- Что такое квн? / квн
- «вечер весёлых вопросов»
- Виды сварочных швов
- Возрождение квн в 1986 году
- Карьера после квн
- Квн (1961—1972)
- Конкурсы
- Контент-анализ выпусков квн на наличие политической цензуры
- Официальные лиги мс квн (тто «амик») на 2022 год
- Расшифровка функций сварочного аппарата или инвертора
- Сварка|классификация|в помощь|сварщику
- Цеу, цэу, цэрэу, цу — ценное указание, этимология (сергей колибаба) / проза.ру
Что такое квн? / квн
Итак, немного истории, друзья!
Четыре источника и составные части
Говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Чисто КВНовская мысль: можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем, не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью: воссоединиться в КВНе, как венце творения. Круто? Возможно. В это части книги мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас в свое время долго и напрасно учили, и выделить лишь несколько основных “источников и составных частей” КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три — как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее! Поехали!
Капустник
Что это такое — приблизительно знают все. Откуда «это» взялось — представляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-е годы собирались в доме Б.В.Щукина и “чудили” — разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни. А “капустниками” все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по такому поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот — это неправда! Точнее, актеры-то скорее всего, действительно собирались и чудить — чудили. А неправда — то, что это были первые театральные “капустники”. Реально это дело придумали не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра еще в конце 1900-х годов. Именно в МХТ на театральных вечеринках впервые стали делать пародии — сначала на самих себя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие театры и даже на политических деятелей. Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам! (Ничего не напоминает?) Но и всё это — тоже неправда! Точнее, все — правда, кроме истинных исторических корней «капустников». А теперь внимание! Историческая правда: задолго-задолго до всего выше изложенного, долгими осенними вечерами деревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы заквашивать ее на зиму. Работа была большая и занудная, а девушки были молодые и красивые, поэтому приходили к ним деревенские парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Отсюда исторический вывод: «капустник» — чистой воды русский народный жанр! А страсть к актуальному юмору, товарищи, сидит в нас на генетическом уровне! О как!!!
Едем дальше!
Агитбригада
Знакомое слово? Десяток лет назад об этом явлении еще помнили все. Целое движение было. Так что, ради исторической справедливости, впитайте и это понятие. В общем, у большинства, кто помнит, ассоциации с этим словечком чисто «революционные»: синие блузы, красные косынки и чучело «мирового империализма» с внушительным мамоном, который, под бурные аплодисменты публики, смело протыкался пролетарским штыком. Кстати, некто Соколов из команды «Уральские пельмени» и был так разделан на сцене соратниками по команде на заре «пельменской» юности 90-х годов прошлого столетия.
Агитбригада, как понятие, кануло в Лету вместе с Комсомолом. В свои последние годы она, правда, никого и никуда не агитировала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую основу КВНа. Сейчас поймете почему.
Вообще, агитбригада — штука гениальная. Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» — шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Узнаете КВНовское приветствие? Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, братья КВНщики, придумано агитбригадой!
Так что относитесь к этому явлению уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния.
Напомним, что мы сейчас плывем с вами по истории! Впереди — теория и практика! А пока — продолжение истории.
СТЭМ
Студенческий театр эстрадных миниатюр, господа! Одно название говорит о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Кое-где существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом.
Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра — юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, как кажется. Эксплуатируются они уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели — вроде «Отелло» с шепелявым студентом, или «Экзамена в ликеро-водочном институте».
В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году, несколько отличается от классического. Прелесть этих мини-спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый «кайф» эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом.
Что за «кайф» в «новом качестве»?
Во-первых, это, как и в агитбригаде, доведенный до логического предела «театр представления». Но, если в линейке агитбригады актерство отдельно взятой личности было минимальным, то в СТЭМе без этого актерства практически не обойтись! Следующий шаг в таком актерстве — уже клоунада и, скорее всего, в СТЭМе этот шаг уже сделан. Здесь студент уже не может быть просто умным, он — гений ситуации! А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом.
Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если актерам удается «поймать» зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно довести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии.
Действие в СТЭМе строится так: изначально абсолютно реальный житейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, когда актеров «выносит» из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. И вот что удивительно: клоуны сразу обозначают собственную ирреальность “нечеловеческими” костюмами и гримом, а СТЭМ во всем этом абсолютно не нуждается. По большому счету не надо никакого реквизита и декораций! Разве что пара стульев и стол. Вывод: СТЭМ — это искусство полного постановочного примитива.
Дополнительная историческая справка (ради справедливости): СТЭМ напоминает такое явление, как «бедный театр», придуманный великим английским режиссером П.Бруком. Только там декорации были удалены, чтобы не мешать зрителю сосредоточиться на человеческом образе. В «нищем театре» СТЭМа лишние детали часто мешают восприятию происходящего.
Впрочем, за такую «дешевизну» своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным! И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем! Иначе он просто не угадает реальный прототип за «нагромождением маразма». И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха!
Игра
Умение играть — то есть моделировать ситуацию — уже само по себе восхитительное свойство человечества! Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр!
Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором! Конкурс «Евровидение» из года в год оплевывается по полной программе, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот!
