Концепция развития детских школ искусств в российской федерации | профсоюз работников культуры новосибирской области
Уважаемые коллеги!
Департамент науки и образования Минкультуры России подготовил Проект концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации (прилагается).
Предлагаем принять участие в обсуждении ПРОЕКТА.
ПРОЕКТ
Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации
- Детские школы искусств на современном этапе развития.
Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детская школа искусств (далее ДШИ) — среднее профессиональное — высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.
Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом.
С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании»[1], в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.
В результате:
— не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;
— ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности, например, по отделению фортепиано: 2008 г. — 332710 чел., в 2009 г. — 323700 чел., 2022 г. — 319744 чел., 2022 г. — 312965 чел.
— во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;
— разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДШИ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений;
— у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;
— снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. Согласно статистике число ДШИ, в том числе музыкальных, художественных, хореографических и др., заметно сократилось: в 1990 году их число составляло 6591, в 2001 году — 5837, в 2008 — 5456. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.
В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В малых городах и сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором. В больших городах — школы искусств могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и инкубаторами творческих профессий нового поколения, в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.
Изменения[2], внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2022 г., позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований (далее ФГТ)[3].
На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:
— реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;
— реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одарённых детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств;
— самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ – на базе ФГТ).
Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:
— преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.
В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ (далее – общеразвивающие), которые должны обеспечивать:
— повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения;
— выявление одаренных детей;
— привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории и слушателей.
Общеразвивающие программы должны постепенно заменить существующие дополнительные общеобразовательные программы. Однако в настоящий период времени нормативно не закреплены условия (сроки, порядок, обязательства ДШИ) перехода на предпрофессиональное и общеразвивающее образование, а также отсутствуют правовые основы реализации общеразвивающих программ (по типу ФГТ, либо рекомендаций по примерным учебным планам).
- Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе.
Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.
Цель системы ДШИ – с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.
Задачи, которые должна решать система ДШИ:
- Воспитание у детей любви к искусству;
- Выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;
- Формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства;
- Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- Воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;
- Раскрытие творческого потенциала детей и подростков;
- Повышение привлекательности/статуса творческих профессий;
- Обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
- Создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.
Основными направлениями деятельности ДШИ должны явиться:
- Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;
- Развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления выпускников ДШИ в средние профессиональные или высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля, в том числе и на интегрированные программы среднего профессионального образования в области искусств;
- Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с ДШИ с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.;
- Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;
- Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов;
- Методическое обеспечение реализации программ творческой направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей (творческих студиях, домах культуры и др);
- Расширение географии деятельности системы — организация культурно-просветительской деятельности, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);
- Популяризация художественно-эстетического образования среди населения.
Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества.
Концепция ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития, и предполагает создание современной инфраструктуры, гибко настраивающейся на локальную специфику, действующей параллельно с существующей и постепенно вытесняющей неэффективные образовательные механизмы системы. Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария.
- Существующие проблемы развития и пути их решения:
В существующей деятельности ДШИ можно выделить несколько направлений, которые требуют корректировки и модернизации.
3.1. Нормативно-правовое направление:
Проблемы:
— отсутствует централизованное управление системой образования в области искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. В итоге, ДШИ в подавляющем большинстве субъектов РФ отнесены к компетенции муниципалитетов, что создает ряд проблем в обеспечении деятельности ДШИ. В частности, отсутствие финансовых средств, достаточных для создания материально-технических, учебно-методических условий для реализации образовательных программ; специалистов, компетентных в вопросах управления деятельностью ДШИ; организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательной деятельности;
— отсутствуют нормативы в определении потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, что не позволяет говорить о возможности определения критериев равноценного финансирования учреждений системы ДШИ в целом;
— отсутствуют сроки перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, что затрудняет обеспечить реализацию двух направлений централизованно и перейти на более эффективную модель образования;
— нормативно не закреплено понятие общеразвивающей образовательной программы обучения в ДШИ, а также не определены критерии и основы деятельности по данным программам, что не позволяет учреждениям приступить к их внедрению на местах и отказаться от существующей дополнительной общеобразовательной программы.
Предлагается:
— разграничить полномочия органов исполнительной власти следующим образом:
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Министерство культуры РФ), определяет основные ФГТ к деятельности ДШИ — требования к содержанию программ/деятельности, требования к условиям реализации, критерии оценки качества и финансирования учреждений,
— субъекты РФ – на основании самостоятельно разработанных учреждениями на основе ФГТ программ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают финансирование образовательной деятельности учреждений, в том числе оплату труда работников, осуществление методической работы, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, оборудование, необходимое в образовательном процессе, музыкальные инструменты, расходные материалы, иные расходы, связанные с реализацией и освоением обучающимися программ;
— муниципальные образования – содержат материально-техническую базу ДШИ (коммунальные расходы, хозяйственные нужды, ремонт и содержание зданий и инженерных коммуникаций и пр.);
— на федеральном уровне определить нормативы потребности в учреждениях ДШИ (далее Нормативы ДШИ), в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие, исходя, в т.ч. из общего возможного объема субсидирования системы ДШИ. Такие нормативы необходимо определять по аналогии с методиками, определяющими иные объекты социальной инфраструктуры (общеобразовательные школы, поликлиники и пр.).
— определить сроки и условия перехода с существующей дополнительной общеобразовательной программы ДШИ на предпрофессиональные и общеразвивающие, позволяющие в ближайшем будущем запустить реализацию предпрофессиональных программ, общеразвивающих и постепенно завершить обучение по дополнительным общеобразовательным программам;
— нормативно закрепить понятие общеразвивающие образовательные программы ДШИ, основы их разработки, внедрения и реализации.
3.2. Административное направление:
Проблемы:
— отсутствуют правовые основы взаимодействия ДШИ с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры, что значительно сужает возможности ДШИ в части поиска и выявления одаренных детей, реализации творческих мероприятий, популяризации творческого образования среди подрастающего поколения;
— утрачены творческие и методические связи между ДШИ, средними и высшими учебными заведениями;
— отсутствует унифицированная классификация оказываемых услуг, что не создает единого пространства для достижения целей, поставленных перед системой ДШИ, а также затрудняет управление ею;
— отсутствуют эффективные инструменты контроля деятельности ДШИ, что снижает нацеленность учреждений на результат;
Предлагается:
— Минкультуры России и Минобрнауки России разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;
— разработать и внедрить систему кодификации деятельности системы ДШИ (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, учащихся, квалификации педагогов и пр.)
— внедрить современные инструменты и механизмы контроля в системе ДШИ, среди которых можно рассматривать:
а) электронный учет записи в учреждения;
б) электронный учет посещений занятий ДШИ;
в) внедрение единого сайта системы ДШИ (далее Сайт системы) на уровне субъекта РФ с функциями обратной связи с потребителями (внедрение практик анализа отзывов, размещения информации, публичных портфолио педагогов и т. п.).
3.3. Кадровый потенциал:
Проблемы:
— отсутствует достаточное количество квалифицированных кадров, что не позволяет реализовывать программы предпрофессионального образования на должном уровне;
— не осуществляется реализация образовательных программ в области подготовки профессиональных кадров для общеобразовательных школ в музыкальных ВУЗах, достаточно низкое качество подготовки учителей музыки в педагогических ВУЗах;
— отсутствует мотивация действующих кадров к самосовершенствованию и развитию, что влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг;
— не созданы условия для обучения и притока новых кадров в учреждения в связи с тем, что статус профессии в системе ниже, чем статус педагогов общего образования (количество часов работы за ставку в системе ДШИ выше, чем в системе общеобразовательных школ).
