114-фз о военно — техническом сотрудничестве российской федерации с иностранными государствами
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
военно-техническое сотрудничество — деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения;
продукция военного назначения — вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах;
к продукции военного назначения относятся:
вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства:
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;
специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;
обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;
предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
услуги инвестиционного, сервисного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
ремонт вооружения и военной техники;
консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;
вывоз продукции военного назначения — перемещение продукции военного назначения за пределы территории Российской Федерации;
ввоз продукции военного назначения — перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации;
военно-техническая помощь — предоставление на безвозмездной или иной льготной основе иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации требующей оплаты за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения;
субъекты военно-технического сотрудничества — российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
организации — производители продукции военного назначения — российские юридические лица, имеющие производственные мощности, необходимые для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) военного назначения, и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
организации — разработчики продукции военного назначения — российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-технические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии на осуществление указанных в них видов деятельности;
управляющие компании интегрированных структур — российские юридические лица, в уставном капитале которых (их дочерних обществ) находятся акции (доли) организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения и которые (их дочерние общества) имеют возможность определять решения, принимаемые организациями — разработчиками и производителями продукции военного назначения;
иностранные субъекты военно-технического сотрудничества — иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств;
иностранные заказчики — уполномоченные органы иностранных государств, иностранные субъекты военно-технического сотрудничества, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств.
Статья 2. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества
Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 3. Цели военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:
укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.
Статья 4. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
1. Основными принципами государственной политики при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами являются:
приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества;
соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения;
государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества;
недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества;
сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
соблюдение взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на приемлемых для Российской Федерации условиях;
обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества;
подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве;
охрана и защита прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.
2. Государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается:
осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;
регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;
проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;
обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
Статья 5. Методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:
методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют лицензирование разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;
система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности Российской Федерации, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;
определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;
недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;
недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;
таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;
координация органами государственной власти Российской Федерации деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью;
недопущение передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и (или) обеспечения их правовой охраны;
определение порядка размещения и распространения информации в области военно-технического сотрудничества.
Статья 6. Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
1. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Вывоз продукции военного назначения, не включенной в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации, за исключением временного вывоза такой продукции для проведения показов и участия в выставках образцов продукции военного назначения за пределами территории Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации утверждает список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам.
Передача конкретных видов продукции военного назначения в отдельные государства, включенные в указанный список, может быть ограничена решениями Президента Российской Федерации.
Вывоз продукции военного назначения в государства, не включенные в указанный список, может осуществляться исключительно на основании решений Президента Российской Федерации.
3. Решениями Президента Российской Федерации запрещается или ограничивается вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
Запрет или ограничение вывоза продукции военного назначения в целях обеспечения выполнения резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
4. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами.
Статья 7. Государственный контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества
1. Государственный контроль за деятельностью в области военно-технического сотрудничества осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.
2. Государственный контроль осуществляется за:
соответствием деятельности федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, и субъектов военно-технического сотрудничества законодательству Российской Федерации, целям и принципам государственной политики Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества:
эффективностью системы государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества;
соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
эффективностью использования федеральной собственности субъектами военно-технического сотрудничества;
ценообразованием на экспортируемую продукцию военного назначения с учетом экономических интересов Российской Федерации; поступлением, движением и использованием доходов, получаемых от экспорта продукции военного назначения;
исполнением нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества;
обеспечением охраны и защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества.
Статья 8. Военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения
В целях предотвращения нанесения ущерба обороноспособности Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам.