Разгадка — в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом — это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество — его «одноразовость», а отсюда — неповторимость. В этом смысле КВН — это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера! И во время этой премьеры участники всегда стремятся показать лучшее, на что они способны!
Чуток древней истории: конкурсы, похожие на КВНовские, проводились в Древней Греции еще более 2500 лет назад. Дело в том, что комедия, как жанр родилась из мистерий, которые разыгрывались на праздниках Диониса (куда без него?). Первое время древние греки показывали комедии всего лишь несколько дней в году на этих самых праздниках. Так вот, при этом в зале сидело жюри! И в конце праздника (который теперь назвали бы Фестивалем) десять уважаемых граждан решали, чей спектакль лучше, и вручали призы лучшему автору и лучшей труппе! Комментарии излишни, Дионис — мужик!
Сейчас трудно сказать, руководствовались ли «отцы-основатели» КВНа подобным анализом. Скорее всего, это было, конечно, озарение, потому что никаких непосредственных аналогов, за которые можно было бы зацепиться, в то время просто не существовало. Причем, не только у нас, но и за рубежом. Ничего подобного не было не только на телеэкране, но и на сцене. Причем, не существовало тогда не просто подобной телевизионной игры — не существовало никаких телевизионных игр вообще (даже в Америке)! Единственное, от чего можно было в этом смысле отталкиваться — это от школьной викторины «Знаешь ли ты доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС?»
Хотя с другой стороны, «отцы-основатели» изначально придумывали совсем другую игру. . . Едем дальше!
ВВВ и КВН
В 1957 году трое молодых людей — врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов — и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора.
Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус.
Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых — такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. . .
Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН».
И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, — но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе — это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось:
Станем эрудитами в нашем КВН…
А дальше — не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными.
Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. . . Чувствуете связь времен?..). В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса!
Такую передачу просто не могли не смотреть!
В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее — тот выигрывал!
КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно — в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но — выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили…
Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался — в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами.
Игра продолжала «саморазвиваться», но. . . За это время забылись традиции КВНовских жанров, “ноу-хау” подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили…
Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет!
Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71». За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать.
И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
Так что же такое КВН?
(Вопрос второй, но — не последний!)
Итак, разобравшись (или сделав вид, что разобрались) с происхождением игры, жанра, понятия, телевизионной передачи, — словом, всего того, что принято называть КВНом, двигаемся дальше!
Всякая великая идея в основе своей — проста и естественна. КВН — не исключение. Если попытаться сформулировать его правила, то окажется, что и формулировать-то нечего: две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила — суть уже не правила, а традиции. И любое действо, которое отвечает этой элементарной формулировке, в принципе, можно назвать КВНом.
И все-таки, что такое КВН?
Ну, наверное, КВН — это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений.
Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН — это соревнование в собственном остроумии. Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд — это, простите, не КВН. Хотя, увы, многие этим занимаются, считая себя вполне законными КВНщиками. Нет, ежели Вы «бомбите» в узком кругу (скажем, лишь для своего класса, факультета, цеха, офиса и т.д.), то на здоровье! Но если вы решите выйти на широкий общественный простор на уровне хотя бы своей городской или региональной КВНовской Лиги, то вам придется уже знать, чем отличается приветствие от разминки, а музыкальный конкурс от домашнего задания, то есть познакомиться с традиционными КВНовскими конкурсами.
И, наконец, если вы почувствовали, что КВН для вас нечто большее, чем способ убийства свободного времени, то вам придется открыть для себя законы жанра. КВН сегодняшний — это ведь вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.
«вечер весёлых вопросов»
Прообразом КВН была передача «Вечер весёлых вопросов», организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чехословацкой передачи «Гадай, гадай, гадальщик» (чеш.Hádej, hádej, hadači). В передаче «Вечер весёлых вопросов», выходившей в 1957 году, телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор.
Ведущими были композитор Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова[2]. Во втором выпуске к ним присоединились Марк Розовский и Альберт Аксельрод.
Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шёл в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году[2].
«Вечер весёлых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. Вторая передача вышла под названием «Второй вечер весёлых вопросов», третья — «Вновь вечер весёлых вопросов»[3].
На ней был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Эфир вёлся из клуба МГУ. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете.
Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали и ворвались в студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли[2].
Закрытое постановление ЦК КПСС по поводу «ВВВ» опубликовано лишь несколько лет назад (согласно учебнику «Телевизионная журналистика» под ред. А. Я. Юровского, Москва, 2005)[2].
Виды сварочных швов
Сначала ЕСКД – это Единая Система Конструкторской Документации, если проще – комплекс всевозможных стандартов, согласно которым должны выполняться все современные технические чертежи, в том числе документация по сварочным работам.
В составе этой системы есть несколько стандартов, которые нас интересуют:
- ГОСТ 2.312-72 под названием «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений».
- ГОСТ 5264-80 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные», в котором исчерпывающе описаны все возможные виды и обозначения сварных швов.
- ГОСТ 14771-76 «Швы сварных соединений, сварка в защитных газах».
Чтобы разобраться с условными обозначениями сварочных способов в инженерных чертежах, нужно разобраться и с их видами. Предлагаем взглянуть на пример обозначения сварного шва на чертеже:
Выглядит громоздко и устрашающе. Но мы не будем нервничать и не спеша во всем разберемся. В это длинной аббревиатуре есть четкая логика, начнем двигаться по этапам. Разобьем этого монстра на девять составных частей:
Теперь эти же составные элементы по квадратам:
- Квадрат 1 – вспомогательные знаки для обозначения: замкнутая линия или монтажное соединение.