Предлагается — сформировать новую модель педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития, в частности:
— разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;
— внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы, в том числе путем открытой системы оценки и отзывов о работниках системы, в том числе, например: через Сайт системы («публичные портфолио»);
— разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.
— создать систему профессиональной мотивации (престиж и признание, выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т.п.);
— осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области искусства в высших учебных заведениях, реализующих профессиональные программы в области искусства;
— ввести практику повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников системы на базе существующих учреждений дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переквалификации кадров; разработать соответствующие методики, рекомендации и программы;
— укрепить и развить систему организаций, осуществляющих методическое обеспечение образовательного процесса в ДШИ (методические региональные центры, ресурсные центры);
— предусмотреть, что проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ должно осуществляться с участием органов власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры;
— общеобразовательные школы и ДШИ сделать базами педагогической практики для соответствующих студентов творческих средних и высших образовательных учреждений;
— создать единую открытую базу вакансий на Сайте системы.
3.4. Финансово-экономическое направление:
Проблемы:
— отсутствует практика определения и реализации государственного[4] и социального[5] заказа, что не позволяет в условиях действующей рыночной экономики определить величину спроса как со стороны государства, так и со стороны общества на услуги, предоставляемые ДШИ, и соотнести полученные данные с фактическим предложением в каждом отдельно взятом регионе. Отсутствие аналитических данных не позволяет провести объективную работу по совершенствованию сети ДШИ.
— ограниченность бюджетов местного уровня не позволяет обеспечить реализацию программ в ДШИ на должном современном уровне;
— финансирование ДШИ производится по существующему количеству школ без анализа величины реального спроса на услуги, что, в ряде регионов, приводит к ситуации недостаточности школ и сложности получения соответствующих услуг, а других — сохранения школ «любой ценой» вне зависимости от реальной потребности в ее деятельности;
— существующие схемы финансирования определяются собственниками учреждений (муниципалитетами, субъектами РФ) самостоятельно, что приводит к неравным возможностям учреждений и, соответственно, различному качеству предоставляемой услуги на местах;
— финансирование ДШИ осуществляется по бюджетному принципу вне зависимости от результатов деятельности ДШИ;
— развитая практика взимания регулярных «добровольных» пожертвований с родителей.
Предлагается:
— внедрить практику подготовки государственного (на уровне субъектов РФ) и социального (на основе анализа общественного мнения и запросов) заказов;
— ввести подушевое финансирование ДШИ. Целью введения норматива подушевого финансирования (далее — НПФ) является определение объективной потребности в финансировании ДШИ в соответствии с реализуемыми ими программами в зависимости от направления программы (предпрофессиональная или общеэстетическая) и вида искусств. НПФ должны покрывать только те расходы, которые непосредственно связаны с реализацией программ обучающимся. Для этого необходимо на федеральном уровне закрепить базовые НПФ реализуемых программ, учитывая особенности и условия их преподавания, степень общественной значимости и пр., а субъектам РФ предоставить право увеличения базовых НПФ путем применения надбавочных коэффициентов (в зависимости от потребностей и финансовых возможностей субъектов). Кроме того, для исключения ситуации финансирования фактически отсутствующих учеников (записались, но перестали ходить на занятия) требуется данный вид финансирования основать на принципе фактического получения услуги, определяемой через систему электронного учета посещаемости;
— при определении объема финансирования школ исходить из соотношения величин: Нормативов ДШИ (см. стр.8), реальной величины спроса на услуги в соответствующем регионе и стоимости услуги. При недостаточности бюджетных средств для финансирования региона по итогам расчета, возможна реализация двух подходов: 1) определение количества бюджетных мест в учреждениях на основе Нормативов ДШИ, либо 2) передача части школ в оперативное управление коммерческим структурам на ограниченный период времени. Такой подход даст возможность сохранить существующую сеть и обеспечить предоставление услуг в школах на качественном уровне. Предполагается, что возврат школ из оперативного управления будет производиться постепенно по мере развития системы, повышения спроса на ее услуги.
— разработать и утвердить на федеральном уровне несколько моделей-шаблонов финансирования ДШИ, которые субъекты смогут принимать самостоятельно, выбирая наиболее предпочтительную модель с учетом специфики деятельности ДШИ в регионе, либо сочетать в деятельности несколько моделей. Для чего рекомендуется разработать на федеральном уровне и ввести в действие Положение о финансировании ДШИ. Предлагаемые исходные данные для Положения:
а) подушевое финансирование государственной услуги;
б) использование единого классификатора услуг (кодификация услуг);
в) периодическое (месячное, квартальное, годовое) авансовое финансирование с корректировкой по факту деятельности;
г) методика определения количества бюджетных мест;
д) введение норматива посещаемости занятий потребителями услуг (с целью исключения практики финансирования бюджетных мест, по факту посещаемых потребителями единичное количество раз и/или на нерегулярной разовой основе);
— разработать систему субсидирования ДШИ (условия выделения и распределения средств);
— в связи с ограниченностью бюджетных средств необходимо сделать упор на поддержке тех программ и направлений, которые обеспечивают оптимальное соотношение показателей государственного и социального заказов. При этом требуется определить категории граждан, направления программ, условия предоставления льгот и прочие необходимые исходные данные, на основании которых будет определяться объем финансирования и иной поддержки деятельности ДШИ. Конечной задачей является исключение существующей «распыленности» по финансированию программ путем ориентирования бюджетного финансирования исключительно на актуальные и социально-востребованные программы и направления.
— развитие практики государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций в систему.
3.5. Содержательное направление (программы, методики и пр.)
Проблемы:
— современный уровень развития, новые технологии, формы и методы творческого самовыражения открывают новые грани академических искусств, а также новые виды искусств. Деятельность в сфере фотографии, дизайна, современной музыки или танца, с одной стороны, все чаще становится профессиональной и требует соответствующей подготовки, с другой стороны, интересна и необходима детям для адаптации и социализации в современном мире. При этом существующая система ДШИ опирается на традиционные образовательные программы и методологические принципы, разработанные еще в ХХ веке, что приводит к несоответствию уровня услуг ожиданиям и потребностям потребителей;
— отсутствие методических основ реализации общеразвивающих программ.
Предлагается:
— провести «ревизию» оказываемых услуг в ДШИ и на федеральном уровне закрепить обязательный перечень услуг с учетом современных тенденций[6]:
а) по общеразвивающему направлению: рекомендуется сделать его зоной эксперимента, пространством освоения новых практик.
б) расширить перечень учебных предметов: театр, дизайн, кино, анимация, фото, архитектура, современный танец, мультимедиа-арт, современное искусство, фолк, современная музыка (неакадемические жанры) и т.п.[7]
в) для определения востребованных дисциплин (программ) использовать инструменты государственного и социального заказов (данные электронных систем посещаемости, отзывов на Сайте системы, потребности в специалистах и т. п.).
