата также вызвала много вопросов и у экономиста Михаила Делягина. В беседе с ИА Rengum он отметил, что сокращение госчиновников на 10% «замечательно только с точки зрения классовой ненависти». По его мнению, ряд министерств и ведомств уже могут работать оптимально, и сокращения им только навредят. Другие же учреждения, напротив, не захотят терять ценные кадры и специально нарастят штат на 20%, чтобы не пострадать в результате реформы.

И в итоге оказывается, что при применении сокращения на 10% одни ведомства станут просто хуже работать, потому что там будут уволены необходимые люди, а другие будут по-прежнему работать неэффективно,

– сказал Делягин.  

Из этих мнений, а также инициатив самого правительства следует несколько выводов. Во-первых, если штат госслужащих раздут, то его сокращение пойдёт на благо. Во-вторых, любое сокращение не должно быть механическим или, как выражаются в Минфине, автоматическим урезанием штата.

Автоматизм – не критерий, а способ произведения действия. Под раздачу могут попасть госслужащие низшего звена, которые вовсе не имеют никакой заоблачной зарплаты. Их увольнение не только лишит учреждения «базовой рабочей силы», но и снизит эффективность, одновременно этим обогатив чиновников высшего ранга, которые и сейчас нередко обеспечены вполне хорошо.

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Фото: Vanilllla / Shutterstock.com

В-третьих, если брать за основу требование Путина о поднятии престижа профессии, то разве такая профессия станет более престижной, если в ней пройдут масштабные сокращения? Или же если представителям этой профессии выписать высокие бонусы? Отнюдь нет.

Именно поэтому в правительстве крайне сдержанно реагируют на инициативу госпожи Нестеренко.

«Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно», – сказал пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов (цитата по «Интерфаксу»).

Очевидно, что настоящая реформа госаппарата должна быть многоуровневой и хорошо продуманной. Производиться она должна только на основании равных для всех служащих критериев оценки работы на должности конкретного уровня.

Беспорядочная реформа, конечно, сократит штат, высвободит средства, но и нанесёт удар по аппарату, престиж которого либо нуждается в повышении (если смотреть на низы), либо наоборот (если смотреть на верхушку). Так что пока заявления Минфина являются не более чем теоретическим предложением с перспективой дальнейшей проработки, но никак не поводом для оптимизма или инструкцией к действию.

Другие сокращения:  ВЭСН Ведомственные элементные сметные нормы. Техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны.

Голодная армия чиновников

Всего в России, по данным Минфина за прошлый год, 2 миллиона 400 тысяч чиновников. На 10 тысяч жителей страны приходится 163 госслужащих. Для сравнения, в СССР, по данным Центрального статуправления, в 1985 году, на пике расцвета бюрократии, было 2 миллиона чиновников на 276 миллионов населения, то есть всего 73 госслужащих на 10 тыс. жителей.

Если очередная реформа наконец принесёт результат, можно будет лишь порадоваться. Но если сократят не только пустые вакансии, но и живых чиновников, то кого именно? Политолог, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Манойло в интервью нашему каналу высказал свои предположения:

Здесь важен сам подход, каких именно сотрудников будут сокращать – или неэффективных, или с дублирующимся функционалом, или работяг, – людей, которые тянут на себе три воза дел, за которыми никто не стоит и защитить их некому.

Чиновничий аппарат Российской Империи был меньше в 10 раз, но в разы эффективней, чем сегодня. А жили здесь 170 миллионов человек – Империя включала Польшу, Финляндию, Малороссию, Закавказье, Туркестан. Учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев вместо номинальной реформы госуправления предлагает подумать над возрождением земств, которые существовали до революции:

Земство должно быть бесплатным. Депутаты никакого уровня не должны получать зарплаты. Никогда. Хочешь представлять народ? Представляй и живи его жизнью на его зарплату. Ты учитель? Директор школы? Тебя избрали – работай, собирайся на сессии. Они что, все профессиональные законодатели? Не смешите меня. Пожалуйста – иди заседай за свои собственные деньги, за свою зарплату, не отрывайся от той среды, которая тебя выдвинула, представляй её.

И в то же время, по мнению Константина Малофеева, должен быть в России класс профессиональных госслужащих – тех, кто учился этому и тех, кто получает за свою работу зарплату. При этом справедливо было бы установить финансовое вознаграждение по результатам проделанной работы.

Усердно потрудился, повысил показатели – получаешь достойную оплату, всё полугодие пробегал с чашкой кофе по курилкам – сидишь на минималке. Чиновники – не привилегированная каста, а служащие, задача которых служить народу. В России в последнее время об этом стали забывать.

Российским чиновникам предрекли массовые увольнения

Российские чиновники могут массово потерять работу в результате реализации нового законопроекта о местном самоуправлении (МСУ), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на слова заместителя министра юстиции Андрея Логинова. В Минюсте предрекли увольнение около трети муниципальных служащих — более 100 тысяч человек — до 2028 года. Сильнее всего реформа ударит по Центральному, Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам.

Законопроект внесли в Госдуму в конце 2021 года. Документ предполагает, что сельские и городские поселения лишатся собственных органов управления — глав и депутатов. Предлагается создать одноуровневую систему МСУ, где останутся лишь городские и муниципальные округа (в городах федерального значения предусмотрены еще и внутригородские районы). Реформу намерены запустить в начале 2023 года и закончить к началу 2028-го.

По данным Минюста, к концу 2020 года в России было 293 тысячи муниципальных служащих. Из них 119 тысяч работали в органах местного самоуправления городских округов — этой категории чиновников изменения не коснутся. Еще 111 тысяч заняты на уровне муниципальных районов и округов — из них сократят половину или чуть больше, заявил Логинов. Остальные 60 тысяч работают в органах МСУ городских и сельских поселений — их должности и вовсе упразднят.

«Риски в этом огромные, потому что люди живут в населенных пунктах, где они вряд ли смогут переквалифицироваться. Это люди, которые являются […] проводниками политической линии и политических предпочтений среди населения сельских местностей», — прокомментировал замминистра. Логинов добавил, что остаться без работы могут до 45 процентов работников депутатского корпуса и подведомственных муниципальных учреждений.

В Совете Федерации согласились с оценками Минюста. Первый зампредседателя Совфеда Андрей Турчак заявил о необходимости «компенсирующих мероприятий», в том числе связанных с повышением квалификации. Один из инициаторов реформы, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинниковзаявил, что депутаты намерены рассмотреть законопроект о развитии местного самоуправления в первом чтении в конце января 2022 года.

Оцените статью
Расшифруй.Ру