- Квадрат 2 – стандарт, по которому приведены условные обозначения.
- Квадрат 3 – обозначение буквой и цифрой типа соединения с его конструктивными элементами.
- Квадрат 4 – способ сварки согласно стандарту.
- Квадрат 5 – тип и размеры конструктивных элементов по стандарту.
- Квадрат 6 – характеристика в виде длины непрерывного участка.
- Квадрат 7 – характеристика соединения, вспомогательный знак.
- Квадрат 8 – вспомогательный знак для описания соединения или его элементов.
А теперь разберём в деталях каждый элемент нашей длинной аббревиатуры.А теперь разберём в деталях каждый элемент нашей длинной аббревиатуры.
В квадрате №1 находится кружок — одна из дополнительных характеристик, символ кругового соединения. Альтернативным символом является флажок, обозначающий монтажный вариант вместо кругового.
Специальная односторонняя стрелка показывает шовную линию. С этой стрелкой связана еще одна специфическая особенность сварочных чертежей. У этой стрелки с односторонним оперением есть симпатичная особенность под названием «полка». Полка играет роль настоящей полки – все условные обозначения могут располагаться на полке, если указано видимое соединение.
Или под полкой, если это шов невидимый и расположен с обратной стороны, т.е. с изнанки. Что считать лицевой стороной, а что изнанкой? Лицевая сторона одностороннего соединения – всегда та, с которой производится работа, это просто. А вот в двустороннем варианте с несимметричными кромками лицевой стороной будет та, где идет сварка основного соединения. А если кромки симметричные лицевой и изнанкой могут любые стороны.
А вот самые популярные вспомогательные знаки, используемые в чертежах со сваркой:
Возрождение квн в 1986 году
В 1986 году, в начале перестройки, передача была возобновлена. Инициатором выступили капитан команды КВН МИСИ 1960-х годов, заведующий отдела Молодёжной редакции Центрального телевидения Андрей Меньшиков и член команды «Одесские трубочисты», поэт Борис Салибов. После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем — в качестве почётных гостей.
Вести возрождённый КВН пригласили прежний тандем: Жильцову и Маслякова.
Однако, Светлана Алексеевна возвращаться в эфир отказалась, и Александр Васильевич стал вести передачу один. Первый ведущий программы, Альберт Аксельрод, предложил свой имидж Маслякову, но тому эта идея не понравилась.
Сменилась и песня. Вместо привычного для передачи 60-х годов голоса Олега Анофриева звучит песня-заставка, придуманная Борисом Салибовым — «Мы начинаем КВН».
Через несколько выпусков команды достигли столь же высокого уровня и популярности, что и КВН 1960-х годов.
Передача стала одним из символов того времени. Снова возникло движение КВН, причём игры устраиваются в Западной Европе (Западно-Европейская лига КВН), Израиле и США. В дальнейшем, уже после распада СССР, проводятся (с ошеломляющим успехом) первая международная игра СНГ — Израиль (1992, Москва) и даже чемпионат мира между командами СНГ, США, Израиля и Германии (1994, Израиль). КВН становится одной из самых популярных российских телепередач.
С 1986 по 1988 год все телепередачи КВН производятся главной редакцией программ для молодежи Центрального телевидения. С конца 1988 года по 1990 год передачи производятся Центральным телевидением и творческим производственным объединением «Игра — Техника» (с 1989 года — «Интелекс») под руководством Михаила Лесина.
В 1990 году Александр Масляков основал Телевизионное творческое объединение «АМиК» («Александр Масляков и компания»), которое стало заниматься непосредственным производством передачи.
Игры первого сезона после возрождения проходили в Актовом зале МИСИ. С 1987-го по 2002 гг. игры КВН принимал МДМ (Московский дворец молодежи). В 2002 году КВН «переехал» в Центральный Академический театр Российской армии, где по сей день проводятся игры Высшей лиги.
С 1986 по 27 апреля 2003 года телевизионные версии игр Высшей лиги завершались демонстрацией титров с указанием всей съёмочной группы.
С 1997 года, помимо съёмок игр, стали проводиться дополнительные концерты КВН, билет на который мог приобрести любой желающий. Только в 2006 году у поклонников игры появилась возможность попасть непосредственно на телесъёмку.
В 2022 году открылся «Дом КВН» — ММЦ «Планета КВН», в котором сегодня проходят съёмки телевизионной Премьер-лиги, игры Лиги Москвы и Подмосковья, а также другие спецпроекты КВН.
В 2022 году вышел документальный фильм Инны Ткаченко «КВН: свидетельство о рождении», рассказывающий о создании, первых годах жизни и авторах КВН: Сергее Муратове, Альберте Аксельроде и Михаиле Яковлеве.
В 2022 году вышел полнометражный художественный фильм Ильи Аксёнова (команда КВН «Сега Мега Драйв 16 бит») «КВНщики» о жизни команды КВН и её членов.