— ввести изучение существующих образовательных технологий и творческих практик зарубежных стран по разным видам искусства в творческих средних и высших образовательных учреждениях. Крайне важно инициировать и поддержать публикации описаний передового зарубежного опыта. Развивать системы стажировок молодых специалистов в странах, успешно использующих апробированные образовательные методики в сфере искусства. Приглашать с мастер-классами, семинарами ведущих зарубежных педагогов, разработчиков новых подходов;
3.6. организационное направление:
Проблемы:
— отсутствие норм, закрепляющих мероприятия по организации обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим направлениям — предполагается их осуществлять параллельно на базе каждой школы или предполагается материально-техническую базу каждого из направлений;
— в учебном процессе практически не используются современные технологии;
— неудовлетворительное состояние зданий и помещений, в которых располагаются ДШИ;
— критическое состояние технической оснащенности ДШИ — отсутствие парка музыкальных инструментов, оборудования, необходимого в образовательном процессе, учебников и учебных пособий, необходимых для обучения и т. п. (для осуществления предпрофессиональных программ этот пункт критичен: осуществлять начальное профессиональное обучение на разбитом или некачественном инструментарии невозможно. При этом родители далеко не всегда могут позволить себе приобрести качественный инструмент для ребенка.);
— для преподавания учебных предметов, особенно современных, требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: звукоусилительная аппаратура, видеопроекционные системы или их аналоги, аппаратура для воспроизведения аудио и видеоматериалов, компьютеры и пр. Однако на сегодняшний день далеко не все школы оборудованы элементарными средствами телефонной или интернет связи.
— отсутствие полноценных доступных библиотечных фондов, необходимых для освоения учебных предметов;
— издательская деятельность по переизданию по переводу зарубежных изданий, необходимых для изучения мирового опыта, практик, носит, скорее, локальный опыт, что также приводит к снижению качества и уровня образования.
Предлагается:
— закрепить организационный порядок реализации предпрофессионального и общеразвивающего направлений;
— при организации учебного процесса, расчете НПФ (см.стр.11) в обязательном порядке закладывать средства на техническое перевооружение и оснащение ДШИ;
— провести инвентаризацию общего количества ДШИ по регионам; при необходимости, перераспределить объекты недвижимости по районам в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктур[8] и пожеланиями потребителей услуг, полученных через ресурсы обратной связи системы;
— провести техническую инвентаризацию объектов ДШИ с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности;
— провести работы по ремонту, благоустройству, переоснащению и модернизации материально-технической базы объектов ДШИ на основании данных инвентаризации, обеспечив бюджетное целевое финансирование по экономически и технически обоснованным сметам[9];
— внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;
— обеспечение ДШИ учебниками и учебно-методическими пособиями в необходимом количестве;
— развитие издательского направления, сотрудничество со специализированными российскими и зарубежными издательствами.
3.7. Информационное направление:
Проблемы:
— низкая информированность населения о деятельности ДШИ;
— отсутствие у контролирующих ведомств информации о степени удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг.
Предлагается:
— на Сайте системы (см.стр.9) размещать справочную информацию о деятельности ДШИ – расположение, направления деятельности, педагогический коллектив, условия приема и т.п.;
— обеспечить регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы Интернет (на Сайте системы, социальных сетях, форумах, сайтах электронных дневников), региональных, городских и районных средства массовой информации), распространение полиграфии на объектах социальной инфраструктуры (школы, поликлиники, торговые центры, фитнес-клубы и пр.);
— проводить регулярные социологические опросы, мониторинги общественного мнения с привлечением существующих научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений.
- Определение критериев оценки качества оказываемых ДШИ услуг.
Критериями качества работы ДШИ должны быть:
— количество творческих мероприятий, организованных ДШИ самостоятельно или совместно с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры;
— количество принятых учеников и их сопоставление в количеством выпущенных учеников;
— достижения одаренных детей в творческих мероприятиях (конкурсах, фестивалях, выставках, постановках, концертах, олимпиадах и т.п.);
— внедрение новых общеразвивающих дисциплин/программ;
— по предпрофессиональным программам:
а) соответствие качества подготовки выпускников требованиям ФГТ;
б) обеспечение качества подготовки абитуриентов для средних и высших профессиональных учебных заведений соответствующего профиля;
в) количество поступивших в средние и высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля в процентном отношении к общему количеству выпускников ДШИ.
— положительная оценка деятельности педагогов ДШИ (через систему обратной связи);
— наличие молодых специалистов в педагогическом коллективе школы, их становление и развитие;
— внедрение прогрессивных методов обучения, разработка авторских методик.
- Необходимые действия для реализации Концепции.
На уровне РФ:
— перераспределить полномочия между федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, определив основы их деятельности, формы взаимодействия и порядок финансирования системы ДШИ.
Правительству РФ:
— внести поправки в Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры», определив нормативы потребности в учреждениях ДШИ, в т.ч. по видам реализуемых программ – предпрофессиональные и общеразвивающие;
— внедрить требования обязательного планирования ДШИ на вновь застраиваемых территориях (микрорайонах) наряду с общеобразовательными школами;
— разработать и внедрить единые стандарты требований к компетенции педагогических работников ДШИ, при этом уравняв их по социальному статусу с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части нормы педагогической нагрузки, уровня заработной платы, льгот при устройстве на работу в ДШИ сельской местности;
— разработать и внедрить систему материальной (надбавки, премии) мотивации за: 1) преподавание предпрофессиональных программ; 2) прохождение добровольной аттестации педагогическими работниками ДШИ, что позволит иметь объективные показатели квалификации работающих в системе людей; 3) прохождение программы переподготовки и повышения квалификации в средних и высших образовательных учреждениях соответствующего профиля;
— внедрить механизмы оценки качества деятельности педагогических работников системы;
— разработать систему субсидирования ДШИ (условия выделения и распределения средств) путем передачи средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Министерству культуры РФ:
— определить основы деятельности системы ДШИ, а именно:
а) требования к содержанию общеразвивающих программ (по аналогии с ФГТ для предпрофессиональных) — основные учебные предметы, срок обучения;
б) требования к условиям реализации программ (организационные, технические);
в) сроки и условия перехода на преподавание предпрофессиональных и общеразвивающих программ;
в) критерии оценки качества деятельности ДШИ;
г) внедрить систему кодификации деятельности системы ДШИ (единые номенклатуры/классификаторы программ обучения, учреждений, квалификации педагогов, учащихся и пр.);
— разработать и принять Положение о финансировании системы ДШИ, в котором предусмотреть:
а) утверждение базового норматива подушевого финансирования;
б) возможные модели-шаблоны финансирования ДШИ;
г) методику определения количества бюджетных мест;
д) введение норматива посещаемости занятий потребителями услуг.
— совместно с Министерством образования и науки РФ разработать рекомендации государственным органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по принятию комплекса мер, направленных на взаимодействие общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений клубного типа, учреждений и организаций культуры с ДШИ (на условиях договоров о сотрудничестве или безвозмездного пользования имуществом) в части реализации программ ДШИ, поиска одаренных детей;
— на базе средних и высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования осуществлять подготовку профессиональных педагогических кадров в области искусства, реализовывать программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;
— разработать методики, рекомендации и программы для подготовки профессиональных педагогических кадров, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников;
— органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере культуры поручить проведение процедуры аттестации педагогических работников ДШИ;
— внедрить практику формулирования государственного заказа — потребности в педагогах, творческих профессионалов на срочный, среднесрочный и долгосрочный период;
— рассматривать и утверждать субъектам РФ программы реализации услуг ДШИ на срочный, среднесрочный и долгосрочный период.