В ходе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
Президент Российской Федерации:
осуществляет руководство государственной политикой в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию основные направления деятельности в области военно-технического сотрудничества;
принимает решение об установлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества;
устанавливает запреты и (или) ограничения в области военно-технического сотрудничества;
определяет федеральные органы исполнительной власти по координации, контролю в области военно-технического сотрудничества и решению других задач государственного регулирования в этой области, а также создает в случае необходимости консультативные органы по вопросам военно-технического сотрудничества;
определяет порядок осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающий нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также неоправданное вмешательство государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов военно-технического сотрудничества, ограничивающее для них возможность конкуренции с иностранными производителями продукции военного назначения;
принимает решение о создании в установленном порядке специализированных организаций, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации;
устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
определяет порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, экспорт и импорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям. Указанный порядок лицензирования предусматривает рассмотрение заявок и принятие решения по ним в срок не более одного месяца;
принимает решение по вопросу оказания военно-технической помощи иностранным государствам;
принимает решения по вопросам сотрудничества с иностранными государствами в области разработок продукции военного назначения;
принимает решение о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения;
принимает иные решения в пределах своих полномочий.
В исключительных случаях Президент Российской Федерации принимает решения в области военно-технического сотрудничества без соблюдения отдельных требований настоящего Федерального закона.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает реализацию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты по вопросам, связанным с разработкой, производством, ввозом и вывозом продукции военного назначения;
заключает международные договоры по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
создает двусторонние и многосторонние межправительственные комиссии по военно-техническому сотрудничеству;
выходит с законодательной инициативой установления налоговых, таможенных и иных льгот, а также принятия иных мер по государственному стимулированию деятельности российских юридических лиц в области военно-технического сотрудничества;
осуществляет государственное регулирование внутреннего и внешнего ценообразования на продукцию военного назначения;
определяет порядок расчетов между производителями и разработчиками продукции военного назначения при поставках ее на экспорт;
определяет порядок возмещения возможного ущерба (выплаты компенсаций) субъектам военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
определяет государственного заказчика в области военно-технического сотрудничества;
осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества
Федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляют реализацию решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества и реализацию положений международных договоров в области военно-технического сотрудничества.
Статья 12. Право на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества
1. Организациями, осуществляющими внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются:
государственные посредники — специализированные организации, созданные по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации. Распоряжение указанными акциями (продажа и иные способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона, за исключением случаев размещения дополнительных акций акционерного общества, предназначенных для некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации;
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», созданная Российской Федерацией на основании федерального закона;
российские организации — разработчики и производители продукции военного назначения, а также управляющие компании интегрированных структур, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
2. Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации — разработчики и производители продукции военного назначения при условии нахождения не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и остальных акций (долей) в собственности российских физических и юридических лиц, а также управляющие компании интегрированных структур при условии нахождения не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и (или) собственности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и остальных акций (долей) в собственности российских физических и юридических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предоставленное в установленном порядке организациям, сохраняется за ними на весь период действия предоставленного права в случае принятия Президентом Российской Федерации решения о внесении находящихся в федеральной собственности акций (долей, имущества) этих организаций в уставные капиталы других организаций, в которых не менее 51 процента акций (долей, имущества) находится в федеральной собственности, или о преобразовании таких организаций в организации, в которых не менее 51 процента акций (долей, имущества) находится в федеральной собственности, и внесении этих акций (долей, имущества) в уставные капиталы других организаций, в которых не менее 51 процента акций (долей, имущества) находится в федеральной собственности.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предоставленное в установленном порядке организациям, в отношении которых принято решение о передаче их акций (долей, имущества), находящихся в федеральной собственности, Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» в качестве имущественного взноса Российской Федерации либо решение о преобразовании в организации, не менее 51 процента акций (долей, имущества) которых находится в федеральной собственности, с передачей этих акций (долей, имущества) Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» в качестве имущественного взноса Российской Федерации или ее организациям, 100 процентов акций которых находится в собственности Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», сохраняется за ними на весь период действия предоставленного права.
3. Порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения определяется Президентом Российской Федерации с учетом возможностей реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.
Статья 13. Основы финансовой политики при осуществлении военно-технического сотрудничества
1. Финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляется на основе следующих положений:
недопущение нанесения Российской Федерации экономического ущерба и снижения расходов федерального бюджета на национальную оборону;
обязательность и пропорциональность распределения прибыли между всеми организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, с учетом их вклада в разработку, производство и реализацию продукции военного назначения;
соблюдение государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения, ограничивающей возможность установления экспортной цены на продукцию военного назначения ниже, чем цена для российского потребителя;
рациональное использование доходов, получаемых от военно-технического сотрудничества, путем направления их на покрытие расходов на разработку, производство продукции военного назначения, модернизацию и совершенствование вооружения и военной техники, охрану и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также социальную защиту работников организаций — разработчиков и производителей продукции военного назначения.