Карьера после квн
После окончания карьеры в КВН многие участники становятся известными личностями. Большинство КВНщиков добивается успеха в знакомой сфере шоу-бизнеса и производства юмористической аудиовизуальной продукции. Многие актёры, ведущие, сценаристы, режиссёры и продюсеры юмористических передач, комедийных фильмов и телесериалов в молодости играли в КВН.
Ряд команд после завершения карьеры в КВН, сохранив сложившийся коллектив авторов и актёров, реализовывал популярные юмористические проекты: команда «Новые армяне» создала в России высокорейтинговую юмористическую телепередачу «Comedy Club», на Украине подобного успеха добился коллектив команды «95-й квартал», выпускающий передачу «Вечерний квартал»; также высокой популярностью пользовались проекты «Одесских джентльменов» («Джентльмен-шоу»)
, «Уральских пельменей» («Шоу „Уральские пельмени“»), «Дизеля» («Дизель-шоу»), «Варьяты» («Варьяты-шоу»), Сборная КПИ («Мамахохотала»), «Союза» («Студия „Союз“»). В КВН в молодости в качестве актёров и авторов участвовало немало известных персон, дальнейшая карьера которых в основном не была связана с юмором: в частности, ряд музыкантов и вокалистов (например, Эрнест Штейнберг, Алексей Кортнев, Эльчин Азизов, Пелагея, Пётр Елфимов и другие), белорусский врач, культуролог и публицист Яков Басин, известный игрок в «Что? Где? Когда?» Борис Бурда, российский политик Владимир Семаго, народный артист России Александр Филиппенко, ведущий лотереи «Русское лото» Михаил Борисов[26] и другие.
Квн (1961—1972)
Через четыре года, 8 ноября1961 года, заведующая отдела редакции программ для молодежиЦентрального телевидения Елена Гальперина встретила в редакции Сергея Муратова и попросила придумать что-то в духе «Вечера весёлых вопросов», под её личную ответственность. Трое авторов:
журналист Сергей Муратов, худрук и, по совместительству, режиссёр театра МГУ «Наш дом» Альберт Аксельрод, и начальник цеха на Московском электроламповом заводе, инженер Михаил Яковлев принялись за создание новой телевизионной передачи. Вскоре была разработана концепция и придумано название «КВН» в честь марки телевизора «КВН-49».
Аббревиатуру расшифровали как «Клуб весёлых и находчивых». Первое время постоянного ведущего КВН не было (несколько первых выпусков, например, провела актриса Наталья Фатеева) и лишь в начале 1963 года ведущим стал Альберт Аксельрод. Тогда же в пару к нему была приглашена диктор передач Центрального телевидения Светлана Жильцова. Трио авторов работало над сценариями выпусков КВН до 1964 года.
Когда Альберт Аксельрод покинул программу в 1964 году, Сергей Муратов и Михаил Яковлев покинули КВН вместе с ним. Главным кандидатом на роль соведущего Светланы Жильцовой был капитан команды МИИТ Павел Контор, который отказался, но порекомендовал кандидатуру своего друга — Александра Маслякова. Новый тандем ведущих успешно работал вплоть до закрытия передачи в 1972 году.
Заставкой к передаче КВН в те годы служила песня «Берите в руки карандаш» в исполнении Олега Анофриева. Производила передачу Молодёжная редакция Центрального телевидения. Клуб весёлых и находчивых, как и «Вечер весёлых вопросов», пользовался огромной популярностью. По всей стране возникло КВН-движение: игры устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д.
В 1965 году авторы-создатели КВН написали книгу «Клуб весёлых и находчивых», в которой подробно описали, что есть КВН, и предоставили инструкции и сценарии для всех желающих организовать соревнования КВН в своём городе/посёлке/ВУЗе и т. д.
Когда четыре года назад мы предложили Центральному телевидению игру КВН, никто, конечно, не ожидал, что в этой игре окажется так много участников. Никто тогда не предполагал, что Клуб веселых и находчивых выйдет за рамки голубого экрана телевизора и шагнёт на заводы, в совхозы, школы и воинские части. По системе КВН сегодня соревнуются между собой институты и дома культуры, села и даже целые города.
— А. Аксельрод, С. Муратов, М. Яковлев. «Клуб веселых и находчивых», 1965 год.
Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды[2].
Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью или идеологией, с какого-то момента их стали передавать не в прямой трансляции, а в записи, и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали. Передача раздражала руководителя центрального телевидения Сергея Лапина, и вскоре ею стал заниматься КГБ.
Цензура со временем становилась всё более жёсткой, вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой (это считалось насмешкой над Карлом Марксом). В конце 1971 года, после разбирательств Лапина с Муратовым, передачу закрыли[2], что явилось одним из признаков наступившего в стране застоя.
С 1961 по 1963 год игры КВН проходили в Студии Б на Шаболовке. Однако в 1963 году организаторы согласились перейти на новую площадку, и 30 декабря того же года состоялась первая съёмка передачи в Московском телевизионном театре (ДК МЭЛЗ).
Зрительный зал тогда делился на три части: студенты двух ВУЗов двух соревнующихся команд и коллегия жюри. Зрители наблюдали за разворачивающимся действом по телевизору: сначала в прямом эфире, а с 1971 года — в записи[4].