Субъектам РФ:
— на основании утвержденной федеральным органом программы обеспечивать реализацию и финансирование образовательной деятельности ДШИ, в том числе в части оплаты труда работников, осуществление методической работы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, музыкальные инструменты, оборудование, необходимое в образовательном процессе, иных расходов, связанных с реализацией и освоением обучающимися программ;
— разработать программы профессиональной мотивации (престиж и признание, выдвижение на конкурсы, гранты, предоставление возможности реализации авторских методик и т. п.) педагогов;
— внедрить современные инструменты и механизмы контроля в системе ДШИ, а именно:
а) электронный учет записи в ДШИ;
б) электронный учет посещений занятий ДШИ;
в) внедрение единого сайта системы ДШИ с функциями обратной связи с потребителями (внедрение практик анализа отзывов, размещения информации, публичных портфолио педагогов и т. п.);
— проводить аналитические исследования общественного мнения с целью определения социальной потребности (заказа) в услугах системы, степени удовлетворенности качеством оказываемых услуг и т. п. (через Сайт системы, данные, полученные от привлеченных аналитических организаций);
— совместно с органами местного самоуправления — провести инвентаризацию общего количества ДШИ по регионам; при необходимости, перераспределить объекты недвижимости по районам в соответствии с действующими методиками определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры и объективными пожеланиями потребителей услуг, полученных через ресурсы обратной связи системы;
— обеспечить развитие издательского направления, сотрудничество со специализированными российскими и зарубежными издательствами;
— обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы региональных городских средств массовой информации, распространение рекламно-полиграфической продукции на объектах социальной инфраструктуры;
— проводить регулярные социологические опросы, мониторинги общественного мнения с привлечением существующих научно-исследовательских, социологических и статистических учреждений.
Органам местного самоуправления:
— совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ — провести техническую инвентаризацию объектов ДШИ с целью выявления реального состояния учреждений, их материально-технического оборудования и оснащенности;
— обеспечить расчет потребности в средствах, необходимых для содержания материально-технической базы ДШИ;
— провести работы по ремонту, благоустройству, переоснащению и модернизации материально-технической базы объектов ДШИ на основании данных инвентаризации, обеспечив финансирование по экономически и технически обоснованным сметам;
— обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы районных средств массовой информации, распространение рекламно-полиграфической продукции на объектах социальной инфраструктуры.
ДШИ:
— обеспечить разработку и внедрение программ по предпрофессиональному и общеразвивающему образованию в предусмотренные нормативно-правовыми актами порядке и сроки (после их принятия);
— провести аттестацию преподавателей в соответствии с введенными критериями оценки их деятельности;
— обеспечивать предоставление информации для размещения ее на единых сайтах субъектов по ДШИ;
— взаимодействовать с родителями обучающихся, регулярно проводить социологические опросы;
— наладить взаимодействие с общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры.
— обеспечивать регулярную рекламу и информирование потребителей услуг о деятельности ДШИ через ресурсы Интернет (на Сайте системы, социальных сетях, форумах, сайтах электронных дневников).
- Ожидаемые результаты.
Развитая система ДШИ должна будет охватывать не только профессиональную составляющую, но и формировать у подрастающего поколения художественное мышление, воспитывать эстетические чувства, эмоциональную культуру и толерантность, формировать нравственные идеалы, основанные на порядочности, чести, достоинстве, взаимоуважении, патриотизме. Все это, несомненно, положительно скажется на формировании у подрастающего поколения творческой активности и его дальнейшем гармоничном существовании в обществе.
Предпрофессиональное и профессиональное образование в области искусств и обучение детей в общеобразовательных школах должны рассматриваться в единстве, а не в отрыве друг от друга: творческие колледжи и вузы должны осуществлять подготовку педагогов для общеобразовательных школ и ДШИ в рамках образовательных программ в области музыкального искусства. В свою очередь, общеобразовательные школы и ДШИ должны явиться базами педагогической практики для таких студентов.
С целью осуществления оценки результатов реализации настоящей Концепции необходимо ежегодное проведение мониторинга деятельности ДШИ.
Осознавая, что достижение обозначенных в Концепции целей представляет собой сложный и многоэтапный процесс, в который вовлекаются государственные и общественные структуры, коллективы учреждений культуры и образования, подрастающее и взрослое население страны, выделяется ряд общих условий ее реализации, среди которых:
— управленческая ответственность и компетентность в вопросах культуры и образования на разных уровнях управления;
— высокий профессионализм в творческой и образовательной деятельности, совмещенный с личностной духовной потребностью;
— академизм и инновационность в развитии системы образования в области искусств.
Только при наличии таких базовых условий образование в области искусств сможет реализовать свое комплексное воздействие на человека (эстетическое, психологическое, интеллектуальное), сформировать особый тип мышления, во многом определяющий будущее человечества.
[1] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
[2] «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» от 17.06.2022 N 145-ФЗ
[3] В марте-апреле 2022 г. Министерство культуры РФ издало Приказы об утверждении 13 федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств.
[4] Государственный заказ — это потребности государства (соответствующего уровня власти) в наличии у населения определенных навыков, специальной и культурной подготовки, поддержки населением определенного образа жизни, основы которых закладываются и реализовываются через систему образования;
[5] Социальный заказ — это потребности населения в получении конкретных видов услуг.
[6] Рекомендуется привлечь современных деятелей искусств для определения значимости, в том числе, современных направлений искусств, которые необходимо вводить для преподавания в ДШИ.
[7] Преподавание ряда, из указанных, учебных предметов уже предусмотрено в основной или вариативной части ФГТ.
[8] Распоряжение Правительства РФ №1683-р от 19.10.1999 г. «О методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры»
[9] В порядке ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Расшифровка аббревиатур кабелей и проводов.

Чтобы сразу можно было понять, какой кабель перед вами, внедрена система маркировки кабелей и проводов. Все имеющиеся на сегодняшний день материалы, из которых делают кабельную продукцию, обозначены определенными буквами (например, Р — резина, П — полиэтилен, В — ПВХ (винил) и т.д.), а их позиция говорит о том, что из этого материала сделано — изоляция, защита или броня.
Маркировка кабеля — что зашифровано в буквах и цифрах
Первая буква в маркировке кабеля это или буква «А» — алюминий, или пропуск. Пропуск означает «медь». Так что если на первой позиции вы видите любую другую букву кроме «А», это значит, что проводники сделаны из меди.
Вы так же можете посмотреть информацию по теме: Основные сокращения в электротехнике, энергетике
Изоляция, броня, защита
Для начала давайте разберемся, что такое броня, что — защита, а что — изоляция. Когда говорят о материале изоляции, имеют в виду материал, использованный для изоляции алюминиевых или медных жил. Задача этого слоя — предотвратить замыкание жил между собой. Тут используются диэлектрические материалы: резина, полиэтилен, ПВХ, фторопласт. Когда-то применялась еще и бумага, но сейчас этот вид изоляции почти не используется.
Защитная оболочка (внутренняя) — укладывается под броню или наружный защитный слой, чтобы они не повредили изоляцию а также для повышения степени защиты (от воды, температурных, механических воздействий). Присутствует далеко не всегда.
Броня кабеля — это стальные ленты (оцинкованные или нет) или оплетка из проволоки (круглой или плоской). Этот слой есть не во всех кабелях. Нужен он для увеличения механической прочности. Бронированные кабели используются в тех местах, где высок риск их повреждения или есть постоянно действующие нагрузки. Их применяют для прокладки в земле, на столбах, под водой и т.д. Для внутренней проводки броня не требуется — нет критических нагрузок.
Защитный слой кабеля (наружный покров) — это наружная оболочка, которая защищает броню и/или проводники. Очень часто тут используются те же материалы, что и для изоляции, но материал может и отличаться.