2. Финансирование деятельности в области военно-технического сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетного финансирования.
3. Финансирование расчетов в области военно-технического сотрудничества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не должно ущемлять интересы разработчиков и производителей продукции военного назначения.
Статья 14. О международных договорах Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
1. Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества по представлению Правительства Российской Федерации.
Решения о подписании международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.
2. Российская Федерация выражает согласие на обязательность для нее международных договоров в области военно-технического сотрудничества в соответствии с нормами международного права и положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
3. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется также на основании международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.
4. Международные договоры межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества заключаются в целях реализации международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, если возможность заключения таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.
Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров межведомственного характера по вопросам военно-технического сотрудничества принимаются Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве
Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
19 июля 1998 года
N 114-ФЗ
Указ Президента РФ от 21.06.2022 N 279
«Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества от 29 ноября 2022 г.»
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и в целях реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества от 29 ноября 2022 г. постановляю:
Указ Президента РФ от 24.03.2022 N 341
(ред. от 13.10.2022)
«Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.»
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и в целях реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г. постановляю:
Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062
(ред. от 11.03.2022)
«Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»
(вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, реэкспорте или передаче третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, и о передаче третьим странам продукции военного назначения, изготовленной по ро
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и в связи с реформированием системы и структуры федеральных органов исполнительной власти постановляю:
Указ Президента РФ от 18.01.2007 N 54
(ред. от 03.08.2020)
«О некоторых вопросах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» постановляю:
1. Установить, что внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют следующие российские организации:
Указ Президента РФ от 16.10.2009 N 1167
(ред. от 26.08.2022)
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»
а) государственный посредник — специализированная организация, созданная по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации, — в отношении всей продукции военного назначения, указанной в статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»);
Письмо ФСВТС России от 14.05.2022 N 14/1-4943
<Об отнесении отдельных изделий к продукции военного назначения при ввозе и вывозе>
Диск биметаллический КТ89-90М-3 входит в состав тормозного колеса КТ92Д основного шасси военного самолета типа «МиГ-21». Информацией о применении данного изделия на гражданской авиационной технике ФСВТС России в настоящее время не располагает. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» данное изделие относится к продукции военного назначения (военная техника, запасные части).
Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ
(ред. от 14.03.2022)
«О финансовой аренде (лизинге)»
2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 09.03.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2022)
5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Письмо ФТС России от 16.12.2022 N 01-11/62618
«О методических рекомендациях [по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля…]»
(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества при помещении товаров под таможенные процедуры»)
с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;
с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;
Приказ Министра обороны РФ от 29.02.2022 N 95
«Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по осуществлению контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта»
(вместе с «Порядком осуществления контроля качества и приемки продукции военного назначения, предназначенной для экспорта»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2022 N 41985)
Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3610; 2006, N 44, ст. 4532; 2007, N 49, ст. 6032; 2009, N 19, ст. 2279; 2022, N 29, ст. 3988; 2022, N 30 (ч. I), ст. 4260);
Преимущества и недостатки bitcoin (btc)
К существенным преимуществам криптовалюты можно отнести следующие пункты:
- Узнаваемость бренда.
Степень популярности и известности системы Биткоин на сегодняшний день запредельна. Практически каждый человек наслышан о такой криптовалюте из разных источников – новостей по ТВ, газет, журналов, Интернета, роликов на Ютубе. Произнося слово «биткоин» больше нет необходимости дополнительно подробно разъяснять его определение.
Каждому человеку известно, что с помощью такой криптовалюты и системы в целом можно хорошо заработать. Если говорит о крупных инвестициях и бизнесе, то большинство контор предпочтут сотрудничать с биткоином, нежели с другой неизвестной монетой. Почему?