Конкурсы
- Приветствие (Визитная карточка)
- Этот конкурс обычно играется в начале состязания, в нём участники представляют себя и свою команду. Приветствие состоит, в основном, из текстовых шуток и миниатюр. Классическое приветствие — это «линейка» (5—8 человек на авансцене) и одинаковые костюмы.
- Разминка
- Конкурс, в котором команды за тридцать секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задаются другими командами, залом, жюри и/или ведущим.
- Ситуация
- Разновидность разминки. Конкурс, который представляет набор импровизационных сцен с использованием соответствующих реквизитов и некоторых членов жюри.
- СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры)
- Короткий конкурс, который был придуман в 1995 году. Обычно представляется как сцена на одну тему. Основной принцип конкурса — на сцене должно быть одновременно не более трёх КВНщиков. Иногда данный принцип нарушается, либо участниками, которые находятся на сцене, изображая что-либо или демонстрируя плакаты или разные предметы; либо участниками, которые появляются на сцене в качестве дополнительных персонажей. Иногда дополнительные персонажи появляются на сцене ради шутки над данным правилом.
Год | Звёзды, принимавшие участие в конкурсе |
---|---|
2022 | Дмитрий Губерниев, Дана Борисова, Юлия Ковальчук, Николай Басков Дмитрий Нагиев, Ксения Собчак, Сергей Глушко, Сергей Жуков |
2022 | Вера Брежнева, Тина Канделаки, Лера Кудрявцева, Лариса Гузеева Анфиса Чехова, Кай Метов, Эдгард Запашный[15], Никита Джигурда |
2022 | Юрий Николаев, Андрей Свиридов, Александр Масляков-младший, Виктор Рыбин, Игорь Касилов и Сергей Чванов (Новые русские бабки) Борис Бурда, Станислав Костюшкин, Олег Газманов, Михаил Задорнов, Лариса Долина |
2022 | Отар Кушанашвили, Андрей Малахов, Александр Ревва, Александр Олешко[16] Сергей Дроботенко, Елена Яковлева, Николай Дроздов, Валерий Сюткин, Леонид Слуцкий |
- БРИЗ (Бюро рационализации и изобретений)
- Короткий литературный конкурс, в котором командам нужно представить какое-то изобретение или явление.
- Музыкальный конкурс
- Конкурс, в котором внимание уделяется музыкальным номерам — песням, танцам или игре на инструментах. В 1995 году был придуман Конкурс одной песни (КОП), в котором можно использовать только одну мелодию, а в 2003 году — Музыкальный финал или Конкурс финальной песни, в нём командам нужно написать красивую и смешную финальную песню.
- Биатлон
- Конкурс, придуманный в белорусском КВНе. Участники команд «стреляют» шутками, а жюри после каждого круга снимает с дистанции менее понравившуюся команду. Победитель получает 1 балл, а в случае ничьей — 0,9 баллов каждому из финалистов конкурса. Разновидности конкурса: «триатлон», сочетающий в себе биатлон и разминку; «музыкальный биатлон»: вместо текстовых шуток придумываются переделки песен (т. н. «карапули»).
- Конкурс новостей
- Похож на БРИЗ, но выглядит как шуточный выпуск новостей. Как и в «разминке», и на «биатлоне», на сцене в этом конкурсе стоят все играющие команды.
- Домашнее задание
- Длинный конкурс, играется в конце состязания. В отсутствие «Музыкалки» играется иногда как «Музыкальное домашнее задание».
- Фристайл
- Свободный конкурс, в котором командам разрешается играть в любом стиле и показывать любые номера. Конкурс был придуман в 2003 году.
- Киноконкурс
- Конкурс, в котором нужно снять клип или озвучить известный фильм.
- Капитанский конкурс
- Индивидуальный конкурс для капитанов соревнующихся команд. В конкурсе не обязан принимать участие капитан команды, иногда вместо него выступает фронтмен или другой актёр команды.
Помимо этих конкурсов, есть и другие, которые играются гораздо реже, или не играются больше. Среди них — конкурсы «Добро пожаловаться», «5 шуток про…», «Выездной конкурс», «Мастер-класс» и другие.
Контент-анализ выпусков квн на наличие политической цензуры
Признание КВН политическим инструментом Центром стратегических коммуникаций НАТО StratCom стало поводом для проведения контент-анализа выпусков КВН. По результатам контент-анализа политического юмора в четырёх выпусках КВН с 23 октября по 27 ноября 2022 г. разных форматов, одного — при участии президента РФ, были сделаны следующие выводы:
- Формат и место проведения игры влияет на характер содержания политических шуток
- Шутки, содержащие темы внешней политики, конструируют позитивный имидж государства и превосходство России на международной арене, даже если ситуация отличается от реальности
- В выпуске к юбилею КВН, на котором присутствовал президент РФ Путин, политический юмор не содержит части актуальных тем, произошедших ранее и обсуждаемых в интернете (Выборы в Государственную думу (2022), коррупционные скандалы, увольнение П. А. Астахова, призывы к запрету абортов)
- Шутки с этническими темами содержат стереотипы, также в шутках присутствуют гендерные стереотипы
- Шутки на тему внутренней политики содержат политическую корректность, в них, как правило, нет конкретных персонажей, исключение — Виталий Мутко и Алексей Кудрин
- Негативную оценку в политическом юморе получили: ЕС, США, Барак Обама, Хиллари Клинтон, Ангела Меркель, Михаил Саакашвили, политическое руководство Украины, Запад, Виталий Мутко, Алексей Кудрин, строители «Зенит-Арены», полицейские
- Позитивную оценку получил президент РФ Путин, только у него имеется героический и мифологический образ
- Позитивную оценку также получили Дональд Трамп, Рамзан Кадыров, Александр Лукашенко, байкер «Хирург»
- Главные стереотипы политического юмора: США и Запад недружественны России, американские политики нарушают международное право, коррупция в России неискоренима, решить проблему может только Путин
- Скрытые идеи политического юмора: без России и Путина нельзя решить международные проблемы; антироссийские санкции России не мешают; если в Европе кризис мигрантов, то у России все хорошо; чиновники и депутаты не должны отгораживаться от народа; за развитие регионов должно быть не стыдно президенту; на выборах у Единой России — преимущество.