Все эти три оболочки идут после обозначения материала жилы, то есть это вторая, третья и четвертая буквы (это если есть буква «А», если буквы нет — жилы медные). Их обозначение и расшифровка есть в таблице.
Силовой кабель с ПВХ (виниловой) и резиновой изоляцией: ВВГ, ВВГнг, ВВГнг-LS, АВВГ, АВВГнг, АВВГнг-LS, ВБбШв, ВБбШнг, ВБбШнг-LS, АВБбШв, АВБбШнг, АВБбШнг-LS | |
Сокращенная аббревиатура | Расшифровка аббревиатуры |
КГ | кабель гибкий |
А | (первая буква) алюминиевая жила, при ее отсутствии — жила медная по умолчанию |
В | (первая (при отсутствии А) буква) ПВХ изоляция |
В | (вторая (при отсутствии А) буква) ПВХ оболочка |
Г | отсутствие защитного покрова «голый» |
нг | не поддерживающий горения |
LS | Low Smoke – с пониженным дымом и газовыделением |
Бб | бронированный покров из стальных лент |
Шв | наружный покров из ПВХ шланга |
ПВС | П — провод; В — изоляция и оболочка из ПВХ пластиката; С – соединительный. |
КВВГ | К – контрольный; В — изоляция из ПВХ пластиката; В — оболочка из ПВХ пластиката; Г – голый, отсутствие защитных покровов. |
ВВГ | В — изоляция жил из поливинилхлоридного пластиката; В — оболочка из поливинилхлоридного пластиката; Г – голый, отсутствие защитного покрова. |
ВВГ-нг | В — изоляция жил из поливинилхлоридного пластиката; В — оболочка из поливинилхлоридного пластиката; Г – голый, отсутствие защитного покрова; нг — не распространяет горение при групповой прокладке. |
ШВВП | Ш – шнур; В — изоляция из ПВХ пластиката; В — оболочка из ПВХ пластиката; П – плоский. |
ППВ | П – провод; П – плоский; В — изоляция из ПВХ пластиката. |
Кабель с БПИ — кабель с изоляцией из пропитанной бумаги: АСБ, АСБл, АСБ2л, ААБл, СБ, СБл, СБГ | |
А | (первая буква) алюминиевая жила, при ее отсутствии — жила медная по умолчанию |
АБ | алюминиевая броня |
СБ | (первая или вторая (после А) буква) свинцовая броня |
л | лавсановая лента |
2л | двойная лавсановая лента |
Г | отсутствие защитного покрова «голый» |
Телефонный кабель: ТПпП, ТпПэп, ТПпПз, ТПпэПз ТПпПБбШп, ТПпПзБбШп, ТПпэПзБбШп, ТСВ, ТСВнг | |
Т | телефонный кабель |
П | полиэтиленовая изоляция |
п | поясная изоляция — ленты полиамидные, полиэтиленовые, поливинилхлоридные или полиэтилентерефталатные |
Э | экран |
П | полиэтиленовая оболочка |
З | гидрофобный заполнитель |
Шп | наружный покров из полиэтиленового шланга |
С | станционный кабель |
Подвесные провода: | |
А | алюминиевый голый провод |
АС | алюминиево-стальной (чаще употребляется слово «сталеалюминиевый») голый провод |
СИП | самонесущий изолированный провод |
Контрольный кабель: КВВГ, АКВВГ, КВВГнг, АКВВГнг, КВВГнг-LS, АКВВГнг-LS, КВВГэ, АКВВГэ, КВВГэнг-LS, АКВВГэнг-LS, КВБбШв, АКВБбШв, КВБбШнг, АКВБбШнг, КВБбШнг-LS, АКВБбШнг-LS | |
К | (первая или вторая (после А) буква) — кабель контрольный кроме КГ — кабель гибкий |
Э | экран |
Некоторые типы кабеля расшифровываются особым образом: | |
КСПВ | кабели для систем передачи в виниловой оболочке |
КПСВВ | кабели пожарной сигнализации, с виниловой изоляцией, в виниловой оболочке |
КПСВЭВ | кабели пожарной сигнализации, с виниловой изоляцией, с экраном, в виниловой оболочке |
ПНСВ | провод нагревательный, стальная жила, виниловая оболочка |
ПВ-1, ПВ-3 | провод с виниловой изоляцией. 1, 3 — класс гибкости жилы (наиболее применимые классы гибкости жилы для данного типа провода, однако, могут применяться и другие) |
ПВС | провод в виниловой оболочке соединительный |
ШВВП | шнур с виниловой изоляцией, в виниловой оболочке, плоский |
ПУНП | провод универсальный плоский |
ПУГНП | провод универсальный плоский гибкий |
Силовой кабель: NYM, NHMH, NYY, NYCY, NYRGY | |
N | согласно VDE |
Y | ПВХ |
H | безгалогеновый ПВХ |
M | монтажный кабель |
C | медный экран |
RG | броня |
Кабель передачи данных «витая пара»: UTP, FTP, S-FTP, S-STP | |
U | unfoiled (нефольгированный, неэкранированный) |
F | foiled (фольгированный, экранированный) |
S | screened (экранированный медными проволоками) |
S-F | общий экран из фольги общий плетеный экран |
S-S | экран каждой пары из фольги общий плетеный экран |
TP | twisted pair — витая пара |
Телефонный кабель и кабель для пожарной сигнализации: J-Y(St)Y, J-H(St)H | |
J | инсталляционный, установочный кабель |
Y | ПВХ |
(St) | экран из фольги |
Безгалогеновый огнестойкий кабель: NHXHX FE 180, NHXCHX FE 180 | |
N | согласно VDE |
HX | сшитая резина |
C | медный экран |
FE 180 | кабель сохраняет свои свойства на протяжении определенного времени (в данном случае 180 минут) в открытом пламени, под напряжением |
Провода монтажные: H05V-K, H07V-K, N07V-K | |
H | гармонизированный провод (одобрение HAR) |
N | соответствие национальному стандарту |
05 | номинальное напряжение 300/500 В |
07 | номинальное напряжение 450/750 В |
V | ПВХ изоляция |
K | гибкая жила для стационарного монтажа |
Кабель итальянского производства имеет специфические обозначения согласно CEI UNEL 35011: FROR | |
F | corda flessibile — гибкая жила |
R | polivinilclorudo — PVC — ПВХ изоляция |
O | anime riunite per cavo rotondo — круглый, не плоский кабель |
R | polivinilclorudo — PVC — ПВХ оболочка |
Кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена: | |
N | согласно VDE |
Y | ПВХ |
2Y | полиэтилен |
2X | сшитый полиэтилен |
S | медный экран |
(F) | продольная герметизация |
(FL) | продольная и поперечная герметизация |
E | трехжильный кабель |
R | броня из круглых стальных проволок |
J | наличие желто-зеленой жилы |
O | отсутствие желто-зеленой жилы |
Контрольный кабель: YSLY, LiYCY | |
Y | ПВХ |
SL | кабель контрольный |
Li | многожильный проводник по VDE |
SAT — от англ. satellite — спутник — кабель для спутникового телевидения |
Расшифровка цифровых значений
После букв маркировка кабеля содержит несколько цифр. Они отражают рабочее напряжение, на которое рассчитан кабель (если цифры нет, то используется для сети 220 В), а также количество и сечение жил. Первой стоит кол-во, через знак «х» — сечение. Если все жилы одинакового сечения, такая пара одна, если есть выделенные жилы для «нуля» (они меньшего сечения), через « » стоит вторая пара цифр.