Владельцы контор уже сегодня смело могут предполагать, что биткоин или вырастет в стоимости, или появится смысл его продажи на рынке с целью получения собственной выгоды. Если же рисковать в пользу малоизвестных монет, то здесь придется ждать некоторое время, чтобы рынок созрел для их приобретения в массовом режиме.
- Высокоразвитая инфраструктура.
На многих биржах осуществлялись торги биткоинов задолго до появления Эфира, различных токенов. Сегодня произвести операции с криптовалютой можно практически всюду, даже за фиатные денежные средства различных стран. Также были открыты обменники, в которых многие люди готовы обменять биткоин на наличные деньги.
Также нельзя не отметить сервисы, дающие возможность внедрения приема электронных монет на сайтах магазинов, фирм, имеющих доступ к приему биткоинов. Именно операции покупки и продажи осуществляются обычно с помощью биткоина, а позже обмена его на фиатные деньги.
- Собственная история.
Доверие – это понятие непостоянное и крайне ранимое. Его очень легко можно потерять без всякой возможности восстановить. Если говорить о системе Биткоин, то она на рынке существует более 9 лет. За это время она от совершенно неизвестной сумела стать абсолютно узнаваемой.
Сегодня система Биткоин включает в себя огромное количество средств, поэтому по факту она стала быть существующей не только в виртуальном режиме. Ранее биткоин представлял собой набор байт в блокчейне, а позже в него был добавлен раздел объема потраченных на его приобретение долларов.
Благодаря сложившимся отношениям между людьми в договорном контексте и обмену фиатных денежных средств рынок криптовалюты может изменяться. Так, вполне возможно неоднократное повышение стоимости монеты за 1 торговый день на 1 тысячу долларов. За историю существования цифровой валюты ее стоимость могла за один день предельно низко упасть, а после вмиг подняться, превышая предыдущую отметку в несколько раз.
Также биткоин характеризуется наличием обучающего материала на разных языках мира. Абсолютно каждый пользователь имеет возможность изучить статью, просмотреть видео, побывать на конференции с целью более углубленного ознакомления с монетой. Сегодня существует огромное количество аналитических сайтов с информацией относительно прогнозов валюты, новостных каналов, различных тематических книг.
Здесь наблюдается цикличная связь и выглядит они следующим образом: биткоин занимает большую часть рынка – биткоин продается и находится «на языке» у многих людей. Соответственно, чем больше будут говорить о данной криптовалюте, тем сильнее она расширит область воздействия и охватит рынок. Конечно же, нельзя не отметить рост популярности и других монет, но именно биткоин является движущей силой.
К основным недостаткам биткоина можно отнесли следующие пункты:
- Высокая стоимость комиссий.
Конечно, в Биткоине можно не уплачивать комиссию вовсе, однако это решение существенно замедлит процесс движения транзакции. Значит, от размера комиссии пропорционально зависит скорость прохождения транзакции. Чем большую сумму готов отдать пользователь, тем быстрее будет проведена операция.
Итак, для каждого блока характерен соответствующий фиксированный размер в байтах, поэтому каждый майнер желает как можно больше транзакций включить в данный блок и получить при этом комиссию за каждый счет. Стандартный размер блока в блокчейне составляет 1 Мб.
На размер счета оказывают сильное влияние выходы и входы. К примеру, на адрес пользователя поступили средства от одного отправителя, а он в свою очередь перевел их все другому пользователю. В данной ситуации подразумевается один выход и один вход. Однако если перевод средств осуществляется частичный, то есть 1/3 общей суммы «уходит», а остальное остается, значит, здесь подразумевается один вход и два выхода.
Первый выход – это 1/3 часть перевода, второй – это остаток или сдача, отправляющаяся на адрес ее владельца. Если пользователю поступило 10 платежей в размере 0,1 каждый, при этом их следует перевести на 100 адресов по 0,01, значит, здесь имеет место быть 10 входов и 100 выходов.
Количество входов и выходов влияет на вес транзакции в байтах. К тому же более старые входы обеспечивает более дорогое обслуживание той или иной транзакции.