Официальные лиги мс квн (тто «амик») на 2022 год
[17]
Лига | Место проведения | Редакторы | |
---|---|---|---|
Телевизионные лиги | |||
1. | Высшая лига | Москва | Михаил Марфин, Сангаджи Тарбаев, Владимир Тарарыкин, Олег Валенцов |
2. | Премьер-лига | Москва | Михаил Гуликов, Владимир Костур, Халед Юсуф |
3. | Первая лига | Пермь | Дмитрий Бушуев, Халед Юсуф, Станислав Агафонов, Владимир Тарарыкин |
4. | Международная лига | Минск | Леонид Купридо, Александр Комаровский |
Центральные лиги | |||
1. | Лига Москвы и Подмосковья | Москва | Евгений Донских, Олег Валенцов, Владимир Костур |
2. | Краснодарская лига | Новороссийск | Михаил Гуликов, Ильхам Рысаев |
3. | Лига «Азия» | Красноярск | Владимир Костур, Александр Комаровский |
4. | Юго-Западная лига | Курск | Владимир Тарарыкин, Сергей Малофеев, Алексей Туркулец |
5. | Лига «Поволжье» | Альметьевск | Аркадий Дяченко, Дмитрий Бушуев, Константин Ворончихин |
6. | Лига «Старт» | Воронеж | Леонид Моргунов, Михаил Масленников |
7. | Уральская лига | Челябинск | Михаил Гуликов, Ильхам Рысаев, Андрей Жмыхов, Александр Шутов |
8. | Тихоокеанская лига | Хабаровск | Евгений Романцов, Дмитрий Никифоров |
9. | Лига «Нева» | Санкт-Петербург | Дмитрий Бушуев, Тимофей Куц, Константин Подольский |
Список официальных лиг:
Расшифровка функций сварочного аппарата или инвертора
Сварочный аппарат (инвертор) давно стал популярным инструментом сварщика при производстве сварочных работ.
Разнообразие моделей на рынке часто ставит начинающих сварщиков в тупик с выбором аппарата, а профессионалы все больше обращают внимание на наличие современных функций, которые позволяют быстрее и качественнее выполнить сварочные работы.
Не редко встречаются вопросы, связанные с тем, что обозначает та или иная функция сварочного аппарата. Именно этому посвящена информация ниже.
Итак, расшифровка (обозначение) функций сварочного аппарата или инвертора:
ANTI STICK – «антизалипание». Решает распространённую проблему залипания электрода во время поджига дуги. Обеспечивает автоматическое понижение сварочного тока, после чего электрод легко отделяется от объекта сварки, а сварочный аппарат затем восстанавливает начальные параметры сварки.
ARC FORCE – «форсаж дуги». Данная функция дает возможность увеличения тока на короткий период в момент отрыва капли металла от электрода. Благодаря этому процесс переноса капель через дуговой промежуток становится равномерным и четким. Сама сварка становится более легкой для исполнения, тем самым упрощая создание, например, вертикальных швов.
ARC POWER – «мощность дуги». Поддерживает горение дуги, и предотвращает разбрызгивание металла по рабочей поверхности.
AC WAVE – «настройка формы волны». Функция предоставляет возможность регулировать скорость и глубину провара с помощью формы волны (например, синусоидальной или прямоугольной).
BALANCE – Позволяет настроить баланс полярности переменного тока, предоставляя сварщику возможность регулировать длительность баланса и, как следствие, форму и ширину сварочного шва.
BURN BACK – «отжиг проволоки». Автоматическая функция растяжки дуги. Дает максимально правильное отсоединение проволоки от сварочного шва, обеспечивая точное завершение процесса сварки и оставляя нужную длину конца проволоки для следующего этапа.
DOWN SLOPE/ Crater Arc – «режим заварки кратера». Плавный спад тока в конце сварки для получения качественного шва с оптимальным заполнением «кратера». Особенно актуально для нержавейки и алюминия.
FCAW (Flux Cored Arc Welding) – «сварка порошковой проволокой». Дает возможность осуществлять сварку с помощью порошковой проволоки без подачи защитного газа. Особенно актуально на открытом воздухе и высоте.
FLOW CONTROL – «датчик потока». Регулирует систему потока жидкости. В случае, если в аппарате закончилась вода, он перестает работать, тем самым предотвращая перегревание/плавление горелки и сопутствующих кабелей.