Расшифровка маркировки кабеля АРНБГ и основные обозначения, которые могут стоять на этих позициях
В этой части маркировки кабелей разобраться не так сложно. Разберем один пример. Очень популярны кабели ВВГ. Расшифровка маркировки следующая:
- жилы медные (отсутствует буква «А» на первой позиции);
- первая «В» — изоляция жил виниловая (ПВХ),
- вторая «В» — защитная оболочка тот же ПВХ,
- Г — отсутствует наружный покров.
Этот кабель многие считают оптимальным для внутренней проводки в доме или квартире, так как стоит он относительно недорого, есть во многих вариантах, выпускается большим количеством производителей.
Цифры отображают количество и сечение жил
Чтобы лучше разобраться в цифровых обозначениях в маркировке кабеля разберем несколько модификаций этой кабельной продукции:
- ВВГ 2*2,5 — два проводника сечением 2,5 мм2;
- ВВГ 3*4 — три проводника сечением 4 мм2;
- ВВГ 3*4 1*2,5 — три рабочих жилы сечением 4 мм2 и одна «нулевая» — сечением 2,5 мм2.
Таким же образом расшифровываются цифры и во всех остальных случаях.
Температурный режим и ГОСТ
На последнюю часть маркировки кабелей мало кто обращает внимание. Тут проставляется режим эксплуатации (минимальные температуры) и наименование ГОСТа или ТУ, согласно которому этот кабель изготовлен.
Температурные данные важны, для наружной прокладки кабелей. Особенно они актуальны для регионов с низкими или высокими температурами. Потому при выборе типа кабеля про этот параметр не забываем.
Маркировка кабеля: примеры расшифровки
Изучая информацию по маркировке все кажется вполне понятным, но при попытке применить знания на практике часто появляются затруднения. Больше всего сложностей вызывает то, что некоторые характеристики отображаются отсутствием обозначений. С первой позицией все более-менее просто — стоит впереди «А» — жилы из алюминия, если любая другая буква — медные.
Расшифровка маркировки АПвПу2Г выглядит следующим образом:
- А — алюминиевые жилы;
- Пв — изоляция проводников из сшитого полиэтилена;
- Пу — защитная оболочка (внутренняя);
- 2Г — двойная гидроизоляция
Расшифровка МКЭШ:
- буквы «А» на первом месте нет — медные жилы;
- МК — монтажный кабель
- Э — экранированный (алюминиевой фольгой);
- Ш — наружная защита — шланг ПВХ.
Как видите на примере расшифровки кабеля МКЭШ, на первой позиции может оказываться назначение кабеля. Тут можно увидеть следующие буквы:
- Г — гибкий многожильный;
- К — кабель контрольный;
- МК — монтажный кабель;
- КСП — кабель систем передачи (не силовой, для проводки не используется);
Еще может пропускаться еще может защитная оболочка и броня. Они есть в кабелях, которые прокладываются в сложных условиях. То есть, тут тоже может возникнуть путаница.
Как же ориентироваться? В некоторых случаях по буквам. «Б» — это только тип брони, «Г» — гидроизоляция, «Ш» — защитная оболочка в виде выпрессованного шланга. Все остальные — по ситуации. Но так глубоко надо изучать маркировку специалистам, домашнему мастеру, в основном, надо знать основные положения, а конкретные свойства кабеля можно подсмотреть в его описании. Как видите, маркировка кабеля и ее расшифровка — дело нелегкое.
Еще несколько примеров расшифровки наиболее популярных кабелей:
ВБбШвнг:
- нет буквы «А» — медные жилы;
- В — изоляция жил из ПВХ;
- Бб — броня из двух стальных лент;
- Швнг — наружный виниловый шланг негорючий (нг).
ААБл:
- А — алюминиевые жилы;
- А — оболочка из алюминия;
- Бл — броня с подложкой из пластмассовых лент;
КГ:
- впереди нет «А» — жилы медные;
- К — кабель;
- Г — голый.
По факту КГ — это просто пучок медных проводов без защитных оболочек. Сегодня используется крайне редко, но все еще встречается.
Маркировка проводов
Провода маркируются по той же схеме, что и кабели. Первая позиция тоже обозначает материал жил — А — алюминий, а ее отсутствие — медь. На второй позиции могут стоять либо П (провод), либо ПП — провод плоский, Ш — шнур. В первом случае он может быть одножильным, во втором — обычно состоит из двух или трех (реже — больше) жил. Недавно появился новый вид — нагревательные провода. Они обозначаются ПН. И последняя — третья — позиция с буквами — это материал изоляции. Тут все стандартно:
- В — ПВХ;
- П — полиэтилен:
- Р — резина;
- Н — найрит;
- Л — хлопковая оболочка, покрытая лаком;
- О — хлопчатобумажная оплетка с пропиткой;
- М — из маслостойкой резины;
Но на этой позиции может находится информация о конструкции или назначении провода:
- Г — гибкий;
- Т — для прокладки в трубах;
- С — соединительный;
После букв стоят цифры. Это количество проводников (первая цифра) и их поперечное сечение (вторая).
Провода — П — обычный, круглый, ПП — плоский
При расшифровке маркировки главное — понять, где кабель, а где провод. Ведь буква «П» на второй позиции может обозначать полиэтиленовую изоляцию проводов. Ориентироваться можно по количеству букв — маркировка проводов обычно содержит 4 буквы, а кабелей — больше. Хоть это и не явный признак, но в большинстве случаев помогает. Зато остальная расшифровка маркировки проводов намного легче, чем кабельной продукции. Вот несколько примеров:
АППВ:
- А — алюминиевые жилы;
- ПП — провод плоский;
- В — виниловая изоляция;
ПНСВ:
- буквы А нет — жилы медные;
- ПН — провод нагревательный;
- С — стальная жила, круглая;
ПВ. У проводов этой марки через тире пишется цифра, обозначающая количество проводников в проводе (ПВ-1, ПВ-3):
- П — провод;
- В — виниловая оболочка (ПВХ).
А и АС — алюминиевый провод неизолированный, АС — скрученный.
ПР — провод с резиновой изоляцией.
Часто еще возникает вопрос: чем отличается провод от кабеля. В основном — количеством проводников. Провод чаще всего имеет одну жилу. Двух и трехжильные провода отличаются от кабелей тем, что у него есть только одна тонкая оболочка. У кабелей обычно их несколько.
Маркировка оптических кабелей
Маркировка оптических кабелей имеет свои особенности. Первые две буквы — ОК (оптический кабель). Так что с идентификацией проблем не будет. Далее принцип тот же: есть определенный набор обозначений, которыми шифруются характеристики. В общем случае структура маркировки после букв «ОК» такая:
- Условия прокладки кабеля:
- Г — в грунт
- К — в канализацию
- П — в пластиковые трубы
- С — самонесущий
- П — подвесной
- Tип модульной конструкции:
- М — многомодульная
- Ц — одномодульная с центральной трубкой
- Горючесть оболочки:
- «нг» — негорючий при групповой прокладке
- «н» — негорючий при одиночной прокладке
- отсутствие букв — обычный полиэтилен (горючий)
- Если кабель «н» или «нг», далее уточняется тип оболочки:
- LS — полиэтилен, который не выделяет галогенов, имеет пониженное выделение дыма и газов
- Конструктивное исполнение:
- 00 — одномодульный (ЦСЭ нет)
- 01 — многомодульный со стеклопластиковым стержнем
- 02 — многомодульный со стальным тросом
- 03 — многомодульный со стальной проволокой
- 04 — многомодульный с арамидными нитями
- Количество ОМ х количество ОВ в ОМ
- Тип ОВ (если их несколько, указывается для каждого):
- Е1 – одномодовое ОВ с несмещенной дисперсией по рекомендации ITU-T G.652.B
- Е3 – одномодовое ОВ с дополнительным окном прозрачности по рекомендации ITU-T G.652.D
- Е5 – одномодовое ОВ с ненулевой дисперсией по рекомендации ITU-T G.655
- М1 – многомодовое ОВ 50/125 (G.651)
- М2 – многомодовое ОВ 62,5/125
- Допустимое растягивающее усилие
Список аббревиатур — циклопедия
→ Аббревиатура
Список аббревиатур, используемых в русском и английском языках.