Итак, величина комиссии не является установленной, но при условии высокого курса криптовалюты она представляет собой немаленькую сумму. Осуществлять перевод счетов с маленькими суммами невыгодно, так как комиссия здесь особенно высока и совершенно непропорциональна.
- Медленное проведение транзакций.
Если рассматривать блокчейн оригинальной криптовалюты, то здесь возможно осуществление нескольких транзакций в секунду (например, от 3 до 7). Однако на сегодняшний день ввиду ряда причин такие значения считаются недопустимыми и слишком медленными. Почему?
Сейчас стоимость одного ВТС составляет несколько тысяч долларов, и большинство пользователей изъявляет желание купить или продать его, многие сайта стали активно внедрять в свои способы оплаты биткоины. Это говорит об огромном росте интереса к криптовалюте и, соответственно, увеличению количества транзакций, осуществляемых в системе.
Например, система Visa способна проводить около 2000 транзакций в секунду. То есть при оплате в кафе за чашечку кофе банковской картой человек получает возможность сразу же пить приобретенный напиток. Однако в случае с биткоинами такое вряд ли возможно, потому как потребуется подождать примерно от 10 минут до нескольких дней пока пройдет транзакция.
- Большой размер блокчейна.
Если 3 года назад биткоин-нода занимала примерно 30 Гб на жестком диске, то со временем этот размер сильно увеличился. Уже сегодня он составляет более 150 Гб и не останавливается в собственном росте. Поэтому при желании установить кошелек в системе Биткоин, сразу необходимо выделять на жестком диске не менее 20 Гб.
Однако нельзя сказать, что данная проблема является очень серьезной, но некоторую сложность представляет. Так, при первоначальной установке потребуется выкачивание из сети всех 150 гигабайт, проверка всей информации, синхронизация. Такой процесс может занимать до нескольких дней.
- Атака 51%.
Не каждый пользователь ознакомлен с «атакой 51%», но она имеет место быть в блокчейне биткоина. Что она подразумевает под собой? Как только один из пользователей системы станет собственником 51% сети, он получит возможность осуществлять записи в блокчейн любой информации.
Например, обладатель таким количеством акций может приписать себе некоторое количество биткоинов, провести ложные транзакции, после сгенерировать подряд 6 блоков и направить блокчейн только на его цепочку. Специалисты отмечают, что рассматривали данный вид атаки как возможный, но обладателю 51% сети выгоднее будет майнить ВТС с данной мощностью, чем накручивать себе транзакции.
- Премайн.
Если рассматривать определение с технической точки зрения, то нельзя назвать его правильным, но оно очень точно передает всю сущность. Чтобы криптовалюта вошла в общее пользование, код и технология проходили тестирование и обкатку программистами. Даже сам основатель системы намайнил себе 1 миллион биткоинов в то время, когда это было возможно посредством домашнего ПК.
Конечно же, Сатоши был не один такой пользователь. Если вдуматься, то где-то существует пользователь, обладающий миллионом ВТС, стоимость одного которого составляет 10 тысяч долларов, при этом он достался ему совершенно бесплатно. Что может случиться, если он «вбросит» их в систему? Страшно даже представить.
- Уровень сложности майнинга.
Как уже отмечалось, раньше биткоины можно было добывать на обычном домашнем ПК. Однако со временем стало необходимостью приобретение видеокарты, сегодня нужно покупать ASIC, которые достаточно долго отрабатывают собственную стоимость. Многие производственные мощности расположены в Китае – здесь для майнинга возводятся целые заводские цеха, ангары.
Конечно, обычный пользователь не имеет возможности соперничать с таким оборудованием, даже если будет применять пулы. Чтобы осуществлять майнинг, на сегодняшний день рекомендуется обращать внимание на другие криптовалюты. Сложившаяся ситуация вполне может измениться, так как Китай стал активно прессовать майнеров, чтобы они покинули пределы страны. Однако существует высокая вероятность того, что их станут вытеснять и на новом месте.
Разобравшись с достоинства и недостатками биткоина, необходимо рассмотреть такие критерии, которые трудно отнести и к первым, и ко вторым. Это цена и конфиденциальность.