FOCUS ARC – «сфокусированная дуга». При нажатии кнопки активации функции выбирается наиболее «короткая» дуга с максимальной стабильностью, обеспечивая глубокий провар и меньшее количество брызг.
HOT START – «горячий старт». Особенно актуально для новичков, которые еще не освоили оптимальный алгоритм поджига дуги. Данная функция обеспечивает кратковременное увеличение сварочного тока в момент касания электрода с объектом сварки, что обеспечивает легкое и комфортное начало сварки.
PFC (Power Factor Correction) – «коррекция фактора мощности». Функция позволяет повысить уровень напряжения на инверторный модуль в случае необходимости, тем самым повышая мощность и производительность аппарата от существующей сети.
PRE GAS и POST GAS – Функция осуществляет начальную и конечную продувку рабочей поверхности газом. Это позволяет избежать трещин, пустот и окисления в сварочном шве.
PWS – Регулировка (переключение) полярности прямо на панели сварочного аппарата (инвертора) или с помощью пульта дистанционного управления в любой необходимый момент времени.
SOFT SWITCH – «мягкая коммутация». Значительно уменьшает скачки сварочного тока, что повышает качество шва, стабильность поджига и всего сварочного процесса.
SWITCHABLE – «переключаемый». Дает возможность работы сварочного аппарата с разным сетевым напряжением.
VRD (Voltage Reduction Device) – «устройство снижения напряжения». Автоматически снижает напряжение до безопасного уровня во время холостого хода инвертора, т.е. когда аппарат включен, но сварка в этот момент не производится.
2 and 4 STEP WELDING – «2 и 4-х тактный режим сварки». Контроль над короткими и длинными сварочными швами соответственно.
При 2-х тактном режиме сварщик самостоятельно регулирует процесс нажатием в нужный момент кнопки на горелке. Отлично подойдет для сварки в труднодоступных местах, точечной сварки и «прихвата» металла.
При 4-х тактном режиме, наоборот, не требуется длительного удержания кнопки на горелке, что существенно облегчает сварку длинных швов.
Сварка|классификация|в помощь|сварщику
MMA — Manual Metal Arc — ручная дуговая сварка штучными (покрытыми) электродами. В советской технической литературе обычно использовалось сокращение РДС.
TIG — Tungsten Inert Gas — ручная дуговая сварка неплавящимся электродом в среде инертного защитного газа. Поскольку чаще всего в качестве материала для неплавящихся электродов используется вольфрам, в немецкоязычной литературе используют сокращение WIG (Wolfram Inert Gas); иногда встречается обозначение GTA (Gas Tungsten Arc). Может осуществляться с ручной или автоматической подачей присадочной проволоки или без нее. Так как наиболее распространено применение в качестве защитного газа аргона, за этим методом закрепилось название «аргоно-дуговая сварка», или АДС. Следует, однако, заметить, что такое наименование не совсем правильно, потому что при сварке методом TIG в качестве защитного газа могут использоваться также гелий, азот или различные газовые смеси; существует также метод атомно-водородной сварки, схожий по своей физической сущности с методом TIG; кроме того, сварка с использованием аргона в качестве защитного газа может вестись и с применением плавящегося электрода. При описании оборудования для сварки методом TIG упоминание самого метода сварки обычно дополняют упоминанием рода тока сварки: DC (Direct Current) — постоянный ток — или AC/DC (Alternating Current/Direct Current) — переменный/постоянный ток.
MIG/MAG — Metal Inert/Active Gas — дуговая сварка плавящимся металлическим электродом (проволокой) в среде инертного/активного защитного газа с автоматической подачей присадочной проволоки. Это полуавтоматическая сварка в среде защитного газа — наиболее универсальный и распространенный в промышленности метод сварки. Иногда этот метод сварки обозначают GMA (Gas Metal Arc). Применение термина «полуавтоматическая» не вполне корректно, поскольку речь идет об автоматизации только подачи присадочной проволоки, а сам метод MIG/MAG с успехом применяется при автоматизированной и роботизированной сварке. Словосочетание «в углекислом газе», к которому привыкли многие специалисты, умышленно опущено, так как при этом методе все чаще используются многокомпонентные газовые смеси, в состав которых помимо углекислого газа могут входить аргон, кислород, гелий, азот и другие газы.
GMAW — Gas Metal Automatic Welding — автоматическая дуговая сварка металлическим электродом (проволокой) в среде защитного газа. Так некоторые производители обозначают автоматизированное (роботизированное) применение метода MIG/MAG.
GTAW — Gas Tungsten Automatic Welding — автоматическая дуговая сварка неплавящимся электродом в среде инертного защитного газа. Обозначение автоматизированного (роботизированного) применения метода TIG. Может осуществляться как с автоматической подачей присадочной проволоки, так и без нее.
SMAW — Submerged Metal Automatic Welding — автоматическая дуговая сварка металлическим электродом (проволокой) под слоем флюса.
FCAW — Flux Core Arc Welding — дуговая сварка плавящейся порошковой проволокой (самозащитной или в среде защитного газа) с автоматической подачей присадочной проволоки. Метод может быть осуществлен в собственно «полуавтоматическом» варианте, а также при автоматизированном (роботизированном) применении.