Примечание: нужно исправлять и создавать новые перенаправления. Если не дана расшифровка аббревиатуры, то имеется несколько её значений, которые перечисляются на отдельной странице неоднозначностей.
Аббревиатура | Полный текст | Перевод | Примечание | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ААНИИ | Арктический и антарктический научно-исследовательский институт | ||||||
АБ | см. значения | ||||||
АБС | Анти-блокировочная система | ||||||
АВД | от агл. AWD (All Wheel Drive — все колеса ведут) | Обозначение полного привода на автомобилях | |||||
АВМ | |||||||
АВР | Автоматический ввод резерва | ||||||
АДЭ | Ассоциация документальной электросвязи | ||||||
АНОЮ | Антифашистское вече народного освобождения Югославии | ||||||
АГТУ | |||||||
АД / Ад (значения) | |||||||
АДГ | эндокринолог.Антидиуретический гормон | ||||||
АДД | ав.Авиация дальнего действия | ||||||
аддд | ав.Авиационная дивизия дальнего действия | ||||||
АЕК | |||||||
АЗ | Аварийная Защита | ||||||
АЗЛК | Автомобильный завод имени Ленинского комсомола | ||||||
АЗС | Автозаправочная станция | ||||||
АЖ | |||||||
АИ | |||||||
АИЖК | Агентство по ипотечному жилищному кредитованию | ||||||
АИК | Аппарат искусственного кровообращения | ||||||
АИТ | |||||||
АиФ | Аргументы и факты | ||||||
АК | |||||||
АКА | Архив кабинета археологии | ||||||
АКБ | Акционерный коммерческий банк | ||||||
АКМ | Автомат Калашникова ( модернизированный) | ||||||
АКП | Автоматическая Коробка Передач | ||||||
АКТГ | эндокринолог.Адренокортикотропный гормон | ||||||
АЛ | |||||||
АЛЖИР | Акмолинский лагерь жён изменников Родины | ||||||
Альп. корп. | Альпийский корпус | ||||||
АМ | |||||||
АМГОТ | англ.AMGOT, Allied Military Government of Occupied Territory | Союзная военная администрация на оккупированных территориях | |||||
АМЗ | |||||||
АМН | Академия медицинских наук | ||||||
АМО ЗИЛ | Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва» | ||||||
АХЛ | |||||||
АН | Академия наук, Агентство недвижимости | ||||||
АНЗЮС | англ.ANZUS Security Treaty — Australia, New Zealand, United States | Тихоокеанский пакт безопасности | Военный союз Австралии, Новой Зеландии и США | ||||
АНО | Автономная некоммерческая организация | ||||||
АНП | |||||||
АНСА | итал.ANSA, Agenzia Nazionale Stampa Associata | Национальное агентство объединённой печати | Итальянское информационное агентство | ||||
АНХ | |||||||
АО | Акционерное общество | ||||||
АОА | |||||||
АОЗТ | Акционерное общество закрытого типа | ||||||
АОК | |||||||
АОН | Академия общественных наук, Автоматический определитель номера | ||||||
АООТ | Акционерное общество открытого типа | ||||||
АП | |||||||
АПА | |||||||
АПБ | Архитектурно-планировочное бюро | ||||||
АПК | Аграрно-промышленный комплекс, Агропромышленный комплекс, Арский педагогический колледж | ||||||
АПЛ | |||||||
АПН | Агентство печати «Новости» | ||||||
АПН РФ | Академия Педагогических НаукРоссийской Федерации | ||||||
АПР | Аграрная партия России | ||||||
АПРА | исп. APRA, Alianza Popular Revolucionaria Americana | Американский народно-революционный альянс | Перуанская политическая партия | ||||
АПЭ (значения) | |||||||
АПЧ | Автоматическая подстройка частоты | ||||||
АПЧиФ | Автоматическая подстройка частоты и фазы | ||||||
АРА | англ.ARA, American Relief Administration | Американская администрация помощи | |||||
АРБЕД | Aciéries Réunies de Burbach — Eich — Dudelange | Объединённые сталеплавильные заводы Бурбах — Эйх — Дюделанж | Люксембург | ||||
АРЕ | Арабская Республика Египет | ||||||
АРК | Автономная Республика Крым | ||||||
АРКОС | англ.en:All Russian Co-operative Society, с 1922 — Arcos Ltd | Акционерное торговое общество | |||||
АРМ (значения) | |||||||
АРМКО | англ.ARMCO, American Rolling Mill Corporation, AK Steel Holding | Американская фирма | |||||
АРМУ | Ассоциация революционного искусства Украины | ||||||
АРУ | Автоматическая регулировка усиления | Объединение архитекторов-урбанистов | |||||
АРФ | |||||||
АС | Автомат стабилизации, акустическая система | ||||||
АСГЭ | Археологический сборник Государственного Эрмитажа | ||||||
АСЕАН | Ассоциация государств Юго-Восточной Азии | ||||||
АСКУЭ | энерг.Автоматизированные системы контроля и учета энергии | ||||||
АСНОВА | Ассоциация новых архитекторов | ||||||
АСП | |||||||
АССР | Автономная Советская Социалистическая Республика | ||||||
АСТ | |||||||
АСУ | Автоматизированная система управления, Ассоциация смоленских учёных | ||||||
АСУП | Автоматизированная система управления предприятием | ||||||
АСУ ТП | Автоматизированная система управления технологическим процессом | ||||||
АТ | |||||||
АТС | Автоматическая телефонная станция | ||||||
АТФ | Аденозинтрифосфорная кислота | англ. аббр. ATP | Универсальный аккумулятор и переносчик энергии в живых организмах | ||||
АТЭС | Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество | ||||||
АУ | |||||||
АУМ | Ассоциация учащейся молодёжи | ||||||
АУПРБ (АУпПРБ) | Академия управления при Президенте Республики Беларусь | англ.Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus | ведущий вуз в национальной системе образованияРеспублики Беларусь | ||||
АУПТ | пож.Автоматические установки пожаротушения | ||||||
АУРШ | Ассоциация учителей русских школ | ||||||
АФК | |||||||
АФТ | Американская федерация труда | ||||||
АФТ—КПП | Американская федерация труда — Конгресс производственных профсоюзов | ||||||
АХ | Академия художеств | ||||||
АХЛ | Американская хоккейная лига | ||||||
АХР | |||||||
АХРР | Ассоциация художников революционной России | ||||||
АХО | Административно хозяйственный отдел | ||||||
АХЧУ | укр.Асоцiaцiя художниюв Червоної України | Ассоциация художников Красной Украины | |||||
АХОВ | Аварийно химически опасное вещество | ||||||
АШ | |||||||
«АЭГ—Телефункен» | нем.AEG, Allgemeine Elektricitats-Gesellschaft-Telefunken, Allgemeine Electricitats-Gesellschaft | ФРГ | |||||
АЭС | Атомная электростанция | АЭВТ | Комитет по безопасности полѐтов |
|
|
|
|
Аббревиатура | Полный текст | Перевод | Примечание |
---|---|---|---|
М3, М-3, М10, М-13 (значения), М17, М18, М-20, М-30, М50, М-52, М53, М62, М67, М101 | |||
МА | |||
МАВГР | Материалы по археологии Восточных губерний России | ||
МАГАТЭ | Международное агентство по атомной энергии | ||
МАДИ | Московский аэродинамический институт | ||
МАЗ | Минский автомобильный завод | ||
МАИ | Московский авиационный институт и др. | ||
МАИР | Международное агентство по изучению рака | ||
МАК | |||
МАКС | |||
Малгаб | малогабаритная (радиолампа) | ||
МАН | Малая академия наук | ||
МАПРЯЛ | Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы | ||
МАР | Материалы по археологии России | ||
МАС | |||
МАУ (значения) | |||
МАШ (значения) | |||
МАЭ | Музей антропологии и этнографии | ||
МБ, Мб | |||
МБР | Межконтинентальная баллистическая ракета | ||
МВД | Министерство внутренних дел | ||
МВЛ (значения) | |||
МВТИ | Московский военный технический институт | ||
МВТУ им. Баумана | Московское высшее техническое училище им. Баумана | ||
МВТУ | Московский высший технический университет | ||
МВФ | Министерство воздушного флота, Международный валютный фонд | ||
МВХПУ | Московское высшее художественное профессиональное училище | ||
МГ | |||
МГБ | Министерство государственной безопасности | ||
МГГ | Международный геофизический год | ||
МГД | |||
МГК | Московская государственная консерватория | ||
МГЛУ (значения) | |||
МГМИ | Московский государственный медицинский институт | ||
МГПИ | Московский государственный педагогический институт | ||
МГПУ | Московский государственный педагогический университет | ||
МГС | Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации | ||
МГТУ (значения) | |||
МГТУ | Московский государственный технический университет | ||
МГУ (значения) | |||
МГУ | Московский государственный университет | ||
МГУП | |||
МД | Моторизованная дивизия | ||
МДК | строит.Методическая документация в сфере жилищно-коммунального хозяйства | ||
МДМ | |||
МДП | |||
МДР | |||
МДС | строит.Методические документы в строительстве | ||
МДФ (значения) | |||
МДФ | Древесноволокнистая плита средней плотности (англ.Medium Density Fiberboard, MDF) | ||
МЗКТ | Минский завод колёсных тягачей | ||
МЕ (значения) | |||
Мед | |||
МЗ | Министерство здравоохранения | ||
МИ | Документы по метрологии, сокращение в названии советских/российскихвертолетов авиаконструктора Миля М. Л. | ||
МИА | Материалы и исследования по археологии | ||
МИАН (значения) | |||
МИД | Министерство иностранных дел | ||
МИИФЛ | Московский институт истории, философии и литературы | ||
Минфин | Министерство финансов Российской Федерации | ||
МИР, мир. | сокр. мирный(мировой), «Маркетинг и реклама», «Менеджмент. Инвестиции. Развитие», татуир. «меня исправит расстрел», «Молодёжное информационное равенство», код аэропортаг. Мирный, мастерская индивидуальной режиссуры, материаловедческий исследовательский реактор, машина для испытаний на растяжение, машинная имитация решений, международные информационные ресурсы, Международный институт по радиоэкологии,Международный институт рекламы, Международный институт республиканцев, Международный институт рынка, Метроинжреконструкция, Министерство информационного развития, морская инженерная рота, Музей истории религии, муниципальные информационные ресурсы (см. также МИР) | ||
МИРЭА | Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики | ||
МИСИ | Московский инженерно-строительный институт | ||
МИФИ | Московский инженерно-физический институт | ||
МК | См. список значений в МК | ||
МКАД | Московская кольцевая автомобильная дорога, Минская кольцевая автомобильная дорога | ||
МКАЭН | Международный конгресс антропологических и этнографических наук | ||
МКБ | Международная классификация болезней | ||
МКБ-10: Код D | Код «D» в международной классификации болезней 10-го пересмотра | ||
МКС (значения), МКС | Международная космическая станция, МКС (система единиц измерения) | ||
МКСА | МКС (система единиц измерения) | ||
МКФ | Международный кинофестиваль | ||
МКХА | Методика количественного химического анализа | ||
МЛ, Мл | См. список значений в МЛ | ||
МЛП | См. список значений в МЛП | ||
ММ, Мм | |||
ММБ | Международный Московский Банк, Московский марш-бросок | ||
ММВБ | Московская межбанковская валютная биржа | ||
ММДЦ | Московский международный деловой центр | ||
ММЗ | Московский мотоциклетный завод, Мытищинский машиностроительный завод, Минский моторный завод, Марийский машиностроительный завод | ||
ММИ | Московский медицинский институт | ||
ММК | Магнитогорский металлургический комбинат | ||
МММ | |||
ММО (значения) | |||
ММФ (значения) | |||
МНБ | Московский Народный Банк | ||
МНИ | Музей народного искусства | ||
МНПЗ | |||
МНР | |||
МНС | Младший начальствующий состав, Младший научный сотрудник | ||
МО | Министерство обороны, Методический отдел, Машинное отделение и др. | ||
МОП | Младший обслуживающий персонал | ||
МОПИ | Московский областной педагогический институт | ||
МОР | |||
МОСХ | Московское отделение Союза художников | ||
МОУ (значения) | |||
М.П. | докум. место печати | ||
МПГ | Международный полярный год | ||
МПИ | |||
МПС | Министерство путей сообщения | ||
МР | Методические рекомендации | ||
м/р, м. р. | месторождение, микрорайон | ||
МРМТ | Марийский радиомеханический техникум, Московский радиомеханический техникум | ||
МС | |||
МС-1 | |||
МСГ | эндокринолог.меланостимулирующий гормон | ||
МСГИ | Московский гуманитарный институт | ||
МССР (значения) | |||
МСУ | строит.Механизированное строительное управление | ||
МСХ | Министерство сельского хозяйства | |||
МСХ | Московский Союз художников | ||
МСЭ | |||
МТЗ | Минский тракторный завод | ||
МТИ | |||
МТО | |||
МТС | |||
МТТ | Механика твердого тела | ||
МУ | Методические указания, Муниципальное управление | ||
МУДО | Муниципальное учреждение дополнительного образования | ||
МУМ | Международный Университет в Москве | ||
МУП | Муниципальное унитарное предприятие | ||
МУПСХ | Муниципальное унитарное предприятие сельского хозяйства | ||
МУР | Московский уголовный розыск | ||
МФ | |||
МФА (значения) | |||
МФО | |||
МХТ | Московский Художественный театр | ||
МЦД | Мировые центры данных | ||
МЧМ | Министерство черной металлургии | ||
МЧС | Министерство по чрезвычайным ситуациям | ||
МЭИ | Московский энергетический институт | ||
МЭК | Международная электротехническая комиссия | ||
МЭРТ | Министерство экономического развития и торговли России | ||
МЭС | эл.Международный электротехнический словарь | ||
МЭТ | Молодежный эстрадный театр | ||
Мэш (значения) | |||
МЮИ | Международный юридический институт |
|
|
|
|