Orbital Welding — орбитальная сварка. Под этим термином понимается автоматическая дуговая сварка кольцевых неповоротных швов с помощью специальных сварочных горовок или самоходных механизмов. При этом обычно применяют методы GTAW (TIG) или GMAW (MIG/MAG).
SPOT — Контактная сварка это процесс образования неразъемных соединений конструкционных металлов в результате их кратковременного нагрева электрическим током и пластического деформирования усилием сжатия.
Цеу, цэу, цэрэу, цу — ценное указание, этимология (сергей колибаба) / проза.ру
5. И вообще, мы писали так, как нам хочется.
Ибо вы читаете так, как вам хочется, а с
претензиями можете обращаться, как
говорили древние китайцы, в Небесную
канцелярию. Впрочем, к советам мы
прислушиваемся
Ашкинази Леонид Александрович
Словарь языка Совдепии. http://lit.lib.ru/
Понятие ЦЕУ в русском языке, не «устаканилось» и в различных этимологических и толковых словарях (текстах) воспроизводится в перечисленных выше формах. Исследователи полагают, что это аббревиатура (сокращение нескольких слов) – Ценные Руководящие Указания или Ценные Указания.
Процесс выработки абстрактно-общих представлений путем выделение общего, исторически предшествует научному мышлению, язык возникает раньше, чем наука, которая при своём зарождении уже застаёт массу общепринятых терминов.
Наука начинает с критического переосмысливания абстрактных представлений о природе и обществе (постоянный процесс), их систематизацией и классификацией, в результате возникает – понятие (о предмете).
Задача исследователя – установить, откуда в русский язык попало понятие ЦЕУ, действительно ли это аббревиатура выражения «ценные указания» сложившаяся в Славный Советский период, или есть аналоги в других, более древних идеологиях и их языках? Массовое сознание общества Нового времени было – религиозным, прислушаемся к мнению уважаемого автора Ашкенази Л. А. (см. эпиграф) и последуем по предначертанному им пути, он посылает нас – в «Небесную канцелярию»; ведь говорят в народе, попадая в парадоксальную или неопределенную ситуацию – «Только Бог ведает!».
1) Существующая этимология
а) Полный академический справочник под редакцией Лопатина
http://orthographia.ru/
Значительно реже используется другой способ написания буквенных аббревиатур, направленный на передачу звучания слов, — по названиям букв, напр.: … ЦЕУ (ценное указание).
б) Ашкенази Л. А., Словарь языка Совдепии
Цеу — ценное указание, обычно применялось в издевательском смысле «поговорил с начальником, получил очередное дурацкое ЦЕУ», также и обыгрывание — «получил овцу», особо важное ценное указание.
в) Большой энциклопедический словарь (http://dict.engly.ru)
ЦЭУ, неизм.; ср. и мн. [прописными буквами] Шутл. Буквенное сокращение: ценное указание (ценные указания). Давать кому л. ЦУ. Получать ЦЭУ. Большой толковый словарь русского языка. 1 е изд.: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998 … Толковый словарь русского языка Кузнецова.
г) В остальных толковых словарях – аналогично.
2) Применение термина в русском языке
Национальный корпус русского языка
* Даниил Гранин. Искатели (1954): «Скажет: «А-а-а, здрасте, начинаются ЦУ», ; передразнил Ванюшкин, не раз без успеха принимавшийся за Морозова. … Да, бывает, одним ЦУ человека не проймешь, ; улыбнулся Борисов».
* Георгий Владимов. Три минуты молчания (1969): «Раз уж не спим, работать будем. ; Сейчас «дед» цэу даст, ; сказал дрифтер».
* Н. М. Амосов. Дневник (1985): «Давал очередные ЦУ (ценные указания), чтобы не портили, сами ремонтировали мелочи, принимали работу от ремонтников, заботились».
* Владимир Санин. Не говори ты Арктике ; прощай (1987): «Ушел на два с половиной года на «Фраме» без радио и всякой прочей связи ; и никаких распоряжений, ЦУ от начальства, дрейфуй себе и занимайся наукой».
3) Обобщение и вывод
Термин ЦЕУ исследователями определяется как аббревиатура (сокращение) выражения «ценные указания», считают, что термин возник в советское время; слово фиксируется в русской литературе с 1954 г. Никто из исследователей не связывает термин с идеологией иудеохристианства и её терминологией, сакральным языком – ивритом.
Вывод
Целесообразно проверить связь термина с лексиконом сакрального языка иудеохристианства, сознание и мышление европейского общества сохранило «следы» векового религиозного обучения и воспитания.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Русск. ЦЕУ = ивр. ЦИУА приказывать, велеть, назначать, завещать; производное от корня ЦАВ указ, приказ; императив (лат. безусловное требование, повеление); ЦУУА получил приказ.
Источник
* См. стронг иврита ЦИУА, производный термин от корня ЦАВА дать приказ.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 400;
б) Библейский образ
Понятие зафиксировано в книгах Библии 475 раз, в книге Бытия – 26 раз; например, Быт. 7:5: «И сделал НОАХ (Ной) всё, как повелел (ЦИУА) ему Бог».
Таким образом, очевидно, что и в советское время процесс заимствования библейских терминов и имен (образов) не прекращался.
7.12.2022, уточнено 18.5.2022